Церковь михаила архангела на карте

Церковь Архангела Михаила. Педулас. Кипр

Для нас эта церковь одна из самых любимых и многократно посещённых по многим причинам. Не знаем даже с чего начать. Давайте начнём с её значимости ? она построена в XV веке и является одной из десяти церквей на Кипре, занесённых в список культурного наследия ЮНЕСКО. Действительно, очень красивая, очень необычная, и большинство старинных фресок в ней прекрасно сохранилось. Немаловажно то, что в отличие от других подобных церквей, эта всегда в дневное время открыта для посещения. Не надо нигде искать ключи, не надо спрашивать смотрителя, а можно ли здесь сфотографировать хотя бы одну фреску.

Большим плюсом церкви является и её расположение. Деревня Педулас сама по себе притягательна с экскурсионной точки зрения, поэтому своих друзей мы непременно сюда завозим. или советуем многим проложить маршрут путешествия через эту деревню. Впрочем, хватит «петь дифирамбы», пора приступить к делу. Для начала посмотрим на внешний облик церкви Архангела Михаила.

Сразу бросается в глаза необычность её формы ? один скат крыши намного больше другого. Да и внешний вид не сильно похож на классический храм. Многие, конечно, знают, что почти все кипрские церкви из списка ЮНЕСКО имеют примерно такой вид. кроме «несимметричной» крыши, которая характерна только для Архангела Михаила в Педуласе.

На самом деле «длинная» крыша с западной стороны храма покрывает пространство, отделяющее внутреннюю церковь от внешней стены. Это один из характерных вариантов церквей на Кипре, которые называют «церквями под крышей». Внутреннее здание храма как бы прячется над ещё одним «защитным сооружением». Давайте зайдём внутрь и разглядим это пространство в западной её части, что на предыдущей фотографии находится справа.

Когда-то это пространство, вне основного здания церкви, во время религиозных обрядов предназначалось для женщин из-за малого размера «внутреннего» храма. Лена правильно «заняла позицию» на предшествующей фотографии.

На сайте Кипрской Организации по Туризму (CTO) выложен аудиотур по церкви Архангела Михаила, а также его текстовое описание, доступные для скачивания. Мы их приведём здесь.

А далее будем частично цитировать текст, сопровождая своими фотографиями и репликами.

Аудиотур (послушать, почитать или скачать): MP3 PDF

Прежде, чем начать детальное описание фресок, окинем взглядом внутреннее помещение церкви.

Фрески в церкви Архангела Михаила

Фрески этой церкви сохранились в сравнительно хорошем состоянии, не считая изображения Распятия на западном фронтоне и Вознесения на восточном. Роспись церкви была произведена в 1474 году, о чем говорит ктиторская надпись на западной стене храма. Расписывал ее художник Минас, из области Маратасас. Он известен еще и благодаря трем сохранившимся иконам, одна из которых находится в музее, а две других – в находящейся неподалеку церкви Честного Животворящего Креста Господня (Тимиос Ставрос стон Педула).

Итак, начиная с Рождества Богородицы, мы видим Святую Анну на ложе (в левой части фотографии). За ней ухаживают три девушки, одевающие её, а у изголовья кровати стоит Иоаким. Мы видим, что в руках у одной из девушек огромная ваза с двумя ручками, абсолютно не соответствующая своими размерами ни самой девушке, ни композиции в целом. Она свидетельствует о влиянии народного искусства.

Сразу переходим к Введению Богородицы во храм. Здесь мы можем заметить, что число еврейских девушек – не семь, а три из?за недостатка места.

Далее следует Благовещение, изображение которого выходит за рамки византийской иконографии. Архангел здесь возвещает с помощью надписи, а Мария отвечает с помощью раскрытой книги, лежащей на аналое.

Затем мы видим Рождество и Сретение Господне. Сюжет изображения Рождества традиционен. Богородица поворачивает голову, чтобы встретить Волхвов. У нее радостное выражение лица, что не характерно для византийской живописи.

Кроме того, в Сретении мы видим, что художник сопровождает ореолами образы Иосифа и Пророка Захарии.

На нижней части южной стены изображены Святой Георгий Диасорит, Апостол Павел, Святой Мамант, Святая Параскева и Святой Онуфрий. Давайте рассмотрим их на общем плане вместе с уже перечисленными выше фресками.

Далее, на западной стене, мы видим Крещение, где хорошо обрисованное мягкими линиями тело Христа контрастирует с напряженными линиями каменистых берегов и одеяний. Кроме того, река Иордан отображена двумерно, и мы в очередной раз обращаем внимание на своеобразие художественной манеры художника, которую мы отмечаем и на других фресках. Святой Иоанн так же изображен с ореолом, как и один из ангелов.

Вход Господень в Иерусалим, изображенный ниже, с трудом различим, ибо был сильно поврежден дождевой водой.

Затем следует Предательство, где Христос отворачивается от Иуды, глядя в сторону Петра, находящегося слева внизу. Изображение воинов, которые схватили Христа, своеобразно, что, возможно, отвлекает наше внимание от основной идеи произведения. Их разноцветное облачение, ножи и мечи за поясом отсылают нас к крестоносцам. Очевидно, образы были созданы художником именно под этим влиянием. Однако их обувь является характерной для Византии.

Наконец, мы проходим к северной стене, в верхней части которой изображена сцена Плача, Воскрешение Христа и Успение Богородицы.

На первой фреске мы видим бездыханное тело Христа лежащим в мраморной гробнице, будто речь идет о месте его погребения. Впечатляет оформление гробницы масками и листьями, а также поза Богородицы, которую поддерживают за руки две подруги, стараясь утешить.

Далее следует Воскрешение, где Христос представлен в белоснежном одеянии, что является нехарактерной деталью. Каменистый фон, не имеющий ничего общего с Кипром, появляется вновь, как и на предыдущих фресках, о которых мы говорили, например, в изображении Крещения.

Последняя фреска христологического цикла – это Успение Богородицы. Необходимо отметить однотипное, жесткое выражение лиц присутствующих при таком грустном событии, а также местоположение Иоанна, склонившегося к ногам Богородицы, хотя обычно он изображается у ее груди. Петр с кадилом находится, согласно традиции, у изголовья, Павел – у ног Богородицы, при этом он держит кадило левой рукой. В глубине мы видим архитектурные элементы: окна с железными решетками, как в темницах. Возможно, художник желал выразить атмосферу общественной жизни на Кипре своего времени.

На нижней части северной стены, к западу от входа, изображены Святая Варвара, Святая Марина, Святая Кириаки, включающая в себя все дни недели, Святой Феодор Стратилат, Святой Димитрий и Апостол Петр.

Над северным входом изображены дарители – священник Василиос Хамадос, со своей супругой и двумя дочерьми, приносящие церковь в дар Архангелу Михаилу.

С восточной стороны от входа огромное изображение Архангела Михаила.

В алтаре, в восточной части северной стены, за иконостасом, находится изображение Жертвоприношения Авраама.

На восточном фронтоне церкви, над апсидой, мы видим то, что осталось от изображения Вознесения,

а в половине полусферы апсиды – Богоматерь Влахернскую, с младенцем Христом в перевязи. Копия этого изображения была создана 22 года спустя, уже другим художником в церкви Честного Животворящего Креста Господня ? Тимиос Ставрос ту Агиасмати. Под изображением Богородицы мы видим Святого Николая, Святого Епифания, Святого Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Святого Спиридона.

Итак, говоря в общем о фресках этой церкви, мы можем отметить такие элементы художественной манеры художника, как использование красного цвета и его оттенков и передача лиц и элементов пейзажа посредством ломанных геометрических линий. На фресках, на которых присутствует множество образов, несмотря на то, что не соблюдаются правильные пропорции человеческих фигур, лики представлены свободно, и сцены изображаются не стесненно, хотя, как мы ранее детально рассмотрели, не передается правильно объемность и трехмерность. Таким образом, и во всех фресках, и, в особенности, в изображениях Святых проявляется их художественная самобытность.

К сожалению, не все фрески, о которых шла речь в описании от CTO, были нами сфотографированы. Зато нашлись изображения, о которых не было сказано ни слова, поэтому пару слов добавим от себя.

На южной стене, напротив огромного изображения Архангела Михаила, находится не менее значительная по размерам роспись. На ней Георгий Победоносец скачет по морю на коне, везёт с собой освобождённого из плена мальчика.

Нельзя не отметить и роспись с изображением Святых Константина и Елены, расположенную на северной стороне от западного входа. Если выйти из внутреннего здания «под крышу», то на внешней стороне южной стены можно разглядеть образ Иисуса Христа.

Подводя черту рассказу о церкви Архангела Михаила, скажем следующее. Храм расположен в очень живописной деревне Педулас, о которой у нас есть отдельный рассказ. В этой небольшой деревне, кроме «Архангела Михаила», есть ещё девять церквей. Очень советуем приехать сюда, чтобы потом просто побродить по уютным деревенским улочкам. Упоминания о некоторых фресках из церкви Архангела Михаила в Педуласе вошли в статьи искусствоведа Юлии Бузыкиной, опубликованные на сайте. В частности, про Архангела Михаила можно почитать в рассказе Ангелы Кипра. А образ святой Кириаки с изображением всех дней недели описан в рассказе Святая Неделя и судьбы античного искусства в Средневековье. Мало кто, прочитав этот рассказ, сейчас сможет сказать о какой фреске идёт речь, учитывая, что перед глазами прошёл их «калейдоскоп». Давайте покажем святую Кириаку в «гордом одиночестве».

Читайте так же:  Церковь котов

Если ваши стопы направились в сторону монастыря Киккос, то заехать в Педулас не составит труда, поскольку он находится практически по дороге. Впрочем, об этом расскажем чуть позже, после просмотра фотоальбома.

Со стороны Лимасола поднимаемся по трассе B8 по направлению к Троодосу, потом сворачиваем в сторону монастыря Киккос. Подробно это описано в рассказах о маршруте Лимасол ? Троодос и маршруте Троодос ? монастырь Киккос. От кольцевой развязки в районе деревни Prodromos едем по направлению к монастырю Киккос. Через 3,3 км будет первый съезд к деревне Pedoulas. Вот здесь и следует повернуть направо. Посмотрим оставшийся отрезок пути на карте Яндекса (Гугл почему-то вообще половину дорог в этой деревне не отображает). Поворот отмечен буквой «A».

Спускаемся в сторону деревни чуть менее километра и уже внутри деревни стараемся не пропустить поворот вправо под острым углом. Сворачиваем там и двигаемся по уже более узкой улочке 550 метров, пока не приблизимся к большой белой церкви, которая будет служить хорошим ориентиром. В принципе можно где-то здесь припарковать машину и пройтись дальше чуть менее 200 метров пешком. Но мы протискивались на машине дальше и останавливались на небольшой площадке слева от церкви Архангела Михаила (точка «B» на карте).

Церковь Архангела Михаила на карте Кипра. GPS координаты церкви

34.967700 32.831280 ? место стоянки рядом с церковью

Собор Архангела Михаила

Сочи: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Сочи
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (106)
    • Парки развлечений (20)
    • Пляжи (45)
    • Парки (10)
    • Спортивные сооружения (14)
    • Музеи (22)
    • Фонтаны (2)
    • Водопады (20)
    • Зоопарки (3)
    • Национальные парки (1)
    • Заповедники (7)
    • Магазины и ТРЦ (31)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Автовокзалы (1)
    • Аэропорты (1)
    • Храмы, соборы, мечети (6)
    • ЖД вокзалы (2)
    • Театры (4)
    • Озера (3)
    • Рестораны и кафе (49)
    • Порты (1)
    • СПА, источники (2)
    • Клубы, концертные площадки (5)
    • Кинотеатры (3)
    • Галереи (4)
    • Кемпинги (1)
    • Пабы (9)
    • Горы (4)
    • Бани, сауны (1)
    • Дайвинг центры и дайв-сайты (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Площади (1)
    • Рынки (1)
    • Забронировать отель в Сочи
    • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
    • Отзывы туристов
    • Фотографии Сочи
    • Советы о Сочи
    • Вопрос-ответ
    • Экскурсии в Сочи
    • Автобус ост. «Органный зал» – № 1, 2, 3, 14, 22, 23, 86, 103, 105, 105к, 105с, 120, 121, 125, 125п, 125с
      Маршрутное такси ост. «Органный зал» – № 19, 37, 38, 41, 43, 45, 83, 87, 92, 94, 95, 98, 113, 122, 180

      Собор Архангела Михаила является главным православным храмом Сочи и первым, построенным на территории Черноморского округа (1866–88 гг.). Он был возведен в ознаменование окончания Кавказской войны (1817—1864 гг.) по прямому указанию последнего наместника Кавказа, Великого князя Михаила Николаевича Романова. Причину такого решения связывают с его поездкой в здешние края весной 1871 года.

      Собор Святого Архистратига Михаила был построен в 1890 году на развалинах древнего каменного храма времен Византийской империи, обнаруженных на территории Навагинского форта. С 1981 года здание причислено к охраняемым государством архитектурно-историческим памятникам.

      История строительства

      Первоначально разработка проекта церкви с составлением сметы была поручена архитектору А. Вергилису, который в течение двух лет так и не сумел довести работу до логического завершения. Добровольную инициативу П. Верещагина о сооружении храма на собственные и привлеченные от частных лиц средства поддержал Д. Пиленко, занимавший в то время пост начальника Черноморского округа. В результате организация строительства была передана в руки Петру Васильевичу. Однако и он не смог продолжить работу, так как после очередной поездки на Черноморское побережье заболел малярией.

      Дела принял на себя брат Верещагина — Арсений Васильевич, вложивший в проект и возведение собора сумму, полученную от продажи собственного дома. Кроме того, ему удалось привлечь к финансированию зажиточного местного купца и землевладельца Н. Мамонтова.

      Проект храма Архангела Михаила был выполнен московским архитектором А. Каминским в кратчайшие сроки. В начале апреля 1874 года его работу одобрили соответствующие службы, а спустя полтора месяца — 26 мая — провели торжественное мероприятие по установке закладного камня. Этот день считается датой основания собора.

      Четыре года понадобилось на возведение стен и сооружение кровли, а дальше — начались трудности, длившиеся с небольшими перерывами долгих 12 лет. Русско-турецкая война негативно повлияла на проблемы с рабочей силой и поставками материалов. Позднее А. Верещагин столкнулся с нехваткой финансирования. Попытка привлечения промышленников и коммерсантов не увенчалась успехом. Лишь в 1888 году обязательства по выделению средств и завершению работ взял на себя Синод РПЦ.

      В начале XX века в церковно-приходской комплекс входили:

    • храм с колокольней;
    • административное здание с двухэтажным флигелем;
    • часовня;
    • трапезная;
    • приходская школа;
    • продовольственные погреба;
    • питьевые колодцы;
    • хозяйственные постройки;
    • садово-парковая зона;
    • теплицы.
    • После Октябрьской революции собор Архангела Михаила, как и большинство других религиозных объектов, был закрыт. Культовое сооружение с 1931 года использовалось под склады. Храм вернули прихожанам в 1944-м полностью опустошенным.

      Собор Архангела Михаила имеет крестово-купольную форму. В плане его размеры составляют 25,6 метров в длину и 17,1 метр в ширину. Крест, водруженный на колокольне, возвышается над землей на 34 метра. Архитектурный стиль храма определяется как эклектический, характеризующийся смешением разных направлений. Внутреннее пространство здания перекрыто сводами.

      Центральный купол собора венчает световой фонарь с золоченой главкой и крестом. Многоярусная колокольня завершается шатровой конструкцией.

      В процессе масштабной реконструкции 2007–08 гг. были заменены: стропильная система, кровельный настил и полы; обновлены фасады; подведено отопление и новые коммуникации. Во дворе возвели стилизованную водосвятную часовню в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Сооружение окружили скульптурными изваяниями. Также была обустроена прилегающая садово-парковая зона.

      Внутреннее убранство

      Стены, своды и колонны собора Михаила Архангела богато украшены росписями. На них изображены библейские сюжеты, образы святых и широкие орнаментальные узоры. Золоченый фон придает внутреннему пространству особую торжественность.

      Расписание богослужений

      В сочинском соборе Архангела Михаила проводятся ежедневные богослужения (кроме дней, назначенных для уборки храма). В будни, включая субботу, утренняя Литургия совершается в 08:00, а вечерняя служба начинается в 17:00.

      В воскресенье утренние Литургии можно посетить в 06:30 (Иверская церковь) и в 08:30 (храм Архангела Михаила). Вечерняя служба совершается в 17:00, как и в будние дни.

      Крестильный храм во имя Иверской иконы Божией Матери был заложен 19 декабря 1995 года рядом с главным православным собором Сочи. В воскресные дни здесь проходят ранние Божественные Литургии.

      В зале приходских собраний, находящемся в нижних помещениях, размещена библиотека. Получить абонемент можно по предъявлению паспорта. Часы работы:

    • по средам — с 09:00 до 12:00;
    • по субботам — с 15:30 до 17:00;
    • в воскресные дни — с 10:00 до 17:00.
    • Каждый желающий может взять для прочтения любую православную книгу из открытого библиотечного фонда.

      При соборе св. Архистратига Михаила функционирует Воскресная школа для взрослых прихожан и детей разных возрастных групп. Занятия проходят еженедельно в зале приходских собраний Иверской церкви.

      Режим работы Воскресной школы:

      • для взрослых — суббота в 15:30 и воскресенье в 11:00;
      • для детей от 3 до 7 лет — воскресенье в 10:15;
      • для детей от 7 до 14 лет — воскресенье в 10:00.

      В стенах школы для малышей 4–8 лет проводятся кружки, где детей обучают навыкам рисования и рукоделия. Кроме того, юных прихожан 5–15 лет приглашают принять участие в детском хоре. В рамках занятий их подготавливают к церковному пению во время богослужений.

      Как добраться до собора Архангела Михаила в Сочи

      Ближайшая остановка общественного транспорта «Органный зал» находится на Курортном проспекте, в 250–280 метрах от храма. До нее можно доехать:

    • автобусами — № 1, 2, 3, 14, 22, 23, 86, 103, 105, 105к, 105с, 120, 121, 125, 125п, 125с;
    • маршрутными такси — № 19, 37, 38, 41, 43, 45, 83, 87, 92, 94, 95, 98, 113, 122, 180.
    • Схемы движения общественного транспорта, проезжающего через остановку «Органный зал», можно посмотреть на специальном сайте. Доехать до собора Архангела Михаила можно, также, воспользовавшись услугами мобильных служб такси Uber, Яндекс.Такси, Gett, Maxim и пр.

      Собор Архангела Михаила в Сочи — видео

      Церковь Михаила Архангела – гарнизонный храм Ярославля

      Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, ул. Первомайская, д. 67
      Начало строительства: 1657 год
      Окончание строительства: 1682 год
      Святыни: частица мощей апостола Андрея Первозванного, икона с частицей мощей преподобного Илии Муромца
      Координаты: 57°37’19.4″N 39°53’33.2″E
      Объект культурного наследия Российской Федерации

      Если верить дошедшим до нас источникам, храм, посвященный Архистратигу Михаилу, является древнейшим в старинном Ярославле. Он был построен раньше Успенского собора. Возведение каменного храма растянулось на целую четверть века. Поэтому в его облике сохранились черты сразу двух традиций ярославского зодчества. Сегодня эта церковь – действующий гарнизонный храм, радующий взгляды прихожан и туристов нарядными фасадами и белыми наличниками.

      История церкви Михаила Архангела

      По сохранившемуся преданию самый первый храм, на месте, где сейчас расположена церковь, был выстроен еще в 1215 году по воле третьего ярославского князя Константина Всеволодовича (Мудрого). Его возвели из бруса и освятили в честь Архистратига Михаила. Простоял этот храм почти 80 лет.

      Вид на церковь с ул. Первомайской

      Когда он обветшал, его заменили новым, тоже деревянным. И вторая супруга ярославского князя Федора Ростиславовича Черного — Анна передала в дар новой церкви очень красивую икону с ликом Архистратига Михаила, богато украшенную золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями. По ее распоряжению храм стали считать соборным. Кроме этого, он, как считают историки, выполнял функции дворцовой церкви, так как ярославские удельные князья жили в то время неподалеку.

      Интересно, что Анна была дочерью хана Золотой Орды и получила свое имя при крещении. Брак между нею и ярославским князем произошел с разрешения константинопольского патриарха. И в этом союзе было рождено два сына – Давид и Константин.

      В 1657 прихожане собрали необходимые средства и заложили новый каменный храм. Но спустя год в городе произошел опустошительный пожар. Огонь поглотил почти все деревянные постройки и причинил огромный ущерб немногочисленным тогда каменным строениям. Ярославцы очень долго оправлялись после такого страшного бедствия. На строительство новой церкви не хватало ни средств, ни сил, и оно растянулось на целых 25 лет. Освящение храма произошло только в 1682 году при митрополите Ионе Сысоевиче.

      Церковь располагалась на западной окраине Стрелецкой слободы города и служила местом для моления военнослужащих. То есть была гарнизонной. И это не случайно, так как Михаил Архангел издавна почитался военными как небесный покровитель и защитник.

      Вид на церковь с Которосльной набережной

      Сохранились старые фотографии церкви, сделанные в начале XX века. На них видно, что фасады храма побелены. В это время его прихожанами были только 82 ярославца. В храме хранились старинные иконы, сделанные из серебра кресты с мощами святых, а также старинная рукопись, так называемая «Келейная запись», где местный священник Семен Егоров с 1761 по 1825 годы вел летопись церкви.

      С наступлением новой власти, судьба практически всех культовых зданий в России круто изменилась. В 1918 году, когда в Ярославле проходило белогвардейское восстание против Советской власти, церковь сильно пострадала от артиллерийских снарядов и осколков. В 1924 году храм, как и большинство ярославских церквей, закрыли для верующих. А ценности и богослужебную утварь конфисковали и просто разграбили. К счастью, бесценный дар, хранящийся со времен Анны, княжны ярославской – икона «Михаил Лоратный», которую написали византийские мастера, была спасена. И сегодня ее можно увидеть в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.

      В 1925 году церковные колокола пустили на переплавку. Потом много лет помещения использовали под склад. И для этого внутри здания возвели межстенные перегородки. За это время большой ущерб был нанесен фрескам храма и многоцветным изразцам, украшавшим его паперть. Окружающая храм кирпичная ограда сохранилась, за исключением арочных ворот. Какое-то время церковь принадлежала Ярославскому музею-заповеднику, и ее реставрировали.

      Вид церкви Михаила Архангела с колокольни Спасо-Преображенского монастыря

      И только в 1994 году храм вернули верующим. Вначале отреставрировали теплую церковь. Потом отштукатурили фасады здания и полностью восстановили витражи на окнах. И, наконец, после больших ремонтных работ храм обрел былую красоту и величие.

      Архитектура и внутреннее убранство церкви Михаила Архангела

      Храм построен согласно существовавшим в середине XVII века архитектурным традициям. Это большая четырехстолпная, трехабсидная церковь на высоком подклете. Вероятнее всего, он использовался как складское помещения для хранения товаров, так как храм располагался неподалеку от Торговой площади Ярославля.

      Характерными для того времени являются монументальные формы, которые имеет нижний ярус храма, и очень красивое высокое крыльцо, сделанное на ползучих арках. Основной объем церкви имеет два этажа, с севера и запада опоясан галереями. С северо-запада от него поставлена высокая колокольня, массивное основание которой увенчано неожиданно маленьким восьмигранным шатром.

      Более поздние архитектурные традиции, которые использовались зодчими уже в конце XVII века, переданы, прежде всего, в храмовой кровле. Она уже более практичная — четырехскатная. И только ряд кокошников под ней напоминает об использовавшихся прежде закомарах. Церковь Михаила Архангела стала первой в городе, где был использован этот, новый – скатный вид кровли, не позволявший снегу скапливаться на крыше. К тому же, в храме сделаны высокие окна, а пять куполов и поддерживающие их мощные световые барабаны имеют крупный размер.

      Купола церкви Михаила Архангела

      Искусствоведы и историки объясняют этот несколько разнохарактерный архитектурный облик отдельных частей культового здания очень долгим периодом его строительства. Ведь возводили храм четверть века. К тому времени у архитекторов и строителей появились новые потребности и возможности. И силуэты храмов стали делать более выразительными, хорошо видными издалека.

      В церкви Архангела Михаила нет пропорциональности и гармоничности лучших памятников ярославского зодчества, но, тем не менее, она очень красива. Сочетание красноватых стен и белоснежных пилястр, закомар и наличников, а также зеленоватых куполов делают храм нарядным и торжественным.

      На протяжении ее истории церковь перестраивали, но незначительно. Например, в связи с возведением с северной стороны здания придела в виде башенки, посвященного преподобным Зосиме и Савватию, разобрали ведущее на галерею крыльцо. Известно, что этот придел имел четырехярусный золоченый иконостас и был частично расписан в 1848 году.

      Фасады церкви и ее западное высокое крыльцо декорированы живописными зелеными изразцами. Сегодня они – одни из самых старых в Ярославле, и по возрасту уступают лишь поливной керамике храма Рождества Христова.

      Вид на церковь с востока

      Внутренняя роспись церкви была выполнена в летом 1731 года ярославскими изографами, под руководством известного по всей России мастера Федора Федорова. До церкви Архистратига Михаила он расписывал Введенский собор Толгского монастыря, церкви Спаса на городу и Николы Меленки. Искусствоведы считают также, что мастер приложил руку к созданию фресок в ярославских церквях Ильи Пророка, Рождества Христова и Благовещения, а также вологодских храмов Дмитрия Прилуцкого и Покрова Пресвятой Богородицы. В год, когда расписывали храм Архангела Михаила, Федоров был уже глубоким старцем. К счастью, на южной стене церкви сохранились имена всех иконописцев, кто трудился над созданием ее прекрасных фресок. Их старанием и мастерством на стенах было создано почти 500 сюжетных клейм.

      Современное состояние церкви Михаила Архангела

      Сегодня церковь – действующий православный храм, принадлежащий ярославскому военному гарнизону.

      Здесь создано три престола. Главный из них посвящен Архангелу Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным. Это холодный храм, расположенный на втором этаже здания. Зимняя часть церкви, обустроенная в южном крыле галереи в 1781 году, освящена в честь Благовещения Божией Матери. Именно здесь, в подклетной части здания, сейчас проходят церковные богослужения. Третий престол сделан в честь преподобных Соловецких чудотворцев – Зосимы и Савватия.

      Примечательно, что ежегодно в августе церковь становится одним из мест, где проходят мероприятия ярославского фестиваля «Преображение», посвященного церковной и хоровой музыке. Лучшие звонари демонстрируют свои умения на специальной деревянной звонничке, обустроенной на храмовой территории.

      Как добраться до церкви Михаила Архангела

      Церковь находится в Ярославле на Первомайской улице, 67. Раньше эта улица называлась Казанской.

      На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать реку Коротосль, а за автомобильным мостом – повернуть направо на Коротосльскую набережную, которая и выводит к храму Михаила Архангела.

      На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до церкви Михаила Архангела составляет 2,9 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на автобусе или маршрутном такси.

      Церковь Михаила Архангела «в бору»

      В 8 километрах от Углича по Ярославской дороге среди густого леса стоит удивительный храм — Церковь Михаила Архангела.

      Как гласит легенда, давным-давно благочестивые миряне из ближайшего села задумали поставить церковь у Ярославской дороги. Неожиданно возникло препятствие: выстроенное за день к утру следующего дня таинственным образом разрушалось. Вскоре одному из строителей было ниспослано видение, из коего следовало, что высшие силы определили для церкви место на небольшом островке среди лесных болот. Так в нескольких верстах от ближайшего жилья, «в бору», появилась первая рубленая церковка. Вскоре при храме возник Архангельский монастырь.Точное время его появления не известно, но в конце XV века монастырь уже существовал.

      В Смутное время, как и другие угличские монастыри, он был разорен поляками.На Страстной седмице 1610 г. от рук интервентов погибли 40 иноков во главе с игуменом Михаилом, а вместе с ними – 300 мирян. С окончанием Смуты монастырь возродился.В XVII веке в нем находились церкви Рождества Богородицы и Михаила Архангела. Все постройки были деревянные В 1663 г. монастырь как несостоятельный был приписан к угличскому Воскресенскому и в этом статусе оставался вплоть до 1764 г., когда обе обители были упразднены.Монастырский храм стал обычной приходской церковью.В 1787 г. вместо прежних деревянных храмов прихожане построили новый каменный храм, до сих пор украшающий пейзаж этих чудных мест.

      В архитектуре церкви ничего исключительного – обычный двухэтажный храм с пятью главами, трапезной, каких много не только в округе Углича, но и в центре России. Но как строителям удалось соотнести его с данным местом! Чудная простота побеленной кладки, незамысловатых архитектурных деталей так вяжется с окружающими соснами, лесной полянкой и удаленностью не только от шума машин, но и от окрестных деревень. Въезжая по дороге в Архангельское, будто попадаешь в другой мир. От села давно ничего не осталось – только погост и церковь, возносящая к небу свои главы.

      В конце XIX в. рядом с храмом построили высокую колокольню из красного кирпича.Удивляешься, зачем была нужна она маленькому сельскому приходу, когда такая громадина могла осенять и крупный монастырь? Но ныне, не вдаваясь в ее архитектурные формы, мы скажем, что она была нужна как живописное дополнение, как яркое цветовое пятно, дополнившее простоту и белизну самого храма.

      Архангельская церковь никогда не закрывалась, и в ней на удивление целостно сохранился интерьер XIX века, такой мало примечательный и обычный, но после варварства послереволюционных лет ставший исключительной редкостью. Там видны раскрашенные полы, поздняя масляная живопись, лепнина. Иконостас, хотя и с трехгранным выступом, своими формами очень напоминает иконостас церкви Царевича Димитрия «на крови». Прежнее убранство нижнего Введенского храма почти утрачено. Ныне его образуют современные росписи и иконы, в выразительности, кажется, превосходящие старинные украшения верхнего. Они тщательно следуют канонам и формам традиционной древнерусской живописи.

      В этих местах жива память трагичных событий Смутного времени, отделенных от нас покровом четырех веков. Цела могила защитников монастыря от польских интервентов.В 1986 году двое местных жителей вытесали крест и несколько километров несли его на себе, чтобы установить на долгое время остававшейся заброшенной братской могиле. Рядом с храмом — Святой пруд с удивительно чистой водой, в котором были когда-то скрыты монастырские ценности. Есть тут и болотистая Черная лужа, в которую по легенде побросали тела убитых захватчиков.

      На церковном кладбище встречаются захоронения двухсотлетней давности. Необычны кованные кресты, установленные на старых могилах.

      Церковь стоит в очень живописном и уединенном месте. Здесь хорошо просто отдохнуть от шума и суеты городов.

      Церковь находится по адресу: Угличский район, с.Архангельское.

      Настоятель — иромонах Рафаил.

      ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

      РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

      Храм Архангела Михаила в Белоусове гор.Москвы был построен в конце XVII века. В 1953 году храм был закрыт, заброшен и пришел в аварийное состояние. В 1995 г. церковь была возвращена верующим для проведения богослужений. После проведения противоаварийных работ, стали регулярно совершаться богослужения по воскресным дням и православным праздникам. В 2002 г. храму был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. С 2007 по 2019 год в ходе масштабных ремонтно-восстановительных работ храм был полностью восстановлен, построен дом причта, благоустроена и озеленена прихрамовая территория. 27 сентября 2019 года состоялось Великое освящение храма Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

      Главный Престол храма в честь АРХАНГЕЛА МИХАИЛА.

      Боковые приделы (Престолы) в честь АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА И ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

      Престольный праздник — 21 ноября (по новому стилю) в день празднования Собора Архистратига Михаила и Прочих Сил Бесплотных.
      Памятные даты храма можно посмотреть в специальном разделе сайта.

      Настоятель храма — иерей Сергий Байдаков.

      Храм открыт ежедневно с 8 до 17 часов.

      Богослужения проходят ПО РАСПИСАНИЮ .

      В субботние дни в 15.30 совершается Панихида о упокоении.

      Начало Всенощного бдения в 16.00

      В воскресные дни начало Божественной Литургии в 8.30, по окончании Божественной Литургии в 11.00 совершаются Молебные пения с Акафистом перед Афонским списком чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица».

      В храме совершаются Таинства Евхаристии (причащения), Покаяния (исповеди), Крещения (детей и взрослых), Венчания, Елеосвящения (соборования).

      Проводится обряд Отпевания усопших христиан очно или заочно.

      На основании распоряжения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех приходах города Москвы неукоснительно соблюдаются требования проведения бесед с родителями младенцев или их крестными перед Таинством Крещения об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни.

      Огласительные беседы проводятся по предварительной договоренности с настоятелем храма.

      Контактный телефон: 8 (926) 715-97-37

      Фотоальбом о восстановлении нашего храма

      В наших архивах сохранился фотоальбом Мособлгеотреста 1993 года. В нем есть указатель, с какого ракурса делались фотографии в храме и вокруг него.

      Мы постарались восстановить этот альбом в новом виде: как выгладит наш храм сегодня. Предлагаем ознакомиться с этими интересными фотографиями.

      Память священномученика Владимира Четверина

      2 сентября (20 августа по ст. ст.) Церковь чтит память святого священномученика Владимира Четверина, частица мощей которого находится в святом Антиминсе нашего храма.
      День памяти священномученика Владимира Четверина является нашим храмовым праздником.

      Священномученик Владимир Четверин родился в 1874 году, в Симбирской губернии в простой, благочестивой семье. Он долгое время работал учителем в школе грамоты, затем – в церковно-приходской школе, а в 29 лет стал псаломщиком. После окончания миссионерских курсов при Казанской Духовной Академии, в возрасте 36 лет, был рукоположен в сан священника и направлен служить в свое родное село Барахман-Гарт в Мордовии.

      Отец Владимир служил, продолжая преподавание в местной церковноприходской школе и в школе соседнего села. Везде он был примером «словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4,12). У отца Владимира с матушкой Марией было 11 детей, трое из которых умерли в младенческом возрасте. Продолжая путь отца, многие из них подвизались на ниве учительства, а трое его сыновей также приняли мученическую кончину, будучи расстрелянными.

      После революции новая власть отправила в деревню продовольственные отряды, чтобы реквизировать у крестьян хлеб для нужд голодающих городов. Прихожане отца Владимира попросили священника сохранить зерно, отложенное на пропитание и весенний сев. Об этом стало известно властям и священника задержали. Четверина также обвинили в том, что он не отдал новой власти метрические книги, в которых регистрировались венчания, крещения и отпевания. А заодно, как записали в протоколе, «в разрухе финансового состояния в стране и в не сдаче имеющегося огнестрельного оружия».

      В августе 1918 года отца Владимира арестовали. Его изнуряли допросами, но священник не признал своей вины и никого не оговорил. Жители окрестных деревень просили снять арест с приходского священника. Но иерея приговорили к смертной казни. Он был расстрелян 2 сентября 1918 года за «пропаганду против советской власти». Его тайно похоронили у алтаря Рождественской церкви с. Барахман-Гарт. В сентябре 2007 года мощи святого были обретены и перенесены в собор святого Феодора Ушакова в г. Саранске. Пречистые мощи чудесным образом сохранились нетленными в могиле, сквозь которую протекал холодный ключ. Нетленными остались и нательный крестик, и Святое Евангелие, вложенное в руку святого.

      Тропарь глас 1-й:
      Царство Небесное паче земных красот возжелев, / добрым подвигом Христу подвизался еси./ И безбожное веление мужественне отринув, / сугубую благодать от Господа Сил приял еси. / Сего ради усердно тебе вопием: // моли о нас Христа Бога, отче Владимире, священномучениче.

      Кондак, глас 3-й:
      Безбожному велению не повинулся еси / и мирския вся соблазны отринув / даже до лютых страданий и смерти Христу верен пребыл еси / и лику мученическому сочетался, отче Владимире! / И ныне паствы твоея пение прими: / испроси нам у Христа Бога грехов оставление // и велию милость.

      Читайте так же:  Детские центры белая церковь