Церковь благовещенья на мячино

Храм Благовещения на Мячине и озеро Мячино у Юрьева Монастыря близ Новгорода

У поворота Юрьевского шоссе перед озером Мячино находится небольшая белая церковь Благовещения на Мячине, или в Аркажах. Церковь представляет собой типичный для времен новгородской независимости однокупольный одноадресный четырехстопный храм, хотя последующая перестройка в XVII веке сильно изменила первоначальный облик.

Впервые храм был построен еще в 1179 году по воле и на средства новгородского архиепископа Иоанна (в миру — Ильи) и его брата Григория (в миру — Гавриила). По распространенному мнению, это было связано с 10-летним юбилеем победы новгородцев над суздальцами, в которой кстати сказать, этот архиепископ, по преданию, сыграл видную роль. Именно ему удалось доставить на городскую стену икону Знамения Богоматери, которая решила бой в пользу Новгорода.

Церковь была построена на месте деревянного храма в Благовещенском монастыре, основанном братьями в 1170 году.

Каменную церковь построили в рекордные по тем временам срокам – всего за 70 дней. Она была своего рода путевым храмом — в то время здесь как и сейчас была развилка дороги на Юрьев монастырь и дороги, ведущей в приильменское Поозерье. Рядом находилась не существующая ныне деревня Аркажи, названная в честь так же не сохранившегося Аркажьего монастыря (упразднен в 1764 г. в ходе секуляризации церковных земельных владений, что однако не помешало стоявшей поблизости от него приходской благовещенской церкви называться Аркажьей).

Еще через 10 лет, в 1189 г. церковь была расписана фресками, фрагменты которых сохранились поныне.

Во время смутного времени в ходе общего запустения и шведского завоевания храм обветшал и частично обрушился. Любопытно, что в настоящее время некоторые историки стараются пересмотреть описанный в тенденциозных московских источников период шведской интервенции, однако думаю, что православные жители разоренной новгородской земли, с пребывающими в состоянии разрухи божьими домами, не приняли бы новомодную трактовку их обоюдного «симбиоза» со шведскими оккупантами.

Был отстроен заново во второй половине XVII столетия, причем московские зодчие сделали старую трехлопастную новгородскую кровлю восьмискатной как на московских церквах, сделали новые, не свойственные строгим новгородским старинным храмом пышные наличники окон.

В ходе Екатерининской реформы в 1764 году обитель была упразднена. Благовещенский храм, единственный сохранившийся к тому времени, стал приходским. В XIX веке он неоднократно перестраивался.

Древние фрески были обнаружены под побелкой уже в советское время, в 1930-е годы. В связи с этим открытием в 1934 году церковь была передана Новгородскому музею-заповеднику. В ходе реставрации стенопись была раскрыта и укреплена.

Новые утраты, в том числе и вновь открытых фресок фресок, связаны с годами оккупации во время Великой Отечественной войны.

После освобождения советскими реставраторами были проведены противоаварийные работы. В 50-60-е годы — полномасштабная архитектурная реставрация в формах XII-XVII вв. Работы велись под руководством Леонида Егоровича Красноречьева. В 60-70-е годы продолжались работы по раскрытию остальных уцелевших фресок.

В 2000-е годы были проведены археологические изыскания. В 2010-2019 гг. были проведены дополнительные реставрационные работы, после которых, в 2019 году памятник открыли для посещения.

Рядом с церковью расположено озеро Мячино (поэтому храм называют так же на Мячине), что по-старославянски обозначает «вмятина». Да и вы наше время, это озеро производит впечатление призрака, плавно выделяющегося из зеленого пространства заливных низинных лугов. Местами вообще трудно определить, где кончается берег и начинается озеро. А в половодье озеро вообще сливается с Волховом.

В то же время это озеро без границ имеет по своему вполне стойкие очертания. Еще в XII веке упоминаются стоящие на его берегах такие сохранившиеся объекты, как Юрьев монастырь, Витослвлицы, храм Благовещения на Мячине.

В первый раз это озеро упомянуто еще в грамоте князя Изяслава Пантелеймонову монастырю, составленной в 1134 году: «Се яз князь великий Изеслав Мьстиславич по благословению епискупа Нифонта испрошал есмь у Новагорода святому Пантелемону землю село Витославлицы и смерды и поля Ушково и до прости. А завод тои земли от Юрьевьской орамицы простью вверх и с прости возли Ушковскую орамицу по верхней стороне да направо в лог, логом по верховью Мячина и Мячином вниз по вешную воду к Добрыне улицы к образу святому, и от Добрыне улицы Мячином вверх подли рель да налево в Великий ручей, ручьем вверх подли княжую рель до Юрьевьского межника, что крест стоит под межником, от Юрьевьского межника логом подле Юрьевскую рель, да подле Юрьевскую орамицу логом да по конец логу промеж орамицы Юрьевьской и Ушкова поля да в прость»

Село Витославлицы и Пантелеймонов монастырь располагалось на озере Мячино на месте современного музея деревянного зодчества «Витославлицы».

Великий ручей существует до сих пор, вытекая из озера и впадая в Волхов с северной стороны от стен Юрьева монастыря. Возле его устья в самом деле был Юрьевский межник — межевой камень с христианской надписью, который на Руси по христианскому обычаю часто ставили на границах земельных владений. Видимо, именно его недавно обнаружили на речном дне подводные археологи во главе с Айваром Владимировичем Степановым. Камень был почти там же, где указан в грамоте — недалеко от устья ручья, у берега Волхова. Только если в прежние времена камень стоял на суше, то теперь он почему то сполз в воду.. По мнению А. В. Степанова, он оказался в воде после сильного наводнения конца XVII в. Таким образом, и в XII в. Мячино лежало там же, где и теперь. И еще в те века разливалось весной почти до самых южных границ Великого Новгорода, где завершалась упомянутая в грамоте древняя Добрынина улица. Как в наше время, так и в средневековье, Мячино являлось довольно знаковым местом в южных предместьях Новгорода. Когда во время новгородских усобиц часть новгородцев хотела ударить на город со стороны него, местные летописи его часто даже не назвали по имени, а просто писали «озеро», справедливо полагая, что для тех, кто знаком с новгородской округой, все сразу будет понятно.

Читайте так же:  Церкви серпухова действующие

Другого такого стойкого озера-призрака без границ пожалуй нигде, кроме Приильменья, не встретить. С другой стороны, такой топкий грунт и обеспечил новгородскому средневековому культурному слою такую завидную сохранность. Болотистая почва хорошо сохраняет органику. Поэтому в новгородской почве лучше чем в любом другом древнерусском городе сохранились средневековые древности, включая знаменитые берестяные грамоты. Ведь 98% всех берестяных грамот были найдены именно в Новгороде. Кстати, известные новгородские деревянные мостовые тоже связаны с топкостью местной почвы. Хотя улицы и даже дворы мостили по всей Руси, и один древнерусский город не был мощен столь густо. Кроме того, в прочих городах износившиеся мостовые сносили, ставя на их место другие, а в Новгороде старые доски проседали в топкой грязи, а новые настилы мостили уже поверх, штабелями.

Долгие годы великокняжеские и ордынские рати предпочитали ходить войной на своенравный город зимой, чтоб, как пояснил великокняжеский московский летописец конца XV столетия, не провалиться в Приильменские болота. Первым пошел на Новгород в теплое время года лишь великий князь Иван III, да и то после бесснежной зимы 1470/71 гг.

Но как знать может именно в вязкости новгородской почвы и заключается ее внутренняя крепость, позволяющая бесформенным озерам призракам четко сохранять в веках свои очертания. Поэтому думаю, что существующий ныне проект сооружения вдоль него проезжей волховской набережной не очень удачен с экологической точки зрения. Да и само озеро, в окружении древних ив не вяжется с перспективой шумной автодороги.

Великий Новгород. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажах.

Церковь Благовещения на Мячине

Церковь Благовещения на Мячине (построена в 1179 г.) бывшего Благовещенского Монастыря. Сооружена архиепископом Ильёй и его братом Гавриилом за 70 дней на месте деревянной постройки 1170 г. В 1189 г. расписана фресками. Перестраивалась в 14 веке и особенно в 1682-1684 г.г. В интерьере сохранились фрагменты живописи 12 века. Пострадала в ВОВ. Реставрирована в 1959-1961 г.г. по проекту архитектора Красноречьева Л.Е.

Церковь Благовещенья у деревни Аркажи представляет наиболее древний образец небольших четырехстолпных новгородских храмов 12 века. Это одноглавый трёхапсидный храм. Современная восьмискатная кровля появилась при перестройке рухнувших перекрытий в XVI в. К XVII в. относятся появившиеся после растёски древних оконных проёмов резные наличники. В алтарной части храма сохранились уникальные фрагменты фресок 1189 г., характеризующиеся многоцветьем красок, отчётливо прорисованными линиями. От первоначальной постройки уцелела лишь нижняя часть, поэтому фрески сохранились лишь частично.Их художественнее особенности свидетельствуют о возникновении в конце 12 века новгородской школы монументальной живописи.

В древности поблизости от церкви Благовещенья находились два монастыря — Благовещенский и Аркажский, остатки фундаментов были обнаружены в 1961 году при земляных работах. Некоторое время в Аркажах существовал скит соседнего Юрьева монастыря, но он не сохранился. Существует легенда, что при строительстве храма не хватило денег на его завершение. Владыка Илья молился Пресвятой Богородице, чтобы явила она новгородцам свою милость. Утром перед недостроенной церковью явился конь, к седлу которого были приторочены перемётные сумы, наполненные золотом и серебром. А денег хватило не только на строительство, но и на роспись храма, а также на покупку богослужебных книг, икон и других необходимых вещей. Уже в наши дни возле Благовещенской церкви произошло ещё одно чудо. Явилась неведомая старушка и указала на чудом появившиеся у алтаря храма могилы Юрьевского архимандрита Фотия и графини Анны Орловой. Оказалось, что при разорении монастыря останки их тайком были перезахоронены у расположенного неподалёку Благовещенского храма. Церковь внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Информация: Новгород. Путеводитель. Лениздат 1972. Сайт http://svetlitsa.spb.ru/

Одна из древнейших церквей Великого Новгорода — храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажах (или на Мячине озере) возвышается посередине старинного кладбища, возле поворота к Юрьеву монастырю. По преданию, деревянный храм поставлен здесь в память победы в 1169 году новгородцев над суздальцами, достигнутой благодаря чудесному заступничеству иконы «Богоматери Знамение». К 10-летнему юбилею славной новгородской победы архиепископом Ильёй и его братом Гавриилом за 70 дней была сооружена каменная церквовь и основан монастырь. О построении каменного храма сообщает Новгородская первая летопись: «В лето 6687 (1179). Заложи архиепископ Илия, церковь камяну святыя Богородиця Благовещение, и начя здати церковь майя месяця в 21, на святую царю Констянтина и Елены, а коньцяша месяця августа в 25, на святаго апостола Тита; а всего дела церковьнаго зьдания днии 70, и бысть крестьяном прибежище». Основной строительный материал, из которого построен храм — это известковые плиты, тонкие кирпичи (плинфа) и цемянка (раствор для скрепления). Спустя десять лет после освящения церковь расписали.

Читайте так же:  Виктория в белой церкви

Благовещенский монастырь был одним из наиболее крупных и богатых в Новгороде. В 1764 году обитель постигла печальная участь — её упразднили; именно тогда из Благовещенского храма в Юрьев монастырь были перенесены мощи святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского. От первоначального храма до нашего времени дожила только нижняя половина. Рухнувшие верхние части стен, своды и купол были заново отстроены в ХVI веке. В ХVII столетии растесали окна и украсили их декоративными наличниками. Фрагменты древней росписи сохранились лишь в алтаре. Реставраторы трудились над их открытием ещё до Великой Отечественной войны, но работу завершить не успели, и в военные годы, когда фашисты превратили храм в конюшню и сенной склад, часть расчищенных фресок оказались уничтожена, а оставшиеся покрыты плотным слоем копоти и грязи. Между тем, роспись весьма любопытна — она отражает все особенности формировавшейся в ХII веке новгородской иконописной школы, к которым относятся: графичность и плоскостность изображения, энергический рисунок, богатая палитра. Реставрация храма производилась в 1959-1961 гг. по проекту архитектора Л.Е. Красноречьевой. В 1992 году этот памятник был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2009 году на фасадах были проведены малярно-штукатурные работы, заменена кровля и лемеховое покрытие купола. Церковь является музейным объектом и входит в состав Новгородского объединённого музея-заповедника. Вокруг храма расположено небольшое кладбище. Рядом с южной апсидой находится могила архимандрита Фотия и графини Орловой-Чесменской, останки которых верующие перенесли после вскрытия в 1930-х гг. их гробниц в Юрьевом монастыре.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №90, 2019 г.

Причту и старосте Новгородской окологородней Аркажской церкви разрешено из имеющихся при их церкви 4-х колоколов, перенесенных сюда, по разборке приписной Успенской церкви и висящих без всякого употребления, вес коих около 15 пудов, некоторые продать члену Археологическаго Института, присяжному поверениому г. Передольскому, а остальные перелить на новый колокол, с добавлением нового материала, весом до 30 нудов, на средства прихожан и частных жертвователей и с употреблением денег, вырученных отъ продажи колоколов г. Передольскому, и затем приобретенный новый колокол повесить при приписной Мостищской церкви, нуждающейся в таковом, 30 Января 1888 года.

Новгородсеие епархиальные ведомости, 1888 год, №4.

swann74

Про путешествия, ориентирование и про всё

К югу от Новгорода на повороте к Юрьевому монастырю у дороги стоит Церковь Благовещения на озере Мячине. Туристы спешат к монастырю и не думаю, что многие из них заезжают к этой небольшой одноглавой церкви. Церковь старинная, домонгольская, построена в 1179 году в ознаменование победы новгородцев над суздальцами.
Публикую сегодня летние и зимние фотографии.

Летом все вокруг заросло. Целиком церковь видно только с одной стороны. Рядом небольшое кладбище.

Вид на церковь со стороны города зимой и летом:

В июле все пространство вокруг покрылось бурьяном и крапивой.
Нашел на сайте http://artpoisk.info картину художника В.Ф. Стожарова “Новгород. Церковь Благовещения в Аркажах”.

Картина написана в 1967 году. При Советской власти тут косили траву. Теперь же все заросло, впечатление полной запущенности.

Этим летом тут появился плакат о работах по реставрации.

Благовещенская церковь знаменита своими фресками. Храм был расписан в 12 веке. Сохранилось с тех пор немного. Очень многое пострадало в течение Великой Отечественной войны. Немцы устроили здесь конюшню, сделали в ней дополнительное деревянное перекрытие, и топили печи. Фрески, которые были открыты учеными до войны, были вновь покрыты таким слоем копоти, что пришлось их реставрировать заново.
Внутрь церкви не попасть, на двери висит замок

Возможно сюда водят организованные экскурсии. Церковь принадлежит Новгородскому музею-заповеднику.
От оригинальной постройки домонгольского периода остались только нижние части стен.

Впервые церковь была разорена в период шведского нашествия в смутное время. В 17 веке храм был перестроен, появилась восьмискатная крыша и “веселые” наличники на окнах:

Некоторые из окон без наличников, похожи на окна других старых новгородских храмов:

На северной стене фрагменты росписи:

Но это более поздняя роспись, древние знаменитые фрески внутри. В 1999 году тиражом в 800 экземпляров вышла книга об этих фресках.
Не смог толком найти в сети иллюстраций. Вот здесь, если полистать, можно найти несколько репродукций и текст о фресках: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/sarabanov_ist/01.aspx.


Св. Кирилл Александрийский из «Службы святых отцов». Фреска Благовещенской церкви на Мячине

Еще немного фотографий.

Народу здесь не встретил ни в январе, ни в июле.

Насколько по-разному одно и тоже место смотрится зимой и летом. Очень мне нравится посты с фотографиями одного и того же места в разные времена года.

Церковь Благовещения на Мячине

Недалеко от Юрьева монастыря стоит небольшой одноглавый храм с пофронтонным завершением фасадов. Это Благовещенская церковь Благовещенского монастыря у деревни Аркажи, которая на сегодняшний день, к сожалению, не существует.

Именно здесь в 1170 году в память о чудесном спасении города иконой «Богоматерь Знамение» архиепископ Иоанн (Илия) с братом Гаврилом (Григорием) основали монастырь. Через 9 лет деревянный храм был заменен каменным, а в 1189 году церковь была расписана.

В новгородском зодчестве во второй половине 12 века вырабатывается тип небольшого (сравнительно с постройками первой половины 12 века) четырехстолпного храма, отвечавшего материальным возможностям и художественным вкусам заказчиков как светского, так и духовного сословия. В законченном виде этот тип храма представлен постройками Ладоги 60 – 70 гг. Церковь Благовещения является самой ранней постройкой нового типа в Новгороде и его ближайших окрестностях. Именно этим храмом начинается тот архитектурный ряд, которому принадлежит Нередица.

Читайте так же:  Церковь краснодар красных партизан

К великому несчастью, храм сохранился не полностью: его своды, барабан и купол восстановлены после обрушения в 80-х годах 17 века. Изначально, как и в нередицком храме, фасады завершались закомарами. Три апсиды поднимались на одну высоту с церковным объемом. Ход на хоры располагался в толще западной стены. Раскопками вскрыты пол из цемяночной извести, обнаружены следы деревянной алтарной преграды и престол. Аркажская церковь выстроена в традиционной для Новгорода технике кладки: из известняковых плит, скрепленных цемянкой, а наиболее ответственные места выложены из кирпича. Храм — крестово-купольный с одной световой главой, которая поддерживается столбами прямоугольного сечения. Восточная, алтарная сторона состоит из трех апсид. Изначально постройка имела позакомарное завершение.

Древняя купель для совершения таинства крещения (по устройству подобная «иордани») сохранилась в левом приделе. В каменном полу был выложен круглый водоем, диаметром около 4-х метров, рассчитанный, очевидно, на взрослых людей. Это говорит о том, что еще в последней четверти XII века многие новгородцы оставались язычниками. В восточной части храма сохранились фрески 1189 года – в жертвеннике Богородичный цикл, в центральной апсиде – «Служба святых отцов», в дьяконнике – цикл жития Иоанна Предтечи. «Аркажские росписи развивают одно из важнейших для живописи византийской периферии направлений, в котором наиболее ощутимы черты, близкие аскетическим устремлениям православного монашества» (Т. Ю. Царевская).

Церковь Благовещения является наиболее древним образцом малого новгородского храма. Сохранившиеся довольно значительные фрагменты в настоящее время расчищены и дают возможность познакомиться с одним из вариантов византийского стиля в монументальной живописи XII столетия. Византия не представлялась тогда слишком далекой: православный мир обладал неким единством и устремленностью к своему центру. Византийский образец был осмыслен заказчиком и исполнителем так, что решение оказалось достаточно оригинальным и в то же время догматически верным.

Храм Благовещения в Аркажах не избежал повреждений во время Отечественной войны, так же как и многие другие древние новгородские постройки. Памятник был отреставрирован в 1959—1961 годах по проекту архитектора Л. Е. Красноречьева.

Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески

Приложение. Мозаики и фрески в памятниках архитектуры

Церковь Благовещения в Аркажах

Фрески. Около 1189

¦ Сохранность фресок посредственная. Много механических повреждений красочной поверхности, краски в большинстве случаев пожухли, утратив былую свежесть. Лучше всего сохранились две сцены богородичного цикла (Обручение Марии и Иосиф ведет Марию в дом свой) и изображения святых в арках, соединяющих центральную апсиду с боковыми. Реставрация и раскрытие фресок производились в 1930, 1936, 1944, 1946–1948 и 1966–1969 годах.

Цикл сцен из жизни Иоанна Крестителя в диаконнике включает следующие эпизоды: Усекновение главы, Принесение главы Иродиаде, Пиршество Ирода и танец Саломеи, Погребение Иоанна, Обретение останков Иоанна, Явление Христа Иоанну. Вверху была представлена фигура Елизаветы (?), уцелевшая лишь в своей нижней части. Голова юноши, несущего корзину, погибла, так как во время оккупации Новгорода фашистскими войсками церковь Благовещения была использована под казарму и в диаконнике было устроено деревянное перекрытие, которое покоилось на врубленных в стены балках. При немцах все расчищенные до войны фрески оказались настолько закопченными, что их пришлось заново расчищать.

От украшающего жертвенник богородичного цикла сохранились следующие сцены: Ласкание девы Марии, Благословение Марии, Моление о посохах, Обручение Марии, Иосиф ведет Марию в дом свой, Встреча Марии и Елизаветы, Благовещение у колодца, Сомнение Иосифа. Над окном представлена стоящая Богоматерь в позе Оранты. На западной стене жертвенника, над фигурами святых, написана большая композиция — Семь спящих отроков эфесских (ее верхняя часть утрачена). Эта тема была весьма популярна на Руси, и она часто встречается на литых образках и амулетах.

Не только в хронологическом, но и стилистическом отношении аркажские фрески занимают промежуточное место между росписями церкви св. Георгия в Старой Ладоге (около 1167) и храма Спаса на Нередице (1199). Утверждение О. Демуса о том, что в исполнении аркажских фресок участвовали греческие мастера, ни на чем не основано ( Demus О. The Mosaics of Norman Sicily. London, 1959, p. 425).
¦

Дмитриев Ю. Н. Стенные росписи Новгорода, их реставрация и исследование (работы 1945–1948 годов). — В кн.: Практика реставрационных работ, I. M., 1950, с. 158–161.

Филатов В. В. К истории техники стенной живописи в России. — В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968, с. 72, 73.

Батхель Г. С. Новые данные о фресках церкви Благовещения на Мячине близ Новгорода. — В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972, с. 245–254.

Пуцко В. Новгородские фрески XII–XIII веков. — In: Wandmalerei des Hochfeudalismus im europasch-byzantinischen Spannungsfeld (12. und 13. Jahrhundert). Hrsg. von H. Nickel. Halle (Saale), 1983, S. 200–201.

Царевская Т. Ю. Иконографические особенности декора центральной апсиды церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). — В кн.: 125 лет Новгородскому музею. Материалы научной конференции. Новгород, 1991, с. 61–67.

Царевская Т. Ю. «Семь спящих отроков эфесских» в литургической программе церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). — В кн.: Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994, с. 172–178.

Царевская Т. Ю. Некоторые особенности иконографической программы росписей церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах») близ Новгорода. — Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб., 1997, с. 83–95.

Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999.