Купол армянской церкви

Армянская Апостольская Церковь — весьма древняя церковь, которая имеет ряд особенностей. По России ходит много мифов о её сущности. Иногда армян считают католиками, иногда православными, иногда монофизитами, иногда иконоборцами. Сами армяне как правило считают себя православными и даже чуть более православными, чем остальные православные церкви, которые в армянской традиции принято называть «халкидонскими». А правда в том, что армянские христиане бывают трех видов: григорианцы, халкидонцы и католики.

С католиками все просто: это те армяне, которые жили в Османской империи и которых обратили в католичество европейские миссионеры. Многие армяне-католики потом переселились в Грузию и населяют сейчас районы Ахалкалаки и Ахалцихе. В самой Армении они немногочисленны и живут где-то на дальнем севере страны.

С халкидонцами уже сложнее. К ним можно отнести и армян-католиков и армян-православных. Исторически это те армяне, которые жили на территории Византии и признавали Халкидонский собор, то есть, были классическими православными. Халкидонцев было много на западе Армении, где ими построены практически все старинные церкви. Несколько халкидонских храмов находятся в Северной Армении. Со временем эти люди перешли в католичество (кое по сути тоже халкидонство) и почти исчезли с лица земли.

Остаются армяне-григорианцы. Это несколько условный термин, введеный для удобства. Расскажем про них подробно.

Армянское христианство до 505 года

В первые века нашей эры в Армении было распространено язычество, напомнающее иранское. Говорят, что именно наследием той эпохи являются конические купола армянских и грузинских храмов. Христианство начало проникать в Армению весьма рано, хотя и неизвестно, когда именно и какими путями. В конце III века оно уже считалось проблемой и подвегалось гонениями, но человеку по имени Григорий удалось спасти царя Трдата III от болезни, за что тот легализовал христианство, а Григорий Просветитель стал первым епископом Армении. Это произошло или в 301 или в 314 году. Обычно считается, что Армения стала первым государством с христианской религией в качестве государственной, хотя есть подозрение, что государство Осроена обогнала Армению лет на 100.

Руины храма Сурб Арутюн (Воскресенского), заложенный Григорием Просветителем в 305 году

В 313 году был издан эдикт о свободе веры в Римской Империи, в 325 году христианство принимает Аксумское царство, в 337 — Иверия, в 380 христианство объявлено государственой религией в Риме. Где-то синхронно с Иверией христианство приняла Кавказская Албания — непосредственно от Григория Просветителя.

В 354 году был созван первый церковный собор («Аштишатский»), который осудил арианскую ересь и постановил создавать в Армении монастыри. (Интересно, чо в Грузии в то время монастырей не было)

Таким образом, первые 200 лет своего существования армянская церковь была обыкновенной православной церковью и центром христианизации Закавказья. Иран время от времени пытался вернуть Армению к зороастризму и организовывал «операции по принуждению к миру», а в 448 году уже в ультимативной форме потребовал отречься от христианства. Реакция армян была настолько негативной, что в 451 году шах Йезигерд отозвал свое требование, но успокоения не наступило. В 451 году Армения проиграла Аварайскую битву и страна почти на полвека погрузилась в в хаос. Когда же наступило относительное спокойствие, то обнаружлось, что в христианском мире уже многое изменилось.

Монофизитство и нестрианство

Пока Армения воевала с персами, в Византии образовалась проблема, известная в науке как «христологические споры». Решался вопрос о соотношении человеческого и божественного во Христе. Вопрос стоял так: чьими именно страданиями было спасено человечество? Страданиями Божества или страданиями Человечества? Сторонники патриарха Нестория (несториане) рассуждали так: Бог не может рождаться, страдать и умирать, поэтому страдал и умирал на кресте человек, а божественная сущность в нем пребывала отдельно.

У этой версии сразу возникло много противников, которые, однако ж, ушли в другую крайность: они объявили, что Иисус был только Бог, а человеческая сущность в нём вообще отсутствовала. Этот тезис о единой природе (моно-физис) Христа стал называться монофизитством.

Любая ересь безобидна, пока существует в виде абстрактной философии, но плоха, когда из нее выводятся следствия. Из монофизитства вырос весь поздний тоталитаризм, фашизм, диктатуры и тирании – то есть, философии о превосходстве государственного над личным. Ислам – тоже монофизиство в чистом виде.

В 449 году Эфесский собор расправился с несторианством, объявив правильным учением монофизитство. Через несколько лет ошибку осознали и в 451 году был созван Халкидонский собор, который сформулировал такое учение о сущности Христа, которое не уклонялось бы в крайности несторианства или монофизитства. Православие – это всегда учение о середине. Крайности легче принимаются мозгом и в этом причина успеха всех ересей.

И все шло хорошо, но вмешался национальный фактор. Монофизитство понравилось народам Византийской империи как «религия оппозиции». Оно стремительно распространилось по всем негреческим районам: по Египту, Сирии и Палестине. В то же время несторианство распространилось в Персии и ушло дальше на восток до самого Китая, где несториане построили церковь около Сиани.

Раскол оказался глубок и серьезен. Император Зенон, человек аморальный и не очень думающий, решил просто примирить всех со всеми, отказавшись от решения Халкидонского собора, но и не осуждая его прямо. Все это император изложил в документе, известном как «Энотикон Зенона» 482 года.

Когда Армения немного пришла в себя после персидского разгрома, ей пришлось как-то ориентироваться в теологическом хаосе. Армяне поступили просто: они выбрали ту веру, которой придерживалась Византия, а Византия в те годы придерживалась энотикона Зенона, то есть, фактически, монфизитства. Через 40 лет Византия откажется от энотикона, а в Армении эта философия укорениться на века. Те армяне, что окажутся под контролем Византии, останутся православными — то есть, «халкидонитами».

В 491 году собрался собор церквей Закавказья (Вагаршапарский собор), который отверг постановления Халкидонского собора, как слишком похожие на несторианство.

В 505 году собрался Первый Двинский собор Закавказья. Собор еще раз осудил несторианство и принял документ «Послание о вере», который не сохранился до наших дней. В этом документе церкви Армении, Грузии и Албании осудили несторианство и крайнее монофизитство, признав основой веры умеренное монофизитство.

29 марта 554 года собрался Второй Двинский собор, который вырабатывал отношение к афтартодокетизму (юлианизму) – к учению о нетленности тела Христа во время его жизни. В 564 году эту же идею пытался провести в жизнь император Юстиниан Великий, но византийские иерархи воспротивились. В Армении же этот монофизитский принцип был все же признан. Это было уже ну очень радикальное монофизитство и со временем Армения отказалась от юлианизма.

На этом же соборе было постановлено ввести в молитву «Святый Боже, Святый крепкий…» дополнение «…за нас распятый».

Около 590 года на части територии Армении образовался халкидонский Аванский Католикосат. Он просуществовал недолго и вскоре был ликвидирован персами, но от него остался след в виде интересного Аванского собора.

В 609 – 610 годах собрался Третий Двинский собор. Грузия в это момент постепенно возвращалась обратно в православие, и армянская церковь осудила эти поползновения. На соборе было решено прервать общение с грузинской церковью, не ходить в грузинские храмы и не допускать грузин к причастию. Так в 610 году пути грузинской и армянской церкви окончательно разошлись.

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Армянская Апостольская Церковь Святой Екатерины

Между домами на Невском проспекте можно увидеть небольшой изящный бело-голубой однокупольный храм – это Армянская церковь Святой Екатерины. Главный вход, обращенный к проспекту, украшает строгий портик с треугольным фронтоном и скульптурным барельефом, изображающим религиозный сюжет из истории Армении. Инициатором строительства здания стал армянский деятель О. Лазарян.

В период правления императрицы Екатерины II представителям всех народов, живущих в России, было разрешено свободно осуществлять церковные обряды, связанные с национальной религией. Ованес Лазарян (И. Л. Лазарев), являвшийся главой армянской общины, подал прошение, за которым последовало разрешение Екатерины II построить церковь, для чего был выделен участок земли в северной части Невского проспекта. И. Л. Лазарев пожертвовал на строительство значительную сумму денег.

Храм по проекту известного архитектора Ю. М. Фельтена возводился в период 1771 – 1779 гг.

Освящение церкви армянским архиепископом Иосифом во имя великомученицы Екатерины состоялось 18 февраля 1780 года. С этого момента храм стал центром армянской культуры в Петербурге.

Читайте так же:  Раскол вселенской церкви

Церковь св. Екатерины не раз посещала сама императрица

После революции 1917 года церковь, как и многие другие храмы, подверглась разграблению и была закрыта. В течение продолжительного времени там размещались склады, различные конторы и мастерские. В 1992 году церковь была возвращена армянской общине, в здании начались реставрационные работы, вернувшие сооружению первоначальный облик, по завершению которых возобновились богослужения.

В 2000 году Гарегин II, Верховный Патриарх-Католикос всех армян, совместно с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II освятил церковь Святой Екатерины.

Внутреннее убранство

Главный элемент декора интерьера представляют двадцать колонн композитного ордера, облицованных искусственным желтым мрамором.

Внутренняя отделка, включающая также росписи и лепные карнизы, является достаточно скромной, что вполне типично для армянских церквей

Особое внимание во внутреннем убранстве храма привлекает великолепная монументальная живопись.

Режим работы, расписание богослужений в 2019 году

Двери церкви Святой Екатерины открыты для прихожан с 9:00 до 19:00

Ежедневно проходят:

  • в 10:30 утренние богослужения
  • в 16:30 – вечерние богослужения
  • каждое воскресенье в 11:00 совершается литургия.

Адрес

Невский проспект, 40-42

Метро

Как добраться

Добраться можно примерно за 5 минут пешком от станций метро Невский проспект и Гостиный двор.

Отзывы о храме в основном положительные. Посетители оценивают близкое расположение к метро, а также красивое внешнее и внутреннее убранство. Яркая и светлая церковь с уютной, благостной атмосферой. В этом умиротворенном месте каждый найдет тишину и покой в шумном центре города.

Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив

Речь в статье пойдёт об армянской церкви Новороссийска. В 1908 году в Новороссийске была построена армянская церковь. Крупная, красивая церковь возвышалась над центром города. Располагалась она рядом с нынешнем стадионом. Но век её, к сожалению, был недолог. В 30-х годах большевики её снесли. Та же участь постигла и вторую армянскую церковь города. Она находилась в районе Мефодиевка. И символично, что примерно на том же месте в наше время появилась новая церковь Святого Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич). Она расположена на улице Судостальской, 2 на пересечении с улицей Сакко и Ванцетти.

История её создания такова. Усилиями известного общественного деятеля и бизнесмена Эдуарда Ивановича Погосова из Армении в Новороссийск был доставлен хачкар, который был торжественно установлен в 14-м микрорайоне на Малой земле, где и предполагалось построить церковь Святого Григория Просветителя. Армянским и русским священниками был проведён обряд освящения хачкара. Но через год этот хачкар взорвали. Преступники так и не были найдены. К сожалению, армянская община лишилась и ранее выделенного участка земли под строительство церкви. Дело в том, что некоторые городские организации высказывали мнение о недопустимости строительства церкви на Малой Земле, мотивируя это тем, что строить церкви на костях нельзя. Однако, спустя некоторое время, почти на этом же месте были построены русская, а затем и греческая церкви. А по армянской церкви городские власти пересмотрели своё первоначальное решение и под строительство церкви был выделен участок в районе Мефодиевка.

В настоящее время службы в церкви Святого Григория Просветителя регулярно проводятся. Ведёт их настоятель церкви Тер Комитас. Тер Комитас, в миру Рубен Саакович Арутюнян, родился в 1957 году в Ереване. В 1988 году он был рукоположен в священники. Это прекрасный, талантливый, эрудированный человек, отличный знаток и исполнитель старинных армянских церковных песнопений. Он всей душой болеет за дело, которому служит. Тер Комитас — истинный духовный предводитель новороссийских армян, пользующийся в Краснодарском крае большим авторитетом. С 1993 до 2011 года он был священником в Анапском районе и служил в Гайкодзоре. Но ещё находясь там, он одновременно занимался вопросом создания проекта и постройки церкви в Новороссийске. В 2003 году он создал церковную общину Новороссийска. С 2011 года Тер Комитас полностью перешёл на службу в Новороссийск и приступил тут к службе в строящейся церкви. Кстати, он же ведёт службы и в Геленджике. Своей церкви там пока нет. Но её планируют там построить. А пока в офисе Армянского культурного центра Геленджика открыли молитвенную комнату, где и проводит службы священник из Новороссийска Тер Комитас.

Тер Комитас подробно рассказал о том, как строилась церковь Святого Григория Просветителя. Каждое строительство начинается с создания проекта. Тер Комитас решил привлечь к проектированию церкви Левона Артаваздовича Аваляна. Он в своё время был главным архитектором армянского города Кировакана, преподавал там в Политехническом институте. Потом он переехал в Россию. Архитектор Авалян сделал много полезного и для Новороссийска, и для Анапы, и в целом для Краснодарского края. За свои заслуги он был удостоен звания «Заслуженный архитектор Кубани». Да, Левон Авалян хороший архитектор, но у него кроме проектов пары небольших часовен не было опыта строительства церквей. И Тер Комитас, будучи разносторонне одарённым человеком, активно включился в процесс проектирования. Таким образом Тер Комитаса с полным основанием можно считать соавтором проекта церкви. Он придумал много интересного и необычного. Церковь Святого Григория Просветителя, безусловно, построена в традициях классической армянской церковной архитектуры. Но вместе с тем было использовано и много новшеств. По словам Тер Комитаса все элементы церкви глубоко символичны.

Совместными усилиями был создан прекрасный проект. Его решили послать на международную архитектурную выставку, проходившую в Софии в мае 2000 года. Это был конкурс не церковной архитектуры, а общий архитектурный конкурс. На нём было представлено 642 проекта весьма серьёзных архитекторов. Из них лишь 25 участников получили дипломы за свои работы. И в том числе проект новороссийской церкви Левона Аваляна. Оказаться среди 25 лучших — это большое достижение и высокая оценка проекта архитектора. И ещё надо подчеркнуть, что это большая редкость, чтоб диплом на престижном международном триеннале получил проект церкви. Проект армянской церкви со всеми новшествами удостоился диплома ещё и потому, что жюри одобрило заложенную в этот проект лояльность по отношению к другим религиозным направлениям.

Строительстве церкви началось в 2002 году. Тер Комитас рассчитал, какого размера нужен алтарь, какого ризница и т. д. Исходя из размеров алтарной части определили все остальные размеры. В итоге получилось 25 метров в длину и 16 в ширину. От пола церкви высота без креста и шара составляет 21 метр, а с ними около 24 метров. Пол церкви на метр выше земли. Так что от общая высота церкви Святого Григория Просветителя от земли получается 25 метров. Церковь имеет форму трёхпарусной базилики с четырьмя куполами. С высоты птичьего полета она напоминает крест. На колокольне установлены 2 колокола.

По словам настоятеля храма Святого Григория Просветителя Тер Комитаса, армянская церковь в Новороссийске является уникальной в своём роде по архитектурно-смысловому решению. Каждый из четырёх куполов посвящается одному из четырёх направлений христианства. Центральный купол, который выше всех остальных, посвящается нашему направлению — Древневосточному Православию, к которому относится Армянская Апостольская церковь. Колокольня, которая по местонахождению ближе всех остальных находится к центральному куполу, посвящается Православной церкви. С северной части над ризницей находится купол, посвящённый Католической церкви. Параллельно с северным, стоит купол с южной части, посвящённый Протестантской церкви. То есть новороссийская церковь как бы объединяет все христианские церкви мира. Ведь все последователи разных направлений христианства, несмотря на некоторые различия, всё равно являются нашими братьями.

Церковь Святого Григория Просветителя 2-х этажная, что символизирует 2 природы Иисуса Христа. 1-й этаж символизирует Человеческую сущность Иисуса Христа, 2-й — Божественную. В центре здания церкви возвышаются 4 колонны необычной формы, что соответствует 4 евангелистам. Каждая колонна состоит из 3-х частей и символизирует Святую Троицу. Над колоннами возвышается центральный купол, посвящённый вероисповеданию Армянской церкви. Так как каждая из 4-х колонн состоит 3-х частей, то это в целом составляет 12 частей. 12 — это число апостолов, а наша Армянская церковь — Апостольская, потому что апостолы Фаддей и Варфоломей являются основоположниками христианской веры в Армении.

Читайте так же:  Предсказания церкви

Весьма необычны и окна церкви. В них угадываются очертания шестикрылых ангелов. На стадии проектирования авторы проекта церкви архитектор Левон Авалян и Тер Комитас долго думали над формой окон. Они задались целью каким-то образом над дверями церкви установить ангелов Серафимов, которые будут защищать плод вечной жизни, который каждую литургию раздаётся кающимся верующим. И архитектор создал такую форму. Серафимы — это шестикрылые ангелы. На входах 2 пары крыльев находятся на стенах, а 3-я пара — это двери, которые как ангелы раскрывают свои крылья перед верующими, которые через них могут войти в храм. У церкви 3 входа и на каждом входе окна в форме шестикрылых Серафимов, которые закрывают вход в церковь и защищают церковь от неверных. Они защищают верующих, которые приходят в церковь получить покаяние и святое причастие, чтобы получить вечную жизнь.

Надо сказать, что весьма интересно был решён и вопрос крестов над церковью Святого Григория Просветителя. Над куполами церкви возвышаются великолепные традиционные цветущие армянские кресты, похожие на живое дерево. Несомненно, что из всех христианских крестов самыми красивыми являются армянские. Поначалу были предложения поставить литые кресты, но они имели бы большую парусность. Но в Новороссийске часто бывают очень сильные ветры и они могли бы навредить крестам. Например, 8 февраля 2012 года в Новороссийске был ураган силой 60 метров в секунду! И авторы придумали следующее: взять обыкновенные трубы, отрезать их до нужных размеров, соединить и придать им форму армянских крестов. Получилось очень удачно, все по достоинству оценили это. Трубы дают уверенность, что парусности не будет и никакой ветер не подействует на купола и кресты.

Для большей долговечности крестов они были покрыты специальной порошковой краской. Этот метод крашения значительно надёжнее и долговечнее, чем крашение обычной машинной краской. Кресты тщательно очищаются от ржавчины и жира. Порошок продувается магнитным образом и прилипает ко всей поверхности крестов. Затем они идут в специальную печь. А в печи при определённой температуре эта порошковая краска растаивает и прочно прилипает к крестам. И таким образом жизнь крестов значительно продлевается. Это самый надёжный вариант для крестов, которые всё время будут находиться под дождём, под снегом, под солнцем.

Снаружи церковь уже полностью готова. Она облицована армянским туфом светло-коричневого цвета, который привезли из Армении. Остаются внутренние отделочные работы. Все стены окрашены в абрикосовый цвет. Расписывают храм художники из Эчмиадзина. Тер Комитас задумал следующее. Он хочет собрать в своей церкви камни, использовавшиеся при строительстве всех церквей, названных в честь Святого Григория Просветителя: в Армении, России и других странах и разместить их в подвальном помещении. Под главным алтарём находится ещё один алтарь, посвящённый страданиям в Хор Вирапе Святого Григория Просветителя. У этого алтаря трижды в год проводятся литургии в дни праздников, посвящённых Святому Григорию Просветителю. В храме есть старинные раритеты, привезённые из древнего монастыря Хор Вирап в Армении.

У церкви установлены 3 красивых хачкара. На том, что слева от входа написано: «С верой войдём в третье тысячелетие». А надпись на том, что справа гласит: «Памяти жертв Геноцида армян». И ещё один хачкар стоит напротив входа. Эти хачкары искусно созданы мастерами из Армении.

В июле 2017 года в строящейся церкви Святого Григория Просветителя побывал мэр Новороссийска Игорь Алексеевич Дяченко. Тер Комитас ознакомил почётного гостя с храмом. Мэр остался очень доволен увиденным. «Армянская Апостольская церковь, которая строится на пересечении улиц Судостальской и Сакко и Ванцетти, уже является настоящим культурным центром. Здесь работает воскресная школа, собираются активисты армянского общества, готовится к выпуску газета. Мне импонирует идея создания в цокольном этаже храма музея армянской культуры и истории, это может стать ещё одним местом паломничества туристов в Новороссийске, — отметил глава города Игорь Дяченко». Он пообещал помощь в благоустройстве прилегающей к церкви территории. Вся территория будет огорожена декоративным забором. Церковь очень светлая и обычно не нуждается в электрическом освящении. А в ночное время храм снаружи будет подсвечиваться, чтобы подчеркнуть его лёгкость и красоту.

К сожалению, в силу разных причин строительство церкви несколько затянулось. Но оно уже подходит к концу. Радует, что в результате получилось великолепное сооружение. В храме проводятся обряды крещения, венчания, по воскресениям и праздникам идут службы. Церковь объединяет вокруг себя новороссийских армян. Надо сказать, что храм возводится исключительно на пожертвования, причём не только армян, но и представителей других национальностей. Освящение и открытие церкви Святого Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич) намечено на 2018 год — год 100-летия возрождения армянской государственности и создания в 1918 году Первой Республики Армения. Нет сомнения, что церковь станет родным домом для всех местных армян и, конечно же, станет украшением города-героя Новороссийска.

Армянский купол одного из символов России

Армяне издавна селились в Москве. Первое письменное упоминание об этом относится к 1390 году, когда сгорела лавка некоего армянина Авраама. Первые компактные поселения армян в Москве были уже с XV–XVI веков в Китай-городе, затем они селились на Пресне. А указ Ивана Грозного предоставил армянам возможность селиться в Белом городе и Столповом переулке, пишет Lgz.ru.

Одно из самых «армянских мест» Москвы находится в самом центре российской столицы. У Спасской башни Кремля стоит необычайно красивый храм Василия Блаженного, или Собор Покрова Пресвятой Богородицы — один из символов России. Храм представляет собой девять объединенных в единую композицию церквей плюс пристроенную позднее часовню. Храм строился в 1552-1554 гг. — в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в тот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий.

Присоединение в 1552 году Казанского царства стало поворотным пунктом в истории России, и в этом неоценимую помощь русским оказали армяне. В благодарность за это в середине XVI века царь Иван Грозный, высоко почитавший армян, повелел назвать северо-западную церковь собора Василия Блаженного именем Григория Просветителя Великой Армении (или просто Григория Армянского) , так как в день памяти святого, 30 сентября 1552 года, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней.

Церковь Григория Армянского — одна из четырех малых церквей собора (высотой 15 метров) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Ее основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной — Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом.

В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный » в елку » . Как и в XVII веке, стены побелены, что подчеркивает строгость и красоту архитектурных деталей. Тябловый (тябла — деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы) иконостас реконструирован в 1920-ые гг. Он состоит из окон XVI-XVII вв. Царские врата смещены влево — из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Его появление связано с желанием богатого вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего небесного покровителя (1788 г.). В 1920-ые гг. церкви вернули ее прежнее название. Нижнюю часть иконостаса закрывают шелковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов. Интерьер церкви дополняют так называемые » тощие » свечи — большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи. В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь, шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придает светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью.

Купол армянской церкви

Дунамалян Лаура, 51К

Руководитель: Керн Л.А. канд. культурологии, доцент.

Символика армянской апостольской церкви.

Самобытность и уникальность Армении стоит на трех столпах – это неповторимое очарование ее горной природы, ее оригинальная национальная культура и древнейшее христианское наследие, которое Армения переняла одна из первых. Это – главное богатство Армении, которое она сумела выстоять за всю свою драматическую историю. Единство армянской культуры, которое бросается в глаза даже впервые соприкоснувшемуся с ней человеку, всегда отмечалось исследователями. Оно покоится на нескольких основах:

Читайте так же:  Церковь михаила архангела на карте

Первая из этих объединяющих основ — сама природа Армении: «Армения — страна камня». В этом народном определении вся страна: и природа, и люди, и творения их рук. Ландшафт страны определил черты ее архитектуры. Мощными кристаллами, тяжело, монументально, навязывая и зрителю и самому пейзажу ощущение преодоленной твердости камня, высятся по всей Армении памятники средневекового зодчества. Каменистая почва, зубцы окружающих горных гряд и тесаный, собранный в точные объемы камень архитектурных памятников сливаются в единый образ.

Другой основой единства послужила историческая судьба страны. Армения, расположенная на скрещении путей между Востоком и Западом, была постоянным местом столкновений между великими империями древности и средневековья. Рим, Иран, Византия, арабы, сельджуки, монголы проходили через Армению, надолго, иногда на столетия, прерывая ее культурное развитие, покрывая землю дымящимися развалинами. Вопреки всем, противостоя каждому из мощных пришельцев, народ сохранял верность своей культуре. Наряду с языком, письменностью и верой искусство было одним из столпов, опираясь на которые, можно было выстоять.

«Духовная жизнь армянского народа претерпевала большие переломы и подвергалась таким неожиданностям, что порой точно обрывалась, утеряв связь со всем предыдущим. — писал историк Н. Адонц, — но как только утихали политические бури, миновали острые периоды невзгод и жизнь укладывалась в обычные нормы, пробуждался интерес к прошлому, начиналось изучение уцелевших от тревожных времен памятников с целью постичь связь со стариной, связать настоящее с прошлым».

Верность сложившимся образцам искусства была верностью национальным святыням и становилась стержнем духовной жизни народа.

Несомненно, третья причина единства армянского искусства на протяжении веков таилась в тех эмоционально-образных качествах, которые были заложены в нем самом. Принципы, постепенно складывающиеся в планах и объемных композициях армянских церквей и монастырских комплексов, с их исполненными логики и энергии переходами форм, красотой и выразительностью гладких плоскостей стен, находили отклик во всех видах декоративного и изобразительного искусства. Скульптурные рельефы на зданиях, надгробные памятники и хачкары, керамика, резьба по дереву, металл — во всем обнаруживается родство с зодчеством, произведения всех искусств сохраняют стилистическое единство во внешнем и внутреннем архитектурном пространстве.

Одно из большинства событий в армянской истории было принятие Христианство. Принимая новую религию, Армения установила отличный христианский собственный символ и, время от времени, стала идентифицированной с Западным миром. Король Трдат III, которого окрестил Святой Григорий, объявил Христианство как религию государства в 301 нашей эры.

В период присоединения Восточной Армении к России правительству показалось необходимым более точно определить название церкви. В эту эпоху и выдвинули наименование Лусаворчакан, буквально означающее — последователи Просветителя, или армяно-григорянская — от имени Григора Лусаворича (Просветителя) Это наименование было воспринято неблагоприятно национальным общественным мнением, которое полагало, что тем самым у церкви отнимается её характер непосредственного апостольского наследия, оставляя за нею характер возникновения в IV веке.

В Армянской церкви традиционна прямоугольная форма церковных зданий. Начиная с VII века, в архитектуре построения была принята крестовокупольная форма церквей. Главный алтарь неизменно обращён к востоку, согласно древним предписаниям, по которым верующий во время молитвы должен обращаться к этой стороне света. Главный алтарь состоит из колонны и мраморного стола, освящённых св. мирром. К нему ведут ступени, уставленные паникадилами, выше, как бы господствуя над всем окружающим, помещается св. икона, неизменно с изображением Богоматери с младенцем. В исключительных случаях её заменяют иконы, относящиеся к торжеству этого дня.

Каждая церковь имеет две ризницы, в одной находятся помещения для купели, другая предназначена для хранения облачений и утвари. Престол епископа имеется только в кафедральных соборах, помещаясь слева, лицом к алтарю, это не что иное как скромное сиденье, на одну или две ступени выше уровня церкви. Балдахином он увенчан только в патриарших церквах. К услугам духовенства нет ни стульев, ни скамей. Для верующих предназначена средняя часть храма, прежде она была предоставлена исключительно мужчинам, женщины должны были подниматься на галереи. В некоторых торжественных случаях духовенство и певчие выступают на середину храма и поют в окружении молящихся. Хор помещается на ступень выше общего уровня, неподалеку от алтаря, духовенство и певчие, разделённые на две группы, размещаются справа и слева от алтаря, чтобы попеременно петь псалмы и песнопения. Суровая простота, столь резко контрастирующая с пышным убранством Греко-православных и Римско-католических церквей, поражает впервые посещающих Армянский храм. Армянские церкви венчаются куполами и колокольнями, форма куполов узкая, с уходящим ввысь барабаном. Церкви, как правило, предшествует двор, вокруг которого размещаются помещения причта, здесь же обычно находится и приходская канцелярия.

Армянская церковь — близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают не иконы, а картины. Службу сопровождает орган. Заимствованы у католиков и некоторые элементы церковного облачения.Армянская православная церковь является одной из древнейших православных церквей мира. Она была образована в первые века христианства и относится к так называемым дохалкидонским церквам, то есть тем, кто ревностно блюдет традиции первых христиан. Несмотря на то что некоторые праздники и религиозные обряды армянского православия отличны от православия русского, для обеих церквей это не является проблемой. Мы храним одну веру, мы следуем одному учению, мы выступаем в защиту одних и тех же ценностей, несмотря на разные языки и разные культурные особенности.

В Армянской церкви очень развит культ креста. В национальном изобразительном искусстве можно встретить множество вариантов изображений этого символа, часто весьма самобытных и узнаваемых. Четыре конца Креста — знак четырех стран света и четырех времен года, жертва, охватывающая пределы пространства и времени. Верхняя линия Креста — путь к Богу, единство земной и Небесной Церкви, линия вниз — поражение демонических сил, будущее разделение зла и добра, надежда на спасение тех, кто находится в аде до Страшного суда. Горизонтальная линия Креста — Божественная любовь, которая объемлет вселенную, проповедь о спасении, обращенная ко всем народам.

Одной из самых сильных ассоциаций, связанных с крестом является хачкар («хач» по-армянски означает «крест», «кар» — «камень»). Как считают исследователи-искусствоведы, «генетически» хачкары восходят к крестам-монументам, сначала деревянным, а затем каменным, которые уже в IV веке водружались на столбы на месте разрушенных языческих святилищ. Точно так же более тысячи лет назад на русской земле стали устанавливаться монументальные кресты.

Уже в V веке в Армении появились столбы и стелы с иконографическими барельефами – с изображением Христа, Богоматери, ветхозаветных сюжетов. Во времена арабского нашествия в Армении нещадно уничтожались памятники-стелы с изображением людей и святых. Изображать крест разрешалось. Кроме того, как пишет искусствовед А.А. Довлатбекян, «в Армении, в отличие от Византии, большое значение придавалось кресту, а не иконам и сюжетам из Ветхого и Нового заветов». Примерно с VIII века хачкар — как прямоугольная стела с крестом в орнаменте — стал наиболее распространенным видом памятника. Символ креста растворил в себе символику мирового древа.

Хачкары создавались и устанавливались в честь военных побед, для увековечения событий, имеющих историческое значение, по завершении строительства храмов, мостов и других сооружений, а также как пограничные и указательные знаки на границах поселений, на перекрестках и как обереги.

Центральный символ любого хачкара — процветший, как бы распустившийся, подобно дереву или цветку, крест — символ новой, вечной жизни. Под крестом высекают круг: круг с водруженным на нем крестом символизирует торжество христианской веры. Над крестом обычно изображают общие для всех христианских конфессий символы четырех евангелистов — орла, льва, быка и ангела. Но у армян это и четыре начала мироздания — огонь, вода, земля и воздух.

Армения – страна очень древней культуры. Несмотря на тяжелые испытания, не раз выпадавшие на ее долю, армянский народ сохранил свою многовековую культуру, нашедшую блестящее отражение и в многочисленных монументальных архитектурных сооружениях, количество которых исчисляется многими сотнями. Одних пощадили войны и время, другие стоят сегодня в развалинах. Армения не раз теряла государственность. Поэтому церковь для армян — символ единения.