Храм в холмской

ХОЛМСКАЯ АНОМАЛИЯ: ПО СЛЕДАМ ТРАГЕДИИ

Почему обыкновенная кубанская станица стала местом настоящего кошмара с гибелью семерых детей? Почему должностные лица всеми способами стараются отказаться от любых комментариев? И почему в станице говорят о произошедшем шепотом? В причинно-следственны

Почему обыкновенная кубанская станица стала местом настоящего кошмара с гибелью семерых детей? Почему должностные лица всеми способами стараются отказаться от любых комментариев? И почему в станице говорят о произошедшем шепотом? В причинно-следственных связях трагедии попытались разобраться наши журналисты.

Нет больше сыновей и дочек

То, что произошло в ночь с 8 на 9 октября в станице Холмской Абинского района, повергло в шок не только Кубань. Слишком необычное происшествие для обычной станицы: оставленные среди ночи невесть куда ушедшими из дому родителями ребятишки от года до десяти лет задохнулись во время пожара. Две семьи разом лишились детей. Светлана Бастрич больше не многодетная мать: она потеряла пятерых своих маленьких кормильцев. Да, да, ведь именно на детские пособия жила большая семья: ни 35-летняя мать, ни ее 52-летний гражданский муж не работали. Нет больше дочек и у кумы Натальи, которая в тот злополучный пятничный вечер оставила двух своих девочек «в гостях».

Формальную причину возгорания назвали сразу: дети угорели из-за невовремя закрытой заслонки дровяной печи. Кто ее закрыл, во сколько, а также, сколько времени и почему отсутствовали взрослые? В этом после возбуждения уголовного дела по статье «Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам» разбирается следствие. Об этом вот уже неделю с лишком судачат люди, на этом делаются немалые рейтинги.

– Мы поехали в магазин за детским питанием, – оправдывается Светлана Бастрич в эфире популярного ток-шоу на второй день после жуткой истории.

В это мало кто верит. Особенно после того, как установлено, что хозяева отсутствовали несколько часов. И после того, как стало известно, что в 2012 году у хозяйки сгоревшего дома уже были проблемы с законом из-за жестокого обращения со старшим сыном. 16-летний Вадим давно ушел жить к бабушке, и, как признался он в одном из интервью, матери не впервой бросать детей одних дома. Сейчас женщина беременна еще одним ребенком, какая судьба ждет его, пока неизвестно.

Кстати, о детском питании: мы выяснили, что ни в одном из двух круглосуточных магазинов Холмской его сроду не было, а аптеки по ночам вообще не работают. Зато недорогой выпивкой в станице можно разжиться и днем, и ночью.

Синдром Кущевки?

Станица Холмская – это 8 тысяч жителей. …И ни одного живого человека – так и хочется сказать после не слишком удавшейся «коммуникации» с местной администрацией и жителями. Так совпало, что мы приехали на место трагедии на девятый день. По христианской традиции он считается особенным, когда усопших поминают. Но в станице многие будто стараются о случившемся забыть. Глава Холмского сельского поселения Виталий Ахуба, который вчера был готов встречаться и общаться, наутро уже не смог. – Вызвали по неотложным делам в Краснодар, и вообще он в отпуске, – сухо пояснили нам неприступные женщины в приемной. И тут же принялись хором нас выпроваживать. На все вопросы о его заместителе или любом другом компетентном представителе дамы заговорщически молчали или отвечали, что «тоже уехал». Наконец, нам удалось разыскать заместителя главы Александра Флерко, который тоже, по словам женщин, еще минуту назад был «в отъезде».

– У меня толпа народу приема ждет, некогда, куча важных дел, – оправдывался он, выбегая в пустой коридор. Мы – за ним. Горячо визируя в кабинете кучку поднесенных бумажек, Александр Иванович все же пояснил:

– Вы не обессудьте, просто этих журналистов у нас уже столько перебывало! По-человечески переживаю, я лично был на месте происшествия. Не сказать, что семья эта асоциальная. Почему топили дровами, а не газом? Газ за долги отключили. Нет, не два месяца, а год назад. Да разве в печке дело? У нас вся окраина Холмской без газа живет, просто надо проверять тягу и дымоходы – мы листовки раздали. А к нам по поводу погашения задолженности и отключения газа эта семья не обращалась.

В администрации нам дали телефон квартальной. Татьяна Теплоухова должна была, по словам главы, который все же оторвался от неотложных дел и перезвонил, все нам показать и рассказать. Но после того, как мы договорились созвониться и встретиться, телефон перестал отвечать. Видимо, квартальную тоже куда-то вызвали.

Повторилась история и когда мы пришли в школу № 17, где учился старший из погибших детей – десятилетний Саша. Пройдя и фейс-контроль вахтерши и необходимую процедуру регистрации в журнале, мы с порога чем-то не понравились директору. Женщина отказалась назвать свое имя, но о том, что перед нам директор, догадаться было несложно по почтению, с которым секретарь поднесла ей наши редакционные удостоверения. Сердитая брюнетка на нас даже не взглянула и уж тем более слушать не стала.

– Срочно покиньте помещение! – набросилась она на нашего фотокора, когда он попытался сделать снимок.

Мой наивный вопрос «Почему?» был последней каплей. Женщина выскочила, угрожая вызвать полицию. Что ее так встревожило, мы так и не поняли. Неужели наши возможные вопросы о бывшем ученике, его успеваемости и посещаемости? Впрочем, мы их все же адресовали в местное управление образования.

– Мальчик учился хорошо, уроки не пропускал, ходил в опрятной одежде, родители частично компенсировали плату за школьные обеды, – пояснила заместитель начальника управления образования Абинского района Светлана Филипская.

В общем, мы так и не поняли, зачем школьному директору было так волноваться…

Настоящая мама

Судя по всему, Саша Бастрич был и впрямь необыкновенным мальчиком. Успевал и на «четверки» учиться, и за малышней своей следить, и в магазин за продуктами бегать. Это были его обязанности, рассказывают продавцы окрестных магазинов. В деревне-то все про всех знают.

– В день, когда все произошло, Саша покупал молоко и хлеб. Он всегда покупал у нас только молоко с хлебом и еще манку. А вечером уже родители затарились пивом и джин-тоником, – рассказала продавец магазина на Лесной, который ближе всего расположен к дому Бастрич.

Сегодня от него мало что осталось: во дворе кучи тряпок и досок вперемешку с детской обувью. Внутри гарь и останки нехитрых лежанок. Едкий запах горелого и полное опустошение. «Саша», «Даша» – нацарапано мелом на трубе камина. Вот детская коляска, вот желтый промокший зайка, а там набухший от дождевых слез школьный учебник. Сегодня здесь нет никого. Нет толпы приезжих журналистов, которые, кажется, уже все выжали из горячей темы. Но я знаю, что именно сейчас здесь можно обнаружить самое важное. Нет, это не пустая водочная бутылка, ее наверняка следователи занесли в протокол осмотра.

…За домом у сарая куча давнишнего мусора, колотых дров и протоптанная детскими ножками тропинка. Из глубины сараюшки блестят глаза: здесь живет настоящая мама. Ни пожар, ни многолюдье и шум, ни голод не разорвали прочных уз многовекового инстинкта защищать, греть и кормить своих детенышей. Кошка радуется нам как родным, деловито бежит на крыльцо, принимается что-то рассказывать…

А вот соседи погорельцев таким красноречием похвастаться не могут. Один оказался туг на ухо, другие просто не общались и не интересовались ближайшим окружением, третьи ничего не видели, а четвертые сделали вид, что их нет дома.

– Я так крепко спала, – округляет глаза соседка напротив тетя Лида, – ничего не слышала! И не видела, чтобы дети брошены были. Гуляют, бывало, во дворе, Сашка младших на коляске катает, а мать в доме.

– Неправда это, – шепотом рассказывает другая соседка, Наталья. – Тут же настоящий притон был, все время пьянствовали, деньги детские прожигали. А детки всегда одни, как придется: мать эта, Светка, попервах молоко у меня брала, а потом отказалась – не надо нам, говорит. А дети хорошие были, добрые, хоть и от разных отцов.

Такая обнаружилась закономерность: чем люди дальше живут от эпицентра пожара, тем они общительнее. Обвиняют в случившемся родителей за халатность, точно указывают их любимые злачные места. Ругают местную администрацию за перебои с электричеством и отданное частнику пастбище. Правда, за глаза, анонимно, но все же.

Семь крестов

Над Холмской свинцом нависли тучи, ветер гонит редких прохожих домой или в магазин за едой и выпивкой – что еще делать? У кумовьев оскудевшей семьи Бастрич, которые потеряли двух дочек, сегодня поминки.

С журналистами они, само собой, общаться не хотят. Светлану Бастрич нам поймать тоже не удалось: в бывшем лесничестве, куда ее с мужем временно поселила администрация, ее не видели. Зато видели в одном из кафе.

– Закуску на поминки покупала: отбивные, кур жареных, пирожки, – рассказывают сотрудницы. – Но на убитую горем мать совершенно не похожа: губы красной помадой навела и, как пить дать, к подруге укатила. Сожителя посадили, а она мотается по станице.

Мы надеялись застать бывшую многодетную мать на кладбище, но оно было безлюдно. В самом центре – в рядок свежие холмики детских могил с венками «От администрации», «От депутатов», на табличках разные даты рождения и общая – смерти. В липкую землю уткнулись мягкие игрушки, кто-то принес мячик. В кульках мокнут конфеты и пряники. Кому они теперь нужны? Но такая традиция.

Читайте так же:  Памятники культуры храмы и соборы

На похороны местная администрация собрала деньги, казаки занимались гробами.

– Детей забирали из храма, дом же сгорел, – вспоминает холмский атаман Сергей Лысенков. – Казаки стояли в оцеплении во время похорон, ведь многие люди были очень агрессивно настроены по отношению к родителям погибших детей.

Сергею неловко, он спешит на репетицию казачьего парада, который готовится по случаю Дня кубанского казачества. Такая традиция.

…Рядом со свежесколоченными крестами на детских могилах такой же скромный деревянный: Бастрич Виктор, умер пять лет назад. Это дедушка, один из видных основателей казачьего движения в Холмской.

Мы покидаем станицу в каком-то оцепенении. Позади над Холмской чернильные тучи. Мы удаляемся, и оторопь проходит, и небо кажется светлее. Только горький запах пепелища остается в памяти и надежда – что-то изменится к лучшему.

После

В редакцию на объявленную горячую линию по антикоррупции позвонил житель станицы Холмской Александр Самошкин с жалобой на волокиту, которую устроили местные чиновники с оформлением плана застройки.

– Возмущает, что все делается для галочки, – говорит пенсионер, – что все боятся вслух сказать о наболевшем. Я сам бывший атаман, и вместе с органами опеки забирал у Светланы Бастрич старших детей в реабилитационный центр. А теперь слышу – говорят, семья благополучная была.

Кстати

В банке данных о семьях Абинского района, находящихся в социально опасном положении, в 2011 году была зарегистрирована семья Светланы Бастрич. В 2012 году женщина привлекалась к суду и была оштрафована на пять тысяч рублей за жестокость в отношении к старшему сыну.

Церковь во имя Холмской иконы Божией Матери
при подворье Радочницкого Свято-Антониевского женск. монастыря Холмской епархии

Архитекторы: Богданов Н. И.
Год постройки: 1911-1913
Стиль:

Церковь во имя Холмской иконы Божией Матери

при подворье Радочницкого Свято-Антониевского женского монастыря Холмской епархии

1911-1913 — гражд. инж. Богданов Н. И.

около 1960-х — разрушена в результате пожара

Обитель прп. Антония Печерского была основана как женская община в 1898 г. в селе Радочницы Замойского уезда Люблинской губернии с целью восстановления православия в Холмской Руси. Обитель заняла бывший католический монастырь и была очень бедной, существуя в основном на субсидии казны. Через три года она стала монастырем. Главной монастырской святыней была чудотворная икона Холмской Божией Матери, которую, по преданию, привезла из Византии супруга равноапостального князя Владимира. Она пожертвовала икону в одну из холмских церквей. Десятилетия спустя святыню нашли под развалинами, после разрушения Холма в 1261 татарами.

В Петербурге подворью отвели участок в Удельной, который был подарен Товариществом «Осипов и К°», а средства подворью перечислил Император Николай II и А. Г. Мирошников.

Деревянное монастырское подворье с шатровым храмом Рождества Божией Матери и звонницей было заложено по проекту гражд. инж. Н. И. Богданова 9 мая 1911 г. с крестным ходом из церкви Пантелеймоновской больницы.

24 марта 1913 г. архиепископ Холмский Евлогий освятил новую церковь.

Храм имел живописный вид и представлял собой двухэтажное здание с главками. В первом этаже находилось два придела, во втором – один во имя прп. Антония Печерского. Подворье стояло в дачной местности, где было сильно влияние католиков и баптистов.

В 1915 г., во время Первой мировой войны, монастырь был эвакуирован в Петербург вместе с чудотворной иконой Холмской Божией Матери. В подворье приехало более 300 монахинь, поэтому в 1916 г. оно было расширено, и при нем открылся детский приют. В связи с пребыванием чудотворной иконы храм получил новое название — во имя Холмской иконы Божией Матери.

В феврале 1917 г. вспыхнул пожар, повредивший верх церкви. Из-за наставших вскоре в стране потрясений ремонт по проекту того же Богданова, вероятно, был выполнен не сразу.

В 1918 г. монахинь хотели переселить в Введено-Оятский монастырь на Ладоге, но этот замысел не осуществился. В 1920 г., когда в подворье, руководимом известной игуменьей Афанасией (Громеко), оставалось 36 сестер, которых окормлял отец Михаил Алексеевич Савчук, его переименовали в Холмский Богородицкий монастырь, однако вскоре насельницы вернулись в Польшу.

Монастырь закрыли в 1930 г. Храм существовал до 10 февраля 1939 г., затем здание было передано райпищеторгу. Позже деревянное строение сгорело, а местность в 1960-х гг. была застроена жилыми домами.

Станица Холмская была основана 28 мая 1863 года, когда в Хабльский лагерь прибыла первая партия переселенцев Азовского казачьего войска под началом есаула Д. Подгурского. Первоначально станица была названа Хабльской по названию протекавшей рядом реки, но 13 сентября 1867 года указом императора Александра II станица была переименована в честь 243-го Холмского пехотного полка. 7 июля 1961 года станица Холмская была преобразована в рабочий поселок [1].

Станичное правление. Ст. Холмская. Фото нач. XX века из нкиги В.П. Пономарева

Во второй партии переселенцев 1 июня прибыли жители станицы Покровской. Всего во второй партии в станицу прибыли 206 семейств под началом сотника Кравченко и сотника Сердюкова [2]. К переселенцам из второй партии присоединились 52 семейства из станицы Петровской, Стародубовской и Новоспасской Азовского казачьего войска. В обозе было свыше трехсот воловьих и конных возов.

Всего в станице к 1868 году насчитывалось бывших жителей упраздненного Азовского войска: 3 семейства ст. Петровской, 2 семейства ст. Новоспасовской, 87 семейств ст. Стародубовской, 162 семейства ст. Покровской и 1 семейство ст. Никольской. Таким образом, в станице Холмской были представители всех населенных пунктов Азовского казачьего войска [3].

В 1876 г. атаманом в станице был урядник Евстафий Федорович Деликатный [4]

В 1880 году учительницей в станице была Евдокия Дулина. В 1883 году учителем Холмского станичного училища был назначен Александр Григорьевич Стешенский [5].

До 1917 года в состав юрта станицы Холмской (зоны административного подчинения) входил хутор Пужаев (т.е. Пужая) (в годы сов. власти переименован в Первомайский), который был основан в конце XIX века. Помимо него в юрт станицы входили также хутора Кравченко, Новенький (основан в 1901 году), Чистяков, Щербаков, Эрастов (образован в 1912 году).

Известно, что владельцем земель, которые впоследствии станут хутором, был Никифор Кондратьевич Пужай. Его сын Александр Никифорович был в числе казаков станицы Холмской в браке с Пелагеей Ивановной родил несколько детей.

По данным за 1926 год в состав Холмского сельсовета входили:

  • хутор Верхне-Зыбянский. Населения 38 человек;
  • хутор Жерновой. Населения 27 человек;
  • хутор Капитоненко. Основан в 1923 году. Населения 6 человек;
  • хутор Караджиевский. Населения 66 человек;
  • хутор Красный Октябрь. Населения 68 человек;
  • колония Лепрозорий. Населения 209 человек;
  • лесная сторожка № 1. Населения 2 человека;
  • лесная сторожка № 2. Населения 6 человек;
  • лесная сторожка № 3. Населения 4 человека;
  • отруб Лысенко. Населения 5 человек;
  • хутор Николаенко. Основан в 1908 году. Населения 14 человек;
  • хутор Пономаренко. Основан в 1915 году. Населения 10 человек;
  • хутор Сипливого. Населения 31 человек;
  • отруб Сураев (Григоренко). Основан в 1913 году. Населения 4 человека;
  • разъезд Хабль. Проживало 28 человек;
  • станица Холмская. Населения 10062 человека [6].

Примечания:

  1. Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793-1985 гг.)./ Гос архив Краснодарского края; Сост. А. С. Азаренкова, И.Ю. Бондарь, И.С. Вертышева. — Краснодар: Кн. изд-во, 1986. — С. 272.
  2. Пономарев В.П. Очерки истории основания закубанских станиц в середине XIX века. — Краснодар, 2007. — С. 142.
  3. Государственный архив Краснодарского края (далее — ГАКК). Ф. 352. Оп.1. Д. 412. Л. 64.
  4. Памятная книжка кубанской области на 1876. — Екатеринодар, 1876. — С. 83.
  5. Памятная книжка Кубанской области на 1883 год. — Екатеринодар, 1883. — С.
  6. Список населенных мест Кубанского округа. – Краснодар, 1927. – С. 4.

(Из книги В. В. Котова «Холм на Ловати и его земля»

История первых храмов Холмской земли уходит в глубокую древность. Естественно, что все они были деревянными. По окончании строительства церкви престол (главная святыня храма, знаменующая престол Пресвятой Троицы, находившаяся в алтаре) освящался во имя священного лица или события. От этого получал название и сам храм. На Руси было два типа церковных построек: так назгшасмые клетские и шатровые (до XVII в.). Как правило, церкви имели приделы – боковые пристройки. Как и храм, придел имел свое наименование.

Во второй половине XVII в. наиболее широкое распространение получили ярусные храмы, основой которых был четверик, над ним располагался один или несколько последовательно уменьшавшихся четвериков или восьмериков. Верх церкви венчался главкой на цилиндрической шейке и крестом. Представление о шатровых XVI в. и более поздних ярусных храмах из дерева могут дать чудом сохранившиеся и дошедшие до нашего времени новгородские церкви, находящиеся ныне в музее деревянного зодчества «Витославлицы» под Новгородом.

Упоминание о самой древней церкви на Холмской земле относится к 1011 г. В Уставе князя Владимира упоминается Троицкая церковь на р. Хлавице (совр. Подберезье). Другая древнейшая Успенская церковь в Михайловом погосте (ныне Локнянский район) основана в 1392г. на месте явления иконы Успения Богородицы.

Читайте так же:  Храм новоалтайск

В конце XV в. развернулось широкое строительство церквей на средства сельского населения. В писцовых книгах Деревской пятины 1495 г. упоминается погост Спасский в Лазаревском стане и Холмский погост с церквами во имя Спаса Преображения и Успения Пресвятой Богородицы. В той же книге при описании Хлавицкого стана отмечено: «… за Ф.Б. Борисовым полсела Бор, а в нем церковь Николая Чудотворца да приделы Святыя Мученицы Пятницы, да другой храм Ивана Предтечи, а в храме образы и книги и ризы и свечи и колокола». Однако указанные писцовые книги не дают нам полного представления о всех храмах, так как описание Холмского уезда не было доведено до конца.

Литовская война 1580-1582 гг. и польско-шведская интервенция 1606-1617 гг. разорили и разрушили большую часть храмов. По писцовой книге Дм. Воейкова и Фед. Протопопова (1628-1629), в Холмском уезде значилось девять погостов, однако часть церквей была «сожжена литовскими людьми», а часть разорена и «стояла пуста, без пения». В книге указано: деревянная церковь во имя Ильи Пророка в Холме сожжена; церковь во имя св. Николая Чудотворца в с. Бор «пуста, без пения»; церковь во имя Покрова Святыя Богородицы да Нила Чудотворца в с. Ровном «сожгли литовские люди»; церковь во имя Преображения Господня и другая во имя Рождества Пречистая Богородицы с приделом Николая Чудотворца да мученицы Христовой Пятницы (деревянные) в с. Морхове «стоят без пения»; церковь во имя св. Сергия в с.Темный Бор… церковь во имя Благовещения Святыя Богородицы близ Бедринского городища (ныне Ветошки) «стоит пуста, без пения»; церковь во имя Спаса Преображения в сельце Ельне «пуста, без пения» и церковь во имя св. Николая Чудотворца в с. Жуковичи Морховского стана. Есть также упоминание о том, что в с. Сербиче (?) Кунейского стана осталось только место от бывшей церкви св. мученицы Параскевы Пятницы.

Во второй половине XVII в. храмы начали восстанавливаться или строиться заново. Так, в г. Холме в 1670 г. была построена деревянная Воскресенская церковь.

В XVIII в. в Холме было уже три церкви: деревянная Ильинская, действовавшая до 1795 г., на месте которой затем была построена соборная Богоявленская, каменная Воскресенская (1795) и деревянная Никольская (1796) – и в уезде 27 храмов.
К 1879 г. в уезде было 46 церквей, из них 26 каменных и 20 деревянных.

В конце XIX и начале XX вв. возводились новые и перестраивались прежние обветшавшие храмы.

С самого начала XVIII столетия церкви вели ведомости о родившихся и умерших, а позже метрические записи. Другим очень важным учетно-статистическим документом были книги учета исповедовавшихся и причащавшихся с поименным указанием всех членов семьи и их возраста. Эти документы хранятся в архивах, их изучение может дать чрезвычайно интересный материал по истории родного края.

Первые христианские монастыри на Северо-Западе Руси появились в ХП-ХШ вв. Так, в Новгородской летописи под 1234 годом упоминается Спасский монастырь в дельте Ловати. Монастырь (греч. «место уединения») – это община людей, которые пытаются строить свою жизнь в соответствии с христианскими идеалами справедливости и братской любви.

С конца XIV в. усилилось строительство монастырей (пустыней) на окраинах и в отдаленных от городов местах среди болот и лесов, где иноки жили трудом своих рук, молитвами и вели аскетический образ жизни. Просуществовав век-полтора, они бесследно исчезали (горели, разрушались, разорялись), оставляя после себя одно-два упоминания в исторических источниках. Так было и с холмскими монастырями, о них сохранились лишь отрывочные сведения.

Немчинов Успенский мужской монастырь, на Ловати, в 62 в. от Холма (совр. Гришино), вошел в историю церкви как один из центров новгородско-псковской ереси стригольников. «Ересь» заключалась в нежелании признавать авторитет ставленника Москвы новгородского архиепископа Геннадия и вольнодумстве в трактовке священного писания. Старец Немчинова монастыря (иногда в литературе он именуется Немцовым) игумен Захарий, сторонник движения нестяжательства, выступал против крупного церковного землевладения, высказывал сомнение относительно «воскресения мертвых», чудотворности святых и их мощей и др. крамольные мысли. Кроме того, архиепископу Геннадию стало известно, что Захарий постриг детей боярских «от князя от Вельского да причастия три года не давал, а сам, деи, не причащал же ся», т.е. и сам не причащался и других не причащал. По тем временам это было неслыханной ересью, и Захарий был вызван в Новгород к архиепископу. В беседе с Геннадием старец стоял на своем: «А у кого, деи, ся причащатися? Попы, деи, по мзде ставлены, и митрополиты, деи, и владыки по мзде же ставлены». И тогда игумен был объявлен еретиком и предан суду собора епископов в 1490 г. На суде в Москве он решительно отказался покаяться и отстаивал свою приверженность православию. По решению суда с немчиновского игумена содрали иноческое одеяние и заточили в один из суздальских монастырей.

Отметим, что состоявшийся позже, в феврале 1551 г. «Стоглавый собор» осудил продажу церковных должностей, вымогательство и взятки в церковной среде, против чего в свое время и выступал немчиновский «еретик».

Медовский Троицкий девичий монастырь, в устье Б. Тудра, до захвата литовцами в 1581 г. находился в полном благоустройстве, но захватчики опустошили обитель, а храм сожгли. Однако святыня Троицкой церкви – образ Пречистой Богородицы «Скоропослушницы», присланный, по преданию, в X в. с Афонской горы, чудесным образом сохранился. Свое название икона получила в честь того, что якобы насельницы монастыря услышали от нее такие слова: «Пусть православные обращаются ко мне в нуждах, и Я не оставлю никого. С этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею, потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений».

Спасово-Клинский мужской монастырь, в 67 в. от Холма, южнее оз. Цевло, упоминается в писцовой книге 1628-1629 гг., а по переписи 1756 г. за ним числилось 313 ревизских душ.

Троице-Хпавицкий мужской монастырь, в устье р. Хлавицы (ныне Подберезье), известен по писцовым книгам 1495 и 1628-1629 гг. В начале XVII в. монастырь был захвачен ляхами. В 1609 г. объединенный русско-шведский отряд Чулкова-Горна освободил монастырь от захватчиков.

По писцовой книге Деревской пятины 1495 г. в Спас-Прилуках на Кунье в 46 в. от Холма значился погост. По преданию, прежде здесь был мужской монастырь, неизвестно когда упраздненный.

Рдейская пустынь (см. очерк «Рдейско-Полистовский край») известна по документам XVII в. Под ее управлением и духовным наставлением находились Троице-Хлавицкий и Николо-Хлавицкий монастыри.

В петровское время в выживших после литовской войны и «смутного времени» монастырях количество братии не превышало 3-10 иноков. По манифесту 1764 г. земли у монастырей были конфискованы, мелкие обители упразднены, а братия переведена в более крупные. Так прекратили свое существование все монастыри Холмской земли. В 1867 г. была восстановлена Успенская Рдейская женская обитель, однако она относилась тогда к Старорусскому уезду. В 1898 г. на Холмской земле появилась новая женская община в с. Воронцове на Кунье, в двух километрах от с. Галибицы.

Воронцовский женский Благовещенский монастырь.

Основателем обители был св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский Чудотворец (протоиерей о. Иоанн Ильич Сергиев, 1829-1908). На ее строительство он пожертвовал 6 тыс. руб. при общих затратах в 9173 руб. Он же освящал и ее первый храм. Его же стараниями Воронцовско-Благовещенская община была преобразована в монастырь. По отзыву благочинного 4-го округа Холмского уезда, о.Иоанн Сергиев относился к общине как к своему детищу, во всем было видно его особенное молитвенное попечение о ней.

Воронцовская женская община с наименованием ее Благовещенской была учреждена Указом Св. Синода 5 сентября 1898 г. на земле вдовы капитана Софьи Прейфер и ее сестры Клавдии Перепечиной, которые подарили свое воронцовское имение со всем хозяйством, постройками, службой и инвентарем о. Иоанну Кронштадтскому. Начальницей общины была назначена монахиня Леушинского монастыря Новгородской епархии Таисия, которая энергично принялась за устроение новой обители.

Уже в феврале 1899 г. она доносила псковскому владыке об окончании строительства деревянного двухэтажного на каменном фундаменте корпуса (келий для сестер, трапезной и смежной с ними домовой церкви) по плану петербургского епархиального архитектора г. Никонова. Здание строил подрядчик Климент Калинин, крестьянин д. Святово Галибицкой волости за пять тысяч рублей.

23 февраля 1899 г.о. Иоанн Сергиев сообщал из Холма псковскому епископу Антонину: «По Вашему благословению святительскому церковь в с. Воронцове во вновь открытой женской общине мною, в сооружении многих священников местных окольных церквей, освящена в честь Казанской иконы Богоматери; при чем произнесено составленное Мною приличное слово. О сем имею честь донести Вашему Преосвященству».

Через четыре года, 4 декабря 1902 г. о. Иоанн Сергиев направил псковскому владыке ходатайство о преобразовании женской Воронцовской общины в монастырь, в котором писал: «В 1898 г. … устроена мною в пожертвованном мне… имении «Воронцове» женская Благовещенская община. Имеет она около 200 десятин плодородной земли, довольно упорядоченное хозяйство, около 30 голов скота и пр…. В 1901 г. в г. Холме приобретено подворье: часовня, дом и хозяйственные постройки. В текущем 1902 г. я предоставил общине подаренный мне участок в Петербурге на Очаковской улице с домом и надворными постройками… Так как все означенные угодья неоспоримо могут быть признаны источниками обеспечения обители, то думал бы я, своевременно ходатайствовать о возведении Воронцовско-Благовещенской общины в монастырь… с возведением начальницы общины монахини Таисии в сан игуменьи. О сем покорнейше прошу Ваше Преосвященство ходатайствовать пред Св. Синодом».

Читайте так же:  Храм памятник искусства

В этом же году при Воронцовской женской общине была открыта церковно-приходская школа. (См.: Псковские епарх. ведомости, 1902, № 15).
10 апреля 1903 г. последовал Указ Св. Синода о преобразовании Воронцовской Благовещенской общины в женский общежительный монастырь.

Весной 1907 г. игуменья Таисия просит архиепископа Псковского Арсения разрешить крестьянину Михаилу Волкову построить на его же средства каменную ограду длиною 306,5 саж. вокруг монастыря. Разрешение было получено, и уже 27 ноября этого же года ограда с четырьмя угловыми башнями и аркой над святыми воротами была закончена.

Поскольку в монастыре не было отдельной церкви, то игуменья Таисия направила 31 мая 1910 г. псковскому архиепископу прошение о разрешении крестьянину Ярославской губернии Пустошкину Василию Федоровичу построить на его собственные средства каменный пятиглавый храм о трех престолах в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в память основателя Воронцовской обители отца Иоанна Ильича Сергиева. А 27 июня архиепископ Арсений по утвержденному Строительным отделением Псковского Губернского Правления плану освятил закладку нового храма. При этом он сказал: «Доколе будет существовать этот храм, всегда будут помнить вас, создателей святого храма сего. Еще не так давно здесь, среди этих лесов и мхов, ничего не было. А ныне красуется святая обитель, над основанием которой много потрудился угасший недавно светильник земли русской, незабвенный молитвенник о. Иоанн Кронштадтский. Им освящено и место настоящей закладки храма…»

Пятиглавый каменный храм во имя Благовещения Пресв. Богородицы был построен. Однако строители храма занесли в монастырские стены сектантские взгляды иоанитов — последователей Мальтийского католического ордена. (См.: Псковские епарх. ведомости, 1912, № 8, с.102). Слухи об этом дошли до Псковской консистории. Исполняющей должность настоятельницы монастыря была назначена монахиня Алексия, а 20 августа 1912 г. Воронцовскую обитель посетил псковский епископ Евсевий. Приветствуя владыку, священник о. А. Федосов сказал: «…Недавно обитель переживала тяжелые времена сектантского владычества. В настоящее время… обитель освободилась от сектантства…».

После 1917 г. на базе монастырского хозяйства была образована сельскохозяйственная коммуна, которая, впрочем, вскоре распалась. Двухэтажный дом сестринских келий и трапезной был перевезен в пос. Плоскошь, и в нем размещалась средняя школа, а в 70-е годы он был разобран за ветхостью. До 2002 г. Благовещенский храм находился в разоренном состоянии. В настоящее время он восстанавливается. (См. фото О.В. Константинова).

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Митрополит Евгений. Псковская летопись. – Псков, 1993, с.24.
2. См.: Затейщиков-Второй Н.В. Город Холм… с.67.
3. См.: Памятная книжка Псковской губернии на 1879 г. – Псков, 1879. Указанные даты постройки храма не всегда являются датой его основания, ибо храм мог перестраиваться или строиться заново на месте ранее существовавшего.
4. См.: Памятная книжка Псковской губ. на 1879 г. – Псков, 1879.
5. См.: Скрынников Р.Г. Святители и власть. – Л., 1990, с. 108.
6. Стяжательство (стяжание) – обогащение, накопление богатства, земных владений, денег и драгоценностей.
7. Кн. Ф. Вельский после присоединения Новгорода к Москве выехал из Литвы в 1482 г. и получил в Холмском уезде часть конфискованных у новгородских бояр земель.
8. Цит. по: Скрынников Р.Г. Указ. соч., с. 177.
9. См.: Затейщиков-Второй Н.В. Медово Холмского уезда Псковской губ. // Псковские Губернские ведомости, 188S, №29,35 и 36.
10. Все цитаты приводятся по: Воронцовский женский Благовещенский монастырь // Псковские епархиальные ведомости, 1912, № 6.
11. См.: Псковские епархиальные ведомости, 1912, № 17.

Администрация Холмского сельского поселения

Примите искренние и сердечные поздравления с Победой в Великой Отечественной войне!

Этот всенародный праздник неразрывно связан со славным поколением победителей, которые не щадя себя, подарили нам всем жизнь, мир на земле, дали возможность учиться и быть счастливыми нашим детям.

Кто-то защищал Родину в бою, другие – трудились на заводах, в тылу, возрождали нашу великую страну от пепла в послевоенные годы.

Не было подвига выше, чем подвиг нашего солдата, защитившего родину от врага, спасшего мир от нацизма.

В текущем году мы все отмечали 75-летие освобождения Кубани от немецкко-фашистсих захватчиков, вспоминали страшные бои, которые охватили в том числе и станицу Холмскую в феврале 43-го года.

Мало осталось в наших рядах ветеранов, участников тех страшных боев, уходят вдовы. Труженики тыла. Но память о них остается в наших сердцах на века.

С праздником Великой Победы! Мира Вам, радости и благополучия!

Уважаемые жители и гости станицы Холмской!

Приглашаем Вас принять участие в праздничных мероприятиях, посвященных празднованию

73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг

9 мая

— в 9-30 – шествие «Бессмертный полк» от Лесничества в ст. Холмской до площади Ярморочной.

— в 10-00 – митинг, посвященный 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг, у Братского захоронения на площади Ярморочной.

— в 18-00 – акция «Георгиевская лента» на площади перед МАУ «Холмский КДЦ» в ст. Холмской, ул. Ленина, 138

— в 19-00 — праздничный концерт, посвященный 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

— в 21-30 – праздничный салют.

Объявлен всероссийский конкурс «Идеи, преображающие города».

К участию приглашаются ребята в возрасте от 12 до 17 лет – учащиеся образовательных учреждений среднего общего образования и от 18 до 25 лет.

Цель конкурса — поддержка талантливых молодых людей, готовых создавать архитектурные проекты благоустройства дворов, парков, скверов, торговых зон и т. д. на территории Холмского сельского поселения.

Принимаются проекты преображения малых архитектурных форм (скамеек, остановок общественного транспорта и др.), а также идеи по созданию новых сельских достопримечательностей.

Заявка должна включать в себя: анкету и резюме участника, описание проекта благоустройства, творческую работу (плакат, рисунок или макет).

Готовые заявки отправляются на почтовый адрес: 109012, г. Москва, ул. Новая пл., д. 8, стр. 1, оф. 408, Организационный комитет конкурса «Идеи, преображающие города» или электронную почту: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Уважаемые жители Холмского сельского поселения!

Не забудем тех, кто защищал нашу Родину

В преддверии празднования Дня Победы особое внимание во всех населенных пунктах Холмского сельского поселения уделяется памятным местам, куда все мы направимся 9 мая возлагать цветы и вспомнить погибших бойцов. Традиционно, закреплены за памятниками и воинскими захоронениями ответственные – казачество, ветераны, руководители органов ТОС, руководители учреждений, учащиеся школ.

Всего 15 памятников и братским могил в Холмском поселении. К некоторым добраться нелегко: в п. Сосновая Роща – братское захоронение, в маленьком предгорном поселке ежегодно жители п. Новый проводят митинг и возлагают венки к памятнику.

В п. Синегорске, кроме центрального памятника – воинского захоронения, за рекой Хабль, по ул. Кирпичный Завод – имеется памятник Вахидову, который закреплен за Холмским казачеством. Спасибо тем, кто при всей своей загруженности, выделяет время на общественные работы.

В х. Краснооктябрьском жители традиционно присматривают за братским захоронением в х. Хабль, с 2019 года прибавился памятник погибшим летчикам, останки которых были найдены и подняты поисковиками в полях пшеницы за хутором.

В станице Холмской, на центральном памятнике – Братской могиле советским воинам, погибшим в 1943 году, проведен косметический ремонт постаментов у бюстов героев, отреставрированы памятные доски, наведен санитарный порядок. У этого братского захоронения 9 мая. Традиционно, проводится митинг, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Приглашаем всех, кто чтит память погибших воинов и принимает участие в праздничных мероприятиях Холмского сельского поселения, принять участие в акции «Бессмертный полк», начало которой в 9-30 т здания «Лесничества» в ст. Холмской, и в 10-00 торжественный митинг, посвященный победе советского народа над фашистским Германием в Великой Отечественной войне «Сияй в веках, Великая Победа!».

Результаты участия в программе «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края» в 2018 году на территории Холмского сельского поселения

На территории Холмского сельского поселения приступили к реализации намеченных мероприятий в рамках краевой программы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края» на 2018 год.

Во исполнение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 января 2018 года № 5 «Об утверждении распределения субсидий из краевого бюджета в 2018 году бюджетам муниципальных образований Краснодарского края», в соответствии с программой «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края» администрации Холмского сельского поселения, на условиях софинансирования с бюджетом поселения, выделены средства на ремонт дорожного покрытия части улиц на территории Холмского сельского поселения.

При ежедневном координировании и контроле главой Холмского сельского поселения В.В.Ахуба к 15-ому мая будут завершены работы по ремонту части дорог в Холмском сельском поселении:

— ремонт ул.Красной от ул.Луначарского до ул.Ленина, от дома №55 до дома №77 в ст-це Холмской, ( 1,331 км.)е;

— ремонт ул.Элеваторная от объекта № 2 (ПК00+00) до границы Ахтырским городским поселением (ПК5+80) в ст-це Холмская,(0,580 км.);

— ремонт ул.Гоголя от ул.К.Маркса до ул.Северная в ст-це Холмская, (0,209 км.);

— ремонт ул.К.Маркса от ул.Лысова до ул.Гоголя в ст-це Холмская, (0,346 км.);

— ремонт пер.Коммунальный от ул.Ленина до ул.Коммунальная в ст-це Холмская(0,201 км.).

Благодарим за оказанную помощь в работе благоустройства поселения ИП В.В.Бойченко, ИП КФХ Г.Н.Болдырева.