Нато: расшифровка, история и современность

Противостояние систем

Американская военная доктрина никогда не была даже внешне миролюбивой, допуская применение упреждающего ядерного удара. Но страх ответного удара оставался главным сдерживающим фактором. А вторым тормозом для американской экспансии была Организация Варшавского договора.

Чем-то ОВД напоминала Священный Союз, организованный монархами — победителями Наполеона. Тогда Россия, действуя по всей Восточной Европе, пресекала попытки революционных волнений. Для «дружественных армий» самые суровые испытания тоже были связаны с желанием политической власти сохранить существующее положение вещей, пресекая контрреволюцию. Так было во время самых известных военных операций ОВД — в 1956 году в Венгрии и в 1968 году в Чехословакии.

Но политическая ответственность, как известно, лежит не на военном командовании. СССР, как и Российскую империю в годы Священного Союза, недруги стали называть жандармом Европы.

А3

Ввод войск ОВД в Прагу, 1968 год

Фото: РИА Новости/Юрий Абрамочкин

В то же время в СССР к вопросам расширения влияния ОВД относились с чувством меры. В 1968 году из организации вышла Албания. В разные годы можно было бы превратить организацию в межконтинентальную. И КНР (до поры до времени), и Вьетнам, и Куба, и Никарагуа, и еще ряд государств проявляли стремление присоединиться к Договору. Но Организация осталась сугубо европейской.

В том же 1968 году проявился особый статус Румынии: эта страна не подчинилась решению большинства и не приняла участия в операции «Дунай». И все-таки капризный Бухарест остался в ОВД. Румынских коммунистов устраивала роль enfant terrible социалистического лагеря.

Ссылки

НАТО

Страны НАТО  АлбанияБельгия • БолгарияВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИсландияИспанияИталияКанадаЛатвияЛитваЛюксембургНидерландыНорвегияРумынияПольшаПортугалияСловакияСловения • США • ТурцияФранцияХорватияЧерногорияЧехияЭстония
Операции НАТО  Операция «Гладио»
См. также  Европейский союз • Расширение НАТО

Соединённые Штаты Америки

Персоналии  Дональд Трамп • Майкл Макфол • Джон Теффт • Дженнифер Псаки • Западные диссиденты • Президенты США
Проблемы США  Проблемы США • Полицейская жестокость • Разгоны протестов в США • Судебный беспредел • Коррупция в США • Ложь западных СМИ • Дедолларизация • Опиоидный кризис • Мировой кризис • Амероскептицизм
Внешняя политика США  НАТО • ЦРУ • Операции западных спецслужб против России • Управляемый хаос • Крылатая демократия • Двойные стандарты Запада • Наш сукин сын • Планы Запада по нападению на СССР • Расширение НАТО • Список военных операций США • Операция «Пересмешник» • Операция «Хаос» • Операция Earnest Voice • COINTELPRO • Проект Педро • Операция «Кондор» • Арсенал АНБ • Корпус мира • Национальный фонд демократии • Transparency International • Yale World Fellows • Список Магнитского • Поддержка Евромайдана американцами • Поддержка Украины американцами • Антироссийские санкции (список)

Европейский Союз

Проблемы ЕС  Полицейская жестокость • Коррупция в ЕС • Евроскептицизм • Прибалтика
Внешняя политика ЕС  НАТО • Расширение НАТО • Антироссийские санкции (список) • Борьба с «российской пропагандой» на Западе

Форма солдат НАТО

Форма НАТО, в которую облачаются солдаты блока, никогда не была унифицированной. Военный камуфляж на национальных стандартах, все, что более или менее похоже – это зеленый цвет и оттенки «хаки». Иногда военнослужащие надевают дополнительные виды одежды (так называемые маскировочные комбинезоны) при проведении спецопераций в особых условиях (пустыня или степь). В некоторых странах форма НАТО содержит различные рисунки и узоры, позволяющие добиться лучшей маскировки солдат.

В США, например, наиболее популярна камуфляжная расцветка в пяти основных стандартах. Во-первых, это woodland – одежда с четырьмя оттенками зеленого цвета. Во-вторых, это desert 3 color – униформа для военных действий в пустыне, содержащая три оттенка. В-третьих, это desert 6-color – другой вариант одежды для боевых действий в условиях пустыни, на этот раз с шестью оттенками. И есть два зимних варианта военной формы – winter (светлый или молочно-белый цвет) и snow winter (абсолютно белоснежный оттенок). Вся эта цветовая гамма – ориентир для дизайнеров многих других армий, что облачают своих солдат в камуфляж НАТО.

Интересна эволюция военной формы армии США. Камуфляж как таковой – изобретение сравнительно недавнее. До начала 70-х американские солдаты носили в основном одежду исключительно зеленого цвета. Но во время операции во Вьетнаме такая расцветка оказалась не отвечающей требованиям ведения боев в условиях джунглей, в результате солдаты переоблачились в камуфляж, позволяющий маскироваться в тропическом лесу. В 70-х такой тип формы стал практически национальным стандартом для армии США. Постепенно появились модификации камуфляжа – те самые пять оттенков.

Военные преступления НАТО

В интернете блок НАТО часто сравнивают с Вермахтом — армией Третьего Рейха

При широкомасштабном интенсивном ведении боевых действий редко удаётся избежать военных преступлений. Преступления, нарушающие различные конвенции, воинский устав и моральные принципы происходили, происходят и будут происходить во всех армиях мира. Так было и во время Второй Мировой войны во всех участвующих сторонах, не исключая и СССР. Только в отличие от немецкой нацистской армии, такие действия в советской армии строго наказывались, вплоть до расстрела, это поспособствовало снижению уровня преступлений до минимума. Совершались преступления и во время Чеченской войне, но всякий раз, когда об этом узнавала пресса или вышестоящее командование, немедленно заводились уголовные дела и лица совершившие противоправные действия наказывались лишением свободы, а их прямые начальники понижались или освобождались от должности.

Кардинально отличается подход к военным преступлениям в НАТО. Там преступления не только не пресекаются — виновные остаются без наказания даже когда преступление освещается на весь мир, а рядовые граждане требуют привлечь явных преступников к ответственности. Войска НАТО, имеющие на своём вооружении передовое, высокоточное оружие, регулярно наносят бомбовые удары по мирным территориям и объектам с рядовыми гражданами, которые не имеют прямого отношения к боевым действиям.

Солдаты НАТО фотографируются на «дембельский» альбом с убитым иракским подростком

К наиболее известным военным преступлениям НАТО относятся следующие:

  • Многочисленные бомбардировки госпиталей, жилых районов, гуманитарных конвоев, школ, инфраструктурных объектов и других целей, не связанных с вооружёнными силами противника.

История

Датой возникновения НАТО можно считать четвертое апреля 1949 года, так как Ассоциация североамериканских стран и государств Европы была сформирована именно тогда в Вашингтоне.

Ее основная функция – защита Европы и Северной Атлантики от возможной агрессии со стороны СССР.

Первоначально инициаторами были Франция, Люксембург, Великобритания, Бельгия и Нидерланды.

В то время договор был подписан между следующими странами:

  • Нидерланды,
  • США,
  • Дания,
  • Канада,
  • Бельгия,
  • Великобритания,
  • Италия,
  • Исландия,
  • Франция,
  • Португалия,
  • Люксембург,
  • Норвегия.

Но чуть позже история возникновения знаменитой организации была пополнена следующими странами:

  1. Грецией и Турцией в пятьдесят втором году.
  2. ФРГ в пятьдесят пятом году.
  3. В восемьдесят втором Испанией.

Но впоследствии некоторые союзники покинули блок, были это: Франция, Греция и Испания. Причем вторая из перечисленных в 1980 примкнула опять.

Далее в девяносто седьмом первый раз поднялся вопрос о расширении за счет включения туда некоторых стран из бывшего Союза, и спустя пару лет в него вступили Венгрия, Чехия и Польша. На самом же деле заявку СССР отклонили по причине того, что альянс создавался против него. Поэтому основными инициаторами создания блока НАТО были те государства, которые имели противоречивое отношение к Советскому Союзу.

В пятьдесят пятом СССР создал свой союз, которое носил название Организация Варшавского Договора, но после распада государства, ОВД также развалилась.

Важно! НАТО продолжает расширять свою сферу деятельности и по сей день

Создание НАТО

Предтечей НАТО стал так называемый Брюссельский пакт 1948 года – договор, согласно которому объединялись Великобритания, Франция, Люксембург, Бельгия и Нидерланды. Формально мирный союз стран для «культурного и экономического сотрудничества» на деле стал площадкой, которая подготовила создание НАТО в Европе. Когда И. Сталину легли на стол разведывательные сводки, в которых указывалось, что страны Брюссельского пакта ведут секретные переговоры с США и Канадой о создании нового, ещё более мощного союза, советскому лидеру стало ясно, что договориться не получится.

http://www.eurasian-defence.ru

Кстати, видимо, с этого момента Сталин стал задумываться о создании собственного блока стран, которые коллективно могли бы противостоять новому мощному альянсу. Позже, уже после смерти Сталина, эти идеи выльются в создание Варшавского договора (ОВД) в 1955 году.

К марту 1949 года консультации союзников по Брюсселю с США и Канадой были завершены. И 4 апреля 1949 года в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор. К нему присоединились ещё несколько стран, правительства которых были поставлены в известность о предстоящем договоре. Так к НАТО присоединились Португалия, Дания, Исландия, Норвегия и Италия.

Новый договор был заключен всего на 20 лет, но хитрый пункт об автоматическом продлении делает его практически бессрочным. Договор провозглашал приверженность идеям мира и полного подчинения международным требованиям ООН

Формально он не был направлен против СССР, но фактически лидеры стран-участниц договора постоянно делали акценты на важности противостояния СССР и угрозе советской агрессии

История показала, что новый блок стал не только весьма жизнеспособным проектом, но и вплоть до наших дней выступает как интеграционная структура для вступающих в него стран. Из 14 статей договора можно выделить статью 9, согласно которой создаются новые международные органы управления блоком. В сущности, это новые наднациональные общемировые бюрократические военно-политические образования. Совет НАТО собирается два (иногда три) раза в год. Это высший орган, который определяет вектор военной и политической стратегии блока. В остальное время блоком руководит секретариат во главе с генеральным секретарем НАТО. А сугубо военными вопросами занимаются начальники генеральных штабов всех стран-участниц. А согласно статье 5 все страны обязуются вступить в войну на стороне любого государства блока, подвергшегося нападению.

Структура блока

НАТО является военным и политическим блоком, состоящим из двадцати восьми государств. То есть, структура представляется сотней управлений и различных Центров для переподготовки и подготовки важных специалистов.

По сути, организация является межправительственной, и ее члены регулярно выделяют ресурсы для работы, но исключительно в соответствии с существующим Договором.

Так как цель создания НАТО – защита, то большая часть военной инфраструктуры находится под постоянным командованием, но только пока не появится надобность в их выделении с целью решения срочных задач.

А вот что касается финансирования, то оно происходит из бюджета соответствующих стран.

Основным органом политического плана для принятия решений является Североатлантический совет, созданный учредительным договором. Исходя из девятой статьи, он имеет полномочия создать при необходимости вспомогательные органы, требующиеся для выполнения Договора.

Блок имеет несколько комитетов, к их числу которых относятся:

  1. Вооруженные силы НАТО.
  2. Группа ядерного планирования.
  3. Совет по управлению, командованию и консультации.
  4. Комитеты.

В свою очередь комитеты имеют такие отделы:

  • заместителей,
  • по нераспространению,
  • по общественной дипломатии,
  • по проблемам партнерств и политики,
  • по операциям,
  • по стандартизации,
  • по противовоздушной обороне,
  • по тыловому обеспечению,
  • по планированию ресурсов,
  • по безопасности,
  • верификационный ,
  • архивный и гражданский по разведке.

Таким образом, структура организации включает в себя огромное количество разнообразных ведомств и комитетов, касающиеся всех видов деятельности человека.

Важно! Что касается парламентской ассамблеи данного органа, то она представляет собой площадку для обсуждения безопасности законодателями участвующих государств

Россия и Нато

В начале 50-х годов 20 века, Нато отклонили инициативу СССР о сотрудничестве.

В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику-Варшавский договор.

После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существование и начал расширяться на восток.

В 1991 году РФ вступила в Совет североатлантического сотрудничества (с 1997 г. – Совет евроатлантического партнерства).

В 1994 в Брюсселе получила старт программа «Партнерство ради мира», в которой активно участвует Россия.

В 1996 после подписания Дэйтоновского мирного договора Россия отправила свои войска в Боснию и Герцоговину.

В 1999 году российские войска приняли участие в операции в Сербии.

 В 1997 году был учрежден Совместный постоянный совет «Россия-НАТО» (после принятия «Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора»).
После своего избрания в 1999 году В. Путин заявил о необходимости пересмотра отношений с НАТО в духе прагматизма.

Катастрофа подводной лодки «Курск» выявила ряд проблем в отношениях между НАТО и Россией. Террористическая атака 11 сентября 2001 вновь сплотила Россию и НАТО, Россия официально открыла свое воздушное пространство для авиации НАТО с целью нанесения бомбового удара по Афганистану.

В 2001 г. в Москве было открыто Информационное бюро НАТО. 

В 2002 году принят документ (Декларация «Отношения Россия-НАТО: Новое Качество») и образован Совет «Россия-НАТО», открыто военное представительство.

В 2004 году в Бельгии было открыто представительство МО РФ.

7 июня 2007 года президент России подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами — участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнерство ради мира“, о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему».

23 сентября 2008 года Россия выразила протест в связи с подписанием в этот день «декларации о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН». Декларацию подписали Яап де Хооп Схеффер и Пан Ги Мун.

5 марта 2009 года министры иностранных дел стран-членов НАТО объявили о возобновлении отношений с Россией, прекращенных после августовского кризиса на Кавказе.

В июле 2009 года помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон заявил, что США готовы рассмотреть вопрос о присоединении России к НАТО на определённых условиях.

В настоящее время официальная позиция России направлена против расширения на восток, включение в НАТО бывших советских республик. Противоречия (в частности, непосредственно затрагивающие военные интересы России на Черном море и в Абхазии) сопровождают решения Грузии и Украины стать членами НАТО.

Нато не признает следующие позиции России :

  • В силу сложившихся обстоятельств событий на Украине 2013-2014 года, законности референдума 2014 года в Крыму
  • утверждение России о незаконности украинских властей, рассматривая действия России как агрессию по отношению Украины
  • Утверждение России о том, что дальнейшее существование и расширение НАТО представляет угрозу для России
  • Критику со стороны России в отношении законности военных действий НАТО – Косово
  • Критика со стороны России в отношении законности военных действий НАТО – Ливия
  • Критику взаимоотношений России и НАТО, в которых НАТО пыталось оттеснить Россию с международной аренды

Перспективы восстановления отношений

2 декабря 2015 года на заседании Совета НАТО (высший орган альянса) на уровне глав МИД было принято решение рассмотреть вопрос о созыве СРН «для возобновления взаимодействия с РФ». В тот же день глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что «Россия никогда не отказывалась от работы в этом формате и от других форматов тоже».

Заседание СРН на уровне постоянных представителей прошло 20 апреля 2016 года в Брюсселе. В повестке дня были такие вопросы, как кризис на Украине и минские соглашения, борьба с терроризмом, ситуация в Афганистане. Было принято решение продолжить политический диалог в рамках СРН, но, по словам Столтенберга, «это не означает, что мы возвращаемся к работе в обычном режиме».

13 июля 2016 года в Брюсселе состоялось очередное заседание на уровне послов. В нем впервые после замораживания отношений приняли участие военные с обеих сторон. На встрече обсуждались итоги саммита альянса, состоявшегося в Варшаве 8-9 июля, на котором были приняты решения по развертыванию новых сил в Восточной Европе. По словам постпреда РФ при НАТО Александра Грушко, эти меры «необоснованны, избыточны, контрпродуктивны, носят конфронтационный характер, ослабляют общеевропейскую и региональную безопасность».

Рассматривалась также ситуация на Украине, позиции сторон совпали в тезисе о необходимости мирного урегулирования. Важным итогом июльского заседания стало достижение согласия по дальнейшему обсуждению инициативы президента Финляндии Саули Ниинистё о введении обязательного правила о включении транспондеров (приемопередающих сигнальных устройств) военных самолетов при полетах над Балтийским морем (высказана на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным 1 июля 2016 года и поддержана им). Однако в мае 2018 года заместитель директора Департамента информации и печати МИД РФ Артем Кожин заявил, что, «несмотря на данные ранее обещания, не видим желания у альянса перейти к экспертному обсуждению данной темы в формате Совета Россия — НАТО».

Впоследствии в Брюсселе состоялось еще три встречи на уровне послов, (последняя — 26 октября 2017 года). Основной темой переговоров была ситуация на Украине. По словам заместителя главы МИД РФ Алексея Мешкова, «работа СРН вернулась в рутинную стадию».

27 марта 2018 года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил о сокращении миссии России при альянсе с 30 до 20 человек. Эта мера была принята в знак солидарности с Великобританией, которая возложила на Россию вину за отравление 4 марта в Солсбери экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля, осужденного в РФ за шпионаж в пользу Великобритании. По словам Столтенберга, отношения между РФ и НАТО с 2014 года не улучшились, поэтому альянс будет продолжать по отношению к РФ политику сдерживания, обороны и диалога».

Деятельность

Впервые силы НАТО приняли участие в боевых действиях в 1992-1995 годах в Боснии и Герцеговине, где они осуществляли воздушное и морское патрулирование, а также обеспечивали режим «бесполетной зоны». Крупнейшие военные операции НАТО — «Союзническая сила» против Югославии в 1999 году и «Объединенный защитник» в Ливии в 2011 году.

С 1999 года НАТО возглавляет Международные силы безопасности в Косово (КФОР), в 2001-2016 годах проводила операцию «Активные усилия» в Средиземном море по пресечению незаконного оборота оружия и материалов, предназначенных для создания оружия массового уничтожения (ОМУ). В ноябре 2016 года ее сменила операция «Си гардиан» в Средиземном и Эгейском морях (предотвращение незаконной миграции, противодействие терроризму и распространению ОМУ, защита жизненно важных объектов инфраструктуры).

В 2003-2014 годах альянс руководил Международными силами безопасности в Афганистане (ИСАФ). В 2015 году НАТО развернула в Афганистане небоевую миссию «Решительная поддержка», цель которой — обучение и повышение профессионализма сотрудников служб безопасности страны, полиции и армии. В 2018 году количество военнослужащих увеличено с 13 тыс. до 16 тыс. (примерно половину этих сил предоставляют США; всего 39 государств-членов и государств — партнеров НАТО). Миссия рассчитана до 2024 года.

В 2005-2011 годах действовала миссия в Ираке по подготовке кадров для иракских силовых структур. В 2016 году альянс начал учебную подготовку иракских военнослужащих в учебном центре в Иордании, с 2017 года подготовка осуществляется и в Ираке.

В декабре 2016 года была закончена почти 10-летняя операция по противодействию пиратству у берегов Африканского Рога «Океанский щит».

В 2016 году было принято решение о поддержке борьбы с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ; запрещена в РФ) в Сирии и Ираке. НАТО, не принимая участия в боевых действиях, предоставляет созданной в 2014 году международной коалиции, возглавляемой США, разведывательные самолеты, оснащенные системой AWACS.

В последние годы повышенное внимание альянс уделяет вопросам безопасности, главным образом, в связи событиями на Украине. Согласно решениям саммита в Уэльсе в 2014 году была создана передовая группа повышенной готовности (Силы сверхбыстрого реагирования) для «сдерживания угроз на восточном рубеже» (способна к размещению в любой точке мира в течение 48 часов)

Кроме того, в шести восточноевропейских странах-членах были учреждены штабы, которые должны обеспечить быстрое развертывание сил альянса. На саммите в 2016 года была достигнута договоренность о размещении четырех батальонов в Польше, Латвии, Литве и Эстонии (полностью батальоны были укомплектованы в июне 2017 года, общая численность военнослужащих превысила 4,5 тыс.). На саммите в Брюсселе в июле 2018 года была одобрена инициатива, направленная на повышение боеспособности Сил реагирования «Четыре по 30», предполагающая, что к 2020 году. Силы будут располагать дополнительно 30 батальонами, 30 авиаэскдрильями и 30 военными кораблями, готовыми к развертыванию за 30 дней.

Критерии членства

Страны — члены НАТО договорились придерживаться принципов, установленных Вашингтонским договором. Страны, желающие присоединиться к Альянсу должны пройти многоступенчатый процесс, включающий политический диалог и военную интеграцию, а также соответствовать определённым требованиям, а именно:

  • решать международные споры мирным путём;
  • демонстрировать преданность принципам верховенства права и прав человека;
  • решать мирным путём межэтнические конфликты и внешние территориальные споры, спорные вопросы внутренней юрисдикции, в соответствии с принципами ОБСЕ и с целью стремление к установлению добрососедских отношений;
  • устанавливать надлежащий демократический и гражданский контроль над своими вооружёнными силами ;
  • воздерживаться от угрозы силой или применения силы каким-либо образом, не соответствующим целям ООН;
  • способствовать развитию мирных и дружественных международных отношений путём укрепления своих свободных институтов и благодаря содействию укреплению стабильности и благополучия;
  • продолжать оказывать полную поддержку и участвовать в работе Совета евроатлантического партнёрства, в программе «Партнёрство ради мира» и развития сотрудничества со странами-партнерами, которые не являются членами НАТО;
  • демонстрировать преданность делу укрепления стабильности и благополучия через соблюдение принципов экономической свободы, социальной справедливости и ответственности за охрану окружающей среды;
  • вносить свой вклад военного характера в коллективную оборону и в исполнение новых задач, стоящих перед Альянсом, а также быть готовыми взять на себя обязательства по постепенному совершенствованию своей обороноспособности;
  • должным образом участвовать в работе учреждений НАТО;
  • стремиться к осуществлению стандартизации и достижения оперативной совместимости;
  • создавать через национальную программу необходимую структуру по вопросам планирования и выполнения таких военных бюджетов, соответствующих определённым приоритетам в сфере обороны и предусматривали соответствующие схемы обучения для ознакомления персонала с существующими в НАТО практикой и процедурами с целью подготовки к возможной в будущем участия в работе структур альянса;
  • знакомиться с соответствующими правовыми механизмами и соглашениями, которыми руководствуется НАТО для обеспечения сотрудничества в своей структуре и формальным юридическим процессом, предшествующий членству.

Отношения между НАТО и Россией

Отношения между Россией и НАТО были установлены в начале 1990-х годов. В 1994 году прошли первые совместные учения («Помор» в Баренцевом море). В мае 1997 года Россия и НАТО заключили Основополагающий акт, в котором подтвердили, что «не рассматривают друг друга как противников» и создают «механизм для консультаций, координации и совместных действий». В 2002 году была подписана Римская декларация, в соответствии с которой в качестве основного органа, курирующего двусторонние отношения, действует Совет Россия — НАТО (СРН).

До 2014 года наиболее активно РФ и НАТО взаимодействовали в области борьбы с распространением наркотиков, терроризмом и пиратством. В апреле 2014 года из-за событий на Украине НАТО заморозила практическое сотрудничество с нашей страной. Заседания СРН (на уровне постоянных представителей) продолжаются, однако они проходят нерегулярно, никаких важных решений на них не принимается.

Ранее стороны дважды замораживали отношения: в марте 1999 года по решению РФ после военной операции НАТО против Югославии (восстановлены в феврале 2000 года) и в августе 2008 года по инициативе блока в связи с негативной оценкой действий России в ходе грузино-югоосетинского конфликта (было заморожено военное сотрудничество, возобновлено в декабре 2009 года).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector