Православные храмы в тамбове

Официальный сайт Троицкого храма г. Тамбова

Расписание богослужения в Светлое Христово Воскресение. ПАСХУ

27 апреля:

7:00 — 3, 6, 9 часы, изобразительны, вечерня, Божественная литургия.

Освящение куличей и пасох начнется около 11:00 и будет совершаеться в течении всего дня.

24:00 — Пасхальное Богослужение (Пасхальная заутрени, утреня, часы, Божественная литургия)

3, 6 часы, Божественная литургия

17:00 — Великая вечерня

VIII Тамбовский Пасхальный фестиваль «Пасхальный свет»

Открыт VIII сезон Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 14 сентября 2017 года Издательский Совет Русской Православной Церкви объявил об открытии восьмого премиального сезона Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Премия учреждена для поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших […]

Издательский Совет начинает прием работ на конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский Совет Русской Православной Церкви при участии АНО «Центр духовно-просветительских программ им. святителя Филарета Московского» начинает прием работ на заочный этап Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне». (49)

Издательский Совет продолжает прием заявок на участие в XII открытом конкурсе «Просвещение через книгу»

Продолжается прием заявок на участие в XII открытом конкурсе «Просвещение через книгу», организованном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательским Советом Русской Православной Церкви совместно с Фондом поддержки церковно-общественных проектов и программ, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и Выставочным объединением «Рестэк». Конкурс проводится с целью объединения усилий церковных и […]

Верующие отмечают День Святого Духа (сюжет ВестиТамбов)

У православных 5 июня — День Святого Духа. Его празднуют всегда в понедельник, после Троицы. Верующие отмечают в этот день сошествие Святого духа на апостолов. Согласно народным приметам, какая погода будет на Духов день, такая же ожидается и на все лето. В храмах Тамбова провели праздничные богослужения, после которых верующие посещают кладбища и украшают могилы […]

Вечером в четверг первой седмицы Великого поста митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Троицком храме города Тамбова

Вечером 2 марта 2017 года, в четверг первой седмицы Великого поста, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Троицком храме города Тамбова. Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Троицкого храма священник Александр Быканов, клирики Троицкого храма священник Алексий Елагин и священник Вячеслав Назаров, клирик Спасо-Преображенского кафедрального собора города […]

Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Троицком храме

27 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста, в Троицком храме было совершено великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского. (251)

В день Обрезания Господня Божественную литургию в Троицком храме возглавил митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий

14 января 2017 года, в субботу перед Богоявлением, в праздник Обрезания Господня, день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379), митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Троицком храме города Тамбова. (188)

Расписание богослужений на 6 — 7 января 2017 года

6 января: 7:00 — Царские часы, Великая Вечерня в соединении с Литургией Василия Великого; 17:00 — Всенощное бдение и 1 час; 23:00 — Исповедь; 23:40 — 3 и 6 часы. 7 января: 00:00 — Божественная литургия 16:40 — Панихида 17:00 — Всенощное бдение. (296)

Православный календарь

Собор Радонежских святых. Прп. Сисоя Великого (429).

Прп. Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Обре?тение мощей прав. девы Иулиании, кн. Ольшанской (XVI). Мчч. Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих в Риме (269). Мчч. Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия, Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III). Мч. Коинта Фригийского (ок. 283). Мц. Лукии девы и с нею мчч. Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора, Кутония, Ароноса, Капика и Сатура (301).

Прмч. Евфимия Любовичева (1931); прмч. Феодора Богоявленского (1943).

Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (1621).

Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Рим., 120 зач., XVI, 1–16. Мф., 50 зач., XIII, 3–9. Прп. Афанасия: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

На этот день может быть перенесена служба прп. Афанасия Афонского (с 5 июля).

Вознесенский женский монастырь города Тамбова Епархиальный женский монастырь

Основатель Вознесенского монастыря святитель Питирим был выдающимся просветителем, православным деятелем и оставил заметный след в истории Тамбовской епархии. И он сам, и его сестра Екатерина уже с детских лет стремились посвятить себя служению Богу. В ранней молодости будущий отец Питирим принял иночество и стал послушником Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря. Получив признание братии за высокие духовные качества, в двадцать один год он принял постриг, а в тридцать два года стал настоятелем того же монастыря в сане архимандрита. Деятельность молодого архимандрита, его труды и монашеские подвиги не остались незамеченными. 1 сентября 1684 года его избрали на Тамбовскую епископскую кафедру, а 15 февраля состоялось рукоположение Питирима в сан епископа. Новый архипастырь оказал огромное влияние на жизнь Тамбовской епархии, состояние церковных дел в которой было крайне неблагополучным — храмы и монастыри обветшали, проповеди произносились редко, нравы населения отличались распущенностью. Одним из благодеяний епископа Питирима явилось создание Вознесенского женского монастыря.

Акты и грамоты об основании обители сгорели во время пожара 1724 года. Возродился монастырь только к 1744 году, тогда же была возведена монастырская стена.

Как и во многих русских обителях, становление Вознесенского монастыря проходило в бедности, расширялся и отстраивался он постепенно, на протяжении нескольких веков. Сначала на его территории появились 18 келий для насельниц — простые деревянные избы, не было поначалу ни собственного храма, ни причта. Во время реформы Екатерины II в 1764 году монастырь получил статус штатного, третьеклассного, с суммой содержания в 375 рублей.

Первая каменная церковь обители во имя Вознесения Господня была заложена в 1791 году в южной части монастыря. Ее архитекторами стали послушник Саровского монастыря Нафанаил и местный мастер Иван Кругликов. Помогал в строительстве храма епископ Феофил, который и освятил его семь лет спустя. Вознесенский храм дважды ремонтировали — в 1863 и 1906 годах. В 1907 году к храму пристроили два боковых придела — во имя святой великомученицы Екатерины и во имя святителя Николая, епископа Мир Ликийского. Художественную роспись, которая была закончена в 1910 году, выполняли московские мастера.

29 мая 1816 года состоялась закладка первого камня второго храма обители, его в основание будущей церкви положил католикос Грузинской церкви Антоний. Через четыре года главный престол нового храма освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», а приделы — в честь пророка Божия и преподобного Алексия, человека Божия.

В первой половине XIX века жизнь монастыря ознаменовалась тем. что в нем поселилась монахиня Миропия (Аденкова), с именем которой связано прославление чудотворной Вышенской (Казанской) иконы Богоматери.

Монахиня Миропия, в миру Мария Ивановна, родилась в московской дворянской семье в 1766 году. Когда родители выдавали ее замуж за дворянина Г. Ф. Аденкова, они благословили ее родовой иконой Казанской Божией Матери, украшенной золотым крестом с частицами святых мощей апостола евангелиста Матфея, Василия Великого, Спиридона Тримифунтского и частицей крови св. Иоанна Предтечи. Семейная жизнь Марии Ивановны продолжалась недолго — вскоре ее муж скончался. Молодая богатая вдова имела полную возможность вести светскую жизнь и снова выйти замуж, но предпочла этому тихое уединение в Московском Зачатьевском Алексеевском женском монастыре. Здесь вдали от мирской суеты на положении простой послушницы-белицы Мария Ивановна исполняла всякие труды, которые возлагались на нее игуменьей. Во время нашествия наполеоновской армии в Отечественную войну 1812 года сестры Зачатьевского монастыря покинули Москву. Собралась в путь и послушница Аденкова, решившая навсегда оставить Москву и устроиться в Тамбовском Вознесенском девичьем монастыре, о существовании которого она узнала от знакомых. Путь предстоял неблизкий, в 440 верст, и Мария Ивановна, оставив практически все свое имущество, взяла с собой заветную икону Казанской Богоматери. Ямщик, везший монашенку, задумал расправиться с ней и ограбить. Заподозрив опасность, Аденкова от всего сердца обратилась с молитвой к Царице Небесной о защите от неминуемой смерти. «Не бойся, Я твоя Заступница», — послышался вдруг голос на ее молитву. В ту же минуту ямщик лишился зрения, покаялся в своем преступном замысле и слезно попросил пассажирку помолиться о его исцелении, пообещав доставить ее на место в целости и сохранности. После краткой совместной молитвы перед иконой Божией Матери ямщик прозрел и с чувством глубокой благодарности Богу и искреннего уважения к Марии Ивановне благополучно доставил ее в Вознесенский монастырь.

По ходатайству игуменьи Маргариты вдова Мария Ивановна Аденкова 9 июня 1816 года приняла постриг с именем Миропия. Жила монахиня Миропия в простой деревянной келье, в переднем углу которой главное место занимала Казанская икона Божией Матери с непрерывно горящей перед ней лампадой. Перед ней матушка Миропия ежедневно читала акафисты. Жизнь монахини протекала тихо и незаметно, в церковной и домашней молитве, в исполнении монастырского послушания, в окружении любви и уважения со стороны сестер.

Перед смертью монахиню Миропию очень волновала судьба святой иконы, она собиралась передать ее в свой монастырский храм, но Господь судил иначе. В марте 1827 года к монахине во сне явилась Сама Богоматерь и повелела вручить Свою икону Шацкой Вышенской пустыни на вечные времена.

Таким образом Казанская икона Божией Матери, четырнадцать лет освящавшая Вознесенскую обитель, стала достоянием Вышенской пустыни и получила дополнительное название «Вышенской».

Монахиня Миропия скончалась 14-го декабря 1829 года и была погребена внутри монастыря с южной стороны Вознесенского храма.

Тем временем от переданной иконы начали совершаться знамения и чудеса, свидетельствующие о пребывании на ней особой Божией благодати. Очевидцы наблюдали исходящее от иконы чудное сияние, озаряющее храм, происходило много случаев исцеления больных. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры в 1861 году в городе Моршанске. Болезнь уносила большое количество человеческих жизней, и горожане, уже не надеясь на врачебную помощь, уповали лишь на милосердие Божие. В Моршанск специально принесли икону Царицы Небесной из Вышенской пустыни, и жители города стали перед ней усердно молиться. Все сразу заметили, что болезнь начала отступать с самого первого момента появления иконы, новых случаев заболевания практически не было, и эпидемия сошла на нет. Через десять лет икона помогла и жителям Тамбова, где тоже разразилась холера. Святую икону восемь месяцев в году обносили по Тамбовской губернии, от месяца до нескольких часов она бывала в шести городах, в сотне сел, в крупных имениях, трех монастырях. Благодарные почитатели святыни жертвовали значительные средства, которые позволили украсить ее золотой ризой, осыпанной драгоценными камнями, а также сделать для нее ценную киоту из чистого серебра. По мере прославления чудотворной Вышенской иконы Божией Матери оживала и память о ее прежней обладательнице монахине Миропии. Связь эта вполне понятна и естественна: если Господу было угодно возвеличить и прославить икону Богоматери, являвшуюся когда-то собственностью скромной монахини, и на ней первой проявил свою милость через икону, избавив от смерти, то нет сомнений в том, что главная виновница Божьего Промысла — монахиня Миропия — была незаурядным человеком и имела особую ценность в очах Божиих.

Читайте так же:  Как называют вход в храме

В благодарную память за великий дар монахини Вышенским архимандритом Аркадием над могилой Миропии воздвигли памятник в виде четырехгранной железной часовни, созданной Санкт-Петербургской фирмой С.-Гали и стоящей около пяти тысяч рублей. Кроме того, во время пребывания святой иконы в Вознесенском монастыре сопровождающий ее иеромонах по распоряжению своего настоятеля отправлял большую панихиду по монахине Миропии в ее бывшей келии. Такая же панихида служилась и у могилы монахини в храме по окончании Крестного хода с иконой вокруг монастыря.

Имя монахини Миропии стало широко известно в Тамбове и за его пределами. С большой любовью и уважением к ее памяти относились и сегодня относятся и сестры Вознесенского монастыря. Накануне дня ее кончины (14-го декабря) в обители проводится заупокойное всенощное бдение, а в сам день — заупокойная литургия и панихида. Кроме того, имя Миропии одним из первых стоит в каждом поминании сестер монастыря.

В начале XX века, в 1906 году, началась перестройка и расширение Вознесенского храма, южная стена захватила могилу монахини Миропии. Часовню пришлось сдвинуть с места и поставить южнее, на общее монастырское кладбище, а для гроба Миропии сделали новый склеп под самим храмом. Однако епископ Иннокентий (скончавшийся в сане Экзарха Грузии) не разрешил сдвигать гроб с места и приказал перекинуть через него в стене арку. Таким образом гроб монахини оказался в самом храме, в ниже его южной стены. После отделки и освящения храма в 1907 году около гроба Миропии по словесному благословеию Преосвященнейшего Иннокентия была построена пещера с каменным сходом, что дало возможность служить панихиды внутри пещеры у самого гроба монахини. Гроб сильно пострадал от времеи (со дня погребения прошло уже 85 лет), и его накрыли специальным чехлом в виде гробовой крышки, изготовленным из плотного листового железа с медным распятием. Вход в пещеру внутри храма отгородили решеткой и накрыли деревянной крышкой.

Конец XIX и начало XX века для Вознесенской обители было временем расцвета. В 1889-1890 г.г. к храму в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» сделали пристройку, в которой разместились хоры и ризная. В 1868 году при монастыре открылся приют для девочек-сирот — Ольгинская школа. Позднее, в 1898 году, для него за монастырской стеной возвели двухэтажный кирпичный особняк. В последнее десятилетие XIX века под руководством игуменьи Антонии (Аносовой) завершилось строительство двухэтажного каменного здания для печения просфор, каменного каретного сарая и конюшни, рубленого амбара. По южной линии монастырской ограды построили деревянный дом на каменном фундаменте для причта, каменные ворота с аркой, а рядом — двухэтажный дом для вратарницы и смотрительницы конного двора, трехэтажное общежитие с домовой церковью во имя преподобного Антония Киево-Печерского (1893 год). Иконостас и храмовые иконы были изготовлены в мастерской Малышева в Троице-Сергиевой Лавре.

Кроме того, за чертой обители появились двухэтажный странноприимный дом, баня, прачечная, теплая водоразборная будка. В 1912 году по проекту В. И. Фрейдмана была построена двухэтажная трапезная.

В монастыре работали мастерские — здесь ткали сермяжные ткани и холсты, чернили сукно для мантий и ряс, изготавливали архиерейские митры, вышивали бисером, золотом и серебром. Сестры ухаживали за фруктовым садом и пчельником. Во время храмового праздника у стен монастыря проходила пятидневная Вознесенская ярмарка.

После революции, в декабре 1918 года, началось разрушение монастыря, расхищение его ценностей. В 1925 году Вознесенский храм закрыли, а два года спустя его передали горсовету «для использования в культурно-просветительских целях», с колокольни сняли колокола. В 1929 году Скорбященский храм передали в ведение окружного архива и взяли «под охрану» государства. Начиная с 30-х годов, Вознесенская церковь в архивных документах уже не упоминалась…

Возрождение монастыря началось с 1988 года, когда его в связи с Тысячелетием Крещения Руси возвратили Русской Православной Церкви. Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений в Скорбященский храм назначил иерея Николая Торопцева. С помощью верующих и добровольных помощников началось восстановление храма и монастыря, петербургские мастера сделали двухъярусный иконостас. 6 ноября 1990 года владыка Евгений вновь освятил главный алтарь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», а 29 марта 1992 года — придел во имя преподобного Алексия, человека Божия.

22 декабря 1992 года Священный Синод определил открыть Вознесенский монастырь «для возрождения в нем монашеской жизни».

В 1994 году на храме был восстановлен купол, и 29 сентября на него подняли крест. В 1997 году состоялось освящение нового крестильного храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. На территории монастыря построили и открыли воскресную школу, водосвятную часовню. В 1998 году вновь появилась часовня над могилой монахини Миропии, а также привратные постройки — пекарня, монастырская лавка и кафе, началось строительство келейного корпуса.

Сегодня территория монастыря приведена в порядок, дорожки и площадь перед храмом заасфальтированы, за узорными чугунными оградками разбиты цветники. Вознесенский женский монастырь вновь полон жизни и является одной из красивейших обителей Тамбовской епархии.

Настоятельницей монастыря является монахиня Тавифа (Ковылова), назначенная на эту должность Определением Священного Синода в 2006 году.

Святейший Патриарх Кирилл освятил Вознесенский собор в ходе своего визита в Тамбовскую епархию в 2019 году. Во время богослужения Его Святейшество наградил игумению Тавифу крестом с украшениями.

Тамбо?в — город в России, административный центр Тамбовской области. Расположен в 460 км от Москвы. Население — 288 895 чел. (2019). Первоначальное название города писалось Тонбов и было связано с предполагаемым местом основания крепости для защиты от набегов на реке Липовица «напротив крайней мордовской деревни Тонбов» и реки Тонбов. Хотя город заложили в другом месте, он сохранил первоначальное наименование. Корень слова мокшанского происхождения («томба» — омут).

Православие в Тамбове

История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю.

Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось, и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства.Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте святителя Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (село Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года.

К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло. Много внимания святитель Питирим уделял устройству монастырей. Обители сыграли немалую роль в освоении Верхоценской волости и значительно способствовали христианскому просвещению народов, населявших край. При содействии монастырей, особенно самых крупных из них, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае православную веру. Монастыри активно помогали епископу развивать недавно созданную Тамбовскую епархию.

Одновременно строящийся собор свидетельствовал и о возрастающем влиянии Тамбовской епархии. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось.

Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к жизни. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной — от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. Поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятил его во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения.

Тамбовский архипастырь отошел ко Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им Смоленской иконы Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», — отмечал один из жизнеописателей святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне было написано: «Не забывайте мя, егода молитеся Господу».

При Тамбовском епископе Феофане Затворнике Вышенском (1859-1863 гг.) в день памяти святителя Питирима в ограде собора освящалась трапеза для его почитателей.

Только через 90 лет после закладки Спасо-Преображенский собор был полностью достроен. Отделка интерьера верхнего храма завершилась в 1801 году. В 1812 году перед собором была воздвигнута 4-х ярусная колокольня, разрушенная в советское время. После канонизации преподобного Серафима Саровского, которая прошла в Тамбовской епархии в 1903 году, жители Тамбовского края стали ожидать канонизации и святителя Питирима. Известно, что и преподобный Серафим почитал святителя Питирима и благословлял всех, кто собирался в Тамбов поклониться тамбовскому святителю.

Немалую роль в канонизации святителя Питирима сыграл архиепископ Кирилл (Смирнов, 1863-1937), ныне прославленный как священномученик. В 1910-1918 гг. архиепископ Кирилл возглавлял Тамбовскую епархию.

13 июня 1913 года доклад Святейшего Синода «о признании в лике Святых почившего Питирима, епископа Тамбовского, и о торжественном прославлении святителя 28 июля 1914 года — в день памяти его, о составлении ему особой службы и об объявлении о сем во всенародное известие от Святейшего Синода» был представлен на Высочайшее благоусмотрение. На представленном докладе 28 июня 1913 года Его Императорское Величество Николай II собственноручно начертал: «Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления».

Читайте так же:  Храм троицкий в ознобишино

25 и 26 июля 1914 года начались «торжества по случаю прославления святителя Питирима и изнесения из земли честных его мощей». В эти дни из всех уездов Тамбовской губернии стали прибывать многочисленные Крестные ходы в город Тамбов на Соборную площадь, где при общенародном пении совершались панихиды по святителю Питириму.

После революционных событий мощи святителя Питирима находились в запасниках Тамбовского областного краеведческого музея, расположенного в Преображенском кафедральном соборе.

Собственно о монастырях Тамбовской епархии можно сказать, что в начале XX века Тамбовская епархия занимала шестое место в России по числу монастырей. К 1911 году в крае существовало 11 мужских и 12 женских монастырей и 4 женских общины. В 1913 году в историко-статистических описаниях Тамбовской епархии секретарь Тамбовской консистории А. Е. Андриевский упоминает уже 30 монастырей. Для сравнения: в 1894 году их насчитывалось только 21 (9 мужских, 11 женских монастырей и одна женская община).

Судьба тамбовских монастырей складывалась по-разному. История некоторых из них начиналась задолго до становления не только Тамбовской епархии, но и города-крепости Тамбов. В их числе Шацкий Черниев (1573 г.), Лебедянский Троицкий (1621 г.), Шацкая Вышинская пустынь (1625 г.). Санаксарский и Саровский монастыри были открыты уже после основания города, в 1636 году. Первая обитель открылась в 1659 году, вторая — в 1706.

В советское время территория Тамбовской губернии была сокращена почти в три раза. К сожалению, все эти известные и многие другие тамбовские монастыри по новому делению областей в годы советской власти не вошли в состав Тамбовской области.

В год 1000-летия Крещения Руси, накануне празднования юбилея в Тамбове по ходатайству архиепископа Евгения (Ждана, 1942-2002), мощи святителя Питирима были переданы Русской Православной Церкви. Святые мощи и сохранившийся гроб до 1993 года находились в Покровском соборе. Тамбовскими мастерами для мощей святителя Питирима была изготовлена изящная резная деревянная рака. В 1993 году мощи святителя Питирима были перенесены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Спасо-Преображенский собор, который вновь был возвращен Тамбовской епархии.

26 декабря 2012 года в административных границах Тамбовской области образована Тамбовская митрополия.

В наше время на территории Тамбовской митрополии, границы которой совпадают с территорией Тамбовской области, открыто два монастыря и еще в четырех ведется работа по возрождению монашеской жизни и восстановлению монастырских святынь.

Тамбовская митрополия поделена по территориальному признаку на 3 епархии: Тамбовскую и Рассказовскую, Мичуринскую и Моршанскую, Уваровскую и Кирсановскую.

Подвижники благочестия Тамбовского края (список не полный, о новомучениках и Соборе Тамбовских святых подробнее здесь):

  • Старец Иосиф, основатель Тамбовского Казанского монастыря.
  • Чтец Иоанн Богоявленский (подвизавшийся под именем Ильи немого).
  • Монахиня Миропия (Аденкова).
  • Старица Анна.
  • Иеромонах Августин.
  • Праведная Александра Аристова, печальница Тамбовская.
  • Игумения Антония (Аносова).
  • Праведная Мария Чернова, страдалица Тамбовская.
  • Агния (Стародубцева), схимонахиня, постриженица Знаменского Сухотинского монастыря (память 17 марта).
  • Акулина Родина (память 14 октября).
  • Анания (Киселева), схимонахиня, постриженица Свято-Никольского Черниева монастыря (память 15 февраля).
  • Георгий Шмаровский, блаженный.
  • Григорий Коныгин, старец, насельник Чернеева Никольского монастыря.
  • Евгений, архимандрит, насельник Саровской Успенской пустыни (память 17 декабря).
  • Ефрем (Короткой), иеромонах, строитель Саровский (память 30 мая ст. ст.).
  • Иоанн Семенович Григорьев, юродивый, подвижник Козловского Троицкого мужского монастыря.
  • Иоанн (Федоров), иеросхимонах, основатель Саровской Успенской пустыни (память 4 июля ст. ст.).
  • Митрофания, схимонахиня Сухотинского Знаменского монастыря.
  • Николая Савельевич, блаженный, подвижник Никольского Черниева монастыря (память 11 апреля ст. ст.).
  • Пахомий (Леонов), иеромонах, строитель Саровской Успенской пустыни.
  • Питирим (Дружинин), иеромонах Саровской Успенской пустыни
  • мощи святителя Питирима Тамбовского, чудотворца (Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Тамбова)
  • мощи преподобной Марфы Тамбовской (Вознесенский женский монастырь г. Тамбова)
  • Казанский Тамбовский мужской монастырь

    Дата основания: 1667

    2009 -: Лунькин А. С. (колокольня)

    2009 -: Лунькина Г. М. (колокольня)

    2009 -: Третьяков Д. В. (колокольня)

    Адрес: г. Тамбов, ул. Горького, 3

    Монастырь основан в 1667 старцем Иосифом. Первоначально небогат, с деревянными постройками. В 1758 стал резиденцией епископов Тамбовских, в кон. XVIII в. при еп. Феофиле (Раеве) перестроен в камне. Построены дом архиерея, церкви, ограда с башнями, кельи. Колокольня кон. XVIII в. в 1836 надстроена (в советские годы сломана). Закрыт в 1922, постройки использовались под жильё. Восстановлен в 1992 на части территории.

    Вознесенский Тамбовский женский монастырь

    Дата основания: 1690

    Нач.ХХ в.: Фрейман В. И.: (трапезная)

    1835-1868: Березнеговский С. А.

    Адрес: г. Тамбов, ул. Московская, 37

    Телефон: (4752) 72-26-11

    Женский общежительный монастырь с образцовым приютом для малолетних детей, богадельней и школой для девочек. Основан в 1690 на средства горожан из общины при Христорождественской церкви. Первое время не имел собственного храма. В 1744 на месте сгоревшей Христорождественской выстроена двухэтажная церковь, частью монастырская, частью приходская. Закрыт в дек. 1918, монахини организовали трудовую общину. Территория монастыря частично разрушена, частично застроена жилыми домами. Уничтожены Воскресенский собор, некрополь и фруктовый сад. В 1937 оставшиеся монахини были арестованы. В 1988 при сохранившейся Скорбященской церкви монастыря открыт приход. В 2003 в обители возрождена монастырская жизнь.

    Спасо-Преображенский кафедральный собор (Тамбов)

    В октябре 1809 году епископ Феофил (Раев) предложил Тамбовской Духовной консистории, чтобы она вменила соборянам в непременную обязанность постройку новой колокольни на месте приходящей в ветхость деревянной. Начат сбор средств.

    В 1811 году заложена каменная колокольня.

    В 1817 году (по другим сведениям — в 1812 г.) в десяти саженях от собора вместо старой завершено возведение каменной колокольни «о трёх ярусах, с палаткою и фонарём» высотою 42,5 м.

    Троицкий храм (Тамбов)

    Троицкий храм является одной из главных достопримечательностей Тамбовской земли. Дивный по красоте, он поистине стал украшением города Тамбова. Храм – это небо на земле, именно в храме человек особо ощущает присутствие Божие. Храм – это и центр духовной жизни каждого человека. Для многих жителей города Троицкий храм является тем местом, где можно получить утешение, вознести Богу свои благодарственные и просительные молитвы и приступить к благодатным Таинствам Церкви – исповеди, причастию, крещению, венчанию, елеосвящению (соборованию). В храме особенно ощущается Божественная благодать, чему способствует молитва, которая ежедневно возносится Богу. Троицкий храм города Тамбова отличается замечательной архитектурой и внутренним убранством, что ещё более побуждает человека к молитве и напоминает о величии Божием.

    Храм был построен благодаря трудам и молитвам владыки Феодосия при финансовой поддержке тамбовского мецената, генерального директора сети мебельных салонов «Юнион» Валерия Владимировича Устюхина.

    21 мая 2010 года, накануне праздника Святой Пятидесятницы состоялось торжественное освящение малым чином Свято-Троицкого храма города Тамбова, которое возглавил епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий (ныне митрополит Тамбовский и Рассказовский).

    Покровский собор (Тамбов)

    На Руси в честь важных событий, определяющих судьбы людей, всегда возводили храмы, которые были призваны сохранять, в том числе, и благодарную историческую память людей. Первостроители будущего города Тамбова видели смысл в преображении окраины России, именуемой «диким полем», в цветущий сад, дающий благодатный плод.

    Поэтому и назван был первый храм крепости Тамбов, заложенный на праздник Святой Пасхи Господней, Преображенским. Именно он с этого времени стал олицетворением сердца города Тамбова. А 1 (14) октября 1637 года, через год после начала градостроительных работ, в день Покрова Пресвятой Богородицы новый город был освящен. Для освящения города был выбран именно праздник Покрова, и это было не случайно. Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы был связан с чудом, когда Божия Матерь защитила от набега врагов своим Покровом столицу мира – Царьград Константинополь, сохранив тем самым престол Вселенского Константинопольского Патриарха, и спасла символ твердыни Православной веры. Этот праздник получил большое почитание в России, где в городах обязательно стали строить храмы Покрова, которые и становились символами защиты от набегов иноверцев. Яркими примерами тому могут являться Покровский собор на реке Нерли и Покровский собор на Красной площади в Москве, более известный как собор Василия Блаженного.

    Адрес: ул. Моршанское шоссе, 24Д, Тамбов 392000, Россия

    Адрес: ул. Пятницкая, д.5, Тамбов 392000, Россия

    Тамбовская область (храмы)

    Храм Архангела Михаила (Сатинка)

    В начале прошлого века на средства жителей поселка при железнодорожной станции «Сампур» была построена деревянная однопрестольная теплая церковь-школа, престол которой в 1901 году был освящен в честь Архистратига божия Михаила. В годы советской власти церковь была отдана под склады, а затем разрушена. Сейчас на этом месте располагается рынок.

    Таким образом, храма в поселке не было почти целый век. В 2008 году жители района обратились за помощью к депутату, председателю Тамбовской областной Думы Владимиру Николаевичу Кареву, который поддержал благое начинание. Благословил строительство епископ Тамбовский и Рассказовский Феодосий.

    Храм построен на средства пожертвований прихожан, благотворителей и Фонда Возрождения православных святынь. Церковь кирпичная, однопрестольная, представляет собой массивный невысокий восьмерик на четверике, с полуглавиями, под обширным куполом с одной центральной главой.

    Адрес: Тамбовская обл., Сампурский район, пос. Сатинка, Школьная улица, 1б

    Ильинская церковь (Мичуринск)

    Построена в 1781 году на средства купца Ивана Воронова и других прихожан по оригинальному проекту, заказанному в Петербурге. Официально архитектором сооружения признан Томазо Адамини, однако существует легенда, что сие монументальное здание построено великим зодчим Растрелли. Прямых доказательств к той или иной версии нет не только в архивах Мичуринска, но и в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Тем не менее, ряду историков принадлежность архитектуры храма к школе Растрелли кажется наиболее вероятной и небезосновательно.

    Авторству Томазо Адамини приписываются несколько проектов церквей на территории Тамбовской губернии. И большинству из них присуще некоторое заимствование форм у других авторов, что собственно наблюдается у большинства людей творческих профессий. Однако сам Томазо приехал в Россию лишь в в 1796 году, когда в Ильинской церкви города Козлова уже 15 лет как велись богослужения. Примечательно, что, если проследить творческий путь каменных дел мастера, мы становимся ближе к разгадке тайны истории Ильинки, как её ласково называют сами мичуринцы. В 1811—1816 гг. швейцарский архитектор участвует в достройке Смольного монастыря, проект которого так и остался незаконченным в связи со строительством Зимнего дворца и ряда других обстоятельств государственного значения.

    Адрес: 393740, Тамбовская область, город Мичуринск, улица Советская, 349

    Телефон: 8 (47545) 5-20-75

    Боголюбский кафедральный собор (Мичуринск)

    Боголюбский собор был построен по проекту К.А. Тона в 1873 году на средства жителей Козлова в благодарность Пресвятой Богородице за избавление города от эпидемий чумы и холеры, свирепствовавших в наших краях в XVIII– XIX вв. В 1771 г. во время вспышки чумы на вратах городской усадьбы, находившей в месте, где теперь возвышается кафедральный собор, Богородица явила свой чудотворный образ, названный впоследствии Боголюбской иконой Божией Матери «Козловской».

    Боголюбский собор, вмещающий одновременно 5 тысяч человек, был и остается крупнейшим храмом Тамбовской епархии (по своим размерам он уступает лишь Моршанскому Троицкому собору). До революции при Боголюбском соборе был устроен Козловский Боголюбский женский монастырь.

    В 1932 г. храм был закрыт, еще раньше (в 1918 г.) был ликвидирован Боголюбский монастырь. В советские годы бесследно исчез чудотворный образ Козловской иконы Божией Матери, а собор и монастырь были подвергнуты разорению.

    Адрес: Россия, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Герасимова, дом 84 а.

    Скорбященская церковь (Мичуринск)

    Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбя­щих Радость» на Новом кладбище г. Козлова (ныне г. Мичуринск) была построена на средства козловского купца Ивана Ивановича Воронова. В «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» протоиерея Георгия Хитрова, вышедшем в 1861 году, годом постройки церкви назван 1803 год. До 1808 года церковь была приписной, то есть не имела своего причта. Это следует из записи в «Памятной книжке Тамбовской губернии, 1894 год», где Скорбященская церковь упомянута как самостоятельная с 1808 года.

    Протоиерей Георгий Хитров указывает также, что церковь была трех-престольная. Два других престола были: во имя Казанской иконы Божией Матери и Иоанна Предтечи («Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год». Запись в «Памятной книжке Тамбовской епар­хии, 1902 г.» говорит о том, что к тому времени в церкви осталось лишь два престола – престол во имя Казанской иконы Божией Матери был упразднён. К 1911 году церковь стала однопрестольной («Историко-статисти­ческое описание Тамбовской епархии, 1911 год»).

    Адрес: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Новый Квартал, д. 8

    Телефон/факс храма: (47545) 5-34-62

    Свято-Никольский храм (Моршанск)

    Не одно поколение моршанцев родилось, выросло, состарилось, с благоговени­ем созерцая красоту и ду­ховное величие небольшо­го, но значимого сооруже­ния — храма Святителя Ни­колая Чудотворца.

    История этой церкви удивительна и соизмерима разве что с историей само­го Моршанска, получивше­го статус города в 1779 году. Задолго до этого в селе Морша уже существовал храм, названный во имя Святого Николая угодника Божия. Был он по свиде­тельству летописца: «Дере­вянный, дубового леса, кре­сты железные на обоих гла­вах, крыт тесом».

    За время существования Никольского прихода строилось три храма.

    В топографическом описании Моршанска, проводившемся в 1782 году, отмечено, что среди трех имевшихся в городе храмов есть деревянная, однопрестольная во имя Николая Чудотворца церковь Базевской слободы; указана и дата ее основания — лето 1602 года (первый храм). Новая постройка Никольс­кой церкви датирована 1782 годом, с месторасположением в Базеве(второй храм).Последнюю постройку нового Никольского храма, по имеющимся архивным докумен­там, можно отнести к 1848 году. Именно это архитектурное сооружение мы можем видеть сегодня( третий храм).

    Адрес: 393960 Тамбовская область, г.Моршанск, ул. Калинина 136.

    Телефон храма ( бухгалтерия): 8 — 47533 — 4 — 82 — 80

    Телефон сторожа ( сторожка): 8 — 47533 — 4 — 82 — 81

    Свято–Троицкий собор (Моршанск)

    История храма началась 5 декабря 1830 года, когда был ут­вержден проект строительства хра­ма императором Николаем I, кото­рый сделал приписку «Выше Исакия не строить». Автор проекта Моршанского Свято-Троицкого со­бора неизвестен до сих пор, но по­добный храм стоит в Петербурге — это Преображенский собор.

    Ранее, 13 августа 1826 года, Епис­коп Тамбовский и Шацкий Афана­сий дал благословение на строи­тельство в Моршанске собора. По указу Тамбовской Духовной конси­стории за №409 главе города Дорофею Федоровичу Кожину была вы­дана книга для сбора добровольных подаяний на постройку в Моршанске каменного соборного храма.

    В течение нескольких лет шли сборы средств на строительство нового храма. В них принимали уча­стие все жители Моршанского уез­да.

    Адрес: Россия, Тамбовская область, г. Моршанск, пл. Красная, д. 2

    Храм Архангела Михаила (Мордово)

    Церковь Архангела Михаила расположена на живописном берегу реки Битюг в Тамбовской области. Построена в 1909 году на средства прихожан.

    Автор проекта не известен. Внутренним убранством церкви занимался известный московский иконописец Михаил Дикарев.

    И он же предположительно стал и создателем эскизов редчайшего в России фарфорового иконостаса, установленного в храме одного из самых отдаленных сел Тамбовской губернии. Считается, что иконостас предназначался для подмосковного собора Ново-Иерусалимского монастыря, но затем по неизвестным причинам попал в храм в Мордово.

    По одной версии, иконостас изготовлен по оригинальным эскизам на харьковском заводе Беренгейма, по другой — на фарфоровой фабрике М. Кузнецова, которая ныне именуется Дулевским фарфоровым заводом.

    Храм был закрыт в 1939 году и приспособлен под зернохранилище. Однако, верующие жители Мордова смогли отгородить алтарь.

    Храм также намеревались взорвать, но прибывший с проверкой офицер написал в заключении, что взрыв мог бы повредить соседние дома и школьное здание (бывшая церковно-приходская церковь), и тем спас церковь от разрушения.

    Сейчас церковь в Мордово с её фарфоровым иконостасом считается одним из самых уникальных сельских храмов России.

    Адрес: 393601, Тамбовская область, Мордовский район, р.п. Мордово, ул. Базарная, д. 1

    Телефон: 8 (47542) 6-11-52

    Богоявленский храм (Пахотный угол)

    Село Пахотный Угол основано в 1695 году отставными солдатами. В начале XVlll века была построена часовня, а в 1721 году первая деревянная церковь. Подробнее об истории села можно прочитать здесь или здесь.

    Храм, который можно увидеть в с.Пахотный Угол сейчас приходской, неотапливыемый в холодный период, кирпичный, каменный, трёхпрестольный, пятиглавый, построен на средства прихожан в 1893 году. В храме центральный престол освящен в честь Богоявления Господня. Правый предел освящен в честь Пресвятой Троицы. Левый предел в честь Казанской иконы Божией Матери. На територии церкви имеется часовня со святым колодцем.

    Богоявленский храм Пахотный угол.jpg Храм закрыли в 1937 году. Последним настоятелем был священник Сергий Сунгуров окончивший жизнь мученически.

    В 1989 году храм передали верующим.

    Адрес: 393233, Тамбовская область, Бондарский район, с. Пахотный Угол, ул. Октябрьская, д. 4.

    Телефон: +7 905 121-97-53

    Церковь Воскресения Словущего (Серповое)

    Старая церковь в с. Серповом была построена в 1797 году на средства прихожан. В церковных описях сказано, что престол был освящен «во имя Обновления храма Христа и Бога нашего Воскресения» . Простоял этот храм довольно долго для деревянного строения, более ста лет. К нему относились бережно, а когда церковь стала ветшать, то ёё обложили кирпичом.

    Итак, все эти годы приход жил своей жизнью, мы же вспомним событие конца 19 века. В «Тамбовских епархиальных ведомостях» за 1892 год говорится: «В селе Серповом Моршанского уезда (душ1706, земли 79 дес., причта: священник, дьякон, псаломщик) согласно общему распоряжению епархиального начальства и — намеченных им целей, открыть вакансии священника и псаломщика и при замещении оных обязать причт, вместо существующей школы грамоты, открыть церковно-приходскую школу».

    С этого года Серповская средняя школа может вести своё летоисчисление.

    Адрес: 393960, Тамбовская область, Моршанский район, с. Серповое, ул. Центральная 95

    Свято-Никольский храм (Бокино)

    Деревянная однопрестольная церковь в честь святителя Николая Чудотворца была построена прихожанами в 1705 году. Оригинальная по своему исполнению сельская церковь запечатлела в себе историю народа, красоту его культуры и духовного мира. На многие времена она являлась духовным центром, оплотом и своеобразным маяком, просвещающим и освящающим всех светом Христовой веры, указывая путь к духовному совершенству.

    В 1883 году храм отремонтирован и оштукатурен, а внутренний интерьер украшен живописью.

    Во время революционных перемен происходили массовые закрытия церквей, многие из которых были снесены. Свято-Никольская церковь использовалась под зернохранилище и поэтому не попала под уничтожение. В 1943 году политика государства в отношении Церкви изменилась. Весьма обветшавшее к тому времени церковное здание возвратили верующим. В сложных условиях общей разрухи оно было капитально отремонтировано силами и средствами верующих людей и уже в 1946 году в нем начались регулярные богослужения. Однако в 1962 году по решению властей церковь была закрыта и примерно через год разрушена.

    В 1998 году православной общине с. Бокино передали чудом уцелевшее здание бывшей церковно — приходской школы. Это ветхое каменное строение обустроили под церковь и религиозная жизнь прихода возобновилась. С 2001 года при храме действует Воскресная школа.

    Адрес: 392523, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Бокино, ул. Советская, д. 57 а

    Телефон настоятеля: +7 960 657-46-14

    Свято-Троицкий храм (Пичаево)

    Первая деревянная церковь в селе Пичаево построена в 1755 году. Новая, каменная в 1889 году.

    В 1933 году храм закрыт. В 1937 году по сфабрикованному делу были арестованы все церковнослужители, члены приходского совета и некоторые прихожане Троицкой церкви. Все они были приговорены к различным срокам, а духовенство, служившее в храме перед его закрытием — протоиерей Митрофан Андреевич Замятин и священнослужитель Аполлон Михайлович Гурьев приговорены к расстрелу.

    В 1945 году церковь была открыта вновь, проведен капитальный ремонт и реставрация, благоустроена территория. Это единственный храм в Тамбовской митрополии, в котором сохранился резной деревянный иконостас XIX века, покрытый сусальным золотом.

    Адрес: 393970, Тамбовская область, с. Пичаево, ул. Ивана Волчкова, д. 11 А

    Телефон: +7 (910) 751-82-52, настоятель

    Успенский храм (Тулиновка)

    Монастырь выстроен по завещанию умершей 28 августа 1877 года владелицы с. Тулиновки, девицы из дворян, Софии Яковлевны Тулиновой, ее сестрою вдовой гвардии полковника Верою Яковлевной Рагоза.

    По ходатайству Веры Яковлевны в память об умершей сестре Софии Яковлевны в бывшем ее имении при селе Тулиновка – 15 декабря 1879 года указом Святейшего Синода, за №156, Высочайшего соизволения, учреждена была женская община с приютом при ней. Община эта по ходатайству В.Я.Рагоза, как учредительницы ее, 13 декабря 1880 года Высочайше переименована в женский общежительный монастырь во имя Св. Софии на 40 человек монашествующих и на 20 девочек в приюте, с причислением к монастырю Успенской приходской церкви с. Тулиновки в виду того, что прах основательницы С.Я.Тулиновой покоится, у сей церкви.

    Открытие обители было совершено 28 августа 1881 года Преосвященным Палладием II, бывшим Епископом Тамбовским. Против алтаря Успенской церкви поставлена чугунная часовня, где покоится прах С.Я. Тулиновой, часовня обнесена железною решеткою.

    После революции 1917 года Тулиновский монастырь прекратил свое существование. Почти все, что создано предшествующими поколениями Тулиновых, было утрачено. Многие монастырские здания были разрушены или доведены до плачевного состояния. В Успенской церкви располагались вначале школьные мастерские, а затем клуб.

    В 1995 году началось возвращение многих монастырских зданий и святынь верующим. Были восстановлены некрополи, расположенные на территории бывшей Успенской церкви.

    Адрес: 392511, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Тулиновка, ул. Советская, д. 62

    Телефон настоятеля: +7 902 728-55-74

    Спасо-Преображенский кафедральный собор (Тамбов)

    Строительство каменного собора на месте деревянной Спасо-Преображенской церкви началось в 1694 году епископом тамбовским Питиримом, но было окончено только в 1783 году на средства тамбовского купца Матвея Бородина.

    Адрес: 392000, г. Тамбов, Соборная площадь, 2.

    Троицкий храм (Тамбов)

    Адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Карла Маркса, д. 391

    Телефон: (4752) 45-02-68

    Покровский собор (Тамбов)

    Если обратиться к истории Покровского собора города Тамбова и его прихода, то именно эти слова акафиста Покрова Пресвятой Богородицы очень точно будут характеризовать то основное предназначение, которое этот древний собор и его приход осуществляли веками.

    Адрес: 392036, г.Тамбов, Кронштадтская площадь, д. 5

    Телефон: +7 (4752) 72-70-02

    Храм преподобного Амвросия Оптинского (Большая Липовица)

    Первые упоминания о «деревни Липовица, что на речке Ближней Липовицы» относятся к 1745 г. На рубеже XIX – ХХ вв. с. Большая Липовица походила больше на небольшой городок. В 1917 г. в нем проживало около 5 тыс. человек. В селе действовали 3 кирпичных завода, ярмарка, начальное училище, школа, больница. Многим православным людям это село известно, как родина выдающегося русского святого – преподобного Амвросия Оптинского.

    Великий Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 г. в семье пономаря Михаила Федоровича. Перед рождением ребенка к деду – священнику съехалось очень много гостей, поэтому роженицу, Марфу Николаевну, пришлось перевести в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского. Позднее, старец Амвросий, шутил: «Как на людях я родился, так все на людях и живу».

    Адрес: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Б. Липовица

    Телефон: +7 (910) 7585181, Настоятель — священник Максим Авхадеев

    Читайте так же:  Храм новоалтайск