Замерзшая бухта в новороссийске

Замерзшая бухта в новороссийске

Противостояние морозного антициклона и средиземноморского циклона, что выходит на Черное море, выразится, прежде всего, в резком ухудшении погоды на большей части Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Синоптики из Северо-Кавказского территориального межрегионального Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды www . yugmeteo . donpac . ru предупреждают, что в ближайшие дни, с 25 по 27 января ожидаются снегопады, метели и сильный ветер. На юго-востоке региона, а это Дагестан, Чечня и Ингушетия, пронесутся сильные снегопады. Наступление циклона на юг России и сопротивление северного антициклона приведут к усилению перепадов атмосферного давления в регионе и к порывистому ветру. 25 января на Кубани ветер разгонится до 23 м/с, а 26 и 27 января в Ростовской области и в Краснодарском крае до 25-28 м/с. Большое количество снега, до 40-80 см уже налипало на провода в предгорьях Сочи и в Адыгее. И 25 января в Краснодарском крае сохранятся условия для налипания мокрого снега. В предгорных районах Северного Кавказа к тому же еще и гололед.

Стихия разгуляется на черноморском побережье Краснодарского края. Холодный воздух из системы морозного антициклона, переваливая через хребет, расположенный вдоль побережья, устремится вниз. Сила ветра может достигать, по прогнозам, 25-30 м/с из-за значительной разности плотности между еще теплым воздухом над морской поверхностью и холодного воздуха, который словно водопад будет скатываться с хребта. Название такого ветра «новороссийский норд-ост» или «новороссийская бора». Воздух, подобно жидкости, стремится течь по пути наименьшего сопротивления, поэтому бора закономерно усиливается на перевалах, что и происходит в Новороссийске.

И условия для формирования такого сильнейшего холодного ветра сейчас как раз и складываются. В настоящий момент новороссийская бора возникнет при том, что севернее хребта располагается мощный холодный антициклон, и на его южной окраине разовьются сильные северо-восточные ветры. Холодная масса, постепенно приближаясь, достигнет обрыва возвышенности перед городом и начинает падать с него.

В ближайшие три дня ветер на акватории Черного моря в районе Новороссийска может разогнаться до ураганного, 25-30 м/с, а 26-27 января 35-40 м/с. На суше ветер до 33 м/с. На море будут вздыматься волны до 4-6 м. В прибрежной зоне море, как правило, парит, штормовой ветер срывает с волн капли, которые быстро намерзают на строениях и судах в бухте. Происходит быстрое обледенение судов. Отмечены случаи, когда корка льда достигала толщины 4 метров. Сильное обледенение может привести к опрокидыванию судов. В открытом море «новороссийская бора» обычно прослеживалась до 10 км, поэтому суда при предупреждении о боре покидают порт и располагаются на самом дальнем рейде, за пределами Цемесской бухты. По данным наблюдений температура при боре обычно понижается на 10-15° по сравнению с температурой до начала явления, а порывы ветра легко могут достигать 25-30 м/с, в редких случаях — до 60 м/с, а по данным некоторых наблюдений и больше. В настоящий момент сильный «норд-ост» приведет тоже к резкому похолоданию. Если 25 января на Черноморском побережье будет ночью -2…3°, днем 3…8°, но 26 и 27 января и ночью и днем 0…-5°. Шквал холодного воздуха представляет исключительную опасность для судов в порту, поэтому так важны своевременные штормовые предупреждения о боре. Бора бывает такой силы, что приходится большую часть побережья объявлять зоной стихийного бедствия, как было, например, в декабре 2001 года. В 1928 году зарегистрирован порыв ветра необычайной силы — 80 м/сек.

По статистике в Новороссийске ежегодно бывает около 50 дней с борой, чаще всего в ноябре или марте. При этом бора может захватывать побережье от Анапы до Туапсе. Облачная зона при этом приобретает вид гигантского веера, распространяющегося в море полосами по ветру в виде трапеции иногда на расстояние до 300 километров от берега. Площадь, охваченная борой на воде, достигает 90 тыс. квадратных километров.Метеоролог Мотницкий, описавший бору 1912 года, когда скорость ветра превышала 60 м/сек, отмечал: «… Это было что-то чудовищное. Со здания метеорологической станции сорвало всю крышу с балками и стропилами и отшвырнуло на сотню метров. Ветер выдавливал стекла вместе с вырванными ставнями».Январская бора 1935 года выбросила на берег Новороссийской бухты датский корабль «Борнхольм», стоявший в порту. Впервые в Российской империи стало известно о местном жутком ветре в 1831 году. Тогда доклад императору Николаю I делал князь Меньшиков, который посчитал нецелесообразным воспользоваться глубоководной бухтой как портом именно из-за сильных ветров. Черная летопись крушений судов в Цемесской бухте, прозванной моряками кладбищем кораблей, начинается уже через год после основания Новороссийска. В штормовую погоду 21 ноября 1839 года люгер «Геленджик» норд-остом был выброшен на берег и разбит стихией словно щепка. Надолго запомнилось местным жителям 29 ноября 1849 года. В этот день начался самый страшный и самый продолжительный ураган, вызванный борой. Тогда норд-ост дул без перерыва 48 дней. Большие повреждения были принесены домам, оставшимся уже в начале декабря без крыш. Выброшенной на берег оказалась 13 декабря турецкая кочерма. Затем к ветру добавился мороз. Стоявшие на рейдеабхазская экспедиция в составе пяти кораблей и суда отдельного Кавказского корпуса получили большие повреждения. Ураганом были выброшены на берегтранспорт «Гостагай», корвет «Пилад», в щепы разбит бриг «Паломед». Тендер «Струя» под тяжестью намерзшего льда утонул вместе во всем экипажем. Капитан парохода «Боец» приказал притопить судно на отмели, чтобы его не разбило о берег. Стихия унесла жизни 57 человек. Восстановление пострадавшего города продолжалось целый год. Суда гибли в 1851-м, 1864-м, 1888-м годах.Невиданной силы норд-ост случился 6-11 декабря 1899 года, когда впервые замерзла считавшаяся незамерзающей Цемесская бухта. Не менее страшным выдался 1907 год, когда также замерзала бухта.Одно из самых значительных описаний принадлежит Константину Паустовскому, который описал в 1935 году в своей повести «Черное море» «новороссийскую бору».

Погода на Черноморском побережье, в других районах Северного Кавказа и в Нижнем Поволжье ожидается аномально холодной. В Волгоградской области 26 и 27 января температура будет понижаться по ночам до -20..-25°, местами будет холоднее, чем в средней полосе России, до -30°, что ниже климатической нормы на 10-15°. В Астраханской области морозы усилятся ночью до -17…-22°, местами до -26°, что на 10° ниже нормы.

Краснодарский край. Летопись новороссийской боры

Для жителей Новороссийска и его окрестностей норд-ост — настоящее стихийное бедствие. В середине декабря 2002 года ураганный северо-восточный ветер силой до 40 метров в секунду при морозе минус 15 градусов по Цельсию вновь испытал горожан на прочность. В первый же день разгула стихии у морского вокзала затонули гидрографический катер и теплоход «Арктика».

О злом норове боры, дующей из-за Маркотхского хребта, Россия узнала давно. Еще в феврале 1831 года, когда рассматривалась идея об основании укрепления на берегу Суджукской (нынешней Цемесской) бухты, впервые в Российской империи стало известно о жутких ветрах в этом регионе. Доклад Николаю I делал князь А.С.Меншиков, который посчитал нецелесообразным воспользоваться глубоководной бухтой.

Черная летопись крушений российских судов в Цемесской бухте, прозванной моряками кладбищем кораблей, начинается уже через год после основания будущего города — 21 ноября 1839 года, когда в штормовую погоду со свирепым норд-остом люгер «Геленджик» был выброшен на берег и разбит стихией словно щепка.

Надолго запомнился первым жителям города день 29 ноября 1847 года как начало самого страшного и самого продолжительного урагана. Тогда норд-ост дул без перерыва полтора месяца. С 1 по 3 декабря ветер перешел в ураган, городу причинены большие повреждения, со многих домов снесены крыши. 13 декабря ураганом около укрепления выброшена на берег турецкая кочерма. 13 января 1848 года ветер перешел в сильнейший ураган. К ветру добавился мороз, доходивший до минус 5 градусов по Цельсию. Стоявшая на рейде эскадра абхазской экспедиции в составе пяти кораблей и суда отдельного Кавказского корпуса получили большие повреждения. Ураганом были выброшены на берег транспорт «Гостагай», корвет «Пилад», в щепы разбит бриг «Паломед». Тендер «Струя» под тяжестью намерзшего на него льда утонул вместе со всем экипажем. Капитан парохода «Боец» приказал притопить судно на отмели, чтобы его не разбило о берег. 15 января <>норд-ост утих, буря прекратилась. Стихия унесла жизни 57 человек. Восстановление пострадавшего от стихии города продолжалось целый год.

2 марта 1851 года ураганный ветер выбросил на берег Цемесской бухты транспорт «Буг». На следующий день такая же оказия приключилась со шхуной «Ласточка». 23 февраля 1864 во время шторма, вызванного мощным b>, погибло три азовских баркаса. В начале ноября 1888 года бурей было выброшено на берег турецкое судно, потоплена баржа, оторван от причала и выброшен на мель пароход «Эденька».

Невиданной силы норд-ост новороссийцы пережили 6-11 декабря 1899 года. Скорость ветра доходила до 35 метров в секунду при 20-градусном морозе. Именно тогда впервые замерзла считавшаяся никогда не замерзавшей Цемесская бухта. Во льду бухты были затерты английский и греческий пароходы, а несколько парусных судов отбросило к берегу. Большой пассажирский пароход русского общества пароходства и торговли «Игорь» выбросило на мель у городской набережной. Экипаж и пассажиры в количестве около 35 человек спаслись только благодаря энергичным действиям капитана и вовремя подоспевшей помощи с берега.

Бора стала причиной многих бед в городе и его окрестностях. Для Новороссийска наступила фактическая голодовка, зимняя спячка, продолжительность которой никто достоверно не мог указать. Люди сбились в кучи, как животные; на окраинах соседи перебирались в одну хату, перегоняли скот в один хлев, чтобы было теплее, чтобы дольше прожить на наличные запасы. Обывательские крыши, ворота, заборы и окна разлетались в щепки под напором урагана; шатались и трещали стропила, падали фронтоны и парапеты. Мерзли птицы, собаки и кошки, мороз шел до 32 градусов, ветер валил с ног самых сильных.

Читайте так же:  Бухты гНаходка

Не менее жестоким выдался норд-ост 9 января 1907 года, когда при 25-градусном морозе скорость ветра достигала 35 метров в секунду. Тогда вновь замерзла Цемесская бухта, да так, что это позволило не только ходить через нее пешком, но, по воспоминаниям старожилов, даже ездить по льду в экипажах.

Норд-ост — довольно уникальное природное явление. Причина его возникновения заключается в том, что невысокие — 500-700 метров — горы Маркотхского хребта до поры до времени сдерживают потоки холодного континентального воздуха с северо-востока. Огромные воздушные массы скапливаются в степной зоне у горных кряжей и, достигнув критического предела, всей своей чудовищной силой обрушиваются на побережье от Анапы до Геленджика. Новороссийск на этом аномальном участке находится как бы в самом эпицентре, поэтому на него и приходится основная мощь ударов стихии.

Так что к норд-осту надо относиться как к неизбежности. Что, впрочем, и делают новороссийцы. По просьбе горожан не так давно знаменитый творческий дуэт Пахмутова — Добронравов даже написал песню, которая так и называется «Новороссийские ветра». Бору воспевают, несмотря на все то зло, которое она несет.

Новороссийск: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Новороссийска
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (20)
    • Музеи (5)
    • Театры (1)
    • Парки (3)
    • Пляжи (9)
    • Автовокзалы (1)
    • Храмы, соборы, мечети (2)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Порты (1)
    • Фестивали, праздники, шоу (1)
    • Площади (2)
    • Галереи (1)
  • Забронировать отель в Новороссийске
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Новороссийска
  • Советы о Новороссийске
  • Вопрос-ответ
  • Автобус ост. «Парк Ленина», № 1, 19, 27в, 30.
    Троллейбус ост. «Парк Ленина», № 1, 6, 7, 11, 12, 14.
    Маршрутное такси ост. «Парк Ленина», № 7, 8, 8а, 10, 11, 14, 15, 15а, 17, 20, 21, 22, 23, 25, 27, 28, 31, 32, 34.

    Цемесская бухта — известная достопримечательность Новороссийска и важный экономический объект. Ежегодно в порт прибывают тысячи торговых и круизных судов. Залив популярен не только среди моряков, но и среди туристов, ведь на его побережье можно полюбоваться кораблями, посетить достопримечательности и отдохнуть на диком пляже.

    Пляжи Цемесской бухты

    Береговая линия Цемесской бухты протянулась на 15 километров, однако большую ее часть занимают портовые сооружения. Тем не менее, здесь достаточно и хороших пляжей, которые, в силу своих различий и особенностей, могут удовлетворить туристов и жителей с любыми предпочтениями.

    Тем, кому не представляется отдых на пляже без всех удобств, рекомендуется посетить пляжи центральной зоны города или ближайших поселков — Алексино и Мысхако, а также закрытые пляжи гостиниц. Здесь намного чище и присутствует вся необходимая инфраструктура. Любители одиночества, романтики и первозданной природы найдут здесь и дикие пляжи.

    Почитать про каждый пляж отдельно можно в специальном разделе на Туристер.ру

    Температура воды в Цемесской бухте по сезонам

    Дайверам и отдыхающим на пляжах может пригодиться информация о температуре воды в бухте. Примечательно, что сезон для дайвинга тут длится практически круглый год — залив не замерзает зимой. В это время года температура воды колеблется в диапазоне +9…+12 °C. В марте температура может падать и ниже +9 °C, но в мае поднимается до +15,5. +21 °C. Летом море на берегах Новороссийска теплое, температурный режим — +22,2…+26,4 °C. Осенью отмечается снижение показателей от +23,8 °C в сентябре и до +15,3 °C в ноябре.

    Панорама над Цемесской бухтой в Новороссийске — Google Maps

    Бухта, названная в честь реки Цемес, вошла в состав Российской империи в 1829 году, после поражения турецкого войска в очередной битве. Удачное расположение в акватории Черного моря определило роль залива в истории государства. Новороссийский порт стал средоточием морской торговли, уступая первенство только Севастопольскому. В 1920 году на берегах Цемесской бухты появилась военно-морская база.

    Кроме расположения, популярность бухты обусловлена и другими географическими характеристиками. Так, средняя глубина залива достигает 24 м, максимальная — 27 м, что позволяет заходить в порт крупным судам. Протяженность берега — 15 км, вход в бухту довольно широкий. Западная сторона залива обрамлена Абраусским полуостровом, восточная — Маркотхским хребтом.

    Цемесская бухта имеет ряд недостатков, из-за чего корабли и судна нередко терпят крушение в ее водах. Зимой и осенью, например, в заливе бушует ветер норд-ост, его скорость достигает 60 м/с. Мощные потоки урагана срывают корабли с якорей, множество судов затонуло из-за столкновения с камнями. Также опасность для морского транспорта представляют Пенайские банки, лежащие на входе в бухту, и рифы на береговой линии.

    Случаи затопления кораблей в Цемесском заливе известны с XVIII века, когда на месте Новороссийска располагалась крепость Суджук-Кале. По легендам, воды бухты таинственным образом затягивали турецкие лодки на дно в безветренную солнечную погоду. В наши дни дайверы, исследующие подводные глубины, возвращаются с разными находками: древними монетами, фрагментами амфор и другими ценностями.

    В XX веке произошло два самых известных события в истории Цемесского залива. В 1918 году, во время Первой мировой войны, Владимир Ленин отдал приказ уничтожить Черноморский флот, чтобы не передавать его немецкой армии. В результате на дно бухты погрузилось 12 единиц военной техники и 4 парохода.

    В 1986-м пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» столкнулся с грузовым судном «Петр Васев». Причинами трагедии стали несвоевременные действия экипажа команды сухогруза и примитивная техника, не зафиксировавшая изменения курса «Адмирала Нахимова». Пароход затонул за 8 минут, 423 человека погибло. Через год после столкновения на мысе Дооб появился мемориал в память жертвам происшествия.

    Огромная Цемесская бухта удобно расположена по всей центральный части города и находится в 10–20 минутах пешей прогулки от популярных заведений и мест. Без помощи транспорта добраться до залива можно от парка Фрунзе, кинотеатра «Монитор», Центрального рынка и городской администрации. В зависимости от желаемой точки бухты, можно рассматривать различные маршруты.

    Общественный транспорт в городе ходит исправно. Ближайшая к набережной остановка — «Парк Ленина». К ней ходят автобусы № 1, 19, 30, маршрутки № 7, 11, 20, 28 и другие, а также троллейбусы № 1, 6, 12, 14. От остановки к набережной нужно идти по улице Революции 1905 года, путь займет 8–10 минут.

    Маршрут от ж/д вокзала до Морского вокзала Цемесской бухты на общественном транспорте — Яндекс.Карты

    Чтобы доехать до морской достопримечательности на машине, следуйте по трассе Е97, к улице Мира, тянущейся вдоль набережной. Припарковать автомобиль несложно, есть частные и бесплатные парковки. Также для перемещений по городу можно вызвать такси местных служб («Здравствуй!», For Taxi) или более известных (Maxim, Gett и другие).

    Видеосъемка над Цемесской бухтой

    Зимние сказки Новороссийска: иногда они похожи на страшный сон

    Шквал приходит гор и «прижимает» город на дня, иногда на неделю или еще дольше. Бора привычна для новороссийцев, поскольку задувает почти каждый месяц в любое время года. Но примерно раз в пять лет, как правило — зимой, ветер набирает силу необузданной стихии.

    Вспоминаются подобные бедствия 1997, 2002, 2007 и 2012 годов, когда ураган особенно свирепствовал в и когда, к сожалению, были человеческие жертвы. В городе на несколько дней останавливались многие предприятия, были закрыты детские сады и школы, нарушилось движение общественного транспорта, пострадала городская инфраструктура. Ветер выбивал стекла и срывал с домов кровлю. Имелись порывы газопровода. Многие кварталы городского частного сектора и пригородные поселки на несколько суток оставались без тепла и света.

    В 2002 году у причала морвокзала затонул на глубине 7 метров гидрографический катер, а обледеневшее гидрографическое судно «Арктика» легло на борт. К счастью, никто из моряков не пострадал. Когда стало ясно, что суда не удастся удержать на плаву, экипажи были своевременно выведены на берег.

    Тогда ураган не стихал несколько дней. Еще не остывшее море парило, испаряло тепло, и как будто покрылось пеленой тумана. Цемесскую бухту почти не было видно. Лишь изредка огромные воздушные массы клочьями срывали этот молочный покров, обнажая бушующую пену волн. Вся набережная на расстояние более ста метров от уреза воды покрылась толстым слоем льда, который с каждым часом продолжал нарастать за счет сильного морского прибоя. Ледяными наростами покрылись причалы и стоящие у них суда. И такая сказочная картина, похожая на страшный зимний сон, наблюдается всякий раз, когда перерастает в стихийное бедствие.

    Фото: Евгений Рожанский.
    Часто будет встречаться в истории новороссийских число 13, как символ бед и несчастий. 13 ноября 1844 года в окрестностях зарождающегося города разыгралась жестокая морозная бора. В это время не рейде Цемесской бухты стоял транспорт «Дооб». По словам командира судна Клюшникова, транспорт «так занесло и заморозило льдом», что он «погрузился на 2 фута ниже обыкновенного своего состояния, но выстоял».

    После тех трагических событий был издан приказ военного министра Российской империи «О Всемилостивейшем пожаловании наград офицерам, нижним чинам и другого звания людям за особенное усердие и самоотвержение, оказанное при спасении экипажей с судов, претерпевших крушение на Новороссийском рейде во время сильных ветров в ноябре месяце 1844 года». Награждено более 11 человек, в том числе и будущий бургомистр Новороссийска, а тогда харьковский купец Карп Кавалерский — золотой медалью «За спасение погибавших».

    За всю историю города новороссийцам еще не раз придется проявлять отвагу, решительность и мужество в противостоянии разбушевавшейся стихии. Не будь наших , думается, и история Новороссийска выглядела бы иначе.

    Надолго запомнился первым жителям города день 29 ноября 1847 года, как начало самого страшного и самого продолжительного урагана. Тогда дул без перерыва полтора месяца. Очевидец стихийного бедствия описывал увиденное: «Бора была так сильна, что одиночки не могли ходить и падали с ног. В одну минуту брызгами с моря покрывались, как корой, люди и все, на что попадали брызги, мгновенно превращающиеся в лед».

    Хронология стихийного бедствия поражает изобилием жутких событий. С 1 по 3 декабря ветер перешел в ураган, городу причинены большие повреждения, со многих домов снесены крыши. 13 декабря ураганом около укрепления выброшена на берег турецкая кочерма, которая привезла товар из Трапезунда. Экипаж и грузы, доставленные на ней, спасены гарнизоном Новороссийска. 13 января 1848 года ветер перешел в сильнейший ураган. К ветру добавился мороз, доходивший до минус 5 градусов по Цельсию. Сильно пострадало здание госпиталя.

    Стоявшая на рейде эскадра Абхазской экспедиции в составе пяти кораблей и суда Отдельного Кавказского корпуса получили большие повреждения. Ураганом были выброшены на берег транспорт «Гостогай», корвет «Пилад», в щепы разбит бриг «Паломед». Тендер «Струя» под тяжестью намерзшего на него льда утонул вместе со всем экипажем. Капитан парохода «Боец» приказал притопить судно на отмели, чтобы его не разбило о берег. Пытаясь спасти терпящий бедствие бриг «Паломед», погибли 5 матросов. 15 января утих, буря прекратилась. Стихия унесла жизни 57 человек. Многие военные моряки поступили в Новороссийский госпиталь с обморожениями. Восстановление пострадавшего от стихии города продолжалось целый год.

    Бора с холодным постоянством беспощадно терзает город на протяжении всей его истории. 2 марта 1851 года ураганный ветер выбросил на берег Цемесской бухты транспорт «Буг». На следующий день такая же оказия приключилась со шхуной «Ласточка». К счастью, обошлось без жертв. 23 февраля 1864 года во время шторма, вызванного мощным , погибло три азовских баркаса… Бесчисленная вереница дат.

    А один из первых снимков, запечатлевших последствия , был сделан в начале ноября 1888 года. Тогда ураган продолжался 5 дней. Бурей было выброшено на берег турецкое судно, потоплена баржа, принадлежавшая строителям порта, оторван от причала и выброшен на мель пароход «Эденька». Вот как описано стихийное бедствие в прессе того времени: «Яростный ветер поднял в бухте большое волнение. Бухта ревела и клокотала. Катер „Эденька“ был отнесен к городскому берегу и поставлен на мель вблизи казармы пограничной стражи; команда из четырех человек, будучи не в состоянии переносить холод и опасаясь гибели вместе с судном, перебралась на берег, кто в плавь, кто по канату… Собралось много народу, желавшего спасать погибавших…».

    Невиданной силы новороссийцы пережили 1899 году. Скорость ветра доходила до 35 метров в секунду при морозе. Именно тогда впервые замерзла считавшаяся никогда не замерзавшей Цемесская бухта.

    Во льду бухты были затерты английский и греческий пароходы, а несколько парусных судов отбросило к берегу. Большой пассажирский пароход Русского Общества пароходства и торговли «Игорь» выбросило на мель у городской набережной. Экипаж и пассажиры в количестве около 35 человек спаслись только благодаря энергичным действиям капитана и вовремя подоспевшей помощи с берега. Вздыбленные брызги и снег покрыли толстой ледяной корой цепь домов вдоль набережной.

    Ближайшие к морю строения превратились в волшебные замки с фантастической архитектурой, из которых — ни выйти, ни войти, все окна и двери обложены громадными ледяными наростами. Бора стала причиной многих бед в городе и его окрестностях.

    Газета «Кубанские областные ведомости» описывала стихийное бедствие очень красочно и трагично:

    «Дома и магазины были заперты, а со стороны моря занесены и забиты снегом и льдом. Кто что имел дома, тот должен был тем и довольствоваться. Был хлеб — прекрасно; было топливо — еще лучше. Для Новороссийска наступила фактическая голодовка, зимняя спячка, продолжительность которой никто достоверно не мог указать.

    В этой неопределенности было нечто ужасное и бесконечно томительное. Обыватель покидал комнату за комнатой и теснился в конуре, в закоулке дома, где он мог поддерживать температуру в 5–10 градусов. Печи дымились с утра до вечера, несли с собой угар, а от дверей и окон шла простуда. Люди сбились в кучи, как животные; на окраинах соседи перебирались в одну хату, перегоняли скот в один хлев, все, чтобы было теплее, чтобы дольше прожить на наличные запасы. В сутолоке, в тесноте наполненного смрадом очага и табачного дыма пищали дети, работали матери, ругались отцы.

    Во второй день достиг своего апогея. Обывательские крыши, ворота, заборы и окна разлетались в щепки под его напором; шатались и трещали стропила, падали фронтоны и парапеты, оконные стекла задавали невыносимо однообразную музыку, дрожали полы. Мерзли птицы, собаки и кошки, мороз шел до 32 градусов, ветер валил с ног самых сильных…»

    Не менее жестоким выдался 9 января 1907 года, когда при морозе скорость ветра достигала 35 метров в секунду. Суровая и одновременно затейливая работа природы превратила здание корабельной конторы Новороссийской таможни в бесформенную глыбу льда, а маяк на восточном молу — в ледяной монумент.

    И снова не повезло некоторым судам, в том числе и мощным океанским пароходам. Тогда вновь замерзла Цемесская бухта, да так, что это позволило не только ходить через нее пешком, но, по воспоминаниям старожилов, даже ездить по льду в экипажах.

    После потрясений Первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войн для Новороссийска наступила мирная пора. Но нет покоя и в наше время. Раз за разом в его размеренную жизнь вторгается разрушительный ветер, в героическую (без преувеличений) борьбу с которым приходится из года в год вступать новороссийцам. И нет этому конца. Потому что нельзя изменить природу.

    Норд-ост — довольно уникальное природное явление. Причина его возникновения заключается в том, что невысокие — 500–700 метров — горы Маркотхского хребта до поры до времени сдерживают потоки холодного континентального воздуха с . Огромные воздушные массы скапливаются в степной зоне у горных кряжей и, достигнув критического предела, всей своей чудовищной силой обрушиваются на побережье от Анапы до Геленджика. Новороссийск на этом аномальном участке находится как бы в самом эпицентре, поэтому на него и приходится основная мощь ударов стихии.

    Долгое время ученые пытались решить неразрешимую задачу — как избавить Новороссийск от боры. Среди множества проектов были и такие, что их в пору отнести к разряду научной фантастики. Так, например, предлагалось срубить одну из гор Маркотха, чтобы континентальный воздух круглый год равномерно выдувал через эту «дыру» в морские просторы. Но ученые мужи быстро разобрались, что все их проекты — утопия. Если бы подобное удалось реализовать, то в экологии южного региона Кубани, а может быть и всего края, произошли бы непредсказуемые тотальные изменения. Сродни тем, что случились после поворота Сибирских рек.

    Тайна «проклятия» Цемесской бухты

    Впервые о «таинственной бухте» в виде подковы русские услышали от турков, живших в крепости Суджук-Кале, располагавшейся на месте.

    Видео youtube.com : «Адмирал Нахимов» загружено пользователем UNDERWATERSTUDIO

    Дурная слава не испугала русских моряков

    Весь мир знает о Бермудском треугольнике – «гиблом месте» в Атлантическом океане, где регулярно происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Но мало кто знает, что подобная аномалия существует и в России, на Черном море.

    Новороссийский порт – крупнейший в России, здесь ежедневно пришвартовываются десятки судов, крупные и мелкие корабли снуют по Цемесской бухте, путешественники и яхтсмены, кажется, сотни раз входили и выходили из бухты на судах разной вместимости и престижности. Здесь даже проводятся парусные регаты. Жизнь кипит.

    Но, время от времени в бухте просыпается нечто, что заставляет город терять очередное корабль, его команду и пассажиров.

    Дурная слава Цемесской бухты уже несколько веков будоражит умы местных жителей и бывалых моряков, которых судьба заносит в эти края.

    Впервые о «таинственной бухте» в виде подковы русские услышали от турков, живших в крепости Суджук-Кале, располагавшейся на месте нынешнего Новороссийска. Лодки воинственных янычар тонули в бухте, словно кто-то с бешенной силой тянул их на дно.

    Среди бела дня и без малейшего намека на ветер или шторм. Бывало, что неожиданно уходили под воду опытные пловцы, решившие поплавать вдали от берега.

    Согласно легендам, именно сюда отправился за золотым руно Одиссей, здесь совершал подвиги Геракл, и здесь был прикован к скале Прометей. А помните миф об острове сирен, которые своим дивным пением сводили с ума отважных моряков и в итоге корабли вместе с людьми тонули?

    По одной из версий современных исследователей, этот «остров» располагался где-то в районе нынешнего Новороссийска.

    Может проклятье Цемесской бухты и древние сирены как-то связаны?

    Примечательно, что само кораблекрушение во всех случаях без исключения, происходило за считанные минуты. Независимо от размеров терпящего бедствие судна.

    Однако, русских, решивших разместить в солнечной и кажущейся спокойной бухте, эти рассказы не пугали. И в итоге здесь была построена база Черноморского флота России. Слишком подходящими были географическое положение Цемесской бухты и местные погодные условия.

    Вот только, смена названия и национального состава живущих на берегу черноморского «бермудского треугольника» никак не повлияли на необычные качества бухты – притягивать на дно корабли.

    Круглый год множество торговых и пассажирских судов входят в гавань и выходят из нее, но не все они благополучно достигают места назначения. Дно бухты усеяно останками кораблей разных времен, затонувших по невыясненным причинам.

    Многочисленные дайверы, не боящиеся «проклятья Цемесской бухты» неоднократно поднимали на поверхность множество древних монет, кусочки амфор и прочие находки, свидетельствующие о давности происшедших в этих местах кораблекрушений.

    Интересно, что часть судов, потерянных в бухте уже в 20-м веке, подводные исследователи до сих пор не нашли. Хотя есть достоверные свидетельства об их гибели.

    Даже сама статистика местных кораблекрушений наводит на мысль о «ненормальности» бухты.

    Только в ХХ веке здесь произошли следующие события (самые громкие):

    В 1918 году во избежание сдачи в плен немцам по приказу Ленина в бухте был затоплен весь российский Черноморский флот.

    В годы Великой Отечественной войны в бухте погибло несколько десятков больших и малых судов, многие из которых до сих пор не найдены.

    31 августа 1986 года здесь, в результате столкновения с сухогрузом погиб легендарный пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», забрав с собой на дно бухты жизни 423 человек.

    В 1973 году, зимой, стоявший у причала корабль вдруг сильно обледенел из-за налетевшего шквалистого ветра и в считанные минуты ушел на дно. Спастись удалось лишь половине экипажа.

    В 2010 году поисковики обнаружили недалеко от Новороссийска затонувший военный корабль, типа «Морской охотник». Историки считают, что он принимал участие в боях за Малую землю в годы Великой Отечественной войны.

    Было бы логично предположить, что корабль затоплен в бою, например, под обстрелом немецких бомбардировщиков. Но если бы это было так на самом деле, то снаряды должны были взорваться и уничтожить судно.

    Однако на корабле полностью сохранился боекомплект, утверждают исследователи судна. Детонации по какой-то странной причине не произошло.

    Кстати, во время боев за Новороссийск произошло немало подобных странностей. Но из-за серьезности положения и тяжести боев, на них никто практически не обращал внимания.

    А, возможно, более внимательное отношение к расследованию кораблекрушений в Цемесской бухте, могло бы сохранить некоторое количество вполне нормальных судов.

    Проклятье «Нахимова» или Цемесской бухты?

    Одна из самых страшных и нелепых с логической точки зрения трагедий в российском судоходстве случилась ночью 31 августа 1986 года.

    «Адмирал Нахимов» был советским пассажирским пароходом, который в течение 29 лет совершал морские круизы по Крымско-кавказской линии.

    31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов» прибыл из порта Ялта и в соответствии со своим круизным расписанием, в 14:00 ошвартовался у 34 пассажирского причала порта Новороссийск. В соответствии с расписанием, «Адмирал Нахимов» должен был стоять до вечера в Новороссийске.

    В 22:00, когда все пассажиры уже были на борту, пароход отдал концы и медленно отчалил от причальной стенки. Буксиры «Бесстрашный» и «Безукоризненный» медленно отвели ярко освещенный «Адмирал Нахимова» от причала, развернули его в акватории и повели на выход из порта.

    В тот момент на борту «Нахимова» по официальной версии находилось 1243 человека. Это были 346 члена экипажа и, с учетом выданных круизных путевок, 897 пассажира.

    Так пароход последний раз в своей 60-летней жизни покидал порт, имея на своем борту 1234 жертвы.

    «Адмирал Нахимов» и огромный сухогруз «Петр Васев» столкнулись на выходе из Цемесской бухты.

    Теплоход затонул всего за 8 мин, из 1234 находившихся на борту пассажиров, 423 ушли с лайнером под воду.

    Следствие практически сразу нашло виновных в трагедии – по мнению прокуроров ими оказались капитаны обоих судов. За «халатное отношение к своим обязанностям» они получили несколько лет тюрьмы.

    Однако большинство новороссийцев, родственников погибших и спасшихся пассажиров «Нахимова», а также многочисленные исследователи не верят в такое слишком простое объяснение обстоятельств аварии.

    Ведь оба капитана были опытными «морскими волками», не однажды проходили морские ворота Новороссийска, проявляли себя с лучшей стороны в сложнейших ситуациях в открытом море. А тут такая «оплошность»?

    Никто до сих пор не может понять, как могли в большом заливе при полном штиле и прекрасной летней погоде столкнуться 2 судна, если корабли находились в прямой видимости, команды были опытными, места и времени для расхождения было более чем достаточно.

    Для сравнения приведем наглядный пример: представьте себе обычный пустой стадион. На нем находятся две машины, которые почему-то столкнулись. Хотя места для самых сложных маневров было предостаточно.

    Действия капитана сухогруза «Петр Васев» в последние несколько минут перед столкновением до сих пор кажутся более чем странными: он спокойно продолжал вести сухогруз по приборам, несмотря на настойчивые просьбы своего помощника выглянуть в окошко, где мерцали приближающиеся огни огромного лайнера.

    Почему опытный моряк доверился только показаниям приборов, которые в этот раз ошибочно указывали на успешное расхождение с лайнером? Когда капитан очнулся от внезапного «забытья», он понял, что предотвратить кораблекрушение невозможно. Срочно был дан «задний ход». Но по инерции судно продолжало идти на сближение с «Нахимовым».

    П о одной из версий, приборы сухогруза показывали некое третье судно в акватории Цемесской бухты. Но почему о нем ничего не известно? И почему умная электроника не распознала такого огромного лайнера как «Адмирал Нахимов»?

    От полученных повреждений пассажирский лайнер затонул в считанные секунды. Более 400 человек ушли под воду, затянутые огромной воронкой. Тела 60 человек не найдены до сих пор.

    Примечательно, что странности с судном продолжали происходить и после крушения. Во время поисковых работ на борту «Нахимова», однажды погибли двое опытных водолазов.

    Им вроде как не хватило воздуха. Люди, побывавшие на «русском Титанике», отмечали внезапное ощущение паники и ужаса, которое возникало у них на глубине более 40 метров.

    После череды странных происшествий и совпадений, поисковые работы было решено прекратить, а сам корпус укрыть специальным резиновым чехлом. Мачты спилили, трубы убрали.

    Так до сих пор и лежит пароход «Адмирал Нахимов» в Цемесской бухте на глубине 47 метров. Какой-либо навигационной или экологической опасности судно не представляет.

    Кроме того, в настоящее время так и не разработали ни одного проекта его подъема. А район радиусом 500 метров, которой является местом затопления теплохода «Адмирал Нахимов», считается официальным местом захоронения жертв катастрофы.

    В этом районе запрещены погружения водолазов и подводных аппаратов, постановка на якорь, и вообще любые действия, которые нарушают покой места захоронения.

    Среди наиболее частых версий гибели лайнера называют — проклятье Нахимова.

    Когда-то адмирал П. С. Нахимов, отстаивая Севастополь, велел затопить корабли, чтобы преградить вражеским судам путь в гавань. Город тогда удалось отстоять, но с тех пор корабли, названные в честь храброго и предприимчивого адмирала, неизбежно терпят кораблекрушения и тонут.

    По другой версии на гибель судов повлияло землетрясение, которое в момент крушения произошло в акватории Черного моря, но за сотни миль от Новороссийска. Его мощное электромагнитное излучение от землетрясения и повлияло на действия капитанов обоих судов.

    Природная аномалия меняет время и психику людей

    Помимо загадочных порою, беспричинных кораблекрушений, Цемесская бухта прославилась и способностью менять время и характер людей, живущих рядом.

    Моряки свидетельствуют, что неоднократно в центре бухты у экипажа бороздящих ее просторы кораблей, разом останавливались часы. Выходили из строя электроприборы. Но, как правило, спустя неопределенное время время вновь возвращалось в обычном понимании, только вот часы приходилось подводить до нужной отметки.

    В 2000-х годах жители Новороссийска стали неоднократно рассказывать о странных совпадениях – в некоторые из дней в окрестностях города происходили странные и страшные дорожные аварии, в которых гибли люди. В городе особо чувствительные люди, «сходили с ума» и калечили себя и тех, кто был рядом.

    Есть среди описаний странностей и такое: двое новороссийцев ехали на машине и любовались чистой гладью Цемесской бухты. Внезапно на поверхности моря появились огромные круги – как будто кто-то невидимый сверху что-то уронил в море.

    Более того, по словам приятелей, вода словно вращалась по часовой стрелке и грозила превратиться в воронку. Это видение продолжалось несколько минут, после чего также внезапно исчезло.

    В конце 2000-хтысячных годов в Цемесской бухте проводили работы по обследованию глубоководных выпусков коллекторов с очистных сооружений. Опытные водолазы работали на глубине 40-45 метров.

    В один из дней во время очередного погружения, один из опытных водолазов собрался всплывать на поверхность, когда запас воздуха подходил к концу. И вдруг он с ужасом понял, что не может этого сделать. Что-то как будто тянуло его в глубину. Пришла паника и ужас.

    Мужчина стал отчаянно двигаться, делая попытки подняться на поверхность и в итоге все-таки всплыл. Но при этом он почти терял сознание от пережитого шока. Больше в страшное место, по понятным причинам, он не вернулся.

    Примерно в эти же годы, в Новороссийском порту произошло странное происшествие – во время погрузочно-разгрузочных работ, вдруг стало плохо с сердцем сразу 4 рабочим. Всех их немедленно доставили в реанимацию местной больницы. Но спасти одного из мужчин все-таки не удалось.

    Ученые и исследователи паранормальных явлений утверждают, что причиной этих и множества других подобных случаев – магнитные аномалии.

    По их мнению, действие этих аномалий непостоянно и зависит от нескольких факторов. Прежде всего, все они как правило связаны с наличием в аномальной зоне больших «запасов» железа или руды (чего на дне Цемесской бухты предостаточно). Кроме того, на необъяснимые явления влияет и электромагнитный выброс, связанный с движением магмы, которое произошло недалеко от поверхности земли.

    И все-таки, есть еще скептики, для которых вышеописанные явления и происшествия – не показатель аномальности Цемесской бухты. По их мнению, высокая частота трагичных случаев оправдана тем, что здесь самое интенсивное в Черном море судоходство.

    Кто прав, а кто – нет, мы достоверно не можем сказать. Ясно лишь одно – пока в Цемесской бухте будут и дальше тонуть суда, гибнуть люди – дурная слава российского «бермудского треугольника» не уйдет. А значит, еще долгие годы Новороссийску и его окрестностям обеспечено пристальное внимание исследователей, дайверов и просто любителей истории, которые пытаются докопаться до истины «загадки «чертовой» бухты».

    Читайте так же:  Малая бухта анапа телефоны