Христианская церковь в раннее средневековье важнейшее положение вероучения

§ 2. Христианская церковь в раннее Средневековье

Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания? Каково происхождение и значение слов «епископ», «папа римский»? 1.

Хлодвиг и христианская церковь.

Хлодвиг и знатные франки склонялись к принятию христианской религии.

Короли охраняли богатства и привилегии церкви, щедро дарили ей земли и ценные вещи.

А церковь, в свою очередь, укрепляла их власть, утверждая, что их победы и деяния угодны Богу. Руководители церкви были ближайшими советниками Меровингов; как грамотные люди, они помогали королям составлять указы и послания.

Организация христианской церкви

С принятием христианства в Западной Европе распространилась латинская письменность; на латинском языке велось богослужение. К концу раннего Средневековья христианская церковь стала могущественной, разветвлённой организацией (см. схему). 2.

Духовенство и миряне. Папа римский считался преемником апостола Петра, которому, по преданию, были вручены ключи от рая. Папа являлся главой всей церкви. Церковными делами в областях управляли епйскопы и архиепископы (главные епископы). Священники в храмах вели богослужение и произносили проповеди: опираясь на Библию, они наставляли верующих, как жить по Божьим законам. Прихожане местных небольших церквей составляли церковные приходы.

Служители церкви представляли особый слой населения — духовенство: оно руководило духовной жизнью людей. Остальные люди назывались мирянами: они жили в миру, то есть не порывали с житейскими делами. 3.

Монастыри. Некоторые христиане желали посвятить жизнь только служению Богу. Они уединялись в пустынных местах — в лесах, на островках, где создавали свои маленькие обители. Таких людей называют монахами2. Вскоре монахи по всей Европе стали создавать религиозные общины — монастыри. В отличие от белого духовенства монахи назывались чёрным духовенством (по тёмному цвету их одеяний).

Монах давал обет (обещание) отказаться от личного имущества и семьи, жить в трудах, бедности и молитвах, беспрекословно подчиняться руководителю монастыря — аббату (в переводе с арамейского — отец). Они вместе молились, а в остальное время им полагалось трудиться. Все монахи считались братьями во Христе.

Монастырь обычно был отделён от внешнего мира стеной. Центром монастыря служил

Макет монастыря Сен-Галлен. IX в.

Где, по вашему мнению, на этом плане находятся помещения монастыря, названные в тексте параграфа?

дворик, из него вели входы в церковь, трапезную (столовую) и кельи (отдельные жилые комнаты монахов). К внутренней ограде примыкал хозяйственный двор с мастерскими, амбарами, конюшнями, птичником; далее располагались сад, огороды, грядки с лекарственными травами. На территории монастыря устраивали помещения для приёма даров, для раздачи милостыни и приют для странников. При больших монастырях постепенно появлялись больницы, которыми ведали монахи-лекари, а также школы, библиотеки. Кладбища обычно размещались возле церквей или даже в их оградах.

Во Франкском государстве было основано около 250 монастырей — мужские и женские. Убеждённые в силе церкви как посредника между Богом и людьми, христиане надеялись, что её служители своими молитвами избавят их от болезней, войн, неурожаев и других бедствий, которые Бог посылает за грехи3 людей. Нередко верующие завещали церкви или монастырю своё имущество, а там читали молитвы за упокой души завещавшего.

Монах пишет хронику событий.

У епископов и монастырей появилось много земель. Они старались поселить в своих владениях побольше людей. Постепенно в зависимость от церкви попадали целые деревни, население которых содержало монастырь и его обитателей. В монастыре были и слуги. Всё высшее духовенство состояло главным образом из представителей знатных семей. 4.

Искусство рукописной книги. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все: они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.

В монастырях создавались скрипто- рии — мастерские по переписке рукописей. Переписка книг считалась делом, угодным Богу.

По своему виду и материалу средневековая книга отличалась от античной. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней Римской империи — свитком из пергамена4. В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сги- бать и писать на нём с обеих сторон. Но пергамен был очень дорог: на изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят.

Инициал с автопортретом монаха

Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (красивым) почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки — инициалы, вписывая в них целые живописные сцены — миниатюры, третьи делали заставки и орнамент. К тому времени был выработан единообразный чёткий шрифт. Возродилось умение рисовать человеческие фигуры. На пергамене писали птичьими перьями.

Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в самых торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребёнка, на свадьбу.

На Библии приносили клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Экземпля- Образование в эпоху раннего Средневековья

Для эпохи раннего Средневековья очень важными были понятия «образец», которому следовало подражать, и «авторитет», который нельзя было оспорить. Предполагали, что в каждой области знания ecTt авторитеты — мудрецы, в чьих книгах содержится истина: например, е диалектике — Аристотель, в поэзии — Вергилий и Гораций, в прозе- Цицерон. Но самым главным «учебником», который следовало знать наизусть и уметь толковать, была Библия: Ветхий и Новый Завет. Надлежало твёрдо следовать поучениям Отцов церкви, мыслителей и святых первых веков христианства: святого Августина, святого Иеронима к других. Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов и предполагало прежде всего хорошую память и усидчивость.

Науки квадривиума были слабо развиты. Счёт долго вёлся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание. Из геометрии решали простейшие практические задачи, прежде всего необходимые для строительства. Астрономию использовали, чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ. ры красивых, огромного размера Библий в дорогих переплётах делали для соборов, их прикрепляли цепями — чтобы не украли.

«Семь свободных искусств». При монастырях, а позже при храмах и соборах в городах стали открываться соборные школы. В них деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском языке. Ни один народ на этом языке уже не говорил. Это был международный язык образованных людей Западной Европы: на нём читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные по- В монастырской слания.

школє. Миниатюра g полное школьное образование входило с античных времён изучение «семи свободных искусств»: наук тривиума и квадри- виума. Тривиум — первая ступень — включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования — квадривиум входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» — богословие. 1.

Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден. 2.

Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к чёрному и белому духовенству? 3. На основании текста и иллюстраций составьте план рассказа о средневековых рукописных книгах и предложите своему однокласснику сделать по этому плану сообщение. 4.

Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри? 5. Чему учили в соборных школах? Как происходило обучение? для сравнения. В какой школе вам хотелось бы учиться? Почему? 5. Церковь обычно осуждала взимание платы за обучение. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с такой позицией относительно нашего времени? Аргументируйте свой ответ. 6. Во всех странах Западной Европы, принявших христианство, богослужение велось на латинском языке. Подумайте, какие последствия могли быть у этого явления.

Читайте так же:  Лобня церковь катюшки

Христианская церковь в Раннее Средневековье

В IVV вв. происходило становление христиан­ского вероучения. Вырабатывались общецерковные определения истин веры. Определялись правила церковной организации и дисциплины. Началась христианизация варварских племён.

К моменту официально­го признания в христианской церкви не было единства по вопросам вероучения и богослуже­ния. Необходимо было чётко определить основ­ные положения вероучения — догматы, выра­ботать их систему — догматику. Это призваны были осуществить Вселенские соборы — соб­рания высшего христианского духовенства. Первый Вселенский собор был созван импера­тором Константином Великим в 325 г. в Никее. В то время по всей Римской империи шли споры о том, как соотносятся в Святой Троице Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Александрийский священник Арий утверж­дал, что Христос — Бог Сын — по божествен­ным свойствам и славе ниже Отца, так как является рождённым. Собор осудил арианство как ересь. Ересями официальная церковь счи­тала религиозные учения, отклонявшиеся от утверждённой ею догматики. Тех, кто этим ере­сям следовал, называли еретиками.

Христиане верили, что через цер­ковь на верующих распространяется Божья благодать. Это должно свер­шаться посредством церковных таинств. Древнейшими и важней­шими из таинств были крещение и причащение.

На первых двух Вселенских соборах был выработан краткий свод главных христианских дог­матов — Никео-Цареградский Символ веры. Он утверждал равенство и единство трёх лиц (ипостасей) Святой Троицы. Символ веры стал основой христианского вероуче­ния, деятельности церкви и личной веры каждого христианина.

Христос Вседержитель. Икона VI в.

В выработку и оформление христианской догматики огромный вклад внесли Отцы Церкви. Так называются учите­ля и толкователи христианства, которых церковь признаёт наиболее авторитетными. Вселенскими Отцами Церкви на Востоке были Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. Рим­ская церковь особо почитала святого Авгус­тина, Амвросия Медиоланского и Григория Великого. Творения Отцов Церкви входят в состав Священного Предания, которое вмес­те со Священным Писанием — Библией — и представляет собой христианское веро­учение.

Устройство и организация христианской церкви

Одновременно с выработ­кой вероучения оформлялась организация христианской церкви. В церковь как общину верующих входили духовенство (клир) и миряне. Возведённые в духовный сан свя­щеннослужители имели право самостоятель­но совершать богослужения, обряды и таин­ства. Духовенство было выстроено в соответствии с церковной иерархией. На Западе на вершине иерархии находился папа римский, на Востоке — четыре патриарха: Константинопольский, Иерусалимский, Алек­сандрийский и Антиохийский. Ниже следо­вали архиепископы (на Востоке — митропо­литы), епископы, священники, дьяконы. Миряне должны были отчислять в пользу церкви десятую часть своих натуральных и денежных доходов — церковную десятину. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Григорий Великий. Резьба по кости. IX в.
Византийский монастырь в Метеорах

Монастыри и монашество

Ещё в III в. в Египте, затем в Палестине и Сирии возникла особая форма христианского служения — монашество. На Западе монашество известно с IV в. Сложи­лись две формы монашества — отшельниче­ство и монастырская община. Монахи-отшельники уходили в места, удалённые от людских поселений, отказывались от обще­ния с другими людьми. Они подвергали себя тяжким телесным испытаниям во имя веры. В монастыре монахи жили, молились и тру­дились сообща. Монастырь имел собственные правила (устав) и возглавлялся настояте­лем (аббатом). Монастыри часто назывались аббатствами. В VI в. в Западной Европе воз­ник первый монашеский орден — централизо­ванное монашеское объединение. По имени своего основателя святого Бенедикта орден стал называться Бенедиктинским. Постепен­но монастыри приобрели большие богатства и стали влиятельной силой в средневековом обществе.

В раннее Средневековье монасты­ри были центрами образования и культуры. При них существовали школы, мастерские по переписке книг, библиотеки. Средневековые переписчики книг были искусными мастерами. Текст писали красивыми буквами на пергаменте. Книгу укра­шали цветными миниатюрами. Её переплёт делали из кожи или доро­гих тканей. Книга нередко была на­стоящим произведением искусства.

Конспект урока истории «Христианская церковь в раннее Средневековье»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа № 1» г.вилючинск

Тема: Рождение средневекового мира Урок 2 Христианская церковь в раннее Средневековье

История Средних веков 6 класс

2017/2018 учебный год

Цель урока: проследить процесс превращения христианской церкви в могущественную политическую и экономическую организацию.

Тип урока: комбинированный.

Оборудовние урока: проектор, экран, компьютер, мкльтимедийная презентация, учебник «История. Средние века». В.А.Ведюшкин, В.И.Уколова. М: «Просвещение».2019г.

Оргмомент. Приветствие и проверка готовности учащихся, их рабочих мест к уроку.

Актуализация изученного материала:

Расскажите о хозяйственной и общественной жизни древних германцев.

Что такое Великое переселение народов? Каковы его последствия?

Устная карточка. (Для мотивированного обучающегося)*. Почему королевство франков оказалось более прочным и долговечным других варварских государств? (дается время на обдумывание и подготовку ответа).

Письменная карточка. Реши кроссворд (приложение 1.)

Изучение нового материала.

Вспомните, каким образом король франков Хлодвиг добился объединения франков и гало-римлян? (провел крещение франков, христианство становится общей религией всех подданных Хлодвига).

Обобщение учителя : Принятие христианства усиливало власть Хлодвига над завоеванным христианским населением Галлии. Хлодвиг покровительствовал церкви, охранял ее богатства, дарил ей земли. Руководители церкви становятся приближенными короля. Постепенно формируется внутренняя организация церкви.

Слайд 1. Тема урока: Христианская церковь в раннее средневековье. (запись в тетрадь).

Христианская церковь уже в ранее средневековье коренным образом отличалась от первых общин христиан. Она стала не просто объединением единоверцев, единомышленников, церковь — настоящая организация, которую поддерживает король, и которая, в свою очередь, становится опорой власти. Как вы думаете, какова цель нашего урока? (выслушивает высказывания обучающихся).

Слайд 2. Обобщает высказывания обучающихся. Цель урока — проследить процесс превращения христианской церкви в могущественную политическую и экономическую организацию.

Слайд 3. План урока:

Разработка основ христианского вероучения.

Слайд 4. 1. Разработка основ христианского вероучения.

Вспомните, каково было положение первых христиан в Римской империи? (Их подвергали гонениям, убивали, натравливали на них хищников во время зрелищ в Колизее, христианство было под запретом).

Почему римские императоры выступали против новой религии? (Христианство провозглашало равенство всех перед Богом, существование единого бога, отвергало римское многобожие).

В 313г. император Константин Великий издал Миланский эдикт:«…Мы постановили, руководясь здравым и правильнейшим рассуждением, принять такое решение, чтобы вообще никого не лишать свободы следовать и держаться соблюдаемой у христиан веры и чтобы каждому дана была свобода следовать той религии, какую сам считает наилучшею для себя, дабы верховное Божество, почитаемое нами по свободному убеждению, могло проявлять во всем обычную милость и благоволение к нам».

Какова главная идея этого документа? (выслушивает ответы обучающихся).

Обобщает ответы: Император Константин разрешил свободно исповедовать христианство на всей территории империи. С конца IV в. христианство становится единственно разрешенной религией империи. Но позиции христианской церкви ослаблялись тем, что в этом учении было много неясного, слова апостолов истолковывались по-разному, возникали споры. Все это мешало сплочению общества вокруг церкви.

Слайд 5. Для выработки единых основ вероучения были созваны I и II (Вселенские) соборы в Никее (325г.) и Константинополе (381г.).

«1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша…». – перед вами текст важнейшей христианской догмы, получившей название Символа веры.

Читайте так же:  Сколько нужно платить в церкви

Слайд 6. Однако не все христиане приняли Символ Веры, в первую очередь следует отметить ариан, которые отрицали триединую сущность Иисуса Христа.

Словарная работа, запись определений в тетрадь:

Догмы – основные положения вероучения.

Догматика — система религиозных догм.

Ариане – последователи ереси Ария, отвергавшего единство Бога Отца и Бога Сына.

Ересь – религиозное учение, отклонявшееся от утвержденной церковной догматики.

Слайд 7. Промежуточное закрепление.

Заполним схему «Основные события в истории христианской церкви в IV в».

§ 9. Христианская церковь в V-XI вв. Первый крестовый поход (учебник)

§ 9 . Христианская церковь в V -XI вв. Первый х рестов ий пох і д

1. Которым было представление человека о Боге в Средние века?

2. Что собой представляла христианская церковь в раннее средневековье?

3. Как происходила христианизация Европы?

4. Почему единая христианская церковь раскололась на западную (католическую) и восточную (православную)?

5. Что заставило Европу двинуться в крестовые походы?

1. Средневековый человек и Бог

Религия и церковь в средние века играла большую, даже можно сказать, ведущую роль. Людям даже в голову не приходила мысль, что Бога нет. Всю жизнь человека, его сознание было пронизана верой. Воображение человека средневековой Европы о Боге, мире и человеке в протяжении многих веков формировалась на основе христианства. Согласно христианским представлений человек создан Богом. Бог наделил человека особыми качествами: душой. Умом, языком, чувствами, красотой, силой. Сама природа, живые существа были созданные Богом ради человека. Но первые люди — Адам и Ева — ослушались Бога, осуществив грех — первый, или первородный. За это они были изгнаны из Рая. Человек стал смертным, слабой, несчастной. Душа всякого человека страдает, ибо ув ` заключенные ц греховном теле.

Хорошие качества, чувства, уступки людей назиалы — добродетели, глупые — пороками или грехами. Три «д» считались наиболее важными: вера, надежда, милосердие. Д человек отмечали вера в Бога, надежда на него. Любовь к Богу и людям. Он должен со всем смириться, каяться, братья пример во всем с Христа.

Врагами человека были семь его «смертных грехов «: гордыня, зависть, гнев, линости, жадность, росточительство, чревоугодия. Эти грехи толкали человека на ложь и всевозможные преступления.

Все верующие должны были приходить к священника на исповедь. Идеалом средневекового человека был аскет (тот воспитывающая в себя д. ..). Так называли людей, которые ради любви к Богу отказывались от всех удовольствий, богатств, родных.

Люди верили, что после смерти душа может попасть или в ад или в рай. Все очень боялись Ада. На Западе также постепенно сложилось представление о чистилище — где душа может очиститься от мелких грехов и попасть в Рай.

Средневековый человек считала, что время сотворен Богом и потому всю жизнь проходило по звоном церкви. Сам отсчет времени велся от рождения Христа.

С тех пор как 313 г. император Константин И Большой позволил христианам открыто исповедовать свою веру, и к тому моменту когда прекратила свое существование Римской империи, христианская церковь превратилась в могущественную организацию, которую не смогла уничтожить варварская нашествие. Даже наоборот, именно христианская церковь «приручил» варваров. Авторитет римского епископа постепенно возрастал. Это объяснялось тем, что для тогдашних людей Рим был центром св иту. Римского епископа стали называть, как и верховного жреца Древнего Рима, великим понтификом (Pontifex maximus) или «отцом церкви» (папой).

Первым римским епископом считали одной из ближайших учеников Иисуса Христа — апостола Петра, поэтому все римские папы считали себя преемниками этого апостола. Перекрещенные золотой и серебряный ключи апостола Петра стали первым символом папской власти. Вторым символом является тиара — главный уби р , что его папа надевает во время торжеств. Основой папской тиары является митра — особая высокая шапка . Ее п рикрашають три короны, значение которых объясняют по-разному. Одним из объяснений является то, что они символизируют тройную власть папы: епископа Рима, пастыря христианской церкви и главы Папского государства. Официальный титул римского папы теперь: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник головы апостолов, первосвященник вселенской (католической) церкви, патри арх Мероприятия, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан. Символами власти епископе в есть митра , Кольцо и особый посох.

На первый церковном соборе325 г. в г. Никее римского епископа было признаноединственным патриархом (председателем) церкви на Западе. На Востоке христианскую церковь возглавляли четыре патриарха: константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. Именно на Никейском соборе по настоянию римского епископа арианство было признано ересью — «Ложными взглядами», отступлением ви д христианского учения, а тех, кто поддерживал еретические взгляды, называли еретиками.

Арианство возникло как рел игийний направление в христианской церкви в IV — V вв. Оно получило большое распространение преимущественно в восточных провинциях Римской империи, а также среди варваров — остготов, вестготов, вандалов, бургундов и др. Основал арианство александрийский священник Арий. Ви н утверждал, что Христос, Сын Божий, не существовало от возраста, а является лишь первой из созданных Богом существ. Это отрицало одну из главнейших догм христианства. Также Арий защищал права священников, выступал за р ивнисть всех церковнослужителей, против власти епископов над ними. В IV ст. арианство было запрещено императором Феодосием.

На Никейском соборе начали, а на Константинопольском (381 г.) закончили составлять основные положения (догматы) христианства — Символ веры . Среди р изних описаний жизни Иисуса Христа были признаны правильными (каноническими) только четыре — Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Эти Евангелия вместе с Деяниями апостолов, Послания апостолов и О бьявленням апостола Иоанна Богослова составили Новый Завет. Он стал продолжением Ветхого Собрания — собрание древних священных текстов, общих для христиан и иудеев. Вместе Старый і Новый Завет составили христианскую Библию, Или Священное Писание.

Схема. Организация христианской церкви на Западе и Востоке

Конспект урока на тему «Христианская церковь в раннее Средневековье»

от проекта «Инфоурок»

Для решения наиболее важных и спорных вопросов о христианском вероучении созывались соборы (т.е. собрание), в которых участвовали епископы и богословы. На соборах утверждались догматы наиболее важные положения вероучения. Первые два собора – Никейский (325 год) и Константинопольский (381 год) свели наиболее важные догматы христианства в краткий Символ веры (схему записать), которым верующие пользуются до сих пор. Если вы ходите в церковь, то он вам несомненно знаком: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли…и т.д.»

Учение, которое соответствовало решениям соборов и Символу веры, получило название ортодоксальное, т.е. правоверное. Церковь же стала называть себя католической, т.е. всеобщей. Церковь становится тем стержнем, которого не хватало формирующемуся средневековому обществу. Позже, когда в христианской церкви произошел раскол, церковь Востока стала именоваться православной, а Запада – католической.

Но Никейский собор не установил единства в понимании христианами догматов веры. Все равно появлялись новые учения. Отвергнутые на соборах учения стали называть ересями, а тех, кто их придерживался – еретиками.

Ересь – вероучение, отклонившееся от догматов христианства и официально осужденное церковью.

Самой распространенной ересью в то время было уже известное нам арианство. Расхождение с ортодоксальным христианством в том, что Иисус Христос признавался не равным Богу-отцу, а лишь подобным ему. Т.о. образом отрицался один из важных догматов – учение о Троице.

Устройство христианской церкви

Одновременно с вероучением складывалась и церковная организация. Служители церкви назывались духовенством. Духовенство делилось на белое и черное. Сначала поговорим о белом. Все церковные звания белого духовенства составляли церковную иерархию (расположение званий и чинов в порядке от высшего к низшему). Давайте составим схему, учтем что церковная иерархия отличалась на Востоке и Западе. Нижняя ступень – дьяконы , они помогали священникам . У каждого священника был свой приход, состоящий из жителей деревень или городских кварталов. Священник проводил службы и исполнял церковные обряды. Несколько приходов составляли епископство . На Западе следующей ступенью был архиепископ , на Востоке – митрополит . Вершину иерархии на христианском Востоке возглавляли 4 патриарха . Центры патриархатов находились в Константинополе, Иерусалиме, Александрии и Антиохии. На Западе наибольшее влияние имел епископ Рима – папа Римский . Первым епископом Рима считался апостол Петр, а папы – его законные приемники. А Рим называли городом святого Петра. Церковная иерархия считалась земным отражением иерархии сил небесных, поэтому беспрекословное подчинение низших высшим считалось в церкви исполнением воли Божьей; послушание и дисциплина в церкви подчас превосходили воинскую.

Какие были доходы у церкви? Все прихожане платили налог на содержание церкви – церковную десятину, т.е. десятую часть урожая, а позже и других доходов.

? — Таким образом, что было источником богатств церкви?

Второй частью духовенства было черное духовенство – монашество (от греч. Монахос – одинокий). Так называли людей, бежавших от повседневной мирской суеты, чтобы молиться и готовиться к вечной жизни .

? Как вы думаете, почему люди становились монахами? В Средние века жизнь потерять было гораздо легче, чем теперь; люди жили рядом со смертью и постоянно ощущали зыбкость земного существования. Христианство давало веру в жизнь вечную, однако приносило с собой не только надежду на вечное спасение в раю, но и страх вечных адских мук, спастись от которых смогут только живущие праведно. Посвятив себя Богу и добровольно отказавшись от радостей жизни, монахи приобретали особое положение в обществе; считалось, что их молитвы имеют такую силу, что позволяют замаливать как свои, так и чужие грехи.

Одни монахи селились в одиночестве, их называли отшельниками, другие – совместно, основывали свою обитель. Монашество возникло на Востоке – в Сирии, Палестине и Египте. Вскоре оно появилось и на Западе, и большую роль здесь сыграл святой Бенедикт, который основал монашеский орден, позже названный его именем. Бенедикт создал для него устав , т.е правила монашеской жизни.

В уставе говорилось о необходимости беспрекословного послушания и отказа от всякой собственности. Определялись часы для физического труда, молитв, чтения книг, отдыха и сна. Этот устав не требовал чрезмерного аскетизма и со временем распространился по всей Европе, где возникла целая сеть монастырей. Самые крупные назывались аббатствами, а их настоятели – аббатами. ( Аскетизм — ограничение жизненных благ и удовольствий ради достижения нравственного совершенства и приближения к Богу).

Постепенно монастыри приобретали огромные богатства и влияние. Они становились центрами хранения, переработки и развития знаний. При них создавались школы, библиотеки, а также мастерские по переписке книг – скриптории.

Таким образом, церковь сыграла огромную роль в возникновении и развитии средневековой культуры.

Теперь вернемся к главному вопросу сегодняшнего урока:

? какие перемены произошли в христианской церкви в раннее Средневековье?

— стали созываться соборы для обсуждения вопросов веры

— был принят Символ веры, в котором были закреплены все важнейшие догматы христианства

— появилась церковная иерархия

— налог на содержание церкви

Кто такой «папа римский» и что включает в себя это понятие?

По сути, «папа римский» — уникальный титул.

Одновременно он является видимой главой Католической церкви.

Ему же принадлежит верховная власть в Ватикане.

С церковной точки зрения он является преемником первого римского епископа — Святого Петра, и с этой стороны он обладает верховенством в Католической Церкви.

Папа римский избирается пожизненно, с правом отречения от престола. Однако за последние пять веков этим правом ни один Папа не воспользовался. Последний Папа который воспользовался этим правом – Григорий XII , отрекшийся от престола еще в 1415 году. Путем голосования на собрании кардиналов, после смерти предшествующего Папы, выбирается новый глава Католической церкви. Теоретически на пост папы римского может претендовать любой неженатый католик мужского пола. После избрания на престол, при необходимости, нового Папу должны посвятить в священники и епископы. После принятия престола Папа имеет право изменить себе имя и порядковый номер. Под выбранным именем он и будет править. Однако с 1555 года ни один папа не остался править под своим именем. Последним папой, оставившим свое имя в качестве официального стал Марцелл II .

Папа Римский имеет право издавать, изменять или отменять уже существующие законы Церкви. Папа занимается миссионерской деятельностью, созывает и ведет Вселенские соборы, следит за чистотой вероучения. Так как папа является и главой законодательной власти, то он, как первая инстанция, может рассматривать любые судебные дела. Обжалование приговоров, вынесенных Папой, запрещено на светских судах. Папа провозглашает новых святых и блаженных, он может снимать и назначать на должность епископа.

После смерти Папы, начинается период, называемый периодом вакантного престола. Длится этот период до тех пор, пока не будет выбран новый понтифик.

Папой Римским становилось более двухсот пятидесяти человек. По продолжительности нахождения на престоле — от тринадцати дней до тридцати одного года. В данный момент престол Папы Римского занимает немец по происхождению, Бенедикт XVI (Йозеф Алоис Ратцингер), взошедший на пост главы Католической церкви 19 апреля 2005года.

В Католической церкви также существует термин «антипапа». Под этим названием понимаю человека, который незаконно носил звание папы. Что примечательно, вопрос о том кто «папа», а кто «антипапа» решался после исторической победы одного из претендентов называться «папой». Имя и номер принятые антипапой не учитываются. Последним историческим антипапой был Феликс V (Амадей VIII Миролюбивый), правивший с1439 по1449гг., который впоследствии отрекся от престола.