Таврический дворец в петербурге стиль

Таврический дворец в петербурге стиль

Дворец был построен для Григория Александровича Потёмкина – крупного военного и государственного деятеля, дипломата, одного из фаворитов Екатерины II.

Построенный по проекту И.Е.Старова в 1782-1790 годы, дворец являлся самой большой и богатой усадьбой в Петербурге конца XVIII века. Для строительства был отведен огромный участок, расположенный фактически за пределами регулярно спланированной территории города.

В то время между дворцом и Невой не было никаких строений, поэтому резиденция князя хорошо просматривалась со стороны реки и с ее противоположного берега.

И.Е.Старов использовал схему усадьбы, когда от центрального корпуса расходятся симметричные крылья, образующие парадный двор. Дворец прост по своему внешнему облику, отвечает принципам строгого классицизма. Главный вход выделен колонным портиком. Фасады же боковых корпусов лишены декора, стены гладкие с окнами прямоугольной формы, без наличников. Однако, простоте внешнего облика, противопоставлено богатство интерьеров.
За великолепным колонным залом, находившимся под куполом, простирался вечнозеленый зимний сад. Он имел стеклянные стены и крышу.

Здесь были собраны тропические и экзотические растения, среди зелени которых стояли мраморные статуи и вазы. Сад зимний, сквозь большие окна словно сливался с парком, расположенным за корпусами дворца.

Таврический сад возник одновременно с дворцом и раскинулся на территории в 30 гектаров. Он был спроектирован английским мастером Гульдом в пейзажном стиле.

Раньше перед дворцом находился бассейн, в который по узкому каналу, соединенному с Невой, могли заходить небольшие суда.

В начале 1790-х Шпалерную улицу продлили до площади перед Смольным монастырем и парадный двор дворца был отделен от проезжей части невысокой оградой, выполненной по проекту архитектора Ф.И.Волкова в 1792-1793 годы.

В 30-годы XX века Таврический сад обогатился пальмовой оранжереей, перевезенной из Царского Села. Сегодня на территории Таврического сада работает выставочный зал «Цветы».

Первоначально дворец Потемкина называли Конногвардейским домом, так как находился он на территории конногвардейского полка.

Таврическим дворец стал уже после смерти его владельца в 1791 году. Как известно, в 1783 году Г.Потемкин осуществил свой план по присоединению к России Крыма-древней Тавриды, за что ему был пожалован титул князя-Таврического. У его наследников дворец был выкуплен Екатериной II за 2 611 144 рубля и 1,5 копейки. Здание было отреставрировано архитектором Ф.И.Волковым. Вместо Концертного зала зодчий создал Театр, а вместо Большого зала-церковь.

От Невы к зданию был прорыт канал, завершающийся гаванью. Павел I, придя к власти, разместил здесь Конногвардейский полк. Дворец он приказал называть Замком. Ценности из здания были вывезены. Так, наборные паркеты были использованы при строительстве Михайловского замка.

В зимнем саду была устроена конюшня, в Екатерининском и Купольном залах-манеж, в других помещениях-казармы.

За 4 года они оказались очень сильно испорчены, прогнили полы. 18 мая 1802 года Александр I пожелал реставрировать здание. Эти работы были поручены Л. Руска. Из зимнего сада исчезла ротонда, при использовании новых строительных технологий стало возможным перекрыть большое пространство без дополнительных опор.

С 1819 года восстановлением интерьеров дворца руководил К.И.Росси. В 1890-е годы центральной частью здания заведовала Дирекция императорских театров. С 1898 года здание использовали как выставочный зал. Во второй половине XIX века, напротив был построен комплекс водонапорной башни, который закрыл отрезел Таврический дворец от Невы. Впоследствии Таврический дворец перешел казне.

В 1906 году Николай II отдал дворец для работы первой Государственной Думы. Половина зимнего сада перекрыли амфитеатром, здесь устроили зал для заседаний. Перестройкой внутреннего пространства руководил архитектор П.И.Шестов.

Первое заседание Думы в Таврическом дворце состоялось 27 апреля 1906 года. Но и после начала её работы дворец продолжал перестраиваться. В 1908 году был принят проект архитектора А.А.Бруни, который предусмотрел замену деревянных перекрытий на железо-бетонные.

В 1917 году Таврический дворец стал политическим центром жизни страны. После февральской революции в правом крыле заседал Временный комитет Государственной думы, позже ставший Временным правительством.

В левом крыле заседал Петроградский совет рабочих депутатов. Временное правительство переехало отсюда в Мариинский дворец, а рабочие депутаты-в Смольный институт.

После 1918 года во дворце проводились съезды большевиков. Когда был убит один из видных большевиков М.С.Урицкий, его именем назвали Дворцовую площадь, табачную фабрику и Таврический дворец. После переезда правительства в Москву здесь разместилась высшая партийная школа.

19 июня 1920 года в Таврическом дворце прошло заседание II конгресса Коминтерна. Во время этого заседания в Петрограде последний раз выступил В.И. Ленин.

С 1992 года в Таврическом дворце располагается штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи стран-участниц СНГ.

До 2005 года в Таврическом дворце проходил международный экономический форум.

7 апреля 2006 года здесь торжественно отметили 100-летие первого заседания первой Государственной Думы.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,Бунатян Г.Г.Петербург за три дня.Путеводитель.Паритет.,СПБ.-2008

© Е. А. Паршина, 2009

Таврический дворец. Издательство товарищества «Образование» 1910-15 г.

В 18 веке Таврический дворец был загородной резиденцией влиятельного фаворита императрицы Екатерины II Григория Потемкина. Благодаря его таланту военного стратега к России был присоединен полуостров Крым — Таврида. Отсюда приставка к имени князя и название дворца, полученного в награду, — Таврический. В течение двух столетий дворец многократно переделывался. А сейчас в нем «квартирует» Межпарламентская ассамблея стран — участниц СНГ, на входе встречают металлоискатели и охрана. Но и сегодня Таврический — выдающийся памятник архитектуры, истории и культуры Санкт-Петербурга, и туристы здесь встречаются самых разных национальностей.

Потемкин бывал здесь редко, но при случае всегда устраивал пышные приемы. Самый выдающийся бал, в стиле «Тысячи и одной ночи», он организовал, чтобы вернуть Екатерину, увлекшуюся новым фаворитом, но императрица приняла его за прощальный вечер.

Князь Григорий Потемкин происходил из небогатого рода. Тем не менее благодаря своему уму и удачно сложившимся обстоятельствам он сумел сделать блистательную карьеру. Ко всему прочему Григорий Александрович смог расположить к себе Екатерину II и стал ее фаворитом. В 1782 году Потемкин служил генерал-губернатором на юге страны. В Петербурге он бывал нечасто, а когда приезжал в Северную столицу, жил в Зимнем дворце. Такое положение дел его не устраивало, Потемкин решил обзавестись собственным дворцом.

Сначала дворец назывался Конногвардейским домом, поскольку находился на берегу Невы в слободе Конногвардейского полка. Кстати, именно здесь Потемкин начинал свою военную карьеру. Проект Таврического дворца разработал старый друг Григория Александровича архитектор Иван Старов. Внешне здание выглядело скромно, в стиле классицизма. А вот внутреннее убранство поражало своей роскошью и великолепием.

В зимнем саду Таврического дворца была установлена скульптура «Екатерина II — законодательница».

Почти все время Потемкин был на юге страны, именно поэтому в 1790 году он продал свой дворец в казну. Но после того как князь блестяще провел военную кампанию по взятию турецкой крепости Измаил, Екатерина подарила ему Таврический дворец. Разумеется, празднование победы русских войск проходило во дворце. На праздник было приглашено 3000 гостей. Интересно, что для этого торжества был скуплен весь свечной воск в Северной столице.

Любой петербуржец мог присоединиться к празднику: для простых людей перед Таврическим дворцом накрыли столы и поставили бочки с вином.

Спустя несколько месяцев Потемкин умер. Родственники князя продали усадьбу Екатерине. Императрица решила переименовать Конногвардейский дом в Таврический дворец. Дело в том, что Крым вошел в состав России благодаря заслугам Потемкина. Старое название полуострова — Таврида. Именно поэтому усадьба получила такое имя.

При императоре Павле I здесь разместился Конногвардейский полк. Зимний сад стал конюшней, а залы дворца переоборудовали под манеж и казармы. Разумеется, при таком использовании дворец быстро начал разрушаться. Император Александр I отреставрировал Таврический дворец. В начале 19 века здесь жил и умер историк Карамзин. Также в усадьбе долгое время гостили персидский принц Хосров Мирза и шведский и норвежский принц Франс Иосиф. Уже при Николае II во дворце начала работать первая Государственная дума. Начиная с 1917 года это здание играло важную роль в политической жизни страны. Здесь располагалось Временное правительство, проводились съезды большевиков, находилась высшая партийная школа.

Таврический выполнен в стиле русского классицизма, в симметричной композиции — три двухэтажных корпуса, центральный увенчан куполом и соединен с остальными переходами. На контрасте с лаконичным фасадом играло богатое убранство дворца: все парадные помещения были украшены полотнами, гравюрами в золоченых рамах, коврами, гобеленами, роскошной мебелью. Кое-что сохранилось.

Сразу после входа во дворец посетители попадают в большой круглый зал, он расположен под основным куполом и потому называется Купольным. В начале 2011 года здесь установили духовой орган на 24 регистра, изготовленный в Барселоне.

Билет на вечер органной музыки обойдется от 500 до 1800 RUB.

Купольный зал плавно переходит в Екатерининский. Площадь потолка этого зала — 1300 кв. метров. Говорят, реставраторы порядком намучились с этим залом.

В Екатерининском зале проводятся симфонические концерты, их дает созданная в 2010 году капелла «Таврическая».

Стоит отметить большую историческую и культурную ценность Таврического дворца. Дело в том, что это здание сильно повлияло на русскую архитектуру. Дом на Шпалерной улице стал образцом для подражания и даже эталоном дворянских усадеб. После появления Таврического дворца по всей России начали строить особняки с таким же фасадом.

В Таврическом дворце открыт Музей истории парламентаризма в России. Здесь работают международная выставка цветов, выставка раритетных книг, картин и другие. Можно заказать обзорную экскурсию по дворцу.

За дворцом находится не менее знаменитый Таврический сад.

Практическая информация

Годы строительства: 1783—1789.

Архитектор: Старов Иван Егорьевич.

Адрес: Санкт-Петербург, улица Шпалерная, квартал между Потёмкинской и Таврической улицами, станция метро «Чернышевская».

Время работы: с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00.

Экскурсии проводятся по будням по предварительным заявкам.

Санкт-Петербург. Архитектура.

В числе первых выпускников Академии «трех знатнейших художеств» был Иван Егорович Старов (1745-1808). Он приехал в Петербург из Москвы и при поступлении занял первое место по архитектурному классу. А по окончании академии за успехи и талант Старов получил золотую медаль, которая давала ему право на поездку за границу. В 1766 г. он отправился во Францию, а затем в Италию для изучения «славнейших древностей», а через шесть лет вернулся в Санкт-Петербург и стал одним из ведущих мастеров классицизма. Среди его творений — Таврический дворец, шедевр отечественного и европейского зодчества. На него обратил внимание Наполеон, когда искал образец для устройства резиденции своего сына-наследника.

Г.Р. Державин сравнивал Таврический дворец с древнеримскими дворцами: «Кто хочет иметь о нем понятие — прочти, каковы были загородные дома Помпея и Мецената. Наружность его не блистает ни резьбой, ни позолотой, ни другими какими пышными украшениями. Древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно».

Строительство Таврического дворца началось в 1783 г., он предназначался для героя Русско-турецкой войны 1768-1774 г.г. Григория Александровича Потемкина, фаворита Екатерины Второй, получившего за храбрость чин генерала-аншефа и назначенного вице-президентом Военной коллегии. До смерти Потемкина в 1791 г. дворец назывался Конногвардейским домом. Старову было велено денег на тот дом не жалеть. Для строительства отвели участок в удалении от центра, на берегу Невы, и потому архитектор спроектировал дворец как загородную резиденцию — с главным фасадом, обращенным к реке, и большим парком по другую сторону. Здание кажется грандиозным, несмотря на то что его высота всего 12 м.

От Невы к дворцовой пристани вел канал для гребных судов; вход в него отмечали гранитные устои. Приплывавшие суда швартовались в овальной, имеющей форму ковша гавани. Оттуда гости попадали в парадный двор — курдонер, и перед ними открывался величественный главный фасад, протянувшийся на 230 м.

Со стороны парадного подъезда дворец расположен в виде распластанной буквы «П» или, как тогда говорили, «покоем». Монументальная средняя часть центрального корпуса отмечена шестиколонным портиком и куполом на барабане с ритмично прорезанными окнами. Колоннами украшены и фасады боковых корпусов, сильно выступающие вперед. Садовый фасад сложнее по композиции: в нем далеко вперед выходит объем центрального корпуса с Большой галереей.

Внешне строгий, лишенный декора и скульптуры, дворец поражал своими внутренними покоями — залы были разными по форме и высоте и имели роскошное убранство. За вестибюлем открывался огромный восьмиугольный Купольный зал с нарядной хрустальной люстрой, а за ним сверкал длинной чередой белых ионических колонн Екатерининский зал. За стволами колонн виднелась листва зимнего сада в английском пейзажном стиле, который неизменно потрясал гостей: диковинные деревья и цветы, птицы, аквариумы, извилистые дорожки. Г.Р. Державин писал, что сад с первого взгляда производил такое «действие очарования», что казался миром «живописи и оптики». А за огромными окнами простирался настоящий парк — пейзажный Таврический сад, созданный садовым мастером Вильямом Гульдом.
В интерьерах дворца сохранились до наших дней фрагменты монументально-декоративной росписи плафонов, фризов, стен, выполненных итальянскими живописцами и декораторами Дж. Б. Скотти, Д. Феррари, Ф. Градицци и другими.

3 апреля 1791 г. в концертном зале Таврического дворца устроили грандиозный праздник в честь взятия русскими войсками крепости Измаил — победы, завершившей Русско-турецкую войну 1787-1791 г.г. На торжество пригласили 3 тыс. человек. «Обстановка и убранство дворца походили на волшебное воссоздание одной из сказок «, — вспоминал М. Пыляев. Дворец, построенный на средства Потемкина, был выкуплен у него казной и возвращен ему в качестве монаршего дара. Получивший звание фельдмаршала и титул князя Таврического, Потемкин в малиновом фраке, усыпанном бриллиантами, встречал Екатерину Вторую. А в октябре этого же года он умер прямо на степной дороге в своей любимой Новороссии.

Однако работы, связанные с украшением дворца, продолжились: императрица любила в нем жить. В Таврический дворец по приказу Екатерины перевезли её коллекцию скульптуры. Кроме статуи «Екатерины — законодательница» (работы Ф.И. Шубина) здесь с дня празднования взятия Измаила находилась статуя Венеры. Со временем Венера также стала именоваться Таврической. Кроме скульптуры, здесь находились картины работы итальянских, французских, испанских и других художников, в частности Леонардо да Винчи, Рафаэля, Санти, Антонио Корреджо и других.

Но после смерти императрицы ее сын Павел Первый, ненавидевший Потемкина, устроил в Таврическом казармы конного полка. Купольный зал превратили в манеж, а парадные покои — в конюшни. Уничтожили и волшебный зимний сад. Из всех парадных помещений были вывезены предметы убранства, наборные паркеты, изразцовые печи и пр. В 1802-1804 годах дворец был восстановлен архитектором Л. Руска. Интерьеры здания подверглись при этом значительным изменениям. Полы были подняты на 60 сантиметров. Из-за этого изменились пропорции колонн Купольного зала и большой галереи. Парадные залы и помещения в восточном и западном крыльях дворца были расписаны заново. Новые изменения в оформлении интерьеров произошли в 1819 году, когда центральные залы дворца расписал в характере позднего классицизма известный живописец-декоратор Д. Скотти.

В начале 20 века зимний сад превратили в зал для заседаний Государственной думы. Но дворец сохранился как своеобразный памятник ратной славы России, напоминающий о ее утверждении в Крыму, древнее название которого Таврида.

Архитекторы: Старов И. Е.
Год постройки: 1783-1789
Стиль: Классицизм

Архиерейское подворье (после 1725) (не сохран.)

Таврический дворец Классицизм

Шпалерная ул., 47

1783-1789 — арх. И. Е. Старов

Зал заседаний Государственной думы в Таврическом дворце

1905-1906 — арх. Бах Александр Романович (Робертович), при участии П. И. Шестова

1910 — арх. Бруни Александр Александрович, при участии Н. В. Смирнова —

перекрытия зала заседаний Государственной думы и Екатерининского зала

Недалеко от Смольного монастыря и Смольного института находится Таврический дворец, получивший свое название по имени первого владельца князя Г.Потемкина-Таврического. Простое и величественное здание выдержано в стиле русского классицизма. Оно стало эталоном облика русских дворянских усадеб.

Первая улица в этом районе возникла в начале XVIII в. у Литейного двора . Она так и называлась Первая или Каменная линия (Шпалерная). Линия заканчивалась у Воскресенской ул. (пр. Чернышевского). К 1725 г. линию переименовали в Первую Берговую ул. и продлили. Для этого пришлось осушить участок, связав протекавшую здесь речку Саморойку (по Потемкинской ул.) с Лиговским каналом. В это время на месте Таврическго дворца находилось Архиерейское подворье.

(по материалам [ 120 ], [ 71 ], добавил Mary)

Бенджамен Патерсон.
Вид Таврического дворца
со стороны Невы.

Бенжамен Патерсен.
Вид Таврического дворца
со стороны сада. 1797, ГЭ

А. Мартынов. Литография
Таврический дворец
со стороны сада.

Таврический дворец.
Неизвестн.худ. 1825.

Церковь Воздвиженья Честного
креста в Таврическом дворце.
Фото — Н.Г. Матвеев 1911 г.

Таврический дворец.
Изд. товарищества «Образование»
1910-1915 гг. (Сайт Привет Питер)

Специальные постройки для
Всероссийской кустарно-промышленной
выставки у Таврического дворца.
Фото 1902 г.
Фотография ателье Буллы
(добавил nikspb)

Работы по устройству
международной научно-промышленной
выставки «Детский Мир»
«Зодчий», 1903, Вып.46

Вид из
колоннады
в купольную

В 1918 г. после убийства
Моисея Урицкого дворец
был переименован в его честь
(добавил
YURIY ALEKSANDROV)

Фото — Альбом «Санкт-Петербург
с птичьего полета» —
СПб.:Изд.»Новатор», 2012. С.121
(добавил nikspb)

Обвалившийся потолок
в здании российского
парламента, 2 (15)
марта 1907,
фото К. Буллы

Ограда после разрушения
фугасной бомбой. 1943 г.
Фотограф А.К.Григорьев
(kgiop.gov.spb.ru)
Добавил — IVa>

Таврическийй дворец с его приземистым про­тяженным фасадом, с двумя выступающими впе­ред флигелями, образующими парадный дворик, с четко выделенным главным корпусом, украшенным портиком и увенчанным куполом, — одна из первых и наиболее значительных построек русского класси­цизма.

Выдающийся русский зодчий И. Е. Старов спроектировал и построил дворец и прилегающий к нему парк на участке, в настоящее время ограниченном улицами: с юга — Кирочной, с севера — Шпалерной, с запада — Потем­кинской и с востока — Таврической. Выполняя волю будущего хозяина здания князя Потемкина, он создал здесь, в некотором отдалении от тогдашнего центра Петербурга, вблизи полноводной Невы, уни­кальную загородную виллу, не имевшую себе рав­ных как по смелому архитектурному решению, так и по богатству ее внутреннего оформления.

Внешний вид Таврического дворца — его строгий, классический, почти аскетический облик, лишенный каких бы то ни было излишних украшений, — произ­водит, сильное впечатление именно этим рациональным использованием немногих, но весьма выразительных средств.

Зато очень богато было внутреннее оформление дворца. Вестибюль украшен яшмовыми и гранитными столпами. В следующем, купольном, зале — прекрас­ныe колонны, фаянсовые печи, украшенные лазорью и золотом. Этот пышно оформленный зал как бы подготавливал к восприятию великолепного, колос­сальных размеров Екатерининского зала и помеще­ния зимнего сада, в центре которого, под куполом ротонды из восьми колонн, возвышалась на поста­менте мраморная статуя Екатерины II работы вели­кого русского скульптора Ф. И. Шубина.

Поэт Г. Р. Державин так описал свое впечатле­ние от зимнего сада: «При первом шаге представ­ляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удоб­ная, и разделенная в длину в два ряда еще 36-ю столпами. Кажется, что исполинскими силами вме­щена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на малом простран­стве здания. С первого взгляда усомнишься и по­мыслишь, что сие есть действие очарования или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие бла­гословленных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые пeсчаные дopoги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, бли­стают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии».

Сооружение дворца длилось шесть лет и было закончено в 1789 г. Он назывался вначале Кон­ногвардейским домом (рядом находились казармы этого полка). Через два года Потемкин продал дворец в казну за баснословную по тем временам сумму — 450 тысяч рублей. Сделано это было не без умысла. В 1791 г. пал Измаил. Турция была разбита. За заслуги в присоединении Крыма к России после назначения князя Потемкина генерал-гу­бернатором этого края к его фамилии была присоединена другая — Таврический. У Екатерины II появилась возможность возвратить Потемкину дво­рец, наименовав его Таврическим. И она сделала это немедля.

Месяц спустя князь Потемкин-Таврический дал во дворце грандиозный блестящий бал, поразивший своим размахом и роскошью всю Европу. Но через пять меся­цев Потемкин скончался. Дворец был объявлен император­ским. Екатерина II стала часто проводить здесь свое время.

В этот период Таврический дворец пользовался большой популярностью не только в России, но и за рубежом. Высокопоставленные иностранцы, при­езжавшие в Петербург, считали своей первейшей обязанностью посетить его. Участок дворца был благоустроен, на нем разбит сад, построена большая оранжерея. Тогда же расчистили от различных строений берег Невы, соорудили перед дворцом прекрасную решетку.

Павел I, вскоре после смерти Екатерины II, от­дал дворец конногвардейскому полку, который пре­вратил его в казармы, а Екатерининский зал исполь­зовал как конюшню. Паркетный пол по распоряже­нию Павла I был перенесен в Михайловский замок. дворец быстро пришел в упадок.

Восстановление выдающегося творения зодчего И. Е. Старова началось при Алек-сандре I. В этой работе принял участие архитектор Л. Руска. Была снесена ротонда, поднят пол в главном зале. Heсколько позднее художник Д. Скотти выполнил роспись потолка, частично сохранившуюся и поныне. В течение многих десятилетий зданием пользовались различные высокопоставленные лица.

В начале ХХ века Таврический дворец превра­тился в арену крупных политических событий. С 1906 по февраль 1917 г. здесь заседала Госу­дарственная дума. В связи с этим зимний сад был превращен в зал заседаний и застроен амфитеатром, дворцовый театр перестроен в библиотеку. Застрой­ка колоннад Екатерининского зала лишила дво-рец одного из его замечательных качеств — изумитель­ных сквозных перспектив. В 1907 г. журнал «Старые гoды» справедливо назвал эту перестройку актом вандализма, совершенно ненужного и неоправ­данного.

14 (27) февраля 1917 г., в канун Февральской буржуазно-демократической рево-люции, в зале засе­даний Таврического дворца открылась сессия IV Государственной думы. Она оказалась послед­ней. Заседания· думы были прерваны царским ука­зом 25 февраля и больше не возобновлялись.

27 февраля (12 марта) 1917 г. в стенах Тав­рического дворца (в помещениях слева от входа) был образован и начал действовать Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. С этого дня дворец стал центром притяжения революционных масс, рабочих демонстраций. Совет проработал здесь до августа 1917 г., то есть до своего пере­езда в здание штаба революции — Смольный. В Тав­рическом дворце (в помещениях справа от входа) со 2 (15) марта находилось также и Временное правительство.

В вестибюле Таврического дворца установлены две мемориальныe доски, рас-сказывающие о пребы­вании в этом здании Ленина.

Таврический дворец с первых дней Советской власти стал традиционным местом проведения важ­нейших мероприятий. Здесь проходили и проходят областные и город-ские партийные и комсомольские конференции, собрания актива, слеты, крупнейшие международные конгрессы и симпозиумы. Назовем хотя бы такие выдающиеся события, как ХV Меж­дународный конгресс физиологов (1935 г.), слет участников бригад ком-мунистического труда (1958 г.), VII конгресс Международного союза сту­дентов (1962 г.).

Таврический дворец стал местом подготовки и переподготовки партийных и советских кадров. Уже 15 сентября 1918 г. здесь была открыта Высшая партийная школа и через пять дней, 20 сентября — ­Крестьянскнй университет.

В 1920 г. Высшая партийная школа была пре­образована в стационарное учебное заведение при Петроградском рабоче-крестьянском университете. В последующие годы в Таврическом дворце находи­лись трехгодичный Коммунистический университет, Ком-мунистический сельскохозяйственный универси­тет, школа пропагандистов, партийные курсы. В 1943 г. здесь открылась партийная школа с трехмесячным, в 1944 г. — одногодичным, в 1946 г. — двухгодичным, в 1952 г. — трех­годичным сроком обучения. С 1956 г. работала Высшая партийная школа с четырехгодичным сро­ком обучения.

(В. Вьюник, доцент Ленинградской высшей партийной школы «Тавричесий дворец» // Блокнот агитатора 1981 №09 добавил Vadark )

Центральный двухэтажный корпус дворца украшен шестиколонным дорическим портиком и легкоузнаваемым широким плоским куполом. Строгие фасады дворца лишены каких-либо украшений, за исключением фриза.

Два боковых двухэтажных корпуса формируют парадный двор. Дворец отличается гармоничностью пропорций, строгостью стиля.

Таврический дворец — петербургская резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического

Возведена в стиле классицизма в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И. Е. Старова.

Дворец расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад.

Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина. На возведение и отделку дворца было затрачено около 400 000 рублей золотом. Дворец получил своё название по титулу князя Таврического, который был пожалован временщику в 1787 году, после присоединения к Российской империи Крыма (Тавриды). Одним из его украшений была античная статуя Венеры Таврической, привезённая в Россию при Петре I.

В глубине парадного двора, отделённого от улицы невысокой оградой (1792-1793, архитектор Ф. И. Волков), расположен центральный двухэтажный корпус с шестиколонным портиком, увенчанный плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор.

Первоначально Таврический дворец был открыт к Неве, от которой шел канал, завершавшийся гаванью-ковшом. Эта архитектурная перспектива, входившая в панораму невских берегов, существовала до постройки в 1858-1863 годах напротив дворца водонапорной башни и других сооружений Центральной городской водопроводной станции (архитекторы И. А. Мерц, Э. Г. Шуберский).

В архитектурный комплекс Таврического дворца входит также так называемый дом садового мастера, построенный в 1793-1794 (архитектор Ф. И. Волков) для В. Гульда. Главный фасад двухэтажного центрального корпуса отмечен дорическим портиком, садовый фасад — полуротондой с круглым в плане балконом; два небольших флигеля увенчаны купольными башнями.

В 1783-1800 годах позади дворца садовым мастером В. Гульдом был разбит Таврический сад.

При императоре Павле I здесь разместился Конногвардейский полк. Зимний сад стал конюшней, а залы дворца переоборудовали под манеж и казармы. Разумеется, при таком использовании дворец быстро начал разрушаться. Император Александр I отреставрировал Таврический дворец. В начале 19 века здесь жил и умер историк Карамзин. Также в усадьбе долгое время гостили персидский принц Хосров Мирза и шведский и норвежский принц Франс Иосиф.

В начале XX века Таврический дворец стал местом проведения заседаний Государственной думы. Для этой цели внутренние интерьеры пришлось вновь перестроить, а Зимний сад превратить в Зал заседаний.

В феврале 1917 года здесь размещался Временный комитет Государственной думы, затем Временное правительство, далее возник Петроградский совет рабочих депутатов, до переезда в Смольный заседал ВЦИК Советов.

В 1918 году в Таврическом дворце собиралось Всероссийское учредительное собрание, проходил Третий Всероссийский съезд Советов, Седьмой съезд РКП(б). В 1930-х годах здесь помещался Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет.

Дворец был отреставрирован после Великой Отечественной войны, сюда переехала Ленинградская высшая партийная школа (проект приспособления здания — архитектор И.Г. Капцюг, школа занимала помещения дворца до 1990 года).

В XXI веке дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. В нём также базируется петербургский филиал телерадиокомпании «Мир».

Читайте так же:  Дворец одиссея