Челноки

Общая характеристика челнока

Челнок является одним из наиболее важных элементов швейного оборудования. Рассмотрим подробнее, какие функции выполняет данная деталь.

При работе швейной машинки выше ушка иглы образуется петля, которую захватывает носик челнока и расширяет при помощи стенок. Нить обходит вокруг него и сходит по стенкам. Так формируется стежок.

От правильности настройки челнока зависят эксплуатационные характеристики машинки. Если данная деталь выполнена некачественно, то в процессе пошива мастер будет испытывать массу неудобств, выражающихся в пропуске стежков, обрыве нитей и прочих негативных явлениях. Поверхность детали должна быть гладкой, без дефектов. Зазубрины, ржавчина, загрязнения тормозят скольжение петли, что негативно отражается на качестве стежка.

Какой предпочесть тип челнока в швейной машине? Какой лучше справляется с вверенными ему функциями? Ответить на этот вопрос можно, изучив характеристики такой важной и незаменимой в работе машинки детали, а также отзывы мастеров

Что следует знать перед открытием

Факторы, которые следует знать перед открытием собственного дела:

  1. Составить подробный план расходов, которые должны будут покрыть начальные денежные вложения.
  2. Принять в учет возможность конкуренции. Например, чем меньше населенный пункт, тем меньше конкуренция, но в то же время, меньше и возможный объем продаж.
  3. Выбрать вид бизнеса, в котором предприниматель максимально хорошо разбирается.

Перед тем как выбрать сферу будущей деятельности, стоит выделить ключевые факторы, определяющие ее прибыльность:

  • Временной интервал возвращения изначально вложенных денежных средств.
  • Выбранная сфера бизнеса обязательно должна характеризироваться большим спросом со стороны потребителей.
  • Приемлемый уровень рентабельности. Доходность должна возрастать параллельно объему проданного товара или услуги.
  • Низкий ценовой порог, при котором покупка материалов и сырья способствуют увеличения доходности.
  • Положительный показатель фондоотдачи.

Для реализации малого бизнеса необходимы минимальные трудовые ресурсы и денежные средства. Например, можно собрать знакомых и заняться уборкой квартирных помещений, ремонтом. Можно также открыть недорогой фастфуд, киоск или бар.

Ярким примером сетевого маркетинга является космическая компания Орифлейм.

Челноки

В 90-х привычный алгоритм торговли — купил подешевле, продал подороже — редко был дополнен чем-то еще. Апгрейды в виде высокого сервиса или качественного обслуживания — в то время было не до этого. По крайней мере не всегда. Граждане России тогда только осваивали возможности рынка, а потому торговля зачастую выглядела крайне прямолинейной. Идеологическая простота метода заставила многих людей заниматься продажами. К тому же в стране наблюдался острый дефицит товаров. Полки в магазинах были пустыми, но жажда потребления росла вместе с хлынувшей в Россию демократией. Тогда и появились челноки — люди, выезжавшие иногда за границу, иногда в другие российские города (чаще всего это была Москва) для оптовой закупки товаров с целью их дальнейшей перепродажи. Излюбленными странами челноков были Турция, Польша, Греция, Китай. В каком-то смысле география российской торговли с тех пор изменилась несильно.

Все, что неизвестно, — востребовано

Пожалуй, лучшей возможностью для ведения бизнеса в 90-х можно назвать товарный вакуум. Рынок был практически пустым, каждый новый товар, привезенный из-за рубежа, воспринимался диковинным, что накладывало на него дополнительный спрос. Причины этого очевидны: «железный занавес», усугубленный тяжелыми перестроечными годами. А потому спекуляция на новизне стала отличительной чертой торговли 90-х. Впрочем, рыночная пустота ощущалась не только в сегменте потребительских товаров. По сути, реформировались все отрасли, начиная от торговли и общепита, заканчивая промышленностью и медиа. Россия в 90-х представляла из себя невспаханное поле идей. И наиболее предприимчивые люди в то время имели возможность разбогатеть только потому, что были первыми в определенной области. Несмотря на всю тяжесть (правовую, экономическую и моральную) ведения бизнеса в то время, неумолимым остается тот факт, что удивить потребителя тогда было намного проще, чем сейчас.

Самый прибыльный малый бизнес [sc:year ]

Самыми перспективными особенностями обладают ремонтные, монтажные и строительные работы. Доходность в пределах такого бизнеса может достигать 100 процентов от себестоимости.

  1. Красота и здоровье. Не менее выгодной сферой предпринимательства во все времена были услуги в области красоты. Каждый человек желает быть не просто здоровым, но и красивым. Сегодня бизнес по предоставлению услуг красоты является востребованным и высокооплачиваемым. Люди всех финансовых возможностей и возраста всегда будут тратить деньги на поддержание своего здоровья и красоты. Именно поэтому массажные кабинеты и парикмахерские столь популярны.
  2. Строительная сфера. Как уже указывалось выше, одним из наиболее выгодных видов бизнеса в России является строительство и монтажные работы. Объясняется это в первую очередь ростом рынка недвижимости и охватом широкого спектра деятельности. Одним из преимуществ данного вида предпринимательской деятельности является минимальный денежный порог. Например, если средств для открытия строительной компании недостаточно, то можно сформировать бригаду профессионалов, и постепенно расширять список предоставляемых ею услуг. При наличии значительных денежных средств, можно смело строить объекты недвижимости.
  3. Торговля пищевыми продуктами. Не менее востребованным и прибыльным является удовлетворение первостепенных потребностей человека – питание. Лучше всего начинать торговлю в спальном районе, в котором еще нет никаких торговых точек, способных оказать сколь-нибудь значительное конкурентное воздействие. В случае отсутствия больших инвестиционных возможностей можно открыть небольшой ларек, постепенно расширяя ассортимент и как следствие объем продаж. Собрав достаточное количество денег, можно смело открывать продовольственный магазин или небольшой ресторан. Самое главное в данной бизнес-сфере – правильный подбор поставщиков.

О том, как открыть собственное кафе, читайте здесь. Как выбрать местоположение и какие документы нужно иметь.

Если у вас есть опыт работы с детьми и вам это нравится, вы можете открыть частный детский сад. Иуи https://businessmonster.ru/otkryitie-biznesa/biznes-planyi/kak-otkryit-chastnyiy-detskiy-sad-vyigodyi-i-preimushhestva-dlya-sobstvennika-vozmozhnyie-problemyi-i-podvodnyie-kamni.html подробная информация о нюансах бизнеса и о том, сколько можно зарабатывать.

«Торговали где придется: ни «местовых», ни налоговой…»

– Рынки тогда возникали стихийно – где придется,– Присмотрела место оживленное: постелила клеенку, разложила товар на клумбе, стоишь, торгуешь. Рядом еще кто-то подошел, стал тоже. Раззнакомились, уже стоим, помогаем друг другу. Живем все неподалеку: если кому-то домой отойти надо – второй за товаром присматривает. Ни налоговой, ни «местовых» – это все позже началось. Нас даже рэкет – те самые «пожарники» — не трогали. Хотя мы их всех в лицо знали – неподалеку ресторан «Галактика», в котором они нередко отдыхали. Идет кто-нибудь, перешептываемся: «Вон, бандит пошел». А они нас словно и не замечали. То ли потому, что в эти моменты не «на работе» были, то ли настолько мы для них мелкой добычей казались. «Давыдовский» рынок тоже так организовался. Сперва стихийная торговля возле Торгового дома «Речицкий» была. Потом уже через дорогу напротив место выделили: сначала просто асфальтированная площадка, постепенно обустраивать стали. В 1998-м году я ушла во второй декретный отпуск, а возвращаться после него к прежнему занятию уже не стала. К тому времени все поменялось: появились магазинчики, ларьки, официальная регистрация, налоги – дикий рынок кончился. Надо признать, эти 7-8 лет в девяностых стали золотой порой для накопления начального капитала. Ну, а дальше уже кто как им распоряжался…

Появление и развитие челночного бизнеса

Про челночный бизнес люди узнали в разгар 90-х годов.

В то время на полках было слишком мало товаров, денег у людей также не было.

Зато выехать из страны было проще, да и таможенные правила были менее жесткими.

Всё это стало благодатной почвой для популяризации торгового туризма.

Сами челночники «убивали двух зайцев».

Челночный бизнес – это не только источник немалого дохода.

Но и возможность отдохнуть, расширить горизонты, увидеть новые места.

От челночника за границей требовалось уметь торговаться и делать покупки.

Настоящий труд начинался уже на родине: на торговых точках часто челночники стояли сами, подключая родных, но не наемную рабочую силу.

А до этого огромные баулы нужно было ухитриться провезти через таможню.

Обвал в работе челночного бизнеса случился в 1998 году, когда произошла девальвация рубля.

Разумеется, любые товарно-рыночные отношения с зарубежными партнерами происходили в долларах.

Из-за этого как минимум на треть сократился объем челночного бизнеса и многие предприниматели забросили эту деятельность.

Еще страшнее были последствия для «зарубежной стороны».

Закрылись обанкротившись десятки фабрик и фирм, которые производили продукцию специально для челночного бизнеса (то есть для российского рынка).

Тем не менее несмотря на некоторые сложности, челночный бизнес продолжал существовать.

На текущий момент перспективы у такой занятости уже не такие радужные.

Но он по-прежнему имеет право существовать.

Тем более для деятельности достаточно получить торговую лицензию.

Оформлять регистрацию юридического лица (фирма, компания) нет необходимости.

А это говорит о меньших расходах, чем в стандартной торговой деятельности.

Как правильно установить и настроить?

Настройка и регулировка швейной машины – важные мероприятия, которые оказывают непосредственное влияние на эксплуатацию оборудования. Перед тем как приступить к выполнению данных манипуляций, необходимо обязательно изучить инструкцию, в которой производитель указывает все необходимые параметры устройства, а также правила использования, настройки машинки и то, как собрать все ее элементы.

Для того чтобы правильно установить челнок, надо выполнить следующие мероприятия:

  • установка устройства в необходимом положении;
  • проворачивание маховика машинки по швейному ходу до момента максимального опущения стержня иглы;
  • соединение конца челнока и средней части иглы;
  • фиксация шурупов в выставленном положении;
  • закрепление иглового стержня.

Для того чтобы швейный аппарат работал без сбоев и проблем, специалисты рекомендуют особое внимание уделить взаимодействию челнока и иглы, а именно расстоянию между ними, которое должно соответствовать установленным нормативам. В случае несоблюдения размерного диапазона могут возникать следующие неполадки:

  • пропуск стежков;
  • петления нитей;
  • обрыв верхнего и нижнего расходных материалов.

Для проведения качественных настроечных работ специалисты рекомендуют изначально внимательно изучить принцип формирования петли. Во время поднятия игольного стержня на высоту не более 0,2 см происходит образование петельки из верхней пряжи, которая располагается выше игольного уха. Важный момент – обязательное прохождение конца челнока максимально близко к игольной впадине.

В зависимости от цели проведения работ настройка бывает профилактической и для устранения поломки. Специалисты выделяют следующие основные настроечные этапы:

  • снятие игольной пластины;
  • очистка челночных зубцов от пыли, грязи и швейных остатков;
  • установление между концом челнока и иглой необходимого промежутка;
  • настройка длины стежков;
  • замена при необходимости швейной иглы;
  • проведение регулировки жесткости крепления шурупа;
  • смазывание рабочих ребер специальной пастой.

Если данные манипуляции не помогли настроить аппарат, то специалисты рекомендуют положить машинку на бок и тщательно осмотреть следующие элементы:

  • ходовые детали;
  • пятку;
  • носик;
  • ребра.

Если в ходе осмотра была выявлена потеря остроты носика, то специалисты рекомендуют просто заменить деталь. Самостоятельная заточка обязательно спровоцирует разрыв прошиваемых тканей.

После настройки аппарата специалисты рекомендуют провести тестирование челнока на уровень смазки. Для проведения данной манипуляции необходимо снять игольную пластину и лапку, а на их месте расположить небольшой лист белой бумаги и сразу запустить на несколько секунд машинку на максимальном скоростном режиме. Оборудование имеет достаточное количество смазки в том случае, если на листе остались две вертикальных линии. Наличие избыточного количества смазочного раствора может спровоцировать загрязнения изделий, а недостаток масла приведет к преждевременному износу деталей.

Окупаемость челночного бизнеса

Во времена, когда челночный бизнес только появился, продавцы могли позволить себе ставить наценку в 100-200%, а на некоторые товары до 500%!

И эти товары покупали на раз-два, а продавцы зарабатывали состояние.

Но сегодня ситуация изменилась, и среднестатистическая наценка составляет около 50%.

Срок окупаемости челночного бизнеса будет определяться размером и целью начального капиталовложения.

Если большая часть капитала будет уходить на закупку товара, вложения «отобьются» относительно быстро.

Но если вы будете также вкладываться в аренду торгового места и наймете на работу продавца, срок окупаемости растянется на 6-12 месяцев.

Сами челноки считают, что челночный бизнес ждут не самые радужные перспективы.

Есть фактор высокой конкурентности со стороны самих китайских и турецких брендов.

Также внесли свою лепту и отечественные современные производители.

Но те, кто занимается бизнесом не первый год, не собираются так легко сдаваться.

Так что челночная торговля еще обязательно будет существовать, но уже не так процветать, как в годы перестройки.

Сейчас мы можем наблюдать постепенную интеграцию челночного бизнеса в сторону традиционной инфраструктуры торговли.

Турция – популярное место для челночного бизнеса

Турция всегда была самым популярным местом для челночного бизнеса.

Кроме простоты пересечения границы, страна привлекает возможностью прекрасно отдохнуть, параллельно занимаясь работой.

Продукцию для перепродажи челночники разыскивают на местных колоритных рынках, торговых лавках, но также и в бутиках.

Особо популярностью у туристов-бизнесменов пользуется Стамбул.

Для продажи челноки приобретают в стране вышитые коврики ручной работы, изделия из замши, керамическую посуду, различную одежду – этническую и современную, изделия из меди, различные украшения.

А вот о покупке антиквариата опытные люди настоятельно рекомендуют забыть!

Прежде всего, потому что вывести его из страны практически невозможно. Вам потребуются особые документы, оплата пошлины.

Многие вещи, вообще, категорически запрещено импортировать.

Еще одна веская причина: большинство старых на вид вещей у турецких продавцов – это самая обычная подделка.

Так что если вы не эксперт в этом вопросе, лучше заниматься другими категориями товаров.

Тяжело, но весело

– Девяностые годы действительно были лихими, как их принято называть? – Они однозначно были очень тяжелыми, особенно для работников образования,– Мой отец работал в университете заведующим кафедрой, и его зарплаты хватало один раз заправить машину. Спасало то, что помогал мой брат – ежемесячно присылал по 20-30 долларов. Я когда торговать в Гомеле начинала – ездила в другой конец города. Чтоб, не дай бог, меня не увидели те, с кем я в университете училась, или родители детей, у которых в садике раньше воспитательницей была. А через пару месяцев уже взяла с собой 7-летнего сына – он тоже стоял, продавал пакеты. Потом еще вспоминал, как заработал свой первый рубль… Да и в Польшу все ехали не потому, что резко превратились в предпринимателей. Тогда и понятия-то такого не существовало, и никто себя бизнесменом не считал. Это были «поездки выживания» – один из немногих легальных или полулегальных способов как-то свести концы с концами. Думалось, что все это временно, пока наладится, а потом вернемся в школы работать, на заводы… Сейчас, как бы сложно ни было, мы все-таки живем, а не выживаем.

– Почему-то, когда заходит речь о девяностых, многие забывают, что у определения «лихие» есть несколько значений,Лихие – это ведь не только беспредельные, разбойные. А в целом лихо все менялось, лихо жизнь неслась… Оглядываясь на тот период, я все-таки больше склонна оценивать его с позитивом. Да, было зыбко, нестабильно, ненадежно и потому боязно. Но, вместе с тем, для многих предприимчивых людей это время возможностей, время, которое дало стартовый толчок и первый опыт самостоятельного бизнеса. Было просто интересно. Помню, как мы одними из первых привезли женские средства гигиены и долго объясняли покупательницам, рассказывали, что это, для чего, в чем удобство, как этим пользоваться (). Конечно, сейчас многим моментам тех лет, связанным с теми же поездками «на Польшу», просто диву даешься. И теперь на подобное бы не решился. Но тогда все происходило как-то само собой, в духе времени. Скучать нам точно не приходилось.

Описание деятельности

Закупка товара, как правило, происходит на крупных оптовых рынках в стране посещения, обычно в стране, где данный товар произведен (чаще всего Китай, Польша, Турция). Транспортировку товаров челноки осуществляют самостоятельно, с использованием практически всех видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный). Сбыт в розницу производится либо самостоятельно, либо через реализаторов (продавцов). Товары чаще всего являлись изделиями лёгкой промышленности, посудой, бытовой техникой и др. Ошибочно полагать, что челноки — это только и исключительно мелкие торговцы. В 1990-х годах существовали предприниматели, перевозившие товар на заказных автобусах, и имевших десятки торговых точек на рынках, зачастую оптовых.

[править] Кто

В челноки шли не от хорошей жизни, да и сама работа была не из простых. Люди собирали последние гроши ради билета и визы, простаивали в очередях в посольстве. Челноков грабили, убивали, отбирали товар, да и просто кидали на деньги. Но что поделать? Неприятности были повсюду: на вокзале могли обобрать, наебать с товаром. А по возвращении на родину начинался пиздец. Каждый день после полудня приезжали чёткие ребята на восьмёрке, устраивали разборки и вымогали немалые деньги — порядка 40% от выручки, а нередко рэкетирами были члены КПСС. В то время как средняя зарплата рабочего составляла 150 руб. (пока ее платили), челнок наваривал от 3000 до 10000 руб. за рейс. Челноки везли столько, что даже в багажное отделение самолёта всё не влезало и часть приходилось переваливать в салон, отчего нередко начиналось бурление говн а-ля «а где же моя». Дело пошло дальше, в 90-х жадные авиакомпании выкидывали из Ил-86 кресла и набивали в салон раза так в полтора больше народа (с баулами, естественно), чем положено РЛЭ. Заканчивалось все это не авиакатастрофой, а всего-то гнутыми стойками шасси, которые с матюгами правились на Воронежском авиазаводе.

Конец эпохи челноков

Окончание этого движения пришлось на конец девяностых годов. Единичных торговцев стали сменять магазины и фирмы. Одни из предпринимателей того времени потеряли здоровье и отошли от дел, другие попросту разорились, третьи стали жертвой рэкетиров и бандитов, четвертые перешли в другой бизнес, а пятые вернулись в свою профессию, которую получили еще до этих нелегких времен. В 1998 году наступил дефолт, и от прежних челноков остались единицы. Они оказались самыми устойчивыми, предприимчивыми, фартовыми и коммуникабельными. Люди открыли свои магазины и фирмы и продолжают торговать любимым направлением товаров, но уже на других условиях.

Бешеные деньги 90х

Суровые будни 90-х годов прошлого века оставили в моей памяти не самые приятные впечатления о бизнесе.

Я как раз заканчивал Амурский государственный университет, когда СССР распался и грянул кризис. Надо ли говорить, что перед нами, выпускниками универа, встал не простой вопрос о трудоустройстве…

Промучившись несколько месяцев в тяжких думах о дальнейшей жизни, я решил попробовать себя в новой сфере, а именно стать «челнаком». Хорошо хоть во времена моей студенческой юности в АмГУ учились не только студенты из Благовещенска, но и из более отдаленных областей, поэтому у меня уже были связи в других городах, и я достаточно быстро наладил систему сбыта через знакомых. Оставалась сущая мелочь – решить вопрос с первоначальным бюджетом.

Во времена летней подработки я успел скопить приличную сумму, поэтому достаточно быстро махнул через реку Амур в Хэйхэ, закупаться товарами. Остановив свой выбор на покупке женской одежды, я закупил приличную партию, которую, по возвращении домой, быстро распродал среди знакомых, занимающихся розничной продажей.

Дела быстро шли в гору и буквально за пару лет я смог позволить себе практически все. Жена во мне души не чаяла, ведь мы никогда себе ни в чем не отказывали. Однако, когда она рассказала мне о том, что ждет ребенка – все пошло под откос.

Летом 1995 года я, как обычно, закупился товарами в Китае и начал их сбывать через знакомых. Но сначала один, а за ним и другие стремительно разорялись из-за активных действий рэкетиров. Запросы бандитов росли каждый день, а товарами из Китая становилось все сложнее удивить потребителя. Невыкупленная партия еще лежала мертвым грузом, когда я решился на новую поездку в Хэйхэ за другими товарами, ставшую для меня на многие годы последней…

По возвращении домой меня ждала заплаканная жена и целая банда на кухне, терпеливо дожидавшихся меня из поездки. На кулаках разъяснив мне, что я должен отдать все имеющиеся у меня товары им, моя семья осталась буквально ни с чем, ведь последние сбережения я вложил в новую партию.

Мои попытки воззвать к справедливости ни к чему не привели, поскольку бандитов явно крышевал кто-то в верхушке администрации. Мало того, что моя семья осталась без средств к существованию, так еще меня же обвинили в ряде экономических преступлений (был такой грешок, каюсь). Жена ушла вместе с ребенком, а я остался на обочине жизни.

Долгие годы судимость не позволяла мне устроиться на нормальную работу, поэтому до 2001 года я перебивался случайными заработками. Потом была торговля на строительном рынке, свой контейнер.

Сейчас у меня небольшой бизнес — хозяйственный/строительный магазин. Кредитов нет, есть денежный запас — кризисы 90х нас кое-чему научили.

Не зря говорят, чем стремительнее взлет, тем больнее падение.

Ширпотреб на рынке

Елена Мазур: сразу же после развала Союза, прилавки магазинов опустели. Невозможно было нормально ни одеться, ни покушать, ни приобрести средства личной гигиены. Зато массово забирали отложенное со своих сберегательных книжек. Вроде денег много, а нечего на них купить. Мы с мужем решили приодеть наших дорогих киевлян. Вот так стартовал наш коммерческий проект под названием «Качественные джинсы-варёнки и свитера из Турции». В девяностых ещё предпринимательства официального не было. Просто платили «местовое» на рынке и продавали. Торговали на местной «Бессарабке» в Киеве, это были 1992-93 года.

Товар приобретали на громадном турецком опте, что находился в Хмельницком. Привозили в Киев, «наваривали» буквально 200-300 процентов на каждой вещи. Очень было выгодно, так как налогообложения жёсткого не существовало, а людям надо было одеваться. Да и весь турецкий товар был отличного качества, сейчас такого точно нет. Единственное, что напрягало — это постоянные рекетиры, будто-бы нас «крышевавшие». Вот они могли содрать много денег. Вообще осталось много приятных моментов от благодарных покупателей. Сейчас у нас уже личный магазин, но такого азарта, как в 90-ые точно нет!

[править] Прочие альтернативы ремесла

В связи с пресловутым падением железного занавеса, а также объединением ФРГ и ГДР, популярным ремеслом стал перегон машин из Японии и ФРГ, реже — наших машин из Эстонии и Литвы. Пошлины тогда были нищебродские (а на «Жигули» до 92 года их не было вовсе), и если во Владивостоке новый тазик стоил $12000, то, например, пятилетний Ниссан или Хонду можно было взять в пределах $800-1000, более надёжные Тойоты стоили от 2000 вечнозелёных, а приобрести что-то спортивное, наподобие Хонды Интегры, стоило $24000, что равнялось стоимости двух зубил. Другими центрами перегоночного бизнеса в Рашке были Калининград и Поребрик-сити; там специализировались на машинах из Германии и Скандинавии, соответственно. Нередко основной целью поездки были и запчасти, коих в Рашке был дефицит. Ремесло отличалось крайне высокой степенью опасности. Это обуславливалось полнейшим отсутствием вменяемых дорог, рэкетом, возможностью купить угнанную в буржуйском мире машину и т. п. Сцена сабжа раскрыта в перестроечном боевике «Риск без контракта».

Дело было в конце 90-х в Хабаровске. Как обманывали при обмене валюты

Оказавшись без работы, а соответственно и без денег, я достал «неприкосновенную» заначку в 200 долларов и пошёл менять её на рубли в обменный пункт. В те годы, если кто помнит, операция обмена валюты была одной из самых распространённых транзакций.

В центре города, по улице Карла Маркса, я зашёл в один обменник, но увидев там очередь, пошёл искать другое место. В следующем обменном пункте, очередь была приемлемой и я к ней пристроился.

Не прошло и 15-и секунд, как ко мне подошёл неприметный парнишка и предложил поменять мои баксы быстро и по более выгодному курсу. Я, будучи человеком самоуверенным и не раз менявшим валюту на улице, согласился и мы вышли на улицу, так как в помещении обменного пункта подобные вещи пресекались охраной.

Решили сделать обмен в ближайшем магазине. Зашли. Покупателей практически не было. Недалеко от входных дверей парень попросил у меня долларовые купюры, чтобы проверить на предмет подделки. Я без проблем дал ему две сотки. Он начал крутить их и всячески разглядывать.

В этот момент резко распахнулась входная дверь — с улицы буквально влетели двое мужиков и один из них, размахивая каким-то удостоверением, начал кричать про незаконные валютные операции.

В этот момент, мой визави, со словами: «забирай свои баксы», суёт их мне обратно в руки, а сам кидается к дверям и убегает. Двое вошедших пускаются за ним вдогонку.

Я, изрядно шокированный, выхожу на улицу и начинаю осознавать некоторый абсурд произошедшего. Уже начиная всё понимать, достаю деньги из кармана и вижу две купюры по одному доллару. Чувак подменил их, когда я отвлёкся на вошедших сообщников.

Продукт перестройки

Финальный этап перестройки запомнился пустыми прилавками продовольственных магазинов и практически полным отсутствием качественной одежды и обуви. У советских людей были деньги, но они не могли приобрести того, чего бы им хотелось, а существовавшая долгие годы уголовная ответственность за спекуляцию камнем висела на шее предприимчивых граждан.

Однако, в самом конце 80-х «железный занавес» немного приподнялся, и у советских людей появилась возможность ездить за границу.

Первой остановкой на пути «челноков»в 1989 году оказалась Польша, в которой был дичайший спрос на советскую электротехнику и предметы ширпотреба.

Классические клетчатые сумки стали характерным признаком «челноков». Кадр из сериала «Челночницы»

Много позже выяснится, что предприимчивые поляки к тому времени вывезли почти все свои товары в Германию, но для советских людей это не имело никакого значения. В сторону Польши потянулись первые «челноки».

Памятник «челноку» в Благовещенске, Россия. Фото: Александр Соломин

Поезда дальнего следования были забиты телевизорами, радиоприемниками и советскими магнитофонами, а также огромными сумками с игрушками и предметами ширпотреба.

Обратно челночники ехали налегке с хорошо спрятанными долларами и немецкими марками, которые обменивали на рубли и закупали новые партии товара.

Сапоги в «России» и на рынке

В начале 90-х в стране массово закрывают предприятия, бюджетники толпами оказываются на улице. Безработица и тотальный дефицит рождают новое социальное явление – челночество. Челнок – это торговец, закупающий товары широкого потребления мелким оптом и реализующий их в розницу с наценкой. «Продать – купить – продать» – нехитрая система товарно-денежных отношений тех лет. Чтобы выжить, инженеры, учителя, актеры, переводчики, вооружившись огромными баулами и телегами, собрав все сбережения, ехали кто куда. Если был заграничный паспорт, новоявленные коммерсанты ехали за «бугор», чаще всего в Польшу, Болгарию, Китай и Турцию. Если был невыездной – осваивали маршруты поближе – например, Москву.

На заре 90-х профессия челнока стала самой массовой, востребованной и прибыльной. Народными поставщики ширпотреба стала чуть ли не четверть всего трудоспособного населения страны. Вот, как об этом писал автор «Воронежского курьера» Лев Кройчик в феврале 1994 года:

«Сначала в купе появилась огромная сумка из-под парашюта. Затем – две громадные «штатские» сумки. За ними – тележка. И наконец – миловидная молодая женщина. По тому, как ловко и сноровисто рассовала по полкам свой багаж моя попутчица, я понял – путешествовать с тяжелой поклажей ей не впервые. А когда вслед за первой дамой столь же энергично обустроилась в купе еще одна обаятельная обладательница объемных сумок, я понял, что путь от Москвы до Воронежа мне предстоит коротать с хваткими негоциантками».

Доля коробейников 90-х годов была незавидна: изнурительные поездки в Москву, где, едва сойдя с поезда, нужно мчаться на оптовый рынок в Лужники. Прицениваться, торговаться, покупать. Торопиться на вечерний поезд. В метро с тележками не пускают – сумки и тюки нужно было тащить в руках, при этом нельзя со всем этим добром попадать на глаза милиционерам. А вернувшись, часами мерзнуть на рынках, озабоченно поглядывая на соседей-конкурентов, торгующих тем же товаром.

«На блошиных рынках не стоит искать «Саламандру» – ее там нет. Но когда неожиданно голой пяткой чувствуешь морозную землю – обрадуешься и китайскому ботинку. Слава Богу, что нашлись люди, которые взялись за дело, отринутое высокомерным нашим государством. Мы, бегая по вещевым рынкам в поисках чего-то необходимого, склонны видеть в торгующих прежде всего спекулянтов. Для государственного чиновника «челнок» – лицо, злостно уклоняющееся от уплаты налогов. Но сапоги на рынке возле универсама «Северный» стоят дешевле, чем в универмаге «Россия». И ассортимент товаров там – не в пример «российскому». Хамят во всех магазинах одинаково. Вот почему я жду пришествия настоящего частника. Хозяина, которому я буду желанен и люб как покупатель».

Сколько зарабатывали челноки в середине 90-х сказать невозможно – все деньги обычно находились в обороте. За одну поездку можно было привезти 200-300 долларов – это средняя месячная зарплата тех лет. Те, кто возили сигареты и спирт, получали в несколько раз больше. Труд челнока был рискован и нелегок. Часто автобусы с челноками подвергались нападениям, предпринимателей грабили и убивали.

Но все же для многих челночество стало своеобразным социальным лифтом. Часто люди из унылых «ботаников» превращались в хватких и смелых людей. Время 90-х многие называли временем возможностей. Капитал можно было удвоить за неделю, а за два – стать мультимиллионером.

Выживали своим огородом

Про 93 год, запомнилось, потому что брат родился в этом году (г. Балта, Одесская обл.). Папа работал главным инженером на сельскохозяйственном предприятии, а в сезон собирал пшеницу и свеклу сахарную. Мама была в декрете с братом новорожденным, доход был только зарплата папы, которую перестали платить деньгами и давали в «натуральном» виде, то есть он год работал без заработной платы, а в конце сезона (после уборки) ему давали зерно и сахар. Давали его не так много, родители зерном кормили хозяйство, которым мы питались, а сахар продавали, что были деньги.

Помню, как сейчас, брат маленький, ему там надо что то купить, папа берет 2 мешка сахара и мы с ним вдвоем едим на рынок продавать его, если продали тогда покупаем, то что нужно было, бывало такое, что ездили по несколько раз, что бы продать пару мешков.

Денег было тогда у всех не много, но никто не голодал, так как все имели огород и подсобное хозяйство, у родителей всегда было по 10 свинок, которых резали, а когда совсем туго с деньгами — то задавали живым весом. Так и выживали.

«Из одного флага шила пару детских брюк…»

– Дорожало все резко, иногда в буквальном смысле – за ночь. Вечером хлеб стоил 20 копеек, назавтра утром – уже 80. Консервы – 75-80 и вдруг – 2,80. Мы с мужем долго копили на автомобиль. Почти собрали, но вдруг еще не купленная машина «превратилась» в телевизор, а вскоре и его уже нельзя было купить

Поле чудес – только наоборот…– У моей мамы еще осталась водка с тех времен, Она ею до сих пор рассчитывается, когда, например, надо что-то сделать на даче… Когда ее отпускали по 2-3 бутылки на человека в месяц, было неважно – пьешь ты или нет. Есть возможность – бери, не пропадет!– Был период, когда мы жили фактически без денег

Питались одними макаронами, одежду вообще не покупали. Я шитьем занималась, но нужно было доставать где-то ткань, а с этим тоже проблема, – Как-то зашла в магазин уцененных товаров, а там флаги БССР продаются… Из одного флага получалась пара детских брюк – красные с зеленым цветочком. На своих детей нашила, стала в комиссионку сдавать. Если флаг покупала за 1 рубль 15 копеек, то брючки сдавала уже по 15 рублей.

Флаг БССР. Фото: ay.by

Предыстория и появление челноков

С развалом Советского Союза исчезли многие рабочие места, а на оставшихся никто не обещал оплату труда. Эти обстоятельства в 90-х послужили причиной зарождения одного из сильнейших экономических и торговых движений и нового рабочего класса – челноков.

Стать челноком мог любой, кто обладал стартовым капиталом и пониманием, в чем сейчас острая необходимость и где это взять. Сами сумки, кстати, в которых и перевозили товар, пришли из Франции, где назывались «эмигрантками».

Люди из небольших городов ездили за товаром в Москву, из крупных – по турпутевкам добирались в Польшу, Турцию, Китай, Грецию, ОАЭ и даже в Италию. Однако такая деятельность несла за собой определенные риски. По дороге часто случались грабежи, а на самих местах продаж нужно было платить за «аренду» или «крышу» торговой точки. Неприятности челноков могли поджидать и на таможне, особенно если везли что-то не укладывающееся в понимание «стандартных» товаров.

Количество челноков в России интенсивно росло с 1992 по 1994 годы. В это время специалисты разных областей бросали работу и уходили в торговлю, где месячный заработок равнялся годовому доходу, например, учителя.

Все это произошло благодаря тому, что в новой России разрешили без пошлины ввозить товары из других стран на сумму $5000.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector