Храм в с Прозорово

Храм Святой Троицы в с. Прозорово

Адрес: 152760, Ярославская область, Брейтовский р-н,
с. Прозорово
Настоятель — протоиерей Анатолий Денисов,
благочинный Брейтовского района

Каменная двухпрестольная Троицкая церковь с Михайло-Архангельским приделом. Построена на средства прихожан и графа А. И. Мусина-Пушкина. В советское время закрыта, использовалась как склад и пекарня. В интерьере сохранились росписи XIX в. В 1999 г. возвращена верующим.

В этом же году, по инициативе сельчан был организован Церковно-приходской Совет. Начались восстановительные работы. Для начала окна были затянуты пленкой, затем сделаны деревянные полы, и построен иконостас в левом приделе зимней части храма. 21 ноября 1999 года по новому стилю (в престольный праздник Храма) после продолжительной разрухи и разорения храма, иереем Георгием Филимоновым была отслужена первая Божественная Литургия.

В данное время храм полностью восстановлен.

Денисов Анатолий протоиерей

Благочинный Брейтовского района, настоятель

Все монастыри
Епископ Вениамин | Епархия | Приходы | Монастыри | Духовенство | Контакты | Анонсы и объявления | Вопросы священнику

© Рыбинская Епархия. 2019.
Все права защищены.

Разработка сайтов — компания NetRoom
Сайт работает на системе управления BiNuke

Николо-Прозорово. Часть 1: Храм святителя Николая Чудотворца

Я давно уже слышала о старинной усадьбе Николо-Прозорово, которая находится в Московской области. Друзья-конники из «Черного кабанчика», что в Федоскино, рассказывали, что посреди леса видели руины величественного дворца в стиле барокко. И я отправилась в дорогу. Поездка получилась очень насыщенной, поэтому рассказ о ней будет в нескольких частях.

История храма Николая Чудотворца и усадьбы в Николо-Прозорово

Полное название этой усадьбы – Никольское-Прозоровское. Она расположена в 4 км от Марфино. Впервые упоминается в первой половине XVI столетия – тогда здесь было село Шипилово, владельцем которого был князь Василий Семенович Серебряный. При Иване Грозном род прервался, и село превратилось в пустошь. В XVII веке боярин Никита Иванович Юрьев выстроил здесь деревянную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, село стало называться Никольским.

В 20-30 годах XVII века село перешло к князьям Прозоровским. 16 января 1774 года в еще старом, деревянном храме Николая Чудотворца состоялось венчание княжны Варвары Ивановны Прозоровской (дочери Ивана Андреевича Прозоровского и Марии Михайловны Голицыной) и генерал-майора Александра Васильевича Суворова, которому принадлежало имение неподалеку – Рождествено-Суворово.

В 1792 году по заказу князя Андрея Ивановича Прозоровского на месте старого храма был возведен новый, кирпичный. Главный престол в храме был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, а два боковых придела – в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобной Марии Египетской. Крестово-купольный храм был выстроен в классическом стиле. Автором проекта был Матвей Федорович Казаков, или, возможно, кто-то из его учеников. Неподалеку была построена трехъярусная колокольня.

В 1909 году встал вопрос о реставрации храма – стали осыпаться росписи, потемнел иконостас. Однако пока решались финансовые и технические вопросы, грянула Первая мировая война, а затем и революция. В 1936 году храм был закрыт, снесены колокольня и здание сторожки.

В 1980-х годах началась реставрация храма. В январе 1993 года была зарегистрирована община церкви Николая Чудотворца, а с 1995 года в храме начались богослужения, ставшие с 1998 года регулярными. 30 марта 2008 года были освещены все три придела храма. В 2007-2008 году по проекту архитектора П.П.Пенчукова на прежнем месте было воссоздано здание колокольни. Сейчас храм активно развивается. С 2004 года действует летняя православная дача для детей, благодаря стараниями настоятеля игумена Платона (Кисурина) ведется активная просветительская и благотворительная работа среди прихожан.

Храм Николая Чудотворца в Николо-Прозорово

Храм Николая Чудотворца

Колокольня храма Николая Чудотворца в Николо-Прозорово

Сторожка при храме

Церковь Николая Чудотворца и колокольня

Колокольня храма Николая Чудотворца

Врата и сторожка

Внутреннее убранство храма

Когда я вышла из машины и нерешительно направилась к храму, меня приветливо окликнула женщина и пригласила войти внутрь. Матушка Тамара, так ее звали, оказалась одной из прихожанок. Это редкость, но храм действительно был открыт! Более того, оказалось, что в храме можно фотографировать, можно просто ходить и любоваться архитектурой – настоятель разрешает.

Матушка Тамара провела небольшую экскурсию, показала иконы, рассказала о некоторых из них и даже вместе со мной поднялась на клирос! Я была потрясена – никогда ранее я не встречала такого теплого приема. А сам храм словно светился изнутри. Несмотря на то, что на улице небо заволокло облаками, внутри все сияло. И, возможно это и совпадение, но в нем один из приделов – в честь моей покровительницы, Марии Египетской!

Роспись на балке

Роспись в куполе

Иконостас в приделе

Росписи в храме

Внутреннее убранство храма Николая Чудотворца

Святыни храма — частицы мощей первых христианских мучеников, среди которых мощи мч. Вонифатия, мчц. Феофелы.

Никольский храм пос. Николо-Прозорово

Адрес: 141052 Московская область, Мытищинский район, пос. Николо-Прозорово, ул. Никольская, д.1
Телефон: 8-903-771-35-99 (настоятель игумен Платон)
Электронная почта: [email protected]
Адрес в интернете: www.nikolo-prozorovo.ru

История места, называемого ныне поселок Николо-Прозорово такова. В первой половине XVI века здесь находилось село Шипилово, принадлежавшее князю Василию Семеновичу Серебряному. При Иване Грозном представители этого рода подвергались опале, и, когда на сыне Василия Семеновича род прекратился, — село превратилось в пустошь. Местность позже числилась за боярином Никитой Ивановичем Юрьевым, который в начале XVII века выстроил здесь деревянную церковь в честь святителя Николая Чудотворца, и село получило второе название — Никольское. Затем (вероятно в 1620-30-х гг) оно перешло к братьям князьям Прозоровским — Семену, а после его смерти и Матвею Васильевичам. В середине XVII века в селе числилось всего 4 крестьянских двора. Сохраняясь преимущественно внутри родового наследия Прозоровских, усадьба (вернее ее части) в течение века сменяла владельцев. Однако к 1747 г. имение полностью стало собственностью одного из представителей четвертого поколения Прозоровских — генерал-аншефа князя Ивана Андреевича. Старшая дочь князя — княжна Варвара стала женой великого полководца, тогда генерал-майора Александра Васильевича Суворова. Здесь в имении Прозоровских в тогда еще деревянном храме совершено таинство венчания молодых.

В 1792 г. на месте деревянного храма в честь святителя Николая Чудотворца по заказу владельца князя Андрея Ивановича Прозоровского был построен из кирпича новый одноименный храм, содержащий уже три предела. В клировых ведомостях за 1798 год записано, что церковь во имя Николая Чудотворца имеет так же приделы: в честь Рождества Иоанна Предтечи и в честь преподобной Марии Египетской.

По смерти Андрея Ивановича, обустройство усадьбы и содержание храма в 90-х гг принял на себя фельдмаршал Александр Александрович (двоюродный брат Андрея Ивановича) Прозоровский. Еще через несколько поколений в сер ХIХ в. в качестве приданого Анне Ивановне Прозоровской имение переходит во владение князей Трубецких. При князе Юрии Ивановиче Трубецком были построены главный дом и два флигеля, а сама усадьба стала называться Никольское-Прозоровское (обиходно — Николо-Прозорово). В дальнейшем имение принадлежало фабриканту Ф.А.Рабенеку, купцу В.Г.Сычеву. Последним владельцем до 1917 г. был московский промышленник В.П. Ряушинский. >

Автором новой кирпичной церкви, построенной в 1792 г., одни исследователи считают (и не без оснований) замечательного русского зодчего Матвея Федоровича Казакова, некоторые другие — архитектора его школы. Строение церкви, как архитектурный памятник, представляет значительный историко-культурный интерес как пример центрической культовой постройки конца ХVIII века. Церковь построена в строгом классическом стиле и имеет крестово-купольную форму. От кубического центра храма отходят четыре одинаковых прямоугольных рукава — два придела, апсида и притвор. Северный и южный рукава оформлены тосканскими портиками, а восточный и западный — четырехпилястровыми. Сферический купол завершается небольшим световым барабаном и луковичной главкой. Алтарь украшен колоннами и пилястрами с лепными капителями коринфского ордера. Фасады храма по штукатурке выкрашены охрой, а детали декора побелены. Вблизи западного портала на одной оси с храмом стояла трехъярусная колокольня, выстроенная в классическом стиле. Ее кубический первый ярус нес еще два с арочными пролетами. Углы второго яруса были украшены сдвоенными колоннами. Колокольню венчал купол со шпилем. Вокруг храма была разбита парковая зона.

Шло время. К 1909 г храм значительно обветшал и требовал ремонта. К этому времени росписи стали осыпаться, потемнел иконостас. Храм собирались ремонтировать. Несколько лет решался вопрос о средствах и способах сохранения и восстановления росписи. Но с началом Первой мировой войны, капитальный ремонт отложили до ее окончания. По причине революционных событий 1917 г. реставрационные работы так и не состоялись. В 1936 г храм окончательно был закрыт, колокольня и здание сторожки разрушены. В советское время здание церкви числилось как прилегающее к усадьбе, в которой располагались общежитие, а затем дом отдыха.

В 1980-х в храме проводились реставрационные работы трестом «Мособлстройреставрация» по проекту архитектора М.Н. Айзенберга. В ходе работ был несколько обновлен фасад здания. Обновление фасада производилось с целью использования усадебного комплекса и прилегающей к ней церкви в общем строящемся ансамбле пансионата «Марфино». Храм был взят на государственный учет как памятник истории и культуры республиканского, затем (с 1995 г.) федерального значения. Но внутри его состояние было много хуже наружного: росписи почти не сохранились, иконостас утрачен. Настоящие реставрационные работы внутренних интерьеров начались только после вторичного открытия храма спустя двадцатилетие.

Деятельным участием свящ. Владимира Симакова в январе 1993 года была зарегистрирована община церкви Николая Чудотворца. В течение последующего года шло согласование о передаче храма в пользование церковной общине. С 1995 года в храме возобновились пока эпизодичные богослужения. Регулярными богослужения стали только с 1998 г. В это время храм переведен из Пушкинского в Мытищинское благочиние. А в апреле 1999 г. решением Высокопреосвященнейшего митрополита Ювеналия храму святителя Николая с.Николо-Прозорово был присвоен статус приписного к церкви Владимирской Божией Матери г. Мытищи Мытищинского благочиния.

В октябре 2001г указом митрополита Ювеналия настоятелем Никольской церкви назначен клирик Владимирского храма г. Мытищи священник Александр Кисурин. В июне 2002 год община была зарегистрирована как местная православная религиозная организация прихода Никольской церкви пос. Николо-Прозорово. Началось возрождение церковной жизни. Регулярные богослужения привлекали в храм все большее число верующих. Началось строительство домов причта, обустройство храмовой территории. С лета 2004 года при приходе преимущественно на благотворительной основе действует летняя православная дача для детей из православных семей. В рамках летнего объединения с детьми ведется воспитательно-просветительская, паломническая работа. В июне 2004 года на территории причта построена деревянная купель в честь святителя Феофана Затворника. Так же на территории причта был сооружен небольшой деревянный Крестовоздвиженский храм-часовня, освященный в декабре 2005 год по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия благочинным церквей Мытищинского округа протоиереем Димитрием Оловянниковым в сослужении духовенства благочиния.

30 марта 2008г при большом стечении молящихся Высокопреосвященнейшим митрополитом Ювеналием в сослужении духовенства Московской Епархии освящены все три придела: главный — в честь Николая Чудотворца, а так же боковые — в честь Рождества Иоанна Предтеча и прп. Марии Египетской.

За последние 2007-2008 годы по проекту архитектора Пенчукова П.П. на прежнем историческом месте воссоздано здание колокольни. Водружено навершие с крестом и установлена, освященная благочинным церквей Мытищинского округа прот. Димитрием Оловянниковым, звонница.

За эти годы церковная община выросла многократно. Среди прихожан преимущественно семьи с разновозрастными детьми. При храме усилиями настоятеля игумена Платона (Кисурина) и Приходского совета ведется активная благотворительная и проповедническая, религиозно-просветительская деятельность.

Село Прозорово [VI/5526]

ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Ярославская обл.
Брейтовский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
село Прозорово
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 3
РЕЙТИНГ
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ

Описание окружающей местности

Этот тайник берётся без навигатора.

«Ночью на дороге вблизи деревни Манилово были обнаружены фрагменты тел двух женщин и мужчины. Потерпевшие были сбиты Владимиром К., председателем колхоза «Путь коммунизма», который в пьяном состоянии на полной скорости врезался в идущих по дороге людей. Потерпевшие возвращались с поминок умершего от пьянства товарища». Это фрагмент из обычного раздела «Происшествия» брейтовской газеты.
Брейтовский район в истории страны известен еще и тем, что 55% его территории затоплено Рыбинским водохранилищем. Под воду ушло 4 монастыря, 800 деревень, причем в каждой был храм. Старожилы рассказывают, что торчащие из воды купола бомбили с самолетов. «На берег постоянно выбрасывает человеческие кости и черепа из затопленных кладбищ. Каждый год по целому гробу набираем и хороним», — рассказывает настоятель храма Архангела Михаила в селе Прозорово отец Анатолий. Но крепкая вера в деревне теперь — редкость. Когда благочинный Брейтовского района протоиерей Анатолий Денисов предложил отслужить в центре «пьяного» рабочего поселка молебен, освятить каждый дом и пройти вокруг поселка крестным ходом, жители согласились: «Конечно батюшка, но только не сейчас, лучше летом. «. — «Почему летом?» — «Так дела же у всех. »
«Половину нашего района затопило водохранилище. А оставшуюся половину — водка, — говорит отец Анатолий. — В наших местах у человека выбор небольшой, водка (читай — самоубийство) или Церковь. Недавно в Прозорове застрелился молодой человек, 22 года. Остались гражданская жена и ребенок. Через два дня приходят ко мне родственники и спрашивают: «Батюшка, покойник купил бутылку водки и пива. Пиво он перед смертью не тронул, мы его сразу выпили. А вот полбутылки водки осталось, можно ли ее допить, нет ли в этом греха?» Я смотрю на мать и удивляюсь — у тебя же сын умер! А ты про водку говоришь!»
Но что невозможно человеку, возможно Богу. Отец Анатолий служит в районе уже пять лет. На его попечении находятся все пять храмов и две часовни. Он благочинный и единственный священник Брейтовского района. Бывало, обращается за благословением для какого-нибудь дела к владыке, тот благословит и прибавит: «Вы, батюшка, только благословение у своего благочинного возьмите». «Я голову склоню, — рассказывает батюшка, — крестное знамение наложу, благослови меня Господи, и процесс пошел. Кручусь один, как веретено. Несколько раз прошение посылал: дайте помощника. Но если в городах священников не хватает, о селах что говорить?»
Есть в селе Прозорово, где служит этот замечательный батюшка и свой святой. Всем районом ежегодно отмечается день памяти сщмч. Александра Петропавловского (17 ноября), жившего в этом селе и расстрелянного в 1937 году. В Прозорово приезжают паломники из Москвы, Ярославля, Рыбинска и окрестных сел. Литургия заканчивается крестным ходом вокруг храма, после которого под звон колоколов освящаются рыболовные сети (в этот день, перед началом зимнего рыбного сезона, сюда съезжаются рыбаки со всего района). Затем начинается общая трапеза, которую готовят всем миром, батюшка даже обращается к местным предпринимателям с просьбой пожертвовать продукты на общий стол. Дымится полевая кухня, варится обязательная уха.
Батюшка отец Анатолий называет своих старушек духовными спонсорами Русской Православной Церкви. В пояснение этих слов он рассказал такую историю. Служил я тогда в селе Спас-Водога Пошехонского района. В соседнем селе, Савинском, жила бабушка Ольга, которая с детства хранила у себя Федоровскую икону Божией Матери. Эту икону много лет назад передал ей встретившийся на улице старичок, сказав, что икона из монастыря и надо ее беречь. Люди в округе знали, что хранится у рабы Божией Ольги чудотворный образ. Если свадьба у кого или беда, приезжали к ней помолиться. В брежневские времена там не осталось ни одного действующего храма. Пришло время, когда появились в глухих деревнях охотники за старинными иконами. Если бабка икону не продавала, ее выкрадывали. Я предложил Ольге передать икону в храм. Во-первых, писана, в хорошем окладе, и стоит на видном месте — украдут ведь. «Батюшка! — отвечает Ольга. — Я слово дала хранить ее у себя, пока жива, не могу ее отдать!» В тех деревнях магазинов нет, несколько раз в неделю автолавка привозит продукты. В один из приездов этой автолавки собрались вокруг все старушки, а Ольга и заявляет: «Ну что же, бабы. Жить-то надо, продала я вчера икону за девять тысяч рублей. Ничего, взяли». Бабки за голову схватились, дескать, грех-то какой ты, Ольга, на себя взяла! К вечеру и до меня новость долетела. Я тоже расстроился. Даже определенную проповедь сказал в воскресенье: «Дорогие братья и сестры! Последователи есть у Иуды и сейчас, кто стремится нажиться на продаже. Икона не является собственностью — она из поколения в поколение передается. Я скорблю о том, что натворила Ольга». И не стало после этого бабушке Ольге покоя. Стоит ей появиться на улице, на нее пальцем указывают. Идет в автолавку за продуктами, в ее адрес оскорбления: «Такая-сякая, Иудино отродье!» Она, бедная, плачет, но терпит. Прошло с тех пор два года. Приезжаю я в эту деревню старушек причащать, навстречу мне Ольга: «Батюшка, зайди ко мне!» Захожу. «Закрой дверь-то плотнее!» Я закрыл. Она говорит: «Если бы я сказала, что спрятала икону — все равно бы старухи ворам проболтались. И я вот сидела, думала: «Господи, не умею я мо литься, не умею я поститься — лучше скажу, что продала, пусть меня все ругают напрасно. Но куда же ее мне спрятать? Под пол? Тогда придется по ней ногами ходить. На чердак? Все равно найдут»». Тогда она перевернула стол на кухне, завернула икону в чистую простынку и привязала ее под столешницей. Садится обедать, перекрестится и скажет: «Богородица! Я с тобой!» и сидит, ест хлеб вместе с Божией Матерью. Достала она икону и мне протянула: «Чувствую, скоро Господь меня призовет, а ты возьми ее». И стало мне понятно, что другого способа сберечь икону у нее не было. Вот такие люди живу в Русской глубинке.
Этот тайник легко берётся без навигатора. Найдите на карте Ярославскую область, а в ней село Брейтово (районный центр). А от него всего 17 километров на запад до села Прозорово. В центре села стоит храм Архангела Михаила. Учтите, священнник там один на весь район. Так что храм там открыт только во время службы. Служба бывает только в субботу вечером и в воскресенье утром. Также служба бывает по великим и двунадесятым праздникам (когда это посмотрите в церковном календаре) утром и вечером накануне. Но лучше всего приехать сюда на главный праздник 17 ноября (рано утром). Если вы застаните в храме батюшку и он не будет куда-то бежать по делам (он единственный священник на весь Брейтовский район), то попробуйте уговорить его провести вам экскурсию по храму (кстати у него и свой маленький музейчик есть) не пожалеете. Но застать батюшку можно только на службе.

Маленькая видеозаметка о моём посещении села Прозорова 2 мая 2009 года (общее время 2 минуты 45 секунд)
http://rutube.ru/tracks/1864825.html?v=816fc6a1f6d7c94483175e4063c27fb3

При подготовке тайника использован материал из журнала «Нескучный сад», а вот какой номер за какой год не помню.

25 лет на сельском приходе

Уговорил. А там ЧП. Местный батюшка до этого служил в Приморском крае, и на него пришла бумага, что он якобы какой-то преступник. Он отслужил службу, его и посадили. Да дали ни много ни мало пять лет. А многие люди разочаровались: вдруг он не настоящий священник, раз его посадили? И крещение, которое он совершал, может быть, незаконно. Люди засмущались, и владыка меня-то к ним и направил.

Первое время сложно было. Помню, отслужил первую службу. А один мужик подошел ко мне и говорит:

– Можно, я тебе врежу по морде? Мне так обидно, вы – такие прохвосты. Я верил тому священнику, а вы все, наверное, одинаковые.

– Да подожди ты, я-то ведь не отец N, а отец Анатолий. Ты сегодня не бей, давай завтра!

– Ну, ладно, сегодня не буду, уговорил…

Сейчас у этого Кости четверо детей. Он нормальный парень, и мы с ним друзья. Я русского человека хорошо понимаю. Играть на наших религиозных чувствах не надо.

Меня в 1999 году прислали, и вот я в Брейтово уже десять лет. Долгое время здесь ни одного священника на всю округу не было. Недавно только двух батюшек прислали. Первый год мы жили в Сутках – это деревня такая. Покрасили колокольню, привели в порядок храм. Потом в Прозорово переехали. В храме тогда пекарня была. Потихоньку-помаленьку навели порядок. Помню, как-то на собрание руководителей приехал Лисицын[2], губернатор. Его все спрашивают-спрашивают, денег просят.

– А чего ты, батюшка, молчишь?

Я встаю и говорю:

– Дай на крышу денег.

– Ну и что ты этими 10 тысячами покроешь?

– Посчитай, сколько надо, и тогда скажешь.

Посчитали: надо 50. Он 50 и дал. Приятно. Насчет этого он молодец: сказал – сделал. Спасибо, дорогой: крыша есть, храм отремонтировали.

Потом в Брейтово шесть лет храм строили. И сгорел он за шесть часов…

Сейчас еще один храм строим – в Сить-Покровском. Там пять человек из Чувашии задействованы; доволен ими. Спасибо местным жителям, таким как Николай Латышев – здорово нас поддерживает. Его брат из Москвы немного денежек в столице собирает. Лесхоз, Владимир Анатольевич Кузин, трудится, здорово помогает в возрождении районного храма. Он как-то собрал всех лесозаготовителей: «Ребята, не все же москвичи нам храмы строить будут. Давайте батюшке поможем. Чего ему все бегать-то? Пусть батюшка будет у нас священником, а не строителем». И мне приятно, а то ведь не каждый видит в лице священника – священника, а все требуют: «Чего, батюшка, нам храм не строишь?» А я не строитель, хотя и этим приходится заниматься. Всего семь или восемь храмов мне пришлось открывать: в Пошехонье – в центре города, во Владычном – деревянную церковь с нуля построили, в городе Жуковском Московской области – деревянный храм в центре города.

Несмотря на сложное время, нашлись люди, расписывают храм. Позавчера хотел ЗИЛ продать, чтобы хватило на роспись. Мужики запретили, говорят: «Батюшка, не продавай, как дрова возить будешь?» Лесозаготовители пришли, чуть в ухо не дали:

– Не тронь машину, будем сами деньги искать.

Уехали. Так приятно тоже ж. Мне неудобно обманщиком быть, люди-то работают.

Храмы восстанавливаем, воскресная школа у нас на 40 человек. Спасибо Андрею Викторовичу из Москвы: по 5 тысяч рублей каждый месяц присылает в зимний период времени, чтобы содержать учителей. У меня три учителя. Я двоим по 1500 плачу, одной – 1000, и 1000 на кочегарку оставляю. Кочегарка дорогая, надо трех кочегаров содержать.

У нас и биатлон есть. Смотрите, вот грамота по биатлону и место. Лыжи привезли, вон винтовки лежат, пистолеты. Лыжные гонки проводим. На местных лошадках зимой катаемся. Отец Димитрий из Переславля нам «Буран» подарил, так мы с детьми теперь на рыбалку ездим.

Стараемся местные праздники проводить на серьезном уровне: к нам и из московского Большого театра, и из Ярославля приезжают. На Мологские стояния[5] до тысячи человек собираются со всей страны, а кто-то и из-за границы. Большой праздник отмечаем 17 февраля – в годовщину Ситской битвы[6]: до тысячи человек идут у нас тогда крестным ходом; традиционно в этот день приезжают военно-полковые оркестры. И объединяющая роль Церкви во всем этом очень важна.

Так вот немножко-немножко, а все равно возрождение Святой Руси пойдет от села. Село – это хлеб, село – это продукты, неподменные, без этикетки. И кто полюбит землю, тот будет ближе к Богу!

Как жить в селе

Я всем такой пример привожу: родился в селе Сить-Покровском Коля Латышев, молодой красивый парень. Девчонку нашел, женился, двое детей у них. Взял ссуды. Купил «КАМАЗ», выписал делянку законным способом, начал переработку древесины. Все! Сейчас коттедж построил, джип купил, все дети рабочих у него на пилораме работают. Парень храмы строит. Он говорит: «Не тянет меня в город, съездить – да ради Бога, а жить – нет». Значит, все-таки можно в селе выжить! Недавно мужчина приехал, 3,5 тысячи роз посадил! Всем говорят: «Кризис». Да, у него туговато, зато он уверен: «Мои розы принесут и доход, и добро людям».

Ну, а главное наше достояние, конечно же, люди. Ясно, что они разные бывают: кто-то верующий, кто-то неверующий. Однажды меня за эти слова отец Павел (Груздев) здорово отругал: «Ты никогда не дели людей на эти ранги, потому что это Бог будет делить, а ты ко всем одинаково относись, верующий он или неверующий. Какое ты имеешь право, а? Черствый или белый… Это же не продукт. Это – человек. Ты его люби, какой он есть!»

Вот недавно отпевали мы Сергея. Простой парень, работал на автосервисе в Брейтово. Машина сломается – едешь к Сереге «Чекисту» на автосервис. «Чекист» – это прозвище такое, настоящая его фамилия была Румянцев, да только никто об этом и не знал, все его «Чекистом» называли.

Подъезжаешь, на ямку загоняешь машину. Он вылезает такой грязненький:

Через час придешь:

– Да все нормально, сделал.

– Какая тебе разница? Сейчас работает!

– Ну, перестань, ну не 150 же рублей!

– Батюшка, бери машину и уезжай отсюда, не мешай!

Коротко и понятно. Я думал, он только ко мне так, а он ко всем! Прошло время, и стал он на весь район известен, настолько порядочно Серега относился к своему делу. Люди и не знали, что автосервис – не его и фамилия у него другая:

– Да у «Чекиста» ремонтировался.

– А ты-то что делал у «Чекиста»?

– Да просто делать нечего было, зашел к Сереге поговорить.

Оказывается, Серега умел выслушать и понять. Вот и машина давно не ломаная, а все равно: «Давай к Сереге!» Приезжаешь, он чего-нибудь крутит у заднего моста «Жигулей»:

– Серег, да чайку попить

– Иди, ставь, сейчас вылезу.

Мелочь – а приятно.

И вот умер Серега «Чекист» неделю назад, утром. Сердце. Простой районный автослесарь. Знаете, что было? Чужие люди спрашивают: «А что это, какой-то новый русский умер что ли? Или глава района?»

Сколько ни есть водителей – все приехали! Это ж тысячи людей на кладбище. И тогда я понял: на земле нужен Че-ло-век, не слесарь, не губернатор, не генерал, не священник, а просто Человек. А где на человека учат? Не на зоотехника, не на техника хорошего или профессора. Нам везде нужен Человек. Вот такой, как Серега. Чтоб жил честно, стремился делать добро людям. А все эти вшивые вопросики, как «обуть» соседа, все равно боком выйдут. А ты выручи, помоги – всегда это будет здорово.

И не только Серега такой. Сколько к нам мологжан приезжает помолиться! Эти старички и старушки много горя хлебнули, но они – неподдельные люди, настоящие.

Вот у нас Миша Сказкин живет: войну прошел, в пехоте прослужил, а всю жизнь один, никогда семьи не было. У него 9 соток земли, а так как ему уже под 90 и у него нет сил землю обрабатывать, он ее загородил и оставил: там все крапивой и заросло. Пришла бумажка: «Заплатите налог за землю». Он подсчитал, вздохнул, у него слезы потекли:

– Я заплачу, да только приду и покажу кое-что!

И пошел в земельно-кадастровую палату, разорвал рубаху – у него вся грудь прострелена: «Вы чего просите? Ты, баба, кому написала эту бумажку? Я шесть раз ранен, за русскую землю шел в бой в открытую, нисколько не сомневался, что за русскую землю иду воевать, а ты с меня хочешь денег взять. Я заплачу, только не горько ли тебе будет?»

И насколько же горько было его слушать. Вот так шаблонно мы относимся к таким антикварным людям.

А еще у Миши Сказкина самая лучшая и единственная в своем роде стиральная машина. Он живет возле реки Редьмы[8]. Редьма – река узенькая, но очень быстрая. Он взял лом и заколотил посередке реки. Привяжет фуфайку за веревку к лому, она вот так поболтается, а через неделю – белая и отличная. Так он все белье и стирает. И оно у него белое и без порошка.

Вот такие у нас люди. И их, слава Богу, очень много. Любят Бога, любят труд, не унывают и живут свято. Есть, конечно, и заезжие, те, что хвастаются жирными кошельками. Но кошелек можно потерять. Может быть понос, может быть паралич. И все. Денег-то и не будет.

Не на деньги надо надеяться и даже не на автостраховку с ремнем безопасности.

Читайте так же:  Храм святой софии в киеве и в новгороде