Часовня старообрядческое

Как старообрядческая деревня Медвежская в Православие перешла

Знакомство с Воркутинской и Усинской епархией для меня продолжается с известного в советские времена центра старообрядческого движения на Средней Печоре – деревне Медвежской Печорского района Республики Коми. Сподвигли меня снова отправиться на Крайний Север два события: открытие в Медвежской общественного музея «История старообрядческой деревни» и возведение здесь… православной часовни во имя Святителя Николая Чудотворца.

Вместо предисловия

В начале моего путешествия о Медвежской мне было известно немного. Основано селение было старообрядцем Ильей Мартюшевым в 1860-м году. Здесь долгие годы существовала община старообрядцев-беспоповцев, которые относили себя к поморцам. В Медвежской действовала старообрядческая часовня, где службы продолжались до середины 1930-х годов. После ее закрытия в бывшей часовне старообрядцев находился телятник. Конечно, отправляясь в Медвежскую, мне хотелось собрать больше сведений по истории деревни и познакомиться с ее православной, как мне думалось, немногочисленной общиной. Но то, что я увидела в Медвежской, превзошло мои ожидания. Хотя начиналось это путешествие по деревне как обычно…

Книги из морозилки

Медвежская начинает удивлять с первых шагов. Мое внимание сразу привлек одиноко стоящий на автобусной остановке холодильник. «Ну что можно хранить в холодильнике, да еще и на улице?» – недоумевала я. Не поверите, книги! Ведь старый холодильник оказался чем-то вроде свободной библиотеки.

Старый холодильник оказался чем-то вроде свободной библиотеки

– У меня дома был старый холодильник, – объясняет экскурсовод по Медвежской Вера Копытова. – Вот я и решила разместить в нем книги, сделав на холодильнике соответствующую надпись. Холодильник-библиотека первоначально стоял возле деревенского общественного музея, а это в конце деревни, можно сказать, уже в лесу, поэтому услуга библиотеки-холодильника была для некоторых наших жителей недоступна – ведь не каждый человек преодолеет расстояние в 1,5 километра, а такова вся протяженность Медвежской, даже ради интересного чтива. Вот со временем мы и перенесли библиотеку-холодильник на остановку.

Интересно мне было узнать и о том, что читают жители Медвежской? В основном это книги по домоводству, садоводству и детективы.

Медвежий угол и «Рублевка»

В 2019-м году деревне Медвежской исполнится 159 лет. Расположена она на возвышенном берегу реки Печоры. Говорят, что свое название деревня получила из-за обилия в этих местах медведей. У каждого жителя Медвежской есть свои истории встречи с косолапыми в этих краях, сегодня о них вспоминают с юмором, но хранит Медвежская и рассказы, когда такая встреча с хозяином леса оканчивалось трагически.

Сегодня в деревне жителей едва наберется 70 человек. И тем не менее деревня активно строится. Дело в том, что, выйдя на заслуженный отдых, на свою малую родину возвращаются ее прежние жители. Да не одни, а со своими детьми и даже внуками, которые, хотя и живут в городе, но строят дома и дачи в деревне.

Есть в Медвежской даже своя «Рублевка»!

– Вся деревня раньше до здания ныне закрытой начальной школы была. А с 1990-х годов стали строиться новые дома и после школы, – рассказывает Вера Копытова. – В народе это место и получило название «Рублевка».

– Может, потому, что в этой части деревни дома рубленые, – размышляет жительница медвежской «Рублевки» и бывшая учительница местной школы Раиса Молодова.

Но нет, оказалось, что, по мнению жителей старой деревни, здесь живут «элитные» и богатые люди. И действительно, мимо дома Раисы Павловны невозможно пройти, и не в богатстве тут дело, а в огромной любви, с какой супруги Молодовы устраивали свое родовое гнездо.

Это небольшой деревянный дом с мезонином, который ярким пятном выделяется на фоне белизны долгой, унылой северной зимы. Складывается ощущение, что он парит над землей, такой эффект легкости и невесомости создают деревянные ажурные украшения окон, балкона и крылечка.

– У Раисы Павловны летом еще и самый красивый участок в деревне, который утопает в море цветов. Даже малина у нее на участке растет. А уже в марте она сажает помидоры в своей теплице, – рассказывает Вера Васильевна.

Есть в деревне свой Дом досуга и магазин. А в здании бывшей школы разместился сегодня фельдшерско-акушерский пункт. Фельдшер приезжает в Медвежскую один раз в неделю из соседней деревни Конецбор.

Деревенский меценат

И это несмотря на все трудности, которые выпали на долю самого Константина Егоровича. Одна из самых тяжелых утрат – гибель в огне пожара родного, родительского дома. Но не сдался Константин Логинов и свою деревню не покинул. Проживает сегодня в бывшей лесхозмастерской и строит рядом с ней новый дом.

Только в 2019-м году в фермерском хозяйстве Константина Логинова трудилось 47 жителей родной Медвежской и соседних деревень.

– Коровы были, телята и даже лошади – 160 голов. Коров с Канады привозил, три месяца вез, – рассказывает Константин Егорович. – Но довел всех работников до пенсии и стал расформировывать ферму: коров продал, лошадей отправил в республики Татарстан и Мордовию. Правда, телята остались, бычки. И полкоровника еще не разобрал, где все автоматизировано, то есть никакого ручного труда нет, – все равно никто не хочет прийти мне на смену.

– Константин Егорович устал просто, – объясняет Вера Васильевна. – Сенокос за 20 километров отсюда, а дороги нет – сено вывозить. Остров еще есть посередине реки, там можно заготовить сено, но проблема привезти его. Полгода назад молодой парень решил заняться здесь, в Медвежской, фермерским хозяйством, завез телят, но не продержался и года.

– Сейчас в лесу под моим руководством бригада работает, 20 человек, – продолжаем беседовать с Константином Егоровичем – Заготавливаем и сажаем лес. Все по населению расходится – ведь многие строятся. 300 машин дров только на левый берег реки Печоры вожу – для тех, у кого печное отопление.

Помог Константин Егорович со стройматериалами для строительства деревенского музея и выделил 50 тысяч рублей на строительство местной православной часовни – это было самое существенной пожертвование на православную часовню, которую построила семья Герасима и Екатерины Логиновых.

Часовня

Деревенская часовня во имя Святителя Николая была возведена у дороги, недалеко от местного кладбища. Герасим Петрович встретил нас у входа в часовню. Он уже успел в это воскресное утро прочесть акафист святителю Николаю.

В часовне стоял полумрак, только свечи у святых икон освещали небольшое помещение – ни электричества, ни отопления в Божием доме нет. Выдержать зимой даже небольшую службу – большой труд.

– Дорого очень проводить электричество, еще 150 тысяч рублей нужно, – объясняет Герасим Петрович.

Шесть лет Логиновы копили средства для того, чтобы начать строительство часовни в Медвежской. Собрать начальную сумму удалось, но с трудом, ведь у супругов трое детей. По словам Екатерины Егоровны, они каждое лето еще вывозили детей с Крайнего Севера на юг. Но все-таки откладывать получалось:

– Мы ведь живем и работаем в городе, и с двух зарплат каждый раз понемногу выделяли средства на будущую часовню, – рассказывает Екатерина Егоровна. – Экономить нам помогала деревня, где у нас свой дом, огород, а значит, и свои овощи. Ягоды собирали, рыбу ловили, а не покупали, – тоже экономия. Потом дети выросли и стали нам помогать.

– Сначала мы сруб заказали в Сыктывкаре и его доставили в Медвежскую по зимнику. Купол из Ростова прибыл. Колокол нам передали с речного флота, корабельный, – продолжаем беседовать с Екатериной Егоровной. – А когда все уже завезли, то помогали строить представители каждого дома, каждой семьи Медвежской. Кто-то трудился безвозмездно, кому-то платили, и так немного удалось поддержать безработных жителей Медвежской. Потом наши деревенские женщины все покрасили. Вся часовня в 1 миллион рублей обошлась. Освятил часовню епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим в присутствии всех жителей нашей деревни в 2019-м году.

А иконы и другие святыни для часовни Медвежской Герасим Петрович привез со Святой Земли и Афона. Как часовню выстроил, Господь сподобил его в составе паломнических групп побывать у величайших мировых святынь.

– Вот этот камень привезен из монастыря Искушения Палестины, плат освящен на камне Помазания храма Гроба Господня, оттуда же привезен и этот крест, – обстоятельно рассказывает и показывает Герасим Петрович. – У нас еще есть пояс Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне. Икона Николая Чудотворца привезена с Нижнего Новгорода. Наша родственница Татьяна Храмова вышила бисером несколько икон для нашей часовни.

Не раз мне приходилось слышать благодарность от жителей Герасиму Петровичу, который распечатал и разместил на стенах часовни тексты основных молитв: «Отче наш», «Символ веры», Николаю Чудотворцу, Пресвятой Богородице, Серафиму Саровскому.

Есть даже в деревенской часовне своя православная библиотека.

– А книги кто же выдает жителям, если вы только на выходные в деревню приезжаете, – интересуюсь у Екатерины Егоровны.

– Книги прихожане сами берут на дом, читают и возвращают обратно, часовня ведь всегда открыта, – объясняет моя собеседница.

Установлены в часовне и ящики для записочек, которые семья Логиновых увозит в Печорский Богородицкий Скоропослушнический женский монастырь.

– А батюшки здесь часто служат? – интересуюсь у Герасима Петровича.

– Нечасто. В основном приезжают для совершения таинства Крещения, – рассказывает Герасим Логинов. – За три недели об этом событии мы оповещаем жителей нашей и близлежащих деревень.

Когда строили часовню, моим героям казалось, что ее будет достаточно для родной деревни Медвежской. Но сегодня Герасим Петрович убедился, что нет. Потому что, к удивлению супругов, поехали в Медвежскую и жители соседних деревень – Конецбор и Бызовая. Поэтому в планах у Герасима Петровича – построить в деревне Медвежской храм:

В планах у Герасима Петровича – построить в деревне Медвежской храм

– Пока думаем о том, чтобы сделать алтарь, как пристройку к часовне, – делится Герасим Петрович планами на будущее.

Слушала я Герасима Петровича и Екатерину Егоровну и удивлялась, ведь их родители старообрядцы, а они так ратуют за то, чтобы в деревне был воздвигнут православный храм, начались богослужения и стали совершаться таинства.

Прошу супругов Логиновых рассказать историю своего прихода в Православие. Но беседовать из-за холода в часовне становится уже невозможно, поэтому Герасим Петрович приглашает меня в свой деревенский дом.

Краевед, охотник, рыбак

Но разговор наш продолжился у дома Герасима Петровича.

Дело в том, что родовое гнездо Герасима Логинова расположено на высоком берегу величественный северной реки Печоры. С участка Герасима Петровича открывается замечательный вид на ледяную пустыню реки, а из-за сильного ветра мы даже не слышим друг друга. Но и после общения с природой я не смогла сразу же войти в дом своего собеседника, пока не познакомилась с его выставкой кузнечного мастерства, экспонаты которой Герасим Петрович разместил прямо на стенах своего жилища.

– На нашем участке раньше деревенская кузница стояла, – объясняет Герасим Логинов. – В 1980-х годах я здесь дом стал строить и находил много изделий из металла. Я сначала даже не обращал на них внимания, а потом стал собирать их.

Можно прямо на доме Герасима Петровича увидеть и весы, и амбарный замок, и гвозди, и видимо-невидимо подков.

Мы вместе на медведя ходим, – удивляет супруга Герасима Логинова, Екатерина

После знакомства с домашним музеем Герасима Логинова наконец вхожу в дом моего собеседника и оказываюсь уже в гостях у… охотника и рыбака.

Дом моего собеседника внутри напоминает отдел природы краеведческого музея. Всюду трофеи: голова гигантской щуки, на стене вместо ковра шкура медведя.

– Вы и на медведя ходили? – не могу скрыть своего изумления.

– Мы вместе на медведя ходим, – удивляет супруга Герасима Логинова, Екатерина.

То, что Екатерина тоже охотник со стажем, у меня не вызывает сомнений после того, как она профессионально охарактеризовала качество шкурок кидуса.

– Охота, рыбалка – можно сказать, это мое хобби и поддержка семейного ремесла, – объясняет Герасим Петрович.

Все родные Герасима Логинова – отец и братья – охотники. Но этим уже, отмечает мой собеседник, семью не прокормить. И тем не менее Герасим Петрович и Екатерина Егоровна угощают традиционным коми пирогом с рыбой – черинянь, грибами, а на десерт подают морошку с сахаром – и ничего магазинного, все добыто собственным трудом и приготовлено супругами Логиновыми отменно.

Так, можно сказать, в домашнем семейном кругу, когда за окном уже сгустились сумерки, мы продолжаем нашу беседу.

– Наша старшая дочь Александра стала посещать православную музыкальную школу города Печоры и первая приняла Православие, – рассказывает Екатерина Егоровна. – А вместе с дочерью и мы стали познавать Христа.

Читайте так же:  Во сне часовня

– Крестились мы в Печорском Богородицком Скоропослушническом монастыре, – беседуем с Герасимом Петровичем. – Когда я задумал построить часовню в деревне, то даже не был еще воцерковлен, просто хотел, чтобы в деревне был храм. А по мере строительства часовни много читал книг по православному вероучению, стали участвовать в церковных таинствах – Исповеди, Причастии, и увидел разницу с верой своих родителей. Хотя и мы, и они в Христа веруем, но у православных на любви, на прощении, на милосердии все построено, и мы через любовь к Богу идем, а они больше обрядов придерживаются.

– А как родители относятся к тому, что вы Православие выбрали?

– В отношениях наших ничего не изменилось. Они уважают мой выбор. Мама даже заходит в часовню, делает пожертвования. Редко, но и отец заходит в часовню.

– А можно ваших родителей увидеть, Герасим Петрович? – внезапно спрашиваю я.

В гостях у старообрядцев

Немного робею, входя в дом, как мне рассказали, последних истинных старообрядцев деревни Медвежская. На пороге нас встречает хозяин дома и глава большой семьи – Петр Иванович. Не поворачивается язык назвать моего героя дедушкой, а ведь Петру Ивановичу 82 года! Это еще крепкий мужчина невысокого роста и, складывается ощущение, большой физической силы. Его супруга Лукерья Алексеевна – из тех женщин, кто не привык тратить время на пустую болтовню. Изредка делает дополнения в ходе нашего разговора – по существу, очень внимательно слушает и при этом пристально смотрит в глаза собеседнику.

Охотно Петр Иванович рассказывает в начале беседы о своей вере, вместе с супругой они показывают нательные кресты – у каждого он свой, мужской и женский. Очень медленно Петр Иванович демонстрирует, как налагается крестное знамение с чтением Иисусовой молитвы, а потом показывает краткий древлеправославный молитвослов, выпущенный в 2003-м году в Риге.

– Только я ведь неграмотный, книги не умею читать, а молитвы некоторые знаю наизусть, – признается Петр Иванович.

– Петр Иванович, а как вы отнеслись к тому, что дети стали исповедовать Православие?

Отвечать Петр Иванович начинает издалека:

– Мы воспитали хороших сыновей: отцу и матери помогают, всегда слушают, что я им говорю. Послушные у нас сыновья. А то, что Православие приняли, так они взрослые люди. А потом, у православных, как и у староверов, почти все одинаково. Молитвы одинаковые, праздники мы отмечаем одни и те же. За исключением того, что у нас двоеперстие, а у вас троеперстие.

– Но меня неприятно удивляет то, что вы, православные, все вместе едите – хоть в столовой, хоть в гостях – все из одной миски, – выговаривает мне Петр Иванович. – А у нас, у староверов, не так, у нас своя посуда. Вот, взгляните! – показывает мне Петр Иванович свои тарелки, кастрюльки и сковородки с отметками, сделанными яркой красной краской.

И все же нотки грусти звучат в словах Петра Ивановича:

– Меня мать и отец благословили старую веру принимать, их отцы-матери тоже староверами были. А сейчас, видишь, Герасим уже сам знает, как ему жить.

– Петр Иванович, часовню, которую ваш сын построил, посещаете? – интересуюсь у своего собеседника.

– Изредка. Нам же вместе с мирскими – мы православных так называем – молиться нельзя. А туда ведь заходят и неправославные, и некрещеные даже, и вы с ними молитесь. А в нашу часовню я захожу свечу поставить, у меня и у хозяйки братья без покаяния умерли. Надо за них свечу поставить – как не зайти. Ну, перекреститься перед иконой – грех, что ли? – рассуждает Петр Иванович.

А дальше Петр Иванович рассказывает о старообрядческой общине поморской церкви города Печоры, которую они с супругой посещают, но отмечаю про себя, что использует он при этом православную лексику:

– У нас свой молебный дом есть (моленная – Н.П.). И туда приезжает священник, только он не священник, как-то его иначе называют (наставник – Н.П.). Он покаяние у нас принимает, крестит, службу ведет.

– Петр Иванович, а как ваша семья сложилась? – интересуюсь у своего необычного собеседника.

Как Петро свататься ходил

– Ой, это и смех, и грех – если можно так выразиться, – первый раз за все время нашего разговора искренне рассмеялся Петр Иванович. – Я ведь будущую свою жену знать не знал. Я уже отслужил в армии, и покойная мама говорит мне: «Ты уже взрослый, сынок, пора тебе жениться». А в Медвежской тетя моей будущей жены жила, и стала она мне расхваливать свою племянницу: мол, работящая, красивая, на свете только одна такая. А раньше машин ведь не было, на чем ехать свататься? Только на лыжах! Были у меня узкие финские лыжи, на них и отправился к месту проживания своей будущей супруги – в село Соколово, расположенное в ста километрах от Медвежской. А еще обычай был такой – нельзя было разуваться и раздеваться, когда на такое счастье идешь. В соседнюю деревню Бызовую приехал и только в окно магазина постучал, где знакомая продавщица работала, Паша. Увидела она меня, да как запричитала: «Ой, золотой, золотой, куда ты такой идешь?» – «Свататься!» – «Ну, зайди хоть, что ли». – «Нет, Паша, мне разуваться нельзя. Я на такое дело иду – невесту искать». И прошу ее, чтобы вынесла мне воды. Поехал я дальше. В Печоре уже не выдержал, разулся и зашел к знакомому, а тот, когда узнал, по какому делу я иду, говорит: «О, на такое дело разуваться нельзя, езжай дальше!» А время уже после обеда было, и пришлось мне все-таки сесть на автобус и доехать до следующего населенного пункта, а там снова надел лыжи, переехал через реку и наконец в Соколово прибыл.

– Петр Иванович, как вас будущая супруга встретила? – не терпится мне уже услышать окончание этой веселой истории сватовства.

– Выгнать-то она меня не выгнала, конечно, но не очень-то приветливо встретила, – поглаживая бороду, искренне признается Петр Иванович.

– Я подумала тогда: «Такой некрасивый, а свататься приехал», – дополняет рассказ супруга Лукерья Алексеевна.

– А мне невеста понравилась с первого взгляда, – тихо замечает Петр Иванович. – А тут еще будущая теща масла в огонь подлила, стала узнавать, кто я такой и зачем приехал. Я говорю: «Саша, Ивана я сын, Петро, приехал твою дочь сватать».

Переночевал я у них, вернее, просидел всю ночь. А на утро будущая теща мне говорит: «Я не знаю, кто ты, как я могу отдать тебе свою дочь? Езжай обратно и приведи своего представителя». Надел я утром свои лыжи и побрел обратно домой. Хорошо, что жена брата, Зоя, пожелала быть моим представителем, только на этот раз попросил я уже у бригадира колхоза лошадь, чтобы добраться до Соколово. И согласилась тогда моя будущая теща отдать за меня дочь. Трое суток мы пробыли в гостях в доме невесты и уехали. Потом, уже в третий раз, мы за Лукерьей Алексеевной поехали.

– Лукерья Алексеевна тоже из семьи старообрядцев была? – уточняю я.

– Она была некрещеная. 20 лет назад мы ее крестили в Сыктывкаре в старую веру, – сообщает Петр Иванович. – И вот 58 лет вместе прожили. Шестерых детей воспитали – пятеро сыновей и дочь. Все сыновья служили в армии, старший воевал в Афганистане.

А еще стали мои герои последней инстанцией, идут к ним за советом старообрядцы деревни Медвежской, принявшие решение перейти в Православие. Среди них оказалась и Зоя Логинова.

Выбор Зои

– Не то чтобы я по своим убеждениям была старообрядкой, просто хотела маме угодить, – рассказывает Зоя Егоровна историю своего перехода в Православие. – У меня родители были староверами. Я сама и моя дочь тоже были крещены в реке наставником из Усть-Цильмы.

По совету мамы Зоя Егоровна, получив образование в городе, в 18 лет вернулась в родную Медвежскую, хотя и очень хотела остаться жить и работать в городе. Однако маму не ослушалась. И вот уже 39 лет Зоя Егоровна трудится заведующей местным магазином, ведет свое фермерское хозяйство и подрабатывает санитаркой в фельдшерско-акушерском пункте деревни Медвежская.

– Но пять лет назад мама умерла, и я захотела перейти в Православие, – продолжаем беседовать с Зоей Егоровной. – Пошла к нашим дедушке Петру и бабушке Лукерье за советом. «Нас мало осталось, а все братья и сестры твои православные, так что решай сама», – таков был совет деревенских старожилов.

Побывала на службах и увидела, как проходят церковные таинства и какими счастливыми выглядят люди после участия в них

– Но я все равно долго не могла решиться принять православное Крещение. Хотя мои сестры, которые уже перешли в Православие, меня торопили и сетовали на то, что даже помолиться и свечи за нас поставить не могут в православных храмах. И отправилась я тогда в путешествие по Золотому кольцу России. В ходе этого паломничества посещала старинные храмы Ростова, Владимира, Ярославля. Побывала на службах и увидела, как проходят церковные таинства и какими счастливыми выглядят люди после участия в них. Но мне тогда непонятна была их радость, но хотелось тоже ее испытать. И вот, год назад я крестилась здесь, в часовне своей родной деревни Медвежской. Вместе со мной православное Крещение приняли и мои родные. Еще четверо старообрядцев присоединились в этот день к Православной Церкви, а всего у нас крестилось 10 жителей разных деревень. Помню, мы серьезно готовились и «Символ веры» учили наизусть. Я, по совету Герасима Петровича, много прочла православной литературы. Я была счастлива, что именно в деревне своей крестилась. Теперь вся наша родня православная. Самый старший представитель нашего рода – двоюродный брат моей мамы – занимается далее моим воцерковлением и, когда бываю у него в гостях в Сыктывкаре, обязательно водит по храмам и многое объясняет мне из православного вероучения.

Две традиции

Но чаще всего мне приходилось наблюдать другую картину: когда в семье один из супругов – старообрядец, а другой – православный. Такова семья Абраменко.

Вячеслав Васильевич перешел в Православие и трудился на строительстве православной часовни.

– Я пока не решилась принять православное Крещение, – признается его супруга Софья Васильевна. – Мама у меня староверкой была, а отец – нет. Раньше здесь, в Медвежской, моленный дом был, и мы с мамой его посещали. Мама строго соблюдала посты, и мы вынуждены были соблюдать с ней. Так что детство у меня старообрядческое было. Но вот сейчас я себя староверкой не ощущаю, потому что все окружение у меня православное. И в нашу православную часовню я часто захожу…

Охотно смотрит Софья Васильевна и православные передачи по телевизору, особенно ей нравится программа «Слово пастыря» с участием Святейшего Патриарха Кирилла.

– Очень доступно и так понятно все, – отмечает Софья Васильевна.

– А почему в таком случае не переходите в Православие? – интересуюсь у Софьи Абраменко.

– К православному Крещению ведь надо серьезно и долго готовиться, много читать, – признается Софья Васильевна.

И Герасим Петрович, который вместе со мной был в гостях у супругов Абраменко, сказал, что поможет Софье Васильевне подготовиться к таинству и соберет еще людей, желающих креститься.

Несчастье помогло

Очень интересно было выслушать и рассказ другой моей собеседницы – Альвины Логиновой.

– У меня мама из староверов была, и даже нас с мужем благословляла староверческим крестом. Дедушки были наставниками староверов деревни Медвежская, – рассказывает Альвина Егоровна. – А супруг – старовер из Усть-Цильмы.

И тем не менее Альвина Логинова уже в 1991-м году перешла в Православие, пройдя таинство Крещения в одном из храмов города Сыктывкара.

– Чтобы можно было повсюду, в любом городе молиться за своих родных и близких, – объясняет женщина. – Когда моей дочери делали операцию на сердце, а она перенесла их уже две – одну в Москве, другую в Калининграде, – я большую часть времени проводила в православных храмах и молилась, как умею, своими словами. И я думаю, что эти молитвы очень помогли нам с дочерью справиться с этой бедой. Православные батюшки в это трудное для нас время часто навещали нас в больницах, успокаивали, утешали, поддерживали, – продолжает Альвина Егоровна.

Вот увидите, я еще петь в церковном хоре буду

– Я была очень рада, когда часовню в Медвежской построили, и я могу теперь в любой момент прийти туда и помолиться в одиночестве. А так я на все службы прихожу, когда в Медвежскую приезжает батюшка, и очень хочу, чтобы в нашей деревне церковь была! Вот увидите, я еще петь в церковном хоре буду.

Читайте так же:  Часовни и названия

«Музей нашего детства»

Даже из этих коротких встреч с жителями деревни было понятно, что Медвежская завершает свою историю как центр старообрядческого движения на Печоре: никто уже из потомков медвежских старообрядцев не смог мне рассказать ни о святынях, ни о книгах, переданных на хранение родственниками.

Идея восстановить прошлое маленькой деревни родилась у внучатой племянницы наставника медвежских старообрядцев Самоила Мамонтова, Веры Копытовой. Вера Васильевна родилась в Медвежской, но более 30 лет проработала в библиотечной системе города Печоры. А когда вышла на пенсию, вернулась на родину.

– Семья у нас большая, и все праздники мы проводим вместе, – рассказывает Вера Васильевна. – Вот однажды я пожаловалась родным на то, что забывается история деревни, которую наши дети и внуки уже знать не будут.

Родные предложили Вере Васильевне открыть в деревне музей. Местный предприниматель Константин Логинов выделил стройматериалы. А хранилище деревенской истории братья и жители деревни возвели прямо на участке Веры Васильевны.

Идея восстановить прошлое деревни родилась у внучатой племянницы Самоила Мамонтова, Веры Копытовой

Далее было решено принять участие в конкурсе «Сила малых дел», который проводит благотворительный фонд «Добрый город Петербург». Проект Веры Васильевны «Создание общественного музея ?История старообрядческой деревни”» вошел в число победителей, выиграв грант в размере 100 тысяч рублей.

– С незначительными изменениями я воссоздала быт старообрядческой избы по памяти, как это было у моей бабушки, – объясняет Вера Васильевна. – Так, для нашего музея вместе с моей сестрой Людмилой мы смастерили из досок русскую печь, но небольшую, хотя в избах старообрядцев она занимала 1/3 помещения.

Очень довольна Вера Васильевна, что удалось отыскать на чердаке дома брата для музея настоящую деревянную кровать, да еще и самого наставника староверов Самоила Мамонтова, которую он сам смастерил и оставил на ней свой автограф с датой производства – 1950 год.

– Моя бабушка всю свою жизнь пользовалась берестяной посудой, – продолжает свой рассказ Вера Васильевна. – И у нас среди экспонатов есть туески. Я из своего детства помню, как бабушка, отправляя нас на сенокос, наливала нам в такой туесок квас, и он сохранял свою прохладу в жаркий летний день. А вот такой рукомойник вешался обычно у двери.

Есть и такие экспонаты, которые были доставлены из неожиданных мест. Одним из таких музейных жителей является сундук с секретом.

– Его нашла наша жительница в лесу, – делится радостной новостью Вера Копытова. – А он оказался с секретом. Если открыть его, звучит мелодия. Пока музея в деревне не было, люди не ценили старинные вещи. Моя сестра, Лариса, отреставрировала удивительную находку и все остальные старинные экспонаты нашего музея.

Одними из ценных экспонатов музея являются старинные фото. В сгустившихся сумерках пытаюсь разглядеть лица героев из прошлого деревни Медвежской.

– Вот бабушка с дедушкой Герасима Петровича Логинова, строителя православной часовни, – Иван Гаврилович Логинов, 1895 года рождения, и Екатерина Лазаревна, – рассказывает Вера Васильевна.

Дедушка Герасима Логинова – человек необычной судьбы. Как рассказал мне сам Герасим Петрович, он 15 лет служил Царю и видел лично Николая II. Перед войной Ивана Гавриловича невинно осудили. Он был председателем колхоза, но нашлись недоброжелатели и донесли на него, и его посадили. А его жена с 10 детьми пришла к родственникам в Медвежскую и корову с собой привела. Ивана Логинова досрочно освободили из лагеря, он приехал в Медвежскую и здесь уже доживал свой век.

– А вот это и есть мой двоюродный дедушка и старообрядческий наставник – Самоил Андреевич Мамонтов. Интересный факт, что Самоил Андреевич стал укреплять веру среди односельчан и жителей соседних деревень после того, как вернулся из лагеря. А до этого, до 1940 года, С.А. Мамонтов являлся председателем Конецборского сельпо. За свою поддержку единоличных хозяйств старообрядцев на одном из заседаний Конецборского райисполкома (8.04.1940 г.) он был обвинен в «антисоветской деятельности» и снят с должности председателя сельпо. На него было возбуждено уголовное дело по обвинению в растрате государственного имущества, в результате которого он был заключен в лагерь. Вернулся из лагеря Самоил Мамонтов уже после войны, в 1946-м году, но это уже был совсем другой человек… Возбуждение уголовного дела и заключение в лагерь он объяснял следующим образом: «Господь есть. Господь уберег от войны». В Медвежской он открыл моленную в своем доме, где после окончания молитвословий объяснял присутствующим на коми языке различные разделы богослужений, переводил на коми некоторые фрагменты Евангелий и апостольских Посланий.

Известен Самоил Мамонтов в Коми крае и как владелец одной из самых крупных крестьянских библиотек на Средней Печоре, которая включала богослужебную литературу (Полный круг Миней, Синодик, Апокалипсис, Евангелия и Псалтыри XVIII в.), поучительную (Житие Петра и Февронии; Житие Василия Нового; Житие Андрея Юродивого; Житие Ефросина Псковского и др.), а также литературу полемического характера (Сборник ответов пустынножителей (XX в.), Беседа о таинстве брака (Изд. Т.С. Тулупова Тушка, 1912). Среди книг имелись и уникальные образцы древнерусской книжности, в частности, фрагмент «Апостола» XVI в., предположительно отпечатанного в типографии Ивана Федорова! В настоящее время рукописи и старопечатные книги из библиотеки Самоила Андреевича Мамонтова хранятся в Сыктывкаре, в отделе редких книг Научной библиотеки Сыктывкарского госуниверситета (http://kizhi.karelia.ru/library/).

– Вера Васильевна, а хранятся ли среди экспонатов старообрядческие святыни? – интересуюсь я.

– Мы не думали, что когда-нибудь в Медвежской будет открыт такой музей. Поэтому бабушка перед смертью пригласила наставника из Троице-Печорска, которому были переданы и уникальная бабушкина библиотека, и иконы. Но дело в том, что он забрал книги хорошего качества, а ветхие бабушка попросила нас сжечь, да мы не смогли, – рассказывает Вера Копытова. – И я увезла эти книги в городскую библиотеку, где тогда работала. Они экспонировалась у нас в День книги. Музейщики определили, что эти издания XIX века, но точнее скажут после проведения реставрационных работ. Сейчас эти ветхие бабушкины книги можно увидеть среди экспонатов музея.

– Много ли желающих посетить ваш музей? – продолжаем беседовать с Верой Копытовой.

– Летом у нас каждый день экскурсии! Если я не могу в это время находиться в деревне, так как еще являюсь депутатом сельского поселения «Озерный» и членом «Комитета спасения Печоры», то экскурсии проводят мои родные – сестры и даже внучка уже охотно рассказывают детям о музее. Экспонаты из нашего хранилища истории часто берут на открытые уроки и занятия в детсады и школы соседних населенных пунктов, – завершает Вера Васильевна свой рассказ.

– Здесь живет наше старообрядческое детство, – так емко выразилась о музее деревни Медвежской одна из моих собеседниц – Софья Васильевна Абраменко.

Так, с большим уважением к своему прошлому, маленькая деревушка Коми постепенно становится центром Православия на Средней Печоре.

20 февраля 2019 г.

Обращение к читателям портала Православие.Ru

Помочь жителям деревни Медвежской Печорского района Республики Коми возвести православный храм, единственный на всю округу, вы сможете, отправив денежный перевод на счет Герасима Петровича Логинова:

Номер карты Сбербанка: 2202 2005 2012 0484.
В сообщении указывайте: «На строительство храма».

  • Номер счета: 40817810728780927216
  • Получатель: Герасим Петрович Логинов
  • Банк получателя: КОМИ ОТДЕЛЕНИЕ N8617 ПАО СБЕРБАНК
  • БИК: 048702640
  • Корреспондентский счет: 30101810400000000640
  • КПП: 110102001
  • ИНН: 7707083893
  • ОКПО: 09138409
  • ОГРН: 1027700132195

shurov_oleg

Старообрядчество: Подмосковные моленные дома и недействующие храмы

Далее рассказ о старообрядческих молитвенных домах. Надо понимать, что в старообрядчестве молитвенным, или моленным домом называются и те церкви, о которых я рассказал в предыдущих частях. В данном случае я сделал разделения скорее по архитектурному, визуальному принципу. Все моленные, или как ещё говорят – молельни, расположены на востоке Московской области. Для наглядности ещё раз карта:

Орехово-Зуево — Старообрядческий Молитвенный дом Николая Чудотворца
Устроен в частном доме у Зуевского кладбища, постройки 1946 и перестроенного в молитвенный дом в 1973, после сноса старой деревянной «чёрной» моленной.

Абрамовка — Старообрядческий молитвенный дом
В середине 2000-х молельню устроили в доме, в котором ранее располагалась сельская библиотека, в связи с невозможностью возвращения старой церкви, о которой рассказ ниже. Приписан молитвенный дом к храму в Устьяново.

Новое (Новинка) — Молитвенный дом устроен в каменно-деревянном двухэтажном здании бывшего Новинского сельсовета

Молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы в Смолёво
Деревянная церковь неокружнической общины. Большое здание простой архитектуры, более напоминающее молитвенный дом, было выстроено в 1912 на средства М. Р. Елисеевой. Сломана в ХХ в. В настоящее время в частном доме вновь устроена моленная.

Кроме храмов и молитвенных домов, на востоке Подмосковья много старообрядческих часовен. Все они почитаемы.

урочище Гвоздна — Часовня Никиты Великомученика при старообрядческом Молельном Камне

Село Гвоздна впервые упоминается в XIV веке. Село располагалось на левом берегу реки Десны, на расстоянии 1 км к Юго-Западу от деревни Чёлохово. Существует предание, что первые миссионеры именно здесь крестили местное население и уйдя, оставили икону Св. Великомученика Никиты, который и стал небесным покровителем этой части Гуслиц. По другому преданию, образ был утрачен и вновь явлен в 17 веке, в ознаменовании чего крестьянином Сергеем Ивановым в 1668 году была построена деревянная церковь. Гвоздна стала центром одноимённого прихода Коломенской епархии. В 1770-е годы владелец села Демидов вывез своих крестьян на уральские заводы и в 1792 году церковь была перевезена в Егорьевск, на городское кладбище, где сгорела в 1918 году. Село опустело и заросло лесом, но жизнь в нём не замерла. Место церкви и старинного погоста стало местом паломничества старообрядцев, как из прилегающих гуслицких деревень, так и их дальних краев. В конце XIX века, владелец леса купец В. Клопов поставил на месте бывшего погоста часовню, обустроил источник, из которого брал начало Никитский ручей и поставил бревенчатые дома для паломников. Для молебнов была расчищена поляна, а специально для крестных ходов — лесная дорога. В начале ХХ века журнал «Старообрядческая мысль» неоднократно писал о многолюдных богослужениях в лесу и называл эту лесную поляну «Обителью Мира». № 7 журнала за 1915 год упоминал и о большом красном камне, сохранившемся в лесу от основания столь чтимой в народе церкви.

В советский период потери этой заповедной части Гуслиц были особенно тяжелы. Была разрушена часовня и снесён посёлок паломников, разобрана старообрядческая молельня в соседнем Чёлохово. Тем не менее, тайные молебны у источника и камня продолжались до конца 40-х годов ХХ века.
В начале 70-х большая часть «Обители мира» физически перестала существовать. Вплотную подошедшие с запада фосфоритные разработки перевернули грунт на глубину до 18-20 метров. Источник был уничтожен, но камень из основания церкви уцелел. В 2001 году в лесу, у камня вновь была расчищена площадка и Русской Православной Старообрядческой Церковью в день Св. Никиты (28 сентября н.с.) отслужен молебен.

Давыдово — Старообрядческая часовня Николая Чудотворца
Деревянный ярусный часовенный столб был сооружен в 2006 г. на средства Мосаловой Е. Н. и пожертвования прихожан.

Запонорье — Старообрядческая часовня
Сооружена весной 2011 года.

Костино — Старообрядческая часовня
В Костино был деревянный молитвенный дом неокружнической общины, который несколько раз ремонтировался и перестраивался. Закрыт в конце 1930-х и сломан в 1960-х. В настоящее время в деревне сооружена деревянная ярусная часовня-столп.

Ляхово — Старообрядческая часовня Пресвятой Богородицы
В Ляхово был деревянный молитвенный дом неокружнической общины, сооруженный в XIX в. Закрыт в 1934, позже сломан. В середине 2000-х в деревне сооружена ярусная деревянная часовня-столп.

Рахманово — Старообрядческая Часовня Димитрия Солунского
Сооружение часовни на месте Дмитриевского храма началось в 2000 году. Была нанята бригада, оказавшаяся непрофессиональной. Поставленный ими столп, возведенный с массой ошибок, два года как некий «зуб» стоял посреди села. В конце концов, его пришлось разобрать, и в 2004 году был построен новый столп, и вскоре часовня была закончена. Как и храм, она посвящена Димитрию Солунскому. В свой «престольный» праздник в 2004 г. часовня была освящена.

Данилово — Старообрядческая часовня
В Данилове была старообрядческая церковь Николы и Казанской Божией Матери. Церковь снесли в 1930-х годах, сохранилось лишь старообрядческое кладбище. У дороги стояла каменная часовня (не сохранилась). В 2011 году была возведена новая часовня.

Смолёво (Соболевский с/с) — Старообрядческая часовня Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная часовня, сооруженная в 2010 году на частном участке, но открытая для всех жителей.

Читайте так же:  Коростелево часовня

Теперь расскажу о закрытых и недействующих старообрядческих храмах, здания которых сохранились.

Орехово-Зуево — Здание бывшей Старообрядческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Кирпичный однокупольный храм в псевдорусском стиле, выстроенный вместо деревянного молитвенного дома в 1906-1908 на участке Соловьёвых. Имелись Никольский и муч. Никиты приделы. Принадлежал окружнической общине. Закрыт не позже 1930-х, перестроен — сломан купол, надстроен второй этаж. В настоящее время занят фабричным цехом.

Ногинск — Здание бывшей старообрядческой церкви Захарии Пророка и Евдокии Преподобномученицы
Храм Захарии Пророка и Евдокии Преподобномученицы был построен для Богородско-Глуховской старообрядческой общины в 1911 году. Как сообщал старообрядческий журнал «Церковь» (№ 2, 1911 г .), она была возведена по типу древнего храма, построенного Св. Евфросинией Полоцкой в ее монастыре в г. Полоцке. Действительно, сохранившиеся проекты и старые фотографии храма дают представление о том, что за образец был взят древнерусский храм — отсюда и одноглавие, и позакомарное завершение кровли, и отдельно стоящая звонница, соединенная с храмом небольшим приделом. Даже наружная роспись храма, а также устроенные внутри него хоры, говорят о том, что древние традиции русского зодчества здесь соблюдались неукоснительно. И вместе с тем, Захарьинская церковь была удивительно современна, так как отвечала духу возрождения национальных традиций, который был ощутим в культуре начала XX века. Автором проекта церкви был архитектор И.Е. Бондаренко, много строивший для старообрядцев и хорошо понимавший стилистические особенности древнерусской архитектуры. Деньги на строительство храма, на колокола и на устройство иконостаса давал известный деятель старообрядчества А.И.Морозов. Кроме основного посвящения в честь пророка Захарии храм имеет и второе посвящение — во имя преподобной мученицы Евдокии. Примыкающий к храму с юга придел освящен во имя св. Николы Чудотворца. Современное состояние храма печально. Здание принадлежит местному хлебокомбинату. Храм лишился главы, искажена звонница, позднейшие пристройки и трубы отопления изуродовали его внешний облик. Об интерьере говорить не приходится. Но очень хочется верить, что Захарьинская церковь дождется своего нового Морозова и будет возрождена.

Серпухов — Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Построена церковь в 1908-1910 для общины старообрядцев федосеевского старопоморского согласия на средства фабрикантши А. В. Мараевой. Не закрывалась. Однако в связи с сокращением численности общины пришла в упадок. В 1988 передана в ведение историко-художественного музея.

Алёшино — Бывшая старообрядческая Церковь Георгия Победоносца
Об этом храме мне рассказывать особенно тяжело. В этом храме в 1986 году крестилась моя молодая жена. В 1997 году я крестил в нём своих сыновей.
Церковь построена в 1886 году как новообрядческая на средства Н. М. Бардыгина, Егорьевского головы. Первоначально освящена как Знаменская. Закрыта в 1930-х, колокольня сломана. Вновь открыта в 1947, причём передана старообрядческой общине не только Алёшино, но и всей округи. В том числе и жителей Егорьевска. Потому что Егорьевский старообрядческий храм Георгия Победоносца был закрыт. Видимо потому и Алёшинский храм, как старообрядческий, был освящён как Георгиевский. Во второй половине 2000-х произошел практически рейдерский захват храма. Подробнее об этом здесь и здесь. 5 декабря 2008 г. РПСЦ передала храм РПЦ МП. Храм был переосвящен в церковь Иконы Божией Матери Знамение.

Фото 1997 г. тогда еще Георгиевского храма


1997 г. крестины моих сыновей

Фото 2019 г. Новообрядческий храм

Абрамовка — Бывшая старообрядческая церковь Николая Чудотворца
Слобода Абрамовка образовалась во второй половине XVIII века путём объединения деревень Андреево и Чанниково. Каменная старообрядческая церковь построена в 1916 году на средства промышленника А.П. Муравлёва, построившего в Абрамовке также больницу и баню. Здание используется как сельский клуб.

Красная Дубрава — Бывшая старообрядческая Рождества Пресвятой Богородицы
Прежнее название села — Барская Дубрава. Старообрядческая церковь (Белокриничского согласия) Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1908 году на средства братьев Нажёсткиных и Морозовых.

Никулино — Бывшая Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Старообрядческая окружническая община в Никулино зарегистрирована в 1909. Деревянная одноглавая церковь с колокольней в неорусском стиле выстроена в 1915 на участке М. Д. Клопова при помощи купца А. И. Морозова. Закрыта в конце 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время пустует.

Тимково — Старообрядческая церковь Михаила Малеина
Выстроенная на средства А. И. Морозова. Закрыта на рубеже 1920-1930-х, венчания сломаны. Была занята клубом. К настоящему времени разорена.


Фото

Далее я расскажу и покажу места на востоке Подмосковья, где стояли, но не сохранились старообрядческие храмы и молитвенные дома.

Беливо — Место бывшего старообрядческого скита
Через полвека после трагического раскола Русской церкви в лесу недалеко от деревни Беливо поселился подвижник — инок-схимник Леонтий. Предание говорит, что он много и долго странствовал, бывал в Царьграде и в Святой Земле. Вернувшись в подмосковный край, он основал скит в диком лесу. Окружающие болота и хвойные чащи укрывали хранителей древлеправославия от преследования властей. Все общежития монахов, которые устраивали старообрядцы, назывались скитами и, естественно, находились под запрещением. Гуслицкая волость с ее болотами и мокрыми лесами, где было царство комаров, ядовитых змей и волков, где тропинки по болотным гривам знали только опытные старожилы, была идеальным местом для тайных поселений старообрядческих монахов. В какие времена был основан скит (монастырь) близ деревни Беливо, сказать без археологического исследования местности, пожалуй, невозможно, т. к. ни письменных свидетельств, ни легенд об этом не сохранилось. Отец Леонтий был, очевидно, последним игуменом этого монастыря. А последние, наиболее решительные правительственные действия по ликвидации «раскольнических» скитов осуществлялись в 1853—1861 годах. В те времена Московский митрополит Филарет поручил монаху Парфению работу по устройству в Гуслице православного мужского монастыря, назначением которого должно было быть отвлечение местных жителей от «раскола».

Могила святого отца Леонтия Беливского

Люберцы — Здание музея, поглотившее Старообрядческую церковь Преображения Господня
Небольшая каменная церковь, выстроенная только после революции, в 1924 г. Закрыта в 1931 г., частично разрушена. В 1960-х встроена в здание городского музея.

Видна часть стены храма

Ликино-Дулево — На месте памятника Ленину (задекорирован) стояла старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Дулёво
Деревянный старообрядческий храм — здание в псевдорусском стиле с шатровым куполом и шатровой колокольней. Построен был в 1908-1914 вместо молитвенного дома в посёлке при фарфоровой фабрике Кузнецова, принадлежал окружнической общине. Закрыт и сломан в 1934. На его месте поставлен памятник Ленину.

Куровское — Место старообрядческой церкви Преображения Господня
Деревянная клетская постройка простой архитектуры, построенная в 1905-1906 вместо старой моленной. Принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1937. Здание сломано в 70-е.

Анциферово — Школа на месте старообрядческой церкви Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная одноглавая церковь в псевдорусском стиле с шатровой колокольней, сооруженная по проекту 1911. принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1939 г., венчания сломаны, была занята школой. После строительства нового здания школы разобрана.

Богородское — Место старообрядческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Сравнительно небольшая деревянная церковь типа восьмерик на четверике с колокольней, сооруженная по проекту 1914 путём реконструкции старого молитвенного дома 2-й пол. XIX в. Принадлежала окружнической общине.

Храм располагался на том берегу пруда

Дуброво — место бывшей старообрядческой церкви
Небольшая деревянная одноглавая церковь простой архитектуры, выстроенная по проекту 1917 вместо молитвенного дома неокружнической общины. Сломана в сер. ХХ в.

Елизарово — Бывшая старообрядческая молельная
Старообрядческая моленная неокружнической общины. Перед революцией, по всей видимости, помещалась в кирпичном здании без явных следов церковной архитектуры. Закрыта в 1938 под клуб, к 1960-м заброшена, в настоящее время находится в руинированном состоянии.

Заволенье — Место старообрядческого молитвенного дома Преображения Господня
Деревянный молитвенный дом простой архитектуры, построенный в 1893, был отремонтирован в 1906. Принадлежал неокружнической общине. Закрыт в кон. 1930-х, разобран ок. 1959-1960.

Загряжская — место бывшей старообрядческой церкви Никиты Великомученика
Деревянная церковь простой архитектуры, была построена в 1906-1907 при помощи А. И. Морозова на основе построенной в 1898 моленной. Принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1930-х. Возвращена верующим в 1945. Сгорела в конце 1960-х.

Коровино — Место бывшей старообрядческой церови Параскевы Пятницы
Деревянный молитвенный дом, перестроенный в церковь в 1910-х. Община была зарегистрирована в 1910. Сломана в сер. ХХ в. В селе также имелась неокружническая община, молитвенный дом которой, построенный в 1891, сгорел в 1916.

Петрушино — Место бывшей старообрядческой Церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная старообрядческая церковь окружнической общины, построенная в 1911-1912 вместо молельной. Однокупольная постройка в псевдорусском стиле с шатровой колокольней. Средства выделили Гавриловы, Кузнецовы и др. Закрыта в кон. 1930-х, позже сломана.

Цаплино — Место бывшей старообрядческой церкви Николая Чудотворца
Деревянный молитвенный дом окружнической общины, перестроенный в 1906. Второй престол Спаса Нерукотворного. Закрыт в 1939, позже сломан.

Яковлевская — Место бывшей старообрядческой церкви Воздвижения Честного Креста Господня
Деревянный молитвенный дом окружнической общины, сооруженный в нач. ХХ в. на средства Ф. Е. Морозовой (по другим данным сооружен на основе здания XIX в.). Представлял собой клетское здание с крупной главкой на кровле. Закрыт в 1939, сломан в нач. 1970-х.

Заполицы — На месте этого дома была окружническая молельня

Заполицы — На месте этого дома была неокружническая молельня

Как и в части, посвященной московским старообрядческим храмам, расскажу немного и о единоверческих подмосковных храмах. Хотя, в буквальном смысле их и не принято считать старообрядческими по известным причинам.
Не только подмосковным, но и общероссийским единоверческим духовным центром является Михайловская слобода в Раменском районе.

Михайловская Слобода — Единоверческая церковь Михаила Архангела
Каменная церковь была выстроена в 1689 году на средства московского Георгиевского монастыря. В 1822 году обращена в единоверческую и в течении 1830-х реконструирована в стиле классицизма — на храме поставлена ротонда, пристроены новая трапезная с Никольским и Георгиевским приделами и высокая колокольня. В сер. 2000-х ротонда 1830-х сломана и основной объём реконструирован в формах XVII в. Церковь была закрыта в 1930-х. Вновь открыта в 1943 году и вновь закрыта в 1961. В 1989 году открыта.

Осташово — Единоверческая Церковь Иконы Божией Матери Владимирская
в Воскресенском районе. Церковь типа восьмерик на четверике в стиле барокко. Построена в 1763 году на средства князя Г. И. Шаховского. Закрыта в 1933 году и к 1980-м заброшена. Открыта в 1991 как единоверческая. Отремонтирована.

Далее о двух единоверческих храмах в центре Гуслицы, в городе Куровское.
До 90-х годов прошлого века в Куровское не было единоверческой общины. НИКОГДА не было. До революции были две старообрядческие моленные. И местное население было и оставалось быть преимущественно старообрядческим. Еще в XIX веке здесь был построен Преображенский Гуслицкий монастырь новообрядцев, основной целью которого было искоренение старообрядчества.

Преображенский Гуслицкий монастырь

Но заметных подвижек в этом направлении практически не произошло, ни до революции, ни после. Миссия оказалась невыполнимой. И когда в начале 1990-х изменилось отношение государственной власти к религии и встал вопрос о необходимости иметь свой храм Куровским верующим (преимущественно старообрядцам), вдруг «НАШЛАСЬ» община единоверцев. И им сначала отдали старое здание, а потом выделили землю для строительства нового храма. Полагаю, в чем-то это продолжение миссионерской монастырской деятельности. Ведь местному населению тогда строительство и открытие единоверческого храма преподносилось как открытие СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. Со временем многие разобрались что по чём и покинули этот приход. И в настоящее время прихожан у Куровского единоверческого храма крайне мало. А старообрядческого храма в городе так и нет…

Куровское — Единоверческая церковь Преображения Господня
Церковь единоверческой общины, устроенная в 1994 в двухэтажном каменно-деревянном доме конца XIX в., в прошлом принадлежавшем купцу Кудрявцеву. Позже в здании находился городской отдел милиции, а до этого ОГПУ. К зданию в 1995 году пристроен алтарь, поставлена главка. После освящения нового храма Иоанна Лествичника церковь закрыта, здание ветшает.

Куровское — Единоверческая церковь Иоанна Лествичника
Сооружена в 1996-2000 рядом с деревянным зданием Преображенского храма.

Мальково – Единоверческая церковь Рождества Христова
Небольшая кирпичная одноглавая церковь в псевдорусском стиле, построенная в 1893-1895 при помощи А. В. Смирнова как единоверческая, хотя население деревни было преимущественно старообрядческим. Неслучайно храм неоднократно поджигали. С 1916 года в ней отсутствовал священник и поэтому после революции она была занята старообрядческой окружнической общиной. В 1930-х закрыта. В 2000-х годах передана общине Московского Патриархата.

деревня Авсюнино – Бывшая единоверческая церковь Петра, митрополита Московского
Каменная церковь, пристроенная в 1903-1905 годах к зданию миссионерской церковно-приходской школы братства митрополита Петра, выстроенного в 1893. Одноглавая церковная пристройка примыкает к зданию с востока. В 1930 году закрыта. В настоящее время школа занята библиотекой и сельским клубом, храмовая часть пустует, своды рухнули.