Часовня во имя креста в суздале

Кресто-Никольская церковь в Суздале

Первоначально, на пересечении Старой улицы улицы, идущей от Царевской церкви, была построена часовня в честь избавления жителей Суздаля от мора. На том месте, где сейчас находится церковь, дороги сходятся крестом, поэтому здесь суздальцы отслужили молебен с просьбой об излечении города. Вот как это было.

В 1654 году, несмотря на превентивные меры, чума проникла на русскую землю. В числе городов, испытавших бедствие мора, оказался и Суздаль. Известна и точная дата первого обнаружения признаков чумы – 26 августа 1655 года.

И если в начале воеводе хоть как-то удалось организовать порядок, то совсем скоро ситуация вышла из под контроля. Людей, которые могли охранять город от внешних проникновений и наводить порядок, не хватало. Вскоре многие, осознав масштабы беды, стали уходить из города в деревни и села. Началась паника. По всему городу горели костры, в которых сжигали одежду и утварь зараженных. Воздух был пропитан запахом уксуса, которым протирали все, вплоть до ступеней дома. Люди были возбуждены и напуганы. В день умирало по 30-40 человек, которых даже не успевали похоронить.

Ситуация начала исправлять лишь к зиму, с первыми морозами чума начала сдаваться. К счастью, это болезнь южных земель, и в русские княжества пострадали от чумы намного меньше, чем европейские страны с более теплым климатом.

За 130 дней мора Суздаль лишился «всяких чинов людей 1177 человек, а в остатке посадских людей, их жен и детей 1390 человек». Город очистили от последствий болезни, и сразу после этого отслужили молебен в благодарность об избавлении от страшной эпидемии, а на посадской площади освятили часовню.

В 1770 году маленькая часовня превратилась в каменную церковь с приделом Николая Чудотворца. В честь креста и имени святого она и получила свое название — Кресто-Никольская.

Строение церкви кубообразное, с наличниками в барочном стиле и одной главкой. В 19 веке к церкви пристроили новую колокольню и трапезную. Долгое время она выглядела очень нарядно из-за красного цвета стен и белых наличников и карнизов, по образцу русских теремов. Сейчас церковь интересна тем, что ее внешний вид сильно различается со стороны улицы Ленина и Старой улицы. Так, на Ленина выходит ее желтая часть, построенная на месте часовни, а на Старую — белая.

Церковь находится в конце торговых рядов, на небольшой площадке.

Приезжайте в Суздаль, окунитесь в милую провинциальность с легким дуновением русской истории. Интересно в Суздале будет как взрослым, так и детям. А остановиться мы приглашаем вас в нашу гостиницу «Суздаль Inn» или наш гостевой дом «За вишнями», который подходит для большой компании.

Часовня Знамения Пресвятой Богородицы
у Красного Креста

Часовня Знамения Пресвятой Богородицы у Красного Креста

Икона Божией Матери «Знамение» прославилась в XII веке, во времена, когда русская земля стонала от междоусобиц. Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими (всего 72 князя) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород.

Зимой 1170 года огромное ополчение осадило Новгород, потребовав его сдачи. После бесплодных переговоров новгородцы отказались от сдачи, и началось сражение. Защитники Новгорода, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу, так как чувствовали правду на своей стороне.

В храмах круглосуточно молились люди, церковное пение сливалось с плачем молящихся. Архиепископ Новгородский Тихон три дня и три ночи молился перед алтарём соборной церкви. На третьи сутки архиепископ услышал голос, повелевавший ему для спасения города взять из Спасского храма на Ильинской улице икону Пресвятой Богородицы и вознести её на городские стены.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы. XII в. Софийский собор Великого Новгорода

Икону, после слёзных молений перед ней, вынесли на стену и поставили близ того места, где кипела ожесточённая битва. Вид иконы не смягчил нападавших, и осада продолжалась.

И вот одна из пущенных стрел суздальцев попала в святой образ. При этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу и оросил своими слезами фелонь архиепископа. Осаждённые восприняли случившееся как знамение того, что Царица Небесная молится пред Своим Сыном об избавлении города от неприятеля.

В это же время нападавших объял неизъяснимый ужас, у многих из них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга.

Воодушевлённые защитники Новгорода открыли ворота, устремились на неприятеля и наголову его разбили. После этого события чудотворная икона «Знамение» находилась в Спасо-Преображенской церкви на Ильинской улице ещё 186 лет. В 1356 году новгородцы построили для чудотворной иконы особый храм, который до сего времени называется собором Знамения Богородицы.

Не раз Пресвятая Богородица спасала новгородцев от бед по их молитвам перед Её иконой «Знамение» и проявляла через эту икону чудотворения. Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» благоговейно почитается по всей России. Многие из её изводов также прославились чудесами. День празднования: 10 декабря (27 ноября по старому стилю).

В 1849 году в приходе Ново-Успенской церкви на месте бывшего Знаменского женского монастыря была заново построена Знаменская часовня.

«Красный» или «новый» крест стоял на этом месте в очень давние времена; но когда, кем и по какому случаю он был поставлен, неизвестно. Князев приводит легенду, будто здесь когда-то было страшное кровопролитие, от которого все это место было покрыто кровию, вследствие чего и часовня получила название «Красный Крест».

Знаменская часовня у Красного креста. Фото: 1955 год

Иваницкий в своей автобиографии сообщает более подробную редакцию этой легенды, а именно «когда поляки Стефана Батория ворвались в пролом, то на этом самом месте они были отражены и погнаны назад. Тут, говорят, нашли церковный окровавленный крест. Вероятно, какой-нибудь священник выходил с ним, но был убит».

Клировая ведомость Ново-Успенской церкви за 1900 г. сообщает, что Знаменская часовня «. построена в 1849 г. помещиком Ильей Александровичем Назимовым, братом декабриста. При часовне есть жилое помещение».

В клировой ведомости той же церкви за 1914 г. сообщается: «Вблизи церкви есть часовня во имя Знамения Пресвятой Богородицы, под названием «Красный Крест», построенная в 1849 г. помещиком Ильей Назимовым».

По мнению Василева, близ «красного креста» находилась в древности «ропатная лавица». Лавица происходит от «лавы», т.е. искусственно сделанного перехода через речку, ручей или топкое место. Такие лавицы существуют и сейчас на Пскове-реке, против Мишариной горки.

Василев предполагает, что по обеим сторонам лав могли строиться торговые помещения, получившие оттого название лавок и лавиц. «Ропатою» же в наших летописях и старинных актах называлось сначала идольское капище, а потом слово это перешло на латинские костелы.

В некоторых документах XIX века часовня у Красного Креста называется во имя Знамения Божией Матери, а на планах Пскова 1890 и 1912 годов – во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

В плане часовня кругла, была построена в виде ротонды украшенной выступающими колоннами. Ее ступенчатая куполообразнаякровля венчалась граненым барабаном, на котором стоял фонарик с крестом.

В 1903 г. ее перестроили, но перестройка, скорее всего, коснулась премыкающего с запада к часовне здания из красного кирпича, где находилось жилое помещение.

Часовня принадлежала церкви Успения Божией Матери с Полонища. 27 августа 1932 года Псковский горсовет вынес решение: ввиду того, что двадцатка помимо Знаменской часовни пользуется Успенской церковью, договор на часовню расторгнуть и передать артели «Труженик» под оборудование парикмахерской.

Фото в годы войны

В годы Великой Отечественной войны часовня у Красного Креста сохранилась, но в апреле 1957 года она была снесена военными, так как вблизи от того места, где стояла часовня, вскоре началось строительство многоэтажного дома.

Было также разобрано пристроенное к часовне одноэтажное здание, в котором после Великой Отечественной войны долгое время жили две семьи работников реставрационной мастерской.

Примерное месторасположение Часовня Знамения Пресвятой Богородицы у Красного Креста

В советское время часовня была снесена. Долгое время на ее месте находился пустырь с киоском «Союзпечать». В 2000 году практически на месте часовни установлен знак в память 450-летия псковской таможни.

Суздаль в XVII веке | История Суздаля

К концу XVI века уже создалась в основном планировка будущего Суздаля. В это время собственно городом назывался только кремль. Торговая часть города располагалась с восточной стороны кремля и носила название посада. Посад еще в XII веке был обнесен земляным острожным валом с бревенчатым тыном и назывался Острогом. За ним располагались загородные слободы, стороны и монастыри.

В центре кремля на площади, среди низеньких деревянных строений, возвышались каменные здания собора и архиерейских палат. Пять кремлевских деревянных церквей окружали старую вечевую площадь перед собором, на которой стояла «съезжая изба». Около вала размещались осадные дворы крупных землевладельцев — монастырей, бояр и князей Шуйских, Пожарских и других.

Здесь же находилось 105 деревянных «жилецких» избушек с огородами, тюрьма, обнесенная тыном из заостренных бревен, и пороховой погреб.

По земляному валу шла рубленая деревянная стена с 15 башнями, двумя проезжими и двумя пешеходными воротами. Проезжие ворота Ильинские, увенчанные двуглавным орлом, выводили из кремля на посад — Острог. Дмитриевские ворота были завершены изображением всадника на коне, через них проходила дорога на Владимир, через села Ивановское и Черниж. В воротах были спускные железные решетки и подъемные мосты. Пешеходные ворота Никольские (ныне к большому мосту) и Водяные на углу вала против Ильинской горы) вели к реке Каменке.

В заливных поймах реки раскинулись обширные луга — луг Андреев (ныне Ильинский), луг Ворок, луг Болтоусов (за городской баней) — владения суздальского архиерея.

На заречной стороне перед кремлем располагались слободы и стороны: Дмитриевская, Борисоглебская, Иванова, Андреева, принадлежавшие также архиерею, и городская Пушкарская слобода. В них жили архиерейские дворовые, дети боярские и бобыли, работающие на своего правителя.

В низкой пойме, между Андреевским монастырем и Богоявленской церковью, по обеим сторонам, на излучине реки находилась Кожевенная слобода посадских людей. В каждой слободе было по две церкви. За Кожевенной слободой, вверх по реке, на левом берегу, на горе и внизу разместилось пять монастырей: Покровский, Спасский, Александровский, Троицкий и Ризположенский, на правой стороне Андреевский. Каждый монастырь имел свои слободы, в которых жили монастырские мастеровые, ремесленные и торговые люди.

В центре, между кремлем и монастырями, на широком плато стоял посад, в середине которого располагалась главная торговая площадь (где и теперь), окруженная кривыми улицами и переулками с деревянными строениями, и огородами посадских людей, ремесленников, бобылей и нищих. Среди этих строений высилось 11 деревянных церквей.

На торговой площади находились таможня и «губная изба», амбары солодовые и торговый, «гостинный двор государев с рядами»: общим, мясным, рыбным, соляным и дегтярным и в них «290 лавок с полулавкою, да прилавок». Здесь торговали луком, чесноком, шубами, щепяным товаром, калачами, пирогами, киселем, рукавицами, горшками, хлебом, сапогами, скобами, хмелем, лаптями, рогожами, москательным товаром, пушниной, кафтанами и шапками, льном и крашениной, медом и другими мелкими товарами.

Посад был окружен земляным острожным валом с проезжими воротами — Красногорскими (по улице Красная Горка), Михайловскими, Васильевскими, Цареконстантиновскими, Ризположенскими, Богоявленскими, Ильинскими, Варварскими.

Главная улица шла из кремля берегом реки Каменки к Ризположенскому монастырю (от нее осталась теперь только часть — Старая улица). При выезде из Ризположенских острожных ворот дорога шла прямо на Ростов и Ярославль, мимо Спасского монастыря. Поворот налево вниз от ворот (ныне по улице Крупской) вел на Москву и носил название «Стромынка». Через реку Каменку был брод, называвшийся Вознесенским (где ныне Покровский мост).

Читайте так же:  1 рубль 1839 памятник часовня на бородинском поле

За посадом находились монастыри и слободы с множеством церквей, некоторые из них к концу XVII века стали уже каменными.

События, происшедшие на Руси в начале XVII века, оставили след на облике города. В 1607 году Лжедимитрий II доходит до Москвы и разбивает лагерь в местечке Тушино. Сильные укрепления московского Кремля не позволили ему взять город приступом. Началась осада. Тем временем отряды польско-литовских войск грабили подмосковные города.

В 1608 году отряды под водительством пана Лисовского осадили Суздаль и после непродолжительного сопротивления взяли его, разграбили и сожгли. 14 октября 1608 года на площади перед собором суздальцы силой оружия принуждены были присягнуть самозванцу. Через девять дней самозванец прислал суздальцам свою похвальную грамоту, в которой обещал разные милости и льготы: «чего у вас и на разуме нет». Несмотря, однако, на обещанные милости, польские солдаты чинили в Суздале и его уезде грабежи и насилия.

В 1609 году перешедший на сторону самозванца воевода Плещеев, прозванный в Суздале «вором», вынужден был жаловаться гетману Петру Сапеге на самоуправство польских панов. В одной из грамот Плещеев писал: «Пахолики господине, литовские и казаки, стоечи в Суздале, воруют, дворовым и детям боярским и монастырям и посадским людям из Суздальского уезда разорение и насильство великое, женок и девок емлют, и села государевы, и дворянские, и детей боярских, и монастырские вотчины выграбили и пожгли».

Однако никакие жалобы не помогали. Поляки продолжали бесчинствовать. Разграбив до конца город, оставили его весной 1610 года.

Суздальцам вскоре вновь пришлось пережить разгром. С 20 июля по 6 декабря 1611 года Суздаль был осажден литовскими войсками. Многие жители успели скрыться, а оставшиеся были разграблены и разорены или побиты. Следы этих страшных разрушений долго не мог залечить Суздаль. В описи города, проведенной по приказу стольника и воеводы князя Д.М. Пожарского в 1617 году (опись не коснулась кремля), в остроге и за острогом записано: «жилецких и посадских 78 дворов, людей в них тоже, 19 дворов люди ходят по миру, 60 мест дворовых пустых, люди коих также скитаются по миру или разбрелись по городам и селам безвестно, 251 место дворовых пустых, люди побиты от литовцев и померли». Таковы были результаты польско-литовской интервенции для Суздаля.

В борьбе за освобождение Московского государства от поляков суздальцы приняли самое активное участие. В 1612 году большой отряд суздальцев под командой воеводы Измайлова выступил на помощь народному ополчению Д.М. Пожарского.

После разорения поляками Суздаль долго не мог оправиться. Этому мешало не только сильное разрушение города, убыль населения, но и враждебные отношения, сложившиеся между привилегированными слоями жителей города. Некоторая часть из них, присягнув самозванцу, оставалась в городе и сумела сохранить свои жилища и хозяйство, другая, оставив свои дворы, бежала от интервентов и вернулась к разоренному хозяйству. К тому же, вернувшаяся часть работных людей и бобылей после скитаний чувствовала себя более свободной, чем до нашествия поляков. Они закабаляли себя, нанимаясь на работу к имущим суздальцам, и в то же время считали себя вольными уйти от них. Этим перебегам содействовало и то, что зажиточные горожане переманивали работных людей друг у друга.

Особенно острые противоречия складывались между монастырями и вотчинным крестьянством. Усилившаяся эксплуатация крестьян приводила к массовым побегам. Хлебные неурожаи стали частым явлением. В первой половине XVII века волнения крестьян настолько увеличились, что охватили всю Суздальскую округу, в том числе и крупные районы Шуи и Луха.

Царь Михаил Федорович вынужден был принять самые срочные меры к «бунтовщикам». В июле 1631 года в Суздаль были откомандированы «разбойных дел сыщик» князь Офонасий Григорьевич Козловский да подъячий Микита Гаврилов, которым «велено. в Суздальском уезде сыскивать воров, татей и разбойников и зажигальщиков, потому что в Суздальском уезде разбои и татьбы и пожоги и убивства и по дорогам грабежи чинятся великие. ». Однако ни князь Офонасий, ни его подъячий Никита Гаврилов не могли усмирить крестьян. Восстание перекинулось в Костромской уезд.

В 1645 году особой грамотой правительства предписывалось стольнику князю Михаилу Щетинскому выехать для сыску крестьян в Суздаль, для чего взять с собой суздальцев и лущан дворян и детей боярских 100 человек. Но, как сообщил князь Щетинский, «на сыск никто не шел». В последующем указе царь приказывал: «на разбойников ходить самим и губных старост посылать и отставных дворян. »

В период бурных социальных волнений на помощь царскому правительству и духовным землевладельцам пришел глава русской церкви патриарх московский и всея Руси Иосиф. В особой грамоте суздальскому архиепископу Серапиону он разрешает канонизацию Соломонии Сабуровой (в монашестве Софии), первой жены великого князя московского Василия III, сосланной в Суздаль за неплодие и погребенной в Покровском монастыре в 1542 году, т.е. сто лет назад до описываемого времени. Была сочинена специальная «служба» для свершения церковных обрядов над могилой Соломонии, написаны специальные иконы с изображением «св. Софии» — суздальской чудотворицы, придуманы чудеса и составлено ее житие. Однако все эти мероприятия правительства и церкви не предотвратили и не усмирили восстаний угнетенного феодалами крестьянства.

Обострившиеся противоречия и нашествие крымских татар на Суздаль (1634 г.) затормозили восстановление города.

В 1630 году из Пушкарского приказа в Суздаль прибыл селитреных дел мастер Андрей Ступишин. Он осмотрел Суздальские земляные валы и нашел, что земля «Острожного» вала «чернозем с углиною является пригодною для селитреного варенья». Ступишин тут же приступил к разрушению вала.

Жаль было суздальцам смотреть, как разрушают их древний острог, но писать жалобу все же не решались, ведь «дело Государево». И лишь когда от вала оставалось меньше половины, так как мастер селитряных дел из всей протяженности 920 саженей с аршином, уже разрушил 548 саженей, суздальцы написали царю Алексею Михайловичу челобитную.

1 апреля 1643 года, Суздальский архиепископ Серапион получил от царя грамоту, в которой требовалось произвести опрос людей относительно необходимости сохранения вала и пригодности его к осадному делу.

Архиепископом было расспрошено четырнадцать человек архимандритов, протопопов и диаконов, кроме того рядовой братии восемьдесят человек, которым удалось отстоять от разрушений остатки земляного вала.

Несмотря на все бедствия, пережитые в XVII веке, Суздаль возрождался. Отстраивались жилые дома, вырастал посад, жизнь постепенно входила в прежние рамки. Однако борьба крупных землевладельцев — князей, бояр и монастырей, захвативших городские посадские земли, с их населением обострилась к 40-м годам XVII века. Разоренные и притесненные монастырями, архиереем, суздальские посадские люди в своей челобитной жаловались: «что у них в городе Суздале пашни и сенные покосы и выпуски отняты без остатка по самые их дворы и огороды, и не одну де сажень, не оставлено: владеет архиепископ и разные монастыри и от мирских церквей попы и называют своими землями неведомо почему».

Захвачены были не только выгонные и пахотные городские земли, но и речка Каменка. Спасо-Евфимиевский монастырь, овладевший рекой, запретил посадским людям даже ловлю рыбы. Однако кожевенные промыслы посадских людей оставались на берегу реки, в которой они замачивали кожи, чем портили воду, вызывая гнев монастырских властей.

В 1644 году Суздаль был отдан в качестве приданого датскому королевичу Вольдемару Гольштинскому, сватавшемуся к царевне Ирине, дочке царя Михаила Федоровича. В этом же году был большой пожар, уничтоживший весь посад. А через два года (1646 г.) в своей челобитной посадские люди писали в Москву: «Город Суздаль без призору разорился без остатку от патриар??их и архиепископских слобод, и от князей и от бояр, и от архимандритов, и от иных разных монастырей, и от протопопов и мирских церквей, от священников».

Бедствия Суздаля на этом не кончились. В 1654 году в городе вспыхнула эпидемия «морового поветрия», истребившего 1177 человек, оставив в живых 1390. Это было последнее крупное бедствие Суздаля в XVII веке, в память о котором на перекрестке дорог, в центре посада, соорудили большую каменную часовню «во имя креста».

Несколько оправившись от несчастий, Суздаль со второй половины XVII столетия начинает отстраиваться вновь. Но каменное строительство развертывается еще слабо. Оно было под силу только монастырям, и то не всем. Так, Спасский и Покровский монастыри, обладавшие к этому времени уже достаточными материальными средствами, строят новые каменные церковные здания. Экономически слабый Васильевский монастырь, начавший строить каменный собор в 1662 году, сумел с большим трудом закончить его только в 1669 году. Отмечая трудности каменного строительства, игумен этого монастыря Савватий писал: «начали мы на монастыре строить церковь Василия. да и не чем». Зато процветает деревянное зодчество. К 1677 году отстраивается новая деревянная крепостная стена кремля с башнями и воротами.

Конец XVII века явился началом экономического подъема города. Суздальские монастыри, обогатившиеся за счет вкладов и пожертвований, становятся крупнейшими землевладельцами, строящими свое хозяйственное и экономическое благосостояние на труде зависимого вотчинного крестьянства. Так, по переписным книгам 1678 года, три суздальских крепостника — архиерейский дом, Спасо-Евфимиевский и Покровский монастыри имели в своих вотчинах 22761 душу мужского пола в 5192 дворах, получая доходов 7641 рубль 74 коп., 5324 четверти хлеба и 26405 пудов сена. Их земельные владения, не считая городских слобод, выходили далеко за пределы огромного Суздальского уезда. Лесные массивы, соляные варницы, водные пространства с рыбными ловлями, пустоши, пашни, мостовые заставы и т. п. угодья можно было встретить в Московском, Белоозерском и других отдаленных уездах.

Обширные каменные подворья с палатами, службами и церквями находились в центре Москвы. Большие слободы, расположенные под монастырскими стенами, заселяли преимущественно ремесленные люди, работавшие только на своего хозяина — монастырь.

Посадские люди, добившиеся закрепления за ними земель, расширяют свою торговлю. Суздальских посадских людей — купцов можно было встретить не только на Волге и Оке, но и на новых, довольно отдаленных рынках. Так, потомок посадского человека Петрушки Семенова, сына Кутышкина, имевшего в начале XVII века лавку на архиерейской земле, выступает уже как купец Култышкин — участник экспедиции Шелехова 1783—1788 гг. на Аляску.

Рост экономической мощи монастырей приводит к огромному размаху церковной строительной деятельности. Растут квалифицированные кадры своих городских каменщиков. Суздальские посадские люди Мамин, Грязнов и Шмаков стали выдающимися зодчими. Не случайно, правящий в то время огромной Суздальской епархией митрополит Илларион за время своего правления — 26 лет — сумел построить около 70 каменных церковных зданий.

Спасский монастырь обносится каменными стенами с 12 башнями с красивой декорировкой фасадов. Внутри монастыря происходит перестройка зданий Благовещенской надвратной церкви, архимандритского дома. На монастырских слободах в 1695 году возводятся Смоленская и Петропавловская церкви суздальского пятиглавого типа.

В Ризположенском монастыре строится исключительная по красоте Троицкая церковь. Каменных дел мастера Мамин, Грязнов и Шмаков пристраивают приделы и паперть к старому Ризположенскому собору, украшая его фасады поливными яркими изразцами, они же сооружают «святые» двухшатровые ворота. В Покровском монастыре перестраивается колокольня, расширяется Зачатиевская трапезная церковь, дополняется часть ограды и башен. В Александровском монастыре возводятся каменная Вознесенская церковь и колокольня.

На архиерейском дворе вырастает грандиозное здание архиерейского дома с просторной бесстолпной, перекрытой огромным сводом, «крестовой» палатой, с роскошным вестибюлем и митрополичьими покоями, подражающими во всем патриаршим палатам в Московском Кремле.

Эта кипучая строительная деятельность, требовавшая хорошей организации труда и огромной армии мастеров, является характерным моментом в истории суздальских духовных феодалов конца XVII века.

Суздальские монастыри и слободы

Суздаль — один из красивейших городов «Золотого кольца». Вокруг Суздальского кремля и посада, о которых я уже рассказывала, привольно раскинулись монастыри и бывшие ремесленные слободы.

Читайте так же:  Часовни на крите

Ильинская церковь и река Каменка

Когда-то Суздаль был окружен кольцом монастырей. Некоторые из них не пережили Смутное время, другие упразднили в 1764 году во время секуляризационной реформы Екатерины Великой. Не обошли стороной Суздаль и бурные советские годы, когда были утрачены многие памятники архитектуры. На сегодняшний день в Суздале осталось только пять монастырей: Ризположенский, Александровский, Васильевский, Покровский и Спасо-Евфимиевский. Четыре из них переданы Русской Православной церкви, а Спасо-Евфимиевский является музеем в составе Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Схема древнего Суздаля X-XIII веков

Самым древним монастырем Суздаля был Дмитриевский, основанный в XI веке монахами Киево-Печерского монастыря. В 1764 году он был упразднен, его храмы стали приходскими, а в 1930-е годы были разобраны. Сейчас на его месте расположен Музей деревянного зодчества и крестьянского быта (ул.Западная, 27).

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта

В 1207 году к северу от Суздальского посада был основан девичий Ризположенский монастырь (ул. Ленина). Здесь особо почитается Евфросиния Суздальская, молитвами которой монастырь был спасен от Батыева нашествия в 1238 году. Под этим именем была пострижена в монастырь Феодулия, дочь князя Михаила Черниговского. Она готовилась стать женой суздальского боярина Мины, но перед самой свадьбой жених неожиданно умер. В XVI веке было составлено «Житие преподобной Евфросинии Суздальской».

От домонгольских построек монастыря ничего не сохранилось. Существующие ныне датируются XVI-XIX веками. Самым древним является трехглавый Ризположенский собор, построенный в XVI веке. Другая интересная постройка монастыря — двухшатровые Святые ворота 1688 года, украшенные нишами-ширинками с цветными изразцами.

Часть монастырской территории еще не отреставрирована

Главная высотная доминанта Ризположенского монастыря и всего Суздаля — 72-метровая Преподобенская колокольня. Она была построена в 1812-1824 годах на месте старой шатровой колокольни, серьезно пострадавшей в пожаре 1769 года. Проект, по всей видимости, был выполнен губернским архитектором Евграфом Петровым, учеником Матвея Казакова. Создание колокольни связывают с желанием жителей Суздаля увековечить славу русского оружия в войне с Наполеоном.

Преподобенская колокольня Ризположенского монастыря

На стрелке между Слободской улицей и улицей Крупской расположена небольшая часовня. Она была установлена в 1999 году на месте, где прежде находились две церкви — летняя Похвалынская, построенная около 1725 года и зимняя Варваринская 1737 года. Обе они были разрушены в 1937 году.

Часовня на Слободской

Недалеко от Ризположенского монастыря находится Александровский монастырь, основанный, по преданию, Александром Невским в 1240 году. Вскоре он стал именоваться лаврой, ему покровительствовали московские князья Иван Калита и его сын Иван Красный. В 1695 году на средства царицы Натальи Нарышкиной и её сына Петра была построена каменная Вознесенская церковь. В начале XVIII века возвели Святые ворота и ограду. В 1764 году монастырь был упразднен, храм обращен в приходскую церковь.

Свято-Покровский женский монастырь (Покровская ул., 76) был основан в 1364 году суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем. Сюда была сослана бездетная царица Соломония Сабурова, супруга царя Василия III. Вскоре в монастырь начали насильно постригать и других знатных женщин, ставших жертвами политических интриг и борьбы за власть. В Покровском монастыре провела долгих 19 лет Евдокия Лопухина, первая жена царя Петра I.

Сохранились памятники архитектуры XVI-XVIII веков: Покровский собор (1510-1518), Святые врата с надвратной Благовещенской церковью, колокольня XVI-XVII веков, трапезная Зачатьевская церковь (1551), Приказная изба XVIII века, в которой размещается экспозиция «История Покровского монастыря. Интерьер Приказной избы».

Покровский женский монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь (ул.Ленина) находится на северной границе Суздаля. По своему богатству и насыщенной экспозиции он поспорит с Суздальским кремлем. Монастырь был основан в 1352 году, его первым игуменом стал преподобный Евфимий, сподвижник Сергия Радонежского. Сохранился величественный ансамбль памятников XVI-XIX веков. Главная постройка — Спасо-Преображенский собор, построенный в XVI веке, в котором сохранились росписи костромской артели мастеров под руководством Гурия Никитина. У стен Спасо-Преображенского собора похоронен князь Дмитрий Пожарский. Другие постройки — шатровая трапезная Успенская церковь XVI века, «церковь под колоколы» Рождества Иоанна Предтечи со звонницей, надвратная Благовещенская церковь, Никольская церковь, настоятельские покои, келейный корпус.

При Екатерине Великой в монастыре была создана тюрьма для «безумствующих колодников», преобразованная после революции в политический изолятор ОГПУ-НКВД, затем — в лагерь для военнопленных, после войны — в детскую колонию. Сейчас в Спасо-Евфимиевском монастыре расположен музей, одно из подразделений Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

На территории Спасо-Евфимиева монастыря

Братский (келейный) корпус

Спасо-Преображенский собор и звонница

Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора

Успенская трапезная церковь

Мавзолей над могилой Дмитрия Пожарского

Стены Спасо-Евфимиева монастыря

Рядом со Спасо-Евфимиевым монастырем находилась Скучилова слобода, или «Скучилиха», где жили владеющие мастерством крестьяне из монастырских вотчин. Здесь сохранился небольшой каменный посадский дом (ул. Ленина, 148). Он состоит из двух клетей под высокими двухскатными крышами, наподобие деревянных домов. Посадский дом был построен в XVII веке и принадлежал портному Костьке Добрынке, отцу раскольника Никиты Пустосвята. В 1682 году Никита Добрынин участвовал в споре о вере, который проходил в Грановитой палате в Московском Кремле, в присутствии царевны Софии Алексеевны.

Рядом с посадским домом, напротив монастыря, стоят две церкви (ул. Ленина, 148а). Первая — церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери, с колокольней, построенная в 1696-1707 годах. За ней — маленькая «теплая» церковь Симеона Столпника 1749 года.

На самом севере города, за Спасо-Евфимиевым монастырем находится ансамбль церкви Воздвижения Креста Господня и церкви Косьмы и Дамиана в Коровниках (Спасская ул., 41а-б). Летняя церковь Косьмы и Дамиана была построена в стиле барокко около 1750 года. Зимняя Крестовоздвиженская церковь, с традиционной шатровой колокольней, датируется 1696 годом. В настоящее время они принадлежат общине Русской Православной старообрядческой Церкви.

Ансамбль церкви Воздвижения Креста Господня и церкви Косьмы и Дамиана

На восточной окраине города, на дороге, ведущей на Кидекшу, стоит Свято-Васильевский мужской монастырь (ул.Васильевская). Он был основан в XIII веке. Сохранился собор 1662-1669 годов постройки, Сретенская трапезная церковь XVII века, колокольня. Монастырский ансамбль окружен невысокой стеной.

Рядом с Васильевским монастырем расположен ресторан «Трактир» (Васильевская ул., 34в), от которого открывается великолепный вид на излучину реки Каменки и храмовый комплекс в Михали.

Храмовый комплекс в Михали

Сейчас Михали — часть Суздаля. Храмовый ансамбль включает летнюю церковь Михаила Архангела 1769 года постройки, зимнюю церковь Флора и Лавра, построенную между 1800 и 1825 годами и церковь Александра Невского, построенную между 1875 и 1900 годами. Рядом на территории находится большой учебный корпус, дом священника и другие постройки. Сейчас комплекс передан Суздальскому православному лицею. Отсюда открывается великолепная панорама Суздаля.

Церковь Михаила Архангела и церковь Флора и Лавра в Михали

Один из самых красивых храмов Суздаля — Козьмодемьянская церковь на Яруновой горе (ул.Ярунова гора). Она расположена близ Острожного земляного вала. По преданиям, в глубокой древности здесь находилось языческое капище бога Яруна, или Ярилы. В XII веке на этом месте был основан Козьмодемьянский монастырь, где окончил свои дни епископ Иоанн. Существующая ныне церковь была построена в 1725 году, сменив старый деревянный храм.

Козьмодемьянская церковь на Яруновой горке

На Заречной стороне находится ансамбль Ризположенской церкви с колокольней и Знаменской церквей на Мжаре (улица Ленина, 22). В прошлом здесь находился Введенский монастырь.

Еще один интересный храм в Суздале — церковь Бориса и Глеба в Заречной стороне (ул. Борисовская Сторона) конца XVII — середины XVIII века. До начала XVII века здесь находился Борисоглебский монастырь, который был сожжен поляками в Смутное время. Это летний храм, немного севернее него находилась зимняя Никольская церковь XVIII века, снесенная в советские годы.

Церковь Бориса и Глеба

Одно из самых красивых мест Суздаля — Ильинский луг. На холме над рекой Каменкой стоит Ильинская церковь (ул.Иванова гора) 1744 года постройки. Место это очень древнее: горка, на которой построен храм, называется Ивановой. Первый суздальский историк, автор «Исторического собрания о Богоспасаемом граде Суждале» (1754 год) Ананий Федоров пишет, что прежде здесь было языческое капище, посвященное Ивану Купале.

Ильинская и Тихвинская церкви

Ильинский луг — место заповедное. Другое его название — Лебяжий луг. Он имеет статус Особо охраняемой природной территории регионального значения. Здесь гнездятся различные виды птиц, обитает колония чаек. По преданию, на этом месте состоялась битва между Евпатием Коловратом и монголами.

Рядом с Ильинским лугом, на улице Шмидта, расположены еще несколько церквей: Тихвинская и Богоявленская с Предтеченской. Тихвинская церковь, построенная конце XVII века, дошла до нашего времени без трапезной и колокольни. Прежде на её месте находился Андреевский монастырь, сожженный в Смутное время.

Летняя Богоявленская церковь 1781 года и зимняя церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченская) 1739 года составляют единый гармоничный ансамбль. В прошлом вокруг них селились кожевники, поэтому такое же название — Кожевники, — получила и слобода.

Богоявленская церковь и церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченская)

В конце XVIII века Суздаль превращается в тихий уездный город. В 1788 году был составлен «прожектированный» план города. Предполагалось, что будет введена регулярная застройка, расширены старые площади.

План Суздаля, 1788 год

Впрочем, сделано было немногое, и город сохранил свою традиционную застройку и планировку. Въезд в город обозначен парными стелами. Улицы города застроены старинными деревянными и каменными домами XVIII-XIX веков. Есть и более поздние, современные, но хорошо вписанные в исторический ландшафт.

Памятник Ленину на Красной площади

Центр культуры и досуга города Суздаля

На улице Ленина, 106 обратите внимание на красивый дворец с церковью. Это бывшая богадельня, построенная в 1834 году на средства уроженца Суздаля, московского купца 1-й гильдии Василия Максимовича Блохина. После революции здесь размещались в разное время различные организации: Владимирская областная колхозная школа (ВОКША), затем — училище механизации сельского хозяйства, преобразованное в СПТУ № 8, художественно-реставрационное училище. Сейчас в этом здании находится Суздальский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры».

Здание бывшей богадельни

Необыкновенно красивы суздальские старинные деревянные дома. Многие из них украшены богатой резьбой. До революции они принадлежали купцам и мещанам.

Дом с красивыми наличниками

Дом купцов Бибановых

На улице Ленина среди деревянной застройки выделяется большой каменный дом с многочисленными постройками. Это жилой дом купца Шишкина, построенный в середине XIX века. В фильме «Женитьба Бальзаминова» он выступает как усадьба Пижоновых.

Композиция с телегой и цветами на фоне жилого дома купца Шишкина

Жилой дом купца Шишкина

Дом по улице Ленина

Дом около Спасо-Евфимиева монастыря

Дом на Васильевской улице

Еще одно интересное место, до которого мы, увы, не доехали — Музей живой истории «Щурово Городище», расположенный на территории отеля HELIOPARK Suzdal. Это реконструкция поселения древних славян, основой для которого стали декорации фильма Павла Лунгина «Царь».

Разумеется, мы посмотрели не все достопримечательности Суздаля. Оказалось, что три дня (не считая однодневных поездок в прошлом) — это так мало!

Часовня во имя святителя Николая
находящаяся на месте храма Христа Спасителя в память Гефсиманского борения (Спас-на-Водах)

Церковь Спаса-на-Водах — Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца — ныне несуществующий православный храм в Санкт-Петербурге на Ново-Адмиралтейском острове. Предполагается его восстановление.

Храм был построен в память моряков погибших в Цусимском сражении. Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в русско-японской войне 1904-1905 годов.

21 ноября 1908 года министр внутренних дел П.А. Столыпин подал доклад императору Николаю II об учреждении комитета по сбору пожертвований на постройку храма. Ответ Николая II: «Согласен и всецело сочувствую мысли увековечить память погибших моряков». Подготовкой строительства и сбором пожертвований руководил Комитет под покровительством греческой королевы Ольги Константиновны, дочери создателя парового флота великого князя Константина Николаевича, внучки императора Николая I, и под председательством сенатора П.Н. Огарёва, чей сын погиб при Цусиме. Строительную комиссию возглавил князь Константин Константинович. Средства собирали около года, по смете строительство стоило 277 723 рубля, было собрано 302 888 рублей.

Читайте так же:  Часовня старообрядческое

Место для храма на территории Ново-Адмиралтейского завода, невдалеке от верфей, в конце Английской набережной, было освящено 19 февраля (4 марта) 1909 года.

Закладка церкви епископом Вологодским Никоном (Рождественским) состоялась 15 (28) мая 1910 года, в годовщину Цусимы. Предварительно состоялся крестный ход из Никольского собора до места строительства. В углубление закладной доски Ольгой Константиновной был положен солдатский Георгиевский крест.

Одноглавый храм с золотым куполом, расположенный у самого входа в порт, вместе с находящимся на противоположном берегу Невы подворьем Киево-Печёрской лавры (ныне — подворье Оптиной Пустыни) символизировал южную часть морских ворот Санкт-Петербурга.

Архитектором храма является Мариан Марианович Перетяткович — крупнейший зодчий начала ХХ века, работавший, в основном, в стиле модерн. В создании проекта участвовали Н.В. Покровский и инженер — Сергей Николаевич Смирнов, губернатор Павловска.

14 сентября 1910 года на строящийся храм был поднят крест. 28 июля (10 августа н.ст.) 1911 года в присутствии родственников погибших военным протопресвитером Г.И. Шавельским был освящён нижний храм и подняты колокола.

Через три дня — 31 июля (13 августа) 1911 года — в присутствии императора Николая II с дочерьми, королевы Ольги Константиновны, её брата — великого князя Константина Константиновича и других членов императорской семьи был освящён верхний храм и состоялся военно-морской парад.

Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его создание являлось первой попыткой научного воспроизведения архитектуры древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить традиции владимиро-суздальского зодчества домонгольского стиля. Дмитриевский собор во Владимире был одним из образцов для проекта «Спаса-на Водах». Также в проекте использовались мотивы церкви Покрова на реке Нерль.

Двухэтажным храм был установлен на небольшом искусственном возвышении с покрытыми травой откосами, наподобие братской могилы.

Фасады однокупольного 2-этажного здания были облицованы белым старицким камнем, расчленены на прясла полуколоннами, украшены аркатурно-колончатым поясом и белокаменной резьбой (скульптор Б.М. Микешин).

Вместе с храмом был выстроен целый комплекс монастырского типа. Двухэтажная церковь, колокольня и служебный корпус были соединены в духе XVII века крытыми переходами. В колокольне располагался морской музей, и звонница, связанная, в свою очередь, галереей с домом причта.

В церковь вели ворота, над которыми находились звонница и мозаичная икона Нерукотворного Спаса по эскизу В.М. Васнецова. Аркатурно-колончатые пояса, фигурные композиции и многослойный фриз, венчавший подкупольный барабан храма, обладали ценностью буквального воспроизведения подлинников владимирской резьбы XII века. Рельефные двери, обложенные медью, имитировали врата XIII века в суздальском соборе Рождества Богородицы. Главка церкви была покрыта золотой смальтой.

Храм состоял из нижнего храма во имя святителя Николая Чудотворца и верхнего — во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя.

Храм был не такой уж большой: он был рассчитан на 300-400 прихожан. В народе этот храм называли: «Храм-на-водах», «Спас-на-водах», «Цусимская церковь». В память о подвиге моряков на фронтоне храма было начертанно: «больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».

По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия:
эскадренных броненосцев «Петропавловск», «Ослябя», «Наварин»;
крейсеров «Дмитрий Донской» и «Паллада»;
миноносцев «Стерегущий», «Грозный» и «Громкий»;
транспортов «Камчатка» и «Иртыш» и всех остальных судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, а также Владивостокского отряда крейсеров — всего 91 корабля.

Под каждым из названий кораблей были указаны эскадры, куда они входили, и даты боёв, в которых принимали участие, с числом погибших (всего 8 269 человек). Перечислялись они поимённо, с указанием воинских званий и занимаемых должностей. Их имена отливались на медных досках, вмурованных в стены.

Иконы, расположенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасёнными экипажами, и поднятые с затонувших кораблей, некоторые заменяли копиями: их специально для храма выполнили в мастерской московского иконописца В.П. Гурьянова.

На памятных досках были перечислены и те, кто, оставив свои корабли, ушли на сухопутный фронт и погибли на батареях Порт-Артура, и те, кто скончался от ран, полученных в Японии.

В отделке храма участвовали многие известные художники. Каменные рельефы на фасаде и барабане исполнил Б.М. Микешин.

На алтарной стене находилась исполненная по эскизу Н.А. Бруни, мозаика «Спаситель, шествующий по водам». Огромная мозаичная картина была прекрасно видна со всех точек помещения верхнего храма. Спаситель, шествующий по водам — известная евангельская притча, благодаря этому образу, храм стали называть Спасом-на-Водах.

Мозаика по картинам Бруни была выполнена в Германии на фабрике «Пуль и Вагнер». Патриотически настроенная общественность не одобряла то, что изготовление образа было поручено иностранцам, а не отечественным мастерам. Но экономические соображения — цена и сроки исполнения — победили. Готовая мозаика была доставлена по железной дороге вовремя и состояла из набора мозаичных фрагментов. Эти фрагменты с помощью специальных цементных растворов и арматуры скрепили между собой и алтарной стеной здания, превратив и кирпичный массив тела храма, и изображение Спасителя — в единый монолит.

Невысокий двухъярусный иконостас был исполнен в древнем стиле из резного светло-серого камня. Его украшали копии старинных образов, написанные в московской мастерской В.П. Гурьянова. Царские врата были изготовлены из чеканной бронзы. Алтарной завесой являлся Андреевский флаг.

Две мозаичные иконы на столбах были выполнены по эскизам художников В.М. Васнецова и Н.А. Бруни — «Моление о Чаше» и «Несение Креста». Множество ценных икон и утвари подарили храму близкие погибших моряков. Интерьер до конца не был расписан. На одной из стен находилась картина «Спаситель благословляет погибающих на крейсере «Светлана»» А.Н. Новоскольцева.

Бронзовые паникадила-хоросы висели на якорных цепях. Дарохранительница имела вид самого храма и была выточена из белого мрамора. Евангелие подарила княгиня С.М. Волконская, мать погибшего при Цусиме; Хоругви — вдова адмирала З.П. Рожественского.

Вход в нижний храм был через узкий коридор. В низкосводчатой подвальной церкви, напоминавшей палаты царя Алексея Михайловича, хранились воинские реликвии. Стены и своды крипты, а так же иконостас были расписаны в стиле второй половины XVIII века художником М.М. Адамовичем. Сплошная роспись храма, изображала Евангельские сцены и житие покровителя моряков святителя Николая Чудотворца. Деревянный двухъярусный иконостас, покрытый парчой и басмой, был украшен бронзовыми накладками. Царские врата были подарены строителем храма С.Н. Смирновым и датировались XVI веком. Кроме того, в нижнем храме хранилась почитаемая старинная икона Казанской Божией Матери была шита золотом.

В храме служил протоиерей М.К. Прудников, бывший капитан 1-го ранга, которого почитали как прозорливого праведника. В 1913 году при храме было открыто благотворительное братство.

20 декабря 1919 года храм стал приходским. С 20 февраля по 31 марта 1924 года церковь не действовала, но затем снова передана верующим. В период 1930-1931 годов коллектив рабочих расположенного рядом завода неоднократно возбуждал ходатайство о передаче этой церкви под заводской клуб или столовую.

В 1931 году Октябрьским районным Советом г. Ленинграда и Президиумом Ленсовета по инициативе руководства завода «Судомех» и «Инспекции по делам культов» было принято решение о сносе храма-памятника под предлогом расширения производственных площадей предприятия. 8 марта 1932 года храм был взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Вместе с ним был разрушен мост через Ново-Адмиралтейский канал. Настоятель храма отец Владимир Рыбаков умер от побоев в тюремной больнице. Были арестованы и другие служители храма, защитников храма сослали в лагеря.

Доски с именами погибших в русско-японской войне по одной версии, были сброшены в Неву. По другой легенде, сильным взрывом они были разбросаны по окрестным улицам, где местные жители собирали их осколки и прятали по домам. Но некоторые доски, по словам очевидцев, были до взрыва сняты с креплений и унесены. Среди жителей Ленинграда упорно ходила легенда, что на них разделывали мясные туши в магазинах вблизи Большого дома на Литейном (административное здание ОГПУ-НКВД). На строительство этого дома, по слухам, пошли и камни взорванной «Цусимской церкви».

В 1970-е годы фундамент храма был частично застроен производственным зданием, над алтарём нижнего храма была проложена дорога.

Часовня во имя святителя Николая

В 1990 году была создана Общественная организация «Санкт-Петербургский комитет восстановления храма Спаса-на-Водах».

Ныне воссоздание храма осложняется тем, что на части фундамента храма стоит производственный корпус «Адмиралтейских верфей». В разрушенном храмовом комплексе часовни не было, но Комитет, как предтечу возрождения храма, возвёл часовню, которая в дальнейшем должна будет органично сочетаться с отстроенным зданием церкви.

В декабре 1995 года в запасниках Государственного Русского музея были обнаружены три мозаики авторства В.М. Васнецова: «Несение Креста», «Моление о Чаше», «Голова Спасителя в терновом венце» и вырванный взрывом фрагмент заалтарного изображения — «Лик Спаса-на-Водах» — авторства Н.А. Бруни. Мозаики считались погибшими при взрыве. Мозаики были отреставрированы В.А. Шершнёвым — главным реставратором мозаик храма Спас-на-Крови. После мозаики были переданы на временное хранение в Военно-морскую академию им. Кузнецова. Они по-прежнему имеют статус музейных экспонатов.

23 января 1998 г. распоряжением губернатора Санкт-Петербурга В.А. Яковлева «О проектировании и строительстве часовни храма Спаса-на-Водах на участке при впадении Ново-Адмиралтейского канала в Неву» был предоставлен земельный участок для строительства часовни. Она была заложена 27 мая 1998 года — в 93-ю годовщину Цусимского сражения. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в основание новой часовни был положен закладной камень, мраморная доска с каноническим памятным текстом и Георгиевской крест, привезённый из Франции внуком одного из строителей первого храма Спас-на-Водах. Часовня построена в неорусском стиле, архитектор проекта — Д.А. Бутырин.

23 мая 2002 года состоялось торжественное поднятие креста на часовню. Форма креста часовни аналогична форме креста «Спаса-на-Водах»: в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря.

9 октября 2002 г. в часовню от имени вице-адмирала героя России Михаила Моцока и генерального директора АО «Метробетон» Владимира Кондратенко была передана первая икона — образ царя-мученика Николая II, а также предметы, обладающие исторической и культурной ценностью — подлинная медаль участника русско-японской войны, опись церковного имущества храма Спас-на-Водах, фотографии, архивные документы, раритетные издания, посвященные офицерам российского флота.

24 мая 2003 г. состоялось торжественное освящение часовни священником о. Николаем Солдатенковым.

На протяжении 2006-2007 годов часовня храма Спаса-на-Водах была облицована белым камнем. Это возрождает традицию использования национального материала — Белого камня в отечественной архитектуре после векового перерыва. Общая площадь облицовки Белым камнем — более двухсот квадратных метров. Использована разновидность Белого камня — Старицкий камень, который иногда ещё называют Старицким мрамором.

Общая стоимость всех выполненных работ по возведению комплекса часовни (в комплекс входят мост через Ново-Адмиралтейский канал, часовня, ограда и выставочный павильон) на сегодняшний день составляет около 1 млн. долларов. Энергоресурсы для строительных работ обеспечило ФГУП «Адмиралтейские верфи».

Часовня находится на территории ГП «Адмиралтейские верфи» рядом с местом впадения Ново-Адмиралтейского канала в Неву.

В настоящее время в часовне регулярно совершаются панихиды по погибшим морякам.

Адрес: Английская наб., 76.

Проезд: От пл. Труда и моста Лейтенанта Шмидта — по Английской наб.

Часовня свт. Николая Чудотворца, 2012 г.

Плакат, укреплённый на ограждении перед часовней, 2012.

Территория часовни.

Памятная доска на стене часовни.

Фрагмент здания часовни.

Интерьер часовни.

Вход в часовню.

Памятная доска на ограждении производственного корпуса «Адмиралтейских верфей».

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2012