Часовня ильи муромца

Село Карачарово – родина Ильи Муромца

Село Карачарово, по письменным источникам, известно с XVII в. Оно принадлежало князьям Черкасским, Шереметевым, Разумовским. Через Е.А. Разумовскую, жену министра народного просвещения графа С.С.Уварова, как приданое, Карачарово в начале XIX в. перешло к роду Уваровых. С 1852 г. дворянская усадьба «Красная гора» в Карачарове принадлежала семье ученого-археолога, одного из основателей Московского археологического общества и Московского исторического музея, А.С. Уварову. Из памятников архитектуры в усадьбе сегодня сохранились: господский дом, два флигеля, надворные постройки и липовая аллея. В настоящее время на территории усадьбы находится воинская часть (понтонно-мостовой полк).

В XX в. с бурным ростом Мурома городская черта дошла до границ села, и в 1960-х годах оно административно вошло в состав города как один из его районов.

Но прежде всего, село Карачарово известно, благодаря богатырю Илье Муромцу, одному из главных героев древнерусского былинного эпоса, воплощающего народный идеал героя-воина (киевский цикл былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром» и др.). Считается, что родина Ильи Муромца – село Карачарово под Муромом. Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Из того ли из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова. ».

Предполагают, что Илья Иванович Гущин (народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем) родился около 1143 г. в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана Тимофеевича и его жены Евфросиньи Яковлевны. Он был 177 см ростом, то есть по тем временам считался очень высоким, богатырем, гораздо выше своих современников. С детства и до 33 лет Илья, как говорят былины, «сиднем сидел на печи». Исследование его сохранившихся останков показало, что у Ильи были проблемы с позвоночником (дополнительные отростки на позвонках поясничного отдела, ущемлявшие нервы спинного мозга и вызывавшие паралич конечностей), которые, видимо, и ограничивали подвижность. Илья чудесным образом получил исцеление, по преданию, от трех старцев, нищих странников («калик перехожих»), которые, кроме прочего, наградили его богатырской силой и предсказали, что «смерть ему на бою не писана».

После исцеления Илья принял православие. Он много лет состоял в дружине киевского князя, был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал абсолютно бескорыстно, только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. В то время так поступали многие воины, заменяя оружие духовным служением.
Предположительно, умер Илья Муромец в возрасте 45-55 лет. Его мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Он был канонизирован в 1643 г. как преподобный Илия Печерский. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем, отмечая его память, по церковному календарю, 1 января.

В селе Карачарово сохранились достопримечательности, связанные с именем Ильи Муромца. Местные предания рассказывают, что после исцеления богатырь помогал отцу корчевать пни перед распашкой поля, вырывал их руками из земли и бросал с высоких карачаровских холмов прямо в Оку. Пней было так много, что в течении реки даже появился большой остров.

Вид на него и поныне открывается от Троицкой церкви. Построенный в 1828 г. каменный храм стоит на месте старой деревянной Троицкой церкви, в основание которой первые дубовые бревна, как гласит местное предание, заложил сам богатырь Илья Муромец. Ныне храм реставрируется, восстановлена его колокольня, внутри которой действует часовня. В ней хранится икона преподобного Илии Печерского (Муромского) с частицей его мощей, привезенных из Киево-Печерской лавры.

Первая современная икона Ильи Муромца написана в Муроме в 1992 г. по инициативе представителей рода Гущиных. В день памяти святого в 1993 г. образ с частицей мощей был торжественно перенесен в возрожденный храм Гурия, Самона и Авива (построен в 1845 г.) в Карачарове, который стоит на сельском кладбище.

Вниз к реке Оке мимо Троицкой церкви идет дорога. Там, в устье карачаровского оврага стоит деревянная часовня и купальня у родника Ильи Муромца. Считается, что этот ключ забил от удара о землю копыт богатырского коня Ильи Муромца. Таких источников по берегу Оки не менее восьми. Их еще называют «скоками» (где конь якобы отскакивал от земли) в память об их чудесном происхождении. Вода в роднике считается целебной, и люди приезжают за ней со всего Мурома. Над родником на холме установлен деревянный крест в память об Илье Муромце.

На одном из домов в Карачарово на улице Приокской, который, по преданию, стоит на месте бывшей избы Ильи Муромца, установлена мемориальная доска.

Илья Муромец – самый известный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. 1 января – память святого Ильи Муромца.

Русские летописи не упоминают имени Ильи Муромца. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища Добрыни Никитича был сооружен специальный придел, то есть им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой Лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, то есть в 1188 г. Останки богатыря покоятся и поныне в Ближних пещерах.

Мощи Ильи Муромца

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще 69 угодников Киево-Печерской Лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца – гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная печерским «изобразителем» Ильей в середине XVII в.

Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 г.: «Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке». По свидетельству очевидцев, останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку довольно высокого роста (около 180 см). Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

Читайте так же:  Часовни на крите

Святой богатырь Илья Муромец

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 г. В ту атеистическую эпоху комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами Лавры.

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст – 40–55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении героем в юности паралича конечностей. Установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно – XI–XII вв. Для уточнения требуются дополнительные работы. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 г. Таким образом, пока подтверждается мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире Красное Солнышко, как повествуется в былинах.

Илья Муромец в немощи

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так, интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь»: «От этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один либо с другими богатырями, то живой ложится в гроб и там остается навеки, то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как показала экспертиза мощей, пророчество калик, к сожалению, не свершилось.

Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития. Зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Ему посвящено самое большое количество былин во всем русском фольклоре. Насчитывается около 13 самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе. Кроме того, о нем сложены сказки и казацкие былинные песни оригинального содержания, в которых на образ древнего богатыря повлиял известный Илейка Муромец (Горчаков) из г. Мурома, сторонник Лжедмитрия. Известны и лубочные обработки историй об Илье Муромце.

Карачарово, храм Гурия, Самона и Авива

Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова», казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомнения в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев и где также бытуют предания об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эти два города разделяют сотни километров и говорить о «Моровийском городе Карачеве» абсурдно. Между тем нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка прямоезжая», которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев «через те леса, Брынские, через речку Смородинную», через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишнетакже заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.

Часовня при источнике святого Ильи Муромца

Память об Илье Муромце всегда хранилась на его родине – в селе Карачарове и городе Муроме, где не сомневались в его реальном существовании и происхождении. Известно, что былины о нем были записаны в основном на севере, а казацкие песни – на юге. На родине же, в центре России, бытовали особые местные прозаические предания о любимом богатыре. Фиксировать их стали лишь с начала XIX в. Муромский краевед А.А. Титов, автор «Исторического описания города Мурома», в 1833 г. писал, что Владимир Великий определил в Муром лучшего наместника, может быть, потому что «русский богатырь Илья Муромец, родившийся в селе Карачарове, от Мурома в двух верстах, известный нам по словесным преданиям и некоторым, хотя неофициальным, но правдоподобным запискам, добровольно уехал в Киев служить великому князю Владимиру».

Памятник Илье Муромцу в Муроме

На местные предания, рассказывающие о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы, ссылаются известные исследователи фольклора XIX века Орест Миллер и Федор Буслаев. Причем записи сказаний были присланы им непосредственно из Мурома. Местные жители особо почитали родники, которые по преданию возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Их насчитывалось множество, но особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил по легенде сам Илья. Эту церковь народ почитал Ильинской не в память библейского пророка, а в память своего любимого героя. Надо отметить, что даже существует поверье, «что гром происходит от того, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит». Троицкая церковь в селе Карачарове по преданию также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору.

Скульптурная реконструкция по черепу Ильи Муромца, выполненная Никитиным в 1989 году

На родине Ильи Муромца бытовали рассказы о его борьбе с драконом. В былинах такого сюжета нет, он известен только в сказочном варианте. Местный краевед А.А. Епанчин в конце 1960 гг. записал интересную версию данного сюжета, по которой Илья Муромец совершает подвиг, убив дракона в другом государстве, а затем возвращается на родину и женится на красавице дочери муромского князя Глеба.

Читайте так же:  Часовня сергия

В дореволюционной «Повести о сильном и славном витязе Илье Муромце» ему приписывается истребление драконов – доисторических животных, чьи кости находили в окрестностях Мурома. Рассказывается, что Илья Муромец, по прозвищу Гущин, проживал неподалеку от села Карачарова в лесу, бывшем в то время непроходимым. Это прозвище – Гущины стало родовым, а затем фамильным для части крестьян этого села. В XIX в. бытовало мнение, что карачаровские крестьяне по фамилии Ильюшины также являются потомками известного героя.

Памятник Илье Муромцу в Екатеринбурге

Церковное почитание святого Ильи Муромца на его родине как в XIX столетии, так и в XX веке ограничивалось лишь обычным упоминанием его в день памяти наряду с другими Киево-Печерскими угодниками. В последние десятилетия церковное почитание Ильи Муромца получило особое распространение как на родине богатыря, так и по всей стране. В селе Карачарове был восстановлен храм Гурия, Самона и Авива. В этом храме 1 января 1993 г., в день памяти святого, была торжественно установлена икона святого с частицей мощей Ильи Муромца. Образ был исполнен муромским художником-иконописцем Игорем Суховым по заказу потомков богатыря, многочисленных Гущиных.

А где жил Илья Муромец? В селе Карачарово возле Мурома

3 августа, с 1 суббота, 2 день . Вспоминая о былинных богатырях, всегда возникает вопрос: «А где жил Илья Муромец?», какая земля смогла вырастить и воспитать такого легендарного героя. И мы нашли ответ — это село Карачарово возле Мурома. Ну как не заехать в гости? ??

15.20. Итак, возвращаемся со Святого озера, находящегося в Дедово, обратно в Муром. В планах — посещение легендарного села Карачарово, что под Муромом. Оно знаменито тем, что именно здесь приблизительно в 1143 году родился знаменитый по древнерусским сказаниям и совершенно реальный земной персонаж преподобный Илья Муромец.

В настоящее время в этом месте находится источник в честь этого святого, который очень хотелось посетить. Но на пути к нему нам пришлось преодолеть много трудностей.

Где эта улица? Где этот дом?

Прочитав в интернете о сложном маршруте к селу Карачарово, решаем еще раз попытаться воспользоваться навигатором, чтобы побыстрее приехать к цели. Неудача с его ведением нас к Святому озеру нам не пошла впрок. Уж очень доверчивыми мы оказались… ??

Итак, находим в навигаторе название «Карачарово, Муромская область», прокладываем маршрут, едем. Навигатор, почему-то, выдает нам расстояние в 40 км. Странно, ведь до Мурома нам совсем недалеко, да и село Карачарово сейчас является микрорайоном города.

Но пока причин для беспокойства немного. На небе светит солнышко, дорога неплохая, машин мало, бензина много. Вновь проезжаем потрясающей красоты вантовый мост через Оку. Подъезжаем к развилке, на которой идут ремонтные работы. Указатель налево есть, на нем написано Муром (собственно, оттуда мы сегодня и выезжали из города).

Интуитивно хочется повернуть туда. Но навигатор настаивает: Карачарово направо! Дорога в ту сторону тоже есть, хорошая, но указатель отсутствует. С уважением думаем о навигаторе, что он умнее нас и лучше должен ориентироваться в дорогах. Возможно, он выбрал для нас самый лучший окружной маршрут. Итак, сворачиваем направо и уверенно едем вперед. Навигатор доволен: аж 4 человека с ним согласились! И с радостью ведет нас вдоль этой дороги еще 20 километров.

И вот, пришел «час Х», впереди должно быть Карачарово. Навигатор предлагает свернуть с дороги прямо в чистое поле! Оно, конечно, не совсем чистое, там даже стоит реклама, что здесь въезд в какое-то охотничье хозяйство. Но слова «Карачарово» нет и в помине. Куда ехать дальше? Где мы вообще находимся? Навигатор исчерпал наше доверие, указателей на дороге нет, компаса у нас тоже. ??

Едем потихоньку вперед, вдруг, кто-то встретится. К нашему счастью, мы почти сразу видим на обочине стоящую фуру. Водитель с радостью сообщает, что дорога, по который мы так уверенно ехали, ведет на Москву! Вот это да!

Благодарим водителя, разворачиваемся в обратную сторону и возвращаемся в Муром. Надо же! Больше 40 километров крюк сделали, поверив технике! Конечно, немного расстраиваемся, но зато, вернувшись в Муром, с радостью видим редкие указатели с названием нужной нам цели: Карачарово. Благодаря им, мы довольно быстро продвигаемся в нужном направлении.

И вот подъезжаем к восстанавливающемуся храму на горке. Существует предание, что первое бревно в деревянный храм, построенный на этом месте, заложил сам Илья-Муромец!

Очень красиво с горки дорога резко ведет вниз к реке. А объехав холм мы оказываемся на окраине деревеньки. Хоть эта территория уже давно стала микрорайоном Мурома, здесь вдоль реки стоят обычные деревянные домики. Считается, что на этой Приокской улице в доме №279 и проживал былинный богатырь. А прямо перед нами красивая часовенка, источник и купальня!

Место богатырской силы

17.10 , проехали за день 166 км. Ура! Несмотря на все трудности и преграды на пути, мы приехали в Карачарово, на источник Илии Муромца. Мы оказываемся в низинке между двумя высокими холмами.

Слева от нас Троицкий храм с удивительным куполом, очень напоминающим древнерусский шлем, а справа — на вершине Поклонный Крест. К нему можно тоже подняться. Мы не пробовали, уж слишком высок он показался нам, но пара молодых людей на наших глазах забралась туда достаточно быстро.

А мы заходим в красивую деревянную часовню святого Илии Муромца, набираем из родника воду, с удовольствием пьем ее. Вкусная!

По письменным источникам, село Карачарово известно с 17 века. Именно в этом месте по преданию родился былинный богатырь Илья-Муромец и провел свои первые 30 лет без движения. Здесь же он был исцелен святыми старцами.

Получив богатырскую силу, именно в Карачарово он прославился первыми чудесами. Помогая батюшке возделывать поле, Илья-Муромец голыми руками корчевал огромные пни и кидал их с высоких карачаровских холмов прямо в реку. Их было так много, что в русле реки образовался большой остров, который виден и поныне от Троицкого храма.

Про родник Ильи-Муромца тоже существует предание. Считается, что источник образовался, когда конь богатыря ударил о землю своим копытом. В окрестностях находится множество подобных родников, которые называются «скоками». Они также появлялись когда Илья-Муромец на своем богатырском коне скакал вдоль Оки.

Конечно же, решаемся окунуться в купальне. Она вся деревянная, очень приятный спуск в воду, замечательная целебная водичка. Набравшись богатырской силы после купания в источнике Илии Муромца, пытаемся почувствовать себя былинными богатырями. ??

Читайте так же:  Часовня иден bloodborne где находится

Для этого здесь созданы все условия: и богатырские мечи, и щиты, и булавы.

17.40. Замечательно отдохнув и освежившись после трудного пути, решаем возвратиться домой, чтобы пообедать.

18.40. Итог дня 172 км. Конечно же, в наших сегодняшних планах было еще и посещение других муромских монастырей, но эта программа оказалась непосильной. Но… еще не вечер! Оказалось, что сегодня город Муром отмечает свой День Рождения. Так что у нас есть возможность немного приобщиться к празднику, прогуляться по вечернему городу и наметить маршруты и расположение наших завтрашних достопримечательностей.

Итак, вечереет. Отправляемся на набережную реки Оки…

Наша поездка состоялась 2-4 августа 2019 года. Она была очень насыщенной и запоминающейся. И сейчас, спустя какое-то время, когда я пишу эти строки, многие впечатления переживаются снова, как в те дни нашего самостоятельного путешествия.

Чтобы наиболее полноценно посмотреть город и его окрестности рекомендую забронировать квартиру, комнату или гостиницу на одну или несколько ночей. Посуточное жилье с лёгкостью можно снять в Муроме на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

Достопримечательности города Мурома и его окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой на карте. Подробное описание каждой из них смотрите здесь.

Поделитесь в комментариях, что из этих достопримечательностей Мурома Вы тоже посещали, а также расскажите о тех интересных местах, которые мы пропустили.

Спасо-Преображенский монастырь
Часовня иконы Богоматери «Живоносный источник»
(ул. Лакина, д.1 )

Часовня действует .

Освящена в честь: «Живоносный Источник» иконы Божией Матери

Проезд: На территории монастыря

Водосвятная часовня во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» с купелью в Спасо-Преображенском мужском монастыре. В часовне можно набрать освященной воды и совершить омовение в купели, где находится камень из реки Иордан. Выстроена в 2005 году.

Свято-Троицкий женский монастырь
Надкладезная водосвятная часовня Петра и Февронии
(Троицкая пл., 3а)

Часовня действует.

Проезд: На территории монастыря
Координаты: N 55° 34′ 54.12″,E 42° 3′ 8.27″

Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перенесенные в обитель в 1992 году.

Святой источник во имя святых благоверных Петра и Февронии

Недавно построена часовня у источника Петра и Февронии, что в Штапском овраге.
В разное время он назывался Поняевский, Успенский, Воскресенский, Мытов или Мытовской овраг.
Штап неофициальный район города, на северо-востоке Мурома, граничит с Ремесленной слободой.

Святой источник Илии Муромца с купелью. с. Карачарово

Проезд: Владимирская обл., г. Муром, с. Карачарово
Координаты: N 55° 32.580′, E 42° 05.256′

В с. Карачарово бьют из земли несколько источников, чье возникновение историки относят к жизни богатыря Ильи Муромца. Согласно преданию, конь Ильи сделал 8 скоков, от чего возникло 8 родников.

Святой источник преподобного Илии Муромца с купелью, расположился между двух валов на одном из которых установлен большой поклонный крест, на другом стоит церковь Святой Троицы, которая в данный момент находится на реконструкции. Комплекс святого источника красиво обустроен. Деревянная часовня и две купели.

Николо-Набережная церковь
Святой источник Никольский ключ.
(ул. Плеханова, 27а)

Святой источник Никольский расположен под Николо-Набережной церковью. Это самый почитаемый родник в народе. Согласно поверью почерпнул и выпил неизлечимо больной житель Мурома водицы из родника под стенами церкви Николая Мокрого, да на другой день исцелился. Так слава о святой воде из этого родника пошла по округе.

Водоносный горизонт проходит под церковью, и считается, что подземный ручей, прежде чем выйти на поверхность, омывает серебряный крест, заложенный в основании храма.

Освящение часовни Илии Муромца

В Камчатском погран.управлении освящена часовня в честь небесного покровителя пограничных войск преподобного Илии Муромского.

Среди солдат и офицеров СВРПУ немало людей верующих, подтверждение тому – регулярное крещение военнослужащих в храме святителя Николая Чудотворца. Поэтому и идея строительства часовни на территории погран. управления – явление закономерное. Небольшая, сложенная из бруса и увенчанная куполом с восьмиконечным православным крестом часовня преображает территорию воинской части, облагораживая и одухотворяя ее. Строительство велось своими силами, с привлечением гражданских подрядчиков, и было завершено, как и планировалось, ко Дню пограничника.

…Это было тихое солнечное утро. Перед храмом святителя Николая Чудотворца собралось множество прихожан, выстроилось несколько подразделений пограничников, казаки. Заместитель командующего СВРПУ генерал-майор Михаил Михальчев обратился ко всем со словами: «Братья и сестры!», отмечая важность происходящего события. После краткого молебна духовенство, пограничники и простые верующие начали крестный ход к пограничному управлению, а это – около 3-х километров пути. Впереди, с хоругвями, шли солдаты; за ними следовали офицеры, которые несли на руках иконы Иисуса Христа, Божией Матери и преподобного Илии Муромского, размещенные, затем, в часовне. В последнюю икону была вмонтирована частица нетленных мощей святого, которого все знают, как былинного богатыря, а Церковь чтит, как монаха, проводившего жизнь в молитвах и духовных подвигах.
…Об этом и многом другом горожане узнавали, слыша доносящийся из автомобиля сопровождения голос бессменного организатора всех городских праздников — Евгения Гнездилова. А крестный ход, тем временем, миновал 5-й, 6-й км, повернул на Силуэте и двигался с сторону Нового рынка. Пассажиры автомобилей, автобусов, да и просто прохожие, провожали такое внушительное и необычное шествие, растянувшееся метров на триста, кто растерянным взглядом, кто, осеняя себя крестным знамением.
Вот и пограничное управление. Территории перед часовней едва хватило, чтобы смогли разместиться все желающие. Обращаясь к собравшимся, начальник СВРПУ генерал-лейтенант Валерий Путов отметил, что «совершая это богоугодное дело, мы начинаем возрождение Святого Православия в рядах наших пограничников, и, в первую очередь, в душах солдат, офицеров, генералов. И это возрождение должно, затем, пройти по всей стране, чтобы жила и крепла наша великая Святая Русь».

И зазвучали слова молитв «о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея», перемежавшееся пением хора. Удивительно сосредоточенными были лица военнослужащих. Глаза ловили каждое движение, а слух – каждое слово. Когда освящение часовни было завершено, каждому солдату и офицеру епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий пожелал помощи Божией и молитв преподобного Ильи Муромского, чтобы быть «достойным гражданином своего Отечества и мужественно защищать его рубежи».

Пограничники, принимавшие активное участие в возведении часовни, получили из рук командования и Владыки знаки отличия и памятные подарки. А верующие потянулись внутрь небольшой, но уютной часовни, чтобы вознести и свои молитвы еще одному небесному покровителю Камчатки. Спустя полчаса здесь уже началось первое таинство Крещения – воины вступали в новую, духовную жизнь.