Часовня спасителя

Часовня Христа Спасителя

Архитекторы: Горностаев А. М.
Год постройки: 1860-1861
Стиль: Неорусский

Фото начала 1900-х гг.

Часовня Христа Спасителя Русский стиль

Перинная линия, 1х

1860-1861 — арх. Горностаев Алексей Максимович

А.Л.Пунин. Архитектура
Петербурга середины XIX в.
Добавил — Ладада .

Фото — Матвеев Н. Г. 1900-е гг.

Село Гуслицы находилось в 50 верстах от уездного города Богородска Московской губ. Это место было заселено старообрядцами, что беспокоило власти. Александр II, узнав об этом, не стал принимать репрессивных мер, а предложил основать для «заблудших» мужской общежительный монастырь. Настоятелем новой обители был назначен иеромонах Парфений, в прошлом старообрядец, перешедший в православие. В 1859 г. монастырь был основан.

Спустя несколько месяцев после его закладки игумен Парфений просил разрешения устроить монастырскую часовню на Невском пр. между Гостиным двором и Городской думой . Прошение, адресованное на имя обер-прокурора Синода графа. Д. А. Толстого, являвшегося ктитором монастыря, было сразу подписано.

Закладка часовни состоялась 22 июля 1860 г. Автором проекта стал арх. А. М. Горностаев, знаток древнерусской архитектуры. Часовня была построена в «русском стиле» . Невысокое шатровое завершение опиралось на двенадцать закомар, расписанных поясными изображениями святых. В часовне находился трехъярусный иконостас. Бронзовые двери были отлиты на петербургской фабрике Ф. Шопена.

Освящение часовни состоялось 12 ноября 1861 г. во имя Христа Спасителя.

Ежегодно 19 июня от нее начинался крестный ход в память прекращения холеры в Петербурге в 1848 г.

В 1929 г. по требованию общества «Старый Петербург — Новый Ленинград» часовня была снесена как «уродливая».

(по материалам: Религиозный Петербург. Альманах. Вып. 106 СПб: Palace Editions, 2004; — Наталия )

Фото — А.Фелиш.1860-1880 гг.

Часовня Христа Спасителя.
Фото 1900-х гг.
Добавил- IVa

1888 г.
Фото — Ю. Шокальский
Добавил — Ладада .

В 1860-1861 гг. выдающийся мастер «русского стиля» А. М. Горностаев соорудил перед портиком часовню Христа Спасителя Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря. Небольшая кубическая постройка с ярусом кокошников и невысоким шатром была выдержана в формах древнерусского зодчества XVII века. Расположенная на бойком месте, часовня была очень популярной. Но она составляла резкий контраст классицистическому окружению и в 1929 г. была снесена.

(Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. — 4-е изд., перераб. — М.: Центрполиграф, 2019; добавил: IVa )

Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед новогодним молебном в Храме Христа Спасителя часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского

01.01.2019 31 декабря 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Перед началом молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Несколько часов отделяют нас от нового года. Сама по себе дата празднования нового года является условной. Разные дни полагались в основу нового лета, и долгое время на Руси новым годом было 1 сентября по юлианскому календарю, но со времени государя императора Петра I этим днем стало 1 января.

Новый год помогает людям отсчитывать время жизни. Дата нового года помогает вести хронологию. Это необходимо, и не просто из-за праздного любопытства, — необходимо для того, чтобы у людей было целостное восприятие истории, чтобы не смешивались события и чтобы человек был способен, по крайней мере раз в году, подумать о прошлом и о будущем.

В этом смысле празднование нового года имеет и духовный смысл, потому что мы, люди верующие, оценивая год прошедший, должны в первую очередь применять к оценке этого года не те мерила, которые используют люди светских профессий, оценивая минувший год с точек зрения политической, экономической, социальной. У нас должно быть свое видение истории, которое тесно связано с понятием спасения.

Что произошло с нами? Что произошло с окружающими нас людьми? Что произошло с нашим обществом? Что произошло с родом человеческим? Куда мы идем? Становимся ли мы лучше или хуже? Этот вопрос каждый должен обратить к самому себе, в том числе сравнивая свои мысли, свои поступки с тем, что было в прошлом. И если, честно размышляя пред лицом Божиим о своей собственной жизни, мы почувствуем, что в минувшем году жили в духовном смысле хуже, чем в году предыдущем, то это будет означать для каждого человека, трезвенно относящегося к своей духовной жизни, необходимость что-то в ней изменить.

Оценивая прошлый год, мы, в первую очередь, должны задать себе этот вопрос. Конечно, каждый на него ответит по-своему. Но если в результате этих размышлений мы придем к убеждению, что необходимо что-то изменить качественно в своей жизни, исправить то, что представляется ошибочным, неправильным, греховным, то мы с пользой пройдем черту, отделяющую нас от прошедшего года и полагающую временную основу лету будущему.

Читайте так же:  Памятники на могилу часовня

Одновременно, переступая эту символическую черту, мы должны подумать и о будущем. Будущее сокрыто от человека. Господь не дал людям способность видеть будущее, за редчайшими исключениями, когда это видение будущего дается людям особенно духовно опытным и зрелым. Но, не зная будущего, мы имеем возможность обращаться к Господу с молитвой — с горячей молитвой о том, чтобы Он помог нам в предстоящем лете Его благости духовно возрастать от силы к силе, чтобы Он помог народу нашему меняться к лучшему, преодолевая искушения и соблазны нынешнего века, устрояя свою жизнь по Божиему закону.

Мы будем молиться о благополучии нашего Отечества, всей исторической Руси, чтобы Господь приклонил милость Свою ко всем нам, даровал нам мир, способность к духовному возрастанию, благоденствие. Мы будем молиться и о Церкви нашей, чтобы Господь укрепил ее единство, сделал ее еще более сильной духовно, способной нести слово Божие и весть о спасении каждому современному человеку. Мы помолимся и о наших родных и близких, о наших родителях, детях, братьях, сестрах, особенно о тех, кто нуждается в такой молитве, о больных, о тех, кто бедствует духовно или материально, об озлобленных, о заблудших, о потерявших Бога и не желающих Его найти. Мы будем призывать милость Божию и к ближним, и к дальним. И встреча нового года, наполненная этой молитвой, будет достойной с точки зрения отношения христианина ко времени прошлому и будущему.

Сегодня мы собрались с вами здесь, в соборном Храме Христа Спасителя, как и по всей земле нашей собираются сегодня в храмы для того, чтобы молитвой встретить новый год и Господу поручить нашу жизнь и жизнь наших близких. Надеемся, что Господь приклонит милость ко всем нам и дарует нам мирное и благое новолетие. Аминь.

Дорога скорби и спасения

Крестный путь, по которому сегодня движется нескончаемый людской поток, проложили в Средние века монахи-францисканцы.

Начинается Страстной путь возле Львиных ворот Старого города

Здесь Иисус первый раз упал под тяжестью Креста

Отпечаток Десницы Спасителя

Алтарь Пригвождения ко Кресту

Голгофа, место Распятия Христа

Отверстие на месте, где стоял Крест

Придел Ангела и камень, отваленный от входа в Гроб

Узкая извилистая улица длиной 600 метров, вымощенная белым камнем и истертая подошвами ботинок миллионов паломников, – это и есть священный для всего христианского мира Крестный, или Страстной путь, по которому шел на Голгофу Иисус Христос.

От Львиных ворот

Со времени этих великих событий прошло почти две тысячи лет. Иерусалим менялся, разрушался и перестраивался бессчетное количество раз. Крестный путь, по которому сегодня благоговейно движется нескончаемый людской поток, проложили в Средние века монахи-францисканцы. Христиане воспринимают его как истинный, потому что его значение заключается не в географической точности, а в абсолютной вере в подлинность произошедшего. В XVI веке эта улица стала называться Виа Долороза – Дорога скорби. На ней отмечено четырнадцать остановок, соответствующих тем событиям, которые произошли со Спасителем на этом последнем пути.

Начинается Страстной путь возле Львиных ворот Старого города, от входа в мусульманскую школу Эль-Омария. Первая остановка на нем находится на правой стороне улицы – это место осуждения Христа. Когда-то здесь возвышалась крепость, где находилась претория – резиденция римского прокуратора. Мощеная площадь, в Евангелии называется Лифостратон, здесь Иисус был подвергнут публичному бичеванию и осужден на смерть Понтием Пилатом. С тех времен сохранились огромные булыжники мостовой, на которых можно рассмотреть насечки против скольжения конских копыт и даже нацарапанные римскими легионерами сетки для игры в кости. На этом самом месте «распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять» (Мк. 15, 24). Здесь также находится греческая часовня Темницы Христовой, в ней есть углубление в скале, которое традиционно считают местом заключения Христа.

Пилат умывает руки

В 140 шагах от места бичевания расположена арка «Се, Человек», примыкающая к стене католического женского монастыря Сестер Сиона. Это вторая остановка на Крестном пути. Она отмечает место, куда Понтий Пилат вывел избитого и поруганного Спасителя в терновом венце и обратился к иерусалимской толпе со словами: «Се, Человек!» (Ин. 19, 5). Слова эти были произнесены в знак того, что Пилат не видит в подсудимом никакой вины, призывает к милосердию и отказывается от ответственности за Его смерть.

При повороте улицы Скорби налево стоит обломок большой колонны. На этом месте Иисус первый раз упал под тяжестью Креста. Это третья остановка на Страстном пути. В XIX веке тут была построена часовня, принадлежащая Армянской Патриархии. В годы Второй мировой войны ее подновили католики-поляки, установив над входом в часовню барельеф, изображающий сцену падения Христа.

На месте четвертой остановки построена армянская часовня Мучений Богородицы. Согласно преданию, здесь Спаситель последний раз встретился со Своей Матерью, Которая ждала Его, стоя у дороги. Увидев Своего Сына, окровавленного и падающего под тяжестью Креста, Богоматерь Сама лишилась чувств.

Читайте так же:  Как добраться до часовни ксении петербуржской в санкт-петербурге

Симон и Вероника

Пятая остановка Крестного пути находится буквально в десятке метров от предыдущей, на повороте Виа Долороза к Голгофе. В этом месте воины, ведшие Иисуса и раздраженные Его медлительностью, остановили Симона Киринеянина, шедшего с поля, и заставили его нести Крест Спасителя. В стене находящейся здесь часовни Симона Киринейского виден камень, отличного от нее цвета, с углублением. На этом месте Иисус упал, и рука, которой Он оперся о камень, запечатлелась на мостовой. Этот камень подняли и вмонтировали в стену часовни. По обычаю каждый православный паломник, проходящий мимо, прикладывает свою правую руку к отпечатку Десницы Спасителя и произносит молитву: «Помоги мне, Господи, нести мой крест!»

Буквально в двадцати шагах отсюда на Страстном пути стоит часовня святой Вероники, шестая остановка. Кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился ее дом. Когда Иисус проходил здесь, эта женщина, будучи проникнута сердечной жалостью, безбоязненно подошла к Нему и своим платком отерла кровь и пот с Его лица. При этом страдальческий лик Господа отпечатался на платке Вероники. Теперь этот плат с нерукотворным изображением Спасителя находится в Соборе Святого Петра в Риме. Предание утверждает, что Вероника была той самой женщиной, излечившейся от прикосновения к одеждам Иисуса, о которой говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 9, 21).

Последние остановки

Примерно в ста шагах от дома Вероники, где Виа Долороза пересекается с шумной базарной улицей Сукханэз-Зайн, стоит часовня, построенная на месте седьмой остановки Крестного пути. Внутри находится колонна, у которой во второй раз упал Христос. По преданию, Иисус споткнулся о порог Судных врат, через которые выводили из города осужденных на казнь. В результате раскопок были обнаружены плиты порога Судных врат, которые можно увидеть недалеко отсюда в Александровском подворье, принадлежащем Русской Православной Церкви. Восьмая остановка произошла уже за Старым городом. Здесь Господь обратился к следовавшим за Ним с плачем женщинам: «Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23, 28). Так Он предсказал скорое разрушение Иерусалима. Место восьмой остановки обозначено крестом, выбитым из камня на стене греческого православного монастыря св. Харлампия.

Здесь распяли Христа

В Храме Гроба Господня, величайшем храме христианского мира, заключены те святые места, где Господь Иисус Христос был распят, погребен и воскрес из мертвых. Внутри здания находятся храмы, приделы, престолы, крипты, часовни, принадлежащие разным христианским общинам. Два главных сокровища – скала Голгофа и погребальный вертеп Спасителя.

Вернемся, однако, на Дорогу Скорби. Место десятой остановки отмечено часовней Совлечения одежд, где с Иисуса сорвали одежду перед распятием. Две крутые мраморные лестницы справа от входа в храм ведут на Голгофу. Массивные колонны делят пространство на два придела: левый, северный, принадлежит православным грекам, правый, южный – католикам.

По преданию, католический престол находится на месте, где Христос был пригвожден к Кресту. Это одиннадцатая остановка на Виа Долороза. Между католическим и православным престолами расположен францисканский алтарь Скорбящей Богородицы. Считается, что здесь стояла Божия Матерь во время Крестной казни Иисуса.

Православный престол, установленный над тем самым местом, где распяли Спасителя, является двенадцатой остановкой Страстного пути. Под престолом внизу – серебряный диск с отверстием посередине, обозначающий место в скале, куда был поставлен Крест Господень. За престолом стоит величественное, во весь рост, Распятие, а по обеим сторонам от него также во весь рост – изображения Богоматери и св. Иоанна Богослова.

Преклоните колени

У подножия Голгофы, напротив входа в храм, лежит Камень миропомазания, предпоследняя, тринадцатая остановка дороги Скорби. Камень желто-розового цвета покрывает место, на котором Иосиф Аримафейский и Никодим, тайные ученики Христа, сняв с Креста тело Спасителя, положили Его, помазали миром, обвили плащаницей и затем похоронили во гробе. На стене за Камнем миропомазания на мозаичном панно последовательно изображены описанные в Евангелии события: снятие с Креста, умащение тела Христа благовониями и положение во Гроб. Неподалеку от святого камня находится мраморная ротонда-часовенка, которая отмечает то место, где стояла Божия Матерь и жены галилейские во время помазания миром пречистого Тела Господня.

И, наконец, последняя остановка – Положение во гроб. Сейчас над подземной гробницей, приготовленной Иосифом Аримафейским для погребения Иисуса, возвышается главная святыня христианства – Гроб Господень. Он разделен на две части – Придел Ангела и пещера Гроба Господня. В центре Придела Ангела стоит высокая мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, которым был запечатан вход в погребальную пещеру и потом был отвален Ангелом. Низкий и узкий вход ведет в пещеру Гроба Господня, так что войти в него нельзя иначе, как с поклоном. Справа от входа – белоснежное мраморное ложе, на котором пребывало тело Иисуса Христа между вечером Страстной пятницы и рассветом Воскресения.

Читайте так же:  Во сне часовня

Хочется верить, что преклонив колени у последней остановки земного пути Сына Божия, каждый человек сердцем ощутит боль Его Крестных страданий, претерпеваемых ради спасения всех людей, осознает Его великую любовь к нам, научится преодолевать жизненные испытания и со смирением нести ниспосланный Богом крест.

Александровская часовня Таганрога была основана в честь спасения императора Александра II после покушения заговорщиками

4 апреля 1866 года на императора Александра II было совершено первое покушение.

В четыре часа по полудни он прогуливался в Летнем саду, с ним вместе были его племянник и племянница. Когда же они направились к карете, ожидавшей за воротами Летнего сада, неизвестный человек из толпы, оказавшийся впоследствии дворянином из Саратовской губернии Дмитрием Каракозовым, у решётки сада выстрелил в царя. Божьим промыслом рядом с террористом оказался крестьянин Осип Комиссаров, который увидев пистолет успел ударить убийцу по руке, и пуля пролетела мимо. Впоследствии О. Комиссаров получил от императора дворянское звание и денежное вознаграждение.

Император Александр II

А по делу о Каракозова перед следствием предстало порядка двух тысяч человек, и 35 из них были осуждены и сосланы на каторгу и на поселение в Сибирь. Сам Каракозова и организатор покушения Ишутина были приговорены к смертной казни через повешение. Приговор Каракозову был приведён в исполнения на гласисе Петропавловской крепости в сентябре 1866 года, а Ишутин в последний момент был помилован. Правда это его не спасло – лидер заговорщиков сошёл с ума в тюрьме Шлиссельбургской крепости.

Но какое это имеет отношение к Таганрогу? А вот какое.

Протоиерей Феодор Покровский

Протоиерей Феодор Покровский (1833 — 1898), настоятель Успенского собора, по требованию Таганрогского градоначальника И.А. Шестакова (1820-1888), но без благословения митрополита освятил место с правой стороны Воронцовского спуска Александровскую часовню(кампличку) в ознаменование спасения жизни императора Александра II от руки злоумышленника 4 апреля 1866 года. За это протоиерей лишился места настоятеля при Успенском соборе и был переведён настоятелем в Никольскую церковь. Правда через год опала с него было снята, и он вернулся в Успенский собор.

Часовня же была приписана к Успенскому собору. И каждый год 4 апреля, пока был жив император Александр II, к часовне из собора проходил торжественный крестный ход. А в самой часовне служили молебен. Одной из достопримечательностей часовни стала лампада из золота в форме парусной лодки, украшенная драгоценными камнями — подарок таганрогских рыбаков.

После гибели императора богослужения прекратились. Здание стало ветшать. Таганрожцы обращали внимание Городской Думы на заброшенное состояние часовни, но действий со стороны чиновников не последовало. При советской власти, в 1929 году её помещения хотели использовать под торговый книжный киоск. Но здание уже было непригодно для использования, и кампличка была снесена. На её месте был построен десятиэтажный жилой дом.

Часовня-усыпальница имени Христа Спасителя в деревне Ахремовцы

Церкви, костелы, соборы, монастыри

Деревенька Ахремовцы затеряна среди бескрайних просторов колоритной Браславщины. Она могла бы так и остаться одной из многих белорусских деревень, о существовании которых никто даже не догадывается, если бы не потрясающей красоты достопримечательность, ради которой в небольшое местечко съезжаются истинные ценители прекрасного. Имя этому чуду — часовня-усыпальница имени Христа Спасителя.

Часовня-усыпальница появилась в XIX веке и прекрасно сохранилась до наших дней. В Ахремовцах можно наблюдать своеобразный комплекс, где, помимо главной усыпальницы, сохранилась также массивная ограда, центральные ворота и две маленькие часовенки, расположенные в разных углах. Посетить памятник культуры можно как с туристической группой, так и самостоятельно. Сделать это не составит особого труда, поскольку у часовни удобное месторасположение: в самом конце деревни возле пролегающей рядом трассы.

Достопримечательность располагается на местном погосте. Ее строительство было инициировано графом Плятером, желающим иметь собственную фамильную усыпальницу.

Часовня-усыпальница в деревне Ахремовцы построена в оригинальной и популярной в те годы стилистике ретроспективной готики. Это монументальное сооружение из кирпича в форме прямоугольника с двускатной крышей. Центральный фасад представлен в виде двух башенок, а между ними – ступенчатый аттик. Здание примечательно тем, что оно украшено обязательным для таких построек окном в форме розы, типичным для готических построек. Как известно, розой в архитектуре называют круглый оконный проем впечатляющих размеров, разделенный фигурными частями, напоминающими звезду или распустившийся цветочный бутон. Сейчас наиболее известное в мире окно-розу можно увидеть в Соборе Парижской Богоматери. На вершинах башен усыпальницы взмывают высоко в небо шпили с крестами, а освещение в большой зал поступает благодаря специальным стрельчатым окнам, расположенным по бокам.

Красивая часовня, расположенная в деревне Ахремовцы, своей стилистикой напоминает прекрасный храм, дошедший до нас прямиком из Средневековья. И чтобы в этом окончательно убедиться, лучше выделить свободные выходные и разнообразить их потрясающей прогулкой в прошлое. Часовня-усыпальница имени Христа Спасителя в деревне Ахремовцы настолько величественна, изящна и красива, что не оставит равнодушным даже самого взыскательного туриста.