В каком году был раскол христианской церкви

В каком году был раскол христианской церкви

ПРИЧИНЫ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ПОСЛЕДСТВИЯ РАСКОЛА ХРИСТИАНСТВА НА ТРИ ОСНОВНЫХ КОНФЕССИИ

Зеленина Таисия Юрьевна

студент 3курса, кафедра социологии и социальной работы института изобразительных искусств и социально гуманитарных наук НИИрГТУ, г. Иркутск

Сидорова Наталья Васильевна

научный руководитель, доцент кафедры социологии и социальной работы НИИрГТУ, г. Иркутск

Великая схизма или разделение церквей на Восточную и Западную, который официально произошел в 1054 году, вызывает огромное количество разногласий у ученных, исследующих эту тему. Научное сообщество так и не пришло к единому мнению по поводу причин раскола христианства. Принято считать, что предпосылками схизмы послужил целый ряд исторических событий, которые в комплексе и привели к расколу. В данной статье мы подробно рассмотрим эти предпосылки и события, а так же попытаемся проанализировать, насколько велико было их влияние.

Итак, принято считать, что официальный раскол христианства произошел в 1054 году, когда патриарх Константинополя Керулларий и папа Лев IX предали друг друга взаимному проклятью (анафеме). Но в действительности начало расколу было положено гораздо раньше.

Распад Римской империи, произошедший в конце IV в. повлек за собой образование двух религиозных центров — в Константинополе и в Риме. К VII в. между сторонниками этих центров постепенно начали проявляться существенные разногласия в области организации церковной деятельности, в догматике и обрядах. К тому же, немалую роль сыграли и расхождения в политической, экономической и социальной сферах. Не последнее значение имели расхождения между византийскими и заподноевропейскими феодалами. Обострила же все эти факторы рьяная борьба за власть и спор о распределении церковных доходов [4, c. 335].

Но, несмотря на внутренние противоречия, на Никейском и I Константинопольском соборах христианство продолжало выглядеть относительно единым. Только основывалось это видимое единство на императорской власти, которая распространялась и на религию, в то время как авторитет римских епископов был по-прежнему не так высок, как им бы того хотелось. Доказательством этого служит то, что Никейским собором руководил император Константин, а римский епископат на нем был представлен пресвитерами Винцентом и Витусом.

Но перенесение столицы империи из Рима в Константинополь в 330 г. Повлекло за собой выдвижение духовной власти на первый план общественной жизни в Риме. Благодаря ловкому ведению дел, римский епископ постепенно укрепил свое влияние и возвысился, поборов сопротивление группировок враждующих богословов. Обыграв сложившуюся обстановку, он смог добиться признания за собой права арбитража и фактического главенства. Эти решения были приняты в 343 г. в Сардике. Подобные притязания вызвали волну возмущений среди восточного епископата и не были им признаны. В 395 г., когда империя распалась, Рим снова стал столицей, но столицей только западной части бывшей римской империи. Политические раздоры со временем привели к тому, что административные права сосредоточились в руках епископов. А в 422 г в своем письме, адресованном епископам Фессалии, Бонифаций I без стеснения заявил, о том, что желает получить главенство в христианском мире. Аргументировал он это тем, что отношение римской церкви ко всем другим подобно отношению «головы к членам» [5, c. 11]

Начиная с римского епископа Льва, который впоследствии был назван Великим, западные епископы полагали, что они лишь местоблюстители, т. е. являются римскими вассалами, которые управляют соответствующими епархиями от лица первосвященника Рима. Но такая зависимость никогда не вызывала согласия и не одобрялась константинопольскими, александрийскими и антиохийскими епископами.

В 476 г. Западная Римская империя была разрушена. На месте ее падения было образовано множество феодальных государств, во главе которых стояли правители, бесконечно соперничающие между собой за власть и первенство. Каждый из них надеялся облагородить свои притязания, списав их на волю Бога, которую стремился получить из рук первосвященника. Это стало причиной еще большего возвышения римских епископов. В их руках сосредоточивалось все больше власти, а авторитет неуклонно рос. Благодаря политическим интригам они основательно укрепили свое влияние в западном мире, а так же сумели создать свое собственное государство, которое получило название Папская область. Оно занимало практически всю центральную часть Апенинского полуострова [3, c. 321]

Примерно с V в. Титул папы закрепился за римскими епископами.

Изначально в христианской церкви все священники назывались папами, но постепенно этот титул стал присваиваться лишь епископам, а впоследствии закрепился за одними только римскими епископами.

После укрепления своей власти на Западе папы стали стремиться к полному подчинению христианства, но потерпели неудачу, так как восточное духовенство подчинялось лишь императору, который не намеревался ни с кем делить власть, тем более с самозваным «наместником Христа».

Обострение отношений между Восточной и Западной церквями так же произошло на Трульском соборе в 692 г., по причине того, что Папа Римский принял не все правила из положенных, усугубив тем самым и без этого негладкие отношения. Это в очередной раз подчеркнуло наличие раскола христианства.

Обращенная в 867 году в христианство Болгария послужила очередной причиной раздора между римским папой Николаем I и Константинопольским патриархом Фотием. Обе церкви пытались подчинить ее своему влиянию. Разногласия были настолько сильными, что привели к публичному проклятью. Этот конфликт впоследствии был улажен, но конец всей вражде положен не был, и в XI в. она вспыхнула с новой силой. А в 1054 г. произошел окончательный раскол в христианстве. Его причиной стало желание папы Льва IX получить территории, которые подчинялись патриарху Михаилу Керулларию, который в свою очередь, отверг эти притязания. Результатом данного спора стали взаимные церковные проклятия (анафемы) и публичные обвинения в ереси. Западная церковь получила название римско-католической (римская всемирная церковь), а восточная — православной (церковь, которая верна догматам) [1, c. 223].

Как мы видим, основной причиной великой схизмы послужило желание высших иерархов восточной и западной церквей заполучить единоличную власть и расширить сферу влияния.

Но помимо этого имелось немало расхождений в вероучении, возможно, что они были лишь последствиями конкурентной борьбы церковных иерархов, но все же оказали немалое влияние на раскол христианской церкви.

В целом все различия между церквями можно свести к следующему: В православной церкви, в отличие от католической, отсутствуют догматы о непогрешимости и главенстве Папы Римского и об исхождении Духа Святого от Отца и от Сына. Также в православной церкви признаются только два догмата, которые связаны с приснодевством Девы Марии, и с тем, что она родила Иисуса — Сына Божьего, и поэтому является Богородицей.

К тому же в православии отрицается существование чистилища (места в котором душа грешника очищается и только после этого попадает в рай). В православии не признается наличие «сокровищницы сверхдолжных заслуг» (блаких дел, которые накапливаются святыми людьми и которыми церковь может распоряжаться путем прощения грехов или выпуска индульгенций), которые присутствуют в католической церкви.

В области обрядов так же существуют отличия.

В восточной церкви во время крещения полностью окунают человека в святую воду, богослужение длиться гораздо дольше и во время его проведения полагается стоять, причащаются хлебом и вином, как миряне, так и духовенство.

В Западной церкви таинство крещения осуществляется через окропление святой водой, богослужение занимает гораздо меньше времени и осуществляется сидя. При причащении мирянам положен хлеб, а клиру — хлеб и вино.

Второй схожий по масштабу раскол в церкви начался, когда Библия стала переводиться на другие языки. Верующие начали возвращаться к первоапостольским истокам, отвергая навязанные государственной властью доктрины, которые во многом противоречили Священному Писанию. Очень важен тот факт, что длительное время практически во всех церквях использовался лишь латинский текст Библии. А в 1231 году Папой Григорием IX был наложен запрет, для всех мирян западной церкви, на чтение Священного Писания. Отменен этот запрет был лишь в 1962—1965 гг. Вторым Ватиканским собором. Но несмотря на запрет в Европе переводили Библию на более понятные для простых людей языки еще в XVI веке.

В 1526 г. Шпейерскиим рейхстагом по настоянию немецких князей было принято постановление, согласно которому каждый немецкий князь мог по своему усмотрению выбирать религию для себя и своих подданных. Но в 1529 г. 2-й Шпейерский рейхстаг признал это постановление недействительным. В ответ на это решение пять князей имперских городов Германии выдвинули протест. Отсюда и берет начало термин «протестантизм». А новые церкви, которые вышли из под влияния господствующих конфессий получили название — протестантские. Со временем протестантизм стал являться одним из трех главных направлений христианства, наряду с православием и католицизмом [2, c. 18].

Внутри протестантизма образовалось множество конфессий, которые во многом расходятся в толковании каких либо текстов Библии, не затрагивающих главного принципа спасения во Христе. Но в целом же большая часть этих церквей дружны между собой и сходятся в главном — в отрицании главенства папы и верховных патриархов.

Подводя итог, можно сказать о том, что раскол христианства был неизбежен и предсказуем, а базировался он на жажде власти и различиях в догматах. Неизвестно произошёл бы он при отсутствии хотя бы одной из этих причин.

Читайте так же:  Слезы после церкви

Список литературы

  1. Будур Н.В. Дорога к Храму. Основы православной культуры / Н.В. Будур. — М.: Дрофа-Плюс, 2008. 223 с.
  2. Культурология. Учебное пособие. Под ред. Драч Г.В. Ростов-н\Д., 1995. 18 с.
  3. Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X и XI веках / А.П. Лебедев. — СПб.: Алетейя, 2001. — 321 с.
  4. Соловьёв В.О христианском единстве // В. Соловьёв. — М.: Рудомино, 1994. — 335 с.
  5. Федоров В.Ф. Гуманитарная наука и христианство на пороге третьего тысячелетия // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. — 2000. — № 3. — С. 11.

7 фактов о расколе христианства на православие и католичество

В минувшую пятницу в аэропорту Гаваны произошло долгожданное событие: папа Римский Франциск и патриарх Кирилл побеседовали, подписали совместную декларацию, заявили о необходимости остановить гонения на христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке и выразили надежду, что их встреча вдохновит христиан всего мира на молитву о полном единстве Церквей. Поскольку католики и православные молятся одному богу, почитают одни и те же священные книги и верят, по сути, в одно и то же, RB.ru решил разобраться, в чем важнейшие различия религиозных течений, а также когда и почему произошло разделение. Занимательные факты — в нашем кратком ликбезе о православии и католичестве.


a katz / Shutterstock.com

1. Раскол христианской церкви произошел в 1054 году. Церковь разделилась на Римско-Католическую на Западе (центр в Риме) и Православную на Востоке (центр в Константинополе). Причинами стали, среди прочего, разногласия по догматическим, каноническим, литургическим и дисциплинарным вопросам.

2. В процессе раскола католики, среди прочего, обвиняли православных в том, что они продают дар Божий, перекрещивают крещеных во имя Святой Троицы и позволяют браки служителям алтаря. Православные же обвинили католиков в том, что те, например, постятся в субботу и позволяют своим епископам носить на пальцах рук перстни.

3. Список всех вопросов, по которым не могут примириться православные и католики, займет несколько страниц, поэтому приведем только несколько примеров.

— Православие отрицает догмат о непорочном зачатии, католичество — наоборот.


«Благовещение», Леонардо да Винчи

— У католиков есть специальные закрытые помещения для исповеди, православные же исповедуются на виду у всех прихожан.


Кадр из фильма «Таможня дает добро». Франция, 2010

— Православные и грекокатолики крестятся справа налево, католики латинского обряда — слева направо.

— Католический священник обязан дать обет безбрачия. В православии целибат обязателен только для епископов.

— Великий пост у православных и католиков начинается в разные дни: у первых — в чистый понедельник, у вторых — в пепельную среду. Рождественский пост имеет разную продолжительность.

— Католики считают церковный брак нерасторжимым (впрочем, в случае обнаружения некоторых фактов он может быть признан недействительным). С точки зрения православных, в случае измены церковный брак считается разрушенным, и невиновная сторона может вступить в новый брак, не совершая греха.

— В православии отсутствует аналог католического института кардиналов.


Кардинал Ришельё, портрет работы Филиппа де Шампеня

— В католицизме есть учение об индульгенциях. В современном православии такая практика отсутствует.

4. В результате разделения католики стали считать православных всего лишь раскольниками, в то время как одна из точек зрения православия заключается в том, что католицизм — ересь.

5. И Православная, и Римско-Католическая церкви приписывают титул «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церкви» исключительно себе.

6. В XX веке был сделан важный шаг в преодолении разделения вследствие раскола: в 1965 году папа Павел VI и Вселенский патриарх Афинагор сняли взаимные анафемы.

7. Папа Римский Франциск и патриарх Кирилл могли встретиться еще два года назад, но тогда встречу отменили из-за событий на Украине. Состоявшаяся встреча глав церквей стала бы первой в истории после «Великого раскола» 1054 года.

Глобальная трагедия 1054 года: раскол христианской церкви на католическую и православную

В истории христианской церкви одно из самых значительных событий — это раскол 1054 г., который разделил православие и католицизм. С одной стороны, раскол наметился задолго до середины XI в., с другой — контакты между двумя ветвями христианства не прекращались и после этого. Однако именно эту дату называют решающей вехой.

С тех пор как в IV в. Константин Великий перенес столицу империи в Константинополь, не прекращалось соперничество Восточной и Западной церкви. В ходе этой борьбы константинопольские патриархи могли воспользоваться своим столичным положением, приближенностью к императору. В конце V в. они уже открыто претендуют на почести, равные почестям римского епископа.

Падение Западной Римской империи ускорило этот процесс. Константинопольский патриарх стал важным, но все-таки только звеном в административной системе Византии. Римскому же епископу приходилось брать на себя обязанности светского владыки. Политическая ситуация в Италии, Испании, Франции, Германии долгое время оставалась нестабильной, границы королевств перекраивались, их монархи менялись порой с калейдоскопической скоростью.

Варварские племена не имели собственной письменности и ориентировались на латинскую культуру, носителем которой стала церковь. Защитить кафедру Св. Петра от посягательств разнообразных захватчиков византийский император не мог. И в VIII—IX вв. папы выбирают себе новых покровителей — франкских королей, затем германских императоров. Коронация Карла Великого в 800 г. уже была вызовом папы в отношении Византии.

Папы Римские настойчиво трудились над тем, чтобы обосновать свои претензии на светскую власть и мировой духовный приоритет. В ход шли многочисленные подделки, из которых самые известные — «Константинов дар» и «Лжеисидоровы декреталии». Примат Римской церкви вытекал из того, что якобы именно в Риме Петр, которому Христос вручил «ключи от неба», принял мученическую смерть.

В IX в. конфликт между Константинопольским патриархатом и Папой Римским принял идеологическую форму. Остро встал вопрос о так называемом филиокве. Восточные священники наотрез отказывались включить в никео-константинопольский Символ веры положение о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына, которое Западная церковь приняла с подачи Карла Великого. В 60-х годах разгорелся спор из-за влияния на Болгарию, в ходе которого амбициозный патриарх Фотий выдвинул ряд мелочных ритуально-обрядовых придирок к западным коллегам.

Помимо филиокве, ставшего краеугольным камнем споров, их обвиняли в том, что они брили бороды, соблюдали пост в субботу, причащали не «живым» квасным, а пресным хлебом, выказывали пренебрежение к восточному женатому духовенству. Фотий официально именовался теперь Вселенским патриархом, и римская кафедра воспринимала это как явное посягательство на первенство. Через некоторое время конфликт удалось погасить, но трения не прекращались. Западные церковники видели в восточных коллегах избалованных богатством и роскошью, полностью подчиненных светской власти людей, подрывающих устои строгой церковной организации. Церковь для сторонников папы была сама по себе предметом веры. Отсюда и исходила их уверенность в непогрешимости папы, в исходящей от священников благодати.

Восточные церковники видели в своих противниках грубых помощников разнообразных варваров, государи которых слишком активно и агрессивно вмешиваются в вопросы веры, устанавливая новые правила.
Конфликт, непосредственно приведший к окончательному разрыву, был связан с итальянским вопросом. Здесь сталкивались политические интересы папства и византийского императора. Ни тот, ни другой не могли эффективно защищать свои владения друг от друга и от внешних нашествий, например норманнов. Попытка создания антинорманнского союза Рима и Константинополя провалилась.

Византия пыталась вмешиваться в дела церкви в областях, которые папа считал своими. Папа Лев IX старался распространить латинские обряды в греческих областях Южной Италии, находившихся под управлением византийцев. Завязывается переписка между патриархом Михаилом Керуларием и Львом IX, в которой оба не проявляют необходимого такта. Папа настаивает на собственном примате, Михаил возражает. Начинается ожесточенная полемика — все о старом — филиокве, опресноки, бороды. Со стороны патриарха ее ведет радикально настроенный Никита Стифат, который третирует латинян как откровенных еретиков.

В начале 1054 г. в Константинополь для переговоров с императором были отправлены папские легаты во главе с епископом Гумбертом. Легаты имели поручение и относительно переговоров с Константинопольской церковью. Послы Льва IX сразу же продемонстрировали высокомерие по отношению к Михаилу и его сторонникам. Они устроили диспут с Никитой Стифатом, его признали побежденным, а трактат сожгли. Патриарх, в свою очередь, также пытался унизить приехавших. Позвав Гумберта и других легатов на собор, он указал им место позади греческих архиереев. Это стало последней каплей.

Разделение христианской церкви на православную и католическую

16 июля 1054 г. в храме Святой Софии кардинал Гумберт положил на алтарь буллу об отлучении Михаила Керулария и ряда его сторонников от церкви, воскликнув: «Видит Бог и судит». В ответ в городе начались волнения, и легаты вынуждены были бежать. Попытка императора примирить священников не увенчалась успехом.

Патриарх Михаил созвал в столице собор, который 20 июля предал анафеме всех, кто составлял вышеупомянутую буллу. Таким образом, ни одна из двух анафем не касалась церквей в целом. (В отношении Римской она даже не касалась ее главы — Лев IX к тому моменту умер, и место понтифика оставалось вакантным.) Однако именно эти события по установившемуся вскоре убеждению привели к разделению на православную (Восточную) и католическую (Западную) христианские церкви.

Термин «православие» («ортодоксия») существовал задолго до разделения церквей: Климент Александрийский во II в. обозначал им истинную веру и единомыслие всей церкви в противовес инакомыслию. Название «православная» укрепилось за Восточной церковью после церковного раскола 1054 г., когда Западная церковь присвоила себе название «католической», т. е. «всеобщей».
Окончательное же разделение между востоком и западом произошло после захвата и разорения Константинополя крестоносцами в 1204 году.

Восприятие раскола на Руси

Читайте так же:  Что заказывают в церкви на полгода со дня смерти

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим кружным путем, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.

В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта, хотя и осталась православной. Если иерархи греческого происхождения были склонны к антилатинской полемике, то собственно русские священники и правители не только не участвовали в ней, но и не понимали сущности предъявляемых греками к Риму претензий догматического и обрядового характера.

Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.

Двадцать лет спустя после «разделения Церквей» имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского (Изяслава-Димитрия Ярославича) к авторитетупапы св. Григория VII. В своей распре с младшими братьями за Киевский престол Изяслав, законный князь, вынужден был бежать за границу (в Польшу и потом в Германию), откуда и апеллировал в защиту своих прав к обоим главам средневековой «христианской республики»— к императору (Генриху IV) и к папе.

Княжеское посольство в Рим возглавил его сын Ярополк — Петр, имевший поручение«отдать всю русскую землю под покровительство св. Петра». Папа действительно вмешался в ситуацию на Руси. В конце концов, Изяслав вернулся в Киев (1077).

Сам Изяслав и его сын Ярополк канонизированы Русской Православной Церковью.

Около 1089 в Киев к митрополиту Иоанну прибыло посольство антипапы Гиберта (Климента III), по-видимому, желавшего укрепить свои позиции за счет его признания на Руси. Иоанн, будучи по происхождению греком, ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но все же направленном против «заблуждений» латинян (это первое по времени не-апокрифическое писание «против латинян», составленное на Руси, хотя и не русским автором). Однако преемник Иоанна, митрополит Ефрем (русский по происхождению) сам послал в Рим доверенное лицо, вероятно, с целью лично удостовериться на месте в положении вещей;

в 1091 этот посланец вернулся в Киев и «принесе много мощей святых». Затем, согласно русским летописям, послы от папы приходили в 1169. В Киеве имелись латинские монастыри (в том числе доминиканский — с 1228), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие разрешилимонахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине).

В высшем сословии заключались (к неудовольствию греков) многочисленные смешанные браки. Большое западное влияние заметно в некоторых сферах церковной жизни. Подобная ситуациясохранялась вплоть до татаро-монгольского нашествия.

Взаимное снятие анафем

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, главой Константинопольской православной церкови и Римским Папой Павлом VI, в результате которой взаимные анафемы были сняты и в 1965 году была подписана Совместная Декларация

Однако этот формальный «жест доброй воли» не имел никакого практического или канонического значения.

С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и безошибочности его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесенных «ex cathedra » (то есть когда Папа выступает как земной глава и наставник всех христиан), а также ряд других постановлений догматического характера.

Иоанн Павел II смог переступить порог Владимирского собора в Киеве в сопровождении главенства непризнаваемой другими православными церквями Украинской православной церкви Киевского патриархата.

А 8 апреля 2005 года впервые в истории Православной церкви во Владимирском соборе прошло заупокойное богослужение, совершенное представителями Украинской православной церкви Киевского патриархата по главе Римско-католической церкви.

Отличия православной и католической церквей

От католической православная догматика отличается отсутствием догматов о главенстве и непогрешимости Папы Римского и догмата filioque (об исхождении Духа Святого от Отца и от Сына); признанием только двух догматов, связанных с Девой Марией, — догмата о ее приснодевстве (означавшем девственность Марии до и после чудесного рождения ею Богочеловека Иисуса Христа); и о том, что она родила Иисуса — Сына Божьего, и потому она — Богородица.

Православные отрицают существование чистилища, в котором душа человека, имеющего не очень тяжкие грехи, проводит какое-то время, очищается и попадает в рай. Они также не признают существование «сокровищницы сверхдолжных заслуг» — благих дел, накопленных святыми людьми, которыми может распоряжаться церковь (например, выпуская индульгенции).

Существуют и обрядовые отличия православия и католицизма: в Восточной церкви более длительное богослужение, таинство крещения осуществляется через погружение, а не окропление (обрызгивание) святой водой, евхаристия, совершенная на квасном хлебе, причастие хлебом и вином (его еще называют «под двумя видами») и для духовенства, и для мирян (в католической — для мирян — хлеб, а для клира — хлеб и вино) и другие.

Обрядово-догматические различия Западной и Восточной Церквей в период Великого раскола

К X веку исторически сложились и закрепились в обрядово-догматической жизни Западной и Восточной церквей следующие различия:
1. Различия в Символе веры: Западная Церковь начиная с VI века стала вводить в формулировку Символа веры добавление: «и от Сына» (филиокве), говоря об исхождении Св.Духа. К XI веку эта редакция Символа веры окончательно закрепилась на Западе.
2. Уже к середине II века возникла проблема даты празднования Пасхи. Различные даты празднования Пасхи — главного христианского праздника — на Востоке и Западе, и соответственно несовпадение церковного года препятствовали развитию нормальных отношений между церквами.
3. На Западе в качестве общецерковного рано утвердился латинский язык, на Востоке же общецерковным языком продолжал оставаться греческий. «Разделение языков» вело к богословскому размежеванию.
4. Противостояние Западной Церкви иконоборческой ереси косвенным образом привело к ее вмешательству в дела Восточной Церкви, что в свою очередь усилило напряженность в отношениях между ними.
5. На Западе рано утвердился обычай совершать литургию на пресном хлебе (облатках), в то время как на Востоке она совершалась на квасном хлебе.
6. На Востоке был разрешен брак белого духовенства, т.е. священников, не принявших монашества. На Западе для всего духовенства был установлен обет безбрачия (целибат).
7. Существовали, казалось, и совсем незначительные расхождения, например, правильно ли на Западе соблюдают пост в субботу или можно ли брить бороды священникам: на Востоке духовенство обязано было носить бороду, на Западе же священники могли бриться. И тем не менее даже такие расхождения порой вызывали яростные споры и приводили к крупным конфликтам.

Как раскололось христианство

960 лет назад христианство окончательно раскололось на католичество и православие

Летом 1054 года начался раскол христианства на католичество и православие: папский престол в Риме и патриарший в Константинополе обменялись анафемами. «Газета.Ru» вспоминает об этом конфликте, поводом для которого стал богословский спор об одном слове из «Символа веры».

17 июля 1054 года переговоры между представителями Восточной и Западной церкви в Константинополе были прерваны. Так начался раскол христианской церкви на две ветви — католическую (западную) и православную (восточную).

В Иерусалиме нашли табличку с проклятиями греческих богов

Христианство стало государственной религией в Римской империи на самом ее закате, в IV веке, при принявшем крещение императоре Константине. Однако затем на некоторое время, при Юлиане II, империя снова стала языческой. Но уже с конца столетия христианство стало безраздельно господствовать на руинах империи. Христианская паства была разделена на пять патриархатов — Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Константинопольский и Римский. Именно два последних стали ведущими и самыми значительными с первых веков христианства.

Но церковь не была единой уже в свои ранние века .

Сначала священник Арий проповедовал, что Христос не был одновременно и человеком, и Богом (как предписывает считать догмат о Троице), а был только человеком. Арианство было названо ересью на Первом вселенском соборе в Никее; однако арианские приходы продолжали существовать, хотя в дальнейшем и стали ортодоксально-христианскими.

В VII веке после Халкидонского собора от основной ветви откололись армянская, коптская (распространенная на севере Африки, преимущественно в Египте), эфиопская и сиро-яковитская церкви (ее антиохийский патриарх имеет резиденцию в Дамаске, но большая часть ее верующих живут в Индии) — которые не признали учение о двух естествах Христа, настаивая на том, что у него была только одна — Божественная — природа.

Несмотря на единство церкви от Киевской Руси до севера Испании в начале XI века, между двумя христианскими мирами зрел конфликт.

Западная церковь, опиравшаяся на папский престол в Риме, основывалась на латинском языке; византийский мир использовал греческий. Местные проповедники на востоке — Кирилл и Мефодий — создали новые азбуки для пропаганды христианства среди славян и перевода Библии на местные языки.

В Средние века из Крыма в Византию возили «протоайпады» — деревянные планшеты

Но были и совсем мирские причины для противостояния: Византийская империя видела себя преемницей Римской, однако ее мощь из-за арабского наступления в середине VII века снизилась. Варварские королевства Запада все больше христианизировались, и их правители все чаще обращались к папе как к судье и легитиматору их власти.

Читайте так же:  Раскол вселенской церкви

Короли и византийские императоры все чаще вступали в конфликты в Средиземноморье, поэтому спор о понимании христианства стал неизбежен.

Главным поводом для конфликта между Римом и Константинополем стал спор о филиокве: в западной церкви в «Символе веры»Верую. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго. ») было добавлено слово filioque («и сына» с латинского), что означало снисхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, что вызвало дополнительные богословские дискуссии. Эта практика в IX веке еще считалось допустимой, но в XI веке христиане западного обряда полностью приняли филиокве. В 1054 году в Константинополь прибыли легаты папы Льва IX, которые после безуспешных переговоров отлучили восточную церковь и патриарха.

Появилась и ответная анафема Синода Константинопольского патриархата, после которой из текста литургии на востоке исчезло упоминание папы .

Так начался раскол церквей, продолжающийся по сей день.

В 1204 году противостояние церквей приобрело еще более жесткий характер: в 1204 году крестоносцы в ходе Четвертого Крестового похода взяли Константинополь и подвергли его разорению. Конечно, в большей степени в этом была заинтересована Венеция, уничтожавшая, таким образом, конкурента на путях средиземноморской торговли с Востоком, но уже тогда отношение к православию у крестоносцев мало чем отличалось от отношения к «ереси»: храмы были осквернены, иконы разбиты.

В середине XIII века тем не менее были предпринята попытка объединения церквей в рамках Лионской унии.

Однако политика здесь победила богословие: византийцы заключали ее в период ослабления своего государства, а затем уния перестала признаваться.

360 лет назад Левобережная Украина перешла под протекторат России

В результате образовавшиеся православная и католическая церковь пошли каждая своим путем. Обе деноминации пережили раскол, в зоне постоянного соприкосновения католичества и православия — на Западной Украине и в Западной Белоруссии — возникло униатское течение. Его последователи в 1589 году подписали Брестскую унию, признав верховную власть Римского папы, но сохранив греческую обрядность. В нем были крещены многие крестьяне, потомки которых стали затем убежденными униатами.

Униатство (или греко-католичество) после присоединения этих земель к России преследовалось.

В 1946 году Брестская уния официально была упразднена, а греко-католические церкви на Украине и в Белоруссии были запрещены.

Возрождение их состоялось только после 1990 года.

В ХХ веке много раз говорилось о необходимости объединения церквей. Возник даже термин «сестры-церкви», возникло мощное экуменическое движение. Однако до реального сближения католическому и православному престолам все еще далеко.

«Сейчас наблюдается процесс сближения»: к чему привёл раскол христианской церкви в 1054 году

16 июля 1054 года три папских легата положили на алтарь собора Святой Софии отлучительную грамоту, предававшую анафеме константинопольского патриарха и двух его помощников. Это событие часто называют поводом для раскола христианского мира, однако, по словам историков, процесс конфронтации начался значительно раньше.

Путь к расколу

Разногласия между Римом и Константинополем существовали столетиями. Обострились они, по словам доктора исторических наук, академика Олега Ульянова, при Карле Великом, основавшем Каролингскую империю и получившем титул императора Запада.

«По личной инициативе Карла Великого на Западе был отвергнут православный догмат иконопочитания и изменён Символ веры (краткое изложение догматов церкви) путём добавления filioque (в латинском переводе Никео-Константинопольского Символа веры к догмату о Троице, в котором говорится об исхождении Святого Духа от Бога-Отца, было добавлено «и Сына». — RT)», — пояснил историк.

«Первый явный раскол между Западной и Восточной церквями произошёл в 867 году из-за спора о каноническом подчинении новокрещёной Болгарии. Однако собор в Константинополе в 869—870 годах вновь воссоединил на время Восточную и Западную церкви», — рассказал Олег Ульянов в интервью RT.

Формальным поводом для конфликта тогда стали претензии Рима к законности процедуры избрания константинопольского патриарха Фотия. Однако фактически в тот период Римская курия пыталась проникнуть на Балканы, что противоречило интересам Византийской империи.

По словам Олега Ульянова, на глобальном уровне соперничество Рима и Константинополя было связано с различными трактовками первенства в христианской церкви.

«Римская концепция базируется на определении апостола Петра в Евангелии и утверждает преимущества церквей в зависимости от деятельности апостолов. А Константинополь, как Новый Рим, придерживается политического принципа первенства престолов, согласно которому церковная иерархия полностью подчинена политическому устройству христианской империи и зависит от политической важности церковных кафедр», — рассказал историк.

В Х веке острота конфликта снизилась, однако в XI столетии соперничество вновь стало ожесточённым.

Оформление раскола

В Средние века часть земель на юге Италии принадлежала Византии, а местные христианские приходы относились к юрисдикции Константинополя. Однако византийцам на Апеннинском полуострове противостояла Священная Римская империя и представители местного народа лангобардов. Именно они в Х веке призвали на помощь норманнов, которые активно включились в политическую борьбу на Апеннинах. В первой половине XI столетия на юге Италии возникли два норманнских графства, которые в 1047 году приняли вассальную зависимость от Священной Римской империи.

На подконтрольных норманнам землях западные христианские обряды стали вытеснять восточные, что вызвало сильное недовольство в Константинополе. В ответ были закрыты храмы латинского обряда в столице Византии. Параллельно между греческими и латинскими богословами обострилась полемика относительно того, какой хлеб — пресный или квасной — нужно использовать в таинстве Святого Причастия, и по ряду других канонических и догматических вопросов.

В 1054 году Папа Римский Лев IX отправил в Константинополь своих легатов, которыми руководил кардинал Гумберт. Патриарху Михаилу Керуларию папа передал послание, в котором изложил притязания на всю полноту власти в христианской церкви, ссылаясь на так называемый Константинов дар — документ, являвшийся якобы посланием императора Константина Великого папе Сильвестру и передававший Риму высшую духовную власть в христианском мире. Впоследствии Константинов дар был признан подложным (подделка была изготовлена, предположительно, в VIII или IX веке во Франции), однако в XI столетии Рим ещё официально называл его подлинным. Патриарх изложенные в послании притязания папы отверг, и переговоры с участием легатов оказались безрезультатными. Тогда 16 июля 1054 года папские легаты вошли в собор Святой Софии в Константинополе и положили на его алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха Михаила Керулария и его помощников. Четыре дня спустя патриарх в ответ предал анафеме папских легатов.

Последствия раскола

«Именно после раскола 1054 года Римская церковь на Западе провозглашает себя католической («универсальной»), а на Востоке закрепилось именование Православная церковь — для обозначения сообщества всех православных престолов», — рассказал Олег Ульянов. По его словам, следствием раскола 1054 года стало завоевание Константинополя в 1204 году крестоносцами, считавшими православных схизматиками.

На фоне ослабления, а затем и гибели Византийской империи Рим несколько раз пытался склонить Православную церковь к объединению под своим началом.

В 1274 году византийский император Михаил VIII дал своё согласие на слияние церквей на условиях Папы Римского в обмен на военное сотрудничество с Западом. Это соглашение было оформлено на Втором Лионском соборе. Но оно было признано ничтожным при новом византийском императоре — Андронике II.

Очередная попытка заключения унии была предпринята на Ферраро-Флорентийском соборе 1438—1445 годов. Однако его решения также оказались непрочными и недолговечными. Спустя короткое время их отказались выполнять даже те епископы и митрополиты, которые изначально с ними соглашались: они ссылались на то, что признали верховенство Папы Римского под давлением.

В дальнейшем католическая церковь, опираясь на светские власти государств, подконтрольных католикам, склонила к заключению уний отдельные православные церкви. Так была заключена Брестская уния 1596 года, учредившая Греко-католическую церковь на территории Речи Посполитой, и Ужгородская уния (1646 год), переподчинившая Папе Римскому в духовном плане православное население Закарпатья.

В XIII столетии германский Тевтонский орден предпринял масштабную попытку экспансии на восток, однако его вторжение на русские земли было пресечено князем Александром Невским.

В XVI—XVIII веках (после Брестской унии) православное население подвергалось жестоким репрессиям на территории Речи Посполитой, что в значительной мере и спровоцировало восстания под руководством Богдана Хмельницкого, а затем Максима Железняка и Ивана Гонты.

«Раскол христианского мира был обусловлен целым рядом богословских, политических и культурных причин. И прежде всего вопросом главенства Папы Римского», — пояснил в беседе с RT руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.

По его словам, Римско-католическая церковь является структурой, в которой всё подчиняется Папе Римскому, а православие более многообразно.

«Во многом в результате разделения церквей культурное и политическое развитие пошло по-разному на Западе и на Востоке. Папство претендовало на светскую власть, а православие, напротив, было подчинено государству», — отметил эксперт.

Правда, по его мнению, в ХХ веке противоречия и различия между церквями были в известной мере сглажены. Это выражалось, в частности, в том, что Папа Римский стал терять светскую власть, а православная церковь в ряде ситуаций оказывалась в оппозиции к государству.

В 1964 году в Иерусалиме прошла встреча Папы Римского Павла VI с константинопольским патриархом Афинагором. На следующий год были сняты взаимные анафемы. При этом православие не признало filioque, а католицизм не согласился с отрицанием догматов о главенстве Папы Римского и о непогрешимости его суждений.

«В то же время, несмотря на разногласия, наблюдается процесс сближения: церкви демонстрируют, что могут быть союзниками в определённых вопросах», — подвёл итог Роман Лункин.