Анализ поэмы «скифы» (а. блок)

Краткий анализ

История написания – Стих написан в январе 1918 года под влиянием изменений в стране, которые принесла с собой Октябрьская революция.

Тема стихотворения – Призыв к миру и согласию.

Композиция – Композиция стихотворения состоит из трех условных частей: в первой части Россия представлена сдерживающим барьером между Западом и Востоком, вторая часть является предупреждением Старому Свету, в третьей части автор призывает к миру и единению.

Жанр – Революционно-патриотическая ода.

Стихотворный размер – Разностопный ямб.

Метафоры – «крылами бьет беда», «братский пир».

Эпитеты – «раскосые», «враждебные», «старый».

Олицетворения – «жадными очами», «дикой сказкой».

Великая Скифия

Удивительно какого высокого качества, делали скифы ювелирные украшения

Через Великую Скифию шли товары с Востока на Балканы и южное побережье Балтики. По свидетельству античных историков южные границы Скифии простирались от Алтая до Дуная, а северные – от верховий Одера, по южному берегу Балтийского моря и далее на восток.

Языки жителей или не отличались вовсе, или были диалектами скифского языка. Они полагали, что в состав Скифии входили многочисленные праславянские и арийские племена, проживавшие на этих территориях с незапамятных времен, которых они называли варварами.

Но слово «вар» на санскрите означает «лучший», соответственно варвар – лучший из лучших. Самым весомым обвинением в варварстве было то, что скифы ходят в баню, носят штаны, ездят верхом и пьют вино, не разбавляя оного.

Раскопки доказывают высокий уровень скифских мастеров в изготовлении керамики, металлических изделий, тканей, ковров и украшений из золота.

Единство

Мы ещё мало знаем о наших предках скифах, и надеемся, что дальнейшие раскопки и изыскания могут дать ответ, на многие вопросы.

Выделившись из общности индоевропейских народов, скифы в свое время сошли с исторической сцены, уступив место сарматам, а те, в свою очередь, русским.

У всех этих исторических народов есть много общего. Все они вдруг врываются в историю, создают великие империи на одном месте почти в тех же границах.

Великую Скифию поглотила Великая Сарматия, а распад последней состоялся под ударами готов. Оставшиеся племена послужили основой для Киевской Руси на новом витке исторического развития.

Читайте дальше Битва за борщ. Где его родина?

Читайте дальше 6 национальных блюд Казахстана. Путешествуем с LegendaPress

Читайте дальше Самые знаменитые пираты в истории. Пиастры, пиастры…

Анализ стихотворения «Во весь голос» Маяковского

Одним из последних произведений Маяковского стало стихотворение «Во весь голос» (1929-1930 гг.). Изначально поэт задумывал его как вступление к эпической поэме, полностью посвященной грандиозной картине строительства социализма. Планы Маяковского не получили дальнейшего развития, поэтому стихотворение рассматривается как законченное.

К концу 20-х гг. Маяковский все чаще испытывает разочарование от действительности, которое обостряется неудачами в личной жизни. Поэт продолжает находить изъяны в советском обществе и выступает с их осуждением. К этому времени уже складывается жесткая идеологическая линия, которую запрещено переступать. Несмотря на прошлые заслуги, творчество Маяковского подвергается резкой критике. Его возражения никого не интересуют. Поэт понимает, что коммунистические лозунги о свободе и равноправии – всего лишь ширма. Не добившись понимания, он пишет предполагаемый пролог «Во весь голос», в котором обращается к будущим поколениям, достигнувшим коммунизма.

Один из главных приемов произведения – антитеза. Маяковский противопоставляет действительность счастливому будущему. Поэт ведет мысленный разговор с будущим исследователем. Он хочет развернуть перед ним истинную картину жизни в свое непростое время. Автор называет себя «ассенизатором», «водовозом». Этим он подчеркивает, что люди, живущие во время революции, не гнушались ради великой цели самой черной и неблагодарной работой. Они знали, что их труды будут оправданы.

Маяковский уверен, что тоже мог бы «строчить романсы». Это намного спокойнее и прибыльнее. Но он не стремился к благополучию, так как понимал нужды общества. Свое творчество поэт сравнивает с «грозным оружием», способным пробиться через века и удивить потомков своей мощью. Слова и рифмы Маяковского – непобедимое войско, рвущееся в бой.

В стихотворении вообще очень много слов и фраз, связанных с войной. Тем самым поэт делает скрытый упрек своим критикам. Он напоминает людям, живущим в мирное время, что когда-то был в первых рядах сражающихся за светлые идеалы и не щадил своей жизни. Революционное поколение было воспитано не на философских спорах и рассуждениях («диалектика… бряцанием боев… врывалась в стих»).

Маяковский считает, что своим творчеством заслужил достойное место в истории, но не желает, чтобы его возвеличили в бронзе или мраморе. Лучшим памятником для него и для всех павших в боях будет «построенный социализм».

Ради будущего здорового и сильного поколения Маяковский готов терпеть всю грязь и мерзость окружающего мира. Он уверен, что все испытанные им страдания окупятся в будущем. Люди, живущие при коммунизме, даже не смогут представить себе, насколько ужасно жили их предшественники.

Стихотворение «Во весь голос» можно расценить, как утопическую мечту Маяковского. Он сам еще при жизни стал свидетелем краха своих надежд, а обещанный коммунизм до сих пор никому не удалось построить.

Падение Трои

Падение Трои с детонирует распад многих государств, в том числе и Древней Греции

Многие историки родиной скифов считают Малую Азию, на территории которой с XV века до нашей эры существовала коалиция государств Арсава, куда входила и знаменитая Троя.

После падения Трои, ознаменовавшего собой конец господства этих государств, скифы не распались на отдельные группы. А, наоборот, сплотившись, начали движение на восток, дойдя в конечном итоге до Китая.

В VII – IV веках до нашей эры, возвратившиеся с востока племена, образовали на Русской равнине сильное государство – Великую Скифию. Арсава веками создавалась племенами, мигрировавшими в Анатолию с Русской равнины по западному берегу Черного моря.

Скифы – их потомки. Великую Богиню, которой они поклонялись, звали Борисфена, то есть дочь Днепра. Поддержка северной метрополии позволила им утвердиться на Ближнем Востоке. И иметь большое влияние на процессы, происходящие в Азии вплоть до северного Китая.

Слово «скиф» имеет индоевропейский корень «скей», то есть «светлый». Оно совпадает с этнонимом «рус», то есть «русый». Значит «скиф» и «рус» значения родственные и вполне могли бы заменять друг друга.

Раскопки многочисленных скифских курганов с захоронениями и предметами обихода дали реальное представление об облике скифа: это европеоид с длинными русыми волосами, бородой и усами, без следа азиатских признаков.

Миграция скифов из Азии началась в IX веке до нашей эры на территорию Причерноморья. Первые переселенцы мало отличались от автохтонных племен (в основном киммерийцев) и языком, и культурой.

Их родственная общность уже в VII веке до нашей эры позволила практически без войн создать этнически однородное население, мощное государство и высокую материальную культуру.

Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока

Поэт-символист А. Блок – ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись, что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл «Родина», который включает в себя стихотворение «На поле Куликовом» (1908 г.).

Центральный образ произведения – Куликовское поле, ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа, в конечном счете, привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.

В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом «степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому, что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза, отражающая это состояние, стала крылатой – «Покой нам только снится».

Блок не описывает саму битву, для него больше важна подготовка к ней, стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя – «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности, исходящей от внешних и внутренних врагов.

В центральной части цикла появляется символ Богородицы, олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет «лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак, наполняет сердца мужеством и отвагой.

В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой, они напоминают ему разгорающийся вдалеке «широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется, что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»

Темы и проблемы

Тематика и проблематика поэмы «Скифы» многогранны и богаты различными злободневными и историческими вопросами, на которые автор дал ответы.

  • Основная тема — историческая и геополитическая роль России на политической карте мира. Она является живым щитом, который ограждает Европу от Азии, принимая на себя удары с двух сторон. Да, ее считают варварской страной, над чем иронизирует Блок в финальной строчке, но данное определение ничуть не унижает его родину, ведь именно она заслоняет «просвещенный» старый мир от нашествия разъяренных гуннов.
  • Тема народа тоже раскрывается в поэме. Русские люди сильны и горды, они привыкли воевать и усмирять коней и рабынь. Но если их предадут, а примирение отвергнут, то и они ответят тем же, ибо терять им нечего. Они спокойно отойдут и позволят Европе и Азии скрестить шпаги в кровавом бою, но и пальцем не пошевельнут, если восток растопчет запад. Их не стоит злить, иначе и они покажут, что варварами их зовут не напрасно.
  • Тема патриотизма не менее важна в стихотворении. Поэт любит родину и восторженно отзывается о ней, угрожая другим странам ее гневом. Он очень переживает за судьбу России и направляет призыв к миру, чтобы оградить ее от кровопролития.
  • Проблема вероломства Европы, которая только и ждала случая, чтобы направить на союзника жерла пушек, остро стоит в произведении. Автор упрекает ее за то, что она и не думает о сдерживающей роли России в мире. Зря она воинственно смотрит на того, кто прикрывает ее же от более страшной беды.
  • Основная проблема недооцененности России бросается в глаза с первых строк. Европа позабыла о том, как Россия помогала городам, пораженным землетрясением. Для нее это «дикая сказка». Роль щита между цивилизациями тоже забыта, страна-защитник стала врагом. Для соседей она по-прежнему является чудовищем — Сфинксом, мудрости которого они не понимают, а только боятся.
  • Проблема контрастности и двойственной природы России тоже находит свое место в поэме. Она глядит «и с ненавистью, и с любовь», она «ликует и скорбит». Ее любовь «жжет и губит». Это страна парадоксов, ее действительно очень сложно понять, да и сама она себя не понимает. Родина Блока живет чувствами, живет любовью, которой больше нигде нет.

Тема и идея

Верен себе остается миролюбивый Блок. «Скифы» (анализ подтверждает это) призывают к согласию и миру. Практически в каждой строфе поэт говорит о том, что после всех перенесенных ужасов пора сесть за стол переговоров, объединить усилия.

Россия и так натерпелась за несколько предыдущих лет, и у нее теперь нет никакого желания ввязываться в новую войну со Старым Светом. К тому же у молодой страны свои планы на будущее, и вмешиваться в чужие дрязги ей нет никакой необходимости, потому-то она и будет за всем наблюдать со стороны «раскосыми глазами».

Анализ стихотворения Блока «Скифы» говорит о том, что на первый план выходит антивоенная тематика. Россию поэт отождествляет со скифами и, несмотря на призывы к миру, дает понять, что сил у нее хватит, чтобы дать отпор любому противнику, который осмелится ступить на ее земли: «…нам нечего терять, и нам доступно вероломство». У писателя есть свое мнение относительно самобытности в России, он отводит ей одно из судьбоносных для мира ролей.

На протяжении долгих столетий наша родина, по мнению поэта, служила «щитом», разделяющим Азию и Европу и предотвращающим их прямые столкновения. С одной стороны, Европа жаждала богатств азиатских стран, их тайн и загадок. С другой — монгольская орда могла ворваться на земли Старого Света и захватить их. Только благодаря России, принимающей на себя удар, не пострадала ни одна сторона. Наша родина предстает миротворцем в этой ситуации. Блок подчеркивает высокий сакральный смысл существования России.

Стихотворение проникнуто патриотизмом. Несмотря на то что поэт призывает к миру, он не умаляет силу своей страны. Наоборот, он подчеркивает, что в случае необходимости Россия сумеет ответить. Вот только зачем воскрешать ужасы войны, которые и так свежи в памяти. Худой мир, с точки зрения Блока, лучше хорошего сражения.

Примечательна середина стихотворения. Здесь автор по-новому рисует родину — она предстает перед читателем «мудрым Сфинксом», который, несмотря на то что сам истекает «черной кровью», готов в случае необходимости прийти на помощь или дать совет. Оканчивается произведение прямым гуманистическим призывом, наполненным миролюбием и патриотизмом.

Анализ стихотворения «Русь» Блока

Революция 1905 г. оказала большое влияние на А. Блока. Она раскрыла всю несостоятельность его революционных идеалов. Одновременно кровавые события показали поэту настоящую картину действительности. С этого времени он начинает постепенно отходить от символизма. Вместо туманных и неясных образов в его творчестве появляются темы, имеющие непосредственное отношение к реальной жизни. Одной из них становится тема Родины. Образ многострадальной России очень увлек Блока. Он видел в нем возможный выход из тяжелой ситуации. Тема национального единства выглядела спасением для общества, которое раздирали противоречия. В 1906 г. поэт написал стихотворение «Русь», которое проникнуто огромной любовью к своей стране.

Образ Женщины, который Блок воспевал в прошлом, трансформируется в образ Вечной России, олицетворяющий одновременно Мать, Жену и Подругу. Поэт подчеркивает ее божественное происхождение и таинственный облик: «твоей одежды не коснусь». Патриотическая тема в России всегда была тесно связана с православием. Однако Блок вообще не использует религиозную символику. Перед нами восстает дохристианская языческая Русь с ее древними преданиями и верованиями («ведуны с ворожеями», «ведьмы… с чертями»). Поэт описывает необъятность своей страны, ее многонациональность. Особое значение для него имеет богатая русская история, уходящая корнями в глубокую древность.

Лирический герой в стихотворении пребывает в состоянии «дремоты». Блок имеет в виду, что Россия до сих пор не вышла из вечного сна. В русской душе заложены огромные внутренние силы, которые ждут своего пробуждения. Несмотря на все свое величие, страна по-прежнему нищая и убогая. Появляется печальный мотив, связанный с образом одинокого ночного певца на кладбище. Автор замечает, что его песни выражают обобщенное чувство любви к Родине, не привязанное к чему-то конкретному. В этом можно увидеть намек поэта на различные политические течения, каждое из которых предлагало свой единственно верный путь для России. Они способны только «запятнать первоначальную чистоту» своей Родины. Блок считает, что смог сохранить «живую душу», которая испытывает искренние переживания за судьбу страны. Последнее четверостишие практически полностью повторяет первое. Автор замыкает композицию, изобразив цельный облик Вечной России.

Стихотворение «Русь» — яркий пример патриотической темы в творчестве Блока.

Смысл названия

Стихотворение так названо не случайно. Одним из центральных образов перед читателем предстаёт образ древнего свободолюбивого народа – кочующих скифов, благодаря которым зародились и многие другие народности. В 1894 году философ-идеалист Владимир Соловьёв в своём одноимённом произведении впервые вводит понятие «панмонголизм». Именно оно положило начало идеологии скифства, своего рода слияния западничества и славянофильства, и теории о том, что Россия является некой «третьей силой», занимающей промежуточное и связывающее положение между Востоком и Западом.

Очевидно, что Блок разделял подобный взгляд на роль Советского государства и тоже придерживался взглядов об отличии и оригинальности России, живущей в тесной связи с остальным миром и значительно влияющей на него. В качестве эпиграфа к блоковским «Скифам» выступают строки из соловьёвских «Скифов».

История

Стихотворение было написано в течение двух дней — 29 и 30 января 1918 года, сразу же после окончания поэмы «Двенадцать». Представление об общественно-политических взглядах Блока дают его записи в дневнике и записных книжках за этот период. Наиболее существенными, по мнению комментатора его творчества Вл. Орлова, являются записи от 11 января, когда из газет поэту стало известно о возобновлении советской делегацией мирных переговоров в Брест-Литовске с немцами, а также от 29 января. Срыв мирных переговоров серьёзно переживался Блоком, его негодование вызывали не только немцы, но и союзники.

29 января он занес в записную книжку: «Азия и Европа», а также формулу, с которой только что выступила советская делегация на переговорах с Германией в Бресте: «Война прекращается, мир не подписан».

Публикация

Уже 20 (7) февраля того же 1918 года напечатано в «Знамя труда». (В печати они появились раньше «Двенадцати»). В этот же день Блок прочитал «Скифов» на литературном вечере в Технологическом институте. Вторично стихотворение было опубликовано в «Наш путь», 1918, № 1 (апрель).

Оценка

Исследователи творчества Блока отмечают: «Монументальная революционно-патриотическая ода Блока действительно напоминает и по своему пафосу и по своей художественной структуре такие могучие произведения русской поэзии, как „Клеветникам России“ Пушкина или „Последнее новоселье“ Лермонтова».

Образы и символы

Данная поэма — в полной мере историческое произведение, которое открывает нам глаза на историю взаимоотношений России и Европы, поэтому в произведении употреблены многие детали, не совсем понятные современному читателю.

Образ скифов важен не только для понимания смысла названия стихотворения, через него акцентируется внимание на непокорном и яростном нраве русских людей, жадное сердце которых забьётся сильнее, переливая жгучую кровь с азиатской примесью, если кто-то отважится пойти на Россию с войной. Предупреждение о мгновенной реакции – всенародном вражеском отпоре, бросает Александр Блок в первой композиционной части: «Попробуйте, сразитесь с нами!» В ней же он говорит о том, что долгое время, согласно своему исторически сложившемуся предназначению, Россия покорно удерживает два контрастных мировых полушария – Восток и Запад, выполняя роль живого щита и отдавая на это все имеющиеся в запасе силы.
Затем поэт очень искусно рисует Россию в образе Сфинкса — мудрейшего чудовища из древнегреческой мифологии, который предлагает всем мировым государствам отгадать загадку

И хоть наверняка формулировка этой таинственной загадки отличается от той, которая была предложена хитрым крылатым чудовищем Эдипу (персонаж из древнегреческого произведения, которому довелось повстречать сфинкса), ответ на неё всё тот же – «человек». Древнейшая и незыблемая миролюбивая истина, без которой человечество обречено на гибель, – только настоящий человек способен решать вопросы, не прибегая к жестокости и насилию.

Лиссабон и Мессина — это европейские города, названия которых содержат намеки на важные исторические события, аргументирующие точку зрения Блока. В Мессине в 1908 году состоялось самое крупное землетрясение за всю историю Европы. Погиб каждый третий житель города. Но оставшемуся населению помогла эскадра русских кораблей и моряки, случайно оказавшиеся неподалеку. Они кормили выживших из полевых кухонь, разбирали завалы, перевозили раненых и здоровых людей в безопасное место. Также Россия помогла финансово в восстановлении португальского города Лиссабона после землетрясения и цунами в 1755 году, когда власть принялась заново отстраивать полностью разрушенный город и порт. Эти примеры доказывают, что «варварская» Россия всегда помогала Европе, и теперь она должна пойти навстречу своей союзнице в переломный момент истории.

Старый мир — это иносказательное название европейской цивилизации, которое стало особенно популярно в России после революции.

Гунны — тоже историческая отсылка. Это кочевой народ, вторгшийся в 370-х годах из Азии в Восточную Европу и принесший многим городам разорение. Их тоже называли варварами.

Галлы — это древние племена, которые располагались на территории современной Франции и стали предками французов.

Пестум — этоединственный полностью дошедший до наших дней ансамбль греческой фресковой живописи классического периода. Данный храм представляет собой наследие античной культуры. Его употребление в тексте означает намек автора, что ныне великая и сильная Германия когда-нибудь станет руинами, если не пойдет на диалог с Россией.

Горн — это название и музыкального инструмента (который часто использовался в военных походах), и предмета для кузнечного ремесла. Блок создал игру слов: русский горн и ковал (то есть производил гром и шум), и заглушал (нивелировал чужой гром).

Тема

Центральная тема произведения – призыв к миру, согласию и единению. Пережитые потрясения стали слишком серьезным испытанием для страны, и в каждой своей строчке автор призывает к мирному решению всех назревших вопросов между Россией и западными странами.

Писатель отводит России судьбоносное значение для всего мира. На протяжении долгих столетий она служила барьером между двумя великими цивилизациями – западной и восточной, не допуская развития серьезных конфликтов между ними.

Несмотря на то, что главенствующей является антивоенная тематика, Блок не забывает упомянуть о силе и мощи своей державы, которая, в случае необходимости, может стать опасным противником.

Но к чему развязывать испепеляющие войны, если все проблемы можно решить цивилизованно, не прибегая к насилию? С точки зрения Блока, худой мир гораздо лучше хорошей битвы.

Тема стихотворения

Россия в стихотворении «Скифы», анализом которого ваш покорный слуга и занимается, представлена в образе скифов. Это свободолюбивый, гордый и любящий свою землю народ, готовый ради неё пойти на плаху жизни. Основной темой Блок призывает завершить насилие, оставить в прошлом войну и строить новый мир. Тему того, куда приведёт этот мир опустим, ибо неведомо было поэту, что не всякий шоколад на картинке сладок.

Под жадностью автор понимает не алчность, а ненасытную любовь к свободе и своей Родине. Сотни лет западный мир искоса смотрел на Русь, стараясь завладеть её богатствами, не оставался в стороне и Восток. Вспомним псов-рыцарей и монголо-татар, лишь на историческое мгновение покоривших Русь, но проливших потом за это море слёз.

Сейчас, по мнению Блока, настал миг истины, Россия перерождается и более никто не посмеет позариться на её землю. Для полного становления ребёнка в виде Советской власти нужен лишь мир, он поможет набраться сил и выйти из пелёнок революции окрепшим скифом.

Решайте – братья или враги

Эти строки скоро зазвучали на публике и произвели среди неё переворот, ведь Блок простыми словами выразил сложные идеи равенства и братства, которые тогда доминировали в новом обществе, хотя и оказались впоследствии иллюзией.

Блок видит скифов в роли мирового миротворца, который должен быть могуч для уважения со стороны агрессии, но не стремиться к насилию. Их сила должна лежать в ножнах, но порох всегда обязан оставаться сухим, иначе договариваться о мире с жаждущими крови будет невозможно.

Если Запад не согласится с предложением скифов-Руси, то они больше не будут щитом между враждующими странами и цивилизациями, а станут молча смотреть, как льётся их кровь. Пусть они шарят в карманах мёртвых, пусть грабят церкви и жрут сами себя – Русь не сдвинется с места, если её предложение о мире никому не будет нужно.

В концовке стиха Блок показывает, что подобного предложения больше может и не быть, Россия станет на новые ноги сама, пусть ей для этого придётся предать земле много своих сыновей, но тогда она уже никогда не откликнется на призыв о помощи.

Коротко о главном

Композиция стихотворения имеет три составные части – сначала Русь показана, как защитный кордон между Азией и Западом, далее скифы предупреждают западные страны о последствиях продолжения войны и завершает стих Блок призывом к миру.

Строфы написаны в жанре патриотически-революционного эпоса и имеют разностопный ямб со сравнениями (премудрый, как Эдип) и олицетворениями (дикой сказкой, жадными очами). Также использованы средства художественной выразительности метафоры (крылами бьёт беда) и эпитеты (братский пир, старый мир, раскосые и жадные очи и т д.).

Стих отлично передаёт возбуждённое настроение того времени, сквозь век мы видим, как ломалось старое и строилось новое на иллюзии всеобщего равенства и братва.

Блок стихотворение Скифы, текст

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!

Для вас — века, для нас — единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!

Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома, лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!
Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!

Вот — срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет — не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!

О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!…

Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!

Мы любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…

Мы помним всё — парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады…Мы любим плоть — и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах…
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?

Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых…

Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем — братья!

А если нет — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века вас будет проклинать
Больное позднее потомство!

Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!

Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!

Но сами мы — отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.

Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!…

В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

30 января 2018 поэт написал эти строки под влиянием известия, что в страну вступили немцы. Россию он считал мостом между Востоком и Западом, и призывает Запад одуматься и не пользоваться моментом, когда раздираемая противоречиями после Октябрьской революции страна была слаба. Россия все равно восстанет из пепла, и дряхлая европейская цивилизация может пожалеть, что ударила в спину. Блок не только грозит Западу, он страшится необузданности и непредсказуемости реакции «скифов» — никто не знает, чем обернется для всех война, если она будет. Эта война будет страшной! Поэт призывает к миру и предупреждает, что без России другие злые силы вырвутся на свободу и тогда в Европе

…свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!…

История написания

Стихотворение «Скифы» было написано Блоков в январе 1918 года, в рекордные сроки – всего за два дня. 1918 год подарил поэту прилив творческих сил и вдохновения. Всего за один месяц он успел написать несколько литературных произведений, в числе которого был и стих «Скифы».

Источником вдохновения для Александра Александровича стала сложная политическая обстановка в стране. Россия переживала последствия грандиозного переворота – Октябрьской революции, и во всех сферах жизни чувствовалось все нарастающее напряжение. Поэта особенно огорчил срыв переговоров между Советской Россией и западными державами в Брест-Литовске. Будучи ярым противником войн и насилия, Блок очень огорчился этому известию.

Результатом его душевных переживаний за отчизну стало стихотворение «Скифы», главным героем в котором стала сама Россия в лице свободолюбивых скифов. Произведение было напечатано в газете «Знамя труда» уже через неделю после его написания. Блок неоднократно читал его на публике, неизменно вызывая фурор.

Примечательно, что «Скифы» стало последним стихотворением в творчестве Александра Александровича. Вплоть до своей смерти в 1921 году им не было написано ни строчки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector