Отпевание в церкви живых

Отпевание – это народное название церковной службы (чинопоследование), совершаемой над телом православного во отпущение грехов и прощении. Отпевание назначают на 3-й день после кончины перед погребением на кладбище или кремацией.

Отпевание – важный момент в обряде погребения христианина. Цель отпевания – проводить человека в мир иной, помочь снять груз грехов с души и освободить её от земного тлена, дабы душа предстала перед Богом смиренной и очищенной. Молятся о том, чтобы душа покойного прошла испытания, с которыми она столкнется на пути к Господу. Отпевая усопшего, мы совершаем для него благое дело.Отпевание освобождает усопшего только от тех грехов, в которых он покаялся на исповеди.

Отпевание в церкви: Что необходимо

Покойный должен быть крещен по православному обряду и исповедаться перед смертью.

Что необходимо для обряда отпевания

Чтобы провести отпевание, нужно договориться заранее о проведении службы со священником выбранного храма – приходского или при кладбище. Лучше сделать это после того, как получено печальное известие, так как время и место совершения обряда могут быть заняты.

Заказать отпевание покойного в церкви можно при наличии медицинского свидетельства о смерти или гербового свидетельства о смерти.

Когда нельзя заказать отпевание

По Уставу Церкви нельзя совершать обряды погребения и церковного поминовения людей некрещеных, крещеных, но отрекшихся от веры, относившихся к Церкви и вере с насмешкой или враждой.

Не отпевают некрещеных и самоубийц (только если человек был психически болен, есть медицинские справки и разрешение епархии).

Возможно ли отпевание при кремации?

Раньше нельзя было отпевать тех, кого кремировали. Сейчас православная церковь, принимая во внимание актуальность кремации (особенно в городах), признала отпевание кремируемых допустимым.

Для отпевания нужно иметь:

Для отпевания в церковной лавке нужно иметь:

  • нательный крест;
  • иконка;
  • листок с разрешительной молитвой;
  • погребальное покрывало;
  • венчик погребальный;
  • свечи.

Все ритуальные предметы (кроме свечей), внося тело в храм, кладут в гроб.

В храм гроб вносят без крышки. На лоб усопшего кладут ленту с ликами Господа и святых(венчик), который символизирует венец жизни земной и награду за тяготы.

Прощающиеся стоят с зажженными свечами, священник читает псалмы, поются тропари и погребальные стихиры, читается св. Писание. Затем провозглашается свидетельство о прощении всех грехов, в которых усопший покаялся. После заключительной молитвы, листок с текстом вкладывается в руки покойного, затем священник произносит особую «разрешительную молитву».

Затем все прощаются с усопшим: подходят к нему, прикасаются губами к иконе на груди покойного и венчику, говорят последнее «прости», кланяются. На тело кладется покрывало, гроб накрывают крышкой.

Сколько длится отпевание в церкви

Точно рассчитать, сколько длится отпевание в церкви вряд ли возможно, так как длительность ритуала зависит от разных обстоятельств. В среднем обряд занимает от 35 до 50 минут.

Когда нет возможности провести обряд отпевания в храме, приглашают священника домой, в некоторых ситуациях проводят заочное отпевание (например, когда нет останков умершего).

Если по уважительным причинам нет возможности организовать отпевание покойного в храме или дома, допускается отпевание покойного в морге. Заказывать отпевание умершего человека при морге нужно внимательно, так как нередки случаи, когда службу проводят псевдо-священниками, не имеющими отношения к Русской православной церкви.

Заочное отпевание покойника

Прежде заочное отпевание разрешалось только при условии отсутствия останков для предания их земле – например, когда человек сгорел в пожаре, бесследно утонул, исчез при землетрясении и иных стихийных бедствиях, был похоронен по морскому обряду и т. д.

Практика заочного обряда отпевания широко распространилась во времена СССР. Тогда множество храмов было закрыто или разрушено, и провести обряд было негде. Верующим людям не оставалось другой возможности, как просить о заочном отпевании.

Во многих местах проживания по-прежнему нет церквей, поэтому перевозить тело к месту отпевания зачастую невозможно – слишком далеко и дорого. Поэтому церковь идет навстречу нуждам верующих и в ряде случаев разрешает провести заочный обряд отпевания.

Порядок проведения заочного отпевания:

  • Поехать в церковь и договориться о проведении обряда.
  • Получить венчик, листок с разрешительной молитвой, землю.

    Венчик возложить на чело покойного, листок с молитвой вложить в правую руку, а землей посыпать тело крестом: сначала голову и ноги, потом правое плечо и левое.

    Сколько стоит отпевание покойника

    Какой-либо цены на отпевание Церковь не требует и не может требовать – отпевание в церкви совершается бесплатно. Приветствуются добровольные пожертвования, при условии, что они принесены с чистым сердцем.

    Церковный ритуал совершается только по велению сердца и веры и не может быть платным. Ищите – всегда можно найти храм, где за отпевание не просят деньги.

    Если у вас нет денег, помните: священник не откажет вам в просьбе провести отпевание без оплаты. Если вы все же увидели церковный прейскурант с фразой «Отпевание покойника. Стоимость услуги», лучше не проводить службу там, где берут плату за службу перед Господом.

    Средние цены на отпевание в Москве

    По устоявшейся традиции на отпевание делают посильное добровольное пожертвование – обычно в сумме 2-5 тыс. рублей.

    Помощь в организации обряда отпевания от Ritual.ru

    Городская похоронная служба Ritual.ru поможет вам организовать обряд отпевания в храмах и церквях Москвы и Подмосковья. Мы работаем в ритуальной сфере 25 лет и организовали за это время более 80 000 погребений с отпеванием. Мы хорошо знаем особенности и возможности храмов Москвы и Подмосковья и всегда сможем организовать службу (в том числе заочную) умершего близкого.

    Заказать отпевание можно по телефону городской ритуальной службы +7 (495) 100-3-100 (круглосуточно).

    СТРОИТЕЛЬСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА ВСЕХ СВЯТЫХ В СТРАСБУРГЕ

    Погребение (отпевание)

    Что такое погребение (отпевание)?

    Погребением называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «Последование мертвенное» или «погребение».

    Кого возможно и кого невозможно отпевать в Православной Церкви?

    В Православной Церкви можно погребать только человека православного вероисповедания. Если есть сомнение относительно вероисповедания или крещения человека, то следует посоветоваться со священником.

    Не отпевают некрещеных младенцев, в том числе и нерожденных в результате выкидаша или аборта. О загробной участи таковых святитель Григорий Богослов писал: «они не прославятся и не накажутся праведным Судией. ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания».

    Читайте так же:  Церковь в коломенском предтече

    Но есть такие случаи, когда не совершается погребение, даже если человек был крещен в Православной Церкви.

    Прежде всего, это те, кто при жизни отказался от православной веры в пользу другой веры или неверия (атеисты, агностики, оккультисты). Отпевание не совершается и тогда, когда доподлинно известно, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не погребать его по православному обычаю.

    Погребение ничего не меняет в посмертной участи человека, который при жизни не исповедовал Бога. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Такой человек никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал Его. Не стоит навязывать душе близкого человека общение, которого он не хотел при жизни. Мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам неправильным. Не следует насиловать волю челвоека после его смерти. Бог – ему судья!

    Самоубийц Церковь также не отпевает. Это люди, которые не захотели претерпеть до конца отмеренные им испытания и самостоятельно покусились на то, что лежит единственно во власти Божией — человеческую жизнь.

    Тем не менее, принимая во внимание скорбь родственников и близких о самоубийцах, Русская Православная Церковь установила молитвенный чин для их утешения. Текст «Чина молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго» был принят 27 июля 2011 года на заседании Священного Синода. Если в Вашей семье случилась беда и кто-то самовольно ушел из жизни, то Вы можете обратиться с просьбой к священнику отслужить этот чин вместо отпевания самоубийцы.

    Погребение совершается как исключение только в тех случаях, когда самоубийца был психически нездоров, случайные самоубийцы — т.е. не рассчитавшие дозу алкоголя, выпившие по ошибке яд, случайно разрядившие в себя ствол при чистке оружия, вывалившиеся из окна, желая просто попугать родственников или пошутить над друзьями, исценируя попытку самоубийства и т.д. Тогда Церковь может совершить погребение усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение у епископа, предоставив справку о его болезни и смерти. Точно так же не положено отпевать и убийц в том случае, если они не раскаялись в содеянном.

    Важно помнить о том, что в поминаниях усопших на панихидах или литургиях в церкви не подаются имена людей, принадлежащих к перечисленным выше группам. Это связано с тем, что в текстах церковных молитв поминаются православные христиане, и потому включение неправославных имен или людей, умерших в противостоянии христианству, будет ложью и обманом.

    Любое намеренное сокрытие от священника информации об условиях смерти и религиозных взглядах покойного является тяжским грехом родственников или друзей.

    Как согласно православной традиции подготовить тело усопшего к погребению?

    Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. На шее покойного обязательно должен быть крест, если сохранился – крестильный. Облачают в строгое и новое платье. Как правило, мужчину –в костюм без галстука, а женщину – в длинное платье или длинную юбку с блузкой «под горло» и длинными руковами. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Омытое и облаченное тело полагают в гроб лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Обычно облачение покойного происходит в больнице или морге. Важно, чтобы кто-то из родственников проследил за процессом облачения и положения во гроб усопшего.

    Как молиться за усопшего?

    Как только родственники узнают о смерти близкого человека, важно начать совершать молитву о покойном. Это может делать кто-то из родственников, друзей или знакомых. Есть традиция просить кого-то из знающих благочестивых верующих совершать молитву.

    Читаются следующие молитвы: «Последование по исходе души от тела». Канон за преставльшагося, входящий в состав «Последования по исходе души от тела», желательно читать ежедневно вплоть до погребения усопшего. В некоторых молитвословах «Канон за преставльшагося» именуется «Каноном о усопшем едином». Кроме того, этот канон читается каждый раз по прочтении всей Псалтири над усопшим.

    В продолжении 40 дней после смерти можно утром и вечером читать следующую молитву, которой завершается Последование: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (преставльшуюся рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, избави его (ю) вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому (тоя) буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, яже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

    Древним обычаем является чтение Псалтири по усопшему. Боговдохновенные псалмы утешают скорбящие сердца ближних покойного и служат помощью душе, разлучившейся с телом.

    Читать надо по кафизме в день, на каждой «Славе», прочитывая вышеприведенную молитву за усопшего. Не обязательно находиться рядом с почившим, читать Псалтирь можно в любом месте и в любое время.

    Если дни памяти приходятся после Пасхи, на Светлую седмицу, то вместо Псалтири по традиции читают одну из книг Нового Завета.

    Рекомендуется заказать об усопшем сорокоуст — молитвенное поминовение в храме за божественной Литургией в течение сорока дней. Если позволяют возможности, то заказать сорокоуст в нескольких храмах или монастырях. В дальнейшем сорокоуст можно возобновлять или сразу подать записку на долгосрочное поминовение — полгода или год. Великим постом, когда намного реже совершается божественная Литургия, в ряде храмов совершают поминовение имен усопших – в алтаре в течение всего поста.

    В течение сорока дней также можно читать акафист по единоумершему. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно такие действия являются настоящим показателем любви к умершему.

    Когда, где и для чего совершается погребение?

    Погребение должно совершаться в храме, по обычаю, на третий день. При этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины. Например, для умершего в воскресенье третий день придется на вторник. Необходимо заранее в храм принести: копию паспорта умершего, свидетельство о смерти и справку о Крещении усопшего (если таковая имеется).

    С давних времен по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. В течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь. В настоящее время усопшего привозят в храм непосредственно на чин погребения. Однако также возможно привезти гроб в храм и оставить его на ночь, прочитывая над усопшем всю Псалтирь. Отпевание может совершаться также и в кладбищенской часовне или в часовне при морге. В исключительных случаях это чинопоследование совершается дома или на кладбище. Место отпевания необходимо обсудить со священником или другим ответсвенным лицом в церкви.

    Как происходит чин погребения в храме?

    Перед погребением тело усопшего покрывают особым белым покровом – саваном — в знак того, что почивший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви, которая до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Бумажный венчик, с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи Господня Иоанна, с надписанием «Трисвятого», кладется на лоб усопшего, как символ венца победы. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном. В руки вкладывается Распятие (существует специальный погребальный вид Распятия) и разрешительная молитва. На руки покойного кладется небольшая икона: мужчине – икона Спасителя, женщине – икона Богородицы. Все необходимые предметы можно приобрести в церковной лавке.

    В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. Свет —символ радости и жизни, победы над мраком. Это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. Свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине. Гроб до конца отпевания остается открытым, если для этого нет особых препятствий.

    Священники совершают погребение в белых праздничных облачениях. Это также имеет символическое значение. Отпевание — это рождение души в жизнь вечную. Белая одежда священников подчеркивает значимость этого события.

    О чем молятся при погребении?

    Служба погребения состоит из многих песнопений. В них кратко изображается вся судьба человеческая: за нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Творца человек снова обращается в землю, из которой был взят, но несмотря на множество грехов, он не перестает быть образом славы Божией, а потому Святая Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. Если умерший вел духовную жизнь, если он исповедовался и причащался, если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его молитвенно напутствовать.

    В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на Исповеди. Таким образом усопший входит в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. После прочтения текст молитвы вкладывается в руки усопшего.

    Погребение – это не автоматическое прощение грехов и гарантированный пропуск в рай. Все в руках Божиих, и в конечном итоге Он произносит суд над душой по итогам ее земной жизни. Тем не менее мы совершаем молитву и подаем милостыню, надеясь, что Творец примет во внимание нашу любовь и помилует душу усопшего. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Молитвы, совершаемые во время погребения, помогают душе и утешают ее.

    Как проходит прощание с покойным?

    После окончания молитв происходит прощание с покойным. Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие усопшего с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. По окончании отпевания тело усопшего с пением «Трисвятого» провожается на кладбище. Если священник не сопровождает гроб до могилы, то предание земле совершается там, где происходило отпевание — в храме или дома. Со словами «Господня земля и исполнение ея (то есть все, что ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней» священник крестообразно посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. Если перед кончиной над усопшим совершалось соборование, то оставшееся освященное масло также крестообразно возливается на тело.

    О сопровождении священником покойного на кладбище необходимо договориться заранее.

    Как опускают гроб в могилу и какой ставят памятник?

    В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку (головой на запад, а ногами на восток) в ожидании Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности. При опускании гроба в могилу поется «Трисвятое».

    Надгробный Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно православной восьмиконечной формы. Он ставится в ногах усопшего, Распятием к лицу покойного – чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом. Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами. Крест над могилой христианина – это молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего Воскресения.

    Что такое заочное погребение и в каких случаях оно совершается?

    Ранее заочное погребение допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения: пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства. Сейчас же заочное отпевание встречается чаще. Во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина не могут позволить себе привезти тело покойного в храм. Лучше отказаться от поминок, венков, дорогого надгробного памятника, но приложить все усилия и привести тело в храм, в крайнем случае, позвать священника домой или на кладбище. Говорит это только об одном – об отношении к усопшему его родственников, которым лень вести покойного в храм. Если человек любит своего близкого и хочет по-христиански его похоронить, то нужно это делать сообразно церковным традициям. Тем не менее, в случае безвыходных обстоятельств Церковь идет навстречу людям и при нужде совершает заочный чин погребения.

    Заочное погребение нужно совершить до похорон. В случае заочного погребения положение во гроб необходимых погребальных предметов (иконка, распятие, венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы) производится самостоятельно. Также необходимо взять кулечек с освященной землей. Землю нужно рассыпать по телу поверх савана крестообразно — от головы к ногам и от правого плеча к левому перед закрытием крышки гроба. Когда заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину.

    Разрешается ли в Православной Церкви кремация?

    Творцом души и тела человека является Бог. Он – единственный распорядитель их судьбы. Мы не должны вмешиваться своей волей в то, что Бог желает сделать с нашим телом. Оно может полностью разрушиться, но может и чудесно сохраниться по воле Бога. Если бы христиане сжигали тела умерших, то в Церкви не было бы мощей святых угодников.

    С другой стороны на протяжении истории Церковь молится об упокоении душ тех своих чад, тела которых в силу различных обстоятельств оказались погребены в водной стихии, покинуты на поле брани, сгорели в огне, стали пищею животных или рыб, безвестно пропали в результате землетрясений и различных катастроф. Не получили христианского погребения многие святые мученики Христовы, как в древние, так и в недавние времена, что не лишило их вечного спасения и славы Небесного Царства. Однако во всех данных случаях это происходило не по желанию людей или их близких, а и-за стихий или злой человеческой воли.

    Погребальные обычаи христиан определяются тем, что на основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26:19; Рим. 8:11; 1 Кор. 15:42-44, 52-54; Флп. 3:21) и относится к телу христианина как к храму Божию (1Кор. 3:16). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII,7).

    Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда земля извергнет мертвецов (Ис. 26:19) и посеянное в тлении восстанет в нетлении (1Кор. 15:42). Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12:7),— говорит слово Божие. Человеческий род в лице праотца Адама получил повеление Господне в поте лица… есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:9).

    Исходя из свидетельств церковного Предания, Русская Церковь не может признать кремацию нормой обращения с телами почивших христиан, соответствующей вере Церкви. Вместе с тем Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20:13). Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле»,— писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс. Памятуя об этом, Русская Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции.

    Читайте так же:  Всеволод церковь

    Родственники или близкие умершего должны сделать все, чтобы захоронить тело, а не кремировать его. Если они намеренно производят кремацию в обстоятельствах, когда возможно христианское погребение, то они совершают грех, за который будут нести перед Богом ответственность.

    Как погребают крещенных детей до 7 лет?

    Над умершими младенцами, принявшими таинство Крещения, совершается особое последование, как над непорочными созданиями. В его составе нет молитв об оставлении грехов, но есть прошения сподобить младенца Царства Небесного по неложному обетованию Господа (Мк. 10, 14). Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но, очистившись в святом Крещении от первородного греха, соделался непорочным наследником вечной жизни. Чин погребения младенцев изобилует словами утешения скорбящим родителям. Его песнопения свидетельствуют о вере Церкви в то, что блаженные младенцы после кончины становятся молитвенниками обо всех, кто любил их на земле. Отпевание по этому чину совершается над детьми до семи лет.

    В какие дни погребения не совершаются?

    В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и погребений не совершают.

    Что происходит с душой после смерти?

    По церковному преданию первые два дня душа пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, дел добрых и злых.

    В третий день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Себе. Потом душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. Так она пребывает шесть дней — с третьего до девятого. На девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. После вторичного поклонения Богу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь — назначается место, которого она удостоилась по своим делам.

    Отсюда ясно, что днями усиленной молитвы за умерших должны быть третий, девятый и сороковой дни после смерти. Эти сроки имеют и другой смысл. Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Молитва в девятый день — воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

    Как правильно поминать усопших после погребения?

    В Православной Церкви молятся за усопших не потому, что считают возможным своей силой изменить посмертную участь умершего, а потому, что уповают на милосердие Божие к умершему. Молясь об усопших родственниках, мы перед Богом свидетельствуем о своей любви к ним, и смиренно надеемся, что Господь, который есть Любовь, примет наши молитвы и исполнит наши прошения. Хотя бы должны всегда в своем сердце понимать, что Бог может и не исполнить наших прошений, и на это – Его святая воля.

    Кроме поминания усопшего в третий, девятый и сороковой дни по его кончине совершается его поминовение в годовой день смерти, день рождения и именин, поскольку умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет его тело.

    Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем. Записки принимаются на проскомидию и на панихиду. Записку нужно озаглавить «Об упокоении», имена написать разборчиво, ставя их в родительном падеже, например: новопр. Петра, Марии. У священнослужителей указать их сан, полностью или в понятном сокращении, например: митр. Иоанна, прот. Николая, свящ. Сергия, диак. Василия. Дети до семи лет именуются младенцами; усопшие в период до сорокового дня — новопреставленными; в годовщину смерти — приснопамятными. Отдельно указываются воины.

    Во время проскомидии – первой части божественной Литургии, из особых хлебцев-просфор священник извлекает маленькие частички, молясь о живых и мертвых, поданных в записках. Впоследствии, после причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде честною Твоею Кровию и молитвами святых Твоих».

    «Панихида» в переводе с греческого означает «всенощное пение». Еще в эпоху римских гонений вошло в обычай ночное моление за усопших. Сущность панихиды — молитвенное поминовение усопших братьев и сестер, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой свои немощи. Совершая панихиду, Церковь напоминает всем живущим о том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят они на этом Суде, исповедуя свои дела перед Господом.

    Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Так, для молитв за умерших определен особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба, кроме праздников, если случатся в этот день. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. В субботу, как в день покоя, более логично совершать молитву об упокоении умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей и родственников.

    Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом;

    Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;

    Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы;

    Димитриевская родительская суббота, за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского;

    Радоница, во вторник второй недели после Пасхи;

    9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

    Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются Парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после Литургии бывают вселенские панихиды.

    Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия.

    Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся. Святитель Иоанн Златоуст говорил: Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня.

    Самым простым и самым распространенным способом жертвы за умершего является приношение свечи. В каждом храме есть канун — особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания. Также для поминовения приносят в храм и кладут на канун что-либо из продуктов.

    Однако, чтобы помочь душе близкого, мы должны сами прийти к Богу. Мы должны жить по Его заповедям, общаться с Ним в молитве, просить Его о милости, в том числе и к той душе, которой мы хотим помочь. Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния, наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.

    Как организовать поминки в согласии с православной традицией?

    После погребения, а также на 9-й, 40-й дни и годовщину после молитвы в церкви дома устраиваются поминальные трапезы. Трапеза должна начаться с молитвы за усопшего. Накрытый стол должен соответсвовать дню. Если это постный день, то и трапеза должна быть постной. За поминальной трапезой исключается веселье и излишество в блюдах и напитках. Спиртное должно употребляться умеренно, лучше если это будет вино, а не крепкие спиртные напитки. На Руси традиционным поминальными блюдами считаются кутия, блины и кисель. Во время Великого поста устраивать поминки лучше в субботу или в воскресенье.

    Стоит ли брать с собой на погребение и поминки детей?

    Необходимо сообразовываться с характером ребенка и его возрастом. Есть смысл присутствия ребенка на чине погребения, когда он уже способен осмыслять происходящее. Ребенка надо беречь от неправильного восприятия смерти. Он обязательно должен видеть, что наша природа страстна, тленна и смертна. И в отпевании покойного мы должны видеть еще один урок, для самих себя и для своих детей. Этот великий урок заключается в том, что новопреставленный на своем примере показывает, что и с нами будет. И это дает всем присутствующим на отпевании людям возможность еще раз задуматься о бренности своего бытия, об истинном смысле жизни, о векторе своего развития.

    Неправильно, что сейчас смерть стали прятать от детей. Во-первых, они пугаются, потому что чувствуют, что от них скрывают что-то важное. Когда взрослые говорят: «дедушки больше нет, и видеть тебе этого не надо», а сами при этом рыдают, для ребенка понятие «смерть» становится ужасом. И, конечно, он не воспринимает ее как часть жизни или рождение в Вечность. Он начинает воспринимать смерть как катастрофу. А ведь ему придется в жизни много раз с ней столкнуться, и не только с чужой, но и с подготовкой к собственной смерти. И те ложные представления, которые навязали ему в детстве родители, когда скрывали от него покойных, очень плохо отразятся на его психическом состоянии. Кроме того, православное богослужение погребения наполнено утешения и светлой радости и вселяет в сердце мир, а потому оно не может напугать ребенка, уже способного понимать, что происходит. При этом ребенок может поприсутствовать только на части службы и поминок.

    Сколько стоит погребение?

    Совершая погребение, священник, хор и церковные служители трудятся, а потому будет справедливо внести свое пожертвование за данные труды. В то же самое время в Церкви не существует никаких специальных тарифов по совершению треб, а только лишь добровольное пожертвование родных и близких за совершение церковного Таинства или обряда. Размер жертвы определяется возможностями и усердием людей.

    Мужской монастырь «Крестовая Пустынь», поселок Солох-Аул

    Официальный сайт монастыря

    Таинства — это особые действия Божии, совершаемые в Православной Церкви, через которые Бог сообщает людям Благодать Святого Духа. Обрядовую внешнюю сторону Таинства совершает священник в единстве с народом Христовым посредством освящения вина, хлеба, елея, мира, воды, и других природных веществ необходимых для Таинств Церкви. Но Церковь не ограничивает круг своего попечения о мире и народе Божьем только совершением семи церковных Таинств.

    Время и место совершения чина погребения

    1. Чин погребения в нашем храме может совершаеться в любой день кроме воскресенья. Время отпевания по соглосованию.
    2. Для совершения чина погребения с должной благопристойностью следует прийти в храм и обратиться в церковную лавку лучше за день-два до времени похорон.
    3. Для соблюдения должных условий желательно при себе иметь свидетельство о смерти.
    4. В церковной лавке Вы можете приобрести все потребное для совершения чина погребения: пелену, свечи, венчик, небольшой крест для усопшего и другое.
    5. Отпевание совершается в течение 50 минут.
    6. Прочие недоуменные вопросы можно разрешить в церковной лавке, по телефонам или на сайте.

    Действие благодати Христовой должно распространяться от «края земли до края», в любом доме и помещении, где живут христиане, от младенческой души до великовозрастного старца, в болезни и добром здравии. Более того Церковь в освящении «души и тела» идет намного дальше. Она идет за гробом своих чад до установления на могиле надгробного креста. Поэтому Церковь располагает огромным количеством различных служб, молебнов и молитвословий на все случаи жизни и смерти. Сведенные все вместе они занимают три толстых книжных тома. Существует молебны или молитвы на освящение машины, колокола, самолета, надгробного креста, воинского знамени и церковных хоругвей, иконы, соли, лекарств, парохода и мясных брашен (колбасы и прочего) на Пасху. Церковь опоясывает освящающим благодатным действием землю, воздух, воду и даже космическое пространство, совершая крестные ходы на самолетах, кораблях, машинах, посылая в космос иконы и крещенскую воду с космонавтами. Но совершенно особое во всем этом попечительном святом многообразии занимает трогательный чин Погребения.

    Чин Погребения – это таинственный обряд, совершаемый священнослужителями в храме, на кладбище или в любом другом достойном месте, состоящий их церковных песнопений, каждения, чтения Евангелия, Разрешительной молитвы над усопшим и благословения на погребение в кладбищенских пределах.

    Катехизическое определение чина погребения

    Чином Погребения называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов православного человека в загробный мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь.

    Отпевание совершается над умершим только однажды. В этом его существенное отличие от дру­гих заупокойных служб, которые могут отправляться многократно (например, панихиды, литии). Существует несколько чинов погребения: Архиерейское, священническое, для мирян. Совершенно особым образом стоят «Чин отпевания на Пасху» и «Чин младенческого погребения». В них нет скорбных песнопений, только радостная надежда на Божии обетования, например, «Чин младенческого погребения» завершается словами « И отходим за все славя Бога».

    История установления чина погребения

    У народа Божия — ветхозаветных иудеев мы встречаем погребальные обряды, но более кроткие, сообразные с человеческой природой, чуждые суеверия и бесчеловечности язычников. Иудеи не бальзамировали и не сжигали тел умерших, но намащивали их благовониями, обвивали тонким полотном и погребали в пещере или гроте (Ин. 19, 39-41). В память об умершем преломляли над ним хлеб (Иер. 16, 7), для выражения скорби о скончавшемся посыпали свои головы пеплом, иногда налагали на себя пост (1 Цар. 31, 13; 2 Цар. 1, 12; 3, 35). Но совершенно невозможно было представить, чтобы усопшего иудея принесли для совершения погребальной службы в храм, да поставили бы не в притворе, а напротив алтаря кадильного. Смерть, как последствия первородного греха, не могла обретаться в храме Живого Бога. Только после Победы Христа над смертью, в знамении грядущего Воскресения из мертвых, тела усопших христиан вносятся в православный храм для достойного прощания в чине Погребения.

    Вера Христова сообщила высокое понятие о человеке-христианине, побуждает с почтительностью смотреть на него и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Умерший христианин теперь — как бы «добыча» смерти, жертва тления, но он член тела Христова (1 Кор. 12, 27); в развалинах этого некогда величественного храма жил и действовал Животворящий Дух Божий (1 Кор. 6, 15 и 19); тело христианина освящено причащением Божественных Тела и Крови Христа Спасителя и других церковных Таинств и обрядов. В некоторых особых случаях, когда умирают святые люди, благодать Христова, не покидает и мертвые тела, действуя целительно и радостно на живых христиан.

    У писателей послеапостольских веков мы находим не только свидетельства об обычае омывать тела усопших, но и подробные описания совершения этого обряда в древней христианской Церкви. Так, из жизнеописания святой Макрины, сестры святого Василия Великого (и святого Григория, епископа Нисского), мы узнаём, что омовение совершалось над всеми частями тела умершего и что при совершении этого обряда пелись псалмы богодухновенного пророка и царя Давида.

    Сочинитель 2-го слова на Книгу Иова, приписываемого обычно святому Златоусту, представляя трогательную картину нежной родительской заботы об умирающем сыне, упоминает и об омовении. «Когда сын испустит дух, то родители по повелению Того, Кто даровал им сына, заботятся о нем, распростирают (т. е. складывают крестообразно) его руки, закрывают глаза и омывают». Мы имеем самое осязательное (прямое) свидетельство о всеобщности этого обычая в древней Церкви: в Риме и в других местах находили тела древних христиан в белых одеждах. Эти белые одежды состояли, во-первых, из рубашки, которую древние называли плащаницей (греч. «синдоний»). Рубашка завязывалась подвязками, как обычно пеленают младенцев. Затем — головная повязка, называемая убрусом (греч. «сударем»), которая, хотя и называлась «головной», но покрывала не только лицо, но и всю верхнюю часть тела до ног.

    Монахов и священников не омывают после смерти. После омовения тела христианина одевают его в новые одежды, что знаменует новое одеяние нашего нетления и бессмертия (1 Кор. 15, 53). Одежды одеваются сообразно званию или виду служения умершего. Этим указывается на то, что по Воскресении человек должен будет дать отчет Богу о том, как он исполнял свой долг в том звании, к которому был призван, ибо «вси оживут, кийждо же во своем чину» (1 Кор. 15,22-23).

    Итак, монаха облачают в монашеское одеяние и обвивают его мантией, для чего она разрезается несколько, и усопший обвертывается укроем, или пеленой (Ин. 11, 44), крестообразно. Лицо его закрывается в знак того, что во время земной жизни умерший был удален от мира. Умершего священника одевают сначала в обычные его одежды, потом и во все священнические одеяния и покрывают лицо его воздухом (т. е. покровом, которым покрывают Святые Дары, приготовленные для освящения) в знак того, что он был совершителем Тайн Божиих и особенно Святых Тайн Тела и Крови Христовых. Этот воздух не бывает затем в употреблении, но опускается с умёршим в землю.

    Читайте так же:  Протестантские церкви в нью-йорке

    Усопшего архиерея облачают в архиерейские одежды. Епископ, постригшийся перед смертью в схиму, в схиме же и погребается, а обыкновенный (т. е. не схимник) — в епископских ризах. На умершего мирянина, одетого в новые и чистые одежды, полагают саван (лат. Iinteum, льняные пелены) — белый покров, указывающий на те белые одежды, в которые облачают человека по Крещении.

    Недоуменные вопросы

    Когда необходимо договариваться со священником об отпевании?

    Об отпевании необходимо договориться в храме за несколько дней (не позднее, чем за день) до дня погребения. При себе необходимо иметь свидетельство о смерти. В свечной лавке нужно заранее приобрести погребальный саван (покрывало), венчик, лист с разрешительной молитвой и небольшой крест.

    Совершается ли отпевание над некрещеными младенцами?

    Над некрещеными младенцами отпевание не совершается.

    Кто лишается церковного погребения?

    Лишаются христианского погребения некрещеные в Православной Церкви, а также лица, сознательно лишившие себя жизни — самоубийцы. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, гибель на производстве и т.д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием принятых неумышленно больших доз медицинских препаратов.

    Как отпеть человека совершившего самоубийство в невменяемом состоянии?

    Для того чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно обратиться в Епархиальное управление и испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение. Осознанным самоубийцам отпевание не поможет.

    Что такое заочное отпевание? Как оно совершается?

    Заочное отпевание совершается в тех случаях, когда из-за трагической смерти невозможно найти тело человека (утонувшего при кораблекрушении, погибшего на войне или в результате авиакатастрофы, при террористическом акте и т. п.) или когда человек пропадает без вести и родные узнают о его смерти через много лет. Если по каким-либо объективным причинам над телом вашего покойного родственника не было совершено отпевание, можно попросить священника совершить его заочно.

    Какие существую суеверия, связанные с погребением?

    Существует множество неписаных, и подчас довольно странных обычаев, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с бoльшим усердием, нежели церковные традиции. В XX-м веке, когда прервалась нить церковного предания, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами. Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

    — завешивать зеркала и стекла в доме, где есть покойник;
    — закрывать форточки и окна (чтобы душа умершего не упорхнула);
    — ставить под гроб емкость с водой (в которой душа отмывается);
    — класть под гроб топор;
    — класть в гроб деньги, вещи и продукты;
    грехи усопшего)
    — считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба (наоборот, именно близкие родственники должны нести гроб. В некоторых областях России дети почитают своим священным долгом именно таким образом выразить свою любовь к умершим родителям);
    — верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
    — считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию (а не то умрешь);
    — на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
    — «замывать» пол после выноса гроба (чтобы умерший не вернулся);
    — переворачивать стулья и столы после выноса тела;
    — лить водку в могильный холм;
    — произносить: «Да будет тебе земля пухом»;
    — кидать в могилу деньги;
    — рассыпать по могиле хлебные крошки;
    — подавать в храме записки за самоубийц в Духов день;
    — верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
    — верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;
    — верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
    — верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
    — верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого.

    Все эти обычаи и приметы продиктованы суеверным страхом перед смертью. Несомненно, является заблуждением вера в то, что жизнь и смерть человека могут зависеть от перевернутого стула. Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Со всей очевидностью можно сказать, суеверия, следование приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, в том числе и похоронных, объясняются недостатком знания о них. Суеверие, или суетная вера, — вера, ни на чем не основанная, недостойна истинных христиан.

    Где хранить землю после заочного отпевания? Можно ли ее заносить в дом?

    Во время заочного отпевания священник трижды благословляет землю, произнося слова: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1). Однако в Чине отпевания нет указания на подобное освящение земли. Практика «освящения земли» возникла в связи с появившемся заочным погребением (см. выше); поскольку священник не всегда имеет возможность присутствовать на кладбище и совершить это действие непосредственно у могилы. Для того эта земля дается после отпевания, чтобы родственник вместо священника ее высыпал на могилу и таким образом предал его земле. Но поскольку умерший и похороненный человек уже предан земле (погребен), то и посыпание землей является символическим действием и не имеет какого-либо сакрального смысла.

    К сожалению, этому символическому действию часто придается преувеличенное значение, порой бoльшее, чем самому чину отпевания. Отношение к освященной земле превратилось в суеверие, выражающееся в том, что весь смысл христианского погребения сводится лишь к получению «земли», тогда как главное – произнести молитвы, которые исходатайствуют усопшему милость у Бога, перед Которым он вот-вот предстанет. Необходимо сохранить здравое отношение к этому обрядовому действию.

    Землю после заочного отпевания нужно крестообразно высыпать на могилу. Если умерший был кремирован, то землю можно высыпать в урну с прахом покойного.

    Как относиться к могиле православного христианина?

    Кладбища — это священное место, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Из глубокой христианской древности идет обычай отмечать место погребения победным знамением нашего спасения — Святым Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. Надо следить за тем, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.

    Как вести себя на кладбище?

    Могилу нужно содержать в чистоте. При посещении умершего родственника на его могиле можно зажечь свечу. Если есть возможность, прочитайте канон или акафист о упокоении или просто помолчите, вспомните покойного. Не нужно есть или пить на кладбище. Недопустимо лить водку на могильный холм. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба («для усопшего») имеет языческое происхождение и не должен соблюдаться христианами. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

    Как поминать усопших?

    «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

    Как провести поминальную трапезу?

    Смысл слова «помянуть» — вспомнить добрые качества, которыми обладал усопший, и помолиться о прощении его грехов. Обычай поминать умерших за трапезой известен с давних пор. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни (см. ниже). Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином, 90-го псалма или молитвы «Отче наш».

    Первое блюдо поминальной трапезы — кутья (коливо). Это отваренные зерна пшеницы (риса) с медом (изюмом, курагой). Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. Существует особый чин освящения кутьи, если нет возможности попросить об этом священника, окропите кутью святой водой сами. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост. Во время Великого Поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье.

    От спиртного во время поминок следует воздержаться. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а поминки — не повод для веселья. Известно, к чему могут привести обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртного. Вместо того, чтобы вспоминать достоинства усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения. Даже если усопший любил выпить, не следует подражать ему в не самых лучших привычках.

    Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения. Так как любовь превыше поста; в этом нужно руководствоваться словами Спасителя: «Ешьте, что вам предложат» (Лк. 10, 8), но соблюдать разумную меру в еде и разговорах.

    Какие существую дни Вселенского поминовения усопших?

    В определенные дни года Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан. В церковном календаре эти дни не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом:
    1. Мясопустная родительская суббота — за 8 дней до Великого поста, перед воскресеньем, называющимся «Неделя о Страшном Суде»;
    2. Родительские субботы 2, 3 и 4-й недель Великого поста;
    3. Троицкая родительская суббота перед праздником Святой Троицы.
    Вечером накануне родительских суббот в храмах совершаются парастасы — заупокойные службы, а после Литургии бывают панихиды с многократным поминовением имен усопших, указанных в заупокойных записках.
    Русская Православная Церковь, кроме того, установила еще несколько дней сугубой молитвы за усопших:
    4. Радоница (Радуница) — вторник, 8-й день после Пасхи;
    5. Димитриевская родительская суббота — суббота, ближайшая к 8 ноября, дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Изначально в этот день Церковь совершала молитву о воинах, павших на Куликовом поле, впоследствии он приобрел статус вселенского поминального дня.
    Наконец, решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года День Победы в Великой Отечественной войне (9 мая) стал днем особого ежегодного поминовения усопших воинов «за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших», и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.

    Когда не бывает поминовения усопших?

    Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записок на Проскомидии, не совершаются во всех храмах в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. Чин пасхального отпевания весьма отличается от обыкновенного, поскольку содержит множество радостных песнопений Пасхи. В Рождество Христово и другие двунадесятые праздники заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.

    В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или заупокойные литии) до его погребения и в память после его погребения.
    Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых — так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

    Чтение Псалтири начинается по окончании «Последования по исходе души». Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.

    Положение читающего Псалтирь — это положение молящегося. Поэтому читающему Псалтирь приличнее стоять как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.
    При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если невозможно и не всегда удобно домашним и сродникам непрерывно участвовать в молитве и чтении Псалтири, то, по крайней мере, по временам им нужно присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это делать во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.
    В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней. Тридневное чтение Псалтири с молитвами, составляющими особый обряд погребения, большей частью совпадает с тем временем, в продолжение которого тело покойного пребывает в доме.

    Псалтирь состоит из 20 разделов — кафизм, каждая из которых делится на три «Славы». Перед чтением первой кафизмы произносятся предначинательные молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири. Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия (красное не читается — пояснения) :

    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

    Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

    Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

    (При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

    (Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш…”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного ):

    Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имярек] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Затем продолжается чтение псалмов кафизмы). По окончании кафизмы читается:

    Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

    Молитва ко Пресвятой Троице: Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Господи, помилуй. (трижды);

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

    Молитва Господня: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    Тропари (находящиеся в начале “Последования по исходе души”):

    Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

    В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

    Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

    И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

    Господи, помилуй (40 раз)

    (Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.) ..