Храм кирха

Лютеранская церковь св. Екатерины (Кирха)

Лютеранская церковь св. Екатерины (Кирха)

Адрес: г. Архангельск, ул. Карла Маркса, 3
Год постройки: 1768 г.
Стиль: Классицизм, после реконструкции — элементы стиля модерн.

Архангельская Кирха (Поморская государственная филармония) — бывшая лютеранская церковь святой Екатерины — находится в центре Архангельска.

С началом активной торговли через Архангельск в городе постоянно находилось большое число иностранных купцов, многие из которых исповедовали лютеранство. Первым проповедником лютеранской общины в Архангельске был Шредер (из Гамбурга). На своей должности он проработал 14 лет. В 1687 году Шредер построил деревянную церковь, богослужения в которой проходили на немецком языке. В 1710 году в Архангельске случился большой пожар, уничтоживший деревянную кирху, но в том же году появилась новая церковь. В 1766 году местные лютеране стали хлопотать о возведении каменной кирхи на месте обветшалой деревянной. Новая церковь была заложена в 1767 году, а построена в 1768 году. До революции храм был действующим, при советской власти в нем попеременно располагались спортзал, молодежный театр, столовая. В 1984 г. здание храма передано местной филармонии под органный зал.

Первоначально кирха представляла собой 1-этажное, 1-нефное здание с колокольней в стиле, который близок к западноевропейскому барокко. Над колокольней размещались купол с часами и крест с флюгером. В 1774 году кирху повредил пожар. Был организован ремонт, после которого колокольня стала выше, а фасады были выполнены в стиле классицизма. В 1851 году кирху снова уничтожил пожар. Ее заново отстроили через 2 года. В 1896 году, после очередной реставрации колокольни, появился еще 1 уровень для колокольного звона (ранее для реформатов и лютеран запрещенного), а средний уровень над входом был украшен окном в виде квадрифолия, немного напоминавшего окно-розу готического стиля. После пожара 1908 года утвердили новый проект восстановления здания, предусматривавший возобновление колокольного готического шпиля. Но по пожеланию немецкого купечества шпиль заменили куполом. Последний раз кирха пострадала от пожара в 1909 году. После реконструкции колокольня была украшена готическим шпилем, с запада появился крупный навес над входом, а с востока — алтарная апсида, оформленные в стиле модерн.

В настоящее время здание принадлежит Поморской филармонии. Внутри зала расположен орган во всю высоту здания. Первое упоминание об органе в Архангельске относится к 1817 г. Судьба этого инструмента неизвестна, вероятно, он пострадал в пожаре. В 1894 г. в Кирхе установлен новый орган, но и он погиб от огня. В 1908 г., когда закончились реставрационные работы после очередного пожара, в церкви св. Екатерины был установлен инструмент популярной немецкой фирмы «Валькер» с 25-ю регистрами. С 1917 г. орган стоял в безмолвии, пока в военное время его не разобрали по трубам и не растащили по дворам. Только в октябре 1985 г. уже директором филармонии В. В. Слесаревым в Архангельск были приглашены специалисты немецкой фирмы «Александр Шуке» для установки нового инструмента. Торжественное открытие первого на Русском Севере органа состоялось в 1991 году.

astkraeved

В 1759 году на участке лютеранского прихода ( 14-ый околоток 5-го участка г. Астрахани , полученного в 1748 г., по ул. Кирочная (Спартаковская), Крестовая (Мечникова) была построена деревянная кирха. В августе 1888 г. было начато строительство каменной кирхи по проекту архитектора К.К. Домантович. Рисунки внутреннего интерьера, алтаря, хоров и пасторской кафедры составил архитектор Мильде, строитель здания Берлинского рейхстага. Общество «Братья Нобель» пожертвовало лютеранской общине орган, изготовленный в Штутгарте на фабрике Валькер. Люстры работы Дросс из Дерпта (Тарту) были подарены Л. и П. Хлебниковыми. Кирха была освящена 14 июня 1892 г.

Внутреннее помещение кирхи состояло из трех традиционных частей. В восточной части располагался алтарь и боковые приделы, в западной части, кроме расположенной по центральной оси основания колокольни, существовали боковые притворы. Центральная часть здания представляла собой двухсветный неф. Здание кирхи завершалось высокой восьмериковой башней с шатром. В кирхе имелось три больших готических окна, составленные из разноцветных стекол, изображающих картины из жизни Спасителя.

В 1893 г. был освящен пасторат, построенный к юго-западу от кирхи. Пасторат – деревянное строение на высоком подклете, со сложной многоскатной крышей, в котором располагалась школа, квартира пастора, зал для собраний церковного совета.

8 ноября 1909 г. на ул. Кирочной была освящена лютеранская церковно-приходская школа, построенная по проекту архитектора С.И. Карягина. По первоначальному проекту школу предполагалось возвести из кирпича, одноэтажную, с мезонином. Но в процессе строительства проект был существенно переработан. Кирпичный двухэтажный, прямоугольный в плане объём с ризалитом террасы, галереей и ризалитом входного блока па южном дворовом фасаде имеет полувальмовую крышу. Пристроенный к нему с юго-востока гранённый в плане прямоугольник входного двухэтажного кирпичного блока, завершается шатровой крыше. Кровля крыш металлическая. Здание памятника выстроено в готических формах. Стены фасадов покрыты обмазкой с расшивкой швов прорезкой.

До середины 20-х гг. XX в. в лютеранской кирхе проводились богослужения. Позднее кирха была превращенная в клуб. В 1940-1941 гг. здание кирхи было разобрано, а на его фундаменте был возведен жилой дом. Пасторат и церковно-приходская школа до середины сороковых годов XX в. служили детприемником НКВД.

Во второй половине XX в. претерпела изменение планировка здания пастората. Частично утрачен штукатурный слой стен подвала, подвальные окна были заложены.

Читайте так же:  Тутаев икона прибавление ума покровский храм

В настоящее время здание кирхи утрачено как культовое сооружение. Комплекс пастората и церковно-приходской школы является памятником архитектуры регионального значения и передан в безвозмездное пользование немецкой общине…

Разработан проект реставрации комплекса (его я позаимствовал на форуме http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1559670), но перспективы его реализации весьма туманны.

Кирха в Лумиваара — это место, где можно не только бахнуть в огромный колокол и сообщить всем окружающим о том, что очередной турист взобрался на колокольню, но и размышлять о судьбах целых народов. Если серьёзно, то кирха это одна из тех достопримечательностей Карелии, которые стоит увидеть.

Вид на кирху. Объект пользуется популярностью как у наших туристов, так и у финнов.

Карелия — необычный район. На её красивых природных ландшафтах переплетаются истории сразу двух государств и кровопролитных войн, количество которых с трудом можно посчитать.

Кирха — это германизм, обозначающий церковь. В русском языке его применяют для обозначения лютеранских храмов, как слово мечеть для обозначения мусульманских.

В Лумиваара кирха сохранилась хорошо. Она стоит вдалеке от основных дорог и крупных городов.

Внутри можно пройти во все помещения, в том числе и на колокольню. Тут висит единственный колокол, в который можно ударить — берегите уши. Так же сохранились деревянные жалюзи.

Деревянная балка, на которой висит колокол, почти новая. За храмом присматривают. Вид с колокольни. Это Лумиваара.

Обратите внимание, что храм ухожен. Кто-то расставляет здесь лавки, накрывает скатерть в алтаре, ремонтирует пол.

Внутри видны следы ремонта, хотя пол местами провалился.

Как доехать до Лумиваара

Дорога из Приозёрска в Сортавала петляет вдоль западного берега Ладожского озера. Эта дорога — песчаный грейдер: где-то получше, где-то похуже. Через 13 км после Куркиёки сворачиваем на восток, по указателю на Лумиваара и сразу оказываемся на тёмной красно-коричневой грунтовке. Она блуждает по невысокому карельскому хвойному лесу, и иногда выходит на небольшие поляны среди скалистых холмов.
По дороге попадается посёлок Хухтерву. Оставляем его позади, и, когда до Лумиваара остаётся всего несколько сотен метров, из-за поворота показывается старая лютеранская церковь. Она стоит на небольшом возвышении около дороги, ведущей дальше в посёлок, и её хорошо видно. Летом её загораживает листва на деревьях, поэтому если въехали в Лумиваара — возвращайтесь, проехали. Соответственно, если ехать со стороны Лахденпохья, — наоборот — Лумиваара нужно проехать. Вас, кстати не путают финские названия.

Обратите внимание, что на Гугл картах дорога А-121 «Сортавала» ведёт западнее Куркиёки. Это проект. Переключитесь в режим спутника и увидите реальное положение дел. Никакой дороги там пока нет.

Давайте теперь разберёмся с судьбами народов. Лумиваара, это место, где в начале 20-го века формировались границы двух новых государств: СССР и Финляндии. Это был долгий и мучительный процесс. Позвольте напомнить, что до 1917 года государства Финляндия не существовало, эта территория называлась Великое княжество Финляндское, которое входило в состав Российской Империи.

Вид с фасада.

Империя рухнула в 1917, и на территории Карелии начался период войн, длившийся до 1945 — гражданская война плавно сменилась второй мировой.

Кирху построили в 1935, в период между Второй финской войной и Зимней войной.

За этот период жителей Лумиваара эвакуировали в Финляндию, потом они опять возвращались, а потом снова эвакуировали на совсем. В родные земли они уже не вернулись.

На фасаде храма можно увидеть множество следов от пуль вокруг окон. Действительно ли это следы войн, пронесшихся мимо этого места, точно не известно. Однако вполне вероятно, что кто-то оборонялся в этом здании зимой 39-го или 45-го года.

Русский Север. Часть 2: Путь на остров Кижи

Посмотрите как устроено печное отопление в кирхе. Это дымоходы под самой крышей.

Около кирхи есть финское военное кладбище.

Внутри церкви висит мемориальная доска с фамилиями погибших жителей Лумиваара в период двух войн 1939 — 40 и 1941 — 44 годов. Надпись на табличке на финском аналогична нашему выражению «Они сражались за родину».

Недалеко от кирхи видны останки общественного дома прихода Лумиваара.

В Финляндии у Лимиваарской кирхи есть сестра. Кирха в Саари (Saaren kirkko) — построена по тому же проекту в том же 35-м году. Проект принадлежит финскому архитектору Адольфу Лаунису (Adolf Ilmari Launis). Этот храм остался на родине и сейчас — это действующий приход. А Лумивара оказалась в России, коренные жители её покинули и теперь здесь всё в запустении.

Вот такая история. Если будете в районе Куркиёки или Сортавала, обязательно съездите, посмотрите кирху в Лумиваара — тут интересно.

Евангелическо-Лютеранская кирха святого Петра в Колпанах

Л ютеранская община Колппана была основана в 1640 г., при Швеции относилась к приходу Скворица. После присоединения Ингерманландии к России община отошла к приходу Коприна (до 1753 г.). В 1785 г. при лютеранской общине Малых Колпан была открыта первая и на протяжении нескольких десятилетий единственная в Ингерманландии финская школа, основанная будущим императором Павлом I для детей крестьян и дворцовой обслуги. По местной легенде, на месте кирхи ранее располагался охотничий домик императора Петра III, который поддерживал шведский лесник и его приёмная дочь Мария Сюкияйнен, ставшая матерью сына Петра III, наречённого Павлом, впоследствии ставшего императором, а на месте своего рождения в память о родителях построившего кирху. По другой легенде, Пётр III заблудился в финских лесах и смог спастись, благодаря крику петуха, в честь которого была воздвигнута кирха.

Читайте так же:  Киевский десятинный храм

Достоверно известно, что кирха спроектирована при Петре III, построена при Павле I. Кирха в д. Колпаны (фин.Kolppana), относившаяся к приходу святой Марии в Шпаньково, была заложена 12 июля 1789 г. в присутствии великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. Для фундамента и цоколя здания использовался известняк из разработок у деревни Черницы, стены планировалось возводить из кирпича. Расходы по возведению храма Павел I полностью взял на себя. Строительство завершено в 1800 г. (на фасаде имеются бронзовые цифры «1800»). Первоначально велось под руководством неизвестного архитектора по традиционному плану. По замыслу, шпиль кирхи должен был быть виден из окон центрального корпуса Большого Гатчинского дворца. Работы приостановились, их продолжил в 1799 г. главный Гатчинский архитектор Андреян Дмитриевич Захаров. Здание было существенно перестроено, увеличена толщина стен.

По рисунку Захарова для навершия шпиля были изготовлены из толстой латуни позолоченные петух и шар, крыша крыта листовым железом. Своё народное название — «церковь петуха» (фин. kukkokirkko), храм получил из-за этой фигурки, символизирующей в данном случае отречение и раскаяние апостола Петра: «Петух не успеет пропеть, как ты трижды отречешься от меня». По преданию, в тот миг, когда петух пропел, Пётр осознал грех предательства и раскаялся. Был оформлен по эскизам Захарова иконостас и кафедра.

Орган для кирхи изготовил петербургский мастер Карл Вирт. Храм из бутового камня на 680 мест сочетает черты готики и классицизма, имеет 22-х метровую колокольню. увенчанную шпилем высотой 1,5 метра. Кирха состояла из трёх составляющих — трёхъярусной башни, молитвенного зала и алтаря. Вход был оформлен в виде портала — пилястрами, несущими профилированный ярус башни. Второй ярус был прорезан круглым окном, предназначенным для витража, на боковых стенах круглые окна только обозначены рельефным обрамлением. На третьем ярусе башни её четыре грани были прорезаны высокими стрельчатыми окнами с выступающими наличниками. Завершали башню профилированный карниз и четырёхскатная кровля. Над входом в церковь — небольшое украшение из черницкого известняка. Здание было перекрыто высокой двускатной прямоугольной в плане кровлей. Углы колокольни обработаны рустами, а стены — рустованными лопатками. Сохранилось описание интерьера: «над притвором высокая четырёхугольная колокольня с окнами для помещения двух колоколов, над колокольней высится шпиц, венчающийся медным шаром, над ним укреплён медный петух. Из притвора два хода: один боковой ведёт на колокольню, другой через двухстворчатые двери — прямо в церковь.

Церковь освещается в один свет шестью окнами конусообразными вверху. Пол деревянный, стены выкрашены в светлоголубую краску. Справа от входа узкая каменная лестница ведёт на небольшие хоры, где помещается прекрасный орган. Хоры поддерживают 4 небольшие круглые колонки. Далее по сторонам центрального широкого нефа (широкого хода к месту богослужения) по два толстых крестообразных столба, поддерживающих деревянный ровный потолок, на котором укреплены три небольшие стеклянные паникадила, по сторонам колонн — скамейки. Алтарная часть отделяется конусообразной аркой. Справа находится красивая кафедра с венцом наверху. В центре располагался иконостас с распятым Спасителем, под ним — «Тайная вечеря». Алтарная часть была обнесена балюстрадой с широкими перилами» (Ермилов А. Описание Гатчины, рукопись).

Освящение кирхи состоялось 2 февраля 1802 г. в честь святого — покровителя Петра III. Первоначально службы проводили пасторы приходов Спанккова и Скворица. В 1859 было освящено кладбище при кирхе. Летом 1860г. под руководством академика, главного архитектора Гатчинского дворцового управления А.В.Кокорева кирха была отремонтирована. В середине XIX века приход охватывал 54 деревни с преимущественно финским населением и насчитывал постоянно более полутора тысяч прихожан. Кандидатуру пастора прихода Колппана утверждал Министр внутренних дел. В 1863 г. при кирхе основана Колпанская учительско-кистерская семинария, действовавшая до 1918 г. В 1879 г. была открыта финская публичная библиотека, в 1889 г. — воскресная школа по обучению письму, чтению и катехизису, содержавшаяся на взносы прихожан. В 1889 г. кирха была перестроена и в таком виде существовала до Великой Отечественной войны. В 1900 г. выстроен новый пасторский дом. Приход Колппана провел в 1909 г. первый съезд учителей воскресных школ, в котором приняло участие 326 учителей и священников. К 1917 г. в приходе насчитывалось более двух с половиной тысяч прихожан, среди которых кроме финнов-ингерманландцев были эстонцы. В 1930-е гг. приход Колппана включал в себя 18 деревень: Большие Колпаны, Большие Парицы, Вайялово, Вакколово, Большая Загвоздка, Вопша, Кивиярви, Курема, Котельниково, Лядино, Малая Гатчина, Малая Загвоздка, Малые Колпаны, Малые Парицы, Новые Черницы, Рябизи, Старые Черницы, Химози. В 1933 г. с колокольни снесли шпиль. В 1937 г. был расстрелян пастор прихода Колппана Иисакки Вирронен.

Лютеранская кирха в Вятке

В начале XX в. в Вятке появились культовые сооружения самых разных религиозных верований — Магометанская мечеть, польский Александровский костел, Единоверческая церковь, старообрядческая молельня. Самой последней в городе, прямо накануне революции, ровно сто лет назад, открылась лютеранская кирха. Что это был за храм и какова его судьба, к сожалению, малоизвестно. Сегодня попробуем разобраться в перипетиях его жизни и смерти.

Читайте так же:  Памятники культуры храмы и соборы

Зачастую представители неправославных религиозных верований оказывались в Вятке далеко не по своей воле. Так было, например, с поляками, поток которых хлынул в наш город после разгромленных национально-освободительных восстаний 30-х и 60-х гг. XIX в. В отличие от многих поляков-католиков представители евангелическо-лютеранской церкви в дореволюционный период появлялись в Вятке на добровольных началах. Абсолютное большинство верующих-лютеран являлись немцами по национальности и, как правило, демонстрировали полную лояльностью царской власти. По социальному происхождению это были в основном личные и потомственные дворяне, а также почетные граждане. Высокий образовательный уровень, трудоспособность и присущая немцам дисциплинированность способствовали быстрому карьерному росту лютеран. Многие из них занимали важные посты в региональной власти, самый яркий пример — М. К. Клингенберг, руководивший Вятской губернией в 1859 – 1863 гг. Интересно, что его сын Николай Михайлович в 1896 – 1901 гг. занимал тот же самый пост, но при этом по формулярным спискам уже числился православным.

Благожелательное отношение властей к лютеранам в 60–70-х гг. XIX в. проявлялось, в первую очередь, в том, что они не только никак не препятствовали, но зачастую даже содействовали строительству лютеранских культовых сооружений. В 1864 г. по проекту архитектора Карла Боссе была возведена церковь св. Марии в Перми. В 1872 г. кирха появилась в Ижевске, спустя год лютеранский храм св. Петра украсил Екатеринбург. В Вятке же долгое время своего культового сооружения у лютеран не было, они собирались на частных квартирах, снимали для богослужений зал технического училища. Известно, что в середине XIX в. вятские лютеране часто посещали дом провизора Карла Мойке на Московской улице (современный дом №10). Здесь же снимали квартиры три раза в год приезжавшие в город лютеранские пасторы.

Возможно, самый известный из проживавших в Вятке лютеранских пасторов — Иван Алберг. Последний прославился тем, что открыл вместе с супругой Дарьей в начале позапрошлого века в губернском центре частный пансион. Это было резонансное событие для города, в котором еще не было даже мужской гимназии. В 1810 г. случился скандал: полковник Бистром пожаловался на репрессивные методы обучения в пансионе, утверждал, что, якобы, пастор бил его племянника Якова на уроках и даже «расшиб голову» мальчику. Однако хоть на допросе ученики этого факта не подтвердили, но пансиону пришлось закрыться.

В начале XX в. вятские лютеране наконец получили возможность по примеру других городов построить свою кирху. 31 июля 1909 г. Евангелическая генеральная консистория разрешила открыть Совет вятского лютеранского прихода. В него вошли статский советник Николай Верва (председатель), коллежский советник Рихард Эмберг (секретарь), промышленник Карл Шнейдер (кассир), губернский фармацевт Адальберт Иогансон, провизор Гуго Бок и др. В 1911 г. Вятская городская дума бесплатно отвела евангелическо-лютеранскому приходу место на углу Стефановской и Гласисной улиц под постройку кирхи. Однако заложена она была только в 1914 г., строительством руководил инженер Э. К. Нюквист. Все работы шли на частные пожертвования, крупнейшим спонсором выступи владелец пивоваренного завода Карла-Август Отто Шнейдер. В 1911 г. Шнейдер был обладателем немалого состояния: кроме завода, за ним числилось 2 ресторана и 20 пивных лавок. Располагая солидными финансовыми средствами, вятские лютеране специально из Германии пригласили Адольфа Дуйзберга, который выполнял работы по внутренней отделке храма.

Однако в 1914 г. началась первая мировая война, строительство кирхи затянулось, а в обществе все больше начинали распространяться антинемецкие настроения. Но если на западе России имели место случаи закрытия кирх и высылки пасторов, то в Вятке все происходило ровным счетом наоборот. Службы начались еще в недостроенном храме, здесь же проживали лютеране-беженцы из Риги. В начале 1917 г. кирха была торжественно открыта. Она представляла из себя одноэтажное каменное здание с небольшой деревянной башней, в которой находилась колокольня. Высота здания составляла 4, 8 метра, а площадь 211 кв. метра. Внутри кирхи были поставлены скамейки для верующих, шкаф для книг.

Однако политическая обстановка очень быстро менялась. В годы Гражданской войны и НЭПа большая часть лютеран эмигрировала, к середине 1920-х гг. община в Вятке практически перестала существовать, и кирху пришлось закрыть. 31 января 1925 г. храм осмотрела специальная комиссия во главе с техником губкоммунотдела Козьминых и председателем административного отдела Ситниковым. Они отметили, что «кирха по прямому назначению не используется и находится в запущенном состоянии: оконные стекла разбиты, дверных полотен нет, а колоды выломаны, полы на хорах разобраны». В итоге было решено передать кирху отделу коммунального хозяйства и использовать под жилье. Чуть позже в ней разместилась общественная баня.

В апреле 1940 г. бывшее здание кирхи было передано в распоряжение конторы по строительству трамвая в Кирове. Трамвай, как известно, в нашем городе так и не был запущен, у кирхи такая же печальная судьба. В конце 50-х – начале 60-х гг. она была разобрана, а территория площади вокруг храма застроена. На перекрестке ул. Молодой Гвардии и Октябрьского проспекта выросло 5-этажное здание, а на месте кирхи теперь находится проезжая часть ул. Молодой Гвардии.