Часовни петрозаводска

Часовни петрозаводска

Издательский дом «ПетроПресс» выпустил альбом «Святые места. Карелия. Пряжинский район». К его выходу автор Илья Тимин подготовил выставку.

— Наше издательство давно сотрудничает с Ильей Тиминым. Мы часто публикуем его фотографии в газетах «ТВР-Панорама» и «Петрозаводск», на сайте «Петрозаводск говорит», ежегодно издаем календари с его шикарными карельскими пейзажами, и они, кстати, пользуются большой популярностью, особенно у туристов, наверное потому, что Илья умеет почувствовать и передать красоту нашей природы, — говорит исполнительный директор «Петропресса», руководитель проекта Михаил Евпалов.

— Но весной этого года он пришел с новым проектом, который нас очень заинтересовал, и даже не тем, что это новый путеводитель по местам веры в Пряжинском районе с указанием координат, по которым их можно легко найти, что очень важно, ведь многие из старинных часовен, храмов находятся в труднодоступных местах. Заинтересовал нас тем, что этой книгой мы могли бы привлечь внимание к нынешнему состоянию памятников архитектуры, ведь большинство из них нуждаются в реставрации. Наверняка среди жителей Карелии, ее гостей найдутся благотворители, попечители, которые внесут свою лепту в сохранение этой уходящей красоты, этих намоленных веками мест.
Наше издательство выпускает уже не первый путеводитель. У нас в активе есть фотоальбомы, посвященные Карелии, Петрозаводску, и мы с удовольствием взялись за издание этой книги.

Не дает покоя
Два года занимался Илья этим проектом.
— А началось все со звонка из РИА «Новости»: «Может, съездишь в глухую деревню, посмотришь, как там проходит Крещение, как выбьют майну. » Я сказал, что у нас это сложно: все согласовывается с МЧС, обряд проходит ночью. Но, дескать, попробую сделать, — рассказывает Илья Тимин.

В Интернете нашел сведения, составил список храмов и отправился в путь. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Путешествие затягивалось. То до храма никак не добраться: на лыжах не пройти — снег мягкий, на снегоходе не проехать — слишком глубокий. То вообще неточные сведения не позволяли найти часовню. Но чем глубже Илья погружался в тему, тем больше открытий ждало его.

— Самая старая часовня в Пряжинском районе — Сошествия Святого Духа — находится в деревне Ахтойла, что недалеко от Сямозера, — говорит он. — Но многие обитатели деревни о ней ничего не знают, а между тем этот памятник архитектуры относится к XVI веку, старше самых известных в мире церквей — Преображенской и Покровской на Кижах. Эта часовенка, конечно, не столь грандиозна, но обладает не меньшим притяжением и уникальной красотой.


Вторая достопримечательность этих мест — Поклонный крест. Очень хотел его посмотреть, сфотографировать. Но информация, которую мы нашли в Интернете, была немного некорректной, она неправильно указывала место его нахождения, — рассказывает Илья. — Мы с Марией, моей женой, несколько раз приезжали, ходили по Сямозеру, но найти не могли, решили, что крест не сохранился. Однако что-то не давало покоя. Поехали еще раз.

Пока расспрашивали про крест взрослых сямозерцев, маленькие мальчишки предложили: «Давайте покажем». Они привели Тиминых в соседнюю деревню Кяргеля к старинной часовне. Она была закрыта на замок, но парнишки убеждали их: «Там большой деревянный крест».
— Чтобы убедиться в этом, позвонили эссойльскому священнику Сергию Теплоухову. Он подтвердил: «То самое место».

— Но мы бы ничего не увидели, если бы не чудо, — говорит Илья. — Деревня безлюдная, стали уходить, видим — за домом старая бабушка. Спросили, не знает ли она, где найти ключ от часовни, чтобы посмотреть крест. «Подождите», — сказала она и пропала. Минут через десять приносит ключ.

Крест старинный, на нем есть дата — 1796 год, видны старые краски, которыми писали иконы. В часовне-пенале он хорошо сохранился. Сделал фотографии, это не художественные снимки, я ведь не фотохудожник, я репортер, поэтому где-то художественная сторона страдает, где-то нарушена композиция, но есть такие объекты, которые хочется запечатлеть.

Разное отношение
Вообще-то жители Пряжинского района с удовольствием показывали Илье местные достопримечательности. Однажды на рыбалке на Ведлозере рыбаки сказали, что есть в этих местах одна очень красивая старинная часовня. На полуострове Куйкинаволок. Но дороги к ней нет, добраться можно только по озеру: зимой — по льду, летом — на моторке. В общем, отвезли, показали часовню Рождества Богородицы. Красивая. Стоит на старом кладбище метрах в 50 от берега. Рыбаки-охотники ее поддерживают, а несколько лет назад жители Ведлозера собрали средства на ее ремонт, отремонтировали крыльцо, обновили кровлю, причем старую деревянную, сделанную без гвоздей, трогать не стали, решили сохранить ее под современным покрытием.
В 1917 году на территории Пряжинского района было 14 храмов и 112 часовен, большинство из них были разрушены.

— Петропавловская церковь в деревне Лахта на Сямозере — пример того, как наша духовная жизнь за 100 лет могла храм превратить в хлам, — говорит Илья. — Рубленый сарай я помню с детства, а когда занялся проектом, узнал, что это бывшая церковь. Когда ее построили и кому посвятили, никто уже из местных не знал. Сотрудники Национального архива нашли упоминание, что уже в середине XIX века там стояла Петропавловская церковь. Позже, когда познакомился с отцом Константином Кукушкиным, тщательным исследователем и внимательным специалистом по духовной культуре Пряжинского района да и всей Карелии, он подтвердил: это Петропавловская церковь.

Фотографию этого сарая Илья тоже поместил в своей книге. Здесь размещены далеко не все церкви и часовни района, но тем, которые требуют к себе внимания, место в новом путеводителе нашлось.

Время собирать камни
Книга «Святые места Пряжинского района» издана с благословения митрополита Петрозаводского и Карельского Константина. Она и выставка, подготовленная Ильей Тиминым к выходу путеводителя, по мнению секретаря митрополита Константина отца Константина Павлюченко, с одной стороны, призваны показать красоту православия, семя которого было посеяно на территории Карелии 790 лет назад. А с другой — привлечь внимание жителей Карелии в тому, в каком состоянии находятся храмы.

Читайте так же:  Часовня ксения петербургская в санкт-петербурге как добраться


— Есть время разбрасывать камни, есть время собирать их, — говорится в Екклезиасте. Сейчас Господь нам даровал такое время, когда мы привлекаем внимание к святыням, восстанавливаем их. У нас есть возможность открыто говорить о вере, православии, открыто ходить в храмы. На территории Карелии очень много святых жемчужин, которые требуют внимания. Желаю Илье, чтобы проект не заканчивался на Пряжинском районе.

Ольга Михайловна Жаринова, директор Национального архива республики, уроженка Пряжинского района, вообще предложила сделать совместный проект — Энциклопедия духовной жизни нашей республики, в которую поместить и современные, и исторические фотографии храмов, святых мест Карелии.

Участники презентации и первые посетители выставки благодарили Илью за то, что он дарит надежду: большинство часовен, церквей, храмов будут возрождены.

А Ольга Судавная увидела в книге снимок новой часовни из деревни Сямозеро.
— Когда стала приезжать в Сямозеро все удивлялась: в окрестных малых деревеньках есть часовенки, а у нас, в самой большой из них, нет. Я стала выяснять, обнаружила старый фундамент и обратилась к пряжинскому священнику Константину Кукушкину за помощью. Он подтвердил, что здесь была Успенская церковь. В 30-е годы из нее сделали клуб, а в 60-е она сгорела при неизвестных обстоятельствах.

Идея построить храм нашла единомышленников, и 28 августа 2010 года, в праздник Успения Богородицы, на месте бывшей церкви состоялось освящение часовни в честь Успения Божией Матери. Снимок новой сямозерской часовни вошел в путеводитель «Святые места. Карелия. Пряжинский район».

Ну а Илья Тимин признался, что собирается в Кондопожский район или севернее:
— Планирую проект продолжить, если «ПетроПресс» поддержит. Мне нравится работать с профессионалами.

Книгу можно приобрести в ИД «ПетроПресс» (Первомайский пр., 48) со следующей недели она появится в книжных магазинах города.

Выставка продлится до 17 ноября. Вход свободный (Литейная пл.,1).

То, что появление часовни святого Фаддея возле Музыкального театра Карелии – лишь вопрос времени, было понятно с самого начала. Верующий губернатор, поддержка от мэра, сочувствующие участники публичных слушаний – как тут не построить часовню? Исторический контекст – тоже на стороне автора идеи Константина Савандера. Ведь до революции площадь Кирова в Петрозаводске была площадью Соборной, на месте Музтеатра высился храм, да и часовня там была.

Над объектом работает архитектор Андрей Гречин. Проект сделан на основе описаний и фотографий прежней часовни, поэтому авторы идеи говорят о воссоздании исторического объекта. С 2019 года, когда общественности представили первые эскизы, масштабы будущего сооружения поубавились. Теперь церковь планируют построить 8 метров в высоту – ранее говорили о 12 метрах (правда, с крестом). Детали объекта Андрей Гречкин рассказал накануне на заседании Совета по культурному наследию. Так, он пояснил, что часовню хотят возвести на двухметровом возвышении; оно нужно из-за того, что площадь, издалека выглядящая ровной, на самом деле имеет сложный рельеф.

Часовня планируется в двух уровнях. В цокольном этаже расположится археологический музей – там будут «законсервированы» находки, сделанные на площади Кирова в 2017-2018 годах. Напомним, тогда возле Музтеатра обнажился фундамент церкви Воскресения Господня. В стене часовни планируется оборудовать витражное окно, через которое любой желающий сможет заглянуть внутрь часовни, даже если она будет закрыта. Коллеги Андрея Гречина эту идею одобрили.

После получасового обсуждения деталей часовни прозвучала реплика: «А вопрос о постройке часовни решен?» — «Не ко мне вопрос. Есть инициативная группа, сейчас идет стадия обсуждения» – ответил архитектор.

Любопытно, что на фундамент старой церкви, которым так восхищались многочисленные заинтересованные лица, сейчас, похоже, всем плевать. Раскопки велись в 2017 и 2018 годах; члены Совета возмутились тем, что драгоценные объекты, по сути, отданы на откуп стихий – над старым фундаментом даже не оборудовали навес.

– Прошло почти два года; что делается для того, чтобы законсервировать, сохранить? Ограждение не спасает от осадков. Ну нельзя так, мы пытаемся сохранить и сами же разрушаем, – прокомментировал ситуацию Владислав Куспак.

Еще один культовый объект, который обсудили на заседании Совета, – это храм карельских святых, планируемый на Онежской набережной. Строительство этого объекта анонсировали в декабре прошлого года. По замыслу РПЦ, возле патриаршего подворья должен был разместиться огромный храм – «подарок» Карелии к ее столетию.

Фото: официальный сайт Епархии

Градостроительный пыл церковных чиновников быстро умерили, и теперь речь идет о храме высотой в 12 метров. Его также проектирует Андрей Гречин. По словам архитектора, уже с середины набережной объект виден почти не будет. «Культовые объекты могли бы быть и выше», – обмолвился специалист.

Его коллегам макет понравился. Между тем сама возможность строительства церкви на этом месте – под большим вопросом, уверены специалисты. Дело в том, что храм карельских святых планируют возводить в квартале исторической застройки, а это – объект культурного наследия, имеющий охранный статус.

В частности, здесь запрещена «любая разновидность хозяйственного освоения территории за исключением деятельности, направленной на комплексную регенерацию градостроительной среды XIX – начала ХХ в.». Строительство новой церкви под определение «регенерации» не подходит.

– Это достопримечательное место, объект культурного наследия со своим регламентом и ограничениями. Почему градостроительный план игнорирует эти ограничения? – задалась вопросом архитектор Елена Ициксон.

– Там строить неправомерно, – подытожила эксперт Татьяна Вахрамеева.

Архитекторы обмолвились, что есть возможность обойти эти противоречия – например, уменьшить границы охраняемой территории. Или внести этот участок в зону строительства культовых сооружений – для этого надо всего лишь изменить Правила землепользования. Данная процедура в Петрозаводске производится настолько регулярно, что не вполне понятно, зачем вообще эти правила нужны. Так или иначе, можно не сомневаться, что умные люди найдут возможность примирить законодательные ограничения с желанием возвести храм. Ведь законы принимаются людьми, а с людьми, в отличие от Бога, всегда можно договориться.

Читайте так же:  Церковь часовня иконы божией матери

Петрозаводск без памяти. Появится ли в центре города часовня Фаддея?!

В музее общественность Карелии обсудила премьеру фильма карельского журналиста.

В Национальном музее Карелии прошла презентация фильма «Беспамятный Петрозаводск», снятого журналистом, увлекающимся краеведением, Александром Тихим. Его работа посвящена одному из самых обсуждаемых вопросов в карельской столице: быть или не быть часовне рядом с Музыкальным театром на площади Кирова.

В фильме Александр Тихий предлагает перенести памятник Кирову в другое место, как поступили с памятником Ленину в Белгороде. Ведь сапог Кирова стоит прямо на входе в храм. А на центральной (когда-то Соборной) площади должен, по его мнению, появиться храм в честь Фаддея Петрозаводского. Он уверен, что так была бы восстановлена историческая справедливость, а столица Карелии стала бы еще более привлекательной для туристов. Почему бы Петрозаводску не иметь своего святого и его часовню? Этот вопрос адресован ко всем зрителям фильма.
Раскопки на площади Кирова уже частично проведены. Фундамент храма, взорванного в советское время, найден. Проект может быть продолжен и завершен. Правда, бюджетных денег на это нет, да и с меценатами у нас похуже, чем в Белгороде. Так что придется на храм собирать всем миром.

« Петрозаводск, действительно, утрачивает свое лицо. Фильм Александра Тихого, который увлекся правильным делом — историей своего квадратного метра, а значит, краеведением, — об исторической памяти. Мы сейчас чувствуем огромный разрыв между поколениями. Мы разговариваем на разных языках. Мы смотрим на город по-разному. А какой наш Петрозаводск? Он небольшой, невысокий, исторический, с важным статусом воинской славы. Этот фильм заставляет каждого задуматься » , — выступил на презентации директор Национального музея Михаил Гольденберг.

Атеисты и коммунисты — за храм

Большинство присутствующих, которые приняли участие в обсуждении идеи строительства храма на площади Кирова, высказались «за». Однако карельская епархия, по словам Тихого, до сих пор не дала благословения на строительство часовни. Автор фильма воспользовался моментом, когда в музей на презентацию пришел представитель церкви, и попросил его посодействовать и передать просьбу митрополиту карельскому — благословить задуманное.

« Для меня этот фильм — не призыв рушить все. Наоборот, это повод для размышления, это толчок для каждого жителя Карелии подумать о месте, в котором мы живем. Вы знаете, я тронут. Меня научили уважать мнение всех сторон: за и против. Лично я считаю, что часовню можно восстановить. Петрозаводску нужен святой. И место историческое, которое важно в первую очередь для молодежи » , — высказался историк, представитель «Офицеров России» Александр Мартысевич.

Александр Пашков, доктор исторических наук, профессор ПетрГУ: «Фаддей Блаженный — это реально существовавший человек, проживавший в Петрозаводске. Доказывают это исторические документы, в том числе письмо Петра I, в котором он упоминал Фаддея. Появление часовни на площади Кирова решит сразу несколько задач, в том числе и туристической привлекательности. Там вполне тихое и удобное место для часовни. Центральная площадь города вновь станет соборной, при этом сохранятся все исторические вехи: и Киров, и театр».

Удивительно, но даже депутат-коммунист Валерий Шоттуев поддерживает идею строительства часовни. По его мнению, не надо ничего делать в ущерб городу и истории. А часовню надо ставить, чтобы объединить народ, на который ополчился весь мир.

Денег нет, но строить будем

Представитель карельской епархии отец Вадим, конечно, тоже поддерживает идею восстановления исторической справедливости. Он сказал, что это хорошая идея. Но все люди, все жители Петрозаводска должны решить, надо строить или нет.

Артур Парфенчиков также выступает за идею восстановления храма. Правда, сразу оговорился, что в бюджете на эти траты средств нет. И предложил собирать деньги через благотворительный фонд, чтобы восстановление храма — а он это назвал именно так — стало народным, а часовня «копеечной», построенной на копеечки жителей Карелии.

« Очевидно, что в нашей истории есть ошибки, которые мы можем и должны исправлять. Поддерживаю идею восстановления храма на площади в центре города, который когда-то был взорван. Белгород, конечно, богатый город, и там есть крупные меценаты. У нас с этим посложнее. Но на народный храм можно собирать по копеечке. Потом мы установим табличку с надписью, что часовня восстановлена на народные средства. Сейчас нам придется решить ряд вопросов. Главное — найти хороших строителей, получить все разрешительные документы и не затягивать с этим » , — поставил точку глава Карелии.

С инициативой о проведении раскопок выступил протоиерей Константин Савандер. Он провел самостоятельные исследования и выяснил, что на расстоянии 13,5 метра от постамента памятника Кирову, который расположен в центре площади, на глубине 5-8 метров находятся фрагменты пещерной церкви Святодуховского собора. Сам собор был уменьшенной копией московского храма Христа Спасителя. А его подземную часть освятили в 1866 году.

— Святодуховский собор имел два уровня. Нижнюю церковь создали в честь святых Олонецкой губернии. Это своеобразный пещерный храм, устроенный по образу катакомб древних христиан. Он пострадал в 1936 году, когда на него упала часть взорванного верхнего храма, — рассказал Константин Савандер.

Предложение протоиерея о поиске подземного храма поддержали члены комиссии по культурно-историческому наследию администрации Петрозаводского городского округа, высказались за это и большинство жителей,

участвовавших в общественных слушаниях. Они проголосовали за воссоздание часовни в память Фаддея Петрозаводского. После этого возле здания Музыкального театра и начали раскопки, в которых участвуют студенты-историки Петрозаводского государственного университета. Курирует работы Национальный музей Карелии.

Читайте так же:  Часовня на вокзале новокузнецка

— Нам удалось обнаружить часть фундамента, точнее район притвора, то есть то место, где люди входили в храм, — рассказал археолог Национального музея кандидат исторических наук Марк Шахнович. — Несмотря на то что сам храм был деревянным, валунный фундамент очень мощный, он прекрасно сохранился. В целом это отличное, неглубоко находящееся сооружение XIX века. Конечно, мы не предполагали, что будет так красиво с точки зрения археологии, что будет такая мощная конструкция, которая просится на модификацию, на новое архитектурное решение, тем более что по этому месту проходят все туристические маршруты.

Пока историки обнаружили лишь часть здания. Как они говорят, оно было огромным: 36 метров в длину и 24 в ширину. Удалось проследить культурный слой периода возникновения Петровской слободы, находки — медные крестики, монетки XIX века (1800-го, 1812 года и серебряная монетка советского периода — 1924 года), много гвоздей. Все они впоследствии будут обрабатываться в Национальном музее Карелии, а самые ценные попадут в его фонды.

— Мы не ожидали, что наши предки могли строить такие здания, толщина стены — 2,5 метра, — удивляется протоиерей Константин. — Храм был двухэтажным, златоглавый верх — деревянный, а нижняя часть — кирпичная. Просто каких-то циклопических размеров. Решили восстановить историческую форму часовни Фаддея Петрозаводского. Археологи говорят, что это петрозаводская Помпея и хорошо бы закрыть ее музейным окном. Но это святыня. К ней хочется прикоснуться, приложиться.

На сегодняшний день есть два варианта сохранения святыни. Первый: над найденным фундаментом оставляют музейное окно, а саму часовню восстанавливать начнут не раньше 2026 года. По второму — в следующем году предлагается начать строить цокольный этаж : своеобразный купол для сохранения фундамента, а сверху будет часовня, проект которой уже одобрили архитекторы.

Власти Карелии считают, что все варианты нужно обдумать и обсудить. Для Национального музея находка фундамента собора начала XIX века, обнаруженные артефакты — научная ценность. Верующие просят, чтобы был доступ к святыням. И надо учесть все: и мнение архитекторов, и историков, и верующих, и горожан.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

В Сергиевом Посаде Святейший Патриарх Кирилл освятил мемориальный комплекс «Всем пострадавшим за Христа в годы гонений и репрессий»

Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды архиереям и настоятельницам женских монастырей

В день памяти прп. Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре и возглавил хиротонию архимандрита Силуана (Никитина) во епископа Петергофского

Состоялось наречение архимандрита Силуана (Никитина) во епископа Петергофского, архимандрита Василия (Кулакова) во епископа Николаевского, архимандрита Игнатия (Голинченко) во епископа Енисейского

В канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Троице-Сергиевой лавре

Мануил, митрополит (Павлов Виталий Владимирович)

Дата рождения: 26 октября 1950 г. Дата смерти: 7 марта 2019 г. Дата хиротонии: 14 августа 1990 г. Дата пострига: 1 января 1976 г. День ангела: 4 февраля

Страна: Россия Биография:

Родился 26 октября 1950 г. в Ленинграде.

В 1974 г. закончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1979 г. — Ленинградскую духовную академию.

1 января 1976 г. принял монашеский постриг, 4 января рукоположен во иеродиакона, 7 января — во иеромонаха.

В 1976-1977 гг. — клирик Николо-Богоявленского собора в Ленинграде.

В 1977-1978 гг. проходил стажировку в Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария).

В 1978-1980 гг. — преподаватель Ленинградской духовной семинарии.

21 ноября 1982 г. получил ученую степень кандидата богословия за курсовое сочинение «Церковные реформы Петра I и их историко-критическая оценка».

В 1980-1982 гг. и с июня 1987 г. — благочинный церквей Олонецкой епархии, настоятель Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска.

В 1982-1985 гг. — секретарь Ленинградского епархиального управления.

В 1985-1986 гг. — и.о. ректора Ленинградских духовных школ.

В 1986-1987 гг. — настоятель Тихвинского храма в г. Тихвине.

Решением Священного Синода от 20 июля 1990 г. избран епископом Петрозаводским и Олонецким.

Хиротония состоялась 14 августа 1990 г. в Крестовоздвиженском соборе г. Петрозаводска. Богослужение совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн, архиепископы Курский и Белгородский Ювеналий и Дюссельдорфский Лонгин, епископы Ульяновский и Мелекесский Прокл, Новгородский и Старорусский Лев, Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений и Подольский Виктор.

С 17 июля 1996 г. — Петрозаводский и Карельский.

25 февраля 2000 г. возведен в сан архиепископа.

С 20 октября по 24 декабря 2010 г. — временный управляющий Архангельской епархией.

Решением Священного Синода от 29 мая 2019 г. (журнал № 41) назначен главой новообразованной Карельской митрополии.

11 июля 2019 г. за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Скончался 7 марта 2019 г. Отпевание состоялось 9 марта в Александро-Невском кафедральном соборе г. Петрозаводска. Заупокойное богослужение совершил митрополит Новгородский и Старорусский Лев.

Погребен на Неглинском кладбище Петрозаводска возле часовни преподобного Сергия Радонежского.

1974 г. — Ленинградская духовная семинария.

1979 г. — Ленинградская духовная академия.

  • 1989 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III ст.;
  • 2005 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2010 г. — орден прп. Серафима Саровского II ст.
  • 2000 г. — орден Дружбы народов;
  • 2000 г. — звание «Человек 2000 года Республики Карелии»;
  • 2002 г. — золотая медаль Российского Фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность»;
  • 2005 г. — орден Почета;
  • 2007 г. — звание «Почетный гражданин Республики Карелия»;
  • 2010 г. — почетная грамота Республики Карелия «За заслуги в возрождении православно-духовной культуры, укреплении гражданского мира и согласия, духовно-нравственного воспитания населения»;
  • 2010 г. — золотая медаль Российского Фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность».