Парня в храме

РПЦ отказалась заступиться за парня, который ловил покемонов в храме

Блогер Руслан Соколовский, который ловил покемонов в храме в Екатеринбурге, с выходных находится в СИЗО. Однако парень пока не забыт. Сторонники требуют его освобождения. За блогера вступился и мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Он попросил патриарха Кирилла замолвить за Соколовского слово. Патриарх на просьбу не ответил. Зато свердловские священники заявили, что Соколовский «окаменел сердцем». Они готовы просить за блогера лишь после его публичного раскаяния.

Кто ловил покемонов в храме

Парень ловил покемонов в Храме на крови и попал за решетку, эта новость вот уже не первый день будоражит жителей Екатеринбурга.

Парнем, о котором идет речь, был 22-летний блогер Руслан Соколовский. Молодой человек живет с матерью-инвалидом. И вот как он попал в переделку.

В начале августа Соколовский выложил на Youtube видео. В нем он вел себя довольно вызывающе. Заявил, что считает полным бредом идею о том, что кого-то может оскорбить хождение со смартфоном в храме. После чего решил проверить свое предположение.

Парень выложил видео того, как ловил покемонов в Храме на крови

Парень устроил ловлю покемонов в храме во время чтения священником молитвы и снял происходящее на видео, которое потом и распространил.

Видео заметило ГУ МВД по Свердловской области. Соколовский стал фигурантом уголовного дела по статьям 148 («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») и 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).

3 сентября Кировский районный суд Екатеринбурга арестовал блогера на 2 месяца. Во время процесса у здания, где проходили слушания, собрались сторонники ловца покемонов.

Они заявляли, что уголовное дело за подобное деяние — слишком жестокое наказание.

Ройзман: парень ловил покемонов в храме, но за идиотизм нельзя арестовывать

За молодого человека вступился и мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. «В Екатеринбурге суд арестовал ловца покемонов в храме. Ему 22 года, живет вдвоем с матерью-инвалидом. Это дикость. Парень, конечно, провоцировал, но нельзя арестовывать человека за идиотизм, невоспитанность и желание оттопыриться! Позорище!» — написал он в Facebook.

Он призвал священников, в частности главу РПЦ патриарха Кирилла, заступиться за блогера. Патриарх на предложение ничего не ответил. Зато не смолчали местные священники.

РПЦ отказалась вступиться за ловца покемонов

Они заявили, что готовы просить суд изменить меру пресечения для арестованного лишь после его исправления и публичного раскаяния. Такое решение священники приняли на заседании совета Екатеринбургской епархии во вторник, 6 сентября. По мнению представителей Церкви, Руслан Соколовский «окаменел сердцем».

«(Служители церкви постановили. – Ред.) Выразить скорбь об окаменении сердца молодого человека, который дерзнул своим поведением цинично надругаться над памятью тысяч страдальцев за веру и правду в период репрессий XX столетия ради привлечения общественного внимания к своей персоне и своей деятельности», — говорится в заявлении на сайте Екатеринбургской епархии.

Отмечается, что священнослужители решили признать «особенный цинизм поступка, совершенного в месте ужасающего по своей жестокости убийства невинных детей».

Руслан Соколовский должен заслужить прощение Церкви

«Решительное и бескомпромиссное осуждение отвратительного поступка (Соколовского. — Ред.) не означает желания проявить месть по отношению к его личности, а потому (стоит. — Ред.) воздержаться от каких-либо конкретных просьб к органам правопорядка о мерах пресечения для Руслана Соколовского», — заключают в епархии.

Представители РПЦ настаивают, что Соколовский должен заслужить просьбу церкви об освобождении. Для этого ему нужно публично раскаяться.

Ловцу покемонов в храме грозит еще одно уголовное дело

Тем временем на сайте следственного управления СК РФ по Свердловской области сообщается, что Соколовского могут привлечь к уголовной ответственности еще и за использование «шпионской авторучки». Ее нашли в квартире ловца покемонов. Использование такой ручки для сбора информации подпадает под статью 138.1 УК РФ, максимальное наказание по которой — 4 года колонии.

Следователи также нашли журналы блогера с публикациями и иллюстрациями, «направленными, по предварительным данным, на возбуждение ненависти и вражды на религиозной почве». Журналы также направили на экспертизу.

Кто есть кто в храме, или С помощью каких людей совершаются службы

О совершителях и участниках богослужения рассказывает архимандрит Досифей (Михайлюк), преподаватель Киевской духовной академии.

– Отче, с помощью каких людей совершается богослужение в храме? И что означает слово клир?

– Богослужение совершают люди, посвященные в сан: диаконы, священники, епископы. Эта традиция восходит к апостольским временам. Поначалу совершали служение апостолы – избранные Христом и получившие дары Святого Духа в день Пятидесятницы. Но с распространением Церкви надобно было больше служителей, которых апостолы и поставляли. Со временем эти служители Церкви поставляли новых, что продолжается и по сегодняшний день.

Но стоит отметить, что в богослужении участвуют все верующие, находящиеся в храме во время его совершения.

Клир (с греч. «жребий») – это те люди, которые через хиротонию и хиротесию посвящены на служение Церкви и имеют право совершать или прислуживать во время богослужения. К ним относятся три степени священнослужителей: диаконы, священники и епископы, а также две степени церковнослужителей: чтецы и иподиаконы.

– Кто такой церковнослужитель?

– Церковнослужители – это низшие клирики, помогающие священнослужителям в совершении богослужения. В настоящее время в Православии есть две степени церковнослужителей, в которые ставленники всегда последовательно возводятся через чин хиротесии:

чтец;
иподиакон.

– А что делает в храме пономарь?

Пономари или алтарники – так называют большинство людей, которые служат в алтаре. Пономарем может стать любой благочестивый человек, избранный из числа мирян и поставленный помогать священнодействию в алтаре. Интересный факт: с древности пономари назывались легким греческим словом ????????????, т. е. парамонарием или параекклисиархом, а с середины XX века в Русской Церкви переименованы в алтарников.

Следует обратить внимание, что пономарь как несущий служение в таком святом месте – алтаре, является примером для прихожан и поэтому должен быть нравственно высокодуховным человеком.

– Загадочное слово канонарх, что оно значит? Каковы функции канонарха?

Канона?рх – это человек, поющий на клиросе. Он возглашает перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за ним поет хор. Практически ни одно богослужение не обходится без канонарха. Причина появления такого послушания кроется в бедности монастырей: они не могли иметь нужного количества экземпляров богослужебных книг, а также по причине малого числа грамотных среди певцов. Отсюда и вошло в обычай пение священных песнопений под диктовку. Данная традиция удержалась и после изобретения книгопечатания, и сохранилась до сих пор.

– Не менее экзотические названия причт и причетник? Что скажете о них?

Причт – это люди, которые служат при одной церкви. В причт входят как священнослужители, так и церковнослужители, то есть клир, а также люди, непосредственно участвующие в жизни прихода: певцы, пономари, псаломщики.

– Знакомое всем слово регент. В чем заключаются его обязанности?

Регент – это человек, который управляет хором. Понятно, что он должен иметь музыкальное образование. Светский синоним такой должности – дирижер. Но в отличие от дирижера регент должен знать Церковный Устав, поскольку от этого зависит строй и красота богослужения.

– Какие существуют типы хоров и любой ли желающий может в нем петь?

– Хоры есть однородные (мужские или женские) и смешанные. В хоре может петь человек, который имеет хотя бы элементарное понятие о музыке, а также музыкальный слух и голос. Главным критерием является вера человека, поскольку это не просто бездушное пение – певец своим голосом прославляет Бога, он через свой голос должен и других присутствующих в храме настраивать на молитву. А этого всего не будет, если у человека нет веры в сердце.

Беседовала Наталья Горошкова

«Ситуация зашла в тупик». Противостояние вокруг храма в Екатеринбурге

В Екатеринбурге организатора сообщества «Парки и скверы Екатеринбурга» Анну Балтину, которая принимала участие во встрече сторонников и противников строительства храма у губернатора Свердловской области, увезли в отдел полиции. Об этом «МБХ медиа» рассказал правозащитник Сергей Зыков.

По его словам, Балтину увезли в отдел полиции для опроса. Позже стало известно, что на активистку составляют протокол о проведении акции без подачи уведомления (ч. 2 ст. 20.2 КоАП) из-за поста в Фейсбуке «А пойдёмте погуляем в сквер», сообщают «МБХ медиа». Также в полицию вызвали других лидеров протестов против строительства храма в сквере в центре Екатеринбурга – Виктора Бармина, Екатерину Лахтикову и Ярослава Ширшикова, сообщил Зыков. Причины вызова в полицию не сообщаются. Однако в устных разговорах что-то говорят про «массовые беспорядки», написал в Фейсбуке глава свердловского отделения «Открытой России» Владислав Постников.

По итогам визита в полицию на лидеров акции против строительства храма составили протоколы об организации массового мероприятия без подачи уведомления. Об этом «МБХ медиа» рассказал правозащитник Никита Томилов. Им вменяется организация и участие в несанкционированном митинге, сказал правозащитник. Ещё на нескольких задержанных вчера участников акции составили протоколы о мелком хулиганстве.

Во вторник состоялись переговоры сторонников и противников стройки с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. По их итогам он заявил, что строительство храма в сквере у Театра драмы в центре Екатеринбурга не будут переносить в другой район. Жители города, несогласные с планами отдать часть сквера под храм, устроили после этого новую, вторую за два дня акцию протеста: они разобрали на части выкинули часть установленного вокруг места будущей стройки забора в реку Исеть. Более 10 человек были задержаны.

Екатеринбург: ОМОН оттеснил протестующих против постройки храма

Екатеринбург, сквер у драмтеатра, вечер 14 мая. Задержание:

Предыдущая акция протеста против строительства храма состоялась накануне вечером и закончилась ?стычками между противниками его возведения и «православными активистами», оказавшимися казаками и борцами из спортивной школы, построенной одним из спонсоров проекта церкви в городском парке. В акции участвовали несколько сот человек. Противники строительства говорят, что храм можно и нужно построить в другом месте и обойтись, таким образом, без вырубки деревьев в парке. По свидетельствам очевидцев, участникам протеста противостояли организованные группы молодых людей спортивного телосложения. Они вступали в столкновения и потасовки с участниками акции; один из них распылил баллончик с газом.?

Протестующие повалили забор вокруг будущей стройки и были контратакованы бойцами спортивной школы одного из спонсоров храма. В районе 22.30 по местному времени (20.30 по московскому) крепкие молодые люди выстроились в цепь и оттеснили активистов.

По данным «Новой газеты», бойцы были учениками академии единоборств «Русской медной компании» одного из спонсоров строительства, Игоря Алтушкина. Шестиэтажное здание академии было построено в 2018 году, её открытие должно сделать «увлечение единоборствами модным трендом среди подрастающих поколений», цитирует Алтушкина Sports.ru.

Радио Свобода удалось также идентифицировать нескольких участников конфликта со стороны сторонников строительства храма как казаков, из которых ранее в городе были сформированы «народные дружины».

Полиция не вмешивалась в конфликт, пока он не вышел за пределы сквера. К 23 часам к месту столкновения подъехал ОМОН, полиция помешала протестующим перекрыть соседнюю улицу 8 марта. Полицейские попытались задержать распылившего газ защитника строительства, но спортсмены его «отбили».

По данным «МБХ медиа», ссылающегося на правозащитника Никиту Томилова, сотрудники полиции задержали четырёх участников стихийной акции. При этом, по словам правозащитника Вячеслава Башкова, в отделе полиции, который отвечает за соблюдение правопорядка на территории сквера, отрицали наличие задержанных. Позже стало известно, что на двоих задержанных составили административные протоколы – о неподчинении полиции и нахождении в нетрезвом виде в общественном месте.

«Мнение горожан не учитывается»

Среди задержанных оказалась активистка, мама двоих детей Алена Смышляева, которая рассказала Радио Свобода, почему жители Екатеринбурга не хотят строительства храма на территории сквера:

– Во-первых, сквер у Театра драмы – это практически единственное свободное зеленое пространство, которое сохранилось на этом берегу реки Исеть. Это пространство замечательно тем, что здесь свободные длинные газоны, прекрасная перспектива. Это чудесный архитектурный ансамбль, который составляет единое целое с Театром драмы, с фонтаном и свободным пространством сквера. Очень красиво смотреть на это пейзаж с другого берега. Мы защищаем сквер. Конечно, тут еще есть такая доля гнева, которая уже перелилась через края, потому что мы видим, насколько мнение горожан не учитывается в городских решениях. Но это только одна сторона медали. Другая сторона – это наша любовь к этому месту. Сначала инициатором строительства храма была Русская медная компания. Сейчас существует так называемый Фонд Святой Екатерины, в который входят несколько компаний, то есть это РМК, УГМК и еще несколько. Каждый раз процедура была такой, что горожан ставили перед фактом: «Вот здесь будет храм». Просто власть и олигархи используют устаревший дискурс: они тыкают пальцем на карте, как Чапаев, когда он какие-то боевые действия планировал, и думают, что всё, мы решили, всё понеслось, а мнение горожан не учитывается.

По словам Смышляевой, лично к ней силу не применяли:

– Я была на месте, когда боевики пошли стеной. Это бойцы Академии РМК, Академии единоборств. Это такие крупные ребята, накачанные. Среди них есть чеченцы, дагестанцы, но большинство было русские. Они шли и вытесняли протестующих. Лично ко мне такой силы не применяли. Меня вытесняли плечом, не хватали за руки, не заламывали руки. Кстати, мне даже удалось остаться на этом пространстве сквера. Меня, на самом деле, не вытеснили, потому что я прибегла к хитрости. Я сказала: «Ребята, у меня тут сережка потерялась. Мне подружка из Франции подарила». И они начали ползать по траве и искать сережку. У этих ребят есть свой кодекс чести, у них свои характерные особенности. Да, они выступают за эти компании, УГМК и РМК. На первый взгляд они кажутся страшными. Да, конечно, парней они будут бить. Если мужчина не умеет драться, он проиграет в бою с таким амбалом. Это такой прецедент, похожий на рейдерские захваты, которые были очень часто в 90-е, когда захватывали заводы, компании. Приехали такие братки и вытеснили горожан из территории сквера. Милиция стояла в стороне, Росгвардия смотрела на это все спокойно. Да, там к кому-то применили силу. Людей было много, я всех не видела. Думаю, что губернатор Евгений Куйвашев способен урегулировать этот конфликт. Ранее он называл защитников сквера «общественными террористами», – рассказала активистка из Екатеринбурга Алена Смышляева.

«В Екатеринбурге точно такого не было»

Еще один участник событий в Екатеринбурге – директор сети городских порталов в Hearst Shkulev Media Ринат Низамов:

– Я думаю, что некорректно говорить, что насилия не было. В любом случае это противоправные действия, это в любом случае насилие, когда десятки спортивных ребят по чьей-то команде начинают ломать, выдавливать, вышвыривать людей из сквера, наплевав на журналистов. Нашему оператору сломали камеру, его уронили, топтали, у нашего журналиста отобрали телефон, разбили, у наших коллег сломали камеру. Это самое настоящее насилие – при молчаливом согласии органов власти, которые, правда, в небольшом количестве, но находились в начале этого противостояния.

Читайте так же:  Храмы и церкви серпухова

Почему строительство храма на месте сквера вызвало такое серьезное отторжение у жителей Екатеринбурга?

– На этот вопрос нужно смотреть чуть шире. Это такая позиция инициаторов стройки храма, что якобы кому-то дорог именно этот сквер. На мой взгляд, проблема глубже, серьезнее, она про отношения власти и крупных финансово-промышленных групп, которые находятся в регионе. Их лидеры инвестируют большие деньги в большие проекты в регионе. И один из этих проектов – это как раз храм Святой Екатерины, который должны построить к 300-летию города. Проблема лишь в том, что эта небольшая группа элит не считает нужным каким-то образом координировать свои действия с городским сообществом. Есть фиктивный градостроительный совет, который рассматривает какие-то городские проекты, но если уж олигархи решили строить храм или сносить ставшую для города культовой телебашню, то они это дело обязательно доведут до конца. И мне кажется, вчерашний протест про это – он про то, что власть не хочет слышать, власть не хочет слушать горожан. Власть делает вид, что горожан нет, что других мнений нет, другой позиции нет. Лично меня возмущает такая позиция.

–? Насколько серьезно настроены защитники сквера?

– Я думаю, что проблема не столько в серьезности их настроя, сколько в количестве этих людей. Если первая акция собирала десятки людей, потом было больше, потом была весенняя акция, которая собрала три тысячи человек. Думаю, что после вчерашней стихийной акции, после вчерашнего беспредела, людей, которые захотят сказать «нет» происходящему, будет больше. В Екатеринбурге точно такого не было, я и в масштабах страны не помню, чтобы сотня каких-то головорезов устраивала такую мясорубку из людей при молчаливом согласии полиции, – рассказывает Ринат Низамов.

«Тысячи людей готовы ложиться под катки»

Депутат городской Думы Екатеринбурга, политолог Константин Кисилёв напоминает, что вопрос о месте строительства храма не может решиться уже давно:

– Уже примерно 10 лет в центре города сначала один губернатор, а потом другие люди хотят поставить храм Святой Екатерины. И оказалось, что практически никто не выступает против храма, но все выступают против того места, куда этот храм намерены поставить. Сначала предполагалось поставить храм на площади Труда, которая после этого стала называться в народе площадью Свободы. Это любимое место горожан, где стоит фонтан, где стоят памятники конструктивизма. Огромный храм там просто неуместен. Тогда на митинг против строительства и в защиту этого места вышло порядка пяти тысяч человек. Затем стройку решили перенести в акваторию городского пруда. Люди вышли защищать пруд, отстояли его. Сейчас хотят построить храм в сквере около Театра драмы. И здесь предложили исключительно вторичный проект – византийский стиль XVII века, то есть таких храмов очень много.

Кто выступает против храма на этом месте?

– Протест не един. Есть люди, которые настроены антиклерикально, есть люди, которые занимаются политикой, их тоже очень мало, как и антиклерикально настроенных. А есть люди, которые защищают сквер, в котором они гуляют, в котором бегают спортсмены, люди там танцуют, поют. Многих возмутила неэстетичность того проекта, который предлагался. Приведу простой пример: у нас сейчас планируется построить здание филармонии по проекту Захи Хадид. И под это здание сносится один жилой дом и часть парка. Появились защитники дома, появились защитники парка. Но люди не вышли защищать это место, кроме жильцов дома, потому что они увидели, что проект Захи Хадид реально крутой. Это будет уникальное для Екатеринбурга здание. И никакого протеста не было. А здесь мы имеем тысячи и тысячи людей, которые просто готовы ложиться под катки, под машины, чтобы сохранить сквер и не допустить строительства абсолютно безумного по своей архитектуре храмового проекта.

Инициаторы строительства пытались организовать какие-то общественные слушания?

– Предложение диалога со стороны защитников храма было всегда: давайте сядем за стол переговоров, давайте проведем общественное обсуждение, давайте будем публично обсуждать проект, давайте, наконец, мы вынесем проект на референдум. Более того, защитники храма добились того, что в Екатеринбургскую городскую думу был внесен вопрос о проведении референдума. В итоге я практически в одиночку бился за то, чтобы референдум был, поддержали меня только 3–4 человека и все. По формальным основаниям, на мой взгляд, абсолютно незаконным, референдум завалили. После вчерашних событий возможностей нахождения компромисса стало еще меньше, – полагает Константин Кисилёв.

«Полагали, что инвесторы проекта сами решат все проблемы»

Вице-губернатор Свердловской области Сергей Бидонько заявил, что акция против строительства храма проходила без значительных нарушений общественного порядка. Не было допущено потасовок или противоправных действий, отметил чиновник. Он добавил, что во вторник планируется провести совещание, на котором будут выработаны решения по урегулированию конфликта. По словам вице-губернатора, вопрос о строительстве собора прошел публичные слушания, получено разрешение на строительство, то есть «все процедуры соблюдены».

Власти оказались не готовы к столь массовому протесту, недооценили серьезность проблемы и настроения части горожан, считает политолог Константин Калачёв:

– В результате люди конфликтовали с охраной площадки и «воцерковленными спортсменами» из группы поддержки, уронили ограждение, отказались уходить и настоятельно требовали сохранить сквер. К счастью, обошлось без кровопролития. ?Власть в лице губернатора Куйвашева заняла позицию над схваткой. Возможно, это и не плохо, ибо обошлось без силового разгона протестующих. Более того, к утру губернатор заявил, что протестующих горожан, для которых важно сохранить каждый кусочек зелени и деревьев в центре Екатеринбурга, можно понять. Прозвучал призыв к диалогу противоборствующих сторон. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Очевидно, что власти оказались не готовы к столь массовому протесту, недооценили серьезность проблемы и настроения части горожан. Решения, удовлетворяющего обе стороны, нет. Ситуация зашла в тупик. Во многом из-за того, что власть боится таких инструментов, как референдумы. Сейчас ей останется только предлагать провести опросы и ссылаться на их данные. Что показывает эта ситуация? Что триггером протестных действий может быть все, что угодно. И не обязательно протест будет политическим. Растет недовольство и раздражение, растут риски и угрозы для власти. Было бы раздражение, а повод его излить всегда найдется. Особенно если у стихийного протеста появятся лидеры.

– Чем опасны такие протесты для власти?

– Их опасность в том, что они наглядно демонстрируют неумение местных и региональных властей вести диалог, желание продавить те или иные решения во что бы то ни стало, неспособность предвидеть последствия своих действий. Все это подрывает и так невеликое доверие к властям, – полагает политолог Константин Калачёв.

«Конфликтов подобного рода в стране будет все больше. Институты, которые должны заниматься их урегулированием, окончательно превратились в декоративные. Связи с землёй у них никакой, – считает политолог Аббас Галлямов . – Люди не чувствуют, что хоть кто-то представляет их интересы в политическом пространстве, поэтому вынуждены действовать самостоятельно. Единственный доступный им политический инструмент – уличный протест. По мере роста числа подобных конфликтов в стране будет крепнуть ощущение безвременья и социального коллапса в духе 90-х. Оптимизм эпохи Путина окончательно уйдёт в прошлое».

Вопросы и ответы, часто задаваемые начинающими христианами.

35 коротких часто задаваемых вопроса начинающих христиан о храме, свечах, записках и т.д.

1. Как человек должен готовиться к посещению храма?

К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:
Встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). Затем вычитай одну главу из Евангелия, одну из Апостола и одну кафизму из Псалтири или один псалом, если мало времени. При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем всё правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.

Перед выходом скажи:
Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе Иисусе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Перекрестись и спокойно иди в храм, не боясь, что сделает тебе человек.
Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя:
Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.
По дороге в храм читай про себя молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

2. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?

Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

3. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?

По уставу нельзя, это делается натощак. Отступления возможны по немощи, с укорением себя.

4. Можно ли входить в храм с сумками?

Если есть необходимость, можно. Только когда верующий подходит к Причастию, сумку надо отставить в сторону, так как во время Причащения руки крестообразно складываются на груди.

5. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?

Перед входом в храм, предварительно перекрестившись, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и молись к первому поклону:
Боже, буди милостив мне, грешному.
Ко второму поклону:
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
К третьему:
Без числа согреших, Господи, прости мя.
Затем проделай то же самое, войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, сказав про себя:
Простите меня, братья и сестры, встань благоговейно на одном месте, никого не толкая, и внимай словам молитвы.
Если человек пришел в храм впервые, то ему надо осмотреться, заметить, что делают более опытные верующие, куда направлены их взоры, в каких местах Богослужения и каким образом они накладывают на себя крестное знамение и совершают поклоны.
Недопустимо во время богослужения вести себя будто в театре или музее, то есть, задрав голову, рассматривать иконы и священнослужителей.
Во время молитвы стоять надо благоговейно, с покаянным чувством, слегка опустив плечи и голову, как стоят провинившиеся перед царем.
Если не понимаешь слов молитвы, то произноси про себя с сокрушением сердца Иисусову молитву:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную).
Крестное знамение и поклоны старайся совершать со всеми одновременно. Помни, что Церковь — это земное Небо. Молясь Творцу своему, не помышляй ничего земного, но только воздыхай и молись о грехах своих.

6. Сколько времени надо находиться на службе?

Службу надо отстоять от начала до конца. Служба — это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

7. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?

На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

8. Что важно в поклонах и молитве?

Помни, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить. И, следовательно, не молясь — исполнить молитвенное правило. Такая молитва — грех перед Богом.

9. Как правильно целовать иконы?

Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых — руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя — во власины.

10. Что символизирует поставленная перед образом свеча?

Свеча, как и просфора, — это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности, в ветхозаветной Церкви, человек, приходящий к Богу, приносил ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую).

11. Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?

Все зависит не от размера свечи, а от искренности твоего сердца и твоих возможностей. Конечно, если обеспеченный человек ставит дешёвые свечи, то это говорит о его скупости. Но если человек беден, а сердце его горит любовью к Богу и состраданием к ближнему, то его благоговейное стояние и горячая молитва угоднее Богу, чем самая дорогая свеча, поставленная с холодным сердцем.

12. Кому и сколько свечей надо ставить?

В первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, а уже потом за здравие или за упокой.
За умерших свечи ставят на канун у Распятия, мысленно произнося:
Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное.
О здравии или в какой нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеймону, а также тем святым, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.
Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси:
Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (ой) (или имя, за кого просишь).
Затем надо подойти и приложиться к иконе.
Надо помнить: чтобы молитвы достигли успеха, молиться святым угодникам Божиим надо с верою в силу их ходатайства перед Богом, со словами, идущими от сердца.
Если ставишь свечу к образу Всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству Небесному и молись:
Вси святии, молите Бога о нас.
Все святые о нас всегда Бога молят. Он же Один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.

13. Какие молитвы надо творить перед образами Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста?

Перед образом Спасителя моли про себя:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную) или Без числа согреших, Господи, помилуй мя.
Перед иконой Божией Матери произноси кратко:
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Перед образом Животворящего Креста Христова твори такую молитву:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
И после этого поклонись Честному Кресту. И если стоишь перед образом Христа Спасителя нашего или Богородицы, или святых Божиих со смирением и теплою верою — то получишь то, что просишь.
Ибо где образ, там и благодать первообразная.

Читайте так же:  Усолье-сибирское храм

14. Почему именно у Распятия принято ставить свечи за упокой?

Крест с Распятием стоит на кануне, то есть на столе для поминания усопших. Христос взял на Себя грехи всего мира, грех первородный — Адамов грех — и через Свою смерть, через Кровь, которая пролилась безвинно на кресте (поскольку Христос не имел греха), примирил мир с Богом Отцом. Помимо этого, Христос — это мост между бытием и небытием. Можно увидеть на кануне, кроме догорающих свечей, еще и еду. Это очень давняя христианская традиция. В глубокой древности были так называемые агапии — трапезы любви, когда христиане, которые приходили на богослужение, после его окончания все вместе потребляли то, что приносили с собой.

15. С какой целью и какие продукты можно положить на канун?

Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар, все то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Также можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор, который потом пойдет для причастия верующих. Всё это приносится и оставляется с той же целью, с какой ставится на канун свеча — помянуть своих умерших родственников, знакомых, друзей, еще не прославленных подвижников благочестия.
С этой же целью подается и записочка о поминовении.
Следует твёрдо помнить, что приношение должно идти от чистого сердца и искреннего желания принести жертву Богу за упокой души поминаемого человека и должно быть добыто от своего труда, а не похищено или приобретено обманом или иным лукавством.

16. Какое самое важное поминовение для усопших?

Самое важное — поминовение усопших на проскомидии, ибо вынутые из просфоры частицы погружаются в Кровь Христову и очищаются сею великою жертвою.

17. Как подать записку о поминовении на проскомидии? Можно ли на проскомидии поминать болящих?

До начала богослужения, надо подойти к свечному прилавку, взять лист бумаги и написать следующим образом:

Андрея
Марии
Николая

Таким образом оформленная записка будет подана на проскомидию.

б. Андрея
мл. Николая
Нины

Таким же образом подаётся записка о здравии, в том числе и болящих.

Записку можно подать с вечера, указав дату, на которую предполагается поминовение.
Сверху записки не забудь нарисовать восьмиконечный крест, а внизу желательно приписать: «и всех православных христиан». Если хочешь помянуть духовное лицо, то его имя ставится первым.

18. Что делать, если стоя на молебне или другом богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?

Бывает, что священнослужителей упрекают: дескать, не все записки прочитали или не все свечи поставили. И не знают, что этого делать нельзя. Не судите, да не судимы будете. Вы пришли, принесли — всё, ваш долг выполнен. А уж как священник сделает, так с него и спросится!

19. Для чего совершается поминовение усопших?

Все дело в том, что покойники сами за себя молиться не могут. За них это должен сделать кто-то другой из живущих ныне. Таким образом, души людей, покаявшихся перед смертью, но не успевших принести плоды покаяния, могут получить освобождение только по ходатайству за них перед Господом от живущих родственников или друзей и в силу молитв Церкви.
Святые Отцы и учители Церкви согласно признают возможность для грешников освобождения от мучений и благотворное значение в этом отношении молитв и милостыни, особенно церковных молитв, и преимущественно бескровной жертвы, то есть поминовения на Литургии (проскомидии).
«Когда весь народ и Священный Собор, — вопрошает св. Иоанн Златоуст, — стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа на посл. к Флп. 3, 4).

20. Можно ли вписать в поминальную записку имя самоубийцы или некрещеного?

Нельзя, так как лица, лишенные христианского погребения, обыкновенно лишаются и молитв церковных.

21. Как нужно себя вести при каждении?

При каждении нужно преклонить голову, словно Дух Жизни принимаешь, и творить молитву Иисусову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю — это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться.

22. Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?

Окончанием, или завершением, утреннего богослужения является выход священника с Крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и священническую руку, держащую Крест, как его подножие. Отойдя, нужно поклониться иерею. Кресту же помолиться:
Верую, Господи, и поклоняюсь Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на Нем соделал ecu спасение посреде Земли.

23. Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды?

По окончании Божественной литургии, придя домой, приготовь на чистой скатерти трапезу из просфоры и святой воды.
Перед употреблением трапезы сотвори молитву:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, ибо просфора — хлеб святой Небесный. И принимать его надо со страхом Божиим и смирением.

24. Как празднуются праздники Господни и святых Его?

Праздники Господни и святых Его празднуются духовно, чистою душою и неоскверненной совестью, обязательным посещением церкви. По желанию верующие заказывают благодарственные молебны в честь Праздника, приносят цветы к иконе Праздника, раздают милостыню, исповедуются и причащаются.

25. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?

Молебен заказывается путем подачи записки, оформленной соответствующим образом. Правила оформления заказного молебна вывешиваются у свечного прилавка.
В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе водосвятные.
На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвою берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

26. В чем состоит таинство покаяния и как готовиться к исповеди?

Господь Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). И в другом месте Спаситель, дунув, сказал апостолам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22—23).
Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам — пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый, верующий православно и исповедующий чистосердечно перед православным священником свои грехи может получить через его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их.
В этом и состоит суть таинства покаяния.
Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Он ждёт и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждёт живительной влаги.
Представьте себе на минуту человека, по смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы таинства покаяния, этого целительного и очистительного «второго крещения». Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх, ему начинает казаться, что с ним должно произойти что-то дурное; то вдруг он впадает в какие-то нервные срывы, раздражения, ощущает общее беспокойство, не имеет внутренней твердости, перестает владеть собой. Часто причины всего происходящего сам он не понимает, а она в том, что на совести человека — неисповеданные грехи. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным положением души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, то есть обратились к св. таинству покаяния и этим бы избавились от всех тех мук, которые ожидают после Страшного Суда Божия всякого грешника, не очистившегося здесь, в этой жизни.
Практически все таинство покаяния совершается так: вначале священник молится со всеми желающими исповедоваться. Затем он делает краткое напоминание о наиболее распространенных грехах, говорит о смысле исповеди, об ответственности исповедующегося и о том, что он стоит перед Самим Господом, и священник — лишь свидетель таинственной беседы его с Богом, и что умышленное сокрытие каких-либо грехов усугубляет вину кающегося.
Затем уже исповедующиеся по одному подходят к аналою, на котором лежат Святое Евангелие и Крест, делают поклон ко Кресту и Евангелию, становятся перед аналоем, склонив голову или на колени (последнее не обязательно), и начинают исповедоваться. Полезно при этом составить приблизительный план для себя — какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открывать их перед Богом, вынимать их из души своей, как каких-нибудь гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них. (Сравни этот список грехов с теми списками, которые будут держать злые духи на мытарствах, и заметь: чем тщательнее ты сам обличишь себя, тем меньше страниц обнаружится в тех демонских писаниях.) При этом, конечно, каждое извлечение такой мерзости и выведение ее на свет будет сопровождаться некоторым чувством стыда, но ты знай твердо: Сам Господь и служитель Его — исповедующий тебя иерей, как бы ни был отвратителен твой внутренний греховный мир, только радуются, когда ты от него решительно отрекаешься; на душе священника только радость о покаявшемся. Любой священник после искренней исповеди еще более располагается к исповедующемуся, гораздо ближе и заботливее начинает относиться к нему.

27. Изглаживает ли покаяние воспоминание о совершенных ранее грехах?

Ответ на этот вопрос дается в очерке на Евангельскую тему — «Блудный сын».
«. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже не достоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его, и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться!» (Лк. 15, 20—23.)
Кончается пир в доме благого, милосердного отца. Затихают звуки ликования, расходятся званые гости. Вчерашний блудный сын выходит из чертога пира, еще полный сладостного чувства любви и всепрощения отца.
За дверями он встречается со стоящим вне старшим братом. В его взоре — осуждение, почти негодование.
Замерло сердце младшего брата; исчезла радость, заглохли звуки пира, перед взором встало недавнее, тяжелое прошлое.
Что он может сказать брату своему в оправдание?
Разве его негодование не справедливо? Разве заслужил он этот пир, эту новую одежду, этот золотой перстень, эти поцелуи и прощение отца? Ведь еще недавно, совсем недавно.
И низко склоняется голова младшего брата перед суровым, осуждающим взором старшего: заныли, заболели еще совсем свежие раны души.
Со взором, просящим милосердия, блудный сын бросается на колени перед старшим братом.
«Брат. Прости меня. Не я устроил этот пир. И не просил я у отца этой новой одежды, и обуви, и этого перстня. Я даже не называл себя более сыном, я просил лишь принять меня в наемники. Твое осуждение меня справедливо, и нет мне оправдания. Но выслушай меня и ты, может быть, поймешь милосердие нашего отца.
Что прикрывает теперь эта новая одежда?
Вот, посмотри, следы этих страшных (душевных) ран. Ты видишь: на моем теле не было здорового места; здесь были сплошные язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1, 6).
Они сейчас закрыты и «смягчены елеем» милосердия отца, но еще мучительно болят при прикосновении и, мне кажется, будут болеть всегда.
Они будут постоянно напоминать мне о том роковом дне, когда я с черствой душой, полной самомнения и горделивой уверенности в себе, порвал с отцом, потребовав свою часть имения, и ушел в ту ужасную страну безверия и греха.
Как счастлив ты, брат, что у тебя нет воспоминаний о ней, что не знаешь того смрада и тления, того зла и греха, которые царят там. Ты не испытал духовного голода и не познал вкуса тех рожков, которые в той стране надо красть у свиней.
Вот ты сохранил свои силы и здоровье. А у меня их уже нет. Только остатки их я принес обратно в дом отца. И это сейчас разрывает мое сердце.
Для кого я работал? Кому я служил? А ведь все силы можно было бы отдать для служения отцу.
Ты видишь этот драгоценный перстень на моей грешной, уже слабой руке. Но что бы я не отдал за то, чтобы на этих руках не было следов той грязной работы, которую они выполняли в стране греха, за сознание, что они всегда работали только для отца.
Ах, брат! Ты всегда живешь во свете и не будешь никогда знать горечи тьмы. Ты не знаешь тех дел, которые там совершаются. Ты не встречался близко с теми, с кем там приходится иметь дело, ты не касался той грязи, которой не могут избежать живущие там.
Ты не знаешь, брат, горечи сожалений: на что ушли силы моей юности? Чему посвящены дни моей молодости? Кто вернет мне их? О, если бы жизнь можно было начать сначала!
Не завидуй же, брат, этой новой одежде милосердия отца, без нее были бы нестерпимы муки воспоминаний и бесплодных сожалений.
И тебе ли завидовать мне? Ведь ты богат богатством, которого, может быть, не замечаешь, и счастлив счастьем, которого, возможно, не чувствуешь. Ты ведь не знаешь, что такое невозвратимая утеря, сознание растраченного богатства и загубленных талантов. О, если бы все это было возможно вернуть и вновь принести отцу!
Но имение и таланты выдаются лишь один раз на всю жизнь, и сил уже не воротишь, а время ушло безвозвратно.
Не удивляйся же, брат, милосердию отца, его снисхождению к блудному сыну, его стремлению прикрыть жалкое рубище грешной души новой одеждой, его объятиям и поцелуям, оживляющим опустошенную грехом душу.
Сейчас пир окончен. Завтра я вновь приступлю к работе и буду трудиться в отчем доме рядом с тобой. Ты, как старший и беспорочный, будешь господствовать и руководить мною. Мне же подобает работа подначальная. Мне ее и надо. Эти опозоренные руки не заслуживают иной.
Эта новая одежда, эта обувь и этот перстень также снимутся до времени: в них неприлично будет исполнять мне чёрную работу.
Днем мы будем работать вместе, затем ты можешь со спокойным сердцем и чистою совестью отдыхать и веселиться со своими друзьями. А я.
Куда я уйду от моих воспоминаний, от сожалений о растраченном богатстве, загубленной юности, потерянных силах, рассыпанных талантах, запачканных одеждах, о вчерашнем оскорблении и отвержении отца, от мыслей об ушедших в вечность и навсегда утерянных возможностях. »

Читайте так же:  Мой храм конкурс рисунков

28. Что означает Причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых?

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем
(Ин. 6, 56).
Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в таинстве Евхаристии. Самое таинство было установлено Господом на Тайной вечери.
«. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:
Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).
Как учит Святая Церковь, христианин, принимая св. Причастие, таинственно соединяется с Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится Весь Христос.
Неизмеримо значение таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум.
Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели — восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.
В размышлениях о Божественной литургии еп. Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Св. Таин. Подвижник видел «. огненное море, волны которого вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, разливалось благоухание цветов.
Подвижник слышит голос: «Перейди через это море». Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос: «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло — Божественная Плоть Христова, второе крыло — Животворящая Кровь Его. Без них, как бы ни велик был подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя».
Как пишет о. Валентин Свенцицкий: «Евхаристия — это основа того реального единства, которое чаем во всеобщем Воскресении, ибо и в преосуществлении Даров и в нашем Причащении залог нашего спасения и Воскресения не только духовного, но и телесного».
Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и дай мне в Тебе жити», — и услышал тихий, сладкий голос: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем.
Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то Причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием.
Но следует твердо запомнить, что, как бы ни было для нас необходимо Причастие Тела и Крови Христовых, не должно к нему приступать без предварительного очищения себя исповедью.
Апостол Павел пишет: «Кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей.
Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30).

29. Сколько раз в году нужно причащаться?

Преподобный Серафим Саровский заповедовал Дивеевским сестрам:
«Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.
Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам — в день их бракосочетания.

30. Что такое соборование?

Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены, в силу нашей духовной слепоты.
В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с таинством Елеосвящения, или, как его часто называют, «соборования». Это таинство основано на указании апостола Иакова — главы первой Иерусалимской Церкви:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Таким образом, в таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела.
В настоящее время, Великим постом, все ревнующие о спасении христиане принимают участие сразу в трех таинствах: исповеди, Елеосвящения и Причащения Святых Таин.
Тем же христианам, которые по какой-либо причине не смогли принять участия в таинстве Елеосвящения, Оптинскими старцами Варсонофием и Иоанном дается такой совет:
«Какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего не было?
Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему:
«Владыко, поскольку и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе Единому Сердцеведу. Ты и прости меня за все по Твоему человеколюбию, ибо там-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам, ибо Ты препрославлен вовеки. Аминь».

31. Как часто следует посещать храм?

В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники.
Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности.

32. Что означает для верующего посещение храма?

Каждое посещение храма для христианина — это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

33. Какие богослужения ежедневно совершаются в Церкви?

Во имя Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа — Святая Православная Христианская Церковь ежедневно совершает в храмах Божиих вечерние, утренние и дневные богослужения, по примеру святого Псалмопевца, свидетельствующего о себе: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он (Господь) услышит голос мой» (Пс. 54, 17—18). Каждое из этих трех богослужений слагается, в свою очередь, из трех частей: вечернее богослужение — оно состоит из Девятого часа, Вечерни и Повечерия; утреннее — из Полунощницы, Утрени и Первого часа; дневное — из Третьего часа, Шестого часа и Божественной литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного богослужений Церковных образуются девять служб: Девятый час, Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час и Божественная литургия, подобно тому, как, по учению святого Дионисия Ареопагита, из трех чинов Ангельских образуются девять ликов, день и ночь славословящих Господа.

34. Что такое пост?

Пост — это не только некоторые изменения в составе пищи, то есть отказ от скоромной пищи, но, главным образом, покаяние, воздержание телесное и духовное, очищение сердца через усиленную молитву.
Преподобный Варсонуфий Великий говорит:
«Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста (если ты немощен телом)».
О том же говорит и св. Иоанн Златоуст:
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важен не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания — пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу.
Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный зоологически благополучный человек недоступен влияниям внешних сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».
По словам еп. Германа, «пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями».

35. Какие молитвы совершаются перед и после вкушения пищи?

Молитвы перед вкушением пищи:
Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитвы после вкушения пищи:
Благодарим Тя, Христе Боже наш, о насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

36. Для чего нужна смерть тела?

Как пишет митрополит Антоний Блюм: «В мире, который грех человеческий сделал чудовищным, смерть является единственным выходом.
Если бы наш мир греха был зафиксирован как неизменный и вечный, это был бы ад. Смерть — единственное, что позволяет земле вместе со страданием вырваться из этого ада».
Епископ Аркадий Лубянский говорит: «Смерть для многих есть средство спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.
Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы — Каины, предатели Господа — Иуды, люди-звери — Нероны и другие?»
Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

Смотрите раздел для начинающих христиан где вы найдете ответы на многие вопросы.

Диакон Алексий (Щуров), Санин Евгений. От ворот до царских врат (советы идущему в церковь).

157 ответов на разные вопросы духовной жизни. М., 1993.

Прот. Иоанн Шевелев. Сын церковный. С.Пб., 1994.

Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен. Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995.

Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Кн. III. СПб., «Сатисъ», 1995.

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы — Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы — О чудесных явлениях Богоматери.

Иконы Божьей Матери — Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице — Основные молитвы.

Жития Святых — Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину — Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи — Сборник небольших притч (историй)

Литература — Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм — Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные «духовные» практики.

Суеверия — Описание некоторых суеверий.

http://pravkurs.ru/ — Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Для желающих оказать посильную помощь нуждающимся рекомендуем портал ПРЕДАНИЕ

Там же можно найти много Православной литературы, видео, аудиокниги.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.