Презентация на тему храм спаса на крови

Презентация по ОРКиСЭ на тему: «Храм Спаса на крови»

Презентация по ОРКиСЭ на тему: «Храм Спаса на крови»

Просмотр содержимого документа
«Презентация по ОРКиСЭ на тему: «Храм Спаса на крови»»

Храм Спаса на крови

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек. Собор Воскресения Христова находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Храм не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе можно увидеть богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами.

Собор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ. На этом месте 1 марта 1881 года в императора Александра Второго бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала

Презентация на тему «Знаменитые храмы России»

  • Скачать презентацию (2.52 Мб) 56 загрузок 1.0 оценка

Знаменитые храмы России

Девятиглавый Собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, более известный как храмСпаса-на-Крови, был построен на месте смертельного покушения на императора Александра II. Строился он по указу царя Александра III на средства, собранные по всей Российской империи, и воспринимался народом как памятник Царю-Мученику. Высота этого красивейшего храма составляет восемьдесят один метр. В настоящее время здание представляет собой музей и памятник русской архитектуры. Собор построен в русском стиле. В 1968 году храм был взят под охрану государства как памятник архитектуры, а в 1970-1971 году в нем был размещен филиал музея «Исаакиевский собор». В начале 80-х годов началась реставрация собора, первый этап которой закончился только в 1997 году, когда музей «Спас-на-Крови» был открыт для посетителей.

Георгиевская церковь в Орле

Этот православный храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Изначально храм был деревянным, построенным из дуба. Он имел вид обыкновенной избы с приподнятою крышею. Георгиевская церковь была расположена на так называемой Егорьевской горе. В 1726-1732 гг. на месте разрушенного храма возводится каменная Сретенская церковь, при которой имелся придел в честь великомученика Святого Георгия. В 1888 году утверждается проект перестройки храма, в который включается строительство новой колокольни. В том же году был расширен правый придел храма, освященный в 1835 году в честь иконы Божией Матери Иверской, а в 1889 году построена новая колокольня с боковыми пристройками и расширены приделы. Колокольня Георгиевской церкви была видна из любой точки города. В 1930 году храм был официально закрыт, а в 1946 году он был перестроен в кинотеатр. С 1990-х годов о статусе здания кинотеатра идут споры, а храм до сих пор остается не восстановленным.

Шедевральному храмовому комплексу в Кижах предшествовали более скромные деревянные церкви Преображенье Спасово и Покров Святой Богородицы. В 1714 году был построен уникальный в архитектурном плане Преображенский храм. Он поражал своим великолепием и изяществом. Конструкция храма была полностью выстроена из дерева, у храма насчитывалось 22 купола.Кроме Преображенской церкви в храмовый комплекс Кижей входила Покровская церковь, которая была построена в 1764 году, а также колокольная возведенная в 1874 году и располагающаяся между двумя храмами.

Читайте так же:  Центральный храм владимира

На месте современного Исаакиевского собора была построена деревянная церковь в 1710 году. Она была посвящена Исаакию Долматскому. На месте старенькой церквушки 26 июня 1818 года был заложен Исаакиевский собор. Строительство было доверено французскому архитектору О. Монферрану. Из-за небольшого архитектурного опыта Монферрану в помощь была создана специальная комиссия. В комиссию входили: А. И. Мельников, В. П. Стасов и другие. Исаакиевский собор был построен в 1842 году, однако освятили новый собор лишь в 1858 году. Это во многом было связано с продолжительными внутренними отделочными работами. Над внутренним интерьером Исаакиевского собора работал такой мастер, как И. П. Витали.

Казанский собор в Петербурге

Первый собор, посвященный Казанской иконе Богородицы, был построен в Санкт-Петербурге в начале XVII века по распоряжению Петра I . Казанский собор был заложен 27 августа 1801 года. Строительством руководил архитектор А. Н. Воронихин. При облицовке собора использовалсяпудожский камень. Особенность расположения Казанского собора заключается в том, что он выходит на центральную улицу боковым фасадом. Внешняя отделка храма в основном скульптурная. В 1813 году на территории Казанского собора был захоронен великий русский полководец М. И. Кутузов

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя был построен в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Храм был заложен 12 октября 1817 года в районе Воробьевых гор. Строительством руководил архитектор А. Л. Витберг. Но из-за затянувшегося строительного процесса и выявленных фактов казнокрадства Витберга сослали на Вятку. Стройка на долгое время была заморожена. 10 апреля 1832 года Николай I одобрил проект К. А. Тона по строительству Храма Христа Спасителя. В 1860 году основные работы по строительству храма были завершены. В последующие 12 лет шла тщательная отделка и роспись собора. 26 мая 1883 года Храм Христа Спасителя был торжественно освящен. К. А. Тон возвел по-настоящему гигантский Храм. Его высота достигает 103 м, а общая площадь составляет 6805 м2. 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя был взорван коммунистами. Восстановлен храм был лишь в 2000 году. Его торжественное освящение произошло 19 августа 2000 года.

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в селе Коломенском была заложена в 1528 году по указу Василия III. Строительство было завершено спустя всего четыре года – в 1532 году. Храм Вознесения стал первым образцом каменно-шатрового зодчества. Скорее всего, церковь строилась под руководством либо псковских архитекторов, либо итальянских. Особенностью церкви Вознесения является то, что в ней отсутствуют внутренние опоры.

Храм Василия Блаженного

В честь взятия Казани в октябре 1555 года царь Иван Грозный распорядился построить храм. Строительством, скорее всего, руководили Барма и Постник Яковлев. Архитекторы возвели своеобразный храмовый город, который состоял из обособленных построек, стоящих на общем фундаменте. Таких самостоятельных сооружений насчитывалось восемь. Строительство было окончено в 1561 году. Свою пеструю окраску собор Василия Блаженного приобрел в XVIII веке.

Архангельский Собор в Москве

Изначально на месте Архангельского собора был возведен храм Михаила Архангела из белого кирпича в 1333 году по указу Ивана Калиты, который был в нем же захоронен в 1340 году. Старый храм был разобран в 1505 году. Строительство нового собора было поручено итальянскому архитектору Алевизу Фрязину. Стройка собора была завершена в 1508 году, однако к росписи храма мастера приступили, по всей видимости, только в 1652 году. Роспись собора была обновлена после 1812 года. Также в это же время был заменен иконостас.

Успенский собор в Москве

Начало строительства Успенского собора относится к 70-м годам XV века. Князь московский Иван III пригласил руководить стройкой собора мастеров И. Кривцова и Мышкина. Но собор возводимый ими неожиданно рухнул в 1474 году. Руководство строительством собора перешло к итальянским мастеру Аристотелю Фиорванти. Фиорванти привез на Русь множество инновационных идей в сфере строительства различных зданий. Так, например, при Фиорванти на стройке Успенского собора начал впервые применяться густой раствор, а также практиковались такие строительные методики, как чередование белого камня и кирпича, своеобразная укладка кирпича. В 1479 году Успенский собор в Москве был освящен, а в 1481 году мастера приступили к его росписи. Росписью занимался знаменитый живописец Дионисий со своими учениками. Пожар 1626 года сильно повредил рукопись Дионисия. В 1642 году Успенский собор было приказано расписать по-новому . Новые мастера превзошли своего предшественника и создали колоритные шедевральные росписи. В Успенском соборе хранилась икона Владимирской Божьей Матери — одна из главных святынь на Руси. В 1551 году в соборе был установлен так называемый «Мономахов Трон», а в XIV веке Успенский собор украсили ворота, созданные балканскими мастерами.

Презентация на тему: Собор Воскресения Христова на Крови

Собор Воскресения Христова на Крови. Презентация ученицы 9Б класса Тагиевой Ламан

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалеку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры. Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 6 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящён.

Читайте так же:  Курск храм на победе

Внешний вид собора. Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI–XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного. Мозаики на стенах храмаВ декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора. Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В.А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие художники, как В.М Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В.В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Купола. В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас-на-Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

Александра III . Александр III Александрович (26 февраля (10 марта) 1845, Аничков дворец, Санкт-Петербург — 20 октября (1 ноября) 1894, Ливадийский дворец, Крым) —император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский с 1 (13) марта. Из династии Романовых. В официальной дореволюционной (до 1917 года) историографии именовался « Миротворцем ». Великий князь Александр Александрович был в императорской семье вторым сыном; наследовать престол готовился его старший брат Николай, который и получил соответствующее воспитание. Главным воспитателем Александра был граф Борис Перовский; образованием заведовал профессор Московского университета экономист Александр Чивилев.

Строительство храма. Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года в присутствии Императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей. 27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II. При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.

Парланд Альфред Александрович. Альфред Александрович Парланд (1842, Санкт-Петербург — 1919,Петроград) — русский архитектор, автор петербургского собора Воскресения Христова «на крови». Сперва учился в Санкт-Петербургской 4-й гимназии, потом в штутгартской политехнической школе и в 1862 г. поступил в ученики Императорской Академии художств. Посещая её классы, за свои успехи в рисовании и архитектуре, был награжден пятью медалями. По окончании академического курса в 1871 г. за сочиненный по конкурсу проект собора на православном кладбище получил большую золотую медаль вместе с правом на поездку «в чужие края» в качестве «пенсионера» (стипендиата) академии, но его задержала постройка церкви Воскресения Христова в Троицко-Сергиевской пустыни, близ Петербурга. Сооружение этого храма в византийском стиле, по проекту его собственного сочинения, было поручено молодому зодчему тотчас же по выпуске из академии.Отправившись, наконец, в заграничное путешествие, Альфред Александрович Парланд посетил Италию и другие страны Европы, повсюду изучая архитектурные памятники. Чертежи и рисунки, исполненные им во время путешествия, принесли ему, по его возвращении в Санкт-Петербург, в 1880 г., звание академика ИАХ, а с 1892 г. он был профессором Академии художеств.

Презентация: Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на крови)

Первый слайд презентации: Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на крови)

Выполнила ученица 11 «Б» класса Губанова Екатерина

Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на крови) – памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века. Помимо удивительной красоты, храм известен своей необыкновенной историей. Он построен на месте, где 1 марта 1881г. был смертельно ранен император Александр II. Это дало собору второе, более часто употребляемое название – « Спас-на-Крови ».

В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого « Спас-на-крови ». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр. Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.

Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II. Можно сказать, что храм – олицетворение допетровского церковного зодчества Московской Руси на берегах Невы. Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века. Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень.

Читайте так же:  Храм татьяны в мгу

Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 г., и, после длительного строительства, собор Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 г. На грандиозной церемонии освящения, которая сопровождалась военным парадом, присутствовали император Николай II и члены его семьи. 27 мая 1908 г. митрополит освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине Александра II, в том числе «Распятие», приписывавшееся В. Л. Боровиковскому. При строительстве храма были применены новые технологии, здание храма было полностью электрифицировано. Его освещали 1689 электроламп. В начале XX в. территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована. После октябрьского переворота 1917 г. доступ в храм получили все желающие, постепенно внутреннее убранство храма стало приходить в упадок. В 20-е годы, после закрытия Исаакиевского собора, храм стал кафедральным. 30 октября 1930 г. президиум ВЦИКа постановил закрыть действующий храм Воскресения Христова.

В ноябре 1931 г. Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови. В 1938 г. вопрос был поставлен снова и был положительно решен, но, с началом Великой Отечественной войны, ресурсов на снос храма не нашлось. В годы блокады в соборе размещают морг, сюда свозят трупы погибших ленинградцев. После войны храм арендован Малым оперным театром, который устраивает в нем склад декораций. В 1968 г. собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 г. было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 г. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

Архитектура Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII вв. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного. В основе композиции храма — компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причем место центральной главы занимает шатер высотой 81 метр. В западной части собора находится колокольня, завершенная куполом, что делает ее похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Всего Спас-на-Крови венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу, причем часть глав имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой впечатляет — 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась по эскизам более 30 художников, среди которых были такие талантливые живописцы, как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе. Девятиглавый однопрестольный храм на 1600 человек был заложен 6 октября 1883 г. в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 г. были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894 г. закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6 июля 1897 г. на главном шатре высотой 81м был водружен крест.

Спас на крови. Мозаика.ppt — Презентация по МХК «Спас на Крови. Мозаика.»

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ
ХРИСТОВА
В САНКТ­ПЕТЕРБУРГЕ
(СПАС НА КРОВИ). МОЗАИКА
Утепова Н.Х.
учитель ИЗО и МХК
МБОУ «Килинчинская СОШ
им. Героя России
Азамата Тасимова»

? Храм Воскресения Христова в Санкт­Петербурге–
памятник русской архитектуры и монументально­
декоративного искусства конца XIX века.
? Помимо удивительной красоты, храм известен своей
необыкновенной историей. Он построен на месте,
где 1 марта 1881г. был смертельно ранен император
Александр II . Это дало собору второе, более часто
употребляемое название – «Спас на Крови».

? Он выделяется живописным силуэтом, ярким
многоцветным убранством и своими
древнерусскими формами составляет резкий
и неожиданный контраст окружающей его
классицистической архитектуре.
? Шатер церкви возносится на высоту 81 метр.
Это девятиглавый храм, вмещающий 1600
человек.
? Сооружен по проекту Альфреда Парланда,
который использовал многие
композиционные приемы и формы церквей
Москвы и Ярославля XVII века.

? Здание является крупнейшим памятником русского
мозаичного искусства. Живописные композиции из
мозаики создавались в мастерской Александра и
Владимира Фроловых по оригиналам художников
Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри
храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и
своды. В отделке интерьера использована
богатейшая коллекция самоцветов.

? Внутри храм представляет собой настоящий
музей мозаики, площадь которой впечатляет
— 7 065 квадратных метров. Мозаика
создавалась по эскизам более 30 художников,
среди которых были такие талантливые
живописцы, как В. М. Васнецов, М. В.
Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н.
Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса­на­
Крови является одной из крупнейших
коллекций в Европе.