Гуркин, григорий иванович

Биография

Григорий Иванович Гуркин родился 12 () января 1870 года в селе Улала в крещёной семье. В 1878 году был отдан в класс иконописания школы при Алтайской духовной миссии.

После окончания миссионерской школы некоторое время работал учителем, но, долго не выдержав, обратился к иконописи. В 1896 году Гуркин познакомился с собирателем алтайского фольклора А. В. Анохиным, открывшим молодому художнику мир современной живописи.

Г. И. Гуркин, «Ночь жертвы» («Камлание») ()

Первая картина — «Ночь жертвы», с которой Гуркин безуспешно пытался поступить в петербургскую Академию художеств — полна таинственности и наивности. Православный по рождению и воспитанию, художник весьма смутно представлял себе быт и религию алтайцев. Лишь позднее, в годы творческого рассвета, автор всерьёз занялся изучением алтайского быта, оставив тысячи рисунков, возможно, не столько художественной, сколько этнографической и религиозной ценности.

Работы Гуркина заметил И. И. Шишкин, который пригласил молодого художника к себе жить и учиться. Он же помог определиться в Академию вольнослушателем. У Шишкина Григорий Гуркин учился всего полгода — на глазах у Гуркина тот скоропостижно скончался, работая за мольбертом.
После смерти учителя Гуркин уехал на Алтай, но через несколько месяцев вернулся в Академию и учился у А. А. Киселева, в классе которого он был вольнослушателем. Мэтры открыли его истинное призвание — пейзаж. После недолгого периода подражания Шишкину художник встал на собственный путь. Уже в течение 1903—1905 годов он написал ряд картин, характеризующих зрелого мастера.

В 1903 году художник вернулся на Алтай и обосновался в селе Анос, работал учителем, женился.

История

Идея установки памятника Г.И. Гуркину принадлежит Ортонулову Игнату Ивановичу. После его долгих усилий наконец было принято решение об установке памятника в городе Горно-Алтайске. Вначале он занимался проектом вместе с Владимиром Петровичем Чукуевым, но потом в силу ряда причин не смог продолжать работу.

В.П. Чукуев разработал эскиз и после его утверждения выехал в Барнаул договариваться об отлитии памятника в бронзе. Но люди, финансировавшие заказ, решили на этом деле «сэкономить» и отлить памятник в Новокузнецке. Как потом оказалось, сработала пословица «скупой платит дважды»…

Рабочая модель памятника Г. Гуркину. Фото В.П. Чукуева

После того, как деньги авансом были перечислены исполнителю, поскольку надо было закрывать год и деньги необходимо было израсходовать, начались «хождения по мукам».

Неурядицы начались с глины, которой доставили для модели катастрофически мало, хотя перед заказчиком отчитались о доставке материала в избытке. Около двух месяцев работа стояла из-за отсутствия глины…

После её доставки в конце февраля 2006 года, В.П. Чукуев начал работу. За месяц он изготовил большую модель памятника.

Рабочая модель памятника Г. Гуркину. Фото В.П. Чукуева

И тут как ни странно, дирижирование процесса взял на себя… исполнитель! Он заявил, что для памятника заготовил камень, под который не подходит скульптура. Литейщики предложили переформатировать памятник, уменьшив его в размерах. Оказывается, это, по их мнению, легче сделать, чем подыскать другой камень!

Естественно, В.П. Чукуев отказался от этой авантюры. Несмотря на то, что скульптура была принята комиссией, первоначальная копия чудесным образом, без согласования с автором, улетела в Новокузнецк, где неизвестные ваятели приступили к лепке «уменьшенной» модели.

Кроме того, литейщики потребовали добавочных денег на производство, кои и получили в изрядном количестве, поскольку ситуация была патовая.

Памятник Г.И. Гуркину. Фото Е. Гаврилова

5 июля 2006 года состоялось открытие памятника…

Что имеет Республика Алтай в «сухом» остатке? Во-первых, изготовление памятника из некачественного чугуна привело к быстрому появлению ржавчины и памятник пришлось покрасить.

Во-вторых, новое уменьшенное отображение Г.И. Гуркина имело ряд художественных ляпов. Одна нога вышла длиннее другой, правая рука больше левой. Художника одели в непонятные шаровары, а национальная алтайская шуба переформатировалась в тулуп сторожа, с ужасными складками.

В-третьих, у зрителей создавалась иллюзия сползания Г.И. Гуркина с камня.

В-четвёртых, стоимость памятника из чугуна оказалась равнозначной изготовлению его из бронзы.

Исходя из вышесказанного, возникает вопрос: кому приписывать изготовление этого сооружения?

Спустя некоторое время был создан фонд на изготовление нового памятника из бронзы. Но идея потухла.

Сегодня можно только констатировать: какой-никакой — памятник есть. Рядом с ним проводят различные мероприятия, посвящённые великому художнику. А то, что памятник мог быть лучше? Со временем примелькаются несуразности и несоответствия и он войдёт в историю.

Жаль только, что автора невозможно будет назвать. Скорее всего, памятник — продукт данного времени, данной эпохи. Воспринимайте его таким, какой он есть. Со всеми плюсами и минусами.

Е. Гаврилов, 9 февраля 2018 года. Ссылка на сайт обязательна!

  • Назад

  • Вперёд

Участие в событиях 1917—1920 годов[ | код]

12 мая 1917 года он выступил в Томске на первой сессии губернского народного собрания с докладом «Об Алтае и его нуждах» и сделал заявление о выделении инородцев Алтая в самостоятельный уезд. К этому времени он был уже сторонником бурханизма — алтайского религиозно-политического движения. Первая сессия Томского губернского собрания вынесла своё решение в пользу инородцев, предоставив им право на самоопределение. Решающее слово было высказано Григорием Потаниным: как учёный и политик он преследовал одну цель — объединение народа теле в самостоятельную республику Алтай в составе Российского государства — это русский Алтай, земли Минусинских туземцев, Урянхай, монгольский Алтай и Джунгарию (китайский Алтай). Впервые данный вопрос стал предметом обсуждения на указанном Учредительном съезде 22 февраля 1918 года, где было принято решение об объединении в самостоятельную республику земель, входивших некогда в состав государства Ойрот.

Важный период жизни и творчества Гуркина (1917—1937) связан с событиями революции, Гражданской войны и установления Советской власти в Сибири. В 1917 году на волне революции было создано государственное образование алтайцев — Каракорум-Алтайская окружная управа, и художника, как самого известного представителя коренной национальности, уговорили её возглавить. А уже в апреле 1919 года колчаковцы арестовали неудачливого руководителя «за сепаратизм и измену Родине» и отправили в тюрьму города Бийска. Выпущенный под залог (в его административной деятельности не нашли «практических действий»), Гуркин, спрятав свои картины, с семьёй поспешил перебраться в Монголию, а в 1920 году переехал в Туву.

В 1925 году художника уговорили возвратиться в Советскую Россию. Приём поначалу был восторженным, Гуркину устроили две выставки в Новосибирске (в те годы ставшем административным центром Западной Сибири), а в 1926 году — в Москве, где к хору восхищавшихся самобытным талантом присоединил свой голос и Луначарский.

Творческий путь художника в 1920-е и 1930-е годы был тесно связан с социалистической новью Алтая. Его талант был востребован Советской властью: ни один праздник в Горном Алтае, да и в Новосибирске, не обходился без участия художника. Плакаты, разрисовки и другая подённая работа стали обязанностью художника. Он создал рисунки к алтайскому букварю, иллюстрировал народный эпос. И продолжал писать картины. Его живопись обрела новые качества: красочность, умиротворённость. Всё большую роль в его творчестве играла декоративность.

В 1937 году Гуркин был арестован и расстрелян по обвинению в организации подпольной националистической группы и шпионаже в пользу Японии.

Реабилитирован посмертно в 1956 году.

Художник, писатель и политик

Григорий Чорос-Гуркин был не только талантливым художником, но и писателем. Его произведения, как и картины, были пропитаны любовью к Алтаю.

«Вчера выпал снег на Алтае. Хороший снег на поларшина. Да такой липучий, мягкий и особенный, который и может быть лишь на Алтае. И небо, и воздух, и снег на Алтае свои, особенные. Мне скажут, что я ошибаюсь и, особо любя Алтай, преувеличиваю, имею болезненное предубеждение, как, например, некоторые отцы и матери всегда находят, что их дети лучше и милее, и даже разумнее, чем у других. Нет! Я этого взгляда не придерживаюсь. Я сам себя, свои взгляды проверял. Смотрел внимательно на солнце, на воздух других мест и задавал себе вопрос – не все ли равно, должно быть, солнце, небо и воздух одинаковы, как на Алтае? Быть может, это только мое личное чувство, основанное на любви к Родине?» – писал Чорос-Гуркин.

Художник родился в селе Улала (сейчас это Горно-Алтайск) в семье мастера по изготовлению седел. В восемь лет его отдали в класс иконописания при Алтайской духовной миссии. После окончания школы будущий художник около 15 лет проработал иконописцем. После он познакомился с русским этнографом, собирателем алтайского фольклора Андреем Анохиным, который, увидев в молодом парне зачатки большого таланта, убедил его поступать в академию художеств в Санкт-Петербурге. На экзаменах он провалился, но работы юного художника заметил к тому времени уже известный живописец Иван Шишкин и пригласил работать в свою мастерскую.

Год, проведенный рядом с опытным наставником, прошел не зря. Чорос-Гуркина приняли в пейзажный класс академии художеств. В 1905 году он вернулся на Алтай, и с этого момента все его творчество было посвящено малой родине. Его работы хранятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Российском этнографическом музее, Государственном музее Востока, а также во многих музеях сибирских городов.

– Григорий Иванович был разносторонней личностью. Кроме рисования и прозы, он активно участвовал в общественной жизни своей родины. Именно он обосновал необходимость выделения коренных жителей Алтая в самостоятельный уезд. Сделал это во время выступления с докладом «Об Алтае и его нуждах» в мае 1917 года в Томске на сессии губернского народного собрания. Поэтому сейчас так почитаема личность Чорос-Гуркина. В республике его знают от мала до велика. Национальный драматический театр поставил спектакль «Восхождение на Хан-Алтай» на основе биографии Григория Ивановича. Существует общественная премия имени Чорос-Гуркина. Ее ежегодно вручают в день рождения художника за достижения в области литературы и искусства, в спорте, в социальной сфере, за вклад в развитие республики. Именем прапрадеда названы сквер и улица в Горно-Алтайске, средняя школа, республиканский колледж культуры и искусства, – заметила Кристина.

Из Горно-Алтайска Кристина вернулась с множеством идей. Она планирует организовать выставку работ своего предка Григория Чорос-Гуркина в одном из музеев Воронежа, договориться о приезде труппы национального драматического театра со спектаклем «Восхождение на Хан-Алтай» и разыскать место захоронения прапрадеда. Куда дели тело художника после расстрела, до сих пор не известно. 

– Еще хотелось бы, чтобы аэропорту в Горно-Алтайске присвоили имя Чорос-Гуркин. В 2018 году на сайте «Великие имена России» проходило народное голосование, которое должно было определить, в честь кого будут названы 47 российских аэропортов. В Горно-Алтайске, как и везде, выбирали из трех персон. В итоге, к концу голосования с одинаковым количеством процентов пришли два художника: Николай Рерих и Григорий Чорос-Гуркин. Дошло до скандала в соцсетях. Многие общественные деятели республики открыто говорили, что победить должен Чорос-Гуркин, так как он уроженец Алтая, много сделал для него и за него голосуют все алтайцы, а за Рериха голосовали почитатели его таланта со всего мира, но не местные жители. Чтобы не накалять ситуацию, организаторы конкурса решили аэропорту Горно-Алтайска вообще не присваивать имя, но хочется верить, что это решение пересмотрят. Возможно, проведут новое голосование и победит кандидатура Григория Ивановича. Это было бы справедливым решением, – добавила праправнучка художника.

  • Новости РИА «Воронеж»

  • Наш Telegram

Как добраться

Двигаясь по Чемальскому тракту, проехав с. Чепош через 9,5 километров вы по Аскатскому мосту переезжаете на левобережье р. Катунь. Далее находится развилка: вправо дорога ведёт в с. Аскат, влево — в  с. Анос. Двигаясь в южном направлении через лесной массив, вы через 3,8 километра въезжаете в с. Анос на Центральную улицу, а через 4,4 километра справа от вас на возвышении находится музей. Ориентиром может также служить мост через речку Анос, который не следует переезжать.

Попасть в музей можно, если проехать за с. Узнезя по Чемальскому тракту 2,3 километра и остановиться у дороги, у пешеходного моста через р. Катунь в с. Анос. После того, как вы по нему перейдёте в село, через 50 метров вы вступаете на улицу Центральная. Вам необходимо пешком двигаться по ней вправо 890 метров до моста через р. Анос. Музей находится в 70 метрах к северо-западу (слева) на пригорке за мостом. Итого вам необходимо пройти порядка 1,3 километра в одну сторону.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Известные работы художника Гуркина Г.И.

В конце 1920-х — начале 1939-х годов художник создает ряд полотен классически ясных, цельных по композиции и очень тонких по цвету. Они по-прежнему говорят о его раздумьях над величием и вечностью природы. Одни из этих работ панорамные, другие, «Горное озеро. Вечер»(1926), «Маральник цветет», «На перевале» (обе-1920г.г.)- дают более, камерное решение.

Летом 1934г. по приглашению Екатерины Ивановны Калининой, директора Чемальского совхоза и Дома отдых он написал им большую картину «Белуха с северной стороны, ледник Ак-Кем». Картина написана очень хорошо, красочно и колоритно. Кроме того, по их же заказу — другую картину в Москву тов. Калинину М.И.

И, конечно, ничто не сравнится по грандиозности и глубине образа с картиной «Хан-Алтай» 1936 года. Она достойно завершила поиски художника и его творческий путь. Многое из задуманного Г.И. Гуркин не успел воплотить, но сумел вдохнуть в последнюю свою большую картину раздумья о жизни и пережитом. Судьба образа становится особенно зримой при сравнении картины 1936 года с первым вариантом «Хан — Алтая» 1907 года.

При внешней похожести это две совершенно разные картины. В их основе жизненный опыт и оценка его. Различны и задачи художника. В 1907 году художник славил красоту великанов — гор, утверждал победу жизни в безжизненном, на первый взгляд пространстве. Основа образа — народные мифы и сказания. Вероятно, с этим связана определенная повествовательность полотна.

Как известно из поэтических произведений Г.И. Гуркина, его картины многоаспектные, а в образе кедра на полотне «Хан-Алтай» содержится поэтическая аллегория судьбы автора. В 1936 году художник пишет картину более суровую, менее повествовательную. Но какая в ней высота и величие духа, драматизм и просветление! Образ монументальный и героический, но и трагичный. Не только личная судьба, но и раздумья о природе, вечности, истории сформировали образ «Хан — Алтая» 1936 года.

В картине видится определенная философия, выстраданная мужественным человеком: эпическая мощь природы, движение вечности, драма жизни… и постоянное, ее обновление.

Настал 1937 год и Г.И. Гуркин исчез. В изданиях о его жизни и творчестве мало сказано о его скитаниях, а о последних годах сказано почти шепотом: исчез в 1937…

Творчество

Примерно с 1905 года началась творческая зрелость художника. За десятилетие Гуркиным были созданы такие значительные произведения, как «Катунь весной» (1903), «Озеро в Лаже» (1907), «Хан Алтай» (1907), «Река Ядыгем» (1909), «Каракол» (1909), «Ледоход» (1909), «Алтай. Горная долина» (1909), «Корона Катуни» (1910), «Озеро горных духов» (1910) и другие. В 1906—1907 годах в Томске, губернском центре Томской губернии, куда входил и Горный Алтай, устраивалась выставка художника. Это было время расцвета сибирской культуры. Томскому просветителю Г. Н. Потанину удалось собрать вокруг себя культурную интеллигенцию практически всей Западной Сибири: писателей, журналистов, артистов. Он неутомимо разыскивал и поддерживал всё мало-мальски талантливое вокруг. В такой атмосфере Гуркин быстро завоевал признание. В течение 1906—1915 годов художник объездил с выставками всю Сибирь и стал признанным классиком сибирской живописи.

Г. И. Гуркин, «Хан Алтай» (1912)

Постепенно алтайский художник от изображения конкретной натуры в ранних работах перешёл к созданию большой композиционной картины с передачей характера алтайского пейзажа. Так в 1912 году возник «Хан-Алтай» — картина, первый вариант которой относится к 1903 году, а последний создан незадолго до смерти. В лучших своих работах Гуркин стремился к созданию собирательного образа величавой природы Алтая.

К другой, стержневой в его эволюции картине «Озеро горных духов» (Красноярский государственный художественный музей им. В. И. Сурикова) Гуркин шёл через длинный ряд работ, связанных общим мотивом. Мотив этот — реки и озёра, сбросившие оковы льда. Одной из первых по времени исполнения в этом ряду стоит картина «Озеро в Лаже» (1909) с её ясной умиротворенностью и величавостью.
Советский писатель-фантаст И. А. Ефремов в рассказе «Озеро Горных Духов», написанном в 1942—1943 годах, выводит в качестве персонажа художника Чоросова, живущего недалеко от Чемала, упоминая о его картинах «Корона Катуни», «Хан-Алтай» и «Дены-Дерь» («Озеро Горных Духов»). Загадочные свойства озера, изображённого на последней картине легли в основу сюжета рассказа. В предисловии к собранию своих рассказов И. А. Ефремов прямо называет имя Г. И. Гуркина как автора «использованной» им картины.

Параллельно с пейзажами художник работал и в других жанрах, но менее успешно.

Ценителями творчества Гуркина были томские купцы Гадаловы.

Плач алтайца на чужбине

Далеко, далеко на чужбине я от тебя, мой милый, мой дорогой Алтай! За сотни, за тысячи верст! Я здесь один, я им чужой и мне чужда их природа. Есть другие знаменитые горы, но ты, Алтай, что можешь иметь с ними общего?,. Ты скромен и любишь одиночество! Ты как могучий зеленый кедр, который растет вдали от многолюдных сел и городов, тебе не по душе суета и толкотня людская. Какими красками опишу тебя, мой славный Алтай? И какой линией очерчу твой стан? Уподоблю тебя
могучему зеленому кедру! Вот он могучий и пышный широко разросся во всю ширь и мощь: удало развернул свои ветки на свободе! Крепко цепляясь корнями по расселинам черных скал, взбежал он до грани холодных белков. И там, на просторе, вблизи вечных снегов, где одни лишь туманы гуляют, там он любит, свободно качаясь на ветру, вести с буйным ветром беседу. Таков ты, мой любимый Алтай.

Г. Гуркин(Опубликовано на сайте http://www.myshared.ru])

Интересные факты

  • Григорий Иванович Гуркин, будучи преподавателем Средне-Пензенского худ. училища г. Ойрот-Тура (совр. Горно-Алтайск), обучал по классу станковой живописи Михаила Ивановича Сукнева, в годы Великой Отечественной войны командира отдельного штрафного батальона.
  • Советский писатель-фантаст И. А. Ефремов в рассказе «Озеро Горных Духов» (написанном в 1942—1943 годах) выводит в качестве персонажа художника Чоросова (живущего недалеко от Чемала), упоминая о его картинах «Корона Катуни», «Хан-Алтай» и «Дены-Дерь» («Озеро Горных Духов»). Загадочные свойства озера, изображённого на последней картине, являются стержнем сюжета рассказа. В предисловии к собранию своих рассказов И. А. Ефремов прямо называет имя Г. И. Гуркина как автора «использованной» им картины.
  • В книге писателя из Барнаула Кудинова И. П. «Переворот» подробно описана жизнь художника Гуркина.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector