Часовня казимира в вильнюсе

Кафедральный собор Святого Станислава. Вильнюс. Литва

Кафедральный собор Святого Станислава можно назвать центральной достопримечательностью Вильнюса. Он расположен на Кафедральной площади, куда выходят главные улицы города. Побывать в Вильнюсе и не увидеть это архитектурное сооружение невозможно даже при желании )). С Кафедральной площади прекрасно видна Замковая гора с расположенной на ней знаменитой башней Гедимина.

Историки полагают, что собор Святого Станислава был сооружен на том месте, где ранее находилось языческое святилище, посвященное богу Перкунасу (Перуну). Инициатором строительства был великий князь литовский Миндовг (XIII в.). Однако очень скоро храм был разрушен и вновь прекращен в языческую святыню…

В XIV в. после крещения Литвы в Вильнюс прибыл великий князь литовский Ягайло, который и приказал разрушить святилище, а на его фундаменте возвести христианский храм.

Стены собора Св. Станислава много раз страдали от пожаров: храм неоднократно ремонтировался и изменялся. В XVI в. большое влияние во внешний облик собора внесли итальянские мастера, которые руководили реконструкций здания. Именно тогда собор приобрел черты архитектуры ренессанса.

В начале XVII в. к собору Св. Станислава в юго-восточной его части была пристроена часовня Святого Казимира. Её интерьер был выполнен с использованием разноцветного мрамора и гранита под руководством итальянского архитектора К. Тенкалла. За счет богатства и красоты своего убранства часовня по праву считается одним из лучших образцов позднего барокко в Литве. Здесь находится саркофаг с мощами и икона с трехруким изображением Святого Казимира.

В 1782 г. реконструкция собора была поручена литовскому архитектору Л. Стуоки-Гуцявичюсу. Проект предусматривал сохранение наиболее ценных элементов архитектуры и одновременно с этим радикальное изменение других его частей. Именно в это время храм приобрел черты классицизма: архитектор хотел превратить собор в классический греческий храм, как внутри, так и снаружи. В таком виде он и дошел до наших дней.

Над фасадом Кафедрального собора возвышаются три статуи: Святого Станислава, Святого Казимира и Святой Елены с крестом в руках. Первоначальные фигуры были разрушены в 1950 г., а те, что мы видим сейчас, установлены лишь в 1993 г.

В нишах фасада находятся скульптуры четырех евангелистов с животными, а над ними барельефы со сценами их великих деяний. По обе стороны от них установлены статуи ветхозаветных пророков: Авраама и Моисея.

Кафедральный собор Святого Станислава всегда был не только духовным центром Литвы, но и её политическим центром. В нем проходила торжественная церемония коронования великие литовские князей: от Витовта до Сигизмунда Августа. В подземельях храма свой приют нашли выдающиеся люди земли литовской: епископы, князья, королевы, вельможи. В стенах собора также покоится урна с сердцем Короля Владислава Вазы.

Внутренне помещение храма хотя и не поражает своей красотой, но имеет высокую художественную ценность. Здесь насчитывается более сорока произведений искусств, как фресок, так и картин XVI-XIX вв., которые украшают стены.

В 1922 г. указом Папы Римского собор Святого Станислава получил статус базилики, которого удостаиваются далеко не все костелы. После Второй мировой войны советские власти устроили в помещении собора склад. Позже долгое время здесь работала Картинная галерея художественного музея. Лишь в 1989 г. храм был возвращен верующим, и в него из костела Святых Петра и Павла вернулись мощи Святого Казимира.

В подземельях собора сохранились древнейшая каменная кладка святилищ XIII-XV веков и древнейшая литовская фреска XVI в., изображающая распятие Христа. Обязательно посетите экскурсию по подземельям Кафедрального собора Св. Станислава!

Кафедральный собор Вильнюса: христианство вместо язычества

ВИЛЬНЮС, 29 авг — Sputnik, Александр Липовец. Кафедральный собор Вильнюса — главный храм католической Литвы. В нем не только возводили на престол всех великих князей от Витовта до десятилетнего Сигизмунда Августа, но и короновали в 1223 году единственного в истории Литвы короля — Миндаугаса, памятник которому установлен рядом с собором.

Первый христианский храм воздвиг на этом месте король Миндаугас после принятия им крещения по Византийскому уставу в 1251 году. Простоял храм недолго — около десяти лет.

Неустойчивость Миндаугаса в христианской вере и давление окружения короля вынудили его снова вернуться к язычеству.

Уже через десять лет христианский храм был разрушен до основания, а из его камней снова возведено языческое капище.

Лишь в 14 веке, после утверждения христианства в качестве государственной религии Литовского княжества (1387 год), главный храм у подножья Замковой горы повторно был возведен вместо главного языческого святилища. Храму дали имя Святого Станислава. Крестил Литву и заложил храм польский король и великий князь литовский Ягайло.

За более чем семивековую историю собор несколько раз горел, перестраивался и свой окончательный облик обрел лишь в конце 18 — начале 19 веков.

Тогда же над фасадом главного входа появились три статуи: в центре Святая Елена с позолоченным крестом, слева Святой Станислав, справа Святой Казимир — самый почитаемый святой в Литовской католической Церкви. В нишах фасада были установлены скульптуры четырех евангелистов — Иоанна, Матфея, Луки и Марка.

Недолгое время в середине 19 века, собор принадлежал Русской Православной Церкви и считался кафедральным собором Святого Николая Чудотворца.

Это произошло после жестокого подавления восстания поляков во главе с Тадеушем Костюшко в 1830-1831 годах. Но так как позиции Католической Церкви в то время в Литве были гораздо сильнее, то было решено вернуть собор в лоно Ватикана.

Во второй половине 19 века в соборе был смонтирован орган, перенесенный из Августинианского монастыря. В 1889 году известный мастер Юзеф Родович установил в соборе новый орган.

В 1927 году в Кафедральном соборе прошла торжественная коронация чудотворного образа Божией Матери Остробрамской. В торжественной службе принимали участие Юзеф Пилсудский и президент Польской Республики Игнаций Мосцицкий.

С фасада были сняты и уничтожены фигуры святых. В анфиладах разместилась картинная галерея Художественного музея. По воскресеньям здесь проходили концерты органной музыки. В колокольне размещался диспетчерский пункт Вильнюсского бюро путешествий и экскурсий.

Лишь в 1985 году руководство Литовской коммунистической партии позволило проводить еженедельные богослужения в соборе, который юридически все еще оставался картинной галереей.

В разгар перестройки было решено вернуть Кафедральный собор верующим. Торжественное освящение храма состоялось пятого февраля 1989 года. Через месяц в часовню в правом крыле перенесли хранившиеся в костеле Святого Петра и Павла мощи святого Казимира. А в октябре 1989 года храм был торжественно открыт для богослужений.

После восстановления Независимости Литвы, над главным фасадом Кафедрального собора были восстановлены скульптуры святых Елены, Станислава и Казимира.

Костел Святого Казимира

Первым образцом стиля раннего барокко в Вильнюсе является костел Святого Казимира. Храм был заложен в 1604 году. Строился он одновременно с располагающимся рядом монастырем при финансировании Льва Сапеги и Сигизмунда третьего. Постройка костела началась еще в 1596 году дата окончания строительства — 1604 год. Найденный в Антакольских горах и притащенный в Вильну семью сотнями богомольцев – виленских мещан, огромный камень, был заложен в основание будущего храма. Закладка камня с надписями происходила при торжественном богослужении. В одно время с храмом был заложен иезуитский монастырь для профессоров. Освящение костела состоялось в мае месяце 1604 года.

Архитектура храма соответствует образу ранних безбашенных барочных костелов. Храм – трехнефный, внутренне пространство как у базилики. Высота купола составляет 40 м, а диаметр – 17. Купол самый высокий в архитектуре Вильнюса.

В 1610 году случился первый пожар, нанесший храму повреждения. Достроен храм был в1616 г, а отделка интерьера завершена в 1618 году Боковые нефы храма были превращены в часовни с размещенными над ними открытыми галереями. Позднее – во время взятия города войсками царя Алексея Михайловича в 1655 году, храм так же подвергся пожару.

Во время пожара в 1749 году интерьер костела был уничтожен, рухнули перекрытия купола. В течении пяти лет с 1750 по 1755 годы велись реконструкции храма под руководством Томаша Жебровского. В то время построены тринадцать алтарей в стиле барокко, сооружены шлемы башен, восстановлен ступенчатый купол в том же стиле барокко. Так же во время реконструкции боковые галереи были замурованы. По стилю элементов реконструкции предполагается, что восстановление проводил архитектор Глаубиц.

В 1773 году по упразднении ордена иезуитов, костел перешел ксендзам эмеритам. Интересен факт, что во время восстания Костюшко в 1794 году в костеле были заключены 1013 русских пленных. В 1799 году храм становится приходским.

Читайте так же:  Часовня иден bloodborne где находится

Во времена отечественной войны, французские войска расположили в храме казармы и склады, нанеся немалый ущерб костелу. Однако в 1815 году его обновили монахи — миссионеры, взявшие храм под свое попечительство. В 1832 году храм закрывается и предназначается как православная церковь.

Позднее храм несколько раз реконструируют и перестраивают. Так в период с 1834 по 1837 годы архитектор Резанов реконструировал костел, убрав 10 алтарей и кафедру, а сам храм получил православный вид. Во второй половине 1860 года архитектор Чагин переделывал здание. Например, были изменены угловые башни фасада, купола на них сделали лукообразными и покрыли позолоченной жестью, к храму был пристроен притвор с таким же куполом. Внутренний интерьер храма также был изменен — снесены хоры и надгробный памятник литовскому гетману Винценту Госиевскому, погибшему в 1662 году. В 1867 году по проекту Резанова был заложен новый иконостас, принесший академику золотую медаль на всемирной выставке, которая проходила в Париже в 1867 году.

К внутренним скульптурным и живописным работам во время реконструкции были приглашены знаменитые скульпторы и художники К.Б. Веннинг, К.Д. Флавицкий, Н.И. Тихобразов, В.В. Васильев. Наружный фронтон средней башни украсили фрески с изображением святого Николая, Александра Невского и Иосифа Обручника.

В 1867 году храм торжественно освятил архиепископ Минский и Бобруйский – Антоний. Во времена немецкой оккупации Вильнюса в 1915 году храм стал гарнизонной протестантской церковью, а при большевистском нашествии в 1919 – толпа в несколько тысяч человек, собравшись в костеле, защищала от ареста ксендза Мукермана. В 1940 г оду костел и монастырь отдан во владение иезуитам Литвы. А начиная с 1942 года, здесь действует первая мужская гимназия для мальчиков, ставшая впоследствии средней школой им. Венуолиса. Нынче это иезуитская гимназия.

В 1942-1944 годах архитектор Йонас Мулокас восстанавливает разрушенную немецким снарядом центральную башню, однако фасад и крест так и не восстановили. В 1948 году храм закрывают, и после реставрации в 1965, году открывается как музей атеизма. В 1991 году храм вновь отреставрирован и освящен. Помещения храма используются как издательство «Айдай», выпускающее религиозную литературу.

Костёл Святого Казимира в Вильнюсе

В исторической части Вильнюса, на улице Диджёйи, одной из древнейших в Старом городе, стоит светлое и нарядное здание Костёла Святого Казимира. Среди других архитектурных достопримечательностей столицы костёл уникален тем, что он является одним из первых зданий в столице, возведённым в стиле раннего барокко с пышно декорированным фасадом и затейливыми архитектурными элементами.

Венчает это красивое здание необычный купол в виде черной с золотом короны, какая была у великих князей Литовских из рода Ягеллонов, одним из самых известных представителей которого стал литовский княжич и польский королевич Казимир, впоследствии канонизированный и являющийся святым покровителем Литвы и Польши.

Костёл и прилегающий к нему монастырь начали строиться в 1596 году и возводились по тем временам быстро. Причиной тому была финансовая поддержка строительства Великим князем Литовским и королём Польским Сигизмундом III, воспитанником и последователем иезуитов, а также известным государственным деятелем Литвы Львом Сапегой.

Процесс подготовки к канонизации княжича Казимира начался еще в 1517 году, папа римский Лев X создал соответствующую комиссию, однако к концу XVI века эта работа не была завершена. Церемония канонизации Казимира состоялась только в 1604 году, и в этом же году было завершено строительство первого костёла святого Казимира при иезуитской коллегии.

В фундамент храма был положен больших размеров краеугольный камень, доставленный из Антокольских гор. Согласно сохранившимся свидетельствам, камень тащили в Вильно семьсот горожан, и возглавлял это шествие великий канцлер литовский Лев Сапега. Камень с надписью был освящён и на торжественном богослужении заложен в основание костёла, а 12 мая 1604 года возведенный костёл был освящён в честь святого Казимира.

При монастыре был построен дом для профессоров, жителями которого были известные деятели Ордена Иезуитов – архитектор П. Бокша, священнослужители Андрей Боболя, К. Сирвидас и другие.

Начиная с 1613 года, святой Казимир считается патроном Литовского княжества, а с 1636 года – покровителем Литвы и Польши. В Литве святого Казимира также почитают как покровителя ремесленников. Ежегодно в Вильнюсе проходит ярмарка в его честь, которая называется «Казюк». Первоначально предметами торговли на ярмарке были сельскохозяйственные принадлежности и домашняя утварь, но со временем она превратилась в фестиваль прикладного искусства.

На долю костёла святого Казимира выпали непростые испытания: на протяжении своей истории он горел, его разрушали и перестраивали, передавали из рук в руки, размещали в нем склады и погреба.

Впервые храм сильно пострадал от пожара 1610 года, но к 1618 году был практически полностью восстановлен, а попутно была окончательно завершена отделка внутреннего интерьера.

Предположительно, костёл был построен по проекту, полученному из Рима, однако он имел свои особенности, отличавшие его от ранних римских храмов, по образцу которых он был возведён. Так, боковые нефы (часть интерьера храма, отделённая колоннами) были построены как отдельные открытые часовни с алтарями, над которыми размещались открытые галереи. К сожалению, первоначально построенные часовни не сохранились, их количество менялось при каждой перестройке костёла.

Купол храма стал самым первым в архитектуре столицы и сегодня остаётся самым большим. Высота купола составляет 40 метров, а диаметр – 17 метров. От римского прототипа костёл отличался также двумя высокими башнями главного фасада здания, которые затем стали местной зодческой традицией. Главный алтарь костёла окружали лёгкие, изящные колонны под мрамор, расположенные на пьедесталах в виде больших ваз. Внутреннее пространство костёла было украшено роскошными статуями, лепными украшениями, картинами известных художников. Иезуиты не жалели средств на убранство костёла, здесь предполагалось создать центр Ордена Иезуитов всего Западного края.

Вновь Костёл святого Казимира сильно пострадал в 1655 году, в ходе русско-польской войны, когда столица была взята русским войском царя Алексея Михайловича. Разграбление города продолжалось три дня, и довершил его сильный пожар, длившийся несколько дней.

Но наиболее серьёзные разрушения произошли во время пожара 1749 года, когда рухнули перекрытия купола, и полностью выгорело внутреннее убранство храма. Реконструкция здания началась уже на следующий год, и руководил ею известный учёный, выдающийся архитектор позднего барокко Томаш Жебровский. По мнению некоторых учёных, в восстановлении костёла также принимал участие создатель Виленского барокко архитектор Иоганн Кристоф Глаубиц.

По его чертежам был восстановлен многоступенчатый купол, в боковые стены были вмурованы галереи, достроены шлемы двух башен и 13 алтарей. Великий алтарь возвышался на десяти колоннах, между которыми расположились восемь скульптур святых и королей, копии которых сейчас находятся в Вильнюсском кафедральном соборе. Главный алтарь украшали скульпторы И.Кернер и П.Пршичинский.

Алтари, лестницы, колонны храма были облицованы под мрамор, алтари украшены скульптурами, изображающими святых. Был пристроен притвор в стиле барокко, который оживил лаконичные и суровые формы костёла. Вновь построенная кафедра поражала своей роскошью.

Кафедральный собор Святого Станислава и Святого Владислава в Вильнюсе

Кафедральный собор Святого Станислав и Святого Владислава был построен в самом центре Вильнюса, на месте бывшего языческого храма, рядом с защитным городским замком. Собор пережил самые красивые и драматические события в истории Вильнюсе и всей Литвы. Этот храм является символом Крещения Литвы.

В Кафедральном соборе Вильнюса покоятся останки покровителя всей Литвы и молодежи – Св. Казимир. 4 сентября 1993 года именно с молитвы в кафедре Папа Римский Иоанн Павел II начал свой исторический апостольский визит в Литву.

Вильнюсский кафедральный собор неоднократно перестраивался из-за частых пожаров, войн и нестабильного подземного грунта под фундаментом. Из-за важности объекта к его реконструкции всегда привлекали самых известных зарубежных и местных архитекторов и художников. Сегодняшнее здание построено в стиле классицизма (архитектор Лауринас Стуока-Гуцявичюс), но на его стенах можно обнаружить следы готики, ренессанса и барокко.

История Кафедрального собора Св. Станислава

Первый христианский храм на этом месте был построен в середине 13 века. Храм имел квадратную форму и был выполнен в переходном романно-готическом стиле. Полы покрывала керамическая плитка, стены украшали фрески, а крыша была покрыта оловом. У западной стены, где в наше время располагается органный хор, стоял массив башен. После смерти короля Миндаугаса в 1263 году христианский собор вновь был превращен в языческий храм.

Читайте так же:  Часовня ксения петербургская в санкт-петербурге как добраться

В 1387 году по приказу Йогайлы на месте языческого храма был возведен новый кафедральный собор, в готическом стиле с пятью часовнями. В 1419 году кафедра сгорела. На ее месте князь Витаутас построил новую. В ней были похоронены его жена Она (1418 г.), сам Витаутас (1430 г.), его брат Жигимантас (1440 г.), Швитригайла (1452 г.), сын Жигимантаса Миколас (1452 г.) и Св. Казимир (1484 г.).

С 1522 года при кафедральном соборе действовала трехлетняя школа, в которой преподавали риторику, музыку, диалектику и латинский язык. В этом же году собор был отремонтирован, а в находящейся рядом защитной башне была устроена колокольня. В 1529 году в кафедральном соборе был коронован Жигимантас Аугустас. В 1530 году кафедральный собор был вновь уничтожен сильным пожаром. Восстановительные работы длились с 1534 по 1557 год. Ими руководили итальянские архитекторы Бернард Заноби де Джанотти и Джованни Чини. В это время в кафедральном соборе были построены часовни, сооружены крипты. Фасад украсили фронтоном и порталом, интерьер – фресками, алтарями и надгробными памятниками. В восстановленной кафедре были похоронены две жены Жигимантаса Аугустаса – Елизавета Габсбургская (1545 г.) и Барбора Радвилайте (1551 г.), Йонас Жигимантайтис (1581 г.) и другие.

В 1610 году кафедральный собор вновь был уничтожен огнем. К 1632 году его восстановили под руководством архитектора Вильгельма Поля. Собор был построен в стиле барокко, а главный фасад украсили две башни.

1623 – 1636 годах по инициативе Жигимантаса Вазы была построена часовня Св. Казимира. Собор сильно пострадал во время войны 1655 года: в некоторых местах обрушились своды, а русские солдаты сорвали и вывезли медную крышу.

В 1666 году австрийский архитектор Иоанн Винсент Сальвадор начал ремонтировать собор. В 1769 году буря разрушила одну из башен собора. Обломки башни раскололи своды собора и убили 6 человек. После этой трагедии Кафедральный собор был закрыт.

Кафедральный собор Вильнюса по проекту Лауринаса Стуокаса-Гуцявичюса

В 1789 году собор снова стали восстанавливать по проекту литовского архитектора Лауринаса Стуокаса-Гуцявичюса. Реставрационные работы завершились в 1801 году. Собор был выполнен в стиле классицизма. Над передним фасадом появились скульптуры Св. Елены, Св. Казимира и Св. Владислава. После 1831 года из закрывшегося костела Св. Казимира в кафедральный собор перенесли 12 статуй литовских князей, апостолов и святых. Их установили на боковых фасадах.

Ярмарка Казюкас на Кафедральной площади, 1900 год. Фотография S. F. Fleury

В 1922 году вильнюсскому кафедральному собору был присвоен статус малой базилики. В 1925 году собор стал аркикафедрой.

Кафедральный собор Вильнюса при советской власти

В 1949 году советская власть закрыла кафедральный собор. В 1950 году были сняты и взорваны скульптуры святых. В 1950-1951 годах в кафедру несколько раз проникали вандалы, были похищены многие реликвии. В 1953 году гроб с останки Св. Казимира был перенесен в костел Св. Петра и Павла (возвращен обратно в 1989 году). В этом же году кафедральный собор передали под управление художественного музея, а с 1956 года в нем действовала картинная галерея.

Вильнюсский Кафедральный собор после независимости

22 октября 1988 года на съезде Саюдиса (организация, боровшаяся за независимость Литвы) было объявлено о возвращении кафедрального собора верующим.

4 марта 1989 года в собор торжественно вернули останки Св. Казимира.

Торжественное возвращение останков Святого Казимира в Кафедральный собор, 4 марта 1989 года. ELTA ELTA

В 1993 году на фасад вернули разрушенные скульптуры, а 4 сентября с молитвы на ступенях архикафедры начал свой апостольский визит по Литве папа римский Иоанн Павел Второй.

Папа римский Иоанн Павел Второй читает молитву в Кафедральном соборе Вильнюса, 4 сентября 1993 года. ELTA

Посещение Кафедрального собора

Большинство пилигримов и туристов начинают свое путешествие по Старому городу Вильнюса именно с посещения Кафедрального собора. Именно в этом месте произошло рождение христианской Литвы.

Внешний акцент собора – композиция «Жертва Ноя», которую можно увидеть на переднем тимпане. В центре композиции расположен алтарь с пылающей жертвой, по обеим сторонам алтаря фигуры Ноя, его жены и других членов семьи. Автор скульптур и рельефов – мастер из Италии Томмазо Риги.

Барельеф “Жертва Ноя” на тимпане Кафедрального собора в Вильнюсе.

Фронтон собора украшен тремя монументальными скульптурами: Св. Станислава, Св. Елены и Св. Казимира. Скульптуры были разрушены в советскую эпоху и восстановлены в 1997 году (скульптор Станисловас Кузма).

Скульптуры снаружи собора

Главный портал фасада состоит из шести колонн и фронтона. Фасад украшают 6 скульптур. В боковых нишах расположены скульптуры Авраама и Моисея. За колоннами портика, ближе к входу в святилище – четыре скульптуры евангелистов и создателей Нового Завета. Они легко идентифицируются, потому что у каждого есть свой символ (слева направо): св. Матфей изображен с ангелом, св. Марк – со львом, св. Лука – с быком, а св. Иоанн – с орлом. Над скульптурами евангелистов находятся пять горельефов с изображениями сюжетов из Нового Завета.

На южной стороне собора, в нишах бокового фасада, стоят статуй семи литовских князей, созданные в 1754 году. В нишах северного бокового фасада расположены пять скульптур иезуитских святых. Они были созданы в 1754-1768 годах для украшения боковых алтарей собора. Но когда по приказу царя Российской империи в 1832 году Кафедральный собор был отобран у католиков, скульптуры были перенесены в боковые ниши снаружи собора, где и остаются по сей день. Все скульптуры выполнены в стиле рококо.

Скульптуры внутри собора

По обеим сторонам большого алтаря, в задних нишах боковых стенок, стоят аллегорические скульптуры в стиле барокко, созданные в 1785-1791 годах скульптором Томмазо Риги. В южной нише – “Любовь к ближнему”, в северной – “Божья любовь”. Композиция “Любовь к ближнему” изображает богатыря, подающего хлеб слепому нищему. Фигуры повернуты друг к другу и связанны движением рук, удерживающих хлеб. Разный размер фигур (фигура нищего в два раза меньше) подчеркивает могущество более сильного и помогает выразить красоту щедрости и милосердия. Скульптура “Божья любовь” изображает преданно смотрящего и указывающего на небо пальцем мужчину.

Часовня Святого Казимира

Искусствоведы часто сравнивают Вильнюсский Кафедральный собор с великолепным ювелирным кольцом, а часовню Св. Казимира – с брильянтом на этом кольце. Эта часовня является одним из самых ценных шедевров барокко в Литве. Когда Казимира официально признали святым (1602 г.), правитель Польши и Литвы Зигмантас Ваза начал строить часовню, подходящую для его останков. В ней чувствуется сильное влияние итальянской культуры (она похожа на часовню Св. Сикста и Св. Павла из римской церкви Св. Марии). Здание спроектировал архитектор Маттео Кастелло, а интерьер создал его племянник Костантино Тенкалла. При строительстве часовни использовались только дорогие строительные материалы: песчаник, привезенный из Швеции и мрамор из карпатских гор. Строительство и отделка стоили более 3 миллионов золотых монет.

Святые мощи в новую часовню перенесли 14 августа 1636 года. На протяжении всей драматической истории Литвы часовню несколько раз грабили, а мощи святого Казимира, чтобы сохранить должное уважение к ним, тщательно охранялись и прятались в других костелах. С 4 марта 1989 года саркофаг с мощами Святого Казимира вновь хранится в Кафедральном соборе, в часовне, названной его именем.

Алтарь в часовне Святого Казимира

Часовня Святого Причастия

Эта часовня 16 века, ее строительство финансировал епископом Йонас Жигимантайтис. При освящении она получила имя св. Мария Магдалена. Позже ее называли часовней Епископов, потому что в находящемся под ней склепе хоронили епископов Кафедрального собора. На алтаре этой часовни хранится Святое Причастие.

Алтарь в часовня Святого Причастия

На стене над алтарем висит картина “Христос – Добрая Надежда”. Картина (размер 75?58 см) нарисована на холсте в 1873 году, в Испании. Автор – Гонзалес Нуньес. Иконография картины развивает тему милосердия Господа. Серебряная позолоченная оправа картины была сделана в 1899 году в Вильнюсе, в мастерской Марийонаса Невядомского.

Картина “Христос – Добрая Надежда”

Эта часовня была построена в 1436 году Великим маршалом Литвы и воеводой Тракая Мартинасом Гоштаутасом. Раньше она называлась часовней Распятого Христа.

На южной стене часовни висит картина “Поклонение Св. Франциска Ассирийского и Св. Бернардина Сиенского Святой Деве Марии” неизвестного автора. Еще эту картину называют “Мадонна Сапегская”.

Картина “Мадонна Сапегская”

В 17 веке из собора в часовню перенесли и замуровали в стенах две надгробные плиты из красного мрамора. В восточной стене замурована надгробная плита строителя собора и епископа Повиласа Альгимантаса Алшенишкиса. В западной – надгробная плита канцлера ВКЛ и воеводы Вильнюса Альберта Гоштаутаса.

Читайте так же:  Часовня хабаровск 2 сентября

Эта часовня была построена в 1495 году при финансировании епископа Андрюса Табора. В нишах стен расположены 8 скульптур христианских святых. Над ними – восемь картин Франциска Смуглевичюса, где на зеленом фоне изображены ангелы, держащие в руках символы христианских добродетелей.

В 1989 году часовню посвятили всем ссыльным. Над алтарем вместо картины повесили огромный крест с распятым Иисусом.

Часовня Святого Владислава

Во время последней большой реконструкции собора, Л. Стуокас-Гуцявичюс спроектировал часовню Святого Владислава. Часовня была разрисована оригинальными фресками, фрагменты которых можно увидеть до сих пор. Алтарь в часовне установили в конце 19 века, а в северной нише появилась массивная гипсовая скульптура Св. Владислава.

Св. Владислав (1041-1097 г.) – король Венгрии и Хорватии, находился на престоле 20 лет. Он заботился об укреплении христианства, основал Загребскую епархию и был очень набожным человеком. Одна из легенд гласит, что во время осады города, когда в колодцах закончилась вода и все страдали от жажды, король очень долго молился. Его конь ударил о землю копытом, и в месте удара появился источник. Кроме того, когда королевскую армию преследовал враг, во время молитвы короля в горах появилось ущелье, пройдя через которое все спаслись. Даже после смерти король не раз появлялся перед своей армией, ведя ее в бой. В 1192 году Владислав был объявлен святым. Его заступничества просят перед лицом эпидемий. Обычно Святой Владислав изображается зрелым мужчиной с бородой. Его основными атрибутами являются королевская корона и длинный меч, ангелы и флаг. Св. Владислав является покровителем Венгрии.

Правитель Литвы и Польши Йогайла при крещении выбрал себе имя Владислав. Святой Владислав вместе со Святым епископом Станиславом являются покровителями Вильнюсского Кафедрального собора.

Часовня была построена в 1473 году польским королем и великим литовским князем Казимиром Йогайлетисом и была посвящена Св. Деве Марии, Св. Андрею и Св. Станиславу. В склепе под часовней хоронили членов королевской семьи. Позже останки королевских особ были перенесены, а склеп был отдан семье Валавичей.

В настоящее время в Кафедральном соборе есть еще пять часовен, но они закрыты для визитов и используются в других целях.

Архитектор Лауринас Стуока-Гуцявичюс при реконструкции собора в северной его части построил ризницу. Купол ризницы украшен декоративными и аллегорическими композициями живописи. Живопись датируется 19 веком, ее автор – Альберт Жамет.

Ризница

Ризница предназначена для подготовки к литургическим церемониям, хранения церковной одежды, утвари и книг, в ней есть особое место для молитвы священников, когда они готовятся к церемониям. Из-за своей цели ризница закрыта для посетителей.

Адрес: Katedros a. 1, LT-01143 Vilnius

Время работы: каждый день с 7:00 до 19:00. Обратите внимание, что во время служб, собор закрыт для посещения туристам. Службы в Кафедральном соборе проходят с понедельника по субботу в 8 часов утра и в 17:30 вечера, в часовне Святого Казимира в 9 утра и в 18:30 вечера. В воскресенье в 8, 9 и 10 часов утра, в 11:15 часов и в 12:30, а также вечером в 17:30 и в 18:30.

Тел.: +370 5 261 07 31 или +370 5 261 11 27

Эл. почта: [email protected]

Подземелья Вильнюсского Кафедрального Собора

В подземельях Кафедрального собора хоронили людей, внесших свой вклад в развитие государства и Церкви. Их хоронили в склепах, сооруженных под собором. Пол в Кафедральном соборе перекладывали более 12 раз. Самый первый находится на глубине 2,7 метров. Всего под собором на разной глубине находятся 27 склепов разного размера. В 20 из них похоронены известные личности. В Кафедральном соборе хоронили членов таких известных литовских родов, как Монтвидасы, Гоштаутасы, Хаткевичи, Радвилы, Тышкевичи, Паци, Валавичи и др.

Из-за высокого уровня грунтовых вод весной во время паводков – склепы затопляло. Во время войн и восстаний подземелья собора несколько раз были разграблены.

В 1931 году после весеннего паводка в стенах Кафедрального собора образовались большие разломы. Созданный спасательный комитет вынес все останки из подземелий, исследовал состояние здания, забетонировал полы склепов и укрепил стены часовен. Под часовней Св. Казимира были найдены останки князей и их родных, был сооружен мавзолей.

В 1968-1989 годах склепы активно восстанавливали, проводились исследования, была организована экспозиция.

В королевском склепе, сооруженном под главным нефом собора, хоронили выдающихся правителей Великого Княжества Литовского. Склеп был построен не позднее конца 15 века. В настоящее время он пустует, а все останки были перенесены в мавзолей.

Это самое большое и самое красивое помещение в подземельях Кафедрального собора, в котором хоронили членов капитула. При ремонте подземелий в 1931 году все останки из склепа были перенесены в другое место.

Склеп находится под часовней Св. Причастия, на протяжении сотен лет в нем хоронили вильнюсских епископов.

Могила Витаутаса Великого

В 1430 году, когда умер Витаутас Великий, его похоронили в Кафедральном соборе, рядом с могилой жены Оны. В 1530 году при пожаре могила Витаутаса и надгробная плита сильно пострадали. Останки перенесли в один из склепов. В 17 веке, во время войны, надгробная плита была разрушена. Останки Витаутаса пропали и где они захоронены – неизвестно, но считается, что их могли спрятать в самом Кафедральном соборе.

Посещение подземелий

Посещение подземелий Кафедрального собора организует Музей церковного наследия. Экскурсии проводятся с понедельника по субботу с 10:00 до 17:00. Посетители принимаются группами по 10 человек, регистрироваться нужно заранее.

Экскурсии на русском языке для индивидуальных посетителей организуются по средам и пятницам в 16.00.

Цены на билеты: 4,50 Eur (студентам, учащимся, пенсионерам и инвалидам – 2,50 Eur).

На протяжении веков, молившиеся в Кафедральном соборе горожане выражали свою благодарность, даря различные подарки. Таким образом, за долгие годы сформировалась сокровищница. Это уникальное наследие церковного искусства различных веков и стилей. Представляющие огромную сакральную и материальную ценность шедевры искусства прятали в различных укромных уголках собора. То, что большая часть сокровищ, не смотря на пожары, грабежи и войны, сохранилась до наших дней – настоящее чудо.

История сокровищницы

Сокровищница была организована сразу после принятия Литвой христианства и строительства Кафедрального собора в 1387 году. В первую очередь в нее попали вещи, подаренные князем Витаутосом, королем Йогайлой и их семьями. Также, сокровищницу пополнили подарки из Европы, подаренные в честь крещения Литвы. В сокровищнице Вильнюсского собора была собрана коллекция кубков, реликвий и других предметов высочайшего художественного уровня, сделанных из серебра, позолоченных и украшенных драгоценными камнями, а также коллекция церковной одежды и гобеленов, которую постоянно дополняли подарки правителей Великого Княжества Литовского, представителей благородных дворянских семейств, епископов Вильнюса и других служителей Католической церкви.

Экспозиция сокровищницы вильнюсского Кафедрального собора

В середине 17 века, во время русского и шведского вторжений, сокровищница Вильнюсского собора сильно пострадала. Самую ценную часть сокровищ пытались переправить по Нерису в Караляучюс (в настоящее время Калининград). Российская армия недалеко от Вильнюса перехватила транспортируемые сокровища. Царские солдаты и казаки разделили драгоценности в качестве военных трофеев, поэтому они были безвозвратно утеряны. Другая часть сокровищ была переправлена в Жемайтию, долгое время их прятали в замке князей Сапегов, а в 1667 году вернули в собор. Именно эта сохранившаяся часть драгоценностей сегодня составляет основу сокровищницы Вильнюсского собора.

Несмотря на потерю многих ценностей, сокровищница постоянно пополнялась новыми подарками. В сентябре 1939 года, когда началась Вторая мировая война, члены капитула поспешно спрятали ценности – замуровали в южной части собора, в помещении за западной стеной. В советские времена, после закрытия собора и превращения его в склад, некоторые из не спрятанных ценностей исчезли без следа, другие были переданы в Музей изобразительного искусства.

23 марта 1985 года при реставрации было случайно обнаружено место, где хранились спрятанные ценности. Был составлен специальный акт из 189 вещей, который защитил ценности от вывоза из Литвы. Находки были переданы и хранились в коллекции Литовского художественного музея. В 1989 году, когда собор был возвращен верующим, часть находок стали использовать во время церковных обрядов. С 18 октября 2009 года все желающие могут увидеть шедевры сокровищницы Вильнюсского Кафедрального собора в Музее церковного наследия, в костеле Св. Миколая.