Храм в новосёлках

Новосёлки, урочище. Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Стекольный завод под Оленином, в Новоселках, был построен в XIX веке. Его хозяином был «хрустальный король» Нечаев-Мальцов, владевший также знаменитыми заводами в Дядькове и в Гусь-Хрустальном. Выпускал Новоселковский завод бутыли, декоративные стеклянные колпаки и шары, пуговицы и трости, опять же стеклянные. Помимо стекла на заводе производили гончарную посуду и пилили лес. Сырье, песок и белый известняк завозили сюда из-под Ржева и Старицы. Правда, свой песчаный карьер имелся и в Новоселках. 200 рабочих завода были людьми разных национальностей и религиозных концессий. Помимо русских здесь работали поляки, французы, финны. Чтобы как-то их объединить, Нечаев-Мальцов построил при заводе в 1898 году на собственные средства по проекту архитектора Бенуа православный храм во имя святой Софии. Однако завод не давал хозяину существенной прибыли, и, как известно, Нечаев-Мальцов пытался закрыть предприятие еще до революции, однако не делал этого по просьбе местных крестьян, которые по окончании сельхозработ подрабатывали на заводе. Это был не единственный пример благотворительности Мальцова, который вложил в Пушкинский музей два миллиона рублей, когда сам царь — всего лишь триста рублей. Однако после революции иногородние рабочие разъехались, и завод остановился.

В 1926 году советская власть спохватилась и попыталась восстановить производство в Новоселках, но было уже поздно. Оказывается, охотники за металлом имелись и в то далекое время. Завод потихоньку растащили, он не подлежал восстановлению. Постепенно обезлюдели Новоселки. По заросшей дороге в эти места теперь можно добраться лишь в очень сухую погоду. Но совершенно иная судьба была у Софийской церкви. В то время, когда ее ровесницы ветшали и рассыпались в годы безбожья, Софийская церковь стояла и по сей день стоит, как новенькая, под целыми куполами и крестами. Из уст в уста передается легенда, что кресты эти пытались еще в годы коллективизации стащить тракторами, но тросы рвались, глохли двигатели, ломалась техника, а кресты оставались на прежнем месте. Позарились на позолоченные кресты и немецкие оккупанты в годы войны. Они тащили кресты уже танками. И опять нулевой результат. Так и сегодня стоит в глуши среди леса чудо оленинской земли — Софийская церковь, и словно ждет, когда люди вновь появятся в этих ныне диких местах.

Записал Борис ГУРОВ (Тверской областной еженедельник «Караван + Я») http://www.karavan.tver.ru/html/n538/article6.php3

Больше всего при взгляде на Софийский храм поражает внешняя свежесть и нетронутость кладки, прочность и основательность конструкции. Добавляет впечатление сияющий на солнце позолоченный крест, как влитой венчающий массивный прочный купол, и лишь слегка погнутый усилиями многочисленных механизированных вандалов. Если не обращать внимания на взрослые стволы деревьев на кровле и обступивший церковь со всех сторон бурьян и кустарник, объект выглядит как только что построенный, или по меньшей мере свежеотреставрированный. Секрет кроется в особых свойствах местного кирпича и цемента, совершенстве проекта и доброй совести строителей. Вот как говорит об этом один из крупных руководителей отечественной индустрии стройматериалов: «Софийская церковь, расположенная в одном из «медвежьих уголков» Тверской области, была построена из местного кирпича и освящена в 1897 году. В 1939 году здесь прошло последнее богослужение, после чего ее стали использовать в хозяйственных целях и как церковь она больше не открывалась никогда. За свою историю церковь перестояла и войну, и бесчинства колхозных хозяйственников, и все природные катаклизмы. В конце концов, она пережила и свое село, и все села и деревни в округе. Стоит церковь и сейчас. Стоит, открытая всем ветрам, благодаря мудрому проекту, качественной кирпичной кладке, надежному фундаменту. Сможет ли простоять столько лет здание, построенное в 2005 году по современным технологиям и из современных строительных материалов?»

Журнал «Строительство», №1-2, 2005 г. Москва. «По кирпичику» http://www.vniistrom.ru/reports.php?r=24

Храм из красного кирпича, с украшениями из белого камня по окнам и карнизам, устроен в старо-новгородском стиле и по наружному виду напоминает часовню с большим куполом и одною главою. Каменная звонница устроена отдельно от храма, над воротами в ограду. Церковь и звонница крыты оцинкованным железом. Внутри Храм гораздо больше, чем кажется по своему наружному виду. Резной, крытый дубовой фанерой иконостас, с иконами художественной работы, простирается во всю ширину храма. В храме три придела: два освящены во имя св. мученицы Софьи и св. великомученика Георгия, третий придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы устроен под ризницею.

Редков Н.Н. в кн. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии», вып. 1. Бельский уезд, Смоленск, 1915г. Глава «с. Софьино», л. 223-228.

Церковь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии расположена в густом лесу, в урочище Новоселки, что в Оленинском муниципальном районе Тверской области.

В XIX веке в Новоселках, неподалеку от Оленина, Нечаев-Мальцов построил cтекольный завод. Это предприятие специализировалось на производстве стеклянных бутылей, шаров, колпаков, пуговиц и тростей. На нем работало около 200 человек разных религиозных концессий и национальностей. Чтобы каким-то образом объединить их, в 1898 году владелец предприятия соорудил неподалеку православную церковь во имя Веры, Надежды, Любви и матери их святой Софии. После революции предприятие прекратило свою работу.

Совершенно другая судьба ожидала Софийскую церковь. Благодаря особым свойствам местного кирпича, из которого сооружен храм, его конструкция и сегодня выглядит прочной, основательной, поражая нетронутостью кладки и внешней свежестью. Сама церковь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии построена из красного кирпича, а по окнам и карнизам ее украшают вставки из белого камня. Отдельно от церкви, над воротами в ограду, устроена каменная звонница.

Храм в селе Новосёлки

Храм в селе Новосёлки

Село Новосёлки в Вачском районе Нижегородской области приметно свои Казанским храмом. Небесно-голубой храм на холме по дороге к памятнику покровителям семьи, любви и верности святым Петру и Февронии (читайте и смотрите репортаж «Петр и Феврония») выглядит так, словно небо спустилась к нам на землю. Наверное, у каждого храма есть свой неповторимый образ и назначение на Земле. Казанский храм в селе Новосёлки напоминает нам о том, что небо рядом, и мы не должны об этом забывать…

«12 сентября 2012 епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил в селе Новоселки Вачского района чин освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был закрыт в конце двадцатых годов прошлого века, после чего в нем располагался сельский клуб». Источник «Выксунская Епархия».

В голубом убранстве храма отец Александр выглядит строго и сурово.

Казанский храм в селе Новосёлки имеет древнюю историю:

«В сохранившихся в Архиве Министерства Юстиции писцовых книгах 1660 – 1670 год, выданных Новосельским попам Агею Михайлову и Афанасию Агееву сообщалось, что в селе Новоселках на речке Кутра имеется деревянная церковь во имя Пречистой Богородицы Казанской. При церкви 2 попа, просвирня. На церковной земле 2 двора бобылей питаются от церкви Божией. Имелись пашни, паханные церковные «средние земли» – 11 десятин в поле, да под кладбищем – 1 десятина, сена 50 копен. Из этой краткой выписки видно, что в Новоселках по какому-то случаю была построена новая Казанская церковь, и она получила особый земельный надел.

Более подробные сведения о населении и церквах села Новоселки имеются в писцовых книгах Муромских дворцовых волостей 1676 года, в которых Новоселки значились «Государевым пашенным селом». Храм построен на средства приходских людей и был богато украшен иконами. Священствовали на тот период там попы Афанасий да Михаил.

Вторая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца была построена на средства попа Алексея Агеева. Да у той церкви два колокола.

Была и третья деревянная церковь во имя Святого праведного Алексея, человека Божьего, построенная в 1650 году.Строение и всякая утварь были попа Афанасия Агеева.

Около церквей Пречистой Богородицы Казанской и Алексея, человека Божия, имелись ограды, покрытые деревянными пластинами. На церковной земле располагались дворы попов, место дворовое пономарское, просвирни да два – бобыльских двора. Всего в Новоселках числилось 48 дворов крестьянских и десять бобыльских дворов.

В состав Новосельского прихода, в то время как видно из окладных книг 1676 года, входили еще две деревни: Лобково – в ней 24 двора крестьянских и 2 – бобыльских (на 1896 год – 57 дворов) и д. Плотникова – в ней 2 крестьянских и один – бобыльский.

Читайте так же:  Храм св петра и февронии в москве

Таким образом, в последней четверти XYII века в Новоселках были три деревянные церкви, а село значилось дворцовой вотчиной. В XYIII и XIX столетиях Новоселки становятся уже помещичьим селом и принадлежали сначала графини Разумовской, а потом графу Гудовичу. По освобождению крестьян от крепостного права и после смерти графа А. Г. Гудовича, его имение поступило во владение его дочери А. А. Трубецкой – жены князя Н. И. Трубецкого».

Современный Казанский храм в селе Новосёлки уже мало, чем напоминает те древние строения. Тем не менее, новый храм смотрится очень красиво и гармонично. Убранство сделано с отличным художественным вкусом, и сюда несомненно приятно зайти поглядеть на красоту.

Вернемся к истории:

«Грамота, данная в 1802 году на построение каменного храма, упоминает только о пришедшей в ветхость деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. О других церквах на тот период ничего неизвестно.

В 1802 – 10 гг. устроен в Новоселках каменный храм на средства главным образом зажиточного крестьянина Якова Вавилова. В новом храме устроено два престола: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери,а в трапезе – во имя Архангела Михаила. В 1849-53 годах трапеза была значительно расширена, и построена новая каменная колокольня и добавлен еще престол в честь Святой великомученицы Екатерины. Утварью, ризницей, св. иконами церковь снабжена была достаточно. В иконостасе холодной церкви сохранились без изменений иконы, написанные при постройке каменного храма в 1809 году. Из них особенно чтимы прихожанами иконы Спасителя и Казанской Божией Матери. В теплой церкви древностью отличались иконы Спасителя Иисуса Христа, Казанской и Тихвинской Божией Матери и Алексея – человека Божия. Храм построен на краю откоса, на месте бывшей деревянной церкви, пришедшей в негодность.

Любопытно то, что для написания икон во вновь строившемся храме храмоздателем Вавиловым был куплен у помещика д. Ишутина крепостной живописец Самарин, который в течение двух лет занимался работой, ведя все время строгую благочестивую жизнь. По окончании работ он был отпущен Вавиловым на волю».

Современная роспись Казанского храма в селе Новосёлки выполнена в удивительно искреннем стиле. Художник-иконописец показывает нам православных святых простыми и доступными, и у прихожанина в церкви возникает ощущение, что он может, не стесняясь, обратиться к этим святым со всеми своими молитвами и чаяниями.

Стиль росписи Казанского храма в селе Новосёлки запоминается. У художника есть своё собственное видение мира Земного и мира Небесного.

Но вернемся к истории:

«Причта при церкви по штату было положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание их получалось из разных источников около 900 руб. в год. Дома у членов причта были собственные на церковной земле. План и межевые книги на эту землю имелись.

Приход состоял из села Новоселок и деревень: Лобково и Лесниково. В коих по клировым ведомостям числилось 303 двора, 907 душ мужского пола и 1140 женского. Из них раскольников было 21 душа.

В Новоселках имелась начальное народное училище, открытое 20.02.1868 года, где учительствовал местный священник Гаврила Алексеевич Валединский с вознаграждением от земства 65 рублей в год. Обучение проводилось в доме учителя Валединского. И только в 1898 году было построено земством новое кирпичное здание. Преемником учителя стал его сын Сергей Гаврилович, который учительской работе посвятил всю свою сознательную жизнь с 1880 по 1923 год. Умер в декабре 1924 года.

Надо отметить, что в конце XIX столетия, благочинным третьего Новосельского округа Муромского уезда был потомственный дворянин священник Гавриил Алексеевич Валединский, затем его в 1898 году сменил Павел Смирнов. Это подтверждается церковными метрическими книгами, сохранившимися до наших дней (Вачский районный архив Загса).

В 1896 – 1917 годах священником Новосельской церкви был Иван Иванович Покровский (зять Гавриила Валединского), псаломщиками: Гаврила Покровский, Николай Левитский дьяконами: Евгений Преображенский, Григорий Знаменский.

Следует обратить еще на один важный момент, что погребения церковнослужителей, а также наиболее влиятельных крестьян проводились в церковной ограде. К сожалению всех, не удастся перечислить, но отдельных назову. Например: сын – младенец дьякона Ефима Магницкого – Сергей. Дьякон Фёдор Ефимович Магницкий. Сын-младенец дьякона Евлампия Преображенского – Николай. Дочь умершего священника Арефия Алексеницкого – Ольга. Крестьянская вдова Евдокия Петровна Лычагина умерла в возрасте 52 лет. Дочери – младенцы священника Ивана Ивановича Покровского – Софья и Елизавета. Благочинный третьего Новосельского округа Г. А. Валединский. Отец священника И. И. Покровского, заштатный псаломщик села Гришина Гороховецкого уезда, Иоанн Фёдорович Покровский в возрасте 87 лет. Крестьянская вдова Дарья Иоанновна Захарова в возрасте 71 года. Дьякон Ефим Арефов Магницкий, умер в возрасте 55 лет от чахотки и другие».

«После революции в 1918 году на пристани Пожога на берегу реки Оки был задержан священник села Новоселок Покровский Иван Иванович, обвиняемый в контрреволюционной агитации. Вскоре он был расстрелян. (Родное село, И. М. Лычагин).

В 30-х годах прошлого века началось разрушение храма, растаскивание церковной утвари, икон. В бывшем здании храма размещался склад. После проведения капитального ремонта там был обустроен сельский клуб.

В 30-х годах прошлого столетия в Новосельском приходе служил священник Мраморов Михаил Иванович, которого арестовали 2.11.1937 года и в этом же году 2 декабря его расстреляли.

Проходят годы, меняются времена, и бывшее полуразрушенное здание церкви во имя Казанской иконы Божией Матери благодаря стараниям Валерия Павловича Анисимова – депутата областного Законодательного Собрания, храм восстановлен.

Двенадцатого сентября 2012 года для новосельцев и жителей района произошло знаменательное событие, связанное с тем, что в храме Казанской иконы Божией матери Владыка Варнава – епископ Выксунский и Павловский совершил Великое освящение престола в служении всего духовенства благочиния. Было совершено богослужение, крестный ход, окропление святой водой помещения, затем отслужили праздничную литургию. В храме новая утварь, установлены престол и высокий иконостас. Пол там с зеркальным блеском. Вокруг храма смонтирована кованая изгородь, площадка вокруг церкви выложена брусчаткой.

Настоятелем Новосельского прихода является протоиерей Александр Черненков». Источник.

Казанский храм в селе Новосёлки оставил очень тёплое ощущение Дома. В этом Доме горит святой огонь. И здесь начинается путь православного человека к Небесам.

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

Престолы: Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Владимирской иконы Божией Матери, Кирилла и Афанасия Александрийских
Год постройки: между 1780 и 1810.
Адрес: Брянская область, Брянский район, село Новосёлки.

Храм в селе Новоселки упоминается с давних времен. Так, среди храмов Брянского уезда, разоренных в годы Смутного времени, указывается и деревянный храм в Новоселках. К 1760 году храм пришел в ветхость, что побудило здешнего помещика В.А. Небольсина возвести новый каменный храм, существующий и доныне. Храм, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, имел три придела: в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя Святителя Николая и во имя Святителей Афанасия и Кирилла, Архиепископов Александрийских.
В XIX веке к храму была пристроена трехъярусная колокольня. В документах XVIII века храм в селе Новоселки упоминается как освященный во имя Святителя Николая с приделом во имя Святых мучеников Флора и Лавра, но с XIX века храм неизменно именуется Казанским. В 1930-е годы в храме служил священник Василий Голенков. В 1937 году он был арестован и вскоре умер в заключении. После его ареста храм был закрыт. В летней его части устроили склад зерна, а в зимней — конюшню. В 1998 году была возрождена приходская община. Первоначально Богослужения совершались в здании Крещальни. В настоящее время восстановлен зимний придел храма, освященный во имя Святителя Николая, в котором совершаются Богослужения. В 1851 году рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери на средства помещика П.П. Небольсина был построен каменный храм во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, в цоколе которого была устроена усыпальница Небольсиных. В 1920-е годы этот храм был полностью разрушен, на его месте построили клуб. Все надгробия погоста вокруг храма были уничтожены, а в 1990-е годы, при устройстве дороги, могилы были разрыты экскаваторами. Старанием прихожан останки погребенных были перезахоронены в братской могиле в северо-восточной части двора храма.

Церковь расположена в центре села на возвышенном берегу реки Судость, доминирует в окружающем ландшафте. Кирпичное и оштукатуренное здание. Памятник характерного для провинции стиля барокко, с трехчастной композицией типа восьмерик на четверике и ярусной, уже вполне классицистической колокольней.
Высокий двусветный четверик храма (с тремя небольшими проемами внизу и одним широким вверху) несет крупный восьмерик с маленькой главкой на восьмигранной шее. Композицию разнообразят низкий прямоугольный алтарь с полукруглым выступом апсиды в центре и короткая трапезная в три окна с поперечно ориентированной папертью. Главному массивному объему противопоставлена изящная трехъярусная колокольня, возвышающаяся над центром паперти. Ее нижний четверик почти глухой, а ярус звона со срезанными углами служит как бы переходом к округлому в плане верхнему ярусу, увенчанному куполом со шпилем.
Фасадный декор храма в основном выдержан в барочных традициях. По краям объемов помещены плоские, не захватывающие углы пилястры, в завершении простые антаблементы. Наличники проемов четверика имеют лучковые и фигурные, восходящие к «нарышкинскому» стилю завершения из штукатурных тяг; наличники восьмерика рамочные, с концентрическими кругами над ними. Оформление колокольни носит классицистический характер, особенно в верхних ярусах с парными пилястрами по сторонам арочных проемов и фронтонами.
Свободно развитое вверх подкупольное пространство с восьмериком на четырехступенчатых тромпах перекрыто восьмигранным сомкнутым сводом. Этот обширный трехсветный объем связан с трапезной двумя, а с алтарем четырьмя арочными проемами, расположенными несколько необычно — несимметрично относительно продольной оси храма. В южной части трапезной стена с проемом отделяет небольшой придел, открытый с запада в миниатюрную палатку паперти. Из северной части паперти на колокольню ведет лестница во внутренней стене. У алтаря — вытянутый по оси север-юг лотковый свод с конхой над апсидой. Все помещения трапезной и паперти перекрыты коробовыми, полулотковыми и крестовым сводами.
Кроме основного престола в церкви было три придела: Николая Чудотворца, Владимирской Богоматери и Кирилла и Афанасия Александрийских.
«Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область», 1998 год.

Читайте так же:  Храм на афродита

Умер причетник села Новоселок Ефим Иванов.
«Орловские епархиальные ведомости», № 8, 1870 год.

В селе Новоселках, Брянского уезда, в каменной Казанской церкви ветхий престол и полы заменены новыми; освящение совершено 26 июня 1807 года.
Сведения эти заимствованы при разборе Архива Орловской Духовной Консистории из подлинных актов.
«Орловские епархиальные ведомости», № 3, 1873 год.

Умер Брянского уезда села Новоселок священник Александр Шубский.
«Орловские епархиальные ведомости», № 12, 1873 год.

Церковному старосте села Новоселок, Брянского уезда, крестьянину того села Павлу Алексееву Трусову, за усердное прохождение изложенной на Него обязанности и за пожертвование из собственных средств более 300 рублей на приобретение риз для икон и других церковных вещей, изъявлена признательность Епархиального Начальства, с выдачею ему о сем свидетельства.
«Орловские епархиальные ведомости», № 17, 1874 год.

Священник села Новоселок Брянского уезда Николай Шубский, по распоряжению епархиального Начальства, за предосудительные поступки, отрешен от места.
«Орловские епархиальные ведомости», № 13, 1881 год.

Умер Брянского уезда села Новоселок, исправляющий должность штатного псаломщика, Федор Малинин.
«Орловские епархиальные ведомости», № 8, 1883 год.

Брянского уезда села Княжичи, сверхштатный причетник Николай Архангельский определен исправляющим должность псаломщика к Казанской церкви села Новоселок, того же уезда.
«Орловские епархиальные ведомости», № 14, 1883 год.

Умер священник села Новоселок, Брянского уезда, Михаил Леонов.
«Орловские епархиальные ведомости», № 24, 1887 год.

Священник села Пятницкого, что на Студенце, Мценского уезда, Василий Смирнов перемещен, по прошению, в село Новоселки, Брянского уезда, — священническое же место в селе Пятницком состоит праздным.
«Орловские епархиальные ведомости», № 4, 1888 год.

По представленным отцами Благочинными Брянского и Малоархангельского уездов приговорам прихожан церквей сел вверенных им участков, Архипастырской резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Мисаила, Епископа Орловского и Севского, в должности церковного старосты на трехлетие с 1890 года утвержден, по 3-му благочинническому участку Брянского уезда, к Казанской церкви села Новоселок крестьянин Феодор Гаврилов Солодов.
«Орловские епархиальные ведомости», № 10, 1890 год.

Казанская церковь в Новосёлках.
Еще издали при приближении к селу возникает чудное виденье, «плывущее» над равниной Судости и господствующее над ней, над застройкой села и, кажется, в небе. Конечно, это изящнейший каменный храм во имя Казанской Божией Матери. Не найдено документальных данных о дате построения храма. Язык его архитектурных форм дает основание считать временем создания последнюю треть XVIII века. Поклонник красоты и всего изящного, XVIII век оставил отпечаток своих вкусов и на Брянской земле. Мы знаем, хотя и не видим ныне, что еще до 1920-х годов здесь существовал целый архитектурный ансамбль, состоявший из двух каменных храмов: поныне сохранившейся в израненном виде церкви Казанской Божией Матери и построенной в 1851 году Петром Павловичем Небольсиным — местным помещиком — Петропавловской церкви. Какой была архитектура этой последней, можно лишь догадываться. Церковь Казанской Божией Матери построена помещиком Василием Александровичем Небольсиным. Храм имел четыре алтаря: главный — во имя Казанской Божией Матери и три придельных — во имя Святителя и Чудотворца Николая, Владимирской Божией Матери и святых патриархов Александрийских Кирилла и Афанасия. По своему типу храм бесстолпный, одноапсидный, одноглавый «восьмерик на четверике», с четырехъярусной колокольней в одной связи с церковью. Пространственное построение памятника — это хорошо найденные соотношения его основных масс: объема церкви, грандиозной колокольни и низких трапезной и алтаря. Выразительность архитектуры церкви достигнута за счет простых, но изящных соотношений как в целом, так и в отдельных частях. Красивы пропорции колокольни и объема церкви, находящихся друг от друга на хорошо найденном расстоянии. Силуэты этих основных частей богаты разнообразием линий и форм. Фасады храма отражают архитектуру переходного периода от стиля русское барокко к раннему классицизму. Насмену живописным, игривым формам барокко пришли более строгие классицистические элементы членении и декора. Хотя формы наличников у проемов, укрепление углов пучками пилястр и лопаток, сложная форма главы над церковью и общая живописность объемных сочетаний — явные следы стиля барокко.
«Очерки архитектуры Брянского края», В.Н. Городков, 2006 год.

Георгиевский храм г. Ивантеевки

Но свое летописное исчисление Георгиевская церковь начала еще в первой половине XVI столетия. Именно в это время в Московском уезде в сельце Новоселки Бохова стана на берегу речки Песочни появляется первый деревянный храм, посвященный «страстотерпцу Георгию». По свидетельству Писцовых книг, первое упоминание о существовании этой «клетцкой» церкви относится к 1574 г., а в 1585 г. при владельце Новоселковской пустоши Степане Васильевиче Годунове она уже значится «развалившейся». В 1664 г. Иван Иванович Бирдюкин-Зайцев, владевший этой деревней с 1646 г., и его родной брат Киприан получили «благославенную грамоту» на строительство нового храма и владения церковной землей.

Отстроена новая деревянная церковь была «на старом церковном месте» в 1674 г., уже при новом владельце Киприане Бирдюкине-Зайцеве, который получил имение от брата в 1666 г. Почти 10 лет новопостроенный храм стоял «без пения», оставаясь все это время неосвященным. Однако, после того как церковь была построена, с 1680 г. Новоселки становятся селом и именуются, по названию храма, также селом Георгиевским.

Лишь в 1684 г. при боярине Федоре Петровиче Шереметеве состоялось долгожданное освящение Георгиевской церкви и назначен церковный причт: священник Архип Меркульев, дьячок и пономарь. В марте 1697 г. по указу Патриарха Адриана священником Никольского храма из соседнего села Пушкино Семеном Флоровым была сделана первая опись церковного имущества Георгиевской церкви. Судя по этому описанию, Георгиевский храм имел весьма скромные размеры; колокольни у него не было — два колокола были подвешены на березе, а третий, небольшой, «без языка» лежал в церкви. В эти годы в Георгиевском храме служили священники – о. Михаил Афанасьев (1692 г.), о. Иоанн Анкидинов (1697 г.), о. Никита Федоров (с 1704 по 1711 гг.), о. Никита Герасимов (с 1722 по 1725 гг.).

Новую деревянную церковь русские плотники вновь поставили на живописном, холмистом берегу речки Песчанки.

Возведенный на каменном фундаменте деревянный купольный храм с одним престолом, с колокольней были вытянуты в плане по одной оси и покрыты железом.

Прежний храм, как можно предположить, отстоял от нового на несколько сотен метров, располагаясь примерно в том месте, где сейчас находится поворот автодороги в сторону Комягина. Об этом свидетельствуют интересные находки, случайно сделанные в этом месте детьми в начале 1950-х годов. Однажды мальчики-подростки играли в сыпучем прибрежном песке около магазинчика, который располагался здесь, и случайно откопали обрывки священнических облачений и человеческие кости. Всё найденное при этих «раскопках» было передано взрослыми священнику Георгиевской церкви для перезахоронения. Нужно добавить, что и владельцы дома, примыкающего к повороту, старожилы Новосёлок, рассказывали, что каждую весну на их огороде вода, размывая береговой песок, обнажала человеческие кости. Как известно, сельские погосты издревле располагались вокруг святых храмов. Следовательно, на этом месте когда-то и находились Георгиевский храм с местным кладбищем. А на нём был похоронен один из настоятелей церкви, останки которого и были случайным образом обретены в середине прошлого столетия. Возможно, именно этот погост упоминается в книге Патриаршего приказа (№ 141) за 1680 г. В ней идёт речь о том, что у церкви Бирдюкиных-Зайцевых по смете имеется церковное кладбище в «четверть десятины, и на том кладбище поставлена крестьянская сенница».

Читайте так же:  Самый высокий католический храм

Через сто лет, в бытность владения селом помещиком, надворным советником Алексеем Степановичем Мельгуновым, видимо, по причине малочисленности прихода, указом Святейшего Правительствующего Синода от 14 ноября 1838 г. было предписано приписать Георгиевский храм к Сергиевской церкви в селе Комягино Богородского уезда Московской губернии, и 24 февраля 1839 г. по указу Московской духовной консистории Георгиевский храм был приписан к Комягинской церкви.

В 1854 г. была заведена опись церковного имущества Георгиевской церкви, которая была повторно перепроверена в 1905 г., и хранилась в храме в целости вплоть до 1918 г.

К концу XIX в. храм княгини Шереметевой начал приходить в упадок и нуждаться в капитальном ремонте. По рассказам супругов Н.И. и С.А. Лифанцевых, старожилов Новоселок, сохранивших воспоминания своих родственников – бывших прихожан Георгиевского храма и очевидцев происходивших в селе событий, перестройка Георгиевской церкви началась приблизительно в 1886-1887 гг. на специально пожертвованные для этой благой цели средства одного богатого купца из села Хомутова (близ Щелкова). Этот храм, выполненный плотниками в характерном для деревянного зодчества конца XIX в. псевдорусском стиле, дошёл до нашего времени и по сей день является одним из немногих образцов национального деревянного зодчества и в Подмосковье и во всей России, в целом. Простота и лаконичность архитектурных форм храма до сих пор прекрасно гармонируют с окружающим пейзажем Новоселок. Новую Георгиевскую церковь возвели на фундаменте старого, предыдущего храма, о чем свидетельствует планировка церкви, вполне характерная для русских церквей XVIII столетия; крышу покрыли луженым железом, внутри оштукатурили стены.

До наших дней на куполе Георгиевской церкви сохранились кресты конца XVII в., а на окнах фигурные решетки конца XVIII столетия. Настенные храмовые росписи, отличавшиеся большой одухотворённостью, были переписаны в начале 1980-х гг. с сохранением расположения сюжетов и святых на их прежних местах.

Очень ценные воспоминания оставил для нас Андрей Алексеевич Лифанцев. Он родился в 1879 г. в Новосёлках, был усердным прихожанином Георгиевского храма и членом его церковного совета.

Вспоминая свои детские годы, он рассказывал своим родственникам, как перестраивалась церковь: когда ему было 7-8 лет, он по поручению своей матери бегал к храму собирать деревянные щепки для топки печи, а у кровельщиков просил отрезать ему полоску жести, чтобы её носить вместо пояса.

В начале XX в. 33 десятины земли при Георгиевском храме находились в безспорном владении причта Сергиевской церкви. Без учёта усадебной и земли под погостом пахотной было 26 десятин, сенокосной – 3 десятины и лесной – 4 десятины. В «Ведомости о приходе» за 1918 г. записано, что в сельце Новосёлках имеется всего 57 домов, в которых проживают 169 мужчин и 240 женщин.

В разные годы настоятелями Георгиевского храма были: протоиерей Гавриил Раевский и протоиерей Серафим Голубцов, прошедшие лагеря и ссылки, протоиерей Владимир Ткаченко – участник Великой Отечественной войны, протоиерей Иоанн Зайцев, протоиерей Павел Москвин, протоиерей Георгий Кондратьев, протоиерей Зиновий Анисимов и ныне здравствующий протоиерей Владимир Ильчук.

В настоящее время в Георгиевском храме продолжают служение клирики — настоятель священник Алексий Барашков и протоиерей Иоанн Ляхов.

Среди икон современного письма можно выделить большой храмовый образ небесного покровителя храма – святого великомученика Георгия Победоносца и образ святой блаженной Матроны Московской.

Особо почитается в храме память преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), архимандрита Мелекесского, прославленного в сонме святых в 2000 году в Московской епархии. Его святой образ с частичкой мощей – ещё одна дорогая святыня прихожан Георгиевской церкви. Архимандрит Гавриил прожил тяжёлую, исповедническую жизнь, в общей сложности провел семнадцать с половиной лет в тюрьмах, лагерях и ссылках. У отца Гавриила многие духовные чада были из числа прихожан Георгиевского храма, с которыми он состоял в духовной переписке, а после своего освобождения неоднократно навещал их в Ивантеевке.

Престольные праздники Георгиевского храма отмечаются 6 мая и 9 декабря.

  1. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах XVI–XVIII столетий Радонежской десятины Московского уезда. М., 1886. С. 139-144.
  2. Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). «Клировые ведомости Богородского уезда. 1843 г.», «Ведомость церкви Великомученика Георгия, что в селе Новоселках». Ф. 203, оп. 780, д. 2177, лл. 8-12об.
  3. ЦИАМ. «Клировые ведомости церкви Сергиевской села Комягина Богородского уезда Московской губернии и приписной к ней церкви Георгиевской сельца Новоселки». Ф. 1176, оп. 1, д. 286, лл. 62-65 об.,66,68.
  4. Рощин М. В. «Еще раз о храме, или старожилы Новоселок рассказывают». «Пульс Ивантеевки», 11. 04. 2000 г.
  5. Памятники архитектуры Московской области. Т. 2. М., 1999.
  6. Ивантеевка из глубины веков до наших дней. Ивантеевка, 1988.
  7. Сергеева Т.В. Георгиевский храм в Новосёлках. //
  8. Православное слово, № 12 (декабрь) 2007. С. 22.
  9. Сергеева Т.В. История храма святого великомученика Георгия Победоносца в Новосёлках. // Пульс Ивантеевки. № 57 (25 июля) 2007 г.; № 59 (1 августа) 2007.
  10. Сергеева Т.В. Храм святого великомученика Георгия Победоносца. // Буклет, посвящённый 270-летнему юбилею Георгиевского храма. Ивантеевка, 2007.

Контакты:

Адрес храма: Московская обл., г. Ивантеевка, ул. Новоселки, 53

Телефон храма: 8(496)536-49-53

Телефон настоятеля: 8-963-683-35-81

Банковские реквизиты:

ИНН 5016005204

Р/с 40703810740170130399

БИК 044525225

К/С 30101810400000000225 в Среднерусский банк ОАО «Сбербанк России» в г.Москва

Новосёлки. Забытый храм [TR/5365]

ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический

Размер: Неизвестно
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ Россия
Тверская обл.
Оленинский р-н БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ Мирный, Малая Малявня ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?] Доступность: 3
Местность: 4 РЕЙТИНГ ПАСПОРТ ТАЙНИКА ЭКСПОРТ ТОЧКИ ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ БОЛЬШЕ КАРТ

Описание окружающей местности

Промышленная империя Нечаевых-Мальцовых, ведшая свою историю с 1720-х годов, не ограничивалась только Гусем-Хрустальным и окрестностями Брянска. Их стекольные и керамические заводики, работавшие на местном сырье, существовали и в других, зачастую весьма глухих уголках России. Далеко не о всех известно даже местным краеведам — эпоха революций и индустриализации не оставила от большинства никаких следов.

Во второй половине XIX века в местечке Новоселки Бельского уезда Смоленской губернии был построен один из таких заводов — Новоселковский. Он выпускал бутыли, декоративные стеклянные колпаки и шары, пуговицы и трости, опять же стеклянные. Помимо стекла на заводе производили гончарную посуду. Часть сырья (песок и белый известняк) завозили сюда из-под Ржева и Старицы, свой песчаный карьер имелся и где-то неподалеку.
Тихий сейчас лесной край кажется глухим, но полтораста лет назад здесь были дороги, села и деревни, на стекольном заводе работало около 200 человек. Была ли церковь в Новоселках до завода — узнать не удалось. Но в 1895 году С.Д.Нечаев-Мальцов заказал архитектору Леонтию Бенуа проект заводского храма. Монументальное здание из красного кирпича строили почти три года, и в 1897 году Софийский храм был освящен.
В начале XX века, когда завод перестал приносить большую прибыль, хозяева подумывали о его закрытии. Но, исходя из необходимости занять местное население хоть какой-то работой — не стали этого делать. В этом случае гуманитарные соображение возобладали над экономическими — много ли подобных примеров мы знаем в более близкой нам истории?

Так или иначе, в годы революции завод прекратил-таки свое существование. В Новоселках был организован колхоз, но все равно работы для столько большого числа людей здесь не было. Положение спасала только заготовка леса. Храм был закрыт в 1939 году, но не взорван — поленились наверное ехать в дальние леса. События Великой Отечественной войны, огненным вихрем прошедшей по этим местам, удивительным образом обошли его стороной.

К первым годам XXI века жителей в Новоселках не осталось. Около 80 лет потребовалось, чтобы превратить процветающее село при заводе в зарастающую поляну с торчащими кое-где из травы развалинами. Но прекрасно сохранившийся Софийский храм высится среди леса в 10 километрах от ближайшего жилья и в 30 от ближайшего асфальта, встречая редких в этих краях путников.