Храмы в кадашах

МОСКОВСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ В КАДАШАХ

Московский Воскресенский храм в Кадашах, 27 августа 2011. Фото Сычева А.П. с сайта sobory.ru

Московский храм в честь Воскресения Христова, в Кадашах Москворецкого благочиния Московской епархии

  • Престолы:
    • Воскресения Христова (верхний храм),
    • Успения Пресвятой Богородицы (главный престол нижнего храма),
    • Тихвинской иконы Божией Матери и свт. Николая (приделы нижнего храма)
    • Адрес: Россия, 113035, Москва, 2-й Кадашевский пер., 7/4, стр. 14. м. «Третьяковская».
    • Тел.: 953-22-91, 953-13-19
    • Официальный сайт: http://www.kadashi.ru
    • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

      Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.

      Первый каменный храм построен в 1657 г. В 1687 г. заложен современный храм, старый разобран. Закладывал храм патриарх Иоаким, освящал патриарх Адриан в 1695 г. Южная аспида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 г., были встроены в новое сооружение. А в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча». В XIX в. были достроены галереи и крыльцо.

      Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители. Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы, что говорит об особой близости кадашевцев царскому двору. Особенной красотой выделялся шестиярусный резной иконостас, о котором сохранились отзывы, как об одном из лучших произведений резного искусства XVII в.

      Старинная роспись XVII в., выполненная царскими изографами, пострадала в пожаре 1812 г. при нашествии французов и была заменена новой живописью художником П.Н. Шепетововым в 1848 г. при настоятеле о. Иоанне Маргаритове.

      Последние строительные работы в храме проводились в 1860 г. под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В таком виде здание церкви сохранилось до нашего времени.

      Вид на храм Воскресения Христова в Кадашах со стороны 1-го Кадашевского пер., фото 1882 г. из альбома Найденова

      В начале XX в. настоятелем Воскресенской церкви становится священник Николай Смирнов (1868 — 1922), прозванный в народе «кадашевским». Он заслужил особую любовь православной Москвы своей неутомимой и многообразной пастырской деятельностью. При нем было устроено сестричество, открыты богадельня, детский приют, а во время 1-й мировой войны два лазарета для раненых. Особую известность он получил за организацию многочисленных паломничеств к Российским святыням, в которых принимали участие до двух тысяч человек.

      Несмотря на все усилия прихожан, храм был закрыт в 1934 г. Иконы храма в большинстве утрачены, немногие оставшиеся разрознены и хранятся в запасниках Третьяковской галереи, Исторического музея и музея «Останкино».

      После закрытия в храме размещались различные государственные учреждения, в том числе и такие, как «спортивный клуб колбасной фабрики». Все это не могло не вызвать запустение и разрушение храма.

      В 1966 г. Воскресенский храм был отдан в аренду ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря, ведущему научному учреждению по реставрации и сохранению художественных ценностей.

      6 февраля 1992 г. была зарегистрирована приходская община Кадашевского храма и подписаны документы о передаче церкви верующим. Но, несмотря на все усилия настоятеля и прихожан, храм в продолжении более чем двенадцати лет продолжал оставаться закрытым.

      Для совершения богослужений церковной общиной было переоборудовано под церковь одно из ближайших строений. Новая церковь, посвященная прп. Иову Почаевскому по устному благословению Святейшего Патриарха Алексия, является единственным храмом в Москве этого великого русского святого. Особым почитанием в храме пользуется и Почаевский образ Пресвятой Богородицы, для которого устроена отдельная часовня.

      Лишь в 1996 г. после невероятных усилий приходу было разрешено войти в Воскресенский храм для совершения богослужений.

      Переломным для прихода явился 2004 г., когда усилиями прихожан при поддержке других православных приходов и братств был начат процесс освобождения Кадашевского храма. В декабре 2004 г. возобновились регулярные службы в верхнем храме Воскресения Христова в Кадашах. В настоящее время идет постепенное освобождение и нижнего храма.

      Совместными усилиями прихода с Обществом ревнителей православной культуры издается журнал «Мир Божий» посвященный православной культуре и современной жизни Церкви. При храме создан историко-археологический музей «Кадашевская слобода», ведутся занятия в Воскресной школе. Проводятся ежегодные Кадашевские чтения, посвященные архитектурному наследию столицы.

    • Иоанн Маргаритов (упомин. 1848)
    • Николай Воскресенский (упом. 1901 [1])
    • Николай Смирнов[2] (? — 15 июня 1922)
    • сщмч. Илия Громогласов (1 августа 1923 — 8 марта 1924) [3]
    • Димитрий Карнеев (+ 1934), убит в стенах храма
    • Александр Салтыков (с 1993)

    Использованные материалы

    [1] Воскресенский Николай Александрович, краткая справка священнослужителей на сайте «Храмы России», http://temples.ru/clerics.php?Cleric >

    [2] Отчество батюшки взято из очерка «Отец Николай Смирнов (Кадашевский)». Книга «Воспоминаний» епископа Арсения (Жадановского), с подписью: Надежда Шульц; с сокращениями и искажениями текста впервые опубликован: Московский журнал, 1993, № 12, с. 30-31.

    [3] Первая дата — назначен временным настоятелем, 30 сентября общим собранием прихожан избран настоятелем. Вторая дата — дата ареста.

    Храм Воскресения Христова в Кадашах

    • Первый деревянный храм на этом месте был возведен в XV веке. Нынешняя церковь была построена в 1687 ? 1695 гг.
    • Церковь в Кадашах относится к стилю нарышкинского барокко: красный кирпичный храм, обильно украшенный белым резным декором.
    • На южной стене церкви сохранились солнечные часы. Росписи храма выполнены мастерами Оружейной палаты.
    • На базе прихода действует краеведческий музей «Кадашевская слобода».
    • Церковь расположена в Замоскворечье, одном из центральных исторических районов Москвы, сохранилось множество других памятников.
    • Храм Воскресения Христова в Кадашах – один из красивейших не только в районе Замоскворечья, но и во всей Москве. Несмотря на сложную историческую судьбу, этот великолепный храм, построенный в стиле нарышкинского барокко в конце XVII века, сохранился до наших дней. Сейчас в рамках комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах действуют две часовни, а также церковь в честь преподобного Иова Почаевского, где хранится частица его мощей. На базе прихода действует краеведческий музей «Кадашевская слобода» и историко-краеведческое общество.

      Сам район Замоскворечье – один из древнейших районов города. Среди исторической застройки встречается много памятников архитектуры XVII ? XIX веков. Здесь также расположено много музеев, кафе, а многие улицы прекрасно обустроены для пеших и велосипедных прогулок.

      История храма Воскресения началась в конце XV века: к этому времени (1493 г.) относится первое упоминание о церкви на этом месте. Тот первый храм был деревянным. Каменная церковь, которая встречает гостей в Кадашах сегодня, была построена в 1687 ? 1695 гг. Необычное название местности «Кадаши», по преданию, произошло от основного вида деятельности, которой были заняты жители слободы, – изготовления кадей, то есть бочек. В кадашевской слободе было пять храмов, но церковь Воскресения оставалась среди них главной. Этому способствовало удачное местоположение церкви между улицами Ордынка и Полянка – старыми дорогами, ведущими на юг. Напротив храма на другом берегу Москвы-реки стоит Кремль.

      Строительство храма спонсировали несколько обеспеченных предпринимателей слободы. В результате был построен большой двухэтажный храм. В верхнем этаже находился летний неотапливаемый храм, посвященный Воскресению Христову. В нижнем теплом храме на протяжении XVII ? XVIII вв. существовало целых три престола с различными посвящениями.

      Церковь в Кадашах относится к так называемому стилю нарышкинского, или московского, барокко. Это направление архитектуры было свойственно Москве конца XVII в. Красный кирпичный храм обильно украшен белым резным декором: это и наличники окон, и оформление порталов, и другие элементы. По своему устройству храм представляет типичный пример приходской церкви XVII века, увенчанной изящным пятиглавием куполов. Редкая интересная деталь – на южной стене церкви сохранились солнечные часы. Внутри храм украшали роскошный резной деревянный иконостас и стенные росписи, выполненные мастерами Оружейной палаты.

      В 1695 году к храму была пристроена 43-метровая колокольня. За изящные вытянутые пропорции она даже получила в народе название «свеча». Будучи высотной доминантой Замоскворечья, колокольня встраивалась в ось знаменитых высотных башен средневековой Москвы между колокольней Ивана Великого в Кремле и церковью Вознесения в Коломенском. Главный колокол Кадашей был отлит в 1750 году и весил более 6 тонн. По некоторым данным, сейчас он находится в Большом театре и используется в постановках.

      Храм в Кадашах сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 года. Тогда было разграблено имущество прихода, а в церкви французскими солдатами были устроены конюшни. Следующим непростым этапом в истории Кадашевской церкви стало советское время: с 1934 года прекратились богослужения, а храм закрыли. Однако очевидное культурно-историческое значение здания спасло храм от сноса: в конце 1940-х годов началась реставрация, а в 1966 году храм передали научно-реставрационному центру им. Грабаря (ВХНРЦ).

      В 1990-е годы начинается новый период для Кадашей. Поскольку главное здание храма Воскресения тогда было занято центром Грабаря, настоятель получил благословение на создание храма преподобного Иова Почаевского. Этот миниатюрный храм был оборудован во дворе храма Воскресения в здании бывшего каретного сарая и является единственным храм в Москве с посвящением преподобному Иову. В Кадашах хранится икона XVII века с его образом и частицей мощей. А в 2006 году конфликт с реставрационными мастерскими закончился: главный храм Воскресения был официально возвращен Русской Православной Церкви.

      Сейчас в храме Воскресения Христова в Кадашах действуют две часовни (в честь святых Царственных Мучеников и Почаевской Иконы Божией Матери), а также церковь в честь Иова Почаевского. На базе прихода создан краеведческий музей «Кадашевская слобода» и историко-краеведческое общество, проводятся регулярные экскурсии и научно-практические конференции «Кадашевские чтения», посвященные проблемам сохранения культурного наследия.

      В Замоскворечье, одном из центральных исторических районов Москвы, рядом с церковью Воскресения в Кадашах сохранилось множество других памятников архитектуры. В пяти минутах ходьбы от церкви находится Государственная Третьяковская галерея. Пешком можно также дойти до Красной площади и Кремля, прогуляться по живописным историческим улицам – Пятницкой, Большой Ордынке. Кроме культурных достопримечательностей, в этом районе расположено много ресторанов и кафе на любой вкус.

      «Пять столиц» — проект незаконного строительства

      Начало беззакония, корень конфликта лежат в постановлении Правительства Москвы от 29 октября 2002 г. № 889-ПП. Постановление, согласно которому в охранной зоне памятников архитектуры должен быть построен офисно-жилой комплекс площадью 36 тысяч кв. м, продолжает действовать, несмотря на многочисленные словесные заверения городских властей в том, что игра идет якобы по новым правилам.

      Поскольку это постановление до сих пор существует, нет никакой гарантии, что в определённый момент не будет предпринята попытка вновь осуществить уже скомпрометировавший себя, незаконный проект строительства «Пять столиц».

      Постановление № 889-ПП должно быть отменено. Не скорректировано, а именно полностью отменено как противозаконное.

      Постановления Правительства Москвы:

      Колоссальная поддержка общественности в защите исторической застройки Кадашей от незаконного сноса в мае-июне 2010 г. дала положительные результаты. Прежде всего, удалось установить границу памятника – храма Воскресения Христова в Кадашах. Определение границ памятника — законное действие, которое должно происходить автоматически в обязательном порядке. Однако в Кадашах пришлось приложить огромные усилия, чтобы выполнить это требование. Закон победил.

      Установление границ памятника – ещё не окончательное исполнение закона, за ним должно последовать определение охранной зоны. Пока её нет, дальнейшая судьба памятника остаётся неопределенной. Для обеспечения сохранности храма необходимо в соответствии с законом установить охранную зону, на которой запрещается всякое новое строительство. Приход на этом настаивал, и будет настаивать.

      На территории, которая должна быть внесена в охранную зону памятника, должны быть произведены археологические исследования. Как известно, практически по всей территории исторической Москвы уничтожена археология города. Это сделано преимущественно в последние 20 лет. Кадашевский квартал – небольшой уголок, где археология ещё сохранена. Но до сих пор никем не была публично озвучена необходимость археологических исследований. Приход настаивает, чтобы они были проведены в полном соответствии с охранным законодательством.

      Любое строительство в зоне памятника чрезвычайно для него опасно. Следует напомнить, что храм в Кадашах стоит на насыпи, сделанной на болоте. У храма частично утрачены фундаменты, в настоящее время он находится в очень хрупком равновесии. Однако Московское правительство до сих пор так и не выделило ни копейки на укрепление фундаментов храма и на его реставрацию. И это несмотря на многочисленные заверения чиновников об их заботе о памятнике.

      Строительство подземных гаражей в зоне памятника вызовет колебание почв. Нас пытаются успокоить тем, что гаражи будут не очень глубоки. Но Приходу до сих пор не представлены ни проект, ни чертежи, ни расчёты, ни результаты гидрологических исследований. Нет ничего, кроме успокоительных заявлений.

      В настоящее время проект застройки Кадашевского квартала разрабатывает архитектор Илья Уткин.

      Приход считает необходимым заявить, что любые самые совершенные архитектурные проекты застройки могут обсуждаться только после того, как будут выполнены все необходимые законные действия в отношении храма и его территории.

      Первоначальный проект застройки

      Н а территории 401 квартала, в заповедной зоне Московского Кремля, расположен памятник архитектуры федерального значения — храм Воскресения Христова в Кадашах, на территории которого предполагалось незаконное строительство элитного офисно-жилого комплекса «Пять столиц» по адресу: ул. Б.Ордынка, вл. 8-14.

      В настоящий момент параметры комплекса находятся на корректировке, но уже ради его строительства снесен ряд исторических зданий и заказчик предпринимает все усилия, чтобы продолжить «зачистку» площадки под новое строительство, несмотря на то, что на территории согласно охранному законодательству возможна только регенерация, а значит снос исторических зданий исключен.

      Е сли бы не возмущения общественности против строительства «Пяти столиц», то вид на красивейший храм был бы закрыт с трех сторон новоделами. Это принято называть «моральным убийством памятника«. Самим проектом комплекса была грубо нарушена охранная зона памятника федерального значения — храма Воскресения Христова в Кадашах, обозначенная Паспортом — основным учетным документом объекта культурного наследия.

      Н еобходимо добиться окончательной отмены коммерческого строительства комплекса, нарушающего государственные законы, уничтожающего ценнейшую историко-культурную среду самого центра Москвы (храм Воскресения Христова в Кадашах расположен в непосредственной близости к Кремлю, заповедная зона которого стоит на учете в ЮНЕСКО).

      Таким предполагался вид 401 квартала в случае строительства «Пяти столиц»
      (комплекс «Пять столиц» показан обобщенно, без прорисовки деталей)

      П о благословению настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова был составлен альтернативный план регенерации исторической застройки квартала.

      Церковь Воскресения Христова в Кадашах

      В старой Москве говорили: «Пришла к нам правда не от Петра и Павла, а от Воскресенья в Кадашах». Кадаши упоминаются еще в 1504 году — в завещании Ивана III. Тогда мастера-ткачи основали в городе несколько слобод, и архитектурной доминантой стала церковь Воскресения в Кадашах.

      Ткацкое производство в Кадашах получило название Кадашевский Хамовный двор. Там делали полотно со сложным художественным рисунком.

      Ткачи устроили слободу на месте прежней слободы бондарей, изготовлявших кади. Так и возник топоним Кадаши. Есть еще народная версия, связывающая название местности с жившими здесь татарскими судьями «кади». А Забелин и вовсе решил называть слободу Каташево, так как ее жители занимались катанием полотна для беления.

      Церковь Воскресения Христова в Кадашах построили в 1687-1695 годах на месте каменного храма 1493 года, от которого остались южная апсида и подклет.

      Средства выделили купцы Добрынины. Богато декорированный белокаменной резьбой «петушиными гребешками» двухэтажный пятиглавый храм с шестиярусной колокольней — яркий образец московского барокко. Его декор как будто «растет» вверх и «расцветает»: скромный первый этаж сменяется пышно украшенным вторым.

      Храм в Кадашах перестраивали в 1802 году и 1860-1863 после разорения французами. Наполеоновские солдаты устроили в церкви конюшню и разграбили сам храм. Уходя, они подожгли церковь, но огонь дошел до окна у правого клироса и потух.

      Храм расписывали царские живописцы Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин. А иконостас церкви стал прообразом иконостаса соборного храма Донского монастыря.

      А колокольню Кадашевского храма за стройность прозвали свечкой. Главный ее 400-пудовый колокол отлил в 1750 году Константин Слизов, создатель знаменитого Успенского колокола Ивана Великого. Важное значение этого храма подчеркивает тот факт, что в колокольном перезвоне Кадашевские колокола звонили вторыми — сразу после Ивана Великого.

      В 1934 году храм Воскресения Христова в Кадашах закрыли. В здании размещались различные государственные учреждения и спортивный клуб колбасной фабрики.

      В 1992 его вернули церкви, но регулярные богослужения в Воскресенском храме начались только с декабря 2004. Для этого общине храма пришлось забаррикадироваться в церкви и требовать освобождения здания у сотрудников реставрационного центра Грабаря, которые должны были съехать еще в 2001 году. Эти события вошли в современную историю как «битва при Кадашах».

      Сейчас на территории Воскресенской церкви действует подземный храм-усыпальница, где покоятся останки древних жителей Москвы, современников Юрия Долгорукова. На южном фасаде трапезной сохранились солнечные часы — единственные в Москве на церковном здании.

      По решению настоятеля храма открыли археологический музей «Кадашевская слобода». Во время экскурсии можно также подняться на колокольню церкви Воскресения Христова в Кадашах.

      Но «Битва за Кадаши» еще не завершилась: было уже несколько попыток устроить на месте древней слободы элитный жилой комплекс с многоэтажками, наступающими на храм. Пока Кадаши отстаивают, хотя несколько исторических зданий все же не удалось спасти.

      Дорогие братья и сестры!

      Просим вашей помощи в оплате работ по благоустройству северной территории храма вокруг Поклонного Креста — Распятия Христова

      В нашем приходе уже второй месяц ведутся работы по благоустройству территории вокруг Поклонного Креста.

      Из доломитовой плитки, которая осталась после реставрации нижнего храма, выкладываются дорожки. Согласно проекта, старинные белокаменные блоки в специальном порядке распределяются по территории вокруг Распятия. Планируется также оформление братского склепа, в котором год назад были захоронены древние останки монахов и москвичей XII — XIX вв., переданные нам археологами в течение последних десятилетий.

      Работами руководит наш прихожанин художник Денис Скударь. Благодарим всех, кто уже откликнулся на наш призыв о помощи. К сожалению, у нас средств катастрофически не хватает, рабочим нет возможности оплачивать их труды. И оставить эту работу мы не можем, потому что, иначе, городские власти требуют вывезти весь старинный белый камень, собранный нами за последние десятилетия, а также плитку и булыжник на помойку, а территорию замостить современной цементно-щебеночной плиткой. Однако, по нашему мнению, территория нашего прекрасного древнего храма должна соответствовать его красоте и раз Бог нам дал столько старинного ценного материала, то его ни в коем случае нельзя выкидывать, а необходимо использовать в украшении этого места. Большую часть камня мы уже выработали.

      Обращаемся за помощью ко всем неравнодушным людям, помогите нам благоустроить наш с вами храм Воскресения Христова в Кадашах.

      Необходимо еще собрать 90 000 рублей.

      Помощь можно оказать следующими способами:

      Опустить в церковную «кружку» в храме с запиской: «на благоустройство территории».

      Также можно отправить пожертвование на Яндекс Кошелёк № 410011339674499 или на карточку Сбербанка социальной службы прихода: № 5336 6900 7105 5232 .

      Также можно отправить пожертвования с помощью системы PayРal по адресу: [email protected]

      По всем вопросам обращаться по телефону: +7-926-212-54-27 .

      Да благословит всех вас Всемилостивый Господь на всякое доброе дело!

      Дорогие братья и сестры! Мы надеемся на вашу помощь в благоустройстве недавно отреставрированного первого этажа нашего Храма с главным приделом в честь Успения Божией Матери и двумя боковыми приделами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и в честь святителя и чудотворца Николая

      Там необходимо установить иконостасы, обустроить весь интерьер на первом и втором этажах, а также нам необходимо найти средства для написания икон на все иконостасы.

      Кроме того, практически готов к Богослужению храм в честь преподобного Иова Почаевского — единственный храм в Москве, посвященный этому великому святому Юго-Западной Руси. Он расположен с южной стороны нашего большого Храма. И здесь возникает та же проблема: отсутствие иконостаса, живописи, интерьера.

      Наш с вами Храм строился силами благочестивых купцов в XVII веке. Так поможем же и мы всем миром в благоустройстве и благоукрашении Храма, сохранившегося и преобразившегося спустя трех с лишним веков.

      Да поможет Всемилостивый Господь Бог всем людям, жертвующим храмам Божиим, труждающимся и служащим в Церкви Господней!

      Пожертвования можно перечислить следующими удобными вам способами:

      Перечислить на счет храма, который есть на этом сайте в разделе «Помочь храму»

      или опустить в церковную «кружку» в храме.

      Также можно отправить пожертвование на Яндекс Кошелёк №410011339674499или

      на карточку Сбербанка социальной службы прихода: № 5336 6900 7105 5232.

      Также можно отправить пожертвования с помощью системы PayРal

      Обратите внимание, у нас изменился банк –

      ПАО Банк «ФК Открытие» г. Москва. р/с 40703810800340022807,

      к/с 30101810245250000175, ИНН/КПП 7706050630/770601001 БИК 044525175

      По всем вопросам обращаться по телефону: +7-926-212-54-27

      Нижний храм в честь Успения Божией Матери

      Храм в честь преп. Иова Почаевского

      Храм в честь преп. Иова. Внутренний вид

      В нашем храме изменились банковские реквизиты!

      Филиал Московский №2 ПАО Банк «ФК Открытие» г. Москва.

      № 5336 6900 7105 5232. Перечислить деньги можно еще по системе Paypal по адресу: [email protected]

      Напоминаем вам, что в нашем храме проводятся огласительные беседы перед совершением Таинства Крещения по средам в 19 часов.

      Всем, кто собирается записаться на оглашение, просьба заранее созвониться по телефону: 8(495) 953-13-19

      Вышел из печати 23-й том «Кадашёвских чтений»

      Уважаемые участники конференции, чьи доклады опубликованы в данном сборнике, могут получить авторский экземпляр в храме Воскресения Христова в Кадашах. Сборник можно приобрести в храме за свечным ящиком.

      В наш храм чудесным образом пришли мощи преподобноисповедника Гавриила Мелекесского, который в 1934 году был священником в нашем храме и при котором храм был закрыт безбожной властью, а святой Гавриил арестован во время Божественной Литургии в день Преображения Господня.

      Настоятель храма отец Александр благословил написание большой иконы преподобного Гавриила для вложения в нее святых мощей.

      Поэтому, мы объявляем сбор пожертвований на эту икону.

      Пожертвования можно опустить в специальную кружку в храме или перечислить на ЯндексКошелек

      О незаконном уничтожении «дома дьякона»

      По благословению настоятеля Храма Воскресения Христова в Кадашах набирается группа добровольцев для интересной и познавательной работы на территории Храма.В результате строительных работ на территории храма Воскресения Христова в Кадашах имеются земляные отвалы культурного слоя, нужна помощь в его просеивании.

      В результате строительных работ на территории храма Воскресения Христова в Кадашах имеются земляные отвалы культурного слоя, нужна помощь в его просеивании. Специального опыта не требуется, так как за процессом раскопок следит опытный археолог. Поэтому будет интересно! Для желающих принять участие в этой работе контактный телефон: +79175718020 Лидия Александровна.

      Все обретенные предметы будут переданы в музей «Кадашевская слобода»

      Читайте так же:  Храм христа спасителя виды