Часовня посвящена святому

Недалеко от станции Дно возводится часовня, посвященная Святым Царственным Страстотерпцам

По инициативе митрополита Псковского и Порховского Евсевия, руководства Российских Железных дорог и властей города, недалеко от станции Дно возводится часовня, посвященная Святым Царственным Страстотерпцам. Строительство предполагается завершить к Царским дням 2018 года. Возле стен будущего храма крестоходцы и прихожане Михайло-Архангельской церкви совершили молебен.

  • Архимандрит Гавриил (Коневиченко)
  • 27 марта 2018 г. Суббота Акафиста в Ташкенте
  • 27 марта 2018 г. В Димитровграде встретили праздник Похвалы Пресвятой Богородицы.
  • 27 марта 2018 г. В северное село Усть-Каренга Нерчинской епархии отправилась православная экспедиция
  • 27 марта 2018 г. Саратовские сестры милосердия провели ремонт одной из палат
  • Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

    Последние телепередачи

    А.И. Осипов. Что дает молитва человеку? Часть 2

    19 июля 2019 г. «Читаем Евангелие от Луки» со священником Антонием Лакиревым

    Читаем Евангелие от Луки. Глава 20

    19 июля 2019 г. «Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса Ахалашвили

    «Православный на всю голову!». Такие разные и единые во Христе

    19 июля 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

    Мульткалендарь. 19 июля

    19 июля 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

    Этот день в истории. 19 июля

    В чем помогает икона Святой Троицы?

    — Святая Троица помогает во всем, потому что это и есть Церковь: Церковь небесная и Церковь земная в одном лице. Святая Троица помогает выйти из Содома .

    Можем ли мы претендовать на какие-то особые дары Святого Духа?

    — Если мы не будем претендовать на особые дары, то мы не можем говорить, что занимаемся апостольским служением. Благодать одна, а дары Святого Духа разные. Но я .

    Как сохранить после причастия прекрасное чувство умиротворения?

    — Некоторые люди говорят: «Вот я благодать получаю, но не успел выйти из храма, как она уходит». Бывает по-разному у всех. Но такая проблема существует: как .

    Что такое Церковь?

    — Господь дает власть апостолам совершать таинства. Апостолы впоследствии передадут эту власть епископам, а епископы священникам. Вот, собственно, это есть Единая Святая Соборная Апостольская Церковь.И на .

    © 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

    Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
    могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
    при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
    Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

    Храм-часовня во имя Царственных страстотерпцев

    Часовня у Гостиных рядов на площади Революции

    Старое: Верхнеудинская во имя Святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца; новое: храм-часовня во имя Царственных страстотерпцев

    Часовня во имя Царственных страстотерпцев Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

    Небольшое сооружение «русско-византийской архитектуры», кирпичная кубическая одноглавая «входная» часовня. Икона «Троица» на фасаде часовни над входом.

    Первое строение часовни было каменное, не кирпичное. Часть камней при разрушении часовни ушли на строительство ЛВРЗ.

    Периметр современной часовни несколько больше старой, описан вокруг первого фундамента.

    Находилась на Гостинодворской площади (ныне площадь Революции). Строитель – кяхтинский купец 1-ой гильдии Яков Андреевич Немчинов. Построена в 1871 г. для «поддержания в средствах существования» Тугнуйского миссионерского стана в Мухоршибирском районе. В советское время снесена.

    Вот что написано в «Иркутских Епархиальных Ведомостях» за 1869 год №50, с. 547 — «Для поддержания Тугнуйского стана в средствах существования и развития дела, предложено Я.А. Немчиновым устроить часовню в г. Верхнеудинске для свечной продажи; ибо опыт устроения таковой часовни в г. Троицкосавске, сделанный тем же Благотворителем миссии, достаточно оправдывает себя. На средства Троицкосавской миссионерской часовни уже поддерживается Цаганусунский стан, а отчасти и Селенгинский». Кстати часовню в Троицкосавске Немчинов построил в 1865 г. во имя святителя Николая. (А.Д. Жалсараев)

    Купец принимает решение построить часовню напротив Гостиных рядов, где была его лавка и назвать ее в честь Иннокентия Иркутского. В те времена не благословлялось строить храмы напротив «торжищ» (торговых заведений, ярмарок, увеселительных мест).

    Однако, часовня это не в полной мере храм, в ней нельзя служить литургию. Разрешение на строительство Немчинов все же получает. Для построенной часовни привезена икона Иннокентия Иркутского, прославленного в лики святых.

    До революции основной доход церкви приносила продажа свеч — потому для этого и строились у нас в городах, где проходили крупные ярмарки часовни. (А.Д. Жалсараев)

    В 1917 г. начинается ход советской власти по России. Первый шаг совета рабочих депутатов в нашем городе – изъятие имущества из лавок «экспроприаторов» в Гостиных рядах. Искали стенку для расстрела, нашли недалеко… Расстреливали прямо у внешней стены часовни.

    В 1930 г. часовню снесли. Причем снесли до основания. Только в 90-е гг. исследователи с трудом откопали углубленный в грунт фундамент.

    Возрождение в 90-е гг.

    После неоднократных обращений в администрацию города, в конце апреля 1999 г. было дано разрешение на воссоздание копии прежней часовни. 20 сентября 1999 г. на месте часовни установлен крест. (1, с. 258).

    В конце апреля 1999 г. было получено разрешение городской администрации восстановить часовню. В августе 2000 г. строительство было начато. По благословению епископа Читинского Евстафия было решено восстанавливаемую часовню посвятить святым Царственным страстотерпцам. Новая часовня была завершена в 2002—2003 гг. (2)

    С февраля 2010 г. по благословению правящего архиерея часовня мученика Царя Николая приписана к Сретенскому женскому монастырю.(3)

    Строили часовню, а построили храм. В современном строении есть престол и жертвенник, поэтому теперь часовню было бы правильнее называть «храм-часовня», т.к. в ней возможно служить божественную литургию.

    Часовня открыта с 10 ч. до 18 ч.
    Перерыв с 12 ч. 30 мин. до 13 ч. 30 мин.
    Службы проводятся ежедневно в 11 ч. (молебен), по субботам читается божественная литургия в 9 ч.

    Разрушена и воссоздана с изменениями.

    Портфель экскурсовода

    А. Д. Жалсараев. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии, XVII-XX столетий. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2001.

    Бокарёв А. Часовня Иннокентия, епископа Иркутского, в Улан-Удэ [Электронный ресурс]//Храмы России. 2012. 29 марта. URL: http://temples.ru/card.php? >

    Праздник в часовне св. мученика Царя Николая [Электронный ресурс]//Сретенский женский монастырь (сайт). 2019.18 Июля . URL: http://baturino.ru/?p=1243 (дата обращения: 20.05.2019).

    Улан-Удэ. Путеводитель (по материалам Р.А. Серебряковой). Улан-Удэ: Издательский дом «Экос», 2011 г.

    Дата составления карточки экскурсионного объект; фамилия составителя

    Наталия Мясникова, 26/05/2019

    Старое: Верхнеудинская во имя Святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца;
    новое: храм-часовня во имя Царственных страстотерпцев

  • 10:00-18:00, перерыв 12:30-13:30
  • 670000 Бурятия г. Улан-Удэ ул. Ленина 21 а

    Построена: 1871 г.

    Освящена во имя Святителя и Чудотворца Иннокентия Иркутского , который 5 лет прожил в Забайкалье с 1722 г. по -1727 г. (4, с.16)

    Разрушена: 1930 г.

    Строитель: Яков Андреевич Немчинов

    Восстановлена: 1999-2003 гг.

    Архитектор проектировщик восстановленной часовни: Сергей Владиленович Башанчеев

    Посвящена святым Царственным страстотерпцам

    Ежегодно 17 июля — день памяти святых Царственных Страстотерпцев, в храме-часовне святого мученика Царя Николая проводится праздничная Божественная литургия. После богослужения и краткого молебна прихожане проходят вокруг часовни крестным ходом с пением тропаря и величания Царственным мученикам. (3)

    У бурят и русских в XVIII-XIX вв. средним сыновьям часто давали имя Иннокентий.

    По одной из официальных версий царская семья и несколько преданных им слуг расстреляны в ночь с 17 на 18 июля 1918 г., в подвале ипатьевского дома города Екатеринбурга. Тела двое суток жгли, обливая кислотой и бензином, в урочище Ганина яма.

    Новая часовня архитектора Башанчеева примерно на полтора метра больше старой. Фундамент старой часовни сейчас внутри этой часовни.(А.Д. Жалсараев)

    У Якова Немчинова был сын Андрей, умерший в 1900 г. и по разрешению Владыки Мефодия погребен был в склепе у Кяхтинской Воскресенской церкви. Склеп был разрушен в 1930-х гг. (А.Д. Жалсараев)

    Базилика Святого Петра. Часть 3.4. Интерьер. Часовни и алтари трансепта

    3 D панораму правого (северного) трансепта можно посмотреть здесь, а левого (южного) — здесь.

    В скобках указаны номера часовен и алтарей в соответствии с планом базилики.

    Огромный квадратный трансепт окружает пирсы центрального купола. Каждый из этих пирсов имеет по два алтаря, встроенных в его тыльные части. Первый алтарь (66), который вы видите, попадая в трансепт с правой стороны нефа, — это алтарь Святого Иеронима в пирсе Лонгинуса. Алтарный образ — Последнее Причастие Святого Иеронима, мозаичная копия картины Доменикино. Оригинал можно увидеть в Ватиканской Пинакотеке. Изначально картина была написана для церкви Сан Джироламо делла Карита в 1614 году. Раньше под алтарем хранились мощи Святого Иеронима, но сейчас здесь находятся останки Святого папы Иоанна XXIII. Его тело, практически нетленное, после эксгумации было помещено в стеклянный футляр, украшенный изогнутыми стеблями и цветами из позолоченной бронзы работы Новелло Финотти.

    3D панораму алтаря Святого Иеронима можно посмотреть здесь .

    Справа, в углу, расположена имеющая свой купол часовня папы Григория XIII, или Капелла Грегориана (67). Спроектированная Микеланджело в 1561 году, она достраивалась Джакомо да Виньолой в 1567-1573 годах и была, наконец, закончена Джакомо делла Портой в 1578 году. Ее освятили и еще два года занимались декорациями. Бронзовые, штукатурные и мозаичные работы проводились под наблюдением Джироламо Муциано. На куполе изображены сцены из жизни Богоматери работы Сальваторе Монофили, а на антрвольтах — Отцы Церкви работы Никколо Пикколо (Иль Калабрезе). Над люнетами со сценами Благовещения работал сам Муциано. Алтарный образ часовни — картина 11 века Богоматерь Доброй Помощи, или Мадонна дель Сокорсо (68). Эта картина почиталась еще в старой базилике и была сохранена для новой. Под алтарем хранятся мощи Святого Григория Богослова, покровителя папы.

    Справа, над боковым входом в Часовню Святого Причастия, находится памятник папе Григорию XVI (69) работы Луиджи Амичи 1855 года. Саркофаг украшен барельефом на тему защиты папой веры, а аллегорические фигуры — это Мудрость и Благоразумие.

    Внимание! Вы не можете идти дальше, поскольку вся правая сторона трансепта оцеплена и предназначена для личных молитв и исповедей. Если вы хотите поклониться расположенным здесь боковым алтарям, вам следует пройти с левой стороны пирса Лонгинуса и сообщить об этом дежурному у входа.

    Другой алтарь в тыльной части пирса Лонгинуса (64) посвящен Святому Василию Великому. Под алтарем находится стеклянный короб с останками Святого Иосафата Кунцевича, одетыми в епископское облачение Византийского обряда. Тело святого было помещено сюда по указанию папы Павла VI. Алтарный образ — мозаичная копия картины Джироламо Муциано Святой Василий Проводит Мессу для Императора Валенса. Копия выполнена Пьером-Юбером Сублейрасом, а оригинальная картина сейчас находится в базилике Санта Мария дельи Анджели.

    Читайте так же:  Часовня сергия радонежского геленджик

    Напротив алтаря расположен памятник папе Бенедикту XIV (65) . Он был выполнен Пьетро Браччи и открыт 4 апреля 1795 года. Папа показан благословляющим юбилей 1750 года. Аллегорические статуи Мудрость и Бескорыстность принадлежат Гаспару Сибилиа.

    Два рукава трансепта имеют идентичный дизайн с коринфскими пилястрами и полукруглыми апсидами. В апсидах находятся по три одинаково оформленных часовни с парами коринфских колонн из цветного гранита или мрамора, поддерживающими горизонтальный антаблемент без фронтонов. Эти часовни имеют свои маленькие апсиды с алтарями. Колонны центральных часовен — ребристые. Над каждой часовней расположено большое прямоугольное окно.

    Левый и правый рукава трансепта

    Дизайн сводов апсид трансепта повторяет дизайн сводов нефа и трибуны. Сами своды апсид — полукупольные, с тремя ребрами, разделяющими оконные люнеты. Гипсовые медальоны в секторах содержат сцены из жизни апостолов. Основой для них послужили гобелены Рафаэля в папском дворце. Их дизайн принадлежит Ванвителли, а исполнение в 1750 году — Майни.

    Правая часовня апсиды правого рукава трансепта (63) посвящена Святому Вацлаву. Мозаика алтаря — копия произведения Чезаре Карозелли 1630 года. Рельефные панели в раковине, выполненные в 1599 году, показывают библейские сцены, связанные со Святым Фомой, поскольку первоначально часовня была посвящена этому апостолу.

    Следующая часовня (62), центральная, посвящена святым Процессу и Мартиниану, которые, согласно легенде, были надсмотрщиками, крещенными Святым Петром в тюрьме. Здесь хранятся их предполагаемые останки. Мозаика — копия работы Джамболоньи, хранящейся сейчас в Ватиканских Музеях. Ребристые колонны, обрамляющие часовню, выполнены их красного гранита и считаются уникальными, поскольку это очень твердый камень.

    Левая часовня (61) посвящена Святому Эразму. Мозаика с изображением мученичества выпонена Фабио Кристофари в 1743 году. Она заменила картину Никола Пуссена, так же перемещенную в Музеи.

    Левый алтарь в тыльной части пирса Елены (58) — алтарь Навичеллы. Его образ показывает Святого Петра, идущего по воде, как и мозаика портика. Это тоже мозаичная копия картины Джованни Ланфранко (хранящейся теперь в Милане), выполненная Фабио Кристофари в 1727 году.

    Напротив алтаря расположен памятник папе Клименту XIII (1758-1759) работы молодого Антонио Кановы (59). Он был открыт 4 апреля 1795 года. Святой Отец преклоняет колени в молитве над саркофагом с рельефными аллегориями Милосердия и Надежды. Два мраморных льва присели на пару плинтусов, обрамляющих двери. Глаза одного льва открыты (живые), а другого закрыты (мертвые). Слева — аллегория Религии, а справа — Гения Смерти. Этот памятник демонстрирует перемену моды со стиля Барокко на нео-Классику. Виден сильный контраст между этим захоронением и захоронением Бенедикта XIV работы Пьетро Браччи, хотя Канова и Браччи были современниками. Эта работа принесла Канове славу скульптора.

    Дальняя правая часовня (57) посвящена Святому Михаилу Архангелу. Ее купол украшен мозаикой и лепниной работы Лоренцо Оттони. Отцы Церкви на антрвольтах приписываются Андреа Сакки, Романелли, Абатини и Пеллегрини. Сцены в люнетах из жизни Святой Петрониллы выполнены Марко Бенефиалом и Ламберти. Над алтарем находится мозаичная копия 1756 года известной картины Гвидо Рени Святой Михаил Архангел. Картина была написана в 1653 году и сейчас находится в церкви Санта Мария делла Кончеционе деи Каппуччини.

    В часовне есть боковой алтарь, посвященный Святой Петронилле (56), у которой рядом со старой базиликой была своя церковь, пока ее не разрушил Браманте. Ее мощи были перенесены под алтарь в 1606 году, а интерьер часовни был оплачен французской монархией, поскольку ей принадлежала старая церковь. Мозаика — копия картины Гверчино. Оригинал находится в Ватиканской Пинакотеке.

    Правый алтарь в пирсе Елены (55) посвящен Воскрешению Табиты. Его мозаика — это копия 1760 года картины Плачидо Констанци Святой Петр Воскрешает Табиту. Напротив алтаря — памятник (54) папе Клименту X (1670-1676), задуманный Бернини, но выполненный коллективом скульпторов. Его дизайн принадлежит Маттиа де Росси, статуя папы выполнена Эрколе Ферратой, аллегория Сострадания — Джузеппе Маццуоли, аллегория Благодеяния — Лаззаро Марчелли, херувимы — Филиппо Каркани, барельеф с изображением папы, провозглашающим юбилей 1675 года — Леонардо Летти.

    Апсидальная секция в конце базилики (так называемая трибуна (50)) архитектурно очень похожа на рукава трансепта. Стены и свод потолка имеют аналогичное им оформление. Различие состоит в том, что пол здесь немного выше и к нему ведут две ступени из порфировых плит старой базилики.

    Учитывая, что главный алтарь находится в центре трансепта, здесь, в трибуне, ожидаемо увидеть лавки хоров, прилегающих к изгибу апсиды, и папский трон в ее дальнем конце. В действительности здесь находится фантастическая, почти театральная, Кафедра Святого Петра, созданная Бернини для останков апостола (52). Изначально она создавалась для алтаря, но была продвинута вперед и теперь находится в центре трибуны, окруженная продольными хорами. Эта перестановка была сделана в 1975 году. Бронзовый фронтон алтаря выполнен Альбертом Фричией. Низкий деревянный экран, созданный в одном стиле с лавками хоров, не позволяет посетителям рассмотреть Кафедру вблизи. Своды оформлены Ванвителли, вставившим в полу-купол панели с изображениями Предоставления Ключей Святому Петру, Распятия Святого Петра и Обезглавливания Святого Павла.

    Трон Святого Петра

    Представленный на Кафедре трон традиционно, но ошибочно, почитался как использовавшийся Святым Петром. Одно из предположений состоит в том, что первоначально он принадлежал императору Карлу II Лысому и в 9 веке был передан им церкви. Трон точно принадлежит к первому тысячелетию, но со времени его первого документального упоминания в 1217 году был серьезно восстановлен.

    Трон выполнен в форме короба с четырьмя цельными дубовыми столбами по углам. Панели между ними сделаны из акации, намекающей о их возможном африканском происхождении. Они инкрустированы слоновой костью, возможно в 9 веке, включая плашки с изображениями Подвигов Геракла и знаков Зодиака. Спинка трона — открытая аркада из четырех арок, увенчанная треугольным фронтоном.

    Папа Александр VII поручил Бернини построить роскошный памятник, который придавал бы особое значение этому древнему деревянному трону. Бернини выполнил трон из позолоченной бронзы, богато украшенный барельефами, в который был и заключен оригинал — один в другом. 17 января 1666 года он был торжественно поставлен над алтарем. С тех пор деревянный трон скрыт от глаз. Лишь однажды, в 1867 году, т.е. в год 1800-летия мученичества святых Петра и Павла он выставлялся для почитания верующим.

    Вся композиция находится на на постаменте из двух каменных плит — нижней из черно-белого французского мрамора с бронзовыми гербами Александра VII и верхней из розово-красной сицилийской яшмы. Огромные позолоченные бронзовые статуи четырех Отцов Церкви поддерживают святыню, подвешенную в воздухе. Спереди находятся два Латинских Отца: Святой Августин (справа) и Святой Амвросий (слева), а сзади — два Греческих: Святой Иоанн Златоуст (слева) и Святой Афанасий (справа). Высота статуй — более 5 метров.

    С ам трон также выполнен из бронзы. Его автор — Иоганн Поль Шор. Барельефы, разработанные Бернини, изображают Предоставление Ключей , Омовение Ног и Кормление Овец . Трон окружен облаками, поднимающимися к овальному окну из желтого стекла с Голубем Святого Духа. Окно испускает лучи славы и окружено множеством позолоченных ангелов.

    К омпозиция окружена парой папских мемориалов в апсидальных нишах, обрамленных коринфскими колоннами, поддерживающими горизонтальные антаблементы. Колонны вырезаны из необычного бело-серо-коричневого полосатого мрамора и взяты из старой базилики. Этот мрамор, предположительно, происходит из Африки.

    П равый памятник (53) принадлежит папе Урбану VIII и выполнен Бернини в 1627-1647 годах. Фигура из позолоченной бронзы сидит на плите над саркофагом, окруженном женскими аллегориями Милосердия и Справедливости . Крылатый скелет выбирается из саркофага, чтобы написать имя папы на табличке.

    Памятник слева (51) принадлежит папе Павлу III и выполнен Гильермо делла Портой в 1551-1575 годах. Он так же имеет наверху статую папы на троне и две женские аллегории перед саркофагом — Благоразумие и Правосудие, выполненные в стиле, позаимствованном из древних этрусских гробниц. Предполагают, что Благоразумие — это портрет матери папы, а Правосудие — портрет его невестки, Джулии Фарнезе. Изначально статуя Правосудия была обнаженной, но ей были нанесены повреждения, и сын Гильермо, Теодоро, добавил ей металлическую тунику.

    3 D панораму Кафедры Святого Петра можно посмотреть здесь .

    Левый алтарь пирса Вероники (49) посвящен Исцелению Калеки. Его алтарный образ показывает Святого Петра, исцеляющего калеку у ворот Храма в Иерусалиме. Это копия картины Франческо Манчини.

    Напротив находится памятник папе Александру VIII (48), превосходное Барочное произведение ряда художников. Дизайн памятника принадлежит Арриго ди Сан Мартино (1725 год), фигура папы выполнена Джузеппе Бертони, барельеф с изображением папы, канонизирующего святых, и аллегорические фигуры Религии и Благоразумия — Анджело де Росси.

    Ч асовня в дальнем левом углу трансепта (46) посвящена средневековой иконе Мадонны, написанной на колонне. Она находилась в старой базилике и стала столь почитаемым объектом, что была спасена от разрушения и перенесена сюда в 1579 году. Видно, что поверхность иконы изогнута. Алтарь находится на христианском саркофаге 4 века с рельефной резьбой, изображающей Христа и некоторых апостолов. В саркофаге хранятся останки канонизированных пап святых Льва II, Льва III и Льва IV. Папа Лев XII захоронен в центре пола, несмотря на то, что его памятник расположен в правом приделе нефа (79). Купол часовни украшен мозаикой 1757 года с ангелами и символами Богоматери. На антрвольтах изображены четыре Отца Церкви — святые Иоанн Дамаскин и Фома Аквинский работы Андреа Сакки и святые Бонавентура и Герман Осерский работы Джованни Ланфранко .

    Боковой алтарь часовни (47) посвящен Святому папе Льву Великому . Под алтарем хранятся его останки. Именно этот папа встретил Аттилу , когда тот шел захватывать Рим. По легенде, папа предотвратил это событие либо угрожая Аттиле местью апостолов Петра или Павла, либо откупившись от него перцем (в те времена предметом роскоши). На барельефе над алтарем, вылепленном в 1646-1650 годах Алессандро Альгарди , изображена первая версия. В реальности причина, по которой Аттила повернул назад, совершенно неизвестна.

    Правый алтарь пирса Вероники (44) посвящен Святейшему Сердцу Иисуса. Первоначальное посвящение относилось к Падению Симона Волхва, легендарному событию, произошедшему на Римском Форуме. Симон Волхв был волшебником, способным левитировать, пока Святой Петр не сотворил молитву, после которой волшебник упал и разбился. Алтарный образ — мозаичная копия работы Франческо Ванни. Перепосвящение было проведено в 1923 году по желанию папы Бенедикта XV. Современный алтарный образ — мозаика работы Карло Муччоли, изображающая Явление Святейшего Сердца Святой Маргарите Марии Алакок .

    Напротив располагается памятник папе Александру VII (43), умершему в 1667 году. Это была последняя работа Бернини в базилике. Памятник является одним из самых популярных в художественном смысле. Папа показан преклоняющим колени на плите над двумя аллегориями — Правосудия и Благоразумия . Аллегории выполнены Балестри и Джулио Картари соответственно. Благотворительность Джузеппе Маццуоли и Истина самого Бернини находятся спереди по сторонам небольшой двери, за которой расположен шкаф для метел, а на дверь накинут огромный смятый саван из красной сицилийской яшмы, из-под которого появляется скелет с песочными часами.

    Читайте так же:  Кронштадт часовня спас на водах

    Внимание! Левый рукав трансепта предназначен для молитв и литургий. Здесь служатся ежедневные мессы, и хотя никакого ограждения, как на противоположной стороне трансепта, нет, экскурсантам не следует заходить сюда и причинять беспокойство.

    Три часовни здесь архитектурно соответствуют трем противоположным (в правом рукаве). До конца 20 века у Святого Иосифа не было в базилике своего алтаря. Ситуацию исправили в 1963 году, посвятив ему среднюю часовню апсиды (41), а находившееся здесь Распятие Святого Петра перенесли в левую. Под алтарем с 1605 года хранятся мощи апостолов Симона и Иуды. С двух сторон алтаря расположены овальные тондо с их портретами (Святой Иуда слева), основанные на картинах Винченцо Камуччини. Алтарный образ — мозаичная копия работы Акилле Фуни, изображающая Святого Иосифа с Младенцем Христом. Гипсовые барельефы выше, показывающие сцены из жизни Святого Петра, остались от предыдущего посвящения часовни. Для плановых будних месс перед часовней находится современный алтарь.

    Правая часовня (42) посвящена Святому Апостолу Фоме. Под алтарем покоятся мощи папы Святого Бонифация IV. Алтарный образ представляет собой мозаичную копию работы Камуччини, изображающую Сомнение Фомы . В раковине находятся барельефы со сценами из жизни Святого Иоанна Евангелиста , которому когда-то была посвящена эта часовня.

    Часовня слева (40) посвящена Распятию Святого Петра. Алтарный образ — мозаичная копия картины Гвидо Рени, выполненная в 1822 году. Оригинал сначала был перемещен в базилику Сан Паоло алле Тре Фонтане, а теперь хранится в Ватиканских Музеях. Под алтарем находятся останки папы Святого Льва IX. Часовня перепосвящалась несколько раз. Сначала это был Святой Андрей, сцены из жизни которого сохранились в раковине, з атем — Святой Франциск, а после — святые Мартиал и Валерия.

    Левый алтарь пирса Андрея (30) — Алтарь Лжи. Это весьма странное для алтаря название, но оно относится к истории из Деяний Апостолов, изображенной в мозаике алтарного образа. Первые христиане делили все свое имущество, и никто из них не владел какой-либо частной собственностью. Новообращенная пара, Ананий и Сапфира, согласились продать свою собственность и все вырученное передать христианской общине. Однако часть выручки они сохранили, а факт этого скрыли. Святой Петр упрекнул Анания за ложь Святому Духу, и Ананий упал замертво. Его жена появилась три часа спустя и тоже солгала о деньгах. Святой Петр спросил ее, зачем она хотела проверить Духа Господа, и сказал, что люди, которые вынесли тело ее мужа, вынесут и ее тоже. После этого Сапфира так же упала мертвой у его ног.

    На заднем плане мозаики можно увидеть людей, несущих тело Анания для погребения. Мозаика — копия картины Кристофоро Ронкалли. Оригинал перемещен в базилику Санта Мария дельи Анджели. Напротив алтаря, над дверью в ризницу, расположен памятник папе Пию VIII ( 29) 1830 года. Это нео-классическая работа Пьетро Тенерани.

    В ближнем левом углу трансепта расположена часовня Климентина (25), посвященная папе Святому Григорию Великому и названная в честь папы Климента VIII (1592-1605), заказавшего Делла Порта украсить ее к юбилею 1600 года. Мощи пап ы Григория Великого были помещены сюда после освящения алтаря в 1628 году и лежат в саркофаге, видимом через решетку под алтарем (27) . Над алтарем находится мозаика, изображающая имперских посланников из Константинополя, просящих реликвии мучеников. Григорий предложил им песок из Колизея, и посланники увидели в этом неуважение к императору. Тогда папа сжал сумку с песком, и из нее побежала кровь мучеников. Оригинальная картина принадлежит Андреа Сакки и была написана им в 1625-1627 годах.

    На куполе часовни — мозаика с символами Богоматери, а на антрвольтах — четыре Отца Церкви, те же, что и в трибуне. Автор — Кристофоро Ронкалли. Здесь же, в часовне, находится памятник папе Пию VII (26), выполненный в 1823 году датским скульптором Торвальдсеном. Утверждается, что он был единственным протестантским художником, работавшим в базилике. Памятник, необычно утонченный, расположен над боковой дверью в Часовню Хора и показывает папу, сидящим на троне и выглядящим очень напряженным. Дверь обрамлена парой аллегорических фигур Мудрости и Стойкости .

    Правый алтарь пирса Андрея (24) посвящен Преображению Христа . Алтарный образ — мозаичная копия Преображения Рафаэля. Художник умер до завершения картины, поэтому ему принадлежит только верхняя ее часть, Христос с Моисеем и Илией, тогда как остальное искусно дорисовано учениками мастера с сохранением его стиля. Оригинал можно видеть в Ватиканской Художественной Галерее (часть Ватиканских Музеев). Копия же считается самой слабой из всех таковых в базилике. Под алтарем находятся мощи Благословенного папы Иннокентия XI, чей памятник расположен чуть дальше (23).

    Рафаэль. Преображение. 1516—1520. Музеи Ватикана

    Напротив алтаря находится арка, отмечающая конец левого придела нефа. Здесь расположены два папских мемориала. Принадлежащий папе Льву XI (22) выполнен Алессандро Альгарди и его школой в 1634-1644 годах. Открыт он был только в 1652 году, почти через полвека после смерти папы. Девиз на базе, Sic floruit (годы деятельности, но без даты) , намекает на то, что папа правил только 27 дней в 1605 году. Аллегорические фигуры — это Величественность Эрколе Ферраты и Либерализм Джузеппе Перони. Барельеф изображает короля Генриха IV , отвергшего протестантизм, чтобы унаследовать французский престол. Интересной особенностью является то, что памятник выполнен из белого мрамора, видимо, в противовес полихромным надгробиям Бернини и других барочных мастеров того времени.

    Памятник Благословенному папе Иннокентию XI (23) выполнен Пьером-Этьеном Монно в 1689 году по наброскам Карло Маратты . Аллегорические фигуры — это Правосудие и Религия . На барельефе изображена Битва за Вену , с которой началось медленное, но неуклонное падение Оттоманской Империи.

    Храм-часовня Св. вмч. Никиты, близ д. Горенки

    Храм-часовня Св. вмч. Никиты, близ д. Горенки

    «А у нас тут монастырек стоял и часовня Никиты-мученика.
    И медный колокол был — голос имел, что другого такого во всей земле не сыскать. Старики сказывали, петь и плакать по-человечьи мог… … Ночью сняли его, колокол-от, и спустили в бочаг — отсюда близко. Лег он на дно, загруз там, затаился… И сказывали старики: ежель стать на бережку чистому человеку и все худое позабыть, то звон заслышится кудесный и вещий. И все тайны откроются, и все беды отступятся».

    (из романа Д. Голубкова «Недуг бытия. Хроника дней Евгения Баратынского»).

    Приходилось ли Вам бывать в лесном скиту?

    От путевого креста с указателем к храму-часовне святого великомученика Никиты через сочно-зеленое засеянное овсом поле вы доходите до заботливо устроенного деревянного мостика с перильцами. Внизу лениво протекает речка Сумерь, теперь уже превратившаяся скорее в небольшой ручеек-болотце. Справа и слева по кромке берега можно видеть ошкуренные пеньки и кучи щепок, через реку лежат поваленные сосны и березы. Это хозяйственные бобры устроили здесь свои плотины, а в берегах – хатки.

    Когда-то река Сумерь была глубока и полноводна. Воды ее и принесли сюда икону святого Никиты Великомученика. Так был основан Никитский скит, где подвизались монахи, совершая свой путь спасения.

    Во времена литовско-польской интервенции, несмотря на уединенность, скит подвергся разграблению. Монашеская братия, предвидя предстоящее разорение монастыря, успела спрятать все ценности, завернув их в войлок и укрыв в земле.

    Большой колокол, по преданию, сбросили в бочаг реки Сумерь. Подобные естественные бочаги возникают в низовьях малых рек, образуя глубокие, заполненные водой углубления, в которых отсутствует течение. Такие бочаги сохраняются даже во время засухи, когда водотоки пересыхают.

    Этот Бочаг до сих пор носит название Колокольного. По рассказам сторожил, в этом месте никогда не купались, так как относились к нему очень благоговейно.

    От речки идет нахоженная тропа. Именно она и приведет вас к храму-часовне. Как-то совсем незаметно она ведет чуть выше и выше, а слева через редеющий лес видна пойма некогда широкой Сумери.

    Первозданная тишина окружает, окутывает, заставляет остановиться… Вот изумрудно-зототистаяя стрекоза замерла-уснула в полете, нежно-белые цветы лесной ягоды земляники окружили мшистую вековую сосну. А под ней огромный муравейник. Как раз мне по пояс. Трудятся Божьи создания. Тоже созидают.

    А в сердце одно желанье : «Вот хорошо бы остаться здесь». Такое только в детстве бывает…

    Храм открывается неожиданно. На залитой солнцем поляне меж вековых корабельных сосен и елей на заметном возвышении стоит Храм, будто сошедший со страниц древнерусских летописей.

    Запах ладана, протопленной печи и свежеструганной сосновой доски наполняют небольшое пространство Дома Господня.

    Солнечные лучи без труда пробиваются через небольшие прямоугольные окна храма и падают на иконостас.

    «Святой Великомученик Никита, моли Бога о нас», — разносится молитвенное пение.

    И кажется, что время остановилось именно здесь…

    Кто бы мог подумать в далеком уже от нас 1998 году, что здесь в глухом уединенном месте Пушкинского района Московской области, где до ближайшей деревни Горенки километров пять, будет стоять православный храм и вновь возноситься молитва Богу.

    … А с чего все начиналось тогда, тринадцать лет назад? В 1998 году, начав свое служение в приходе Страстной иконы Божией Матери дер . Артемово, настоятель, тогда еще иеромонах, Феофан (Замесов) и окормляемая им православная община не могли остаться в стороне от вопроса существования святых мест в близлежащих окрестностях. Молодой священник проникся идеей найти и восстановить древние святыни.

    С помощью Божьей силами неравнодушных людей была проведена огромная работа: подняты архивные и дневниковые записи, собраны воспоминания местных жителей.

    Оказалось, что близ нынешней деревни Горенки, действительно, существовал мужской монастырь, который и был утрачен.

    По традиции, существовавшей на Руси, на месте алтарей храмов часто воздвигались часовни. Так же и здесь еще в XVIII веке была воздвигнута часовня, посвященная святому Великомученику Никите. В воскресные и праздничные дни здесь совершались богослужения, сюда приходили помолиться люди из близлежащих селений.

    В 1900 году часовня была перестроена крестьянином О. В. Виноградовым. Затем, в 1903 году, она была благоукрашена семьей Тютчевых, о чем неоднократно упоминалось в их дневниковых записях. Это место так и называлось – Никитина пустынь.

    И.Ф.Тютчев у часовни Никиты Великомученика, где когда-то находился скит Великомученика Никиты (1912 г.).

    Исторические материалы о церквах и селах ХVI-XVII в, выпуск 5
    Радонежская десятина (Московского уезда)В. и Г. Холмогоровы
    ИзданоИмператорским обществом Истории и Древностей
    Российских при Московском Университете
    Москва1887 г.стр.187

    Церковь Никиты Великомученика близ речки Сумерь, промеж дорог Тешиловской и Даниловской

    Никиты Великомученика церковная земля в начале XVII ст. Московского уезда стане Радоница и в Белях. По дозорным книгам 188 (1680) г, Никитская церковная земля от Москвы 45 верст от села Тешилова 3 версты, промеж дорог Тешиловской и Даниловс­кой близ речки Сумерь, церковных сенных покосов 20 коней, лесу десятин с 9; эта земля смежна с пустошами Ярмолинского — князя Шаховского, Исаковского — его же князя Шаховского, Черницыного- Семена Полтева и Бородиной) — дьячка Петра Кудрявцева; церковною землею владели из оборота разные лица, платившие оброк в Патриаршую казну за 1638 г. 3 алтына 3 деньги, за 1680 г. — 5 алтын, за 1736 г. — 28 алтын 4 деньги ( Патриарший приказ, кн. 104, л. 8-9; приходная книга 395, Дворцовый Приказ, кн. 6 )

    Читайте так же:  Надвратная часовня

    И вот однажды на одной из треб в д. Данилово иеромонах Феофан разговорился с рабой Божией Любовью. Как говорится – слово за слово, и при душевном общении выяснилось, что на землях Пушкинского района существовал монастырь – скит великомученика Никиты (об этом свидетельствовали, в частности, рукописи предка рабы Божией Любови краеведа Ф.Федорова), а территориально он находился в треугольнике ныне существующих деревень Артемово, Папертники и Горенки. И это являлось уже весомым фактом в пользу воссоздания в этих местах святой обители. Настоятель артемовского храма, с присущей ему скрупулезностью и энергией, стал собирать архивные материалы и свидетельства местных жителей об этой обители.

    Выписка из археологического исследования (архив Ин-та археологии РАН Инв № 11763. Л.22-25; №13174. Л.13-44.)
    Селище на месте часовни Никиты Мученика, ХIV-ХVII в. 0,9 км к ССВ от деревни, 70 м к В от дороги в д. Горенки, около 100м к ЮВ от пруда, правый берег р.Сумерь, левого при­тока р.Талица (правый приток р.Воря, левого притока реки Клязьма), 0,9 км от русла, на водоразделе двух безымянных ручьев, на лесной поляне и к СЗ от нее, в лесу.Размеры селища 50?70 м, высота над ручьем 2-3 м. В цент­ре поляны до 1950-х гг. находилась часовня Никиты Мученика. Исследовано (С.З.Чернов) 100 кв.м. Культурный слой 0,2-0,4 м. Обнаружена керамика гончарная позднесредневековая, в том числе сероглиняная, красно глиняная, бело глиняная и чернолощенная, железный граненый наконечник стрелы, ромбический в сече­нии, с перехватом — ХIV в., деталь пружинного замка — ХIV-ХV вв., железное ушко от деревянного ведра, обломки оселков, гли­няных игрушек, грузило из обломка глиняного сосуда, металлическая фигурная накладка от книжного переплета, обломок над­гробной белокаменной плиты с орнаментом из треугольников -«волчий зуб» — ХVI в. Исследованы подпольные ямы наземных жилищ ХVI в. Рядом с жилыми сооружениями в ХVI в., вероятно, уже существовала церковь.

    Последние упоминания о ските великомученика Никиты приходятся на период Смутного времени. Читая архивные данные, батюшка, как наяву, представлял события тех времен: как жили и как спасались монахи здесь; как, предвидя наступления врагов Земли Русской, спрятали они большой колокол в одном из бочагов речки Сумерь; как они зарыли все ценное, что было в монастыре, в близлежащем холме; как глумились поляки над нашими святынями и народом; как иноверцы бросали в воды речки Сумерь святые православные иконы. Еще долго лежали в траве остатки купола и крест, и, казалось, уйдет в небытие, будет забыто это место, где возносилась к небу монашеская молитва.

    Тем временем община прихода становилась на ноги – появились энергичные помощники, подсобное хозяйство, велось строительство; были дарованы святыни – частицы мощей, иконы, в том числе чудотворная – «Умиление Божией Матери». Сентябрь 2001 г. ознаменовался приездом Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который совершил освящение Престола артемовского храма. Услышав о желании создать здесь православную обитель, Владыко отнесся к этому весьма благосклонно, и деятельность в этом направлении получила свое архипастырское благословение.

    Продвигалась работа в краеведческих архивах, искал и молодой настоятель заветное место. По имевшимся сведениям после разорения монастыря на этом месте был построен храм в честь Святого Великомученика Никиты, который, видимо через некоторое время был упразднен, утрачен. Но по традиции, существовавшей на Руси, на месте алтарей утраченных храмов часто воздвигались часовни. Так же и здесь еще в XVIII веке была воздвигнута часовня, посвященная Святому Великомученику Никите. В воскресные и праздничные дни здесь совершались богослужения, сюда приходили помолиться люди из близлежащих селений.

    В 1900 году часовня была перестроена крестьянином Виноградовым О.В. Затем, в 1903 году, она была благоукрашена семьей Тютчевых, о чем упоминалось в их дневниковых записях. Вот в частности записи Екатерины Ивановны Пигаревой:

    «1896 г. 18 августа … Мы совершали милую прогулку на осле. Поехали на вырубку и там сделали привал…

    1898 г. 1 сентября … Мамушка ездила к часовне. Давно я там не была, и с тех пор многое изменилось: лес кругом вырублен, избушка сторожа разрушена» (архив музея-усадьбы «Мураново»). Это место называлось – Никитина пустынь.

    В свое время противоречивы были сведения о месте нахождения святыни. Как поведали старожилы, часовня находилась не далеко от лесной дороги, которая соединяла деревни Горенки и Папертники. Археологические раскопки, произведенные в середине 80-х годов XX века, подтвердили это.

    Наука наукой, а народные предания еще более разжигают интерес к делам давно минувшим. Бочаг, куда опустили большой монастырский колокол, стал называться Колокольным, и, как поведали старожилы, в нем не разрешалось купаться даже детям, с таким благоговением люди относились к преданиям. Вблизи Никитиной пустыни, говорят даже, находилось место, где погребались умершие младенцы. На поляне, где находилась когда-то святая обитель лежит и поныне огромный трехугольный камень. Одна коренная жительница, беседуя с о. Феофаном, поведала о том, что ее бабушка неоднократно рассказывала о явлении на этом камне святого великомученика Никиты. Когда и при каких обстоятельствах это было – сказать теперь вряд ли кто-либо сможет – все это сохранилось в виде народного предания. Однако однозначно это является свидетельством особого покровительства над этим местом святого великомученика Никиты.

    Крестный ход к будущей часовне Никиты великомученика и водосвятный молебен в День памяти этого святого

    Записи в архивах – это одно дело, а найти – это другое. Помочь найти святое место взялся, ныне покойный, раб Божий Валерий, который имел дом в д.Горенки. Кстати сказать, что его дом имеет характерные черты, однозначно, указывающие на происхождение; старые бревна были, словно выкрашены, синей краской, окна представляли собой овальную узкую форму, закрытую мутными стеклами; в добавок к этому – непонятные арочки и полукружья – это возможно части часовни, которую разобрали в середине ХХ века, и передали мастеру молочного завода д.Горенки под строительство жилья. Ускорил поиски такой факт – однажды летом, уходя за грибами, Валерий стал отмечать, что в одном и том же месте кто-то роет землю лопатами, выкапывая крупные валуны, складывая их друг на друга. Дорога, ведущая из Горенок в Папертники, практически не использовалась и сильно заросла, но как было сказано старожилами, так оно и оказа

    Крест, памятная доска и обломок над­гробной белокаменной плиты, о котором говорится в археологическом исследовании

    лось: часовня находилась слева в метрах 20-ти от дороги, и до поворота от перехода через речку Сумерь было метров пятьсот. В тот момент поверхность земли была перерыта, а по сторонам беспорядочно валялись камни. Можно только предполагать какие чувства испытывал тогда иеромонах Феофан.

    Где-то через год по посещении митрополитом Ювеналием д.Артемово, в день памяти великомученика Никиты 28 сентября 2002 г. состоялся торжественный Крестный ход к Никитиной пустыни к месту закладки памятного камня и водружения креста. В житиях святых говорится, что по мученической кончине Никиты, шел проливной дождь… Так и в первый Крестный ход шел сильнейший дождь, но он ни сколько не омрачил праздника. Часть дороги, пока не подъехала подвода, наиболее крепкие из мужчин несли тяжелый деревянный крест на своих плечах. При большом количестве богомольцев, не испугавшихся дождя, крест и памятный камень были установлены. Листая архивные документы музея-усадьбы «Мураново», в которых находятся много фотографий, весьма заметно, как местные люди относились к Богу и к своему духовному наследию: Тютчевы благоукрашали храмы и восстанавливали часовни; регулярно совершались Крестные ходы к святым местам, и там совершались Богослужения. В настоящее время стараниями иеромонаха Феофана и прихожанами возрождается духовная традиция прошедших столетий.

    Богослужения на месте Никитиной пустыни стали регулярными, заросшая дорога, ведущая сюда, приняла вид тропинки, по которой часто ходят люди.

    На открытой поляне под вековыми елями стоит рубленый храм-часовня.

    Часовня посвящена святому

    Александровская часовня

    Петровская часовня

    Константиновская часовня

    Филипповская часовня

    Часовня Филиппа Митрополита находится к северу от монастыря в начале дороги, ведущей на Секирку. Она стоит на берегу сильно обмелевшей заводи. Самое раннее описание часовни (тогда еще деревянной) всчтречаем в монастырской описи 1705 года: от «плотничной службы разстоянием 350 сажен на край самый морской губы кладезь, а в нем вода свежая изрядная, тот кладезь построил преосвященный Филипп. И над тем кладезем часовня деревянная четвероугольная рублена, покрыта тесом на два ската з зубцами. Да подле тот кладезь другая часовня деревянная забрана тесом с открывшею, а шия и глава обиты чешуею деревянною. На главе крест осьмиконечный деревянной большой, на нем распятие господне резное писано краски».

    Возведение второй деревянной часовни было, видимо, связано с памятью о торжественном перенесении мощей святителя Филиппа из монастыря в Москву в 1652 г. Древние часовни не сохранились. Существующая каменная часовня построена в середине XIX в. и по своим формам напоминает Петровскую, хотя по размерам несколько больше нее.

    Часовня в память Усекновения главы Иоанна Предтечи ( Иоанно-Предтеченская или Таборская ) находится рядом с аэродромом, в прошлом же была окружена лесом и едва заметна от монастыря. Второе название часовни происходит от слова «таборы», означающее место, где в 1674-1676 гг. находился лагерь стрельцов воеводы Мещеринова, прибывших на Соловки для усмирения монастыря.

    Деревянная часовня была выстроена стрельцами, а в 1691 г., еще не успев обветшать, она была перенесена на Заяцкий остров. Необходимо отметить, что по предположению исследователей В.В.Сошина и В.В.Скопина, впоследствии она составила основу для Андреевской церкви на Заяцком острове, сохранившейся до наших дней. В «Таборах» же была построена новая деревянная шатровая часовня с папертью с трех сторон. Шатер, шея и главы были обиты деревянной чешуей.

    В 1854 г. Иоанно-Предтеченская часовня была возобновлена в камне и теперь даже отдаленно не напоминает старую. Теперь она имеет обычную для соловецких часовен восьмигранную форму, венчающуюся деревянным фонарем. Внутри часовни до революции находился «во весь иконостас» восьмиконечных крест с резным Распятием и с пространной надписью о Соловецком сидении. Последние годы она не реставрировалась, закрыта амбарным замком.

    Часовня-беседка