Составить службу в храме

Составить службу в храме

Входи в святой храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).

Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.

В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне. » и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы. ».

В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.

Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.

Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб.

Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни.

До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.

По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой. К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно — сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.

Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне. » и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.

Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

Правила поведения и посещения православной церкви для мужчин и женщин

Храм — это место спокойствия и общения с Господом. Люди приходят в Церковь для молитв, поклонения Господу, исповедания и причащения, а также для слушания Слово Божьего. Те, кто посещают богослужения регулярно, знают правила поведения в православном храме.

Те, кто приходит только на праздники часто теряются, ведь они не знают, что существуют рекомендации и правила, которых стоит придерживаться. Это необходимо для того, чтобы посещение церкви прошло правильно и человек никому не мешал.

Как правильно вести себя в храме

Правила поведения в православном храме — это свод рекомендаций, знания которых и выполнение поможет отстоять службу правильно, не помешав никому и получив от нее максимальную пользу. Это не значит, что за невыполнение кого-то пункта человека изгонят из церкви без права на возвращение, но исполнение этих рекомендаций позволит провести это время в благоговении и почтении перед Господом.

О детях в храме:

Все люди приходят в церковь как к спокойному безопасному месту, где можно поклониться и в спокойствии помолиться, поэтому не надо никому мешать там.

  1. Приходить на богослужении надо за 5-10 минут до начала, чтобы после начала пения не протискиваться сквозь толпу и не мешать никому.
  2. Раньше окончания уходить с богослужения не стоит. Если уйти надо раньше, лучше всего стать где-то в стороне, чтобы уйти можно было незаметно, никому не мешая.
  3. По приходу, надо перекреститься у Царских врат и поклониться, и только потом проходить на свое место. Стоять у прохода к вратам запрещено.
  4. Во время службы нельзя ходить по помещению. Прикладываться к иконам и зажигать свечи надо либо до или после богослужения, либо в отведенное священником для этого время. Обычно это происходит после елеопомазания или в конце богослужения.
  5. Кроме этого, есть рекомендации по поведению во время службы:

  6. здороваться следует молчаливым поклоном, а не за руку;
  7. разговаривать во время службы запрещено;
  8. не стоит оглядываться вокруг, шептаться или рассматривать окружающих — скромная молитва и внимательное слушание Слова Божьего — вот что должно занимать человека на службе в храме;
  9. присесть на лавку можно только в том случае, если здоровье человека сильно ослаблено. В противных же случаях надо стоять всю службу;
  10. даже больные люди стоят во время чтения Евангелия и в важных местах литургии;
  11. во время каждения храма надо отступить в сторону и не мешать священнику передвигаться по церкви;
  12. при каждении людей, стоит опустить голову;
  13. склоняют голову и во время закрытия/открытия Царских ворот, в ответ на приветствие священника «Мир вам!», благословения народа;
  14. следует кланяться во время освящения Св. Даров (в это время звучит молитва «Тебе поем»), если же в церкви много людей можно просто низко склонить голову, чтобы не мешать окружающим;
  15. в дни праздников и по воскресеньям, вместо низких поклонов совершают поясные;
  16. свечи зажигают одной рукой от других свечей, ставить их надо ровно;
  17. если в храме много людей, а служитель затушил одну свечу и поставил другую — это не страшно, Господь уже увидел молитвенное горение того человека;
  18. в храме следует активно участвовать в служении — молится и петь от души, искренне, следить за ходом службы;
  19. креститься и кланяться со всеми вместе — во время славословия Св. Троице и Иисусу, возглашений «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», в начале молитвы и в конце;
  20. перед иконой поклониться и отходя от нее повторить поклон;
  21. креститься нельзя поспешно или невнимательно — это осознанное действие и благоговейное.
  22. Совет! Не надо осуждать людей вокруг или комментировать их действия по незнанию — надо смотреть на свое сердце и просить Господа мудрости.

    Каждый человек грешен, поэтому смотреть стоит только за собой. А если кто-то осуждающе выразился, не следует обращать внимание на такого человека — принять его со смирением и мудростью и не разжигать в храме склоку.

    Правила во время богослужения

    С началом службы стоит отложить все дела позади и сосредоточиться на богослужении. Служба длиться до 3-х часов и с непривычки это может быть сложно, ведь всю ее необходимо стоять на ногах.

    Для тех прихожан, которые не могут выстоять всю службу, предусмотрены лавочки. Никто не будет осуждать, ведь искренне молиться с чистым сердцем можно и сидя. Однако если Царские врата открыты, то надо встать, чтобы выразить благоговение.

    Нельзя стоять спиной к алтарю, конечно, при выходе по-другому не получиться, но делать это вызывающе не стоит.

    Важно! Главная задача прихожанина — участвовать в ходе служения, ведь это напитывает духовного человека и дает силы противостоять миру за пределами Церкви. Поэтому во время богослужения молиться со всеми вместе, креститься и кланяться, а для этого надо следить за ходом служения.

    Все действия в церкви стоит совершать неторопливо, медленно и с почтением: неспешно ставить свечи, не толкаться в очереди к иконам. Это время, уделенное для Бога, поэтому надо постараться провести его с почтением и благоговением.

    Правила причастия

    Совершать причастие рекомендуется каждое воскресенье, для этого в субботу надо прийти на исповедь к священнику. В день Причастия нельзя есть и пить с 12 часов ночи, исключения можно сделать только по состоянию здоровья и для беременных женщин. Перед причастием также необходимо помириться с близкими, попросить прощение у тех, кого возможно обидели и попросить у Господа прощение за все прегрешения, прочесть молитвенное правило. Также положен специальный пост.

    Причастие совершается после исповеди и разрешительной молитвы священника, исключение составляют только дети до 7 лет — они могут причащаться просто так. Процесс принятия причастия такой:

  23. После объявления Причастие, надо медленно, не торопясь подойти к Святому Причащению.
  24. Дожидаясь своей очереди, не надо толкаться или размахивать руками — это святое таинство.
  25. Причастившись, надо поцеловать Чашу и отойти.
  26. Выпить запивку, стоящую рядом на столике.
  27. Приложиться к Кресту у священника и перекреститься.
Читайте так же:  Храм рождества иоанна предтече на торгу

Совет! Ходить в храм надо каждое воскресенье, а также по праздникам. Детей необходимо приучать к посещению церкви регулярно.

Во время Божественной литургии можно подавать священнику записки о здравии близких и об упокоении мертвых. Подать их можно там же, где и купить свечи перед началом службы.

Общие правила

Внешний вид важен для всех. Церковная служба обязывает человека выглядит опрятно и достойно, не вводя никого в соблазн и искушение. Приходить в церковь надо в одежде, которая считается соответствующей полу человека: мужчины в брюках, женщины в юбках.

Неприемлемы для церкви:

  • купальник;
  • спортивная одежда;
  • слишком открытая одежда, яркая и блестящая для похода на дискотеку и прочие вызывающие вещи.
  • Нескромная одежда вызывает осуждение и соблазн у окружающих. Человек приходит в храм для общения и почитания Господа, а не для показа мод. Строгая одежда обязывает вести человека достойно и почтенно.

    Не надо на службу выливать на себя пузырек духов — в помещении обычно душно и кому-то может стать плохо от парфюма. Надо отказаться от приторных и резких запахов и ограничиться принятием душа и нанесением дезодоранта.

    Макияж должен быть незаметным, недопустима и одежда с нехристианскими символами.

    Крестное знамение

    Креститься надо неторопливо, вместе со всеми.

    Осенить себя крестным знамением просто:

  • соединить вместе большой, указательный и средний пальцы правой руки;
  • оставшиеся два сложить и прижать к ладони;
  • правой рукой последовательно дотронуться до лба, центра живота, правого и левого плеча.
  • Крестным знамением осеняют себя во время чтения Евангелия, благословения священником, славословия Троицы и Христа, провозглашений, причащения и поклонения иконам, а также во время каждения.

    Для женщин

    Для женщин в храме действует больше правил:

  • одевать только юбки;
  • покрывать голову;
  • не носить одежды, которая оголяет поясницу, слишком обтягивает тело или открывает плечи;
  • откровенное декольте также неприемлемо;
  • не надо накладывать слишком броский откровенный макияж — ограничиться можно тушью и карандашом для бровей;
  • не надо наносить резкий парфюм;
  • во время менструаций не стоит подходить к алтарю, лучше всего будет остаться ближе к выходу;
  • стоять в левой части здания;
  • после родов также стоит стоять ближе к выходу, а на 40 день священник совершает над женщиной очистительную молитву.
  • Еще о церковных правилах:

    Идя в церковь необходимо осознавать, для чего туда вообще ходить? Наносить боевую раскраску и искать женихов или общаться и поклоняться Господу, который видит душу. Вызывающая одежда и макияж признак нескромности.

    Для мужчин

    Для мужчин правила проще, но они также существуют:

  • не носить в здании церкви шапку — ее надо снять перед входом;
  • иметь опрятный и приличный вид;
  • отказаться от спортивной или рабочей одежды;
  • быть побритым;
  • отказаться от джинс, открытых маек или прозрачной одежды (майки-сеточки);
  • не курить и не пить перед посещением храма 5-6 часов;
  • лучше всего надеть классический костюм или брюки с рубашкой;
  • вести себя скромно и почтительно;
  • останавливаться в правой части здания.
  • Внимание! Мужчины подходят к причастию первыми, после них могут подойти женщины, и только потом дети. Их задача — почтительно и уважительно относиться к священнослужителям, не шептаться и не обсуждать окружающих женщин.

    Правила посещения храма важны, поскольку это не просто собрание общины или коммуны, а собрание верующих. Люди, не посещающие богослужения, обычно внимательно следят за тем, как православные ходят в храм, как ведут себя на богослужении.

    Однако самой большой проблемой остается осуждение молодых людей, которые впервые приходят в церковь. Независимо от их вида и поведения, надо проявить снисхождение к ним и не говорить грубо или читать лекции — мягко исправить и помочь советом, это будет правильно.

    Мне интересно , у меня жену выбрали старостой маленькой церкви , и я много знаю о том , как церковь превращается в кормушку для священника .Причем это происходит достаточно нагло , заставляют скрывать , что поп превратил приход в кормушку.Также удивляет, что все службы платные! Нынче прокатит митрополит , ему в карман тысяч десять за службу и столько ж в подарок, с ним народу еще 15- 25 человек, каждому по 500- 1500р в карман! Мало того так после службы банкет для них в местном пивбаре за счет прихода !Сумасшедшие деньги))))- зато какой НЕГАТИВ !)))ДЛЯ ПРИХОЖАН!. И вопрос — что с этим делать? Это такой стиль служения Богу?Что посоветуете ?

    Добрый день.Конечно, то, что вы описываете — это ужасно. Если вы действительно уверенны, что дела обстоят именно так и если вы можете предоставить хоть какие-то факты, вам необходимо обращаться в вашу епархию, к правящему архиерею. К сожалению, как в любой области человеческой деятельности, в Церкви также попадаются неблагочестивые люди. Совершенно недопустимо делать из прихода «кормушку» в том смысле, в котором вы описываете. Вы можете и должны реагировать на подобное.

    Но есть и другая сторона медали. В некотором смысле приход всегда был кормушкой своего священника. У священников отсутствуют зарплаты и он сам со своей семьей кормится только своим приходом. Поэтому расхожее мнение, что в Церкви все должно быть бесплатным, не выдерживает проверку реалиями и практикой жизни. У современной Церкви есть очень много финансовых потребностей — это и оплата коммунальных платежей, и ремонт, и оплата труда некоторых служащих храма, и многое другое. Помимо всего этого, священник тоже является обычным человеком из плоти и крови, ему нужно что-то есть и удовлетворять остальные человеческие потребности. Очень часто священники имеют большие многодетные семьи, а содержать несколько детей в наше время — дело очень затратное. Поэтому в реальности совершенно невозможно полностью отделить служение в Церкви от финансовых вопросов. Можно долго рассуждать, хорошо это или нет, но практика такова и ничего с этим сделать нельзя.

    Но, конечно же, практика общепринятых пожертвований прихожан в свой храм ни в коем случае не должна носить форму вымогательства, обязательной платы или чего-либо подобного. То, что такие факты периодически фиксируются в различных храмах, совершенно не говорит о том, что это нормальная практика для всей нашей Церкви, как таковой. Нечистые на руку отдельные священники оскверняют себя и губят свою душу, нарушая все данные обеты. Но Церковь в полном понимании никогда такому не учила и никогда не призывала к вымогательству.

    Пусть расскажут, кто придумал эти правила! Полностью вас поддерживаю. У меня тоже знакомый охранником в церкви работал. Вообще ни разу не помолился и пил по «черному». А то что он там, помимо церкви,охранял, так это вообще уму непостижимо… Иконы, на которые мы так слёзно молимся, штабелями в подсобке лежали.Деньги в церкви в приоритете. Как в бизнесе. И никто этому охраннику этих правил не читал.Церкви нужен послушный народ. С человека, у которого есть своё мнение, много не возьмёшь… я всегда готова ради веры в господа нашего и Создателя нашего соблюдать 10 заповедей и ради прощения грехов моих и моих предков творить добро. Иисус через свою мученическую смерть проложил нам дорогу в Рай. А пойдём мы за ним или нет, дело каждого.

    Добрый день. Вы путаете личные грехи отдельных людей с учением Церкви. К сожалению, это часто разные вещи. Приходя в храм, не надо ожидать увидеть сонм святых. Наши храмы наполняют грешные люди, они есть и среди прихожан, и среди священства. Конечно, это не оправдывает отношение отдельных лиц к Церкви, как к бизнесу, но не это есть та Церковь Христова, которую основал сам Господь. Придя в храм, нужно стараться смотреть не на чужие грехи (которых мы всегда увидим в изобилии), а на свои собственные. Это сложно, намного легче осудить окружающих. Но именно к этому призывал Господь.

    Тот факт, что ваш знакомый охранник был подвержен пьянству, говорит только о том, что именно он был подвержен греховной страсти. Но это совершенно не значит, что Церковь это поощряет. К тому же, мы не можем знать, каков путь этого человека. Возможно, именно благодаря такому небольшому церковному послушанию этот человек сможет исцелиться и спастись. Нам неизвестен Божий Промысел о других людях, поэтому нельзя осуждать их за какие-либо грехи. Кто знает, возможно, если бы мы были в таких же исходных условиях, то вели бы еще более жалкую и греховную жизнь.
    Помогай вам, Господь!

    добрый день! вчера столкнулась с хамством и невоспитанностью в александро невской лавре. было очень обидно и неприятно. я верующий человек,мой муж скажем так тяжеловерующий)))кокраз по выше описанным причинам человака котррый рассказал про то как приход превращается в кормушку. мы часто ездием в сергиев посад и тоже видим церковнослужителей на их «скромных» автомобилях) и тд…. в общем сейчас тяжело привести человека к вере,если наблюдать все то что твориться вокруг.( ну так вот,говорю мужу :иди надо поставить свечку матери, постой погуляй в храме почуствуй как там спокойно и хорошо. он зашел а его увидел какойто богослужитель и начал орать на всю лавру истошным голосом,мол держи его! лови! он в шортах!(шорты к словусказать ниже середины икры были,т.е. не оголяли колена и бедра),и начал тыкать на мужа как ненормальный! конечно человек испытал дискомформ и смущение….обиделся и ушел.и больше не хочет туда ходить. вот вопрос. неужели не учат вежливости и терпимости в храме? почему нельзя было подойти и сказать потихонечку,мол молодой человек ваш вид неодоряется церквью,вы наверное невкурсе дела.давайте я вам расскажу что к чему. и потихонечку спокойно обьяснить.и уже доверие было б установлено и контакт.а не устраивать позорный цирк,орать во весь голос в лавре,нарушая молитву кстати других прихожан,тыкать пальцем!! ужасно невоспитанные люди там служат((((как себя вести в такой ситуации? и что сказать теперь мужу….

    Добрый день. Искренне сочувствуем вашей ситуации и разделяем негодование. К сожалению, даже у церковнослужителей не всегда хватает такта и терпения. Конечно, даже если ваш муж и нарушил какие-либо принятые в храме правила, замечание должно быть сделано в корректной и вежливой форме. Вы можете подойти к отцу настоятелю и поговорить с ним об этом.

    Но есть и обратная сторона медали. Очень часто верующие люди, приходя в храм, ожидают увидеть одних святых вокруг. Конечно, хорошо и приятно попадать в Дом Божий, когда тебя встречают с распростертыми объятиями, как блудного сына. И, поверьте, такие священники у нас есть, и немало. Но нам тоже нельзя забывать, что в Церкви есть разные люди, и люди грешные. Конечно, это не оправдывает откровенного хамства, и если вы с ним сталкиваетесь — вы можете реагировать и жаловаться, на ваше усмотрение. Но, приходя в храм, мы идем не к людям, а к Богу. И различные искушения, в том числе и неподобающим поведением и обращением к нам других людей, не должны сбивать нас с выбранного пути. Постарайтесь донести эту мысль мужу. Очень часто, особенно в начале воцерковления, мы думаем, что раз мы пришли в церковь — вот такие мы молодцы, носите нас тут на руках, раз мы пришли. Но нужно помнить, что ходить в храм, участвовать в Таинствах, жить духовной и церковной жизнью — все это надо нам самим, а не кому-либо другому. И да, на этом пути часто бывают скорби, искушения и многие неприятности, потому что это узкий и тернистый путь. Если относится к этому, как к испытанию, которое необходимо пройти — жить становится легче. Это вовсе не оправдывает тех людей, которые хамят или неподобающе относятся к прихожанам. Но это их грех, их ответственность, им за это отвечать перед Богом. А нам отвечать — за нас. Оставьте чужие грехи тем, кто их совершает, у каждого из нас и своих достаточно.

    Читайте так же:  Храм исэ

    Из личного опыта (пишу сейчас не как администратор, а просто как православная христианка) могу сказать, что также сталкивалась с неприятным отношением в храме. И не просто в храме, а во время Причастия. Я тогда была беременна, и меня в очереди продвинули вперед, среди мужчин. Дело было в монастыре со строгими правилами, мужчины всегда там идут первые на Причастие. А тут затесалась я со своим животом. Очень это не понравилось строгому монастырскому священнику, о чем он очень громко на весь храм начал возмущаться. Я откровенно испугалась, потому что не знала, как подходить к Чаше в такой ситуации. Батюшке объяснили, что меня протолкнули вперед ввиду моего положения. Вероятно, он сразу этого не заметил. Меня он причастил, но довольно сердито. Мне было не по себе. Позже я обсуждала эту ситуацию с другим священником, который сказал — А ты понимаешь, что мы никогда не подходим к Причастию готовыми и достойными? Как бы ты ни готовилась, как бы ни молилась и ни постилась, мы причащаемся только милостью Божией, но недостойно по нашим грехам. Вот и относись к произошедшему, как к Божьему Промыслу, который для смирения тебе показал, что человек не может причащаться достойно.

    Мне стало намного легче после этого осознания. Действительно, если мы верим, что в нашей жизни присутствует Божий Промысел и что не бывает случайностей — мы можем найти духовную пользу во всем, что с нами происходит. При этом грехи обижающих нас людей останутся их грехами. Но мы для себя даже неприятную ситуацию можем осознать и вынести из нее духовную пользу.
    Помогай вам, Господь!

    Какие службы идут в Церкви?

    Богослужения — это неотъемлемая часть церковной жизни. Православные храмы воздвигаются ради них.

    Службы, которые идут в Церкви, это не просто религиозное действо и ритуал, а сама духовная жизнь: в особенности Таинство Литургии. Богослужения разнообразны, но при всем разнообразии подчиняются довольно четкой системе.

    Какие службы идут в Церкви? Рассказываем самое главное, что нужно знать.

    Богослужение в Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru

    Богослужения в Церкви

    Богослужебная жизнь Церкви состоит из трех циклов:

  • Годичный круг: где центральный Праздник — это Пасха.
  • Недельный круг: где главный день — это воскресенье
  • И суточный круг: в котором центральная служба — это Литургия.
  • Собственно, самое важное, что и нужно знать о службах — это то, что при всем их разнообразии, главная — это Литургия. Именно ради нее существует весь суточный круг, и все службы, которые проходят в храме, являются «подготовительными» к ней. («Подготовительными» не имеется ввиду второстепенными, а значит, что они готовят христианина к главному, что может быть в его духовной жизни — Причастию.)

    Внешне богослужения отличаются друг от друга более или менее торжественным видом. Например, в Литургии принимает участие весь священнический чин, который есть в храме или монастыре, а также хор. А в служении «часов» (по сути, чтения молитв и определенных псалмов) — только чтец и священник, который в этот момент скрыт в алтаре.

    Какие службы идут в Церкви

    Суточный круг богослужений в Православной Церкви состоит из девяти служб. Сейчас они условно разделяются на вечерние и утренние (проходят в храмах утром или вечером, соединяясь как бы в единое вечернее или утреннее богослужение), но изначально, — когда-то, — были равномерно распределены по целому дню и ночи.

    При этом, началом суток по Церковной традиции считается 6 часов вечера. Именно поэтому тем, кто готовится к Причастию, нужно присутствовать и на вечерних богослужениях накануне — чтобы все церковные сутки были освещены предстоящим Таинством.

    На сегодняшний день богослужебный цикл приобрел следующую форму. (В полном своем виде он проходит, как правило, только в монастырских храмах.)

    Богослужения вечером:

  • 9-й час
  • Вечерня
  • Повечерие
  • Утреня
    • (накануне Великих праздников или в субботу вечером вечерние службы объединяются во Всенощное бдение)
    • 1-й час
      • Полунощница
      • 3-й и 6-й часы
      • Литургия
      • В «приходских» храмах круг сокращается, как правило, до следующих служб:

        Вечером: Вечерня, Утреня
        Утром: Часы и Божественная Литургия

        В идеале Литургия в любом храме должна проходить каждый день — поскольку богослужение это не ритуал, а Дыхание храма. Однако в приходах, где только один священник или не очень много прихожан, службы проходят реже. Как минимум: по воскресениям и крупным Церковным праздникам.

        Какие бывают требы в Церкви

        Требы — такая же неотъемлемая часть церковной жизни. Это богослужения, которые не имеют четкого расписания и служатся по нужде. В частности:

        • Молебен. Соборные молитвы по самым разным поводам в самое разное время (и не только в храме). Например, молебен перед важным событием, или о воинах, или о мире, или о дожде в случае безжалостной засухи. В некоторых храмах молебны проходят регулярно в определенные дни.
        • Крещение.
        • Отпевание умершего.
        • Панихида: молитва за когда-либо усопших.
        • Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

          Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать

          Православное богослужение необычно! Некоторые его отличительные черты заметны, как только вы переступаете порог храма, и могут привести в замешательство. Другие его особенности становятся очевидными со временем. Приведу некоторую справочную информацию, которая может помочь вам почувствовать себя на православном богослужении более уверенно: двенадцать фактов, о которых нужно знать, оказавшись в православном храме впервые.

          1. Это что за беспорядок?

          В самом начале службы может сложиться впечатление, что в храме неразбериха: люди проходят в переднюю часть храма, молятся перед иконостасом (рядом икон, стоящих перед алтарем), целуют различные предметы, зажигают свечи, несмотря на то, что уже идет служба. Вообще, когда вы вошли, служба уже шла, хотя на дверях было ясно написано: «Начало Божественной литургии в 9:30». Вы явно смутились, что опаздываете, однако эти люди пришли еще позже и теперь перемещаются по храму. Что здесь происходит?

          По воскресениям в православной церкви происходит одна Евхаристическая служба* – Божественная литургия, ей предшествует утреня [в греческих и славянских Церквах литургия служится после утрени – ред.]. Между этими службами нет перерыва, как только заканчивается одна, начинается другая, поэтому время начала службы указывается предположительно. В общей сложности во время воскресной службы священнослужитель проводит в алтаре более трех часов, «пребывая в свете», как выразился один священник.

          Благодаря тому, что все находятся в постоянном движении, нет такого момента, когда все сидят на скамьях, кротко ожидая начала входного стиха и поглядывая на стрелки часов, приближающихся к 9:30. Православные верующие могут прибывать в разное время утрени или начала литургии, то есть где-то в продолжение часа. Когда бы они ни пришли, служба наверняка уже идет, но это не мешает им исполнить положенные по прибытию в храм личные молитвы.

          Это отвлекает новичков и даже может быть воспринято как неуважение, но вскоре вы начинаете понимать, что это не просто формальность, а глубоко личное проявление веры. Конечно, это не оправдывает тех, кто опаздывает, но, к сожалению, в перечне добродетелей многих православных верующих пунктуальность зачастую отсутствует.

          2. Стой за Христа!

          В православной традиции верующие выстаивают почти всю службу. В самом деле. В некоторых православных храмах даже нет стульев, не считая нескольких, стоящих по краям помещения, для тех, кто в них нуждается.

          В любом случае, если вам слишком тяжело постоянно стоять, можете присесть. Никто не станет возражать, да и вряд ли кто обратит на это внимание. Со временем вы привыкнете к длительному стоянию.

          3. Сим победиши

          Можно без преувеличения сказать, что мы часто крестимся. Мы осеняем себя крестным знамением при упоминании Святой Троицы, когда прикладываемся к кресту или к иконе и еще много раз в течение Божественной литургии.

          Но это не значит, что все должны вести себя одинаково.

          Некоторые осеняют себя крестом трижды подряд, другие, перекрестившись, касаются правой рукой земли. Войдя в храм, некоторые верующие могут подойти к иконе и сотворить «метания» – перекреститься, коснуться правой рукой пола, и, проделав так дважды, поцеловать икону, а затем еще раз повторить «метание».

          Со временем это перестанет быть сложным, но поначалу кажется, что это доступно только посвященным, и вы боитесь сделать что-нибудь не так. Будьте спокойны, вам необязательно немедленно следовать их примеру.

          Мы крестимся правой рукой справа налево, в отличие от католиков и протестантов – англикан Высокой церкви. Мы складываем пальцы особым образом: большой палец и два следующих соединяются вместе, а оставшиеся два пальца прижимаются к ладони.

          Как и всеми нашими действиями, этим Православие побуждает нас исповедывать свою веру. Попробуйте разгадать, какой символ за этим стоит? (Три пальца, сложенных вместе, символизируют Троицу, два пальца, опущенных к ладони – две природы Христа, а также Его сошествие на землю).

          Это тоже требует тренировки. Но если поначалу вы будете не совсем точно складывать пальцы, никто не станет обличать вас в ереси.

          4. Коленопреклонение

          Как правило, мы не молимся на коленях. Иногда мы падаем ниц. Но не так как падают ниц католики, распластавшись по полу. Мы преклоняем колена, опираемся руками о пол и касаемся его лбом.

          Это выглядит как на фотографиях с какого-нибудь среднеазиатского богослужения, и представителям западной культуры это кажется невидалью. Вначале чувствуешь себя неловко, падая ниц, но все остальные делают это естественно и впоследствии неловкость проходит. Женщины замечают, что земные поклоны удобнее делать в широких юбках, а стоять удобнее в обуви без каблуков.

          Иногда мы делаем земной поклон и тут же поднимается, как во время молитвы св. Ефрема Сирина, которая часто произносится во время Великого Поста. Бывает, что мы поклоняемся и задерживаемся так на некоторое время, как делают в некоторых общинах в некоторых местах Евхаристической молитвы.

          Не все делают земные поклоны. Некоторые верующие преклоняют колена, другие стоят со склоненной головой, сидящие могут наклониться вперед и сидеть согнувшись. Робко стоять также не возбраняется. Никто не обратит внимания, если вы не станете падать ниц. Для православия более свойственны разнообразные формы выражения личной религиозности, чем ощущение, что за тобой наблюдают и могут оскорбиться, если ты делаешь, что-то неправильно.

          Один из бывших священников Англиканской церкви в Америке признался, что на его решение стать православным больше всего повлиял вид припадающих в земных поклонах верующих. Он подумал тогда, что именно так следует предстоять перед Богом.

          5. Люблю и целую.

          Мы целуем святыни.

          Когда мы заходим в церковь, мы целуем иконы (у Иисуса принято целовать стопы, а у святых десницу). Вскоре вы обращаете внимание, что некоторые целуют Святую Чашу, некоторые – край риз священника, когда он приходит мимо, причетники целуют его руку, когда подают ему кадило, в конце службы мы все становимся в очередь, чтобы поцеловать крест.

          Когда мы говорим, что «приложились» к чему-либо – это означает, что мы осенили себя крестным знамением и поцеловали этот предмет.

          Перед причастием мы целуем друг друга («Приветствуйте друг друга лобзанием любви (1 Петр. 5:14) (сегодня в России целование мира сохранилось среди духовенства – прим.ред.). Когда католики и протестанты Высокой церкви совершают «преподание мира», они обнимаются, пожимают друг другу руки, или слегка касаются друг друга щеками – это обычное приветствие представителей западной культуры. У православных другая культура: греки и арабы целуются в обе щеки, славяне – троекратно. Поддайтесь инициативе близстоящих, и старайтесь не столкнуться носами.

          На типичное обращение: «Христос посреди нас» отвечают: «Есть и будет». Не бойтесь, если вы забудете, что отвечать. Здесь не произносят обычного для протестантов приветствия: «Мир Господа да пребудет с вами», неуместно будет также сказать что-нибудь вроде: «Какая замечательная у вас церковь». Целование мира – это литургическое действие, знак мистического единства. Беседы и общение оставьте на потом.

          6. Освященный и жертвенный хлеб

          К причастию могут приступать только православные, но частички освященного хлеба могут вкушать все.

          Это происходит так: кто-то из прихожан печет круглый хлеб для причастия и на нем делается оттиск печатью. Во время подготовительной службы перед литургией священник вырезает из печати сегмент и откладывает его в сторону. Он называется «Агнец». Оставшаяся часть хлеба разрезается на части, кладется в большую корзину и благословляется священником.

          Во время Евхаристической молитвы Агнец пресуществляется в Тело Христа, а вино в Чаше в Его Кровь. И тут происходит удивительное: священник опускает Агнца в Чашу с вином. Когда мы причащаемся, мы подходим к священнику друг за другом, широко открывая рты, и он дает нам с золотой ложечки частичку хлеба, пропитанного вином. Он также читает над нами молитву, называя наше имя или имя святого, которое мы получили при крещении или миропомазании (таинство принятия в Церковь через помазание священным маслом).

          Пройдя мимо священника, мы подходим к алтарнику, который держит корзину с освященным хлебом. Люди берут частички для себя или своих неправославных знакомых. Если вас кто-то угощает частичкой освященного хлеба, не пугайтесь – это не причастие. Это символ братства.

          Случайные посетители иногда обижаются, что их не допускают к причастию. В Православии считается, что Причастие шире личных отношений с Христом. Оно удостоверяет вероисповедание исторического православного учения, подчинение определенному православному епископу, и преданность определенной православной общине. Тут нет каких-то привилегий, стать верным Православной Церкви может каждый. Но Евхаристия – это сокровище Церкви, и оно сберегается для тех, кто связал себя с Церковью. Это похоже на откладывание супружеских отношений до брака.

          Еще одна причина того, почему мы оберегаем Евхаристию от всеобщего доступа, в том, что мы относимся к ней серьезнее многих других христианских конфессий. Мы верим, что это воистину Тело и Кровь Христовы. Мы не приступаем к причастию, не исповедовавшись в грехах перед священником и не примирившись с другими членами Церкви. Мы воздерживаемся от еды и питья, даже утренней чашки кофе, с полуночи перед причастием.

          Итак, мы подошли к теме поста. Когда новички узнают об этой православной традиции, они обычно с трудом в это верят. Мы воздерживаемся от мяса, рыбы, молочного, вина и растительного масла каждую среду и пятницу, а также на протяжении четырех промежутков года, дольше всего во время Великого поста перед Пасхой. В общей сложности это занимает около полугода.

          Здесь, как и везде, возможны вариации. Посоветовавшись со священником, люди решают, в какой мере они могут держать эти посты, как с физической, так и духовной точки зрения – чрезмерная строгость вскоре может привести к расстройству и подавленности. Пост это личное дело каждого человека. Как сказал св. Иоанн Златоуст в своей пасхальной проповеди, это праздник для всех, кто постился, и кто не постился: «воздержанные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!»

          Важно отметить, что пост – это не жесткие правила, нарушив которые, вы подвергаетесь страшной опасности, и это не наказание за грехи. Пост – это упражнение для нашего роста и укрепления, лекарство для души.

          Посоветовавшись со священником, как с духовным врачом, вы можете выработать такую меру поста, которая будет держать вас в тонусе, но не сломает. Возможно, в следующем году вы сможете осилить больше. Со временем, пережив опыт братского поста совместно с любящей общиной, многие люди обнаруживают, что им начинает нравиться постится.

          7. Почему нет общей исповеди?

          Мы считаем, что у нас нет одинаковых грехов, они все индивидуальны. Во время литургии нет отдельной исповедальной молитвы. Православные должны регулярно исповедоваться священнику лично.

          Роль священника более, чем в других конфессиях напоминает роль духовного отца. К нему не обращаются просто по имени, а произносят перед именем «отец». У его жены тоже есть своя определенная роль матери прихода, и ее тоже называют по особенному, в зависимости от культуры: по-арабски «Khouria», по-гречески «Presbytera», и то и другое значит жена священника, а по-русски «матушка», что означает «мать».

          Еще одну особенность составляет Символ Веры, который произносится или поется, в зависимости от прихода. Если вы произнесете по привычке или намерено «И от Сына исходящего», вас никто не поддержит. Филиокве появилось в Символе Веры шесть столетий после его составления, а мы придерживаемся оригинальной версии. Посетители из общин Высокой церкви отмечают, что мы не кланяемся и не преклоняем колена на словах «и воплотившегося».

          Также мы не перестаем восклицать «Аллилуйа» во время Великого Поста, как делают монахини англиканской общины, более того, великопостная утреня у нас особенно изобилует этим восклицанием.

          8. Музыка.

          Около семидесяти пяти процентов службы занимает пение прихожан. Православные не используют музыкальных инструментов во время службы. Обычно пение ведет небольшой хор, поющий а капелла, степень участия прихожан в пении отличается в разных приходах. Музыкальный стиль также бывает разным, начиная от одноголосного пения в восточных традициях Арабской церкви и заканчивая европейским звучанием четырехголосной гармонии в Русской Церкви, с множеством вариаций между ними.

          Это беспрерывное пение поначалу ошеломляет, кажется, что вы ступаете на стремительно движущийся эскалатор, и вас несет в течение полутора часов, пока вы с него не сойдете. Кто-то справедливо заметил, что литургия – это одна беспрерывная песнь.

          Каждую неделю поется почти одно и то же, и это препятствует утомлению. Каждое следующее воскресение служба меняется совсем незначительно, основные молитвы и песнопения идут в одном порядке, и вскоре вы уже будете знать их наизусть. Тогда вы начнете ощущать присутствие Божье, что почти невозможно сделать на том этапе, когда вы переключаетесь, то на чтение молитвослова, то на текст литургии, то на изучение приходского листка.

          9. Редакторы бессильны

          Разве нельзя сказать это короче? Зачем эти лишние эпитеты? Нельзя ли еще раз ужать этот текст, пусть довольно точный и меткий? Но тогда это будет уже не православное богослужение. Православные всегда постараются выразиться как можно пространнее. В православном вероисповедании, молитвы много не бывает, это относится и к другим его аспектам. Когда священник или дьякон возглашает: «Исполним** молитву нашу Господеви…», будьте уверены, что стоять придется еще минут пятнадцать.

          Изначально литургия длилась более пяти часов, это показывает, что люди в те времена горели сердцами к Господу. Св. Василий Великий в своей редакции литургии сократил ее продолжительность до двух с половиной часов, а позднее (около 400 года) св. Иоанн Златоуст еще сократил это время до полутора часов. Обычно по воскресеньям служится литургия св. Иоанна Златоуста, но в некоторые дни (воскресения Великого поста, Крещенский Сочельник), мы служим более длинную литургию св. Василия Великого.

          10. Взбранная Воевода

          Неизменная черта православного богослужения – почитание Девы Марии, «Непобедимой Воеводы» всех христиан. Мы называем ее также Богородицей или Божьей Матерью. Она способствовала нашему спасению, сделав физически возможным воплощение Бога в человека. Но, несмотря на Ее почитание, как сказано в Евангелии: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1:48), это не означает, что мы верим в волшебные силы Ее или других святых или считаем их полубогами. Когда мы поем «Пресвятая Богородица, спаси нас», мы не рассчитываем, что Она дарует нам спасение в вечности, а просим Ее молитв о нашем заступлении и возрастании в вере.

          Мы просим молитв Девы Марии и других святых так же, как мы просим молитв друг у друга. Они ведь не умерли, а просто отошли в иной мир. Мы окружаем себя иконами для напоминания о том, что все святые невидимо соучаствуют в нашей молитве.

          11. Трое врат.

          В каждом православном храме перед алтарем стоит иконостас. Иконостас означает «стойка для икон» и он может элементарно представлять собой большую икону Христа справа и икону Богородицы с младенцем слева. В более обустроенном храме алтарь может представлять собой украшенную иконами перегородку. Некоторые типы иконостасов закрывают алтарь от взоров, кроме тех моментов, когда центральные врата открыты.

          В самом простом варианте иконостаса с двумя большими иконами есть три входа. Центральный, непосредственно перед алтарем, называется Святыми или Царскими вратами, потому что во время Евхаристии через них к молящимся выходит сам Царь Славы. Святыми вратами пользуется только священник или дьякон с Чашей в руках.

          По обе стороны от икон, если это упрощенный иконостас, находятся двери с изображенными на них ангелами, они называются Дьяконские врата. Ими пользуются алтарники и другие служители, однако без особой надобности заходить и выходить из алтаря не разрешается. Служителями алтаря – священниками, дьяконами, алтарниками могут быть только лица мужского пола. Женщины могут участвовать во всех остальных сферах церковной жизни. Женский вклад ценится наравне с мужским еще со времен первых мучеников; взглянув в сторону алтаря, всегда можно увидеть Богоматерь и других святых жен. Во многих православных храмах женщины трудятся наравне с мужчинами: управляют хором, пишут иконы, ведут уроки, читают Апостол и участвуют в приходском совете.

          12. Куда податься американцу?

          Перелистывая Желтые страницы любого мегаполиса, можно обнаружить большое количество православных церквей: Греческую, Румынскую, Русскую, Антиохийскую, Сербскую и множество других. Неужели Православие настолько национально ориентировано? Не являются ли эти разделения свидетельствами богословских распрей и расколов? Отнюдь нет. Все эти православные церкви это одна Церковь. Национальная принадлежность указывает на то, к чьей юрисдикции относится приход и какому епископу подчиняется.

          В Северной Америке 6 миллионов православных, а по всему миру их 250 миллионов, поэтому православная община занимает среди всех христиан второе место по величине.

          Несмотря на такое национальное многообразие, поразительно, что православие едино в богословских и нравственных вопросах. Православные по всему миру единодушно придерживаются проповеданных апостолами фундаментальных христианских принципов, которые передаются из поколения в поколение епископами – апостольскими преемниками. Кроме того, они верны апостольским устоям морали: аборты, половые отношения вне семьи так же считаются грехом с православной точки зрения.

          Кто-то, возможно, объяснит это единство исторической случайностью. Однако, мы объясняем это воздействием Святого Духа.

          К чему тогда такое многообразие национальных церквей? Эта национальная принадлежность наглядно отражает географические особенности. Северная Америка тоже представляет собой географическое единство, когда-нибудь у нас также будет единая национальная церковь: Американская Православная Церковь. Так должно было быть изначально, но ввиду сложных исторических предпосылок этого не произошло. Вместо этого, каждая эмигрировавшая в США православная этническая группа произвела свою собственную церковную структуру. Подобное многообразие православных юрисдикций это не более чем временное недоразумение, для преодоления этих ненужных преград ведутся усиленные молитвы и большая работа.

          В настоящий момент крупнейшими юрисдикциями в Америке являются Греческая Православная Митрополия, Православная Церковь в Америке (русского происхождения) и Антиохийская Митрополия (арабского происхождения). Литургии во всех них в основном одинаковые, возможно, с некоторыми особенностями в языке и музыке.

          Поначалу православие поражает своей необычностью, но со временем это чувство проходит. Все больше и больше начинаешь себя чувствовать в нем как дома, и постепенно оно вас приведет в ваш истинный дом – в Царство Небесное.

          Перевела с английского специально для портала «Православие и мир» Марина Леонтьева