Часовня в покровке красноярск

Часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, Красноярск

Часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы — самая высокая точка города Красноярска, символ города и одна из главных его достопримечательностей.

Часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы представляет собой восьмигранную кирпичную башню в древнерусском стиле, высота — 15 м, диаметр — 7 м, длина каждой грани — 2,4 м. Расположена на Караульной горе, на месте древнего языческого капища татар-качинцев.

Сначала здесь была сооружена деревянная сторожевая вышка, в которой располагался казачий дозор для предупреждения внезапного нападения «немирных» соседей: енисейских кыргызов, северных монголов и черных калмыков-джунгаров. В начале XVIII в. на месте сторожевой вышки был воздвигнут деревянный крест с высеченными на нем памятными датами основания города и всех осад, которые выпали на долю Красноярского острога с 1628 по 1705 г. По преданию, в тот день, когда ставили крест, горожане выловили в Каче икону Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Эту святую считали покровительницей скота и полей, ей молились о благополучии в доме, о хозяйственных нуждах, о женихах. Когда на месте креста появилась часовня, ей дали имя Параскевы Пятницы. По другой версии, часовню назвали в честь девушки-казачки, которая собирала ягоды на склоне Караульной горы и, увидев приближающиеся к городу кочевые племена, подняла шум, за что и погибла мученической смертью. Девушку эту звали Параскева. Дважды в год, в девятую пятницу после Святой Пасхи и в сентябре, совершался крестный ход и молебен к часовне в память о чудесном спасении Красноярска от гибели и для принесения Господу молебного пения о ниспослании благовременных дождей и об изобилии плодов земных.

Вершина Караульной горы с крестом приобрела значение символической коллективной могилы защитников Красноярска. В 80-х гг. XVIII в. красноярцы просили Тобольскую консисторию обновить крест, обнести его особой оградой и не запрещать молебны около него. Несмотря на отрицательную позицию тобольского митрополита, горожане, вероятно, на средства боярского сына Толщина, обновили крест и поставили над ним крышу на четырех столбах.

В 1804 г. на средства купца И. Л. Новикова обветшавший крест заменили на железный, а боковыми стенами поставили «иконы большого размера с изображением святителей». В 1825 г. иконы «за обветшанием часовни» перенесли в собор на Стрелке. В таком виде часовня изображена на акварели «Вид Красноярска» ссыльного француза Алибера, выполненной в 1842 г.

На месте обветшавшей деревянной часовни в 1865 г. выстроили каменную (архитекторы Я. И. Алфеев и Я. М. Набалов). Финансировал строительство купец И. П. Кузнецов. Часовня Параскевы Пятницы была приписана первому каменному собору Красноярска — Воскресенскому, поставленному в XVIII в. на месте основания города.

С холма, на котором стоит часовня, виден весь город и его окрестности, поэтому часовня стала излюбленным местом паломничества жителей и гостей города. Именно отсюда велось наблюдение полного солнечного затмения 7 августа 1887 г. Красноярск был признан лучшим пунктом для проведения исследований и наблюдений за этим космическим явлением, так как продолжительность фазы затмения здесь была почти 4 минуты (в Европе всего 2—2,5 минуты). К Караульной горе от красноярской почтово-телеграфной конторы был проведен телеграф. С его помощью ученые могли связаться со всеми наблюдательными станциями России. Перед затмением Солнца по городу прошли слухи, что произойдет землетрясение, весь город разрушится и уцелеет только самое высокое место в городе, там, где сидят «астроловы». С утра все горожане были на холме и наблюдали редкое астрономическое явление. Среди наблюдающих был художник В. И. Суриков, этюды которого, выполненные во время затмения, не сохранились. В составе астрофизической экспедиции, прибывшей из Петербурга, был молодой ученый, будущий изобретатель радио А. Попов. В память об этом событии на фасаде часовни установлена гранитная мемориальная доска.

В 30-е гг. ХХ в. в Красноярске, как и по всей стране, уничтожались храмы и церковные святыни, прекращались службы. Были разрушены Воскресенский, Богородице-Рождественский соборы, Всехсвятская церковь. Часовня устояла, хотя молебны возле нее были запрещены. В 1930-е гг. с купола снесли крест, и долгое время часовня находилась в запустении. Восстановление православного символа Красноярья началось благодаря Николаю Васильевичу Попову (игумену Иннокентию), который добился возвращения ее церкви во время недолгой «церковной оттепели» середины 1940-х гг.

Часовня на Караульной горе

Кто из красноярцев не знает часовни, поставленной на самой высокой точке Караульной горы. С 1855 года она является неотъемлемой частью архитектурного облика города. Прекрасный обзор с горы делает ее местом паломничества многочисленных туристов. Сама часовня, как памятник архитектуры середины XIX века, находится под охраной государства. Вместе с тем она обозначает собой памятное историческое место, связанное с давним боевым прошлым Красноярска.

Именно здесь с возникновения в 1628 году Красноярского острога была сооружена деревянная караульная вышка, где находился постоянный казачий дозор для предупреждения внезапного нападения «немирных» южных соседей: енисейских киргизов, северных монголов и черных калмыков-джунгаров. В начале XVIII века, когда мирная жизнь навсегда пришла на берега Енисея, на месте сторожевой вышки был воздвигнут деревянный крест с высеченными на нем памятными датами основания города и всех осад, которые выпали на долю Красноярского острога с 1628 по 1705 год.

В конце 60-х годов XVIII века красноярцы решили освятить крест и соорудить на сопке часовню, но, несмотря на многочисленные обращения, тобольская духовная консистория для борьбы с языческими суевериями и капищами это запретила, а крестные ходы, порекомендовала проводить до Стрелки и в соборе служить молебны.

Указ Ея Императорскаго Величества самодержицы всероссийской
из Тобольской духовной консистории Красноярскому духовному правлению

По указу Ея Императорскаго Величества Тобольская духовная консистория, слушав представленного к его преосвященству репорта, коим на посланной из консистории указ объявлено, на состоящей де от города Красноярска в версте горе сопке, тамошния красноярский жители для крестнаго хождения желают поставить крест святый и покрыть хорошим строением наподобие часовни, и быть бы оному хождению дважды (в лете) июня 2 и сентября 14, а понеж из того же репорта усмотрено, что около оной сопки никакого жила не имеется, зато указом вновь часовни строить запрещено. Того ради с доклада его преосвященству приказали послать в Красноярское духовное правление указ с тем, чтоб на оной горе, сопке, часовню не строить, и крестного хождения туда не иметь, а иметь оное хождение от соборной Преображенской церкви, впервые — августа 30 как в протчих местах бысть на реку хождение для водосвящения; во-вторых, — октября 30 от оной же соборной Преображенской к приходской Покровской церкви. А впредь о построении на оной горе, сопке, часовни прозбами не утруждать, и Красноярскому духовному правлению чинить посему Ея Императорскаго Величества указу.

Архимандрит Михаил
Никита Протопопов Софийский
Секретарь Василий Андроников
Тобольск 5 декабря 1769 г.

В 1772 году отставной сибирский дворянин Матвей Трофимович Толщин обращался к тобольскому митрополиту Варлааму за разрешением обновить крест и обнести его оградой, но Варлаам отказал, следуя инструкции Синода о жесткой регламентации крестных ходов, поклонения крестам и местным святыням.

В прошлых давных годех. при заведении города Красноярска предками нашими, того города старожилами, на состоящей близ оного над речкой Качей горе в тогдашнее военное время по опасности чинимых от живущих тогда в ведомстве красноярском киргизцов неприятельских набегов и тем нашим предкам несносных разорениев, а по взятии в плен ругательства, мучения и других бедствиев по обзорности места во-первых на той горе содержан был отъезжей караул, а потом, как те неприятели совсем разорены и под высокодержавную власть всероссийской империи взяты, и в том городе просвещение и тишина зделалось, то в память всех тех бедственных произшествий по принесении Всевышнему Богу благодарственного молебствия на той горе поставили крест Христа Спасителя, и в каждый год по два раза в самыя дни избавления, то есть после святыя Пасхи в девятую неделю и сентября 14 числа в день воздвижения честного креста господня по церковному чиноположению имели крестное хождение. А ныне тот поставленный на горе крест пришел во обветшание. Но красноярцы, не подчинились церковному бюрократизму и продолжали, правда уже один раз в году, крестным ходом и молебном поминать своих предков.

ТФ ГАТО, ф. 156, оп. 1,1772 г. д. 23, л. 3-4

Но красноярцы, не подчинились — «казаки и протчие граждане без указу, самопроизвольно, по одному их обещанию» продолжали, правда уже один раз в году, крестным ходом и молебном поминать своих предков. Часовня тоже была выстроена, без разрешения, в основном на средства купца Новикова.

По сведениям, архитектора К.Ю.Шумова, после сильного наводнения, нарушившего сообщение между городом и Караульной сопкой, деревянный крест из часовни перенесли во Всехсвятскую кладбищенскую церковь, где он сгорел вместе с церковью в пожаре 1797 года.

Читайте так же:  Часовня иден bloodborne где находится

В феврале 1806 года Красноярским городским обществом «по общему соглашению» было решено «за речкою Качею, на месте достойном и незабвенном памяти при начале бывшей на нем страже» возобновить часовню с крестом. В деле привлечения большего числа источников денежных средств для строительства часовни, активное участие приняла церковь. Она умело сыграла на патриотических чувствах горожан, придав им религиозную окраску. Недавний четырехлетний «около города неурожай» был объявлен наказанием жителям города за несоблюдение ими старого обычая — освящения на месте Караульной вышки семян, для посева. Смысл обряда заключался, видимо, в том, что семена, освященные на месте караула, призванного охранять спокойствие города, будут лучше сохранены от невзгод. 😯

. Красноярский городской голова Токарев присутствию думы словесно предложил следующее: из фактов, имеющихся в здешних архивах, известно, что с прибытием казаков в Сибирь и основанием ими между рекою Енисеем и речкою Качею острога, где ныне состоит губернский город Красноярск, против его, за речкою Качею, на горе, образовавшейся сопкою, как месте самом возвышенном, казаками была учреждена охранительная стража от набегов татар-качинцев. С этого места казаки, видев всю окрестность, при набеге качинцев давали знать жителям острога о предстоявшей опасности, и сии последние принимали меры к охранению себя. С прогнанием же татар-качинцев и с увеличением населения острога христианами, они, в память избавления предков их от врагов, на месте бывшего караула на горе-сопке с разрешения Тобольского епархиального начальства выстроили деревянную часовню и поставили в ней крест Господень, куда по настоящее время продолжается крестное хождение каждогодно в пятницу 9-й недели по Пасхе и притом совершается молебствие с прошением к Господу Богу о ниспослании благо временных дождей к плодоношению земли.

Эта примечательная, сколько в религиозном, столько же и в историческом отношении, деревянная часовня, при всевозможном поддержании поправками, в настоящее время приходит в совершенную ветхость. Но, чтобы не лишиться этого религиозно-исторического памятника, он, городской голова, имеет в виду таких лиц, которые, желая сделать угодное Господу Богу, а с тем вместе сохранить и память предков, изъявляют готовность на месте теперешней деревянной ветхой часовни соорудить новую, каменную, по составленным на сей предмет плану и фасаду, которые и передал в думу на тот конец, чтобы этот проект представить на рассмотрение и утверждение Енисейской губернской строительной комиссии.

Вследствие чего Енисейская губернская строительная комиссия при предписании от 28 февраля за № 220, препроводив в думу пересоставленный енисейским губернским архитектором Алфеевым и утвержденный строительной комиссией чертеж на постройку часовни в городе Красноярске на горе за речкою Качею, где ныне существует деревянная ветхая часовня, получила разрешение предполагаемой по этому проекту постройки к епархиальному начальству войти с представлением прямо от себя.

Городской голова Токарев

кандидат гласного Матвей Яковлев.

Когда Красноярск обратился за разрешением заменить деревянную часовню каменной, томские духовные власти стали выяснять, а существует ли часовня вообще. И почему часовня не показывается в специальных регулярно подаваемых в консисторию клировых ведомостях, где сообщалось о наличии и состоянии церковных строений, имущества и составе красноярских священнослужителей. А Иноземцев, как благочинный, то есть старший священник всех городских церквей, по сути дела, отрапортовал, что часовня как таковая не существует.

Во исполнении указа Е. И. В. из правления сего от 10-го сего майя № 245 ко мне последовавшего, о доставлении сведения, существует ли в городе Красноярске, на горе за речкою Качею, часовня, в каком она ныне виде и почему ни при какой церкви не показана?

Сим имею честь донести, что помянутая часовня была выстроена (как идет предание) вместе с началом города Красноярска на самой возвышенности горы за речкою Качею и впоследствии возобновляема, вероятно, в память того, что когда был до города острог казацкий, на этой вершине горы был постоянный караул в предосторожность от нападения кочующих по речке Каче татарских орд (впоследствии казаками отогнанных и поселившихся по реке Абакану Минусинского округа под именем качинцев); ныне состоит лишь из четырех столбов, покрытых крышею с железным на оном крестом и деревянным помостом.

Вместо боковых стен под крышею стояли иконы большого размера с изображением Святителей, а в средине между оными водружен был образный животворящий крест с изображением Распятого. Иконы сии и крест, за обветшанием часовни, были взяты около 1825 года и перенесены в красноярский Воскресенский собор, где и поныне хранятся: иконы на паперти, а крест в самой церкви; и потому помянутая часовня, как остались при ней только одни столбы с крышею и помост, не введена бывшими благочинными в число прочих часовен и по клировым ведомостям.

Благочинный священник Александр Иноземцев.

Каменную, на месте деревянной, часовню по проекту губернского архитектора Якова Ивановича Алфеева выстроили в 1855 году на средства городского головы, золотопромышленника-мецената П.И.Кузнецова. Высота часовни — 15 метров, диаметр — 7 м, высота стен — 7 м, длина каждой из граней — 2,4 м.

Я.И.Алфеев (1802-?) духовного звания, но после окончания духовной семинарии в 1819 году поступил в Экспедицию кремлевского строения в Москве на должность архитекторского ученика 3-го класса. Звание архитектора получил в 1830 году. Был губернским архитектором в Оренбурге, с 1847 года служил в Енисейской губернии сначала членом губернской строительной комиссии, а с 1850 года — губернским архитектором. Кроме храмовых построек, проектировал казенные и частные гражданские строения.

Перед затмением по городу прошли слухи, что произойдёт землетрясение, весь город разрушится и уцелеет только самое высокое место в городе, там, где сидят «астроловы». С утра все горожане были на холме и наблюдали редкое астрономическое явление. В составе астрофизической экспедиции, прибывшей из Петербурга, был молодой учёный, будущий изобретатель радио Александр Попов. Для красноярцев это событие дорого ещё и тем, что вместе со всеми за затмением наблюдал Василий Иванович Суриков, который всё лето 1887 года жил в Красноярске. Он рисовал этюды, расположившись на месте, откуда виден был весь город, необычно освещённый в связи с природным явлением. К сожалению, работы эти не сохранились.


Летом 1943 года часовня сгорела из-за пронесшейся над городом сильной грозы. И.А.Бестужев, бывший в то время председателем горсовета, приложил много усилий, чтобы восстановить старый памятник истории города. На следующее лето горожане опять могли видеть на Караульной горе отреставрированную часовню.

К осени 1972 года по проекту заслуженного архитектора России Александра Сергеевича Брусянина была произведена реставрация этого памятника. Часовню увенчал новый, в подробностях копирующий прежнюю кровлю шатер. Оконные ниши были заделаны ажурными металлическими решетками, а на дверные проемы навешены кованые железные створки, выполненные мастерами Красноярского электровагоноремонтного завода.

Именно эта часовня, визитная карточка города, изображена на лицевой стороне 10-рублевой банкноты Банка России образца 1997 года и используется в качестве символа Красноярска на многочисленных сувенирах.

Вплоть до начала 1990-х годов она находилась в заброшенном состоянии. С 1980 года часовня Параскевы Пятницы имеет статус памятника архитектуры местного значения и включена в список рекомендованных на федеральную охрану. В 1996 году был серьёзно изменён внутренний и внешний вид часовни: стены расписаны фресками, проведено отопление, маковка заменена на значительно большую.

Управление Росохранкультуры недавно провело проверку состояния этого объекта культурного наследия федерального значения и установило: памятнику грозит физическое уничтожение. Из-за полуденных выстрелов пушки часовня подвергается ежедневному динамическому воздействию. От регулярного сотрясения появляются трещины, осыпается штукатурка. Так как часовня является «обязательным местом посещения» для новобрачных и, вероятно, в связи с тем, что не охраняется — кругом валяются битые бутылки, везде в качестве неоязыческих символов понавешаны замки.

Дополнительные фотографии

Всехсвятская церковь в Красноярске — история строительства

Строительная история Всехсвятской церкви в Красноярске неразрывно связана с историей одноименного кладбища, впервые появившегося на карте города в последней четверти XVIII века. Возникновение Всехсвятского кладбища было обусловлено процессом коренной реконструкции застройки Красноярска после опустошительного пожара 1773 года. По выполненному сотрудником тобольской чертежной палаты Петром Моисеевым генеральному плану, который впервые заложил принципы регулярной планировки Красноярска, за пределами городской территории было определено место для нового «кладбища мертвых тел». Участок под кладбище был выбран к западу от городской застройки, на опушке соснового бора (район современной территории фабрики «Квант»). (рис.1)

Из переписки последней четверти XVIII века между тобольской консисторией и протоиереем красноярского Воскресенского собора Алексеем Михайловским, исполнявшим должность «заказчика» церковного строительства красноярского округа, следует, что к октябрю 1774 года на территории кладбища была выстроена деревянная однопрестольная церковь Всех Святых.(1) Вскоре она была освящена присланным из Тобольска антиминсом.

Таким образом, начало функционирования Всехсвятского кладбища относится к концу 1774 года, когда его комплекс был полностью приготовлен для проведения погребальных обрядов. Записи метрических книг Всехсвятской церкви рубежа XVIII-XIX веков свидетельствуют, что территория Всехсвятского кладбища стала местом погребения коренной части жителей Красноярска.

Читайте так же:  Часовня во имя креста в суздале

В начале 1797 года здание Всехсвятской церкви погибло в пожаре. В октябре этого же года, по благословенной грамоте тобольского архиепископа Варлаама, на ее место перенесли деревянную церковь Благовещения, которая располагалась в районе пересечения современных улиц Ленина и 9 Января. (2) Перенос деревянной Благовещенской церкви стал возможен вследствии принятия решения о строительстве на ее месте одноименного каменного храма. В 1798 году новую деревянную кладбищенскую церковь переосвятили во Всехсвятскую (3).

В сентябре 1812 года, «в день вступления французских войск в Москву» и эта деревянная кладбищенская церковь сгорела. Красноярское духовное правление сообщало в Тобольск: «сего сентября 2 числа после полудня градокрасноярская кладбищенская Всехсвятская церковь со святым антиминсом и совсем имуществом, принадлежащим к благолепию церковному, сгорела, кроме трех колоколов, свалившихся на землю»(4). После этого события горожане приняли решение о сооружении взамен сгоревшего деревянного нового каменного храма. Сохранившиеся клировые ведомости и описи церковного имущества каменной Всехсвятской церкви подробно освещают ход строительства этого здания.

Церковь была заложена в апреле 1816 года в юго-западной части территории Всехсвятского кладбища (5). Строительство здания осуществлялось по проектным чертежам — «плану и фасаду», которые упоминаются в поздних документах изученного нами церковного архива

(6). Как показывает красноярская строительная практика начала XIX века, эти чертежи скорее всего были выполнены не академически обученными архитекторами, институт которых на территории Приенисейского края был учрежден только в 1822 году, а кем-то из лиц, непосредственно занятых в сфере строительства. На наш взгляд, автором проектных чертежей мог быть мастер иконостасных дел Григорий Бусыгин, по «планам» которого в Красноярске в 1804-1822 годах была выстроена Благовещенская церковь (7). Факт участия этого опытного резчика в строительстве и украшении Всехсвятской церкви, зафиксировал ряд церковных документов 20-30-х годов XIX века (8).

По данным историка А.Н.Копылова Г.Бусыгин был сыном отставного служилого из Тобольска Егора Михайловича Бусыгина, известного в последней четверти XVIII века многочислеными подрядами по изготовлению иконостасов на территории сибирских уездов (9).

Изученные нами материалы строительных подрядов и приходно-расходных книг из архивов ряда приенисейских церквей, позволяют сделать вывод о значительной профессиональной деятельности «сержантского сына» Г.Бусыгина на территории Приенисейского края в 1800-1830-х годах (10). Так, в 1800 году он работал на строительстве церкви Захария и Елизаветы в Енисейске, в 1804 году Троицкой церкви в селе Арейском и Спасского собора в Канском остроге (11).

На работах по возведению Всехсвятской церкви была занята строительная артель, в состав которой входили енисейские и красноярские ремесленники. Руководил артелью мастер Иван Ильич Огрысков, происходивший из семьи потомственных служителей енисейского Спасского монастыря (12). О высокой квалификации И.И.Огрыскова свидетельствует тот факт, что в 1811-1815 годах именно ему была поручена достройка каменной Благовещенской церкви в Красноярске, вместо непонравившегося прихожанам иркутского мастера И.Прохорова. Помимо И.И. Огрыскова в работах по возведению стен и сводов здания принимали участие красноярские каменщики братья Иван и Федор Быкасовы (13).

Как следует из документов церковного архива, после окончания строительных работ и завершения отделки интерьеров, освящение Всехсвятской церкви состоялось 22 мая 1820 года (14). Благодаря сохранившимся подробным описям мы можем представить себе размеры выстроенного здания. Длина церкви «от горнего места до западных врат» (т.е.продольный размер между внутренними поверхностями стены алтаря и западной стены притвора — К.Ш) составляла четырнадцать саженей один аршин (около 30м 57см).

Архитектура первоначального объема Всехсвятской церкви носила переходный характер, связанный с особенностями становления на территории Приенисейского края основ классицизма. При сохранении отголосков барочных традиций в объеме храмовой части здания, представлявшей собой монументальный со скошенными углами четверик, архитектурные массы колокольни были решены в формах раннего классицизма. (рис.4)

Четверик храмовой части Всехсвятской церкви перекрывался сводом, скрытым под изогнутой кровлей, и увенчивался небольшой граненой главкой на световом барабане. Особенностью объемной композиции Всехсвятской церкви, отличавшей ее от других произведений енисейских мастеров рубежа XVIII-XIX в., являлась прямоугольная форма алтарной апсиды.

В таком виде здание просуществовало до конца 1820-х годов. В 1829 году началось сооружение северного придельного храма Успения Богородицы, существенно изменившего архитектурный облик Всехсвятской церкви. К моменту принятия решения о строительстве придельного храма, в Красноярске уже несколько лет работал губернский архитектор Павел Федорович Воцкий, который, вероятнее всего и составил проект на пристройку придела.

Сооружение придельного храма Успения завершилось в конце 1830 года. Придел освятили после того, как в нем был установлен выполненный Г.Бусыгиным резной иконостас, с иконами красноярского иконописца Тимофея Семеновича Ростовцева (15). Судя по сохранившимся описаниям иконостас, представлял собой одноставное с шестью колоннами сооружение, покрытое простой с позолотой резьбой и выкрашенное белой краской (16)

Основные работы по кладке стен и сводов придела выполнял опытнейший красноярский каменщик Тимофей Петрович Векшин. Помимо него в строительных работах участвовали красноярские мастеровые: Григорий Матвеев, Иван Ефимов, Семен Ростовцев, Федор Кочнев и другие (17).

Одновременно со строительством Успенского придельного храма были начаты работы по возведению церковной кирпичной ограды. Все каменные работы по строительству ограды выполняла артель красноярских каменщиков, в которую входили наиболее опытные городские мастера: Тимофей Векшин,Филипп Леднев,Иван Быкасов.

Из отметки в книге «для записи денег» о расчете с мастерами-каменщиками за строительство ограды, становится известна суммарная протяженность кирпичной ограды, возведенной к марту 1831 года. Она равнялась 257 саженям (около 548м ). (18)

Данные о первоначальной длине и ширине кладбищенской ограды приведены в описи церкви 1832 года. Длина ограды (вдоль современной улицы Красной Армии) составляла 87 саженей (около 185,5м), ширина — ( вдоль современной улицы Обороны) 61 сажень (около 130м). (19)

Эта ограда видна на самом раннем из известных нам фотоснимков Всехсвятского кладбища, который можно отнести к началу 1870-х годов, поскольку на нем еще не зафиксирован появившийся в 1875 году деревянный мезонин на кирпичном здании богадельни, выстроенной в юго-западном углу ограды к 1841 году.(рис.4 )

Судя по снимку, деревянная решетчатая ограда на кирпичных столбах и кирпичном цоколе, охватывала всю территорию кладбища. Конфигурация ограды имела неправильную геометрию, обусловленную характером рельефа надпойменной террасы реки Качи: северный участок ограды был значительно скошен, вследствие чего восточный участок ограды имел небольшую протяженность. На южной стороне ограды находились ворота, представлявшие собой композицию из двух кирпичных пилонов с калитками и расположенной между ними решеткой из двух полотен. При них с 1831 года существовала каменная часовня Николая Чудотворца (20). (рис.5,6)

В соответствии с планом Красноярска 1828 года, который предусматривал территориальный рост города к западу до Афонтовой горы, около Всехсвятского кладбища стали появляться дома горожан. Это обстоятельство понудило городские власти поставить вопрос о переводе Всехсвятской церкви в разряд приходских, а вместо нее выстроить новую кладбищенскую церковь. В 1835 году красноярская городская дума приняла решение закрыть Всехсвятское кладбище, как «состоящее внутри города» (21). Практически захоронения на этом кладбище прекратились еще в 1820 году, после того, как состоялось освящение каменной Всехсвятской церкви. Об этом свидетельствуют записи на полях метрических книг Всехсвятской церкви.

Строительство новой кладбищенской церкви, получившей название Троицкой, началось в 1836 году на территории восточного кладбища, намеченного планом 1828 года (ныне Троицкое кладбище в Покровке), и закончилось в 1848 году ( 22).

На плане Красноярска 1852 года, выполненном «по мередиану магнитной стрелки 1828 года», территория Всехсвятского кладбища обозначена еще в соответствии со своей первоначальной функцией. Однако каменная Всехсвятская церковь показана на «изъяснении» к плану, уже как приходская.

Расположенное в юго-западном углу кладбища здание было занято, согласно отметке на плане, под помещения Духовного правления и богадельни.

План Красноярска 1871 года зафиксировал некоторые изменения в характере застройки территории бывшего Всехсвятского кладбища, произошедшие с момента составления городского плана 1852 года. Примечательно, что на новом плане территория Всехсвятского кладбища уже не была обозначена как место для захоронений. Сама Всехсвятская церковь названа приходской. Здание бывшей богадельни в это время использовалось как дом причта Богородице-Рождественского собора, выстроенного на Новобазарной площади в 1845-1861 годах. Кроме Всехсвятской церкви и дома соборного причта на территории бывшего кладбища в это время находилось еще одно здание — деревянный дом причта Всехсвятского прихода. Он располагался в северо-западном углу территории бывшего кладбища.

В апреле 1876 года прихожане Всехсвятской церкви обратились к духовным властям за разрешением пристроить к южному фасаду Всехсвятской церкви придельный храм Святителя и Чудотворца Николая. К прошению был приложен план будущего строения, очевидно выполненный

Лоссовским А.А., занимавшим в то время должность городского архитектора. После утверждения плана, в мае 1876 года были заключены «обязательства» с подрядчиками на проведение строительных работ.

Интересно, что спустя полвека среди строителей, подряжавшихся на выполнение каменных работ, не было ни одного енисейца или красноярца. Их заменили приезжие мастеровые: крестьяне «Владимирской губернии Гороховецкого уезда Неверослободской волости деревни Пашкиной» Григорий и Дмитрий Скворцовы, а также крестьянин Нижегородской губернии Иван Пушков (23). В своем договоре они обязались все каменные работы закончить к восьмому июля 1876 года.

Читайте так же:  Надвратная часовня

Как видно из сохранившейся копии благословенной грамоты, подписанной епископом Енисейским и Красноярским Антонием, придел Николая Чудотворца был заложен 16 мая 1876 года (24). Каменные работы на приделе были завершены в сроки, оговоренные в договоре. Выполненную пристройку в ноябре 1876 года освидетельствовал енисейский губернский архитектор С.В.Нюхалов. (рис.5)

Приводим некоторые выдержки из описи имущества Всехсвятской церкви 1883 года, которая в дополнение к фотоснимкам здания рубежа XIX-XX веков, позволяет представить с определенной степенью допущения окончательно сложившийся архитектурно-художественный облик постройки этого времени. (рис.5) «Для входа в церковь трое дверей: одна со стороны западной и по одной двери с северной и южной. Окон с правой стороны семь, с левой восемь, кроме того вверху онаго храма круглых окон на правой стороне два и на левой три и четыреугольных: четыре с правой стороны и три с левой. Полы в главном храме и в северном приделе чугунные, а в левом деревянные. Церковь покрыта железом под зеленой краской» (25)

В отличии от каменных работ, которые выполнялись исключительно приезжими мастеровыми, в работах по оборудованию и украшению интерьеров придельного храма принимали участие енисейские и красноярские подрядчики. Так, предалтарный иконостас Николаевского придела,»по рисунку, составленному и разсмотренному Епархиальным Начальством», изготовил мещанин Петр Матвеевич Попов — представитель известной семьи потомственных мастеров по художественной обработке дерева из Енисейска. Красноярский мещанин Федор Кузнецов вызолотил три главы на Всехсвятской церкви «вместе с крестами и цепями». Золочение иконостаса исполнил пензенский мещанин Порфирий Грачев (26)

Особо следует отметить, что иконы в иконостас Николаевского придела были присланы из Москвы, а написаны «известным художником Малышевым в Троице-Сергиевой Лавре» (27).

П Р И М Е Ч А Н И Я

1.Госархив Красноярского края (далее ГАКК),ф.592,оп.1,д.42,л.34.

2.Быконя Г.Ф.,Гринберг Ю.И.,Шумов К.Ю. Покровская церковь в

Красноярске — памятник архитектуры XVIII века. в кн.- Памятники исто-

рии и культуры Красноярского края. Вып.1,Красноярск,1989,с.317.

3.Краткое описание приходов Енисейской Епархии. Красно-

7.Попадюк С.С. Историческая справка о Благовещенской церкви в

Красноярске. Институт «Спецпроектреставрация».М.,1978,с.2.

9.Копылов А.Н. Развитие в Сибири в 18-нач.19в. ремесла по ху-

дожественной обработке дерева. в кн.- Города Сибири.Наука,Новоси-

10.Шумов К.Ю.Историческая справка об иконостасе Благовещенско-

го придела Благовещенской церкви в Красноярске. АО

11.ГАКК,ф.812,оп.1,д.42,л.5; ф.298,оп.1,д.4,л.17об.; ф.592,оп.

12.Шумов К.Ю. Цех мастеров каменных дел Енисейска 18 века. в

кн.- Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.2,Красно-

18.ГАКК,То же дело,л.12об.

22.ГАКК,То же дело,л.49об.

24.ГАКК,То же дело,л.9.

26.ГАКК,То же дело,лл.14,27,37.

27.ГАКК,То же дело,л.22.

Статья впервые была опубликована: Памятники истории и культуры Красноярского края : выпуск 3 / сост. Г. Ф. Быконя. – Красноярск : Красноярское книжное изд-во, 1995. – с. 419-429.

Караульная гора (Красноярск)

Карау?льная гора (Кум-Тиге?й) — сопка расположенная в Красноярске. Названа в честь располагавшейся здесь караульной башни. Своё второе название, Кум-Тегей (от хак. кум — песок, тигей — вершина) получила от местного племени аринцев.

Красноярские историки предполагают, что именно на Караульной горе А. А. Дубенский делал чертежи местности, найденной для основания острога. Караульной гора стала называться, после того как казаки, поставив острог в устье реки Качи, установили на нем в 1668 г. деревянную сторожевую вышку, на которой несли караул казаки, предупреждавшие жителей Красноярска о приближении врагов: енисейских кыргызов, северных монголов и черных калмыков-джунгаров.

Ещё одно имя Караульная гора получила по названию расположившегося на ней селения — Покровки, Покровской слободы, которую, в свою очередь, назвали в честь Покровской церкви (ныне собора). В народе часто гору называют Покровской горой.

Историк Г. Ф. Быконя предполагает, что, возможно, именно с этого места делал А. А. Дубенский в 1624 г. «чертежи… урочищам и местам, где могло было быть в Тюлькиной земле острогу».

В начале XVIII в. в память о погибших защитниках города на месте дозорной вышки был воздвигнут большой деревянный крест с высеченными на нем датами основания Красноярска и осад, выпавших на его долю. В мае и в сентябре (в месяцы обороны города в 1667 и 1679 гг.) возле креста совершался крестный ход и молебен в память о чудесном спасении Красноярска от гибели.

В 1804 г. красноярский купец Новиков в благодарность Богу за свое счастливое спасение из водоворота на речном пороге заменил обветшавший деревянный крест на железный. Крест окружили иконами большого размера с изображением святителей. В 1855 г. вместо сгоревшей была поставлена каменная часовня, ставшая символом города. В годы советской власти крест был уничтожен, и его восстановили только в 1990 г. [1]

[править] Достопримечательности

Часо?вня Параске?вы Пя?тницы — православная часовня, один из символов города Красноярска. Располагается на вершине Караульной горы, на месте древнего языческого капища татар-качинцев. Местные племена называли гору Кум-тэгей

[править] Интересные факты

1. На этом месте часто работал над своими этюдами Василий Иванович Суриков. В августе 1887 г. с площадки рядом с часовней наблюдал солнечное затмение русский учёный, изобретатель радио Александр Степанович Попов. В память об этом событии на восточном фасаде часовни установлена мемориальная доска.

2. 9 сентября 2011 г. на Караульной горе в память о казаках — основателях Красноярска была установлена сигнальная пушка — гаубица М-30 образца 1938 г. Ежедневно в 12.00 холостым выстрелом она сообщает о наступлении полудня. [2]

5-комнатный коттедж посуточно в Красноярске, улица Олега Кошевого, 4

  • 10000 / за сутки
  • Обновлено: 21 окт 2018

    Размещено: 21 окт 2018

    Скажите арендодателю, что нашли
    это объявление на Лиге Квартир

  • Описание
  • На карте
  • Удобства
  • Цены
    • Площадь: 450м2 Спальных мест: 15 Комнаты: Изолированные Ремонт: Косметический Этаж: 3 из 3

      Сдаётся отличный коттедж 450 кв. м. в Покровке! От собственника!
      В пешей доступности от часовни Параскевы Пятницы.

      Идеально подходит для свадеб, юбилеев, дней рождения и других ваших праздников!

      К вашим услугам:
      -большой банкетный зал
      -40 посадочных мест
      -15 спальных мест
      -На кухне есть все необходимое (чайник, холодильник, плита, посуда, посудомоечная машина), есть ещё одна кухня в цоколе
      -3 санузла (на каждом этаже)
      -музыкальный центр.

      Цена зависит от дня недели, количества человек и сезона. Поэтому лучше уточнить по телефону.

      Сдаётся отличный коттедж 450 кв.м. в Покровке! От собственника!
      В пешей доступности от часовни Параскевы Пятницы.

      В цоколе находится сауна и небольшая комната для отдыха.

      На улице есть мангал, парковка.

      Цена зависит от дня недели, количества человек и сезона.
      Поэтому лучше уточнить по телефону.
      Условия предоставления скидок: Скидка, при заселении от 2-х дней.
      Предпочтительное время заезда: 14:00 час.

    • На кухне:
    • Холодильник
    • Микроволновая печь
    • Посудомоечная машина
    • Кухонная плита
    • Посуда
    • Электрочайник
    • Духовка
    • Техника:
    • Телевизор
    • Музыкальный центр
    • Рядом:
    • Магазин
    • Супермаркет
    • Торговый центр
    • Парковка у дома
    • Безопасность:
    • Металлическая дверь
  • Комфорт:
  • Стиральная машина
  • Джакузи
  • Баня или сауна
  • Душевая кабина
  • Мебель
  • Пластиковые окна
  • Ванна и душ
  • Климат:
  • Автономное отопление
  • Камин
  • Услуги:
  • Можно с детьми
  • Регулярная уборка
  • Курить нельзя
  • Отдых:
  • Мангал
  • Банкетный зал
  • Условия оплаты:
  • Система скидок
  • Аренда жилья на сутки в России, Украине, Беларуси и в других странах Европы и Азии**
    ** Напоминаем, что администрация сайта в соответствии с пользовательским соглашением ответственности за размещенные объявления не несет.

    Продолжая пользование данным сайтом, я выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных с использованием файлов cookie, интернет-сервисов «Google Analytics» и «Яндекс.Метрика».

    Copyright © 2011-2019 Лига Квартир. Все права защищены.

    «Свидетельство о регистрации доменного имени» — подтверждает юридическую защиту прав на доменное имя ligakvartir.ru, согласно статье 1252 ГК РФ.

    «Свидетельство на Товарный Знак» — подтверждает юридическую защиту прав на Лига Квартир, согласно статье 1484 ГК РФ и статье 1229 ГК РФ.
    Товарный Знак зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.

    Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены
    на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы (статья 1261 ГК РФ).

    Караульная гора
    Кум-Тигей
    вид на гору из центра города
    Координаты: 0°00?00? с. ш. Ошибка выражения: неожидаемый оператор *° Ошибка выражения: неожидаемый оператор *? Ошибка выражения: неожидаемый оператор * Ошибка выражения: неожидаемый оператор *? Ошибка выражения: неожидаемый оператор >= ? / ? 0 , (G) (O) (Я) 0 , Ошибка выражения: неожидаемый оператор round 0°00?00? с. ш. Ошибка выражения: неожидаемый оператор *° Ошибка выражения: неожидаемый оператор *? Ошибка выражения: неожидаемый оператор * Ошибка выражения: неожидаемый оператор *? Ошибка выражения: неожидаемый оператор >= ? / ? 0 , (G) (O) (Я)
    Страна Россия
    Регион Красноярск
    Высота вершины 225 м