Храм успения богородицы в гончарах адрес

Москва. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.

Гончарная улица сохранила свое название от располагавшейся здесь в 17 в. гончарной слободе, в которой жили гончары, производящие изделия из глины. На деньги этих гончаров и была построена красивая, украшенная изразцами церковь Успения в Гончарах.

Каменный однопрестольный храм известен по документам с 1654 г. В начале 18 в. к ней был пристроен придел святого Тихона Амафунтского. Это южный придел, отмеченный маленькой главкой с изображением четырех евангелистов. Каждая из фигур составлена из трех крупных квадратных изразцов. Евангелисты одеты в зеленые одежды, с белыми руками и лицами на синем фоне. Цилиндр главы покрыт сплошными изразцами, изображающими поле, усеянное цветами.

Трапезная со стороны улицы украшена изразцами работы Степана Полубеса. В 1812 г. храм был разорен французами, дворы прихода сожжены.

В июле 1948 г. по благословению патриарха Алексия I храм был передан Болгарской Православной церкви и стал ее подворьем.

Главной святыней храма является икона Божией Матери «Троеручицы», представляющей собой список с чудотворного образа, находящегося в Хиландарском монастыре на Афоне.Ежедневное молебствие перед образом относится к давним традициям церкви Успения в Гончарах. Список иконы так же помещен снаружи храма на западной стене.

Главный престол храма освящен в честь Успения Божией Матери, придел — в честь Тихона Амафунтского.

Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах церковь (Гончарная улица, дом № 29).

Известна в этой местности с 1625 г. Современное церковное здание построили в 1654 г. Пятиглавый храм типичен для посадских церквей XVII в. Он завершается горкой кокошников и пятью луковичными главками. Фасады церкви богато декорированы кокошниками, колонками, фигурными карнизами, наличниками, великолепными разноцветными изразцами. Главки над приделом украшены изразцовыми рельефными фигурами четырех евангелистов, выполненными прославленным мастером Степаном Полубесом. В 1702 г. к храму пристроили трапезную с приделом святителя Тихона Амафунтского. Колокольню выстроили в середине XVIII в. в барочной стилистике. В 1790 г. вокруг храма возвели кирпичную ограду.

В советское время храм не закрывался. С 1948 г. он был передан представительству Болгарской Православной Церкви. В конце 1940-х годов при ремонте под толстым слоем краски на барабане обнаружили замечательные изразцы времен постройки храма, и среди них изображения четырех евангелистов. Ныне эти и другие открытые реставраторами украшения дополняют изразцовый фриз трапезной. Святыней храма является чтимая икона Божией Матери «Троеручица» 1716 г., помещенная в местном ряду иконостаса.

Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Гончарах, обозначалась также «что в Спасской слободе в Чигасах», занесена в окладные книги в 1632 г. Нынешняя главная церковь выстроена в 1654 г., освящена 5 марта. В 1702 г. построен придел Тихона Амафунтского, освящен в ноябре. В середине XVIII в. сооружена нынешняя колокольня, и вся церковь обновлена.

Александровский М. И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока» Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах на Гончарной, 29

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах — одно из древнейших культовых сооружений Москвы.

Местность в Заяузье, в которой проживали представители различных ремесел, ограничивалась Земляным Валом, а на месте Таганской площади располагались единственные ворота. Плотность населения в этой части Москвы была одной из самых высоких.

Каждая ремесленная община имела свою церковь для богослужения. Не стали исключением и гончарных дел мастера.

История церкви Пресвятой Богородицы на Гончарной улице

Первые упоминания о церкви Пресвятой Богородицы на Гончарной улице, еще деревянной и построенный в Гончарной Слободе, относятся к самому началу XVII века.

В 1654 году Успенский храм выстроили уже из камня. Сначала он был однопрестольным.

В 1702 году к церкви была пристроена трапезная с приделом в честь Епископа Амафунтского, Тихона. Между 1764 и 1774 годами построили трехъярусную колокольню, выполненную в стиле послепетровского барокко. Тогда же храм впервые покрасили в цвета, которые выдержаны до сих пор.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах получился маленьким и уютным. Изразцы, сохранившиеся до сих пор, были изготовлены Степаном Полубесом, мастером этого искусства.

Главная святыня церкви – чудотворная икона Божьей Матери, известная как «Троеручица». Это название дано иконе в память о сотворенном чуде – исцелении Иоанна Дамаскина, его отсеченной руки. Список иконы находится здесь с 1716 года, а сам оригинал расположен в Хилендарском монастыре на Афоне.

Кроме чудотворной иконы, к святыням Успенского храма в Гончарах относятся:

  • камень, взятый из Гроба Господнего;
  • часть от Древа Креста Животворящего;
  • мощи святых православной церкви.

Войска Наполеона разграбили и разрушили Храм в 1812 году. Восстановить его удалось лишь к 1836 году: внутренние помещения были кардинально перестроены, а территорию обнесли каменным забором, сохранившимся до сих пор.

Во времена Советской Власти, не смотря на гонения верующих, церковь Успения не закрывалась и сумела сохранить не только внутреннее убранство, но и наружное оформление.

В 1948 году Успенский Храм переходит в подворье Болгарской православной церкви. Это было сделано с благословения Алексия I, тогдашнего Святейшего Патриарха.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах расположен по адресу: Москва, Гончарная, 29 (м. Таганская).

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Читайте так же:  Храм в с Прозорово

Храм в Гончарной слободе

История храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах началась в XVI веке, когда огнеопасное гончарное производство перевели за городскую черту, за реку Яузу. Первым делом на новом месте гончары построили деревянный храм. Как только немного обжились, в 1654 году заменили его каменным. В 1702 году к церкви пристроили придел Святителя Тихона Амафунтского и тогда же расширили трапезную часть храма.

Знаменитый мастер изразцовых дел Степан Полубес, который жил, как и все его московские коллеги, в Гончарной слободе, украсил фасады и ограду своего приходского храма разноцветными изразцами, на которых изображены райские цветы, фрукты, птицы, кресты. Маленькую главку над вновь построенным южным приделом он украсил изображениями четырех евангелистов, каждая фигура составлена из трех крупных квадратных изразцов. Цилиндр главы тоже покрыт изразцами с изображениями цветов.

Ныне существующая трехъярусная колокольня построена в середине XVIII века в стиле барокко.

Храм с давних пор славился своей чудотворной иконой Божией Матери «Троеручица». Чтобы люди в любое время, в том числе и ночью, могли попросить Царицу Небесную о заступничестве, копию прославленной иконы разместили в отдельном киоте на стене храма, а прославленный чудесами образ Богородицы находится на почетном месте в его центре. К нему непрерывным ручейком вот уже почти 300 лет со всех уголков Москвы приходят люди, чтобы открыть Божией Матери свои сердца, рассказать о бедах, тревогах и радостях, попросить вразумления и помощи в самых различных делах.

Архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах: – Она благословляет нас, а мы, по мере своих скромных возможностей, молимся перед Ней. В нашем храме есть традиция совершать каждую пятницу акафист перед этой иконой. На нем присутствует всегда много людей. Конечно, личная молитва, личное чтение акафиста радуют и укрепляют нас, но соборная молитва перед иконой Пресвятой Богородицы еще более значима. Как Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, Я среди них. А где двое или трое собраны во Имя Господне и перед чудотворной иконой Божией Матери, Она молится за нас, грешников.

Икона получила свое название в память исцеления Пресвятой Богородицей отсеченной руки святого Иоанна Дамаскина. Известный философ и богослов, он активно выступал против иконоборческой ереси, за что был оклеветан византийским императором-еретиком Львом III Исавром перед сирийским халифом. Святому отрубили кисть руки. Через несколько дней преподобный Иоанн, который до этого был министром, упросил халифа, чтобы ему отдали отрубленную кисть, и молился Пресвятой Богородице. Она услышала мольбы Своего верного раба – отрубленная часть руки приросла. В благодарность преподобный Иоанн изготовил серебряную кисть и повесил ее на икону. С тех пор этот образ Пресвятой Богородицы всегда пишется с тремя руками.

Икона, перед которой молился святой Иоанн Дамаскин, находится в Сербском Хиландарском монастыре на Афоне. В 1661 году с нее был сделан список и прислан в дар Патриарху Никону, а он установил ее в Новоиерусалимском монастыре. В 1716 году с этого списка был сделан список, с тех пор пребывающий в храме Успения Божией Матери в Гончарах.

Многие считают, что именно благодаря заступничеству этой святыни Успенский храм не закрывался даже в самые тяжелые периоды русской истории и сохранил все свои колокола.

В 1812 году пожар уничтожил всю Гончарную слободу. Храм был разграблен, пострадал при пожаре, но выстоял.

Архимандрит Феоктист (Димитров): – Пожар 1812 года коснулся только крыши, а весь храм не пострадал. Иконостас сохранился, иконы сохранились, в том числе и главная святыня нашего храма – чудотворная икона Троеручица.

К 1836 году храм восстановили и частично перестроили. Сохранившаяся до нашего времени ограда была построена в начале XIX века, оформление интерьера выполнено в конце XIX столетия. Образцом стали росписи Владимирского собора в Киеве, выполненные Виктором Васнецовым. На потолке в трапезной – знаменитый образ Богородицы, называемый в народе Васнецовской Богоматерью. В притворе храма, у кануна, тоже копия васнецовской картины «Положение во гроб». Но не вся живопись – копии работ Васнецова, есть и уникальные работы. Например, трогательная настенная икона «Рождество Христово». Иконостас оформлен в стиле XVII века, в нем сохранились замечательные иконы XVII–XVIII веков – храмовая икона «Успение Божией Матери», образ Христа Спасителя.

Маленький придел освящен в честь Святителя Тихона Амафунтского. Святитель Тихон родился на острове Кипр в благочестивой христианской семье в середине IV века. Дар чудотворения появился у него еще в юношеском возрасте. Его отец, пекарь, посылал сына продавать хлеб, но святой отрок раздавал беднякам хлеб даром. Узнав об этом, отец разгневался, но сын ответил, что читал в святых книгах, что дающий Богу сторицею приимет. «Я же,– говорил юноша,– даю Богу хлеб взаймы. Если не веришь, то пойдем в житницу, и там ты сам увидишь, как Бог отдает долг заимодавцам Своим». Они пошли в житницу, и отец с изумлением увидел, что хранилища переполнены. С тех пор отец не препятствовал отроку раздавать нищим хлеб. Благочестивого юношу приняли в церковный клир, поставили чтецом, а затем диаконом. После смерти епископа святой Тихон по общему желанию был избран во епископа Амафунтского.

Читайте так же:  Храм св николая в евпатории

Святой Тихон трудился над искоренением остатков язычества на Кипре, уничтожал идольские капища и насаждал христианскую веру. Он предвидел время своей кончины, которая последовала в 425 году. За многие чудеса, сотворенные им не только при жизни, но и после смерти, святой Тихон назван чудотворцем.

Недавно была закончена реставрация обоих иконостасов храма и икон. Поскольку храм никогда не закрывался, в нем сохранились такие иконы, без которых благочестивые москвичи не представляли себе церковь. Святой мученик Иоанн Воин хранит дом от грабителей и пожаров, его образ был в каждом храме. Священномученик Антипа Пергамский спасает от зубной боли, очень важно было иметь в храме такой образ, поскольку стоматология вплоть до XX века была в плачевном состоянии. Святого великомученика Георгия Победоносца, покровителя воинов, земледельцев, пастухов всегда почитали на Руси. Без образа святителя Николая Чудотворца немыслим ни один русский храм. Казанская икона Богородицы почитается как чудотворная в этом храме.

Архимандрит Феоктист (Димитров): – В нашем храме есть маленький мощевик с частичками мощей святых угодников Божиих, есть киот с образами всех Болгарских святых, в подвиге просиявших, начиная со святителя Михаила, крестителя Болгарии, есть иконы целителя Пантелеимона, всех святых, святителя Николая, мученика Трифона, у которой просят помощи в работе, но самая главная святыня – Троеручная икона Божией Матери.

Одним из настоятелей храма был священник Николай Александрович Соколов, почивший в 1911 году. Его дочь Мария Николаевна Соколова стала знаменитым иконописцем и реставратором, приняла постриг с именем Иулиании. Она была духовной дочерью святого праведного Алексия Мечева, а затем его сына священномученика Сергия.

В 1922 году храм пережил изъятие церковных ценнстей, но не был закрыт, здесь продолжалась богослужебная жизнь. Угроза над храмом нависла уже после войны, когда стали строить станцию метро «Таганская». Под этим предлогом вполне могли снести небольшой древний храм. Но, по преданию, помогла женская хитрость – жена высокопоставленного болгарского дипломата, жившая в доме по соседству, придумала способ спасти храм.

Архимандрит Феоктист (Димитров): – Пригласили Сталина на чай, и она предложила ему отдать этот храм для подворья Болгарской Православной Церкви, так как муж ее присутствует в дипломатической миссии в Болгарии. И при содействии церковной власти этот храм стал подворьем Болгарской Православной церкви и функционирует как подворье уже 65 лет.

В 1948 году, по взаимной договоренности Болгарской и Русской Православных Церквей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I благословил устроить в этом храме подворье Болгарской Православной Церкви в Москве.

Архимандрит Феоктист (Димитров): – Подворье оказывает содействие русским паломникам при поездке в Болгарию. Мы даем информацию, где можно остановиться, разъясняем, как оформить документы в Болгарию, прикоснуться к святыням Болгарской Православной Церкви.

Богослужения в храме совершаются ежедневно. В будни с 8 часов начинается Божественная литургия, в 17 часов – вечерня с утреней. В субботу, воскресенье, большие праздники всегда богослужение начинается в 9 часов. Каждую пятницу в 17 часов – акафист перед чудотворной иконой Божией Матери «Троеручица». Храм находится вблизи от станции метро «Таганская-кольцевая», адрес – Гончарная, 29.

Церковь Успения Божией Матери в Гончарах, в Спасской слободе

Сегодняшняя наша тема – Церковь Успения Пресвятой Богородицы. И не где-нибудь, а совершенно точно: в Гончарах. И как мы понимаем, название местности возникло неспроста – жили здесь гончары. А кроме гончаров, еще и кузнецы. Что характерно, слобода в районе большого Таганского холма ранее стояла от города в стороне по соображениям, как сказали бы теперь, техники безопасности – промысел гончаров и кузнецов был напрямую связан с огнем. А огонь для полностью деревянной Москвы был самой опасной из стихий.

И понятно, что у каждой слободы был свой храм. Да не просто храм, а со своей, так сказать, профессиональной спецификой. И неудивительно, что стрельцы построили храм во имя Иоакима Воина. А в Ямской слободе ямщики поставили храм во имя покровителей лошадей Фрола и Лавра.

Но, пожалуй, гончары отличились более всего. Поставили они церковь в середине 17 века. И, ежели смотреть издалека, этот красивый пятиглавый храм, выполнен в стиле «русское узорочье» и относится к типу «огненных храмов», отличительной особенностью которых являются две-три горки так называемых кокошников на верху основного здания. Кокошники кладутся из кирпича и напоминают по форме языки пламени.

И, вроде, ничего необычного, но если вглядеться попристальней, то мы видим, что нижний ряд кокошников не сложен из кирпича, а вылеплен на абсолютно плоской стене. И выкрашен белой краской. Причем на красновато-коричневом фоне стен, который – я имею в виду фон – практически повторяет цвет обожженной в печи красной глины.

Иными словами, церковь более всего похожа на слепленную и обожженную в печи глиняную игрушку с покрашенными белою краской вылепленными деталями.

Делайте со мною, что хотите, но я совершенно уверен, что в оформлении внешнего облика церкви – или, как нынче модно говорить, в дизайне – гончары принимали самое непосредственное участие.

Впрочем, тому есть прямое доказательство. В конце 17-го века в Гончарной слободе жил и работал самый известный изразцовых дел мастер Степан Полубес.

Читайте так же:  Храм исэ

Так вот, именно его многоцветные изразцы и панно украшают и придел и трапезную Успенской церкви. Среди них – панно с изображением четырех евангелистов, один из любимых сюжетов Полубеса.

Главная же святыня Успенского храма, который, к слову, никогда не закрывался, — чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».

Попросить у нее помощи и увидеть храм, так похожий на красивую глиняную игрушку, вы можете в Москве, на Гончарной улице, 29.

Контакты: Церкви Успения Божией Матери в Гончарах

Адрес: ул. Гончарная, д.29

Как проехать:
От ст. метро «Таганская», «Марксистская»

Схема проезда:

Болгарская Церковь бережно хранит древний столичный храм со старинными святынями и искусными изразцами

Мы продолжаем знакомить читателей с подворьями Поместных Православных Церквей в нашем городе. Сегодня отправляемся на Болгарское подворье, в храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Возведенный в 1654 году, в наполеоновское нашествие, он был безжалостно разграблен и едва не погиб. Сгорела деревянная крыша, но благодаря кирпичному своду, который в свое время заботливо сложили гончары, огонь не распространился дальше, и строение уцелело.

Удивительная история с этим храмом произошла в конце 1940-х годов. Успенскую церковь решили снести, чтобы построить на ее месте станцию метро.
– Недалеко стоит дом, в котором в те годы жили семьи высокопоставленных чиновников. Среди них было много вдов. Узнав о том, что Успенский храм будут сносить, они пригласили на чаепитие Сталина, – рассказывает настоятель храма архимандрит Феоктист (Димитров). – Во время этой встречи жена одного из дипломатов попросила не рушить храм, а передать его представителям Болгарской Православной Церкви и тем самым укрепить отношения между нашими странами и народами. Эта просьба была удовлетворена.

Икона Божией Матери «Троеручица»

С момента постройки храм никогда не закрывался. Более того, полностью сохранился исторический колокольный ансамбль. Считается, что выстоять в самые сложные времена Успенской церкви помогло заступничество его главной святыни, чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». Она находится здесь с 1716 года.

Большая часть убранства относится ко второй половине XIX века. Иконостас оформлен в стиле XVII века, здесь сохранились старинные иконы. Болгары не стали привносить что-то новое в архитектурную стилистику убранства. Только единственная икона Всех болгарских святых напоминает об особом статусе храма.

Успенская церковь пользуется особой любовью москвичей. Многие приходят к Троеручице со своими мольбами и получают помощь. Служители храма записывают все чудеса, которые происходят после обращения к святыне. Чтобы облегчить доступ к чудотворной иконе, был сделан еще один обрамленный в изразцовый киот список. Его поместили на западном фасаде храма, выходящем на Гончарную улицу. Как рассказывает настоятель, к этой иконе регулярно наведываются ночные гости. Камеры уличного видеонаблюдения фиксируют, как в полночь молодые люди и девушки подходят к Троеручице и по несколько минут горячо молятся перед ней.
– Однажды ночью к храму подъехал дорогой автомобиль, и из него вышла 25-летняя девушка. Она десять минут молилась перед иконой Божией Матери, – рассказывает священник. – В другой раз мимо Троеручицы пробегали молодые спортсмены. Они вместе остановились, перекрестились (характерным жестом, как обычно футболисты перед выходом на поле) и побежали дальше. Знаете, для меня самая лучшая награда – видеть молодежь, искренне и чистосердечно обращающуюся к Богу и к Пресвятой Богородице. Радость и утешение осознавать, что юные прихожане, только начинающие свой жизненный путь, идут по этой дороге вместе с Господом. В своей миссионерской деятельности я стараюсь создать такую атмосферу в храме посредством проповеди, песнопения, чтобы люди прониклись богослужением и, задумавшись над своей жизнью, устремились к Богу. На нашем подворье все подчинено этой идее.

Если мы будем больше друг про друга знать, то и любить друг друга будем больше.

Лучшая награда для священника – видеть молодежь, искренне и чистосердечно обращающуюся к Богу и Пресвятой Богородице.

Мария Максимова

Настоятель Успенского храма архимандрит Феоктист (Димитров)

Настоятель Успенского храма архимандрит Феоктист (Димитров): Приходите на Пасху попробовать козунак

– Мы стараемся сохранить дух болгарского богослужения, сделать так, чтобы оно было ближе к сердцам людей. Здесь можно услышать песнопения из болгарской православной традиции. Приходите к нам, чтобы познакомиться поближе с нашей культурой. Русские, к примеру, после богослужения пьют чай, а мы встречаемся за чашечкой кофе. На Пасху мы будем угощать нашими болгарскими куличами (по-болгарски – великденски козунак). Они вкуснее ваших! Внешне козунак похож на плетенку, а в тесто мы добавляем домашнее варенье, грецкие орехи. Наш болгарский повар печет куличи в Великую субботу. В этом году заготовим их побольше, чтобы все прихожане могли попробовать, какие они вкусные и нежные. Освящать куличи в нашем храме мы будет тоже по болгарской традиции, на саму Пасху. Чем больше мы будем друг про друга знать, тем и любить друг друга больше будем. Поэтому я приглашаю всех в храм Успения Пресвятой Богородицы, а также в соседний приписной храм святителя Николая на Болвановке. А вскоре свои двери откроет храм в честь святителя Киприана, Митрополита Киевского и всея Руси (сейчас он достраивается в Центральном Чертанове).

Справка. В отделке храма использованы изразцовые панно и фризы знаменитого мастера Степана Полубеса. До сих пор москвичи имеют возможность любоваться его изображениями четырёх евангелистов на главе Тихоновского придела.