Часовня храма-на-крови

Логическим центром Екатеринбурга является заводской пруд, над восточным берегом которого блистают золотом купола собора вполне современной архитектуры. Собор выглядел бы огромным, не будь в центре так много масштабных офисных и торговых зданий. На их фоне шестидесятиметровый Храм-на-Крови смотрится вполне соразмерно. В России есть три храма «на Крови», построенные в память цареубийств: в Угличе — на месте убийства царевича Димитрия, в Петербурге — на месте теракта, смертельно ранившего Александра II, и в Екатеринбурге. Екатеринбургский храм возведен в память одного из самых страшных и бессмысленно жестоких злодеяний Гражданской войны: в ночь на 17 июля 1918 года вместе с отрекшимся от престола Николаем Романовым здесь была расстреляна вся семья последнего царя и оставшиеся с ними слуги. Две женщины, четверо мужчин, четыре юные девушки и больной мальчик. Решение о расстреле принимал Уральский областной совет, но высшие вожди большевиков явно были осведомлены о предстоящем акте.

Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

«Дом особого назначения», где все произошло, до революции был обычным домом состоятельного инженера Николая Ипатьева. Царская семья, переведенная в Екатеринбург из Тобольска, прожила в этом доме, в четырех комнатах с закрашенными белой краской окнами, 78 дней, вплоть до последней страшной ночи. Память об этом долго пытались тихо задушить, пока не предприняли радикальный шаг: в 1977 году дом Ипатьева был разрушен до основания по указанию верхушки советского руководства. Приближалось 60-летие со дня расстрела, и КГБ хотел избежать лишних напоминаний о случившемся, поэтому под предлогом расширения дороги дом снесли. Однако возникшая в ровном ряду строений по улице Либкнехта прореха не рассеивала интерес, а напротив, будила его. Пустырь на месте дома постепенно стал местом тайного паломничества, усилившегося с началом перестройки. Там установили памятный крест, провели конкурс на строительство православного храма, который выиграл проект архитектора Константина Ефремова. Начался сбор средств, был заложен первый камень — но ничего не произошло. Строительство началось только после того, как в 2000 году Русская православная церковь канонизировала Николая и его семью. Вместо первоначального проекта был выбран другой — Виктора Морозова, Владимира Грачева и главного архитектора области Григория Мазаева.

В результате между улицей Карла Либкнехта (в отместку за гибель которого большевики в Петербурге расстреляли великих князей Павла Александровича, Дмитрия Константиновича, Николая Михайловича и Георгия Михайловича) и улицей Николая Толмачева (члена Президиума Уральского областного совета, принявшего решение о убийстве Романовых) в 2003 году появился огромный Храм на Крови. Официальное название — Храм на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Авторы определяют его стиль как русско-византийский. В общем, это можно было бы назвать усредненным стилем новой церковной архитектуры, если бы не эффектные детали и сама концепция.

Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Храм — двойной: нижний ярус представляет собой памятную церковь на непосредственном месте расстрела, верхний символизирует иную светлую жизнь. Внизу сумрачные своды и низкие потолки, выделены сохранившиеся конструктивные элементы подвала и обозначены контуры расстрельной комнаты. Наверху солнечно и светло, за тридцатиметровым иконостасом белого мрамора — престол во имя Всех Святых. Извне это разделение на тьму и свет тоже оформлено наглядно: стены белокаменного собора как бы вырастают из темного 9-метрового основания, обложенного красным гранитом, и такие же «кровавые» столпы поддерживают купола. Говорят, что в первоначальном проекте «готичность» была еще очевиднее, так что при виде черно-красной отделки макета екатеринбургский иерарх перекрестился. Помимо гранитной окантовки, на фасадах помещены цитаты из Псалтири («Пролияша кровь их яко воду окрест»), выложенные огромными бронзовыми буквами, и множество икон, тоже бронзовых. В итоге собор производит впечатление, с одной стороны, достаточно строгое в целом, с другой — кажется уж очень щедро декорированным, если учесть все, что его окружает: каменные лестницы, литые чугунные парапеты, причудливые фонари в старинном духе. Со стороны подъема от улицы Толмачева установлен памятник императорской семье: высокий крест и семь фигур, спускающихся в подвал Ипатьевского дома, к смерти — печально знаменитые «23 ступени вниз».

Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

А вот с алтарной стороны через неширокую улицу на собор задорно смотрят марширующие под знаменем бронзовые юноша и девушка — памятник Комсомолу Урала 1959 года, несколько напоминающий московских «Рабочего и колхозницу» Веры Мухиной. Что ж, Екатеринбург, центр Свердловской области, — город, где неплохо уживаются контрасты. Чтобы сгладить контрасты хотя бы на уровне почтового адреса, мэр Екатеринбурга распорядился именовать место, где стоит храм, Святым кварталом.

Святой квартал — это не один Храм на Крови. Рядом с ним находится Патриаршее подворье с домовой церковью святого Николая и покоями патриарха, где он останавливается во время приездов в Екатеринбург, а также небольшой музей, посвященный истории семьи последнего российского императора. Лестница в вестибюле подворья украшена современной росписью на исторические темы, несколько наивной, но искренней. Кроме того, тут же рядом находятся деревянная часовня святой Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, выстроенная в 1992 году, и Вознесенская церковь 1801 года. В 2012 году открыли еще один новейший памятник, призванный лишний раз подчеркнуть «семейный» дух — скульптуры Петра и Февронии с кольцом, свитком и голубком, совершенно лубочного вида. При виде этих дежурных фигур возникает мысль о том, какого памятника здесь нет — а он был бы более чем уместен: монумент людям, оставшимся вместе с семьей Николая Романова и показавшим пример истинной верности. Назовем их имена: доктор Евгений Сергеевич Боткин, повар Иван Михайлович Харитонов, фрейлина Анна Степановна Демидова, камер-лакей полковник Алексей Егорович Трупп (кстати, католик по вероисповеданию).

Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

За десять лет Храм на Крови успел стать местом представительским — сюда везут самых высоких государственных гостей. Простые горожане воспринимают собор по-разному. С одной стороны, Святой квартал привлекает множество паломников. С другой стороны, многие считают собор излишне помпезным и официальным, мало подходящим для тихих молитв. Городские «левые» из принципа начинают свои антикапиталистические марши от того самого памятника Комсомолу Урала, стоящего прямо за храмом. А молодожены находят здесь выразительные декорации для свадебных фотосессий, сопровождающихся выпусканием голубей.

Каждый год в ночь с 16 на 17 июля с 23:30 до 04:00 в соборе служат многочасовую всенощную и литургию в память о царской семье, а затем проводится 25-километровый крестный ход к монастырю на Ганиной Яме.

Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Часовня храма-на-крови

Храм-Памятник на Крови возведен на месте мученической кончины Императора Николая II, его Августейшей Семьи, их верных спутников и друзей.

Промыслом Божиим местом мученического подвига Царской Семьи стало место, давно намоленное нашими предками. В 1760-е гг. здесь была выстроена деревянная церковь в честь Вознесения Господня. В 1789 г. благочестивые прихожане храма пожелали построить новую каменную двухэтажную церковь на вершине холма, где раньше находился командирский дом Василия Никитича Татищева. В 1792 г. каменная церковь в честь Вознесения Господня была заложена, а в 1818 г. состоялось ее освящение. Деревянную церковь перенесли в Нижне-Исетск.

На месте Старо-Вознесенской церкви был построен жилой деревянный дом, в 1870-х гг. – каменный двухэтажный особняк, а на месте алтаря была возведена часовня в честь пророка Божьего Илии. Убийство Императора, его Семьи и слуг было совершено в подвале южного крыла этого дома, на месте, где раньше стоял храм в честь Вознесения Господня.

Читайте так же:  Коростелево часовня

В 1908 г. этот дом № 49/9, расположенный на углу Вознесенского проспекта и Вознесенского переулка, купил военный инженер-строитель Н.Н. Ипатьев.

27 апреля 1918 г. Н.Н. Ипатьеву предложили освободить дом в 48 часов ввиду жилищной проблемы в городе. Дом обнесли двойным забором, по высоте превосходившим окна второго этажа, с единственной калиткой, перед которой постоянно дежурил часовой. Между двойным забором находились два поста охраны, снаружи – восемь. На чердаках соседних зданий установили пулеметы. Так дом приготовили к приезду Царской семьи.

30 апреля 1918 г. в Екатеринбург в Дом особого назначения привезли под конвоем Императора Николая II, Императрицу Александру Феодоровну и Великую Княжну Марию Николаевну. 23 мая 1918 г. из Тобольска прибыли Великие Княжны Ольга, Татьяна, Анастасия и Наследник Цесаревич Алексей.

14 июля 1918 г. священник Екатерининского собора протоиерей Иоанн Сторожев и диакон Василий Буймиров отслужили последнюю обедницу.

В ночь на 4 (ст.ст.) / 17 (н. ст.) июля 1918 г. в подвальной комнате Ипатьевского дома произошло страшное злодеяние, перевернувшее ход мировой истории. Были замучены и убиты Помазанник Божий – Император Николай II, Государыня Императрица Александра Феодоровна, Наследник Цесаревич Алексей, Царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и верные царские спутники и друзья: доктор Евгений Сергеевич Боткин, комнатная девушка Анна Степановна Демидова, лакей Алексей Егорович Трупп и повар Иван Михайлович Харитонов.

В 1919 г. дом Ипатьева был муниципализирован и зачислен в собственность Республики. В разные годы в здании доме располагались: армейский штаб, общежитие и квартиры высших воинских чинов, архивное ведомство, занимавшееся вопросами истории ВКП(б), Уральский музей революции, антирелигиозный музей и Областной совет безбожников. Здесь хранились мощи особо почитаемого Царской семьей святого праведного Симеона Верхотурского.

В 1920-х гг. снесли стоявшую перед домом часовню святого Пророка Божия Илии.

Во время Великой Отечественной войны в доме хранились экспонаты коллекции Эрмитажа, которые были эвакуированы из Ленинграда. В семидесятые годы в здании разместились Учебный центр работников культуры и городское агентство «Союзпечать».

В сентябре 1977 г. дом был снесен.

Первое открытое моление по убиенной Царской семье было совершено 16 июля 1989 г., через двенадцать лет после сноса Ипатьевского дома.

20 сентября 1990 г. Горсовет принял решение о передаче земельного участка на Вознесенской горке Екатеринбургской епархии. В октябре 1990 г. был установлен Царский Крест на месте убийства Царской семьи.

В 1991 г. в дни памяти Августейших Мучеников («Царские дни» — так их стали именовать в народе) в городе впервые после 1919 г. был проведен крестный ход от Вознесенской церкви до Царского места, где архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек отслужил великую панихиду по невинно убиенным.

Летом 1992 г. рядом с местом, где стоял Ипатьевский дом была построена часовня во имя преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы. Весной 1992 г. Русская Православная Церковь причислила Елизавета Федоровну и инокиню Варвару к лику святых мучеников. В 2000 г. они включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

23 сентября 1992 г. на месте будущего Храма на Крови Владыка Мелхиседек совершил торжественную закладку камня с частицей святых мощей праведного Симеона Верхотурского.

28 декабря 1993 г. Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия II свидетельствовал: «Народ наш, проходящий через испытания, наложенные Богом за грехи богоотступничества, цареубийства и гражданской смуты, и раскаивающийся в этих грехах, нуждается в видимом знаке покаяния» и благословил строительство в Екатеринбурге Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших.

В 1994 г. совершилась первая Божественная литургия во временном храме.

В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве, состоялось прославление святых царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

23 сентября 2000 г. в ходе визита в Екатеринбургскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил торжественную закладку капсулы с памятной грамотой об освящении места строительства в основание храма.

3 июня 2001 г. Святейший Патриарх благословил проект строительства духовно-просветительского центра при Храме-Памятнике на Крови.

16 июля 2003 г. состоялось освящение Верхнего храма во имя Всех святых, в земле Российской просиявших.

12 октября в Храм-Памятник на Крови прибыла рака преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей из Серафимо-Дивеевской обители. Примечательно, что Храм-Памятник на Крови был освящен ровно через сто лет после канонизации преподобного Серафима Саровского, который говорил: «Тот Государь, который меня прославит, – того и я прославлю».

Перед началом Божественной литургии Ольга Николаевна Куликовская-Романова торжественно передала в храм икону Пресвятой Богородицы «Троеручица», перед которой молилась Царская Семья в Ипатьевском доме.

В ночь с 16 на 17 июля 2003 г. состоялась Божественная литургия в Храме-Памятнике на Крови, после которой Крестным ходом все участники богослужения пошли на Ганину Яму – место, где были уничтожены тела Царственных страстотерпцев и их верных спутников.

18 апреля 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение нижней церкви в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской.

15 июля 2019 г. Митрополит Кирилл, правящий архиерей Екатеринбургской епархии, освятил престол придела святых царственных страстотерпцев на месте убиения святой Царской Семьи.

7 февраля 2019 г. совершилось прославление в Лике святых Евгения Сергеевича Боткина, доктора Царской семьи, убиенного в Екатеринбурге, в месте, где теперь стоит Храм-Памятник на Крови.

Сегодня Храм-Памятник на Крови является местом паломничества верующих не только из России, но и со всего мира.

Храм на драме. Как два миллиардера и Церковь сделали Екатеринбург протестным

Что случилось. Ночью с 12 на 13 мая в екатеринбургском сквере у Свердловского академического театра драмы и в 300 м от «Ельцин-центра» был установлен забор, который положил начало строительству храма Святой Екатерины. Простоял он недолго — уже вечером 13 мая его снесла толпа возмущённых горожан. Так началась массовая акция протеста против строительства храма.

Поднимать забор и разбираться приехала полиция, Росгвардия, ОМОН и спортсмены из академии единоборств Русской медной компании. Протестующих пытались усмирить камнями, бутылками, слезоточивым газом, угрозами и иконой. Горожане не отступили. Они обняли деревья в сквере (как во время акции «Драма 234» в октябре 2018-го), а затем начали качать головами под «Прогулки по воде» группы «Наутилус Помпилиус» и Highway to Hell группы AC/DC и водить хороводы. 14 мая они ещё раз свалили забор.

Участники акции против строительства храма ломают забор вокруг сквера в центре города

Фото: Марина Молдавская / ТАСС

Третий день протестов во многом напомнил фестиваль — с музыкантами, световым флешмобом, фейерверком и задержаниями нарушителей порядка. По разным данным, в каждый из дней акции против храма в сквер выходило от 1500 до 3000 человек. Всего задержано от 60 до 80 активистов. Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга обвинил 21 из них в хулиганстве, а также в участии или организации несанкционированного митинга. Протесты могут продолжиться — выйти на акцию в пятницу, 17 мая, горожан призвал в том числе и Руслан Соколовский, фигурант дела о ловле покемонов в екатеринбургском храме на Крови.

Власти предприняли попытку договориться с протестующими. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев пригласил представителей конфликтующих сторон собраться в его кабинете и обсудить ситуацию. Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский сначала отказался от переговоров, но затем всё-таки присоединился к встрече. Она продлилась два часа, но ни к чему не привела.

Читайте так же:  Часовня посвящена святому

Сотрудники полиции во время акции против строительства храма у сквера в центре города

Предмет разногласий. В 1723 году на месте, где сейчас располагается площадь Труда, сквер и Свердловский академический театр драмы, был возведён собор Святой Великомученицы Екатерины. В 1930 году его разрушили. 18 марта 2010 года Екатеринбургская епархия при поддержке действующего на тот момент губернатора Свердловской области Александра Мишарина объявила о намерении возвести разрушенный Екатерининский собор к 300-летию города в 2023 году.

Спустя три недели на площади Труда прошёл митинг, в котором участвовали около 6000 человек. Против строительства была собрана 3591 подпись. Согласно первоначальному плану, строить храм собирались прямо в акватории городского пруда. Это вызвало серию протестов, поэтому от идеи было решено отказаться. В 2019 году МБУ «Мастерская генерального плана» разработала новый проект строительства на месте сквера. Так храм на воде превратился в храм на драме.

По словам сторонников застройки, процедуры согласования с населением были проведены. Инициативу поддержала городская дума, на сайте администрации Екатеринбурга шло общественное обсуждение проекта. Против храма из более чем 3500 человек проголосовали только 300. По данным протестующих, за прекращение строительства и сохранение сквера выступили 40% населения города. Кувайшев отметил, что законных оснований отменить строительство нет. «Люди прошли слушания, сделали проект, оформили документы, выбирали площадку», — отметил он.

Храм на Крови в Екатеринбурге

Храм на Крови — самый известный и красивый храм Екатеринбурга, является одной из самых популярных достопримечательностей города. Храм был построен в 2000—2003 годы на том месте, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян последний российский император Николай II и его семья

Запись относится к месту:
Екатеринбург

В 1917 году, после Февральской революции и отречения от престола, бывший российский император Николай II и его семья по решению Временного правительства были высланы в Тобольск. На фото Николай II с дочерьми в Тобольске

Ввиду наступления Чехословацкого корпуса и белой Сибирской армии на Восточном фронте, большевиками было решено спешно осуществить казнь в Екатеринбурге, куда на тот момент была переправлена Царская семья. В Екатеринбурге в качестве места заточения Николая II и его семьи был выбран большой каменный особняк, конфискованный у инженера Николая Ипатьева. (на фото дом инженера Ипатьева)

В ночь на 17 июля 1918 года в подвале этого дома император Николай II вместе с супругой Александрой Феодоровной, детьми и приближёнными лицами были расстреляны, и после этого их тела были отвезены на заброшенный рудник Ганина Яма. После октябрьской революции дом Ипатьева в разное время занимали различные высокопоставленные чиновники и правительственные учреждения, но от этого он не перестал быть своеобразной достопримечательностью города и постоянно привлекал к себе внимание людей, вплоть до паломничества. Именно это внимание привело к тому, что в 1977 году по рекомендации председателя КГБ Ю. В. Андропова Центральный Комитет КПСС принимает постановление о сносе дома. Официальным обоснованием стала необходимость в расширении прилегающей непосредственно к дому улицы Карла Либкнехта. 22 сентября 1977 года по указанию Б. Н. Ельцина дом был разрушен. На фото запечатлен процесс сноса дома Ипатьева

Позднее Ельцин напишет в своих воспоминаниях:

…рано или поздно всем нам будет стыдно за это варварство. Будет стыдно, но ничего исправить уже не удастся…


Даже после разрушения ипатьевского дома идея паломничества к священному месту не пропала. После начала Перестройки на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, всё чаще стали собираться верующие. Самые первые, ещё стихийные, собрания разгонялись милицией, но это осуществлялось скорее по инерции. 18 августа 1990 года на скорбном месте был установлен первый деревянный крест, спустя две недели осквернённый злоумышленниками. Появился второй, потом третий, уже металлический. 20 сентября 1990 года Президиум свердловского горсовета и исполком приняли решение об отводе земельного участка свердловскому Епархиальному управлению Русской Православной Церкви и разрешении установки на том месте, где ранее стоял дом инженера Ипатьева, памятного символа. Был объявлен открытый конкурс на разработку проекта храма-памятника на месте бывшего дома Ипатьева и застройки прилегающей территории. Конкурс предполагалось завершить к июльским дням годовщины расстрела. Победителем конкурса оказался курганский архитектор Константин Ефремов. Проект храма выглядел вот так:

Спустя три месяца, 23 сентября 1992 года на строительстве храма архиепископом Верхотурским и Екатеринбургским Мелхиседеком был заложен первый камень. В сетевых изданиях также широко распространена информация о 21 сентября 1991, как о дне закладки первого камня. Однако, строительству собора по проекту Ефремова не суждено было случиться, так как практически сразу после закладки первого символического камня строительство прекратилось. Лишь в 2000 году, после прославления Николая II и его семьи на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, на месте расстрела началось непосредственное строительство храма. Изменился и проект будущего храма. Новый проект, авторами которого явились архитекторы В. П. Морозов, В. Ю. Грачёв и главный архитектор области Г. В. Мазаев, был одобрен градостроительным советом Екатеринбурга и Епархией. Согласно официальной версии, причиной отказа от проекта К. Ефремова послужило нежелание самого автора учесть замечания градостроительного совета и внести изменения в свою работу. Новый проект храма выглядел вот так:

При проектировании план будущего храма был наложен на план снесённого дома Ипатьева таким образом, чтобы создать аналог помещения, где была расстреляна Царская семья. На нижнем уровне храма предусматривалось символическое место этого расстрела. Храм на Крови представляет собой пятикупольное сооружение высотой 60 метров и общей площадью 3000 м?. Архитектура сооружения выдержана в неовизантийском стиле. В таком стиле строилось подавляющее большинство церквей в период царствования Николая II. По замыслу архитекторов он должен символизировать связь времён, возрождение православной традиции. В комплекс входит два храма: нижний и верхний.

Храм на Крови включает в себя в том числе и расстрельную комнату с присутствующими подлинными останками конструкции Ипатьевского дома, а его алтарь находится рядом с непосредственным местом расстрела Царской семьи. Здесь же расположен музей, экспонаты которого посвящены последним дням жизни семьи Романовых, а также зрительный зал на 160 мест. На фото алтарь расстрельной комнаты

В ансамбль храма включён памятник Царской семье. Это семифигурная композиция, представляющая трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал ипатьевского дома на расстрел. По замыслу авторов: скульптора К. В. Грюнберга и А. Г. Мазаева, сына главного архитектора Свердловской области Г. В. Мазаева, — памятник встречается на пути каждого входящего в храм и невольно напоминает о произошедших здесь событиях.

В настоящий момент Храм-на-Крови представляет собой не только действующий собор, но и музейный комплекс одновременно. В музейной части выставлен ряд экспонатов, посвящённых последним месяцам жизни семьи императора Николая II и его семьи. При храме действует воскресная церковно-приходская школа для детей от 6 лет и старше, а также проводятся библейские курсы для всех желающих.

Построенное и освящённое вместе с храмом Патриаршее подворье включает в себя собственно патриаршие покои, домовую церковь святителя Николая, библиотеку, а также целый ряд залов и помещений для проведения различных церковных мероприятий высокого уровня. Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля с 23.30 до 04.00 в храме проводится многочасовая всенощная и литургия в память о Царской семье, которая завершается традиционным 25-километровым крестным ходом к Ганиной Яме. В 2007 году на торжественных мероприятиях приняли участие более 20 тысяч верующих со всех концов России. А в 2008 году в связи с 90-летием убийства Царской семьи в Крестном ходе приняли участие окола 40 тысяч человек. Территория, на которой расположены Храм-на-Крови, Елизаветинская часовня, Патриаршее подворье, а также Вознесенский Храм, согласно распоряжению главы Екатеринбурга А. М. Чернецкого, получила название «Святой Квартал».

Читайте так же:  Часовня сергия радонежского геленджик

8 декабря 2010 | Категории: Места, Архитектура

Храм-на-Крови

Храм-на-Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших. Царская голгофа.

Храм-на-Крови — святыня особенная, ибо воздает славу жертвенному подвигу помазанника Божия и Его Августейшей Семьи. Недаром еще до воздвижения Храма сие место нареклось в народе Царской Голгофой. Здесь, в подражание Спасителю, в кротости и смирении приняли мученическую кончину Венценосные Страдальцы.

Златоглавый Храм, подобно царской диадиме, венчает Вознесенскую горку, тем самым и весь Екатеринбург — город, омраченный страшным злодеянием, но вместе с тем освященный пролитием мученической крови. Ныне, когда возносятся на святом месте покаянные молитвы и совершаются Богослужения, бывший град-цареубийца преображается и становится Святым Градом. В этом и состоит великий смысл покаянного Храма, где в молитвенном единении кается пред Богом и Царем вся Православная Русь.

С использованием материалов из книги «Храм-на-Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших. Царская голгофа», ООО «ОМТА», г.Екатеринбург, 2007 г., под общей редакцией Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского.

Страшный грех цареубийства, по слову блаженного Святителя Иоанна (Максимовича), должен быть заглажен сугубым покаянием, горячим почитанием Царской Семьи и прославлением Их мученического подвига.

Величественный Храм-на-Крови, возвышающийся ныне над Екатеринбургом, возведен на месте мученической кончины последнего русского Царя, Его Августейшей Семьи и Их верных слуг.

В ночь на 4/17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома свершилось страшное злодеяние. Были убиты Помазанник Божий — Император Всероссийский Николай II Александрович, Государыня Императрица Александра Федоровна, Наследник Престола Российского Цесаревич Алексей Николаевич, Царевны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна, Анастасия Николаевна и верные царские слуги: доктор Евгений Сергеевич Боткин, комнатная девушка Анна Степановна Демидова, лакей Алексей Егорович Трупп и повар Иван Михайлович Харитонов.

Промыслом Божиим Царской Голгофой стало место, давно намоленное нашими предками. С 1770 по 1808 год здесь находилась деревянная Вознесенская церковь, перевезенная после возведения одноименного каменного храма в Нижне-Исетск. Позже на месте бывшей церквушки был построен бревенчатый дом и часовня во имя Святого пророка Илии. В середине 70-х годов XIX века на месте деревянного пятистенного дома, напротив часовни Ильи Пророка был построен особняк горного инженера И. И. Редикорцева. В самом конце 80-х годов XIX столетия дом приобрел удачливый золотопромышленник И. Г. Шаравьев. Он же и продал в 1908 году особняк и усадьбу военному инженеру-строителю Н. Н. Ипатьеву. 14/27 апреля 1918 года большевики потребовали от Ипатьева освободить его особняк к 16/29 апреля. Так этот дом на склоне Вознесенской горки стал тюрьмой для Венценосной Семьи.

Полуподвальная комната Ипатьевского дома, откуда вознеслись в Горние Чертоги души невинно убиенных, находилась как раз напротив того самого места, где ранее располагался старый церковный алтарь. Ильинская часовня простояла перед бывшей усадьбой инженера Ипатьева до начала 1920-х годов.

Измена Государю с последующим убийством всей Венценосной Семьи, совершенным при молчаливом согласии народа, открыла страшную кровавую эпоху в истории человечества. Ибо из Священного Писания знаем, что нет большего греха, чем убийство Помазанника Божия: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» /Пс.104: 15/.

Многие десятилетия богоборческая власть старалась оправдать это злодеяние, но слишком велико оно было, и никакие доводы идеологических лжецов не смогли успокоить совесть русского человека. Небесное предстательство Мучеников у Престола Вседержителя помогло русскому народу сделать первые шаги к раскаянию. Одним из земных воплощений молитвенного покаяния и явился Храм-на-Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших.

Словно немой укор цареубийству, стоял на склоне Вознесенской горки Ипатьевский дом — невольный свидетель последних мук Августейших Страдальцев.

После окончательного прихода большевистской власти в августе 1919 года в Ипатьевском особняке расположилось общежитие, в 1927-м — Музей революции, а с 1937 года к нему присоединился и Антирелигиозный музей. Полуподвальная комната, где пролилась мученическая кровь, служила предметом гордости безбожников, а площадь перед домом получила зловещее название «площадь Народной мести». В 1939-1940-х годах в Ипатьевском особняке пребывали (в качестве экспоната атеистического музея) святые мощи праведного Симеона Верхотурского. Таков непостижимый Промысл Божий, ибо известны любовь Царственных Мучеников к этому святому земли Уральской и Их неосуществленное желание поклониться ему. Спустя 21 год после страдальческой кончины Царской Семьи сам праведный Симеон своими нетленными мощами посетил место Уральской Голгофы.

После закрытия в 1946 году обоих музеев здание передали партийному архиву, а в 1971 году — областному отделу культуры.

С каждым годом память о невинно убиенных, подобно набату, все явственней и сильней взывала к духовному пробуждению. Одним из духовных ростков всенародного покаяния стало почитание жертвенного подвига Царской Семьи.

Оно возрастало снизу и предварило последующее всецерковное прославление Царственных Страстотерпцев в лике святых Новомучеников. Почитание же Августейших Мучеников началось со дня Их страдальческой кончины. Почитание это было прикровенным, поскольку преследовалось властями. По рассказам пожилых священнослужителей известно, что начиная с 1918 года в поминальных записках, подаваемых на проскомидию, время от времени попадались имена Николая, Александры, Алексия, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, то есть членов Императорской Семьи, в том порядке, который имел место в дореволюционные годы в ектений о здравии Царствующего Дома. Время от времени у Ипатьевского особняка появлялись зажженные свечи и букеты цветов.

Из-за опасения, что дом может стать объектом всенародного почитания, власти решили уничтожить место преступления, а вместе с ним и память о Русском Царе.

В сентябре 1977 года дом Ипатьева обнесли высоким забором, а 16 сентября 1977 года начался снос. Крушение продолжалось два дня. После этого весь лом свезли на свалки, место разровняли бульдозеры.

Но память сердца уничтожить невозможно. Вечером 16 июля 1989 года на пустыре, где некогда стоял дом, стали собираться люди. Первый раз открыто прозвучали народные молитвы Царственным Мученикам. Власти города отреагировали на это событие как на опасный акт гражданского неповиновения. Были схвачены и отвезены в райотдел милиции одиннадцать человек, из которых двое несовершеннолетних — мальчик шестнадцати и девочка четырнадцати лет. Такое совпадение цифр с числом и возрастом расстрелянных удивительно и не случайно.

Несмотря на сопротивление властей, народное почитание крепло. На следующий год в день памяти Мучеников здесь собрались уже тысячи людей. Ночью два священника отслужили покаянное богослужение.

Восемнадцатого августа 1990 года на месте Ипатьевского дома почитатели Царственных Мучеников установили первый деревянный крест. 25 августа у креста Высокопреосвященнейшим Владыкой Мелхиседеком была отслужена панихида по Царской Семье. Крест простоял две недели и затем был сломан неизвестными злоумышленниками.

«В 1990 году были уже тысячи людей, было три православных священника Русской Православной Церкви (Патриаршей), которые отслужили панихиду. По соседству проходили митинги и выступления ораторов с пламенными речами. Ночью в час убийства был отслужен молебен двумя священниками Зарубежной Церкви, в котором приняли участие около двадцати человек».