Часовня на никольской улице

Москва. Часовня Пантелеимона Целителя у Никольских (Владимирских) ворот.

Часовня Святителя Пантелеймона у Никольских (Владимирских) ворот Китай — города, 1883 год (построена) — 1932 год (закрыта) — 1934 (1933 ?) год снесена.

В июне 1883 года состоялось освящение новой московской часовни, приписанной к Богоявленскому монастырю, и афонские святыни были с благоговением перенесены в нее. Она считалась одной из самой богатой реликвиями в Москве: здесь были чудотворный образ Спасителя, иконы Богоматери «Скоропослушница» и Иверская, святого великомученика Пантелеимона, ковчег со святыми мощами.В старой Москве во имя святого великомученика Пантелеимона было освящено несколько больничных церквей и знаменитая часовня в Китай-городе на Никольской улице, стоявшая напротив храма Владимирской иконы Богоматери.В 1880 г. потомственный почетный гражданин И.И. Сушкин, чей брат, архимандрит Макарий, был Настоятелем Русского Афонского Пантелеймоновского монастыря, пожертвовал монастырю участок земли в конце Никольской улицы у Владимирской башни, и там в 1881 г. началось строительство грандиозного сооружения – новой часовни св. Пантелеймона. Автор проекта, архитектор А.С. Каминский, задумал создать новую высотную доминанту в архитектуре Москвы, отмечавшую выход Никольской к Лубянской площади и перекликавшуюся с целой системой вертикалей Китай-города. Любопытно отметить, что А.С. Каминский полностью перенес фасад старой Пантелеймоновской часовни на фасад своего здания.

И в 1880 году брат настоятеля афонского Пантелеимоновского монастыря, потомственный почетный гражданин Иван Сушкин подарил для нее монастырю участок своей земли на Никольской улице ближе в Владимирским воротам. Спустя год началось строительство новой часовни во имя святого Пантелеимона, на многочисленные пожертвования москвичей. Возводил ее знаменитый архитектор А. Каминский, зять братьев Третьяковых, автор соседней арки Третьяковского проезда. В ознаменование продолжения традиции он оригинально воспроизвел на фасаде своего здания облик фасада старой Афонской часовни

В июне 1883 года состоялось освящение новой московской часовни, приписанной к Богоявленскому монастырю, и афонские святыни были с благоговением перенесены в нее. Она считалась одной из самой богатой реликвиями в Москве: здесь были чудотворный образ Спасителя, иконы Богоматери «Скоропослушница» и Иверская, святого великомученика Пантелеимона, ковчег со святыми мощами. Праздник святого Пантелеимона был московским торжеством. Каждый год 27 июля (9 августа) крестный ход отправлялся из часовни к Богоявленскому монастырю. Богомольцами была запружена Никольская, и чтобы все молящиеся могли поклониться и приложиться к чудотворным иконам, образы выносили в этот день на улицу и ставили под особый шатер.

При Богоявленском монастыре, на том месте, где на Никольскую улицу выходил монастырский участок (современный дом №6), в 1873 г. по проекту П.П. Зыкова была построена небольшая часовня, посвященная св. Пантелеймону, прославившемуся исцелениями, и принадлежавшая русскому Пантелеймоновскому монастырю на Афоне. Часовня была совсем небольшой, а молящихся в ней всегда было множество. В то время журнал «Всемирная иллюстрация» сообщал: «с раннего утра и до позднего вечера видите целыми группами входящих и выходящих людей, а также стоящих близ часовни в ожидании очереди приложиться к мощам св. великомученика и целителя Пантелеймона».

В 1880 г. потомственный почетный гражданин И.И. Сушкин, чей брат архимандрит Макарий был Настоятелем Русского Афонского Пантелеймоновского монастыря, пожертвовал монастырю участок земли в конце Никольской улицы у Владимирской башни, и там в 1881 г. началось строительство грандиозного сооружения – новой часовни св. Пантелеймона. Автор проекта архитектор А.С. Каминский задумал создать новую высотную доминанту в архитектуре Москвы, отмечавшую выход Никольской к Лубянской площади и перекликавшуюся с целой системой вертикалей Китай-города. Любопытно отметить, что А.С. Каминский полностью перенес фасад старой Пантелеймоновской часовни на фасад своего здания.

Освящение построенной часовни состоялось 2 июня 1883 г., а в 1923 г. ее отобрали у верующих. Тогда в протоколах заседаний Моссовета опубликовали его решение: «Принимая во внимание, что группа верующих так называемой Пантелеймоновской часовни от пользования ею отказалась, подав о том письменное заявление, руководствуясь циркуляром ВЦИК и СНК от 8/IV – 1929г., указанную часовню закрыть, а помещение передать Управлению милиции гор. Москвы». Это решение было подготовительным этапом к сносу часовни вместе с уничтожением Китайгородской стены, церкви Троицы в Полях, Владимирской церкви.

В 1934 г. незаурядное произведение известного московского архитектора было сломано. Теперь тут чахлый скверик, огражденный слепой стеной соседнего здания.

Пантелеймона, великомученика, Афонского русского монастыря часовня (уничтожена).

В 1880 г. тульский купец И.И. Сушкин (брат настоятеля Афонского Пантелеимоновского монастыря архимандрита Макария) пожертвовал небольшой участок земли на Никольской улице у стены Китай-города, на котором была выстроена грандиозная, в византийском стиле часовня (архитектор А.С. Каминский). Внутри были устроены хоры, а также келии для афонских иноков. Иконы и стенную живопись выполнил в строго византийском стиле художник С.Ф. Кортнев, орнаментом украсил часовню В.В. Колтунов. Освящение Пантелеимоновской часовни состоялось 2 июня 1883 г. Новоустроенная часовня около Владимирских ворот Китай-города стала центром ежегодного празднования 27 июля памяти великомученика и целителя Пантелеймона. Утром из нее в собор Богоявленского монастыря направлялся крестный ход с главной афонской святыней – ковчегом с частицами мощей святого Пантелеймона. По окончании литургии святые мощи с крестным ходом возвращались в часовню. В течение всего дня православный люд в большом числе стекался сюда, чтобы приложиться к поставленной у входа иконе святого Пантелеймона.

В резном золоченом четырехъярусном иконостасе находилось двадцать девять больших икон без риз. Также в нем было пятнадцать икон в серебряных ризах, и среди них почитаемый образ святого Пантелеймона с частицей его мощей, украшенный бриллиантами, сапфирами и рубинами. Другой особо почитаемый образ – чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница». Она была наряжена в серебряную ризу, украшенную множеством бриллиантов и рубинов. В часовне было множество серебряной утвари, одних только серебряных лампад – пятьдесят три.

Московские власти в 1923 г. изгнали из часовни афонских монахов и передали ее обновленцам. В конце 1932 г. Пантелеимоновская часовня была закрыта, а в 1933 г. снесена вместе с другими окружавшими ее историческими памятниками. После перестройки не раз выдвигались проекты восстановления Пантелеимоновской часовни, но в начале XXI в. на ее месте было выстроено в весьма своеобразной архитектурной стилистике здание торгового центра «Наутилус».

Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».

Пантелеймона, великомученика, у Богоявленского монастыря часовня (уничтожена).

Крупнейшим русским монастырем за пределами России был Пентелеимоновский на Святой горе Афон. В 1867 г. из него в московский Богоявленский монастырь был доставлен ковчег с частицами мощей великомученика и целителя Пантелеймона и других угодников Божиих. При входных вратах обители для новой святыни соорудили часовню, в нише под алтарем церкви святого Иоанна Предтечи. Небольшую каменную Пантелеимоновскую часовню освятили 11 февраля 1873 г. Ее построили по рисункам известного архитектора П.П. Зыкова. Иконостас был исполнен из разноцветного мрамора, с большим крестом посредине. По правую сторону от него поместили древнюю Тихвинскую икону Божьей Матери в ризе, а по другую сторону – икону святого Пантелеймона, список с чудотворного афонского образа. Напротив иконостаса, на мраморном аналое поместили ковчег с афонской святыней. Изящный корпус ковчега был сооружен на фабрике Овчинникова. В июле 1873 г. освятили помещенные на боковых стенах иконы, представляющие точные копии со знаменитых чудотворных афонских образов: Спасителя из Протата, икон Божией Метери «Достойно есть», «Скоропослушница», «Избавительница», «Отрада», или «Утешение», Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. Позже появились иконы святых Александра Невского и Марии Магдалины, Саввы Сербского (постриженика русской обители) и Афанасия Афонского (основателя монашеского общежития на Афоне). В 1883 г. на Никольской улице возвели большую новую Пантелеимоновскую часовню, куда и перенесли ковчег с афонской святыней. В 1930 г. небольшая часовня около Богоявленского монастыря была снесена.

Читайте так же:  Часовня матроны босоножке

Часовня святого Пантелеимона в старой Москве

Богоявленский мужской монастырь на Никольской ул. В нем находилась часовня вмч. Пантелеимона. Фото 1883 года.

В старой Москве во имя святого великомученика Пантелеимона было освящено несколько больничных церквей и знаменитая часовня в Китай-городе на Никольской улице, стоявшая напротив храма Владимирской иконы Богоматери. Она тоже была разрушена большевиками.

Святой великомученик Пантелеимон жил в конце III — начале IV вв. от Рождества Христова. Он родился в малоазийском г. Вифания, в богатой и знатной семье: младенца назвали Пантолеон, что означало «по всему лев». Отец его был язычником, а мать, святая Еввула, христианкой и воспитывала сына в истинной вере, но рано умерла. Отец отдал мальчика в языческую школу, а потом отправил в Никомидию учиться медицинскому искусству. В этом городе святому Пантелеимону и предстояло принять мученический венец за Христа.

Вскоре после завершения учебы талантливого юношу представили императору-язычнику Максимиану, который захотел, чтобы он остался придворным врачом. В это же время святой Пантелеимон тайно познакомился с пресвитером Ермолаем, и каждый вечер слушая его слово о Христе, уверовал сам. Однажды, возвращаясь после беседы домой, он увидел на дороге мертвого ребенка, умершего от укуса ехидны, которая корчилась рядом. Святой Пантелеимон стал просить Господа воскресить чадо и умертвить ехидну, решив, что если его молитва исполнится, он сам станет христианином. Просьба его исполнилась у него на глазах, и он принял у пресвитера Ермолая Святое Крещение. А потом, после бесед с уверовавшим сыном, в христианство перешел и отец святого Пантелеимона.

Став христианином, святой Пантелеимон продолжал лечить больных, сочетая молитву с даром врачебного искусства. Он безвозмездно исцелял по молитве Господу страждущих, убогих, нищих, узников. Из зависти другие врачи донесли на него императору, что святой Пантелеимон – христианин и лечит христиан – то было время страшных языческих гонений. Максимиан потребовал от святого принести языческую жертву, но вместо этого своими глазами увидел, как святой Пантелеимон по молитве исцелил расслабленного. Нечестивый правитель в ярости повелел казнить исцеленного, а святого Пантелеимона пытать. Мученик просил Господа укрепить его и услышал ободряющий глас: «Не бойся, Я с тобой!» Не добившись отречения, император приказал убить святого Пантелеимона, но меч вдруг стал мягким, как воск, и пораженные воины воскликнули: «Велик Бог христианский!» В это время Господь вновь открылся мученику и его палачам: голос с неба во всеуслышание назвал его «Пантелеимоном», что значит «многомилостивый». Так незадолго до смерти мученику Пантолеону было даровано новое, истинное христианское имя.

Воины отказались казнить святого, но он сам повелел им исполнить приказ императора – смерть постигла его в 305 году. Когда ему отсекли голову, кровь окропила масличное дерево, которое зацвело и принесло целебные плоды. Тело святого было брошено в огонь, но оказалось неповрежденным, и похоронили его в Никомидии.

Первые храмы во имя святого Пантелеимона появились уже в IV веке в Константинополе и Севастии Армянской. На Руси великомученик почитался уже в XII веке. Великий князь Изяслав принял христианское крещение под именем Пантелеимона и носил образ святого на своем шлеме – это однажды спасло ему жизнь в битве. При Петре I в праздник святого великомученика русская армия дважды одерживала победы в Северной войне– при Гангуте в 1714 году, что стало первой победой русского флота над шведами, и Гренгаме в 1720 году. Через два года император приказал устроить храм во имя святого Пантелеимона в Санкт-Петербурге.

Ныне честная глава святого почивает в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, и его подворье открыто в Никитской церкви в Котельниках близ Таганки. Не столь давно честные мощи святого Пантелеимона были привезены в Москву и на несколько дней выставлены на поклонение в Новоспасском монастыре. В Православной Церкви святой Пантелеимон призывается в помощь при Таинстве Елеосвящения.

Основание московской часовни было связано с тем, что в 1866 году в Москву из русского Пантелеимонского монастыря на Афоне была привезена икона Богоматери «Скоропослушница» и с ней другие святыни: частицы святых мощей целителя Пантелеимона, святой крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. Иеромонах Арсений, доставивший их в Москву, остановился по прибытии в мужском Богоявленском монастыре, и в его соборном храме святыни были выставлены для поклонения. Желающих приложиться к ним собралось великое множество, так, что храм с утра до вечера был переполнен молящимися: совершались и совершались исцеления, благая весть о них облетала город, и народу все прибывало.

В связи с огромным количеством паломников в 1873 году при Богоявленском монастыре по благословению афонских старцев выстроили Афонскую часовню для этих святынь, на той же Никольской улице. (Теперь на ее месте — угловой сквер на пересечении Никольской и Богоявленского проезда, поскольку здание было сломано в 1929 году.) Однако маленькая часовня стала со временем тесной для всех желающих приложиться к святыням. Уже в 1879 году стали думать о построении новой.

И в 1880 году брат настоятеля афонского Пантелеимоновского монастыря, потомственный почетный гражданин Иван Сушкин подарил для нее монастырю участок своей земли на Никольской улице ближе в Владимирским воротам. Спустя год началось строительство новой часовни во имя святого Пантелеимона, на многочисленные пожертвования москвичей. Возводил ее знаменитый архитектор А. Каминский, зять братьев Третьяковых, автор соседней арки Третьяковского проезда. В ознаменование продолжения традиции он оригинально воспроизвел на фасаде своего здания облик фасада старой Афонской часовни.

Сооружение оказалось очень необычным для Москвы, поскольку часовня снаружи имела вид огромного, величественного храма, большой высоты и внушительных размеров. Теперь она могла принять в себя множество молящихся, притекавших к ней и целый день толпящихся в очереди у часовни. Было и другое, сугубо архитектурное решение зодчего создать на Никольской улице новую высотную доминанту, образованную церковным зданием: в продолжение исторической традиции застройки этой местности, где возвышались колокольни и церкви Богоявленского, Заиконоспасского и Никольского монастырей. Теперь и новая грандиозная часовня довлела не только над одной Никольской, но и над всем Китай-городом, крупнейшим деловым центром Москвы, в котором уже строились высокие «светские» здания коммерческих банков, страховых компаний, акционерных обществ.

В июне 1883 года состоялось освящение новой московской часовни, приписанной к Богоявленскому монастырю, и афонские святыни были с благоговением перенесены в нее. Она считалась одной из самой богатой реликвиями в Москве: здесь были чудотворный образ Спасителя, иконы Богоматери «Скоропослушница» и Иверская, святого великомученика Пантелеимона, ковчег со святыми мощами.

Читайте так же:  Как добраться до часовни ксении петербуржской в санкт-петербурге

Праздник святого Пантелеимона был московским торжеством. Каждый год 27 июля (9 августа) крестный ход отправлялся из часовни к Богоявленскому монастырю. Богомольцами была запружена Никольская, и чтобы все молящиеся могли поклониться и приложиться к чудотворным иконам, образы выносили в этот день на улицу и ставили под особый шатер.

В обычные же дни православные москвичи ходили в Пантелеимоновскую часовню за освященным, целебным лампадным маслом.

«На каторжные клейма,
На всякую болесть
Младенец Пантелеймон
У нас целитель есть», —

писала о часовне Марина Цветаева. Ходили сюда и за благодатной духовной помощью к знаменитому пастырю, настоятелю часовни, иеросхимонаху Аристоклию Афонскому, который служил здесь очень много лет. В детстве он сам перенес тяжелую болезнь – паралич ног, пока его мать не дала обет уйти в монастырь, если сын исцелится. Став настоятелем Пантелеимоновской часовни, он не только духовно окормлял свою паству, но и помогал неимущим материально, доставал средства на обучение детей из бедных семей, выдавал невест замуж, принимая пожертвования, тут же передавал их беднякам. По свидетельству его духовной дочери, он предсказал Великую Отечественную войну и грядущее спасение России Милостью Божией. По своему предвидению, отец Аристоклий был похоронен на Даниловском кладбище. И после смерти пастыря было явлено чудесное знамение: когда гроб везли на погост, слетелась огромная стая голубей, которых очень любил отец Аристоклий, и, кружась, птицы образовали в небе живой крест. Так они провожали священника до самой могилы.

Со всей России собирались паломники в Пантелеимоновскую часовню. Больные слепотой, эпилепсией, одержимостью, психическими расстройствами, телесными немощами и увечьями чаяли найти себе здесь исцеления и находили его. И после революции икона святого Пантелеимона источала особенную благодатную силу, словно утверждая веру истинную в безбожные времена. В 1927 году незадолго до закрытия часовни здесь совершилось чудесное исцеление от рака больного иудея Григория Кальмановича, и это чудо привело его к уверованию во Христа и принятию Святого Крещения. Болезнь находилась уже в той стадии, что врачи сочли лечение бесполезным, и определили срок оставшейся ему жизни в две недели. По пути из клиники Кальманович ехал мимо часовни и вдруг испытал неимоверное желание зайти в нее. Жена отговаривала, что это христианский храм, но он все же зашел в часовню. Там шел молебен. Больной опустился на колени перед образом целителя и в слезах простоял всю службу, а потом с трепетом приложился к иконе и испытал неимоверно облегчение – его отпустила боль, и он почувствовал себя здоровым. Когда его вновь осмотрели врачи, то не нашли никаких следов заболевания. Не сказав ни слова о своей молитве, исцелившийся вернулся домой и немедленно отправился в местный храм, где поведал эту историю священнику – и с радостью принял христианскую веру.

Воскресенский храм в Сокольниках

После революции власти запретили выносить чудотворный образ святого Пантелеимона на улицу в праздники. Часовня была закрыта в 1932 году и спустя два года сломана вместе с крепостной стеной Китай-города, но Милость Божия сохранила для Москвы почти все ее святыни. Чудотворный образ Спасителя находится в храм святых Флора и Лавра на Зацепе (см. 31 августа), икону Богоматери «Скоропослушница» передали в храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке, Иверскую – в Знаменскую церковь в Переяславской слободе (около м. «Рижская»). Чудотворный образ самого святого великомученика Пантелеимона и ковчег со святыми мощами из его часовни находится ныне в знаменитом Воскресенском храме в Сокольниках. Так бесценная московская святыня, к великому счастью, не оказалась утраченной.

Домовые больничные церкви с престолами во имя великомученика Пантелеимона находились при Бахрушинской больнице на Стромынке (ныне им. Остроумова), в Мариинском приюте на Донской улице, устроенном для призрения престарелых больных женщин дворянского происхождения, и в Медведниковском лазарете за Серпуховской заставой. Все они были закрыты после революции.

МОСКОВСКАЯ ПАНТЕЛЕИМОНОВСКАЯ ЧАСОВНЯ

Московские Владимирские ворота и Пантелеимоновская часовня

Московская часовня во имя великомученика Пантелеимона Целителя у Владимирских ворот Китай-города (разрушена в 1934)

  • Посвящение: вмч. Пантелеимона Целителя
  • Адрес: Россия, г. Москва, ул. Никольская, близ д. 25
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Часовня была выстроена для афонских святынь, — части мощей великомученика Пантелеимона, святого креста с частицей Животворящего Древа Креста Господня, части от камня Гроба Господня и иконы Божией Матери «Скоропослушница» — ранее бывших в малопоместительной часовне у Богоявленского монастыря. Необходимость в более поместительной часовне была обусловлена большим наплывом людей, желающих поклониться святыням.

    В 1880 году брат настоятеля Афонского Пантелеимоновского монастыря, потомственный почетный гражданин Иван Сушкин подарил для неё монастырю участок своей земли на Никольской улице ближе в Владимирским воротам. Спустя год началось строительство новой часовни во имя святого Пантелеимона, на многочисленные пожертвования москвичей. Возводил ее знаменитый архитектор А. С. Каминский. Освящение последовало 2 июня 1883 года. Часовня была приписана к Богоявленскому монастырю, но принадлежала Афонской Пантелеимоновской обители. Кроме вышеупомянутых святынь, в часовню были помещены чудотворный образ Спасителя, чтимый список Иверской иконы Божией Матери и чудотворная икона великомученика Пантелеимона. Новая крупная часовня смогла принять в себя множество молящихся, притекавших к ней и целый день толпящихся в очереди у её дверей. Высокое здание часовни стало новой архитектурной доминантой Китай-города. В день памяти святого Пантелеимона 27 июля из часовни к Богоявленскому монастырю был крестный ход, а чтимые иконы, чтобы позволить всем желающим приложиться к ним, выносились на улицу и ставились под особый шатёр. В часовню во множестве ходили и за благодатной духовной помощью к знаменитому пастырю, настоятелю часовни, преподобному иеросхимонаху Аристоклию Афонскому, который служил там много лет.

    В 1918 году настоятель часовни монах Макарий (Чириков) отказался выполнить требования инструкции Наркомюста от 24 августа того года и предоставить сведения о церковном имуществе, ссылаясь на то, что часовня приписана к Афону и находится под защитой греческого короля. После этого в часовне был произведен насильственный обыск, при котором было конфисковано 706 тысяч рублей в процентных бумагах и две книги текущих счетов на 269 тысяч.

    Часовня была закрыта в 1932 году. В 1934 году, одновременно с Китайгородской стеной, часовня была сломана. При этом почти все святыни часовни удалось сохранить. Чудотворный образ Спасителя попал в храм святых Флора и Лавра на Зацепе, икону Богоматери «Скоропослушница» передали в храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке, Иверскую — в Знаменскую церковь в Переяславской слободе. Чудотворный образ святого великомученика Пантелеимона и ковчег со святыми мощами из его часовни были перенесены в Воскресенский храм в Сокольниках.

    Часовня представляла из себя крупное здание в византийском стиле. Имела вид большого величественного храма как по внушительности размеров, так и по красоте убранства и местоположению в городе. В ознаменование продолжения традиции архитектор оригинально воспроизвёл на фасаде здания облик фасада старой Афонской часовни.

  • Указатель церквей и часовен Китай-города, М., 1916, с. 29, 30.
  • Революция и церковь, 1919, № 3-5, с. 53.
  • Александровский М. И., Исторический указатель московских церквей, М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.), Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики, № 909 А.
  • Сытин П. В., Из истории московских улиц (3-е изд.), М., 1958, с. 96.
  • Козлов В., «Трагедия Китай-города», Моск. журнал, 1992, № 2, с. 21.
  • Паламарчук П. Г., Сорок сороков, т. 2 (Москва в границах Садового кольца), М., 1994, с. 61-62.
  • На Волжской набережной города Рыбинск находится интересный архитектурный памятник – Никольская часовня. Раньше, путешествуя по Рыбинску, можно было спуститься по улице Стоялой, но даже тогда мало кто обращал внимание на неприметную часовню, освященную во имя Николая Чудотворца. На сегодняшний день это здание выглядит очень красиво и представляет собой двухэтажное сооружение, несмотря на то, что не так давно оно представляло собой малоприметную постройку с довольно обыденным архитектурным решением. Сейчас здание часовни поражает своим внешним видом.

    Часовня, освященная во имя Николая Чудотворца – небесного покровителя купцов и путешественников, была выстроена в 1867 году одним старостой из Спасо-Преображенского храма — Эльтековым И.И. — в память чудесного спасения от смерти царя Александра II, что произошло 4 апреля 1866 года. Для часовни того времени были характерны особенно широкие пилястры с большими капителями, величественные оконные проемы, красивые кокошники, расположенные над карнизами, которые отличным образом сочетались с венчающим звонницу шатром, оснащенным маленькой луковичной главкой.

    Что касается декоративного оформления интерьера, то в большей мере оно представлено растительным орнаментом, а над оконными проемами имеются лепные головы, принадлежащие херувимам. Стеновые поверхности выкрашены в белый цвет, поэтому отлично контрастируют с яркой цветной лепниной, а в качестве дополнения к ним относятся изображения святых, выполненные невероятно живописно. Все указанные приемы сделали часовню Николая Чудотворца подлинным украшением Волжской набережной.

    В конце 1927 года звонница была отдана городским властям, которые использовали ее помещения для хозяйственно-бытовых нужд. Спустя некоторое время, был снесен ее купол, а на его месте было решено достроить второй этаж. Не так давно в здании часовни находилось линейное отделение полиции.

    В середине 2010 года в здании Никольской часовни были начаты ремонтно-реставрационные работы, в процессе которых на вершине был установлен большой крест, а также еще двенадцать крестов, расположенных на небольших главках, которые особенно красиво украшали главный купол Никольской часовни. В то время планировалось завершить все работы осени 2011 года. В результате проведенных работ была полностью восстановлена внутренняя отделка и настенная роспись.

    Согласно сведениям официального сайта города Рыбинск, реставрационные работы были завершены весной 2011 года. Как только часовню открыли, ее передали под власть Русской Православной церкви, о чем в свое время было немало написано в газете «Рыбинская неделя».

    В нынешнее время на вершине часовни находится крест. Помимо основного креста не так давно были сделаны еще шесть крестов, относительно небольших размеров, установленных на главках, которые являются подлинным украшением купола звонницы. Спустя небольшой промежуток времени, будет установлено еще шесть крестов. Важно сказать, что все имеющиеся кресты были отлиты фирмой «Ярославский реставратор» по всем установленным правилам, господствующим в 19 столетии; покрытие крестов сделано в виде сусального золота.

    Торжественная церемония, посвященная открытию часовни, состоялась осенью 3 сентября 2011 года. На сегодняшний день здание часовни, освященной во имя святого Николая Чудотворца, полноправно внесено в программу экскурсионных маршрутов по Рыбинску. Стоит отметить, что именно эта часовня стала объектом, которые посетил во время своего визита в город патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

    До нашего времени сохранились старинные фотоснимки, на которых можно увидеть Никольскую часовню и сравнить ее старый вид с ныне существующим.

    Никольская-на-крови часовня – Уфа от А до Я

    Никольская-на-крови часовня – Уфа от А до Я

    Никольская-на-крови часовня, в Ушаковском парке (см. очерк “Соборная площадь”) недалеко от Воскресенского Кафедрального собора, была построена между 1904 и 1908 гг. на месте убийства уфимского губернатора Н.М. Богдановича.

    Этому предшествовали трагические события, потрясшие всю Россию. В 1903 г. началась стачка в городе Златоусте, числившемся уездным городом в подчинении уфимского губернатора. На оружейном, чугунолитейном заводе и на стальной фабрике работало несколько тысяч рабочих. Большинство из них прекратили работу и решили выйти на площадь, чтобы высказать требования властям.

    Губернатор Богданович выехал в неспокойный город. Власти заблаговременно, еще с ночи разместили вокруг городской площади войсковые части. Солдаты укрылись за воротами, заборами, в подвалах. Было услов-лено, что если для жизни губернатора возникнет угроза, он даст условный знак – махнет платком. Стрелки по этому сигналу должны будут дать по толпе рабочих четыре залпа боевыми патронами. Варианты дальнейшего развития событий значительно различаются между собой. Наиболее реалистична версия уфимского писателя Бориса Четверикова («Благословенная Уфа. Воспоминания»), который считал, что многое объясняется нелепой случайностью.

    19 марта на площадь Златоуста вышло почти все население города, одетое по-праздничному, с женами и детьми. Ждали чего-то утешительного, каких-то обещаний со стороны властей. Помощникам губернатора было известно, что Богданович подготовил речь в духе отеческого внушения. Но то ли день был солнечный, а шинель слишком теплой, то ли губернатор закашлялся, но только, выйдя к толпе, он, забывшись, потянул из кармана носовой платок, поднял его к лицу. Раздались команды офицеров, грянули выстрелы – один залп, потом второй, третий, четвертый…

    Толпа шарахнулась, побежала, раздались испуганные крики, стоны, хрипы умирающих. Через два дня вся Россия говорила об уфимском убийце, а златоустовские рабочие хоронили мертвых; всего было 69 гробов, еще 200 раненых лежали в больницах.

    Эсеровская организация Петербурга приговорила Богдановича к смерти, приговор был вынесен по всей форме, текст его звучал так: «Боевая организация партии социалистов-революционеров, выполняя лежащий на ней гражданский долг, считает себя вынужденной приговорить виновника зверской расправы над златоустовскими рабочими уфимского губернатора Н.М. Богдановича – к смерти. Приведение приговора к исполнению поручается членам военной организации».

    Рабочий-железнодорожник Дулебов из эсеров вызвался привести приговор в исполнение. Дальнейшие события точно восстановлены уфимским краеведом Ю.А. Узиковым. В мае того же года губернатор гулял по аллеям Ушаковского парка. Дулебов подошел к нему вплотную. Как было решено ранее, он зачитал приговор, выстрелил несколько раз из пистолета в упор и убежал. Губернатор упал на землю, к нему подбежали прохожие.

    Среди них был и врач из числа уфимских евреев, предложивший свою помощь, но губернатор от нее отказался. Вскоре он скончался. Позднее на месте убийства на средства, собранные горожанами, была построена часовня, названная Никольской-на-Крови. В середине 1920-х гг. по приказу городских властей часовня была разобрана.

    Сергей Синенко Уфа от А до Я (Интернет-вариант книги “Уфа старая и новая”)

    Читайте так же:  Часовня иоанна кронштадтского тверь