Дворец чернышова

Усадьба Александрино

Архитекторы: Валлен-Деламот Ж.-Б.
Год постройки: 1762
Стиль: Классицизм

Усадьба Александрино классицизм

— одна из сохранившихся старинных усадеб.

Старая открытка.
(добавил — Данелия)

Дорога у подножия естественной террасы вдоль южного берега Финского залива существовала, как поведали нам старинные карты, уже при шведах. Но после победы России над Швецией в Северной войне и основания Санкт-Петербурга эта дорога по замыслу Петра I должна была стать парадным въездом в столицу, украшенным непрерывной цепью великолепных загородных резиденций. И потому царь повелел построить «забавные дома каменные изрядной архитектурною работою и украшать огороды» фонтанами и каскадами, прудами и водопадами. Именно тогда появилось слово «дача», означавшее участок земли недалеко от Петербурга, который царь жаловал своим приближенным. На 12-й версте Петергофской дороги на небольшой возвышенности и поныне находится старинный загородный дом с колоннами и куполом. Загородная усадьба была выстроена в середине 70-х гг. XVIII в. для президента Адмиралтейств-коллегий Ивана Григорьевича Чернышева. Участок, где возведен дворец, является западной частью бывшей дачи царевны Натальи Алексеевны. Ранее здесь находился первый Путевой дворец Петра I на Петергофском тракте. В 1718 г. это место было пожаловано сенатору и дипломату Петру Андреевичу Толстому за успешно проведенную операцию по возвращению из-за границы царевича Алексея. В 1721 г. на участке возвели господский дом. За довольно короткий промежуток времени дача сменила нескольких владельцев. В 1762 г. владельцем усадьбы стал действительный камергер граф Иван Григорьевич Чернышев. Генерал-адмирал, президент Адмиралтейств-коллегий и член Академии наук, Чернышев пользовался неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины. Он много лет провел за границей и привез оттуда любовь роскоши и европейский вкус. Загородная усадьба графа И. Г. Чернышева «Александрино» на Петергофской дороге – один из интереснейших памятников русского усадебного зодчества второй половины XVIII столетия. Монументальность и выразительность дворца определяет его историко-художественное значение. Автором проекта усадебного дома является архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот. Усадьба построена по распространенной в русском зодчестве XVIII века «усадебной схеме». Центральный двухэтажный корпус усадьбы, квадратный в плане, имеет восемь выступов, обрамленных портиками из четырех колонн композитного ордера. Этот корпус соединялся двумя одноэтажными галереями-переходами с симметричными двухэтажными боковыми флигелями. В центре главного корпуса располагался великолепно отделанный восьмиугольный зал, освещавшийся верхним светом через широкие полуциркульные окна, прорезавшие стены восьмигранного барабана, перекрытого невысоким куполом. Все парковые строения сосредоточены архитектором на трех островах большого пруда, расположенного у слияния двух пересекавших территорию усадьбы ручьев. В конце 1770-х–нач.1780-х гг. к усадьбе была присоединена дача, принадлежавшая полковнику Г. М. Любестову. В начале 1790-х гг. дом перестроили: бельведер перекрыли сферическим куполом, круглые окна его барабана превратили в большие полуциркульные. Треугольный фронтон увенчал портик вместо ликвидированного балкона. Тогда же заново отделали интерьеры центрального зала, овальной гостиной и парадной лестницы. В результате перестройки, автором которой эксперты считают архитектора Дж. Кваренги, здание стало образцом русского классицизма. Главный вестибюль был украшен росписью в стиле классицизма. Стены восьмиугольного центрального зала декорированы в нижнем этаже коринфскими колоннами, поставленными в неглубоких нишах. Антаблемент над колоннами, опоясывающий стены зала, увенчивала балюстрада обходной галереи второго этажа. Стены первого и второго ярусов зала украшали декоративные панно на мифологические сюжеты, внутреннюю поверхность купола – квадратные кессоны с розеттами. Автором росписи вестибюля и центрального зала, по-видимому, является один из лучших живописцев-декораторов первой трети XIX в. Д. Скотти. Фрагменты росписи сохранились до 1941 г. Значительный интерес представляла также отделка двухсветной галереи с полуциркульными завершениями по концам. Она располагалась позади восьмиугольного зала, вдоль дворового фасада центрального корпуса. Поверхность стен галереи была декорирована в первом ярусе ионическими пилястрами и во втором – лепными кариатидами. Загородный дом И. Г. Чернышева своим архитектурным обликом напоминает Таврический дворец. Купол особняка в усадьбе близок по силуэту к куполу дворца, построенного архитектором И. Е. Старовым для князя Г. А. Потемкина на левом берегу Невы. Подобно Таврическому дворцу, здесь выделен центральный объем и искусно подчеркнуто его доминирующее значение в ансамбле. Путники, проезжавшие по Петергофской дороге, всегда с восхищением рассматривали загородный дом графа. Многочисленные гости оставляли в своих дневниках восторженные записи после увиденного в усадьбе. В 1797 г. граф И. Г. Чернышев умер, оставив в наследство сыну Григорию Ивановичу не только имение, но и массу долгов. Молодой граф унаследовал от отца привычку к расточительности. В 1809 г. он был вынужден продать усадьбу «с публичного торга по вексельным искам» купцу 1-й гильдии Федору Ильину. В 1898 г. от наследников купца Ильина загородная дача перешла к владельцу имения «Ульянка» графу А. Д. Шереметеву. Именно тогда загородная усадьба стала впервые называться «Александрино». При нем велись большие строительные работы и планировка пейзажного парка (архитекторы Н. Л. Бенуа, К. Ф. Мюллер и др.). После революции 1917 г. уникальная усадьба превратилась в обычный жилой дом с коммунальными квартирами. Роскошные комнаты и залы бывшего дворца местные жители разделили перегородками из досок, а в парадном восьмиугольном зале жильцы «коммунального особняка» содержали свиней и другой домашний скот. Во время Великой Отечественной войны дача «Александрино» была постоянной мишенью для немецких артиллеристов и летчиков. Дворец превратился в руины, почти полностью погибла вековая реликтовая дубовая роща в парке этой старинной усадьбы. В 1960-х гг. главное здание «Александрино» восстановили и отреставрировали по проекту архитектора М. Н. Плотникова, однако без воссоздания уникальных внутренних интерьеров и служебных флигелей. По сей день ведутся работы по реконструкции парка. Замечательная российская традиция приобщать детей с раннего возраста к изобразительному искусству зародилась в Петербурге. При Екатерине II в 1764 г. в Академию Художеств стали принимать учеников 5-6 лет. С 1980 г. в бывшем дворце графа Шереметева располагается Детская художественная школа «Александрино», основанная в 1968 г.

Читайте так же:  Дворец пионеров на воробьевых горах концертный зал

(исторической справкой, размещенной на фасаде усадьбы, добавил rose-apple )

Фото — Сергий, 2009.

С 1714 г. здесь располагалась дача младшей сестры Петра I — Натальи Алексеевны.

В 1746 г. дача была пожалована заведующему шляхетским кадетским корпусом В. Н. Репнину. В 1762 г. его сын продал имение И. Г. Чернышеву — президенту Адмиралтейств-коллегии. По его заказу арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот строит новое каменное здание в стиле классицизма.

В 1898 г. дачу купил А. Д. Шереметев, она стала называться «Александрино». При новом владельце были сохранены интерьеры.

Двухэтажный главный корпус украшен портиками с колоннами и балконом. Симметричные двухэтажные боковые флигели соединены застекленными галереями с главным корпусом.

План 2 этажа Фото — Виктор М

В 1960-х гг. главное здание было восстановлено — арх. М.М. Плотников, без воссоздания интерьеров и служебных флигелей.

Сейчас здесь детская художественная школа.

Александрино — одна из сохранившихся усадеб в районе Петергофской дороги в черте Санкт-Петербурга. Названа по имени последнего дореволюционного владельца — А. Д. Шереметева.

В начале XVIII в., когда участки вдоль дороги раздавались под застройку, на месте нынешнего парка «Александрино» находилась обширная усадьба младшей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, принадлежавшая ей с 1714 г. В конце XVII в. здесь располагались земли двух хуторов с общим названием Пяткелле. В 1716 г. царевна скончалась и участок был разделен на два.

Усадьба на восточном участке сохранялась ещё в 1930-х гг., но была впоследствии разрушена. Западная часть бывшей дачи царевны Натальи Алексеевны была передана сенатору, крупному дипломату, бывшему посланнику в Константинополе, действительному тайному советнику Петру Андреевичу Толстому.

В 1760-х гг. владельцем стал Иван Григорьевич Чернышев, искусный дипломат, пользовавшийся неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины II. Возведение своего загородного дома он поручил французскому архитектору Ж.-Б. Валлен-Деламоту, представителю и нового для России классицизма. Это здание сохранилось до наших дней.

После революции дворец дачи «Александрино» стал обыкновенным жилым домом, причём большие комнаты были разделены перегородками на «клетушки», а в зале держали свиней. Вдоль восточной границы парка в 1930-х гг. был построен «Стандартный посёлок № 3».

Во время войны усадьба находилась на переднем крае обороны и пострадала от обстрелов. В 1960-х гг. главное здание было отреставрировано по проекту М.М. Плотникова, но без воссоздания интерьеров и служебных флигелей.

На высокой террасе бывшей Петергофской дороги, в окружении зелени, широко раскинуло крылья-флигели старинное здание желтого цвета – это загородная усадьба «Александрино».

Известно, что в 1721 году по воле Петра I, участки вдоль Петергофской дороги (ныне Старо-Петергофский проспект, проспект Стачек и Петергофское шоссе) были розданы знатным особам. Так, вдоль Петергофской дороги появились причудливые загородные усадьбы с роскошными парками, садами, оранжереями.

Первоначально участок земли, на котором находится усадьба «Александрино», принадлежал любимой сестре Петра I Наталье Алексеевне.

С течением времени участок переходил от одного знатного владельца к другому и не имел сколь значительных построек на своей территории.

В 1760-х годах владельцем участка становится президент Адмиралтейской коллегии (морской министр) граф Иван Григорьевич Чернышев (1726 — 1797). Ловкий царедворец и дипломат, пользовавшийся неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины II. Получил известность среди своих современников только тем, что был «сказочно богат».

Начальное образование он получил в доме родителей. В 1741 г. был отправлен с посольством в Данию вместе с родным братом Петром Григорьевичем, назначенным чрезвычайным посланником. Продолжая дипломатическую службу, младший Чернышев под присмотром брата Петра участвовал в дипломатических миссиях в Пруссии и Англии, получив звание камер-юнкера. После четырнадцатилетнего отсутствия Чернышев вернулся в Россию.

С восшествием на престол Екатерины II, Ивану Григорьевичу Чернышеву был присвоен чин генерал-поручика и он был переведен с дипломатической службы на военно-морскую службу.

В 1762 году Екатерина II издала указ о возобновлении введенных ещё Петром лагерных сборов императорской гвардии. «. Возобновить забытые петровские порядки, обратить внимание на захиревших детей Петра Великого – войско и флот…», — говорилось в указе

Читайте так же:  Озаглавь текст дворец был из светло желтого блестящего камня

В 1763 г. Чернышев назначается членом Адмиралтейств-коллегий и присутствующим в учрежденной Морской комиссии по рассмотрению вопроса о преобразовании российского флота.

Местом лагерных сборов сухопутных войск было выбрано Красное Село.

По западной границе усадьбы Чернышева проходила дорога, соединяющая Красное Село с Петергофской дорогой и Петербургом. В летнее время в Красное Село, кроме высочайших особ, на манёвры съезжались приближенные ко двору и войсковым штабам, военные представители иностранных держав.

В 1761 году И.Г. Чернышев принимает решение о строительстве собственного дома в Петербурге и загородной дачи, которые соответствовали бы занимаемому им положения при царском дворе.

Разработка проектов дачи и дома было поручено французскому архитектору на русской службе Ж.-Б. Валлен-Деламоту.

В 1762 г. в южной части Исаакиевской площади Петербурга, на набережной реки Мойки у Синего моста начинаются работы по строительству дворца для президента Адмиралтейств-коллегии И. Г. Чернышева. Строительство длилось 6 лет. Судя по воспоминаниям современников, это был один из наиболее великолепных домов Петербурга. После смерти Чернышева дом был выкуплен в казну. В конце XVIII века по приказу Павла I дом был украшен бурбонской лилией (эмблемой свергнутой династии Бурбонов) и подарен принцу Конде, бежавшему в Россию в дни Французской революции. Правда, принц недолго задержался в России и после него бывший дом Чернышева занимали другие лица и учреждения. В 1813 году дворец приобрело правительство, и с середины 1820-х годов здесь размещалась Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В этой школе, в эскадроне юнкеров гвардейской кавалерии, с 1832 по 1834 год проходил обучение поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

В 1839 году школу гвардейских подпрапорщиков перевели на Большую Мастерскую улицу (Лермонтовский проспект). В 1839-1844 гг. здание дворца было капитально перестроено по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера, для дочери императора Николая I – Марии Николаевны. В настоящее время во дворце (Исаакиевская площадь, дом 9) расположено Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

Вернемся к мызе Чернышева на Петергофской дороге.

Здание усадьбы было возведено в 1762 году, как отмечено ранее, по проекту архитектора Валлен-Деламота. Двухъярусный, центральный корпус усадьбы, украшенный четырехколонным портиком, переходит в восьмигранную башню, увенчанную куполом. Два боковых крыла завершаются двухэтажными павильонами, соединенными с главным корпусом одноэтажными галереями. При усадьбе был разбит парк в английском стиле, простиравшийся на 100 гектарах, примерно до нынешнего проспекта Народного Ополчения.

В начале 1790-х годов дача была частично перестроена, и приобрела знакомый нам облик. Автор перестройки документально не установлен, но предполагается, что проект был выполнен архитектором Д. Кваренги.

Несколько раз усадьба меняла владельцев. В 1900 году, усадьбу приобрел Александр Дмитриевич Шереметьев. По имени нового владельца, усадьба получила название «Александрино».

С первых месяцев Великой Отечественной войны усадьба оказалась в районе боевых действий. Воины 42-й армии в сентябре 1941 года остановили здесь наступление врага. В течение всех 900 дней героической обороны Ленинграда на этом рубеже шли беспрерывные бои с гитлеровцами.

В подвале усадьбы «Александрино» стояли артиллеристы, батарея которых находилась рядом с особняком. Массированным огнем немцев здание было превращен в руины. Погибших героев хоронили здесь же. Когда окрестности были освобождены от немецких захватчиков, все погибшие герои были перезахоронены в братские могилы на воинском мемориальном кладбище «Дачное», которое находится между домами 143 и 145 по проспекту Народного ополчения. О жестоких боях с фашистами, проходившими у стен «Александрино», напоминает только небольшая стела с надписью «Слава защитникам города Ленина, 1941 – 1944», стоящая на несуществующем повороте дороги в направлении Красного Села.

В 1960-х годах по проекту архитектора М.М. Плотникова здание усадьбы «Александрино» было восстановлено.

Сейчас в здании усадьбы располагается Санкт-Петербургская детская художественная школа «Александрино».

Усадьба «Александрино»
Проспект Стачек, 226. Фото 2019 г.

Усадьба И.Г. Чернышева на Петергофской дороге.
Рисунок арх. Д. Кваренги, кон. XVIII в.

Иван Григорьевич Чернышев (1726 — 1797)

Усадьба «Александрино» и пруд.
Северный фасад. Фото 2019 г.

Усадьба «Александрино».
Южный фасад. Фото 2019 г.

Усадьба ЯРОПОЛЕЦ ЧЕРНЫШЁВЫХ, Московская область, Волоколамский район

Усадьба Ярополец (Чернышёвых) – один из интереснейших дворцово-парковых ансамблей северо-запада Подмосковья, который, если бы не трагические страницы 30-40-х гг. а, являлся бы одним из наиболее ярких примеров усадьбы классицизма XVIII столетия эпохи Екатерины II. В своё время Ярополец Чернышёвых сравнивали с легендарной резиденцией короля-солнца – Версалем, но погружённое в руины и запустение, это некогда великолепное гнездо редко становится объектом для посещений, чтобы открыть пред ценителем красоты свою былую красоту.

Само имение, хотя и значительно пострадало, по сей день известно по своей уникальной двухкупольной Казанской церкви – усыпальницы З.Г.Чернышёва, о которой я писал в феврале. Пожалуй, самым значительным событием в истории усадьбы стал приезд Екатерины II в 1775 году, когда императрица после посещения Нового Иерусалима удостоила честь погостить в имении генерала-губернатора Москвы.

Несмотря на несчастливую судьбу усадьбы в ХХ веке, вниманием не обошёл и вождь мирового пролетариата В.И. Ленин и его верная спутница Н.К. Крупская, посетив первую советскую ГЭС на реке Ламе в 1920 году.

Читайте так же:  Щедрин вид на гатчинский дворец с длинного острова

Выдающийся вклад в изучении этой усадьбы сделал наш блестящий искусствовед, старший научный сотрудник НИИТАГ и видный член Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) — Андрей Викторович Чекмарёв av4 . Издав в 2007 году свой труд о Яропольце, Чекмарёв внёс большой вклад в историю изучения этого выдающегося памятника, ознакомив читателя с незаслуженно забытым уголком на карте Подмосковья, подняв волну интереса как к самому месту, так и к проблеме изучения усадебного наследия второй половины XVIII столетия.

Хочется надеяться, что второе издание этого замечательного труда А.В. Чекмарёва обязательно будет явлено на свет, чего и хочется пожелать её автору, 17 июля 2019 года отмечающим свой юбилей. Пусть пост с моими фотографиями и текстом, написанным Борисом Бочарниковым bbocharnikov , станет небольшим, но приятным подарком для Андрея )

Дата фотографий: 2019 год, 25 января и 28 марта.

История усадьбы берёт своё начало в годы присоединения Украины к России в 1650-1670-е гг. XVII в., когда царь Алексей Михайлович пожаловал в 1682 году эти земли сосланному в почётную ссылку гетману П. Д. Дорошенко. Милость, проявленная государем, могла быть объяснена тем, что Дорошенко достаточно хорошо проявил себя в качестве Вятского воеводы (1679-1682 гг.), на место которого был назначен лишь спустя два года, после переезда в Москву, а также в качестве компенсации за потерянные в Украине владения. Умер Дорошенко также в Яропольце и был похоронен вблизи нынешней усадьбы Загряжских. Могила его сохранилась.

Первая половина XVIII для Яропольца была ознаменована сменой владельцев, и, как следствие – возникновением здесь двух усадебных комплексов, из которых владение Чернышёвых по масштабу превзошло как окрестные имения, но и встало в один ряд с другими выдающимися резиденциями русской аристократии XVIII-XIX вв.

Сам дворец расположен на определённом расстоянии от дороги, плавно включённой в огромную площадь. Несколько позже, в 1780-х гг. с южной стороны, по центральной оси, относительно дома, начала возводится новая Казанская церковь, окончательно сформировавшая архитектурный комплекс усадьбы.

Композиция дворца представляет собой центральный корпус, центр которого отмечен мезонином с овальным окнами. Боковые ризалиты увязаны с главным при помощи галерей, придающих дворцу изысканность и монолитную цельность. Архитектор здесь практически не использует ордер, что было характерно для раннего классицизма.

Все плоскости фасада рассечены рядами высоких арочных окон (первого этажа) и почти квадратных окон (второго этажа), несомненно, главным образом подчёркивая желание усилить вертикальные членения и лаконичные формы здания. Единственной горизонталью, связывающей дворец, стал большой карниз, контрастирующий с тонкой моделировкой тактично рассеянного лепного декора — изящными гирляндами, лепными овальными композициями, львиными головами и валютами в обрамлениях окон.

Подобно сооружённому в те же годы дворцу Г.Г. Орлова в Гатчине (арх. А.Ринальди), дворец в Яропольце получил два симметрично расположенных каре, фланкирующих главный корпус. По высоте они равны первому этажу, а соединены они с дворцом при помощи ворот и циркумференциями. Обработка внешних стен этих строений ещё более скупая, в сравнении с дворцом, что лучшим образом сказывается на его восприятии.

Лишь только декоративное решение ворот, включённых в линию служебных корпусов перекликается с фасадной декорацией дворца, в отличии от поздних ворот середины XIX столетия, выдержанных в эклектичной манере, близкой Яропольцу Загряжских.

После октябрьской революции 1917 года усадьба была национализирована, а в 1924 году значительная часть коллекций мебели, фарфора, живописи, графики, скульптуры и пр. произведений искусства была вывезена в областной краеведческий музей, базировавшийся в стенах Нового Иерусалима, где в годы войны были утрачены.

Хотя на стенах бывших парадных залов и покоев после войны ещё сохранялась значительная часть живописного и лепного убранства, но своевременная реставрация так и не наступила. Только на исходе советской власти были проведены меры по восстановлению утраченных стен и крыши, а также были частично восстановлено заполнение окон. Одновременно была восстановлена первая советская ГЭС, которую в 1920 году посетили В.И. Ленин и Н.К. Крупская.

По прямой оси от дворца прошла главная аллея, в перспективе завершавшаяся турецким павильоном (не сохр.), что у современников невольно рождало вполне оправданные параллели с императорской резиденцией в Царском селе.

Если спуститься прямо по аллее от дворца, то покажется обелиск Екатерины II – единственное звено ныне утраченного оформления парка, установленный в честь приезда императрицы 15-17 сентября 1775 года. Все остальные парковые затеи были утрачены в 1920-х гг.

Несмотря на утрату отделки дворца, ряда декоративных решений парка, созданных на всём протяжении истории усадьбы, Ярополец Чернышёвых по-прежнему остался интереснейшим архитектурным памятником, требующим не только пристального внимания к своему прошлому, но и к дальнейшему будущему, чтобы восстановить было великолепие одного из лучших садово-парковых ансамблей России.