Церковь в архангельске на комсомольской

Архангельская епархия

  • В течение двух веков духовным центром Архангельска был Свято-Троицкий кафедральный собор. Его называли одним из самых красивых соборных храмов во всей России. По преданию, место для будущего храма указал Петр I во время пребывания в Архангельске.

    Адрес: г. Архангельск, пл. Профсоюзов

    Первый кладбищенский храм в этой части Архангельска построен был в 1773 году усердием и трудами архангельского купца Афанасия Юсова и купеческой вдовы Иулиании Дорофеевой. Он имел три престола, главный из которых был освящен в честь Преображения Господня, а два других — свт. Николая и Стефана Пермского. 11 августа 1806 г. в храм попала молния, разгоревшийся пожар полностью уничтожил храм. Граждане города приняли решение построить на месте сгоревшего два новых храма.

    Телефон: +7 (8182) 68-40-92

    Храм cвятого Мартина Исповедника (Архангельск)

    Церковь Троицы Живоначальной (Троицко-Кузнечевская церковь) в Архангельске — старинный храм на берегу реки Кузнечихи, памятник архитектуры федерального значения.

    Телефоны: (8182) 27-64-38; (8182) 24-00-33

    Электронная почта: [email protected]

    31 декабря 1998 года настоятелем храма был назначен отец Роман Ковальский.

    В 2002 году на первом этаже здания была оборудована молельная комната и начались регулярные богослужения.

    6 февраля 2004 года прошло освящение храма во имя святой блаженной Ксении Петербургской.

    Деревянная однопрестольная церковь преподобного Сергия Радонежского была построена в 1902 году при железнодорожной станции Исакогорка.

    Закрыта в 1920-х, использовалась под спортзал, школьные мастерские, в 1930 в здании храма был размещён магазин.

    В 1993 начаты восстановительные работы, церковь освящена и открыта для богослужений в 1995.

    Адрес: Россия, Архангельская область, Архангельск, Исакогорский район, улица Клепача, 2

    Архангельская область (храмы)

    Михаило-Архангельский кафедральный собор (Архангельск)

    После революции собор не был закрыт, так как в 1920 году с общиной верующих был заключен договор на использование здания храма. Спустя 5 лет договор был расторгнут. Собор предполагалось использовать как дом культуры. Наиболее ценные предметы были изъяты, иконы – розданы верующим. В результате в 1928 году с куполов были сброшены кресты, а к 1931 году храм был полностью уничтожен. На месте кафедрального собора Архангельска был построен театр.

    В 2005 году Святейший Патриарх Алексий II благословил строительство в Архангельске нового кафедрального собора в честь Архистратига Божия Михаила, покровителя города.

    Телефоны для справок: +7 (8182) 68-07-73; +7 (931) 413-30-80

    Свято-Ильинский кафедральный собор (Архангельск)

    Основанием для постройки Свято-Ильинского собора следует считать Указ 1723 года, изданный Сенатом и запрещавший погребение внутри городов. Эта мера была обусловлена частыми эпидемиями и вошедшими в историю «чумными бунтами». Именно необходимость закладки городских кладбищ и строительство на них православных храмов вынудили архангельского губернатора Ивана Петровича Измайлова обратиться к архиепископу Варнаве с пространным посланием заканчивающимся словами: «предлагаю Вашему архипастырству на рассуждение, дабы умерших тела хоронены были вне города…»

    Памятуя о недавней трагедии, архангельский купец Иаков Петрович Никонов строит летний храм с престолами во имя свв. Пророков Божиих Илии и Елисея.

    Адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Ильинская, д.10А

    Храм в честь святителя Мартина Исповедника на Соломбальском острове в Архангельске — старинная святыня Русского Севера.

    Построенный в 1806 году, он сохранил внешне первозданный вид и в значительной степени внутреннее убранство.

    Соломбальцы особенно любили этот храм и много жертвовали на его благоукрашение.

    Адрес: Россия, Архангельская область, Архангельск, Соломбальский район, улица Терехина, 75

    Телефон: +7 (8182) 22-32-20

    Электронная почта: [email protected]

    Свято-Троицкий храм (Архангельск)

    Церковь Троицы Живоначальной была построена вместо двух обветшавших деревянных церквей, Троицкой и Богоявленской, на средства стрелецкого и гайдуцкого полков, которые обороняли Новодвинскую крепость.

    Адрес: 163045, г. Архангельск, ул. Комсомольская, 1

    Храм блаженной Ксении Петербургской (Архангельск)

    В 1997 году на месте храма было здание комбината бытового обслуживания, принадлежавшее «Промстройбанку», который в свою очередь безвозмездно передал здание Архангельской и Холмогорской епархии. А поводом стало обращение жителей Маймаксанского округа к епископу Тихону: маймаксанцам нужен свой храм! Инициативу поддержал тогдашний глава округа Чуркин В.Н.. Над проектом храма работал архангельский архитектор Никитин В.Л.. Вокруг этой идеи смогли объединиться руководители действующих предприятий, каждый внес свою лепту, и в 1998 году началось строительство храма.

    15 февраля 2000 года подняли купола на колокольню.

    В 2001 году 6 февраля Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил первый молебен в строящемся храме.

    Адрес: 163026, г. Архангельск, ул. Победы, 128

    Телефон: +7 (911) 593-88-85

    Храм преподобного Сергия Радонежского (Архангельск)

    Телефон: +7 (8182) 67-45-40

    Храм Сретения Господня (Заостровье)

    Храм Сретения Господня расположен в небольшой деревне Рикасово на территории Заостровского сельского поселения Приморского района Архангельской области, в четырёх километрах от города Архангельска.

    Церковь Сретения Господня в Заостровье — одна из двухсот в стране, ни разу не закрывавшихся: прихожане отстояли свой храм от разорения.

    Адрес: 165515, Приморский район, д.Рикасово

    Телефон: +7 (921) 491-57-84 — иерей Димитрий Костюченко

    Проезд: с автодороги Архангельск — Северодвинск повернуть на Заостровье, храмовый комплекс хорошо виден издалека. Через 2,5 км на Т-образном перекрестке налево, затем дорога повернет к храмам. Из Архангельска от Морского вокзала до Заостровья ходят рейсовые автобусы №№ 105 и 106.

    Храм Воскресения Христова (Северодвинск)

    Исторически Солзенский приход Третьего благочиния Архангельского уезда состоял из одного селения, находящегося от Архангельска в 50-ти верстах и от ближайших Нёнокского в 23 и Кудьмозерского в 13-ти верстах. По данным из Краткого исторического описания приходов и церквей Архангельской епархии видим, что в последнее десятилетие XIX в. в приходе были две деревянных церкви, обе в честь Воскресения Христова. «Одна, более древняя, построена на средства местных крестьян в 1761 г., в ней один престол во имя Воскресения Христова; кровля и наружные стены выкрашены; в одной связи с нею стоит колокольня весьма ветхая. Другая церковь устроена в 1892 г.; в ней два престола: главный во имя Воскресения Христова и придельный во имя иконы Божьей Матери, именуемой «Троеручица». Утварь при церкви имеется только самая необходимая; ризница небогатая; книги потрепаны. Церкви содержатся исключительно на добровольные подаяния, т.к. не имеют никаких угодий. «.

    Адрес: Россия, Архангельская область, Северодвинск, ул. Зои Космодемьянской, 2

    Телефон: +7 (81842) 70465

    Электронная почта: [email protected]

    Храм Владимирской иконы Божией Матери (Северодвинск)

    Храм Владимирской иконы Божией Матери — православный храм в городе Северодвинске Архангельской области. Входит в состав Северодвинского благочиния Архангельской и Холмогорской епархии Русской Православной Церкви.

    Местночтимый список Владимирской иконы Божией Матери изначально находилась в селе Меландово Емецкого уезда Архангельской губернии в деревянной церкви XVI века освящённой в честь Святой Троицы. Новый Троицкий храм из камня был возведен уже в XIX веке, а старый деревянный (после ремонта) был освящен уже в честь иконы Божией Матери в середине XIX века. К тому времени икона уже была написана и являлась главным сокровищем церкви.

    Читайте так же:  Почему девушкам с месячными нельзя в церковь

    Адрес: 164502, Архангельская область, г.Северодвинск, ул. Лебедева, д.16

    Проезд: автобусными маршрутами № 16 и 17 до остановки «АТС»

    Свято-Стефановский храм (Котлас)

    Свято-Стефановский храм освящен 8 декабря 1829 года во имя святителя Стефана епископа Пермского. Вместе с Никольским храмом составляет единый комплекс. В период 1932-1937 годов в храмах разместили мельницу и маслозавод. После войны в связи многочисленными просьбами передать храм верующим было принято решение о передаче храмов общине.

    На сегодняшний день на территории Свято-Стефановского храма активно ведутся ремонтно-реставрационные работы. По благословению епископа Котласского и Вельского Василия в нижнем храме в честь свт. Николая Чудотворца совершен капитальный ремонт. Также проходят реставрационные работы у храма-колокольни в честь свт. Стефана Пермского.

    Летом 2019 года на территории Свято-Стефановского храма начались строительные работы по возведение духовно-просветительского центра, а 18 апреля 2019 года епископ Котласский и Вельский Василий совершил освящение духовно-просветительского центра во имя свт. Стефана Великопермского.

    Адрес: Россия, Архангельская область, Котлас, улица Виноградова, 1

    Телефон: +7 (81837) 5-67-29; +7(931) 406-34-73

    Свято-Никольский храм (Белушья Губа)

    История православия на Новой Земле восходит к XVII веку. Тогда настоятелю Антониево-Сийского монастыря игумену Феодосию было поручено направить на острова в Ледовитом океане попа и дьячка. В архивах не сохранилось сведений о том, было ли выполнено это распоряжение или нет. Первые документально подтвержденные сведения о храмах и часовнях на Новой Земле относятся к концу XIX века — периоду начала плановой колонизации архипелага.

    До революции на Новой земле находилось подворье Николо-Корельского монастыря, на котором подвизались одиннадцать монахов. В советское время церковная жизнь прервалась. До сегодняшнего дня сохранился Свято-Никольский храм в поселке Белушья Губа — административном центре Новой Земли. Церковь была построена в 1913 году. Никольский храм в Белушьей Губе параллельно выполнял функции школы и аптеки. За прошедшее с тех пор время поселок отступил от берега залива примерно на километр, и храм оказался за его пределами. Здание использовалось для различных хозяйственных нужд. До сегодняшнего деревянное храмовое здание дошло в полуразрушенном виде.

    Возрождение началось в 1997 году, когда епископ Тихон освятил первый камень в основание будущего новоземельского храма. В 1999 году на Новую Землю получил назначение первый настоятель прихода иеромонах Иннокентий (Русских). За восемь с половиной лет отец Иннокентий собрал вокруг себя православный приход, воссоздав прервавшуюся в советское время связь с Православием.

    Адрес: Россия, Архангельская область, архипелаг Новая Земля, посёлок Белушья Губа

    Проезд: Закрытая территория, проезд только по согласованию с военными.

    Телефон: +7 (921) 081-05-03

    Богоявленский собор (Нарьян-Мар)

    Богоявле?нский собор — кафедральный собор Нарьян-Марской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Нарьян-Мар (адрес: улица Ленина 7). Самое высокое здание города, высота 36 м. Соборный комплекс является примером стилизации деревянного зодчества Русского Севера XVII—XVIII веков.

    В храме расположены два придела: нижний — в честь прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев и верхний — в честь Богоявления Господня.

    Проезд: Самолётом из Архангельска; в период навигации: поездом на Воркуту или Лабытнанги до ст. Ираёль, авт. до Щельяюр, далее теплоходом «Ракета» (ходит через день) до Нарьян-Мара. Обратно возможен гидростоп на сухогрузе до Архангельска.

    Адрес: Ненецкий АО, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 7.

    Храм апостола Иоанна Богослова (Плесецк)

    Поселок Плесецк – районный центр Плесецкого района. Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова был основан 3 июля 1999 года. Строительство велось тщанием президента ЗАО «Строительной компании АРС-Центр» Киселёва Вячеслава Альбертовича при содействии Российского Фонда архитектурного наследия имени Андрея Рублёва и на пожертвовании русских людей. Освящен 27 августа 2000 года епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном.

    Здание храма представляет собой шатровую деревянную церковь, построенную в северных русских традициях – окна с резными наличниками, высокие хоры, пятиярусный иконостас, образа для которого писали московские мастера.

    Первым настоятелем был назначен иерей Максим Волошин с 1999 года по 2007год. С 2007 года и по сей день настоятель храма — иерей Глеб Должиков.

    За последний период при храме построена автономная котельная. В храме пол покрыт ламинатом. Приобретены новые иконы. В средней части крыльца сделан крытый тамбур.

    Адрес: 164262 Архангельская область, п. Плесецк, ул. Партизанская 33

    Телефон: 8 (81832) 7-11-13

    Сретенско-Михайловская церковь (Красная Ляга)

    Храм упоминается в Формулярных ведомостях по 2-му благочинию Каргопольского уезда за 1866 год как построенный в 1655 году тщанием местных крестьян. Как классический восьмериковый храм с галереей на консолях с трёх сторон (кроме восточной) храм предположительно существовал между 1665—1840 годами.

    С 1840 (или 1842) по 1894 годы храм стоял без галереи, лестница в основной объём храма была устроена внутри западного прируба, который был в это время отделён от основного объёма стеной.

    При реставрации 1894—1895 годов был понижен уровень пола, благодаря чему отпала необходимость в высокой лестнице для попадания в церковь. Кроме того, церковь приобрела плотную, ярко окрашенную внешнюю обшивку с эклектичным декором, сформировавшую современный облик памятника.

    Адрес: Россия, Архангельская область, Каргопольский район, урочище Красная Ляга

    Проезд: Из Каргополя на автомобиле: выезд из города по дороге в Лядины и Пудож; двигаться по ней прямо до с. Печникова, где свернуть направо по указателю на Кучепалду. Через примерно 6 километров в урочище Красная Ляга церковь будет справа у дороги

    Свято-Введенский собор (Сольвычегодск)

    Введенский монастырь в Сольвычегодске (ранее Вологодской епархии, с 1929 г. Сольвычегодск – в составе Северного края с центром в Архангельске, с 1937 г. – Архангельской обл.).

    Сольвычегодский Введенский необщежительный мужской монастырь (первоначально— во имя Святых Бориса и Глеба) расположен в Соли Вычегодской (сейчас город Сольвычегодск).

    Монастырь основан братьями Строгановыми в 1565 году на берегу маленькой речки Солонихи (Усолки). Начало Введенского монастыря связано с благословением Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского.

    Сыновья Аники Строганова — Яков, Григорий и Семен — поставили в 1565—1570 годах в монастыре деревянный собор во имя Введения Богоматери во храм. Собор был освящён в 1570 году.

    Аника Строганов пожертвовал в собор икону «Введение».

    Адрес: Россия, Архангельская область, Котласский район, Сольвычегодск, Курортная улица д. 11.

    Телефон: +7 (81837) 79296; сот: 8-921-481-05-69. — отец Владимир.

    Церковь Димитрия Солунского (Верхняя Уфтюга)

    Церковь Дмитрия Солунского построена в 1784 году. Являлась летним храмом вплоть до прекращения богослужений в советское время. Зимний каменный храм — церковь Троицы Живоначальной — находится рядом (дата постройки 1858 год). Престол храма посвящён святому Димитрию Солунскому.

    Церковь дважды перебиралась. Первый раз в 1912 году по чертежам, выполненным в 1900-е годы архитекторами Д. В. Милеевым и К. К. Романовым, при этом церковь поставили на кирпичный фундамент. В 1981—1988 годах церковь вновь перебиралась московским архитектором А. В. Поповым.

    В 2000-е годы отмечается процесс разрушения памятника: сломаны причелины, образовались дыры в кровле, происходит гниение части элементов. Не завершены работы по устройству иконостаса.

    Адрес: Россия, Архангельская область, Красноборский район, с. Верхняя Уфтюга

    Храм священномученика Петра Черевковского (Черевково)

    Храм священномученика Петра Черевковского был сооружен пристройкой алтаря к часовне «мученика Петра иерея Черевковского» построенной в начале 17 века над его святыми мощами.

    В советское время часовня иерея Петра вместе с приходскими церквями была закрыта. Длительное время в ней размещались различные учреждения, в том числе и школьный краеведческий музей.

    В 1989 -1990 годах её частично отреставрировали и передали местной православной общине. В июне 1991 года черевковская часовня была освящена о.Иннокентием (Просвириным), прибывшим из Троице-Сергиевой лавры в Архангельскую епархию.

    С этого времени там стали вновь совершаться регулярные богослужения, а начиная с 2000 года возобновилось празднование дня памяти святого праведного иерея Петра Черевковского, которое собирает верующих со всей округи.

    Строительство храма началось в 2005 году по благословению ныне покойного епископа Архангельского и Холмогорского Тихона.

    Первая служба в новом алтаре состоялась в праздник Рождества Христова в 2010 года.

    Окончательный облик храм принял в 2019 году сооружением нового иконостаса.

    Адрес: Россия, Архангельская обл. Красноборский р-н, с.Черевково, ул. Первомайская, д.23

    Телефон: +7 (911) 5888852

    Кирилловская часовня (Сырья)

    Кирилловская часовня находится на месте бывшего Кирилло-Сырьинского монастыря.

    Монастырь основал Кирилл Сырьинский, живший вероятно в XV веке (по другой версии в XVI веке). Все монастырские постройки были деревянными. Первая монастырская церковь была освящена в честь Успения Богородицы, а в 1667 году появился второй храм, Никольский.

    Никольская церковь, отстроенная заново в 1866-1867 гг., сохранилась до наших дней. Успенскую церковь в 1847 году разобрали и перевезли в с. Поле, где она сгорела в 1851 году.

    В 1658 году Сырьинский моныстырь был приписан к только что основанному Кийскому Крестному монастырю, а в 1764 г. упразднен. Никольская церковь стала приходской.

    В 1883 году над могилой основателя монастыря, Кирилла, построена часовня, которая сохранилась, отремонтирована и действует.

    Никольская церковь закрыта в 1930-х гг., и сейчас не действует. Её состояние вызывает опасения, работы по восстановлению памятника начались в 2008 г., однако их темпы оставляют желать лучшего.

    Адрес: Архангельская обл., Онежский р-н, д. Сырья

    Храм Всех Святых (Архангельск)

    Один из старейших храмов Архангельска, который находится на Обводном канале, освящен в честь Всех Святых. Вопрос о времени строительства храма несколько затруднителен, но по данным бывшей старосты храма Крискентии Антоновны Аверкиевой, храм был воздвигнут в 1864 году.

    Упоминание о храме, носящем имя Всех Святых, находим в Архангельских Епархиальных ведомостях за 1889 год (№ 8, 9), речь идет о пожертвовании в виде постоянно доходных билетов Государственного банка, внесенных купчихой П гильдии — Павлой Михайловной Шингаревой (урожденной Плотниковой), на вечное поминовение своих родственников. В лихую годину гонений на веру храм Всех Святых не минута участь тысяч храмов по всей Руси Великой.

    Адрес: Россия, Архангельская область, Архангельск, Октябрьский район, улица Суворова, 37

    Архангельск. Церковь Всех Святых.

    Церковь на Вологодском кладбище

    Один из старейших храмов Архангельска, который находится на Обводном канале, освящен в честь Всех Святых. Вопрос о времени строительства храма несколько затруднителен, но по данным переданным нам из уст в уста бывшей старостой храма Крискентией Антоновной Аверкиевой, храм был воздвигнут в 1864 году. Упоминание о храме, носящем имя Всех Святых, находим в Архангельских Епархиальных ведомостях за 1889 год (№ 8, 9), речь идет о пожертвовании в виде постоянно доходных билетов Государственного банка, внесенных купчихой П гильдии — Павлой Михайловной Шингаревой (урожденной Плотниковой), на вечное поминовение своих родственников. В лихую годину гонений на веру храм Всех Святых не минута участь тысяч храмов по всей Руси Великой.

    В 1927 году храм был закрыт и превращен в складское помещение. Есть сведения, что в 30-е годы в здании храма был расположен пересыльный пункт. Храм был приведен в полное запустение. Как свидетельствуют очевидцы, были снесены купол и звонница, разобраны полы и печи, замурованы окна, обрезана проводка, повреждена штукатурка. 19 октября 1946 года по ходатайству прихожан, с благословения епископа Леонтия, храм был передан Архангельской епархии. Первым, после обновления храма, настоятелем был назначен игумен о. Серафим (Шинкарев). До 1 ноября 1946 года были проведены все первичные восстановительные работы. Были поставлены в алтаре престол и жертвенник, сделаны оконные проемы и рамы, поставлен временный иконостас, поставлены печи, развешаны иконы и произведены другие восстановительные работы. Храм был подготовлен к освящению. По благословению епископа Леонтия из Кафедрального собора были перенесены 3 святых образа: икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радосте», икона Божией Матери «Тихвинская», икона Святителя Николая, Голгофа (Распятие с предстоящими), а также все необходимое для совершения Богослужений. 1 ноября 1946 года Преосвященнейшим Леонтием в сослужении духовенства при большом стечении молящихся было совершено освящение храма. Дальнейшее благоустройство храма производилось в течение нескольких последующих лет, а пристройки к нему предпринимались уже в наше время попечением отцов настоятелей, служивших в то время. Иконостас храма был изготовлен по проекту священника о. Владимира Жохова. Иконы для иконостаса были написаны иконописцами Троице-Сергиевой Лавры (Москва).

    Жители Архангельска долгое время не имели отдельных кладбищ и хоронили усопших при приходских церквях, а жители Соломбалы до 1749 года при своих домах. В 1723 году вышел указ, запрещающий погребения внутри городов, поэтому вскоре была отведена территория под Кузнечевское (ныне Вологодское) кладбище. Это кладбище необычно тем, что и в наше время имеет отдельные места для захоронения людей различных конфессий, а именно: православных, католиков, протестантов и мусульман. В Архангельск приезжали купцы из многих стран, исповедовавшие разные религии. Некоторые торговые люди оставались здесь на значительный срок. Случалось, что купцы умирали не у себя в стране, а в Архангельске. Их хоронили в разных частях Вологодского кладбища, в зависимости от их вероисповедания. Это деление сохраняется и сейчас, но плиты старых захоронений были снесены в 30-е годы XX века, при советской власти. На этом кладбище похоронена известная северная сказительница Голубкова.

    Читайте так же:  Что читают в церкви на рождество

    На Вологодском кладбище было построено три церкви: В честь Усекновения главы Иоанна Крестителя (1778 г.) и Симеона Богоприимца (1786 г.). Эти две церкви до наших дней не сохранились. Сохранилась лишь одноэтажная церковь Всех Святых. Этот храм был задуман еще в 1839 году. В 1840 году было отведено место, и 17 октября епископ Архангельский и Холмогорский Георгий (Ящуржинский) совершил закладку храма. В 1840 году началось строительство. Многие храмы Архангельска построены на купеческие деньги. Строительство храма Всех Святых началось на средства купца Андрея Федоровича Долгошеина, к тому времени уже умершего. По его завещанию наследство перешло к девице Александре Кочуровой и, согласно завещанию, ее брат купец Алексей Иванович Цыварев построил церковь. Есть сведения, что пожертвования в строительство храма вносила и купчиха Плотникова. 17 октября 1843 года храм был освящен епископом Георгием. Храм Всех Святых выстроен в формах позднего классицизма, что было характерно для многих храмов того времени. Колокольня храма построена по проекту Соловецкого монастыря: она увенчана шпилем в основании которого находится огромный фонарь. Фонарь в монастыре служит маяком. Весь храм складывался из прямоугольников и представлял собой симметричную композицию. К сожалению, поздние пристройки нарушают первоначальную гармонию архитектуры.

    В 30-е годы XX века храм Всех Святых был закрыт и превращен в складское помещение, а потом в нем расположился пересылочный пункт. В 1946 году храм был возвращен епархии. Первым после обновления храма настоятелем был назначен игумен Серафим (Шинкарев). Был сформирован приходской совет. Начались работы по восстановлению храма. За 10 дней, до 1 ноября 1946 года провели все первичные восстановительные работы: поставили в алтаре престол и жертвенник, сделали оконные проемы и рамы, поставили временный иконостас, сложили печи, развешали иконы… Храм подготовили к освящению. В храм вернули из Ильинского кафедрального собора почитаемые иконы: Божией Матери Тихвинская, Всех скорбящих Радость и икону Николая Чудотворца. Эти образа находятся в церкви и сейчас. Иконостас в первое время после открытия храма состоял из маленьких образков, пожертвованных открывшемуся храму верующими архангелогородцами. В 2008 году была восстановлена колокольня в первоначальном виде.

    Архангельск. Церковь Троицы Живоначальной.

    История Свято-Троицкого храма связана с первой в России морской крепостью. 12 июня 1701 года в устье Северной Двины на острове Бревенник состоялась закладка Новодвинской крепости. В 1702 году по указу Петра I для усиления гарнизона крепости два полка, стрелецкий и гайдуцкий, были переведены из г.Холмогоры на остров Бревенник. Там же силами личного состава полков были возведены две деревянные церкви — Троицкая и Богоявленская. Незадолго до окончания Северной войны, в 1716 году, большая часть гарнизона крепости, а также стрелецкий и гайдуцкий полки, были переведены на правый берег реки Кузнечихи в район бывшей здесь деревни Кузнечихи. Сюда же были перевезены Троицкая и Богоявленская церкви. На новом месте они были освящены 4 июля 1717 года. Со временем обе церкви обветшали и на общем собрании «полковые штаб и обер-офицеры со унтер-офицеры и рядовыми солдаты решили воздвигнуть каменную церковь» и, собрав необходимые средства и материалы, 20 июня 1745 года «испросили благословенную грамоту» у архиепископа Варсонофия на строительство нового храма. Немногим более чем за два года была закончена постройка каменного храма и был освящен придел Архистратига Михаила, а 15 октября — главный престол первого этажа – в честь праздника Богоявления. Верхняя Троицкая церковь была освящена много позже — 20 сентября 1764 года, а придел Иоанна Предтечи — неделей раньше, 13 сентября.

    Таким образом, новый каменный храм, как наследник двух деревянных храмов — Троицкого и Богоявленского, представлял из себя как бы два храма под одной общей крышей — зимний, теплый на 1 этаже, и летний, верхний. По названию главного престола верхнего этажа весь храм стал именоваться церковью Живоначальной Троицы или Троицкой Кузнечевской церковью, по месту расположения храма. До 1810 года церковь находилась в ведении батальонного командира, затем перешла в епархиальное ведомство, но прихожанами ее по-прежнему оставались военные, в т.ч. до 1863 г. полубатальон военных кантонистов. На протяжении многих лет в храме свято хранились воинские реликвии — четыре полковых знамени петровского времени (одно из которых – знамя Холмогорского стрелецкого полка – хранится в Архангельском краеведческом музее), царский вклад — два покрова, один воздух и пелена, а также многие предметы церковного обихода. В этом храме проходили церемонии обрядов войск Архангельского гарнизона. В числе жертвователей на строительство Троицкого храма значились представители известных русских фамилий: Ромодановский В.Г., Прозоровский П.С., Милославский И.Б., Хованский П.И. Последний, согласно завещания, был похоронен у стен храма. В 1761 году, 6 июня, также силами и средствами военных была заложена 3-х ярусная колокольня, соединенная с основным зданием храма, которая была «устроена над входом в верхнюю церковь».

    Богослужения в Свято-Троицком храме велись без малого два века. Когда именно состоялось последнее богослужение достоверно не установлено, однако известно, что по постановлению президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930 года Троицко-Кузнечевская церковь г.Архангельска должна была быть переоборудована под общежитие «и другие общественно-культурные нужды». Также известно, что в 1936 году в помещении храма размещалась школа шоферов и общежитие рабочих трикотажной фабрики, позднее мыловаренный завод и обувная фабрика, а с 1952 г. здание храма было передано для реконструкции под камнерезный завод. За годы советской власти храм подвергся варварскому разграблению, разделив судьбу большинства российских храмов. Были изъяты все материальные ценности храма, его утварь и убранство. В годы правления Хрущева, решением обкома партии, «как занимающее ответственный участок набережной, ради лишения культового вида» здание церкви было лишено главки, осветительного барабана, а колокольня — верхнего яруса. В результате храм, имевший высоту до кончика креста центральной главки 38 метров, стал ниже на 20 метров.

    Последние 30 лет перед закрытием храма настоятелем был протоиерей Николай Данилович Родимов (1856-1938). 6 октября 2006 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Николай Родимов канонизирован в лике новомучеников Российских за веру пострадавших. 10 ноября 2007 года во время Божественной литургии, отслуженной епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, прошел чин прославления протоирея Николая Родимова.

    Возрождение Свято-Троицкого храма началось в 1992 году с передачи его Архангельской епархии. 6 августа 1995 г. состоялось малое освящение и первая литургия.

    Церковь Троицы Живоначальной была построена вместо двух обветшавших деревянных церквей, Троицкой и Богоявленской, на средства стрелецкого и гайдуцкого полков, которые обороняли Новодвинскую крепость. Храм имел два этажа: на верхнем находилась Троицкая церковь с приделом Иоанна Предтечи, в нижнем — Богоявленская церковь с приделом Михаила Архангела. В 1761 году к храму была пристроена колокольня.

    В 1810 году храм перешел от батальонного управления в епархиальное ведомство. Тем не менее большинство прихожан составляли военные. В храме хранились четыре полковых знамени петровского времени и проводились военные церемонии Архангельского гарнизона.

    В советские годы церковь была разграблена, верхняя часть купола и колокольни сбиты, а в здании последовательно располагались школа шоферов, рабочее общежитие, мыловаренный и камнерезный заводы. В 1992 году храм был передан Архангельской епархии, а в 1995 году проведено первое богослужение.

    В советские годы церковь была разграблена, верхняя часть купола и колокольни сбиты, а в здании последовательно располагались школа шоферов, рабочее общежитие, мыловаренный и камнерезный заводы. В 1992 году храм был передан Архангельской епархии, а в 1995 году проведено первое богослужение. При храме активно действует социально-благотворительная служба, продолжается реставрация здания. Троицкая и Богоявленская церкви изначально располагались в Новодвинской крепости на острове Бровенник в устье Северной Двины. В 1716 году охранявшие крепость стрелецкий и гайдуцкий полки были переведены на берег Кузнечихи. Деревянные церкви были разобраны и перенесены на новое место.
    Последний настоятель храма протоиерей Николай Данилович Родимов был расстрелян в 1938 году, а в 2006-м — канонизирован в чине новомучеников и исповедников Российских.

    Троицкий храм находится на правом берегу реки Кузнечихи, или, как её ещё иногда называют, Кузнечевского рукава Северной Двины. Строился храм на средства офицеров и нижних чинов некогда расквартированного здесь Устюжского полка. По названию реки сама местность стала именоваться Кухнечихой, а храм — Кузнечевским. Появление каменной Троицкой Кузнечевской церкви до некоторой степени является следствием деятельности Петра Великого. Со временем царя-реформатора Архангельск становится главным городом губернии, зодчество которого и городские архитектурные доминанты должны были соответствовать облику одного из новых административных центров Российской империи. Ландшафтная среда Архангельска в ХVIII — начале ХХ века обогатилась многими каменными храмами, помимо Троицкого: Архангельской, Рождественской, Воскресенской, Успенской, Благовещенской церквями, Троицким кафедральным собором, лютеранской кирхой и другими. Хотя ныне существующий Троицкий храм появился в середине ХVIII века, историю его прихода следует вести с самых первых лет «галантного» столетия. Начало Северной войны со Швецией обусловило необходимость укрепления как самого Архангельска, важнейшего морского порта России, так и стратегически значимого устья Северной Двины. Весной 1701 года на острове к северу от Архангельска началось строительство крепости, которая впоследствии получит название Новодвинской. Чуть позже для обеспечения крепости личным составом из Холмогор был переведён гарнизон. Солдаты поставили на новом месте службы деревянные полковые церкви в честь Богоявления и Святой Троицы.

    Освящение Троицкой церкви состоялось 1 октября 1705 года. Однако, как вскоре выяснилось, пространство для размещения гарнизона новой крепости подобрали неудачно. Один из дореволюционных авторов писал об этом: «. но как место по низкости положения весьма было неудобно и от разлития вод во время весны причинило жителям несносное разорение, то оттуда полки сии переведены; первый из них помещен в самом городе, а другой на место, называемое Кузнечихою». Здесь, на правом берегу реки Кузнечихи, напротив группы островов, объединённых под единым наименованием Соломбала, поселились солдаты Устюжского полка и их семьи, образовав одну из двух архангельских Солдатских слобод. Вместе с собой они перевезли в Кузнечиху и свои храмы. Церкви были освящены на новом месте 4 июля 1717 года. Прошло около тридцати лет, обе церкви пришли в негодность. Кроме того, за счёт гражданских жителей Архангельска численность прихода увеличилось, и пространства для совершения литургии не хватало. Вероятно, опасались и угрозы пожаров, являвшихся настоящим бедствием для деревянного города. Тогда «полковые штаб и обер-офицеры со унтер-офицеры и рядовыми солдаты решили воздвигнуть каменную церковь». Какое-то время занял сбор средств, и 20 июня 1745 года военнослужащие Устюжского полка «испросили благословенную грамоту» на строительство нового храма у архиепископа Архангелогородского и Холмогорского Варсонофия (Щеныкова). По замыслу армейцев, храм должен был стать двухэтажным, соединяющим в себе тёплую (зимнюю) и холодную (летнюю) части, при этом сохранялось историческое посвящение приделов — такое же, какое носили старые деревянные церкви. Владыка Варсонофий, сам в былые годы понюхавший пороху (в качестве корабельного обер-иеромонаха он принимал участие в морских сражениях со шведами), не отказал защитникам Отечества.

    Интересно, что пример объединения в одном каменном здании двух прежде существовавших порознь деревянных церквей и именно по инициативе воинов уже имел место в Архангельске. Так, в 1692 году архангельские стрельцы заложили вместо двух прежних деревянных церквей единую каменную — Рождественскую. Через два с небольшим года после начала строительства состоялось освящение нижней (тёплой) части здания. Здесь появились главный престол в честь праздника Богоявления Господня и придел — во имя архангела Михаила. Летний Троицкий престол в верхней (холодной) части освятили существенно позднее, 20 сентября 1764 года. Помимо основного престола, комплекс летней части церкви включил придел в честь Иоанна Предтечи. По названию главного престола верхнего этажа весь храм стал именоваться церковью Святой Троицы Живоначальной. Но чаще, в обиходе, его называли Троицкой Кузнечевской церковью, по месту расположения храма. К сожалению, ни имя архитектора, создавшего проект церкви, ни имена возводивших её мастеров неизвестны. Стоит обратить внимание на придел нижней части Троицкого храма. Его посвящение архангелу Михаилу указывает на давнюю традицию воинского почитания этого святого. Более полувека, до 1810 года, Троицкая церковь Устюжского полка, что в солдатской слободе Архангельска на Кузнечихе, относилась к военному ведомству. Затем она была переведена в епархиальное подчинение.

    Читайте так же:  Приметы в церкви при крещении

    На протяжении всей «военной» истории церкви в ней хранились полковые реликвии. Под её сводами и рядом с ней, на плацу, проходили религиозные церемонии архангельских войск. В перечне наиболее примечательных реликвий Троицкого храма той давней поры числились четыре искусно выполненных знамени эпохи Петра I, вышитые по белому атласу золотом, серебром и цветным шёлком, размеры которых превышали полтора на полтора метра. Ризница церкви хранила также два покрова, воздух и пелену, являвшиеся вкладом самого царя Петра Великого, видимо, ещё в деревянные воинские церкви. Эти предметы литургического обихода расценивались как «замечательнейшие и по имени высокого жертвователя, и как памятники изящного искусства того времени». Среди ценных духовных и материальных артефактов следует упомянуть пять серебряных напрестольных крестов ХVIII века — вклады местных полков, — один из которых содержал внутри частицы мощей святых угодников и весил не менее двух килограммов. Храмовая библиотека имела шесть экземпляров Евангелий в переплётах с чеканными серебряными украшениями, также переданных в дар церкви архангельскими военнослужащими. Покровительство храму оказывали не только полки, но и частные лица, в числе которых, конечно же, были представители родовитых фамилий, по роду службы или как-либо ещё связанные с Архангельском, такие как В. Г. Ромодановский, П. С. Прозоровский, И. Б. Милославский, сподвижник Петра I — П. И. Хованский по прозвищу «Змей», в конце 1670-х годов являвшийся архангельским воеводой, и др. В 1761 году к Троицкой церкви была пристроена трёхъярусная колокольня. Средства на её возведение собирали все те же жители Солдатской слободы. Её высота составляла 10 сажен, то есть около 21,5 метра.

    Согласно магистратскому описанию Архангельска 1779 года, к приходу Троицкого храма относилось 182 дома. По этому показателю Троицкий храм занимал третье место в городе, уступая только приходам Рождественского (305 домов) и, со значительным отрывом, Соломбальского Никольского храмов (717 домов). По распространённой в то время традиции приходы имели свои кладбища. Троицкий приход, также обладал кладбищем. На нём в 1778 году была построена деревянная церковь в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Кладбище Троицкого прихода использовалось и двумя другими приходами — Успенским и Госпитальным. Сейчас это кладбище называется Вологодским, и над ним высится здание каменной Всехсвятской церкви постройки начала ХIХ века. К концу ХIХ столетия Кузнечевская церковь по-прежнему имела значительный приход и одновременно являлась церковью Архангелогородского резервного батальона, «чины которого с усердием посещают церковь и заботятся о ней. Так батальон назначает от себя при церкви двух солдат, которые исполняют обязанности сторожей и звонарей». Нижний этаж отапливался несколькими печами, верхний не отапливался, богослужения здесь совершались только летом.

    В описании церкви 1910 года говорится, что она покрыта железом, окрашена масляной краской и имеет размеры: Длина церкви и колокольни 20 сажен (1 сажень — 2,1 м), наибольшая ширина 10 сажен, высота до верха карниза 7 сажен, на церкви имеется одна большая глава, больших икон 27, дверей наружных обшитых железом три штуки». Каменная Троицкая Кузнечевская церковь стала композиционным ядром деревянной Солдатской слободы, а расквартированные здесь военнослужащие продолжали нести караулы и упражняться в мастерстве боя. Об облике военного предместья можно прочитать у современного историка архангельского зодчества А. А. Шалькевича: «Солдатская слобода и её Троицкая церковь размещались на выступе берега, некогда носившем название Жабинский Наволок. Солдатские слободы, как первого батальона, так и второго, отличались сравнительно чёткой планировкой взаимно перпендикулярных улиц, одни из которых шли параллельно реке с прямоугольными небольшими кварталами застройки. Примыкающая к ним береговая территория представляла из себя обширную площадку, на которой живописно размещались различные сооружения. Здесь и мучные ветряные мельницы, и питейные дома, и административные здания вроде комендантского дома. В центре всего этого мелкостроя и малоэтажья на относительно высоком берегу высился видимый издалека большой храм с колокольней».

    Через тринадцать лет после революции церковь была закрыта «ввиду малочисленности» и приспособлена, как значилось в распоряжении Президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930 года, под общественные и хозяйственные нужды. Здесь размещались общежитие, пожарная часть, школа шоферов, мыловаренный завод, обувная фабрика и, наконец, камнерезная мастерская. К последней четверти ХХ века здание бывшего храма являло печальное зрелище. В 1981 году историк архангельской архитектуры Ю. А. Барашков писал о Троицком храме: «Остатки этого сооружения сохранились на углу набережной и улицы Комсомольской. Здание утратило первоначальный облик, но и сейчас в нём читается бывшее назначение и похожесть на подобные культовые сооружения Архангельска ХVIII века». Однако время повернулось вспять.

    В 1992 году храм вернули Архангельской епархии. В октябре 1994 года настоятелем церкви был назначен священник Алексей Денисов. С этого времени здесь стали проводиться постоянные молебны, с июня 1995 года — воскресные всенощные бдения, а 6 августа 1995 года состоялось малое освящение храма и первая литургия. Отец Алексей Денисов до рукоположения заведовавший отделением в одной из архангельской больниц, получил в наследство от камнерезной мастерской здание, которое являло собой печальное зрелище. В годы власти Хрущёва обком партии принял решение лишить постройку «культового вида», поскольку она занимала, как отмечалось в постановлении, «ответственный участок набережной». Здание церкви было лишено главки и барабана, а колокольня — верхнего яруса. Не лучше дело обстояло и внутри. Камнерезная мастерская, приспосабливая постройку под свои нужды, соорудила новые перекрытия, превратив двухэтажное здание в четырёхэтажное, провела рельсы для вагонеток, прямо по центру четверика установила лифт. Дабы вернуть храму первозданный вид, требовалась титаническая работа. Члены общины и добровольные помощники под руководством настоятеля приступили к трудам по восстановлению памятника истории и архитектуры. «КАМАЗы» один за другим вывозили горы мусора, в храме постепенно возрождалась полноценная приходская жизнь. Помогали средствами и благотворители.

    В наши дни восстановлен внешний облик храма. В верхнем храме проведены сложные и дорогостоящие работы, полностью отреставрирован нижний храм в честь Богоявления с приделом Архистратига Михаила. Белокаменный иконостас первого этажа изготовлен и установлен местными мастерами. Иконы для иконостаса написаны талантливыми сийскими иконописцами, одна из них, в местном ряду, икона священномученика Николая Родимова, последнего настоятеля Троицкой церкви перед её закрытием в годы советской власти.

    Здание церкви — апсида, четверик, трапезная, притвор, в котором располагается лестница на второй этаж и колокольня над ним, а также крыльцо — находится на одной композиционной оси по линии «запад»-«восток». По ширине основная часть трапезной равна четверику, почти равновелика с ним, однако с севера к трапезной примыкает крупный придел, составляющий с ней как бы единое пространство. Этот придел двухэтажный, имеющий собственные апсиды как на первом, так и на втором этаже. В апсиде первого этажа освящён престол во имя Архистратига Михаила.

    Основное здание церкви увенчано двумя стоящими один над другим барабанами-восьмериками: крупный нижний восьмерик является основным световым, в каждой его грани по вертикальному окну; верхний восьмерик существенно меньше нижнего, в нём четыре окна по сторонам света. Над верхним восьмериком возвышается позолоченная главка с крестом. Второй, меньший по размерам, барабан-восьмерик когда-то имел восемь окон, как это видно на плане церкви 1879 года. Хотя уже в начале ХХ века, судя по фотографиям, окон было четыре. Вероятно, эти окна света в храм не давали, они были скорее декоративными и освещали только интерьер малого восьмерика. Оба объёма украшены многопрофильным карнизом с тройными сухариками. Декоративным элементом большего восьмерика также являются ширинки в его нижней части. Восьмерики были разобраны в хрущёвское время, восстановлены недавно по фоторафиям и в целом повторяют первоначальные объёмы. С востока к четверику храма примыкает двухэтажная апсида. Её ширина чуть меньше ширины четверика. По размеру первый и второй этажи равны между собой. Обшая высота апсиды (без учёта конической кровли) равняется примерно трём четвертям высоты четверика. Оба яруса апсиды украшены карнизами.

    В основании колокольни массивный четверик первого яруса, на который поставлен вытянутый восьмерик воторого яруса. Третий ярус колокольни — это восьмигранная открытая аркада, здесь располагаются колокола. На данный момент собранные в Троицком храме колокола составляют по общему весу самый «тяжёлый» колокольный набор в епархии среди всех действующих церквей. Над третьим ярусом высится небольшой восьмерик, повторяющий церковный. Венчает постройку позолоченная маковка. Соответствие верхних частей колокольни и основного здания церкви очень удачное, гармонично сочетающее между собой вертикали храма. Все ярусы колокольни украшены карнизами и пилястрами (лопатками) по углам. Пьдесталы пилястр выделены ширинками. Окна на гранях обрамлены профилированными наличниками. Карниз аналогичен церковному. В наши дни на южной стене храма три ряда окон — один в нижнем ярусе и два в верхнем. Однако до революции ряда было четыре. Ныне заложен самый верхний ряд окон, под кровлей. О нём напоминают только овальные барочные наличники, некогда обрамлявшие этот ряд окон. В каждом ряду южной стены по три окна.

    Заслуживают внимания угловые пилястры нижнего яруса четверика. Рисунок пьдестала, базы, капители пилястры отвечают требованиям тосканского ордера, но с совершенно разными модулями и неклассических пропорций. Две крайние пилястры южного фасада церкви очень широкие, являющиеся своеобразной базой для вытянутых капителей верхнего яруса. К настоящему времени восстановлен первый этаж храма, здесь освящены главный престол, во имя Богоявления Господня, и боковой придел (примыкающий к трапезной), в честь Архистратига Михаила. На втором этаже ведутся завершающиеся масштабные реставрационные работы. Вход в нижний храм — с южной стороны, через притвор. Здесь размещены стенды с приходскими объявлениями и церковной прессой. Из притвора посетители попадают в трапезную. Трапезная не имеет опорных столпов, она перекрыта единым сводом, который образует просторное помещение. Поскольку с севера к основной части трапезной примыкает придел, зрительно изнутри создаётся впечатление ещё более просторного, очень широкого пространства, поделённого на две части. Трапезную и четверик разделяет стена, в которой пробиты три арочных проёма, причём центральный проём шире боковых. Своды четверика храма опираются на два центральных столпа и стены. По периметру столпов установлены белокаменные киоты. Из белого камня также изготовлен иконостас. Иконы для киотов и иконостаса написаны сийскими иконописцами. В киоте на западной грани южного столпа размещена икона преподобного Паисия Святогорца; данный образ считается самым большим изображением этого святого в епархии. Стены и своды четверика и трапезной покрыты побелкой, росписей на них нет.

    О внутреннем виде верхнего этажа храма говорится в книге историка архангельской архитектуры А. А. Шалькевича: «Крутая лестница внутри первого яруса колокольни одним маршем вела в притвор второго этажа, оттуда в трапезную и в церкви. Второй этаж решён иначе, чем первый этаж, а высота её меньше нижней. Одинаковый с трапезной по высоте придел тоже повторяет план нижележащего. Центром всей композиции была верхняя церковь с главным престолом всего храма — Живоначальной Троицы. Повторяющий в плане нижнюю церковь четверик верхней, без внутренних опор, перекрыт куполом, на вершине которого установлен световой барабан — восьмерик с восемью окнами. Отверстие в основном куполе открывает внутреннее пространство восьмерика. Внутреннее пространство церкви было очень высоким. Стоявший на полу в центре храма второго этажа видел купол барабана на высоту примерно 18-20 метров, и свет лился из окон, размещённых в четыре яруса. Алтарь же церкви, её апсида, был высотой всего около 5 метров, т. е. полностью повторял нижнюю апсиду по свои габаритам».

    Отталкиваясь от дореволюционных обмеров церкви, которые были отражены в описании 1910 года, длина церкви по оси восток-запад от колокольни до крайней точки апсиды составляла 42 метра, наибольшая ширина — около 21 метра, высота до верха карниза 14 метров.

    Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №210, 2019 г.

    Комментарии и обсуждение

    Троицкая и Богоявленская церкви изначально располагались в Новодвинской крепости на острове Бровенник в устье Северной Двины. В 1716 году охранявшие крепость стрелецкий и гайдуцкий полки были переведены на берег Кузнечихи. Деревянные церкви были разобраны и перенесены на новое место.

    Последний настоятель храма протоиерей Николай Данилович Родимов был расстрелян в 1938 году, а в 2006-м — канонизирован в чине новомучеников и исповедников Российских.

    От некоторых икон в храме иногда само собой истекает благовонное масло — миро.