Заповедники учреждаются

Охрана природных территорий

Заповедники, национальные парки и другие особо охраняемые природные территории России

Виды и особенности особо охраняемых природных территорий

В мире их существует огромное множество. Помимо наиболее популярных национальных парков (первый из которых Йеллоустонский был создан в США еще в 1872 г.), существуют такие категории ООПТ, как заказники, памятники природы, рефугиумы, этно-экологические территории, национальные леса, дикие ландшафты, охраняемые побережья, зоны щадящего природопользования, санктуарии и т.д.

Среди действующих на сегодняшний день в России категорий ООПТ официально выделяются следующие шесть: 1) государственные природные заповедники, включая биосферные, 2) национальные парки, 3) природные парки, 4) природные заказники, 5) памятники природы, 6) дендрологические парки и ботанические сады. Кроме того, региональными законами могут создаваться и другие виды особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Близкими по статусу и режиму пользования являются лечебно-оздоровительные местности и курорты и территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Исторически самые первые ООПТ создавались неосознанно или полуосознанно в священных по тем или причинам для людей (сакральных) местах. Позднее (в средние века) стали появляться территории для сохранения отдельных особо ценных охотничьих видов животных с возможностью проведения охот там только высшей знатью. Различные священные рощи, пещеры, камни, водопады, реки, озера, отдельные деревья до сих пор неофициально считаются у многих народов местами пребывания духов или богов. Нахождение на них строго регламентировано, а большинство видов деятельности неофициально запрещено.

Государственные природные заповедники — природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, имеющие целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования. Государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, они создаются (учреждаются) Правительством России, являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Управление заповедниками всегда осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, которым переданы в постоянное пользование земельные участки, на которых они находятся. Заповедники относят к категории I по классификации Международного союза охраны природы.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; б) организация и проведение научных исследований; в) осуществление экологического мониторинга; г) экологическое просвещение и развитие познавательного туризма; д) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды. Пункт г) в его нынешнем виде появился в законодательстве в 2011 г. и является достаточно спорным. До этого времени заповедникам в России не была присуща рекреационная функция. Кроме того, понятие «познавательный туризм» в законодательстве никак не определено, и, зачастую, понимается как обычный «пляжный» туризм, а иногда и строительство крупных гостиничных комплексов. При этом очевидно, что в некотором (очень ограниченном) числе заповедников расположены природные объекты, к которым допуск на определенных условиях туристов разрешен, поскольку эти объекты — уникальны с эстетической и рекреационной точек зрения. Среди таких заповедников можно назвать достаточно давно созданные (до появления в стране национальных парков) Кроноцкий (с уникальной Долиной гейзеров), Тебердинский, Столбы и некоторые другие.

Заповедная система России — уникальная. Именно в заповедниках сконцентрированы не затронутые хозяйственной деятельностью человека леса и степи, реки и горы. На территории заповедников обитает более 80% видов животных, занесенных в Красную книгу России. Именно заповедники сохраняют 80% видового богатства растительного и животного мира России.

За свою уже почти 100-летнюю историю (первый заповедник — Баргузинский — был создан в 1917 г.) российские заповедники переживали периоды расцвета и забвения. Достаточно вспомнить, что в 1951 г. правительственным постановлением «О заповедниках» были закрыты 88 и сокращены территории еще 20 заповедников. Оставшимся заповедникам предписывалось делать основной упор не на науку и сохранение дикой природы, а на практический вклад в развитие народно-хозяйственного комплекса. К 1960 г. число заповедников удалось довести до 85. В этом же году принят новый «Закон об охране природы РСФСР», который определил заповедники как территории, навечно изъятые из хозяйственного использования в научно-исследовательских и культурно-просветительских целях. Слово «навечно», казалось бы, исключало дальнейшие беды. Однако, в 1961 г. вновь всплыла идея об использовании заповедников для хозяйственных нужд. И вновь ряд заповедников был закрыт. В этот раз — шестнадцать, преимущественно лесных, на территории которых немедленно начались активные лесозаготовки. К счастью, этот кризис длился недолго. Уже в 1962 г. принято новое «Положение о государственных заповедниках РСФСР», которое вернуло им статус научно-исследовательских учреждений.

На сегодняшний день в России действует 103 заповедника с суммарной площадью более 340 тыс. кв. км, что сопоставимо с территорией Финляндии. Крупнейшими из российских заповедников являются Большой Арктический (более 41 тыс. кв. км), Командорский (более 36 тыс. кв. км) и Остров Врангеля (более 22 тыс. кв. км). Самыми маленькими заповедниками в России являются Галичья Гора (2 кв. км), Белогорье (21 кв. км) и Приокско-Террасный (49 кв. км). Больше всего заповедников находится на территории Красноярского (7), Приморского (6) и Хабаровского (6) краев.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Основным отличием национальных парков от заповедников является то, что могут создаваться частично на землях, так или иначе используемых в хозяйственной (в частности, рекреационной) деятельности. Для эффективной охраны экосистем в национальных парках создается функциональное зонирование, то есть выделение определенных зон с различным режимом использования (начиная от аналогичной заповедникам заповедной зоны, и заканчивая зонами, где могу быть расположены населенные пункты и вестись традиционная хозяйственная деятельность: выпас скота, заготовка сена и пр.). Довольно значительную часть территории национальных парков составляют рекреационные зоны, где допускается рекреационное использование, включая строительство рекреационной инфраструктуры.

Национальные парки, как и заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, они создаются (учреждаются) Правительством России, являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Управление парками всегда осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями. Однако, в отличие от заповедников, в нац.парках могут быть не только земельные участки, переданные им в постоянное пользование, но и земельные участки других пользователей или собственников.

К сожалению, в последние годы (при подготовке к Сочинской олимпиаде) в задачи заповедников было включено, помимо рекреации, еще и развитие спорта. Поэтому теперь во многих национальных парках активно пытаются строить спортивные объекты, в первую очередь горнолыжные курорты.

Первые национальные парки появились у нас относительно недавно — в 1983 г., когда были приняты решения о создании сразу двух парков — Сочинского и Лосиного острова.

Суммарная площадь существующих 47 национальных парков в стране сейчас составляет более 115 тыс. кв. км. Самые крупные по площади парки — это Югыд ва (почти 19 тыс. кв. км), Берингия (18 тыс. кв. км), Русская Арктика (больше 14 тыс. кв. км) и Тункинский (почти 12 тыс. кв. км). Самые маленькие — Куршская коса (66 кв. км) и Лосиный остров (129 кв. км). Больше всего (по 3) национальных парков находится на территории Республики Карелия, в Архангельской области (Водлозерский НП — в обоих регионах) и в Приморском крае, 2 парка расположены в Республике Бурятия.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Фактически — это национальные парки, но управляемые региональными властями.

Режим охраны в природных парках может быть различным, в них, как и в национальных парках, выделяются различные зоны. В России природные парки находятся в ведении субъектов Российской Федерации. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях — на землях иных пользователей, а также собственников. Общая площадь существующих 48 региональных природных парков составляет около 143 тыс. кв. км. Самые крупные по площади — природные парки Якутии (Колыма площадью 21,6 тыс. кв. км, Момский, Сиинэ и Ленские Столбы, площадь каждого из которых превышает 10 тыс. кв. км). Самым маленьким природным парком является Птичья гавань, расположенный на территории г. Омска (всего 113 га).

Заказники и их виды

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В заказниках (в отличие от заповедников и национальных парков) под охраной может находиться не целый природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо геологические объекты.

Однако, есть и комплексные (ландшафтные) заказники, где охраняются целиком экосистемы. Естественно, они представляют наибольшую ценность.

Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Федеральные заказники находятся в ведении и управлении федеральных органов исполнительной власти, региональные — властей субъектов РФ.

В заказниках может быть самый разный режим: от почти заповедного (как в определенное время в заказнике Журавлиная родина), до ограничений отдельных видов хозяйственной деятельности, например таких, как охота. В то время как другие виды деятельности, не влияющие на охраняемые объекты, могут быть разрешены (сенокос, выпас скота и т.д.).

В настоящее время в России действуют 66 заказников федерального значения общей площадью более 170 тыс кв. км, а также почти 12 тысяч региональных заказников.

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Другие категории ООПТ

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Роль российских ООПТ в мировой системе охраны окружающей среды

Начиная с 1995 г. по сегодняшний день уже 10 российских природных объектов были включены в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Их общая площадь составляет более 32 млн.га. Быть в одном ряду с общепризнанными мировыми жемчужинами природы и культуры для любого объекта почетно и престижно, но, в то же время, это и большая ответственность. Чтобы получить статус всемирного наследия, объект должен иметь выдающуюся универсальную ценность, пройти тщательную экспертную оценку и удовлетворять как минимум одному из 10 критериев отбора. Среди объектов всемирного наследия оказались различные категории российских ООПТ. Среди них 12 заповедников (Печоро-Илычский, Кавказский, Алтайский, Катунский, Убсунурская котловина, Байкальский, Баргузинский, Байкало-Ленский, Сихотэ-Алиньский, Путоранский, Кроноцкий, Остров Врангеля), 5 национальных парков (Югыд ва, Куршская коса, Забайкальский, Прибайкальский и Тункинский), 5 природных парков (Большой Тхач, Белуха, Зона покоя Укок, Ленские Столбы, Вулканы Камчатки), несколько заказников и памятников природы.

Читайте так же:  Заповедник псковская область

Особой формой заповедания (при сохранении существующего режима использования) являются биосферные резерваты, входящие во всемирную сеть в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и призванные продемонстрировать сбалансированное взаимодействие природы и человека, а также концепцию устойчивого развития окружающей среды. На сегодняшний день в нашей стране действует 40 биосферных резерватов, среди которых 34 природных заповедника, 6 национальных парков и 1 природный парк (несоответствие общей и суммарной численностей объясняется тем, что в составе одного из резерватов входят сразу и заповедник, и национальный парк).

Особой формой участия российских ООПТ в международной сети сохранения природы являются водно-болотные угодья, защищенные Рамсарской конвенцией. Под водно-болотными угодьями понимаются районы болот, торфяных угодий или водоемов — естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров, а под водоплавающими птицами понимаются птицы, экологически связанные с водно-болотными угодьями. На сегодняшний день 36 российских природных территорий (общей площадью 103 тыс га) находятся под защитой этой международной конвенции.

Охраняемые территории

История выделения особо охраняемых территорий имеет глубокие корни.

Под влиянием общественного мнения, возмущенного безудержным истреблением лесов в конце прошлого века, царское правительство 4 апреля 1888 г. издало Лесоохранный закон, регламентирующий ведение лесного хозяйства в лесах, выполняющих преимущественно природоохранные функции, и ограничивающий некоторые права владельцев леса.

Перед вами выписка из этого исторического документа, позволяющая читателю получить более полную картину о предмете разговора: «Из общего пространства лесных дач те леса, безусловное сохранение которых оказывается необходимым в видах государственной или общественной пользы, подчиняются особым мерам сбережения. Леса сии именуются защитными.»

Защитными признаются леса и кустарники:

  1. сдерживающие сыпучие пески, или препятствующие их распространению по морским прибрежьям, берегам рек, каналов и искусственных водохранилищ;
  2. защищающие от песчаных заносов города, селения, железные, шоссейные и грунтовые дороги, обрабатываемые земли и всякого рода угодья, а равно те, истребление которых может способствовать образованию сыпучих песков;
  3. охраняющие берега рек, каналов, прудов и водных источников от обрывов, размывов и повреждения ледоходом, и
  4. произрастающие на горах, крутизнах и склонах, равно как по оврагам и балкам, если сии леса удерживают обрывы земли и скал или препятствуют размыву почвы, образованию снежных обвалов и быстрых потоков.

После признания лесной дачи или ее части защитной, обращение ее почвы в другой вид угодий воспрещается и, сверх того, впредь до утверждения плана хозяйства, не дозволяется рубка сырорасту-щего леса; заготовка же валежника и подсохлых деревьев может быть производима беспрепятственно».

В соответствии с федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», подписанным Президентом Российской Федерации 14 марта 1995 г. № 33-фз, различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

  • государственные природные заповедники;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • государственные природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендрологические парки и ботанические сады;
  • лечебно-оздоровительные местности и курорты.
  • Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

    Государственными природными заповедниками объявляются изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных.

    Государственные природные заповедники являются природоохранными научно-исследовательскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение типичных и уникальных экологических систем, генетического фонда организмов, естественного хода природных процессов и явлений.

    Заповедники учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемым по представлению органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа в области охраны окружающей среды.

    На прилегающих к территории заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны принимается и положение о ней утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ.

    На территории государственного природного заповедника запрещается хозяйственная, рекреационная деятельность, научно-исследовательские, восстановительные, противопожарные работы, противоречащие целям создания заповедника.

    В настоящее время на территории области действует два заповедника, краткая характеристика которых приведена ниже. С целью расширения сети заповедников в области обсуждается целесообразность создания Южно-Байкальского минералогического заповедника в Слюдянском районе площадью 110 тыс. га, восстановления Саянского заповедника и организации заповедника на севере Иркутской области. Южно-Байкальский минералогический заповедник расположен в бассейне рек Быстрой, Слю-дянки, Похабихи, Утулика, Безымянки. Эта территория представляет собой созданный самой природой минералогический музей под открытым небом. Здесь имеются граниты, лазурит, пегматиты и другие минералы и горные породы. Предложен институтом Гипрогор (отчет «Технико-экономические основы районной планировки Иркутской области», 1971). Постановлением иркутского генерал-губернатора в 1915 г. была изъята из хозяйственного использования часть территории в горах Восточного Саяна для организации Саянского соболиного заповедника. Запрет на охотничьи промыслы существовал до 1919 г. В 1939 г. заповедник «Саянский» был восстановлен Совнаркомом, но в 1951 г. вновь упразднен. Распоряжением Совмина РСФСР № 1б82-р от 12.08.71 г. на территории бывшего заповедника «Саянский» создан республиканский заказник «Тофаларский» на площади 132,7 тыс. га. Вместе с охранной зоной площадь намечаемого заповедника составляет 182,7 тыс. га. Предполагается организация заповедника в пойме р. Нижней Тунгуски на севере Катангского района в местах массового гнездования околоводных птиц. Примерная площадь заповедника 150-200 тыс. га.

    Лесной фонд заповедников составляет 1 244,9 тыс. га, из которых на долю лесных земель приходится 902,4 тыс. га (74%), а покрытых лесом и кустарниками и того меньше — 870,7 тыс. га (71%).

    В настоящее время на территории области действуют два заповедника.

    Заповедник «Витимский» организован постановлением Совета Министров РСФСР от 20.05.82 г. № 298 на площади 585 тыс. га в верховьях р. Витим, вокруг оз. Орон, в тридцати километрах от Байкало-Амурской магистрали. Территория интересна тем, что находится на стыке трех зоогеографических зон и здесь обитает немало редких видов животных и растений. Некоторые из растений занесены в «Красную книгу» — смородина колымская, бубенчик якутский, ревень алтайский, родиола розовая. Ихтиофауна озера Орон представляет научный интерес, так как включает редкие виды доледникового периода. Этот район не затронут хозяйственной деятельностью и характеризуется типичным горно-тундровым ландшафтом с зарослями кедрового стланика. Лесные земли занимают лишь 306,3 тыс. га, или 52% площади заповедника. Остальная территория занята гольцами, каменистыми россыпями, скалами и другими неиспользуемыми землями. Покрыто лесом, включая заросли кедрового стланика, 300,3 тыс. га. Общий запас древесины 14,95 млн куб. м, или всего около 50 куб. м на гектар покрытой лесом площади и 25 куб. м на гектар общей площади заповедника. Все это создает хорошие условия для воспроизводства редких видов животных, таких как снежный баран, черношапочный сурок и других. Здесь отмечается редкое соседство двух видов глухарей — каменного и обыкновенного.

    Заповедник «Байкало-Ленский» создан на основании постановления Совета Министров РСФСР от 5.12.86 г. № 497 на площади 659,9 тыс. га на территории Качугского и Ольхонского районов. Этот заповедник представляет типичную горно-таежную зону Прибайкалья. Лесные земли занимают 596,1 тыс. га, или 90,5% площади заповедника, а покрыто лесами 570,4 тыс. га, или 87%. Соотношение лесных и нелесных земель, а также покрытых лесом площадей в заповеднике очень близко к аналогичным показателям по лесному фонду области. Запас древесины в заповеднике 100,44 млн куб. м, или 176 куб. м на один гектар покрытых лесом земель (в целом по области 154 куб. м/га).

    Перспективы организации новых заповедников

    Целесообразно рассмотреть вопрос о воссоздании Саянского заповедника на площади около 150 тыс. га . Он в настоящее время на части своей территории действует как Тофаларский охотничий заказник Намечаемый Саянский заповедник расположен в горно-таежной зоне кедровых лесов и горной тундры. Район отличается богатством животного мира и исключительной живописностью горного ландшафта, включающего такие интересные объекты, как пик Грандиозный, высокогорные озера Медвежье и Агульское, множество водопадов. Впрочем, существует и несколько иное мнение об использовании этих достопримечательных мест: на базе объединения Тофаларии (этническая территория) и заказника создать единый особо охраняемый комплекс — национальный парк «Тофаларский» (Экологическая обстановка в Иркутской области, 1993).

    Национальные и природные парки

    Выделение национальных и природных парков как двух самостоятельных категорий особо охраняемых природных территорий предусмотрено федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.). Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности и учреждаются постановлением Правительства РФ. Природные парки являются природоохранными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, а решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов РФ.

    До принятия упомянутого федерального закона действовало «Положение о национальных природных парках Российской Федерации», утвержденное постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 10.08.93 г. № 769, которым национальные природные парки на две самостоятельные категории особо охраняемых территорий не разделялись.

    Национальные парки в большинстве стран мира являются одной из наиболее распространенных форм организации особо охраняемых природных территорий. Сегодня ряд парков имеет уже более чем вековую историю (Иосемитский — 18б4 г., Йеллоустонский — 1872 г., оба США).

    В России национальные природные парки стали создаваться сравнительно недавно (Сочин-ский — 1983 г., Самарская Лука — 1984 г., Марий Чодра — 1985 г.). По состоянию на 01.01.94 г., на территории Российской Федерации организовано 27 национальных природных парков, из них 25 находятся в ведении и под охраной органов лесного хозяйства.

    С учетом местных природных и социальных особенностей на территории национальных природных парков устанавливается дифференцированный режим охраны, защиты и использования, предусматривающий возможность выделения восьми видов функциональных зон: заповедного режима, заказного режима, познавательного туризма, рекреационного использования, охраны историко-куль-турных объектов, агроландшафтов, обслуживания посетителей и хозяйственного назначения.

    Первый и пока единственный в Иркутской области Прибайкальский государственный природный национальный парк (ГПНП) организован постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.86 г № 71 на площади 418 тыс. га (в том числе 112 тыс. га земель сельскохозяйственных предприятий без изъятия из хозяйственной эксплуатации) и включает в себя северо-западное побережье озера Байкал на территории Слюдянского, Иркутского и Ольхонского районов, а также остров Ольхон. Основные достопримечательности и уникальные ландшафты: бухты Песчаная и Сенная, падь Средние Хомуты, исток р. Ангары, пролив Ольхонские Ворота, побережье Малого моря, мысы Бурхан (Шаманский), Саган-Хушун, реликтовый ельник на острове Ольхон, утес Саган-Заба, скальные останцы, соленые озера; имеются пещеры, отмечены стоянки первобытного человека. Растительность: горная тайга с преобладанием светлохвойных и мягколиственных лесов, горная Тажеранская степь. На территории парка произрастает 76 видов редких растений, из них 20 видов занесены в Красные книги РСФСР и бывшего СССР.

    На территории парка встречаются изюбр, лось, косуля, кабарга, дикий кабан, бурый медведь, волк, лисица, заяц-беляк, росомаха, рысь, соболь, белка, горностай, норка, ласка.

    Режим ведения хозяйства в Прибайкальском ГПНП регламентируется положением об этом парке, утвержденным Рослесхозом 2 декабря 1993 года. Режим использования земель, включенных в границы национального природного парка без изъятия из хозяйственного использования сельхоз-предприятий, определяется органом исполнительной власти Иркутской области.

    Президиумом Совета Министров РСФСР 14 апреля 1990 г. была утверждена «Территориальная комплексная схема охраны природы бассейна озера Байкал», в соответствии с которой площадь Прибайкальского ГПНП к 1995 г. должна достигнуть 581 тыс. га, к 2005 г. — 1204 тыс. га, в том числе акватория Малого моря и трехкилометровая прибрежная полоса.

    Комплексной федеральной программой по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 1306, также предусматривается развитие Прибайкальского ГПНП в 1995-2000 гг., для чего из федерального бюджета выделяется 21 млрд рублей.

    Облкомприродой изучается вопрос о создании на территории области еще одного — Тофаларского национального парка (Экологическая обстановка. 1994).

    3. Государственные природные заповедники

    Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымается из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветите- льское значение как образцы естественной природной сре- ды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

    На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на облегчение функционирования государственного природного запо- ведиика и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Эта деятельность осуществляется в порядке, установленном индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

    Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

    4.- Национальные парки

    Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов Федерации на отнесение соответствующих территорий к объектам федеральной собственности. Конкретный национальный парк функционирует на основе положения, утвержденного государственным органом, в ведении которого он находится.

    Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Земельные участки в границах национальных парков приватизации не подлежат. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения названных земель за счет федерального бюджета и иных, не запрещенных законом источников.

    На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, исторических и иных особенностей. В связи с этим на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

    а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

    б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

    в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

    г) рекреационная, предназначенная для отдыха;

    д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их -сохранения;

    е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

    ж) хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

    Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей и собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков, не нарушает их режима.

    На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, историко-культурным объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. Так, не разрешаются:

    а) разведка и разработка полезных ископаемых;

    б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

    в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

    г) предоставление на территории национальных парков садоводческих и дачных участков;

    д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;

    е) рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

    ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанная с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;

    з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

    и) вывоз предметов, имеющих историко-культурное назначение.

    Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.

    Порядок предоставления и аннулирования лицензий, предоставления в аренду земельных участков природных объектов и сооружений определяется Правительством РФ.

    Положение о порядке предоставлении в аренду земельных участков природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха утверждено1 постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.1. Передача в аренду зданий и сооружений осуществляется в соответствии с требованиями ГК РФ. Находящиеся в пользовании (владении) нацио- нальных парков земельные участки и природные объекты могут быть переданы в аренду, если она допускается законодательством Российской Федерации. Земельные участки и природные объекты предоставляются в аренду по результатам конкурса или аукциона. Предоставление земельных участков и природных объектов в аренду для целей, связанных с обеспечением регулируемого туризма и отдыха, разрешается на срок до 50 лет.

    Победитель конкурса или аукциона заключает с национальным парком договор аренды с указанием в нем всех реквизитов и условий, перечисленных в названном Положении.

    В договоре должно быть закреплено право собственности арендатора на воздвигнутые им в соответствия с проектной документацией объекты, а также обязанности собственника по распоряжению ими по истечении срока договора аренды земельного участка, природного объекта.

    Субаренда (поднаем) земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территории национального парка, передача арендатором прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставление арендного имущества в безвозмездное пользование, а также передача арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив не допускаются.

    Размер арендной платы за пользование земельными участками, природными объектами определяется по соглашению сторон, но не ниже базовых размеров арендной платы, устанавливаемых соответствующими органами исполнительной власти при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Доходы, получаемые от арендной платы за пользование земельными участками, природными объектами, в полном объеме остаются в распоряжении национальных парков и расходуются ими на природоохранные цели. При этом национальный парк уплачивает земельный налог с площади земельных участков, переданных в аренду в установленном порядке.

    Заповедники учреждаются

    ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ ТАДЖИКИСТАНА

    Основными документами, определяющими функционирование ООПТ страны, является законы “Об охране природы” (1993 г.) и “Об особо охраняемых природных территориях”. В последнем имеются следующие категории ООПТ:

  • заповедники (в том числе биосферные) (категория I МСОП);
  • национальные парки (II);
  • заказники (лесные, ботанические, зоологические, комплексные) (IV, VI);
  • уникальные природные объекты (памятники природы) (III).
Читайте так же:  Сообщение о заповеднике кавказский

Помимо вышеуказанных законов для территориальной охраны природы республики наиболее важны Лесной кодекс (1993 г.), Водный кодекс (1993 г.), Земельный кодекс (1996 г.), законы “О земельной реформе” (1992 г.), “Об охране и использовании животного мира” (1994 г.) , “О недрах” (1994 г.), “О дехканском (фермерском) хозяйстве” (1992 г.), “Об охране атмосферного воздуха” (1996 г.), положения “Об охоте, об охотничьем хозяйстве Республики Таджикистан” (1997 г.) и “Об экспертизе”.

Все леса Таджикистана согласно действующему национальному законодательству относятся к I категории. Согласно Лесному кодексу, заповедники, национальные парки и заказники имеют общегосударственное значение и учреждаются постановлениями правительства страны.

Уникальные природные объекты могут быть как общегосударственного, так и регионального значения; в зависимости от этого они могут учреждаться органами власти и управления соответствующего уровня.

Заповедники и национальные парки существуют в форме юридических лиц, осуществляющих управление и охрану на своих территориях. При этом заповедник должен быть землевладельцем всей своей территории, а национальный парк — большей ее части.

Земли под заказниками и уникальными природными объектами у землепользователей не отчуждаются, причем на землепользователей возлагаются обязанности, связанные с охраной этих ООПТ.

Число, общие размеры и динамика развития сети общенациональных ООПТ приведены в таблице. Помимо этого в 2000 г. в стране было еще 162 уникальных природных объекта.

Первый заповедник (“ Тигровая балка ” был создан в Таджикистане в 1938 г. При организации в 1992 г. первого в стране национального парка ( Таджикского ) в его состав была включена территория Памирского заказника площадью около 500 тыс. га.

Число, общие размеры и динамика развития сети общенациональных ООПТ Республики Таджикистан

Категория

Число ООПТ в разные годы

Современная общая площадь
(тыс. га)

Заповедники

Национальные парки

2630,0

Заказники

В 2001 г. в список водно-болотных угодий, подпадающих под действие Рамсарской конвенции, были включены озера Каракуль, Шоркуль и Ранкуль, Зоркуль, низовья р. Пяндж и Кайракумское вдхр.

Акватории всех крупные озера Таджикистана входят в состав заповедников или заказников: заповедника “ Зоркуль ”, заказников “Искандеркуль”, “Каракуль”, “Мозкуль” и др. Сарезское озеро отнесено к уникальным пресноводным водохранилищам.

Заповедники и заказники находятся под управлением Лесохозяйственного производственного объединения Республики Таджикистан (ЛХПО РТ), национальные парки управляются Министерством охраны природы Республики Таджикистан (МОП РТ). На эти же органы возложен государственный контроль за деятельностью ООПТ.

ООПТ финансируются из госбюджета, охрана заповедников и национальных парков возложена на службу охраны, состоящую из егерей.

Согласно Положению об особо охраняемых территориях, в заповедниках страны должны регулярно и по единым методикам вестись научно-исследовательские работы по экологии, учету и распространению животных и растений. Особенно в этом плане примечателен заповедник “ Тигровая балка ”, где такие работы начались в 1930-е гг., еще до его официального учреждения.

ООПТ Таджикистана принимают участие в “Марше парков”, проводят отдельные мероприятия в связи с “Днем борьбы с опустыниванием”, “Международным днем окружающей среды”, “Днем Земли”.

Душанбинский молодежный экологический центр выпускает информационный бюллетень “Табиат” (“Природа”) (см. материал на с. **—** ), МОТ РТ — газету “Наврузи Ватан”, Душанбинский экологический комитет совместно с Ассоциацией охраны лесов и диких животных Таджикистана — “Барбисабз” (“Зеленый лист”).

Наиболее эффективную поддержку деятельности ООПТ оказывают Ассоциация охраны лесов и диких животных Таджикистана, Таджикский фонд поддержки реализации природоохранных конвенций, Душанбинский молодежный экологический центр.

Основные проблемы системы ООПТ

Во время гражданской войны 1992—1993 гг. природоохранные законы в стране практически не действовали, а сами ООПТ почти не охранялись. Из-за отсутствия финансирования замерла научно-исследовательская деятельность. Общая политическая нестабильность в стране привела к тому, что по сравнению с другими странами СНГ Таджикистан на природоохранные цели получал значительно меньшую помощь по международным каналам.

Читайте так же:  Повесть сергея довлатова заповедник

Примером воздействий, которым подвергаются ООПТ страны, может послужить ситуация со старейшим ее заповедником, “ Тигровой балкой ” (Ахмадов, Касиров, 1999). Поступающие с прилегающих к заповеднику полей удобрения и ядохимикаты загрязняют его воды и почвы, накапливаются в пищевых цепях. Зарегулирование р. Вахш системой водохранилищ привело к нарушению естественного пойменного режима. Во время гражданской войны на территории заповедника скопилось несколько десятков тысяч жителей, которые обеспечивали свое повседневное существование за счет природы и инфраструктуры этого объекта: грабили дома и кордоны, рубили деревья, охотились на зверей. В 1997—1998 гг. пограничники явочным порядком оборудовали здесь несколько постов. Несколько лет назад на границе заповедника были проведены военные учения, приведшие к вырубке более 2000 деревьев, возникновению нескольких пожаров и ряду других негативных событий. Из-за глубокого энергетического кризиса широкое распространение получили незаконные порубки на заповедных землях.

Территория заповедника “ Рамит ” служит местом дислокации одного из незаконных вооруженных формирований.

Состояние и перспективы формирования экологической сети

Несмотря на все вышеперечисленные негативные воздействия природный каркас на территории страны в общих чертах сохранился. ООПТ имеются во всех биорегионах, представленных на территории Таджикистана.

1990-е гг. ознаменовались существенным сокращением площади полевых и богарных земель и отходом от монокультуры хлопчатника. Это привело к снижению загрязнения почв минеральными удобрениями, дефолиантами и гербицидами, а также их засоления, что, в свою очередь, способствовало стабилизации экологической обстановки за пределами границ ООПТ. С другой стороны, экономический кризис затрудняет ведение работ по рекультивации ранее нарушенных земель, биота которых практически утратила способность к самовосстановлению.

Имеются предложения по дальнейшему развитию сети ООПТ, защищающих ключевые природные территории. Разработаны предложения по реанимации заповедника “ Тигровая балка ” (Ахмадов, Касиров, 1999), вышел указ Президента Республики Таджикистан о развитии этого заповедника как биосферного резервата.

В 1985 г. ЦНИИП градостроительства разработал Комплексную схему охраны природы Таджикистана, содержащую предложения по защите природного каркаса республики. Академия наук Таджикистана, ЛХПО РТ, Таджикский НИИ лесного хозяйства и некоторые другие проектно-изыскательские организации разрабатывают проекты экологических сетей Юго-Западного Таджикистана, Юго-Восточного Таджикистана и Памира. Институт географии РАН и Ходжентский университет разработали проект Системы ООПТ Северного Таджикистана (Ибрагимов, 1997).

Основные проблемы формирования экологической сети состоят в:

  • фрагментации природных территорий в ряде регионов страны;
  • системном экономическом кризисе и сильной зависимости населения от использования природных ресурсов для повседневной жизни;
  • несоблюдении природоохранного законодательства и сложности контроля за состоянием ОПТ в ряде регионов страны из-за политической нестабильности;
  • недостатке финансирования природоохранных мероприятий;
  • отсутствии мониторинга за состоянием ООПТ.
  • Ахмадов Х. М., Касиров К. Х. Заповедник “Тигровая балка” // Охрана дикой природы. 1999. № 1 (12).

    Ибрагимов Э. Х. Эколого-географические основы развития сети охраняемых природных территорий Северного Таджикистана: Автореф. дис… канд. геогр. наук. М., 1997.

    Подготовлено по материалам
    “Охраняемые природные территории
    в новых независимых государствах
    как основа формирования экологической
    сети Северной Евразии” (М., 2002)

    СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

    О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПОВЕДНИКАХ РСФСР,

    НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕГО

    ХОЗЯЙСТВА И ЗАПОВЕДНИКОВ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РСФСР

    Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 10 июня 1961 г. N 521 Совет Министров РСФСР постановляет:

    Утвердить прилагаемое Положение о государственных заповедниках РСФСР, находящихся в ведении Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.

    Совета Министров РСФСР

    от 5 июня 1962 г. N 769

    О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПОВЕДНИКАХ РСФСР, НАХОДЯЩИХСЯ

    В ВЕДЕНИИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА

    И ЗАПОВЕДНИКОВ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РСФСР

    I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    1. Государственными заповедниками объявляются участки земель и водного пространства, представляющие особое научное или культурно-просветительное значение, как типичные или редкие ландшафтные образования, как места обитания редких или ценных животных и растений.

    2. Государственные заповедники образуются Советом Министров РСФСР в установленном порядке.

    3. Государственные заповедники проводят научно-исследовательскую работу на территории заповедника и являются научно-исследовательскими учреждениями.

    4. В соответствии с Законом РСФСР от 27 октября 1960 г. «Об охране природы в РСФСР» территории государственных заповедников навечно изымаются из хозяйственного использования в научно-исследовательских и культурно-просветительных целях.

    5. Территория государственных заповедников со всеми находящимися на ней природными объектами, историческими памятниками и памятниками культуры составляет государственный заповедный фонд РСФСР. Леса заповедников относятся к лесам первой группы с особым режимом ведения лесного хозяйства.

    6. Государственные заповедники состоят на республиканском бюджете РСФСР и имеют печать с изображением Государственного герба РСФСР и с наименованием заповедника.

    7. Государственные заповедники возглавляются директорами, назначаемыми Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.

    II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ

    8. Государственные заповедники образуются в целях:

    а) сохранения в естественном состоянии наиболее типичных для данной географической зоны или ее района участков природы с их естественной растительностью и дикими животными, а также сохранения редких природных объектов;

    б) охраны максимального количества видов животных и растений в их естественной среде, особенно редких и ценных в хозяйственном и культурном отношении, а также редких образований неживой природы и памятников культуры;

    в) обогащения природы хозяйственно используемых территорий ценными в хозяйственном и культурном отношении растениями и животными заповедников;

    г) изучения процессов, протекающих в природе, на не подвергающихся хозяйственному воздействию территориях как в природных лабораториях.

    9. На государственные заповедники возлагается выполнение следующих основных задач:

    а) обеспечение охраны территории заповедника со всеми имеющимися на ней природными богатствами и соблюдения соответствующего режима;

    б) проведение научно-исследовательских работ, а также содействие проведению научно-исследовательских работ на территории заповедника другими организациями;

    в) содействие подготовке научных кадров и проведению практики учащихся;

    г) популяризация идей охраны природы и содействие развитию краеведческой работы всеми доступными средствами устной, печатной и наглядной пропаганды;

    д) проведение экскурсий и содействие развитию туризма на территории государственных заповедников.

    III. РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ

    10. На территории государственных заповедников запрещается:

    а) эксплуатация природных ресурсов: охота, рыбная ловля, заготовка древесины и подсочка деревьев, пастьба скота, заготовка сена, лекарственных растений, ягод, семян, плодов и грибов, добыча ископаемых и выемка грунтов;

    б) уничтожение диких животных, разорение гнезд и нор, повреждение деревьев, кустарников и других растений, разрушение жилищ полезных насекомых и другие действия, вызывающие нарушение естественного состояния природы;

    в) строительство промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строений для размещения рабочих и служащих этих предприятий, а также других объектов, не связанных с деятельностью заповедника.

    11. Производство изысканий на территории государственных заповедников разрешается в пределах плана их научно-исследовательских работ.

    12. По территории государственных заповедников разрешается проезд и хождение посторонних лиц только по дорогам общего пользования. Пребывание посторонних лиц на других участках территории заповедника допускается по разрешению дирекции заповедника. Нахождение на территории заповедника с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами, сетями и другими орудиями охоты и рыбной ловли либо с добытой продукцией охоты и рыболовства приравнивается к охоте и рыбной ловле. Орудия охоты и рыбной ловли, а также добытая нарушителями продукция отбираются работниками заповедника. Орудия охоты и рыбной ловли хранятся в заповеднике до решения вопроса об ответственности нарушителя, а добытая нарушителем продукция реализуется в установленном порядке.

    13. В исключительных случаях в целях восстановления и сохранения естественных природных условий на территории заповедника, а также осуществления основных задач, указанных в пункте 9 настоящего Положения, по разрешению Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР в государственных заповедниках допускается:

    а) отстрел и отлов зверей, птиц и рыбы в порядке регулирования численности их, а также в научно-исследовательских целях;

    б) сенокошение для сохранения исторически сложившихся ассоциаций травянистой растительности;

    в) проведение биотехнических мероприятий для обеспечения лучшей сохранности основных объектов растительного и животного мира и создания наиболее благоприятных условий для их существования;

    г) использование земельных участков для проведения экспериментальных работ, возведения лабораторных, жилых и хозяйственных построек, а также для других хозяйственных нужд заповедников.

    14. В лесах государственных заповедников допускаются санитарные рубки, рубки ухода за лесом и другие работы, способствующие естественному и искусственному восстановлению леса на участках, пострадавших от пожара или других стихийных бедствий.

    15. В государственных заповедниках в обязательном порядке проводятся противопожарные мероприятия и борьба с вредными насекомыми в случаях их массового размножения, а также истребление волков.

    16. В государственных заповедниках должны выделяться участки, на территории которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков должны определяться исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

    В заповедниках с большими лесными площадями (более 100 тыс. га) общая площадь таких участков не должна превышать 10% территории заповедника.

    17. Вокруг государственных заповедников или на примыкающих к ним отдельных участках, в случае необходимости, по решениям Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов может быть выделена охранная зона. В охранной зоне может быть введено запрещение или ограничение охоты, рыбной ловли, лесопользования и других форм эксплуатации природных ресурсов.

    IV. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПОВЕДНИКАХ

    18. Научно-исследовательская работа в государственных заповедниках проводится путем стационарных исследований и направлена на изучение естественного хода процессов, протекающих в природе, и выявление взаимосвязей между отдельными частями природного комплекса с целью использования этих данных для :

    а) разработки методов учета, воспроизводства, обогащения и рационального использования животных и растительных ресурсов в народном хозяйстве различных географических зон;

    б) определения эффективности и выявления последствий хозяйственного использования природных ресурсов на смежных с заповедником территориях;

    в) разработки мероприятий, обеспечивающих сохранение в естественном состоянии природных комплексов территорий заповедников;

    г) разработки методов борьбы, в первую очередь, биологических, с животными и растениями, причиняющими вред;

    д) разработки мероприятий по охране, восстановлению и размножению редких и исчезающих видов растений и животных;

    е) установления причин, обусловливающих изменение численности диких животных, а также урожайности растений с целью ежегодного их прогнозирования;

    ж) обогащения научных знаний фактическим материалом о процессах, протекающих в природе.

    19. Научно-исследовательская работа в государственных заповедниках проводится:

    а) государственными заповедниками по планам, утверждаемым Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР;

    б) научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля по согласованию с Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.

    20. В государственных заповедниках организуются научные советы, состав которых утверждается Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.

    21. Государственным заповедникам предоставляется право издавать научные труды для опубликования результатов научных исследований, выполненных в заповедниках.

    V. ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ

    22. Охрана государственных заповедников действует на основании положения, утверждаемого Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР, и пользуется всеми правами государственной лесной охраны.

    23. В помощь охране государственных заповедников при дирекциях заповедников учреждаются общественные инспекции по охране государственных заповедников.

    Положение об общественной инспекции по охране государственных заповедников утверждается Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.

    24. За лесонарушения и нарушения правил пожарной безопасности в лесах, за самовольное сенокошение и пастьбу скота, за незаконную ловлю рыбы и незаконное производство охоты на территории государственных заповедников виновные лица привлекаются к ответственности в установленном порядке.

    Ущерб, причиненный населением путем незаконной порубки и повреждения леса, незаконной ловли ценных рыб и производства незаконной охоты, исчисляется в соответствии с таксами и размерами, утвержденными в установленном порядке.

    Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
    СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.