Дотации для региональных бюджетов

Распределение дотаций

Флагсубъекта Субъект России Общий объём дотаций (млрд рублей, 2019) Общий объём дотаций (млрд рублей, 2018) Общий объём дотаций (млрд рублей, 2017) Общий объём дотаций (млрд рублей, 2016) Общий объём дотаций (млрд рублей, 2015)
Республика Адыгея 4,198 3,798 3,363 3,284 3,649
Республика Алтай 9,868 9,646 9,531 8,593 8,056
Республика Башкортостан 15,612 16,433 15,794 11,049 8,755
Республика Бурятия 19,875 18,299 17,904 13,214 14,253
Республика Дагестан 66,266 59,066 52,420 46,722 43,282
Республика Ингушетия 10,165 9,197 8,642 9,265 7,792
Республика Кабардино-Балкария 12,748 11,086 9,238 7,650 7,962
Республика Калмыкия 3,930 3,844 3,633 2,903 2,984
Республика Карачаево-Черкесия 9,147 9,135 8,147 6,749 6,706
Республика Карелия 8,115 8,543 7,195 5,015 3,686
Республика Коми 0,345 0,300 0,295 0,582 0,231
Республика Крым 20,371 17,714 18,482 22,334 24,815
Республика Марий Эл 6,930 6,026 5,791 4,677 5,196
Республика Мордовия 2,835 2,755 2,600 3,898 4,331
Республика Якутия 46,907 43,945 36,621 43,190 47,846
Республика Северная Осетия 9,539 8,984 8,106 7,889 8,101
Республика Татарстан
Республика Тыва 16,933 15,733 14,544 13,486 12,326
Республика Удмуртия 4,009 3,633 4,113 2,979 2,346
Республика Хакасия 3,149 3,093 3,040 2,122 1,808
Республика Чечня 30,441 27,078 24,005 22,163 20,448
Республика Чувашия 11,115 9,917 8,816 6,356 6,091
Алтайский край 26,838 27,129 22,608 16,971 15,555
Забайкальский край 11,975 12,131 11,632 8,288 9,209
Камчатский край 37,390 39,358 37,155 37,487 34,185
Краснодарский край 9,737 8,738 8,868 6,434 2,984
Красноярский край 1,763 3,195 5,578 1,883 2,894
Пермский край 2,423 2,187 4,795 3,054 2,256
Приморский край 8,702 8,516 8,964 6,266 6,305
Ставропольский край 22,083 19,203 17,378 12,292 11,137
Хабаровский край 6,432 6,770 7,127 5,747 4,531
Амурская область 3,615 3,602 3,792 2,575 2,326
Архангельская область 9,059 8,824 8,999 6,854 6,967
Астраханская область 2,779 2,417 2,324 1,297 4,846
Белгородская область 2,049 2,367 2,997 1,713 0,739
Брянская область 12,165 12,806 10,671 8,421 6,070
Владимирская область 5,653 5,579 5,539 4,227 3,515
Волгоградская область 8,919 8,289 7,887 5,711 0,955
Вологодская область 2,528 2,734 2,888 2,525 2,144
Воронежская область 7,400 7,012 6,684 4,647 4,654
Ивановская область 11,743 11,637 9,697 7,027 7,808
Иркутская область 5,558 5,850 7,137 5,019 2,796
Калининградская область 2,492 2,167 1,867 1,485 1,290
Калужская область 0,273
Кемеровская область 6,860 7,221 7,942 5,856 3,738
Кировская область 11,508 10,007 9,137 5,759 6,399
Костромская область 3,518 3,703 3,418 2,565 2,755
Курганская область 12,347 12,997 11,026 8,291 7,302
Курская область 4,072 3,774 3,646 2,243 1,982
Ленинградская область
Липецкая область 0,864 0,794 1,949 1,019 0,804
Магаданская область 4,729 4,978 5,240 5,537 5,623
Московская область
Мурманская область 0,032 0,473 1,888 1,126 1,569
Нижегородская область 4,260 3,929 4,529 2,920 2,446
Новгородская область 1,503 1,307 1,238 0,877 0,599
Новосибирская область 5,823 5,563 5,513 3,657 2,725
Омская область 7,396 6,577 6,386 4,421 2,601
Оренбургская область 4,570 3,974 4,472 3,028 1,259
Орловская область 5,444 5,730 4,775 3,435 3,498
Пензенская область 7,286 6,677 6,371 5,498 6,109
Псковская область 4,931 4,288 3,652 3,269 3,633
Ростовская область 13,631 13,852 14,279 10,862 5,361
Рязанская область 3,967 3,469 3,543 2,527 2,553
Самарская область
Саратовская область 8,955 8,495 8,495 5,969 5,829
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область 3,268 3,246 3,438 2,459 2,250
Тамбовская область 8,657 9,113 9,076 7,865 8,739
Тверская область 4,363 4,077 3,904 2,633 2,215
Томская область 4,778 4,154 4,269 3,184 0,350
Тульская область 1,110 1,845 2,194 1,254 1,254
Тюменская область
Ульяновская область 3,188 3,355 3,496 3,077 2,845
Челябинская область 7,669 7,589 8,988 5,892 5,182
Ярославская область 0,789 0,686 0,572
г. Москва
г. Санкт-Петербург
г. Севастополь 2,908 2,602 2,168 2,482 2,758
Еврейская автономная область 1,795 1,890 1,841 2,100 2,333
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ 11,240 9,774 10,288 10,756 8,993
Ямало-Ненецкий автономный округ
Российская Федерация 675,260 645,144 614,600 514,600 487,772

Список дотационных регионов Украины 2014

Недавно украинская газета «Капитал» опубликовала данные о распределение дотаций по областям Украины. Ниже представлены дотационные регионы Украины. Данные идут по возрастанию – от наименьшей величины к наибольшей.

1. Черниговская область – 1 370 000 гривен.

2. Кировоградская область – 1 470 000 гривен.

3. Харьковская область – около 3 200 000 гривен.

4. Одесская область – около 3 200 000 гривен.

5. Львовская область – 3 920 000 гривен.

6. Днепропетровская область – 4 040 000 гривен.

7. Донецкая область – 5 090 000 гривен.

Конечно, список, в котором предствалены дотационные регионы Украины, не полный. По данным официальных источников, всего несколько областей выполняют свой бюджет в полном объеме и не нуждаются в дотациях из Киева.

Инвестиции идут к богатым и умным

Для понимания неравенства в развитии регионов и резких различий в уровне их самодостаточности важно учитывать особенности нашей налоговой системы и проблемы с занятостью населения. Главными источниками поступлений в федеральную казну являются налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и косвенные налоги: НДС, налоговые пошлины и акцизы

Их проще собрать, чем прямые налоги, которые в основном формируют бюджеты регионов и муниципалитетов — НДФЛ, налоги на прибыль и на имущество. Благодаря НДПИ нефтегазодобывающие ХМАО и ЯНАО с общей численностью населения 1,2 млн человек (меньше 1% населения России) платят более 30% всех налогов, поступающих в федеральный бюджет с территорий. Столица нашей Родины Москва, где сконцентрированы население (12,7 млн человек), капиталы, чиновничество, бизнес, штаб-квартиры крупных корпораций, даёт в разные годы от 12 до 15%. Если взять только налог на прибыль (17% со ставки в 20% идут в регионы), то больше всего поступлений с него в бюджет обеспечивают не тюменские севера, а Москва — где-то 27-28%.

В ряде российских регионов безработица превышает 10%. Среди них республика Тыва, Алтайский край и республики Северного Кавказа. Антирекорд Ингушетии составляет 26%! Трудно ожидать больших объёмов налоговых сборов в тех субъектах федерации, где отсталая экономика, не развитый малый и средний бизнес, проблемы с занятостью. Нет прибыли предприятий, нет доходов физических лиц — значит и налогам неоткуда взяться.

Профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр Щербаков объясняет высокий уровень безработицы в СКФО низким инвестиционным климатом. А он во многом зависит от политической ситуации, от руководства регионов, от того, какую они проводят политику, какие делают декларации по поводу социально-экономической сферы жизни. Всё это не может не сказываться на настроениях и поведении инвесторов. Государственные средства туда поступают в достаточном количестве, а частный капитал — нет.

Вообще, профессор Щербаков придерживается той теории, что трудоспособные жители северокавказских республик стремятся сохранить за собой статус безработных ради пособий как «весьма значимого дохода» и развивают дополнительную теневую занятость, чтобы жить было совсем хорошо. Правда, в этом вопросе противоположного мнения придерживается профессор Наталья Зубаревич.

Прогноз

В свете сегодняшних событий, объединяющих ряд неблагоприятных факторов, говорить о развитии промышленности и выходе большинства регионов России из рецессии, не приходится. Этому способствуют следующие факторы:

  • Падение цен на нефть на международном рынке.
  • Отказ ряда стран Европы от покупки российской нефти.
  • Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире.
  • Отсутствие комплексной программы со стороны государства по принятию чрезвычайных и всеобъемлющих шагов по изменению ситуации с точки зрения развития самых разных отраслей промышленности.

Поэтому не стоит ожидать, что ситуация изменится в ближайшее время в положительную сторону. Наоборот, скорее всего, состояние будет ухудшаться. Особенно, оглядываясь на то, что все прогнозы мировых рейтинговых агентств говорят о том, что все страны пройдут через непростой период своего развития.

В 2020 году будет на 2 млрд рублей меньше — должна завершиться цифровая реформа ЗАГС

В 2020 году заканчивается трехлетний период «перекоса» единой субвенции в сторону финансирования ЗАГСа, а значит, в скором времени могут начаться бои за право включить в нее то или иное направление (или, напротив, исключить, чтобы финансировать его строго в определенном размере, сделав неподконтрольным региональным властям). Пока же ситуация следующая: в 2017 году регионам выделили 12,6 млрд рублей единой субвенции, в 2018-м — 13,7 млрд, в 2019-м — 12,5 млрд. В следующем году объем финансирования в рамках единой субвенции снизится сразу на 2 млрд рублей (опять же, потому, что в Москве надеются, что ЗАГС уже к тому моменту будет «цифровизирован») и составит, таким образом, лишь 10,5 млрд рублей.

Отсюда и снижение доли средств, которые регионам необходимо будет тратить именно по линии ЗАГС (контролировать это будет Минэкономразвития РФ): она снизится с 79,1% в 2018 году до 76,5% в 2019-м (9,5 млрд рублей, включая 2,2 млрд рублей на цифровизацию гражданских актов). Соответственно выросли целевые показатели трат по трем другим направлениям. Доля затрат на сохранение объектов культурного наследия увеличилась с 2,3% до 2,5%, составив 317 млн рублей. На осуществление регионами полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов доля выросла с 9,3% до 10,5%, составив 1,3 млрд рублей. Доля образования в единой субвенции увеличилась на 1%, до 8,6% (более 1 млрд рублей). Всего на десятую долю процента вырос объем средств, которые регион может потратить на охрану здоровья (1,4%, или 174,8 млн рублей).

Всего на десятую долю процента вырос объем средств, который регион может потратить на охрану здоровья. Фото Максима Платонова

Факторы, от которых зависит сумма дотационной выплаты

В мире существует несколько факторов, от которых зависит размер дотаций для конкретного региона Российской Федерации, которые сведены в ряд нормативно-правовых актов.

Правительство страны перед тем, как распределить бюджетные средства, опирается на ряд основных показателей:

  • показатель валового продукта регионального типа – определяющий, какие дотации следует выплатить, чтобы выровнять уровень доходов и расходов; чем меньше будет данный показатель, тем больше дотационная сумма для субъекта;
  • особенности дефицита бюджета регионального плана, от которого тоже зависит дотация для сбалансированности показателей;
  • масштабы долговых нагрузок, к которым относятся долги конкретного региона в относительных и абсолютных показателях;
  • региональный статус, поскольку краевые и областные центры получат более мелкие суммы, а республики национального характера станут обладателями высоких дотационных сумм.

На сумму выплат могут повлиять еще и дополнительные факторы, к которым можно отнести значимость главы региона в политическом смысле и доброжелательность его отношений с чиновниками высшего федерального звена.

Поддержка отдельных регионов осуществляется при помощи нескольких программ:

  • межбюджетные трансферты бесплатного типа;
  • межбюджетные переводы безвозмездного характера;
  • кредиты, предоставляемые государством;
  • финансовые средства, на которые реализуется определенная государственная программа в регионе.

Как распределяются дотации регионам России в 2018 году

Принципы, по которым федеральная власть распределяет дотации регионам, меняются достаточно часто. В 2018 году действует уже одиннадцатая по счету методика дотирования регионов.

Тем не менее, общая суть не меняется. В основе расчета дотаций лежит так называемая финансовая обеспеченность региона на душу населения. В бюджете региона должна быть заложена некая минимальная сумма средств на каждого проживающего.

Величина средств на каждого жителя региона разнится для разных республик или областей страны. Например, в таких регионах, как Камчатка, Чукотка или Якутия, в бюджете нужно закладывать в разы больше средств на каждого жителя только потому, что стоимость бюджетных услуг, которые получают все жители России, здесь в разы выше.

Для того, чтобы подсчитать точную сумму дотации для региона, федеральная власть считает приблизительную сумму средств, которую регион может собрать в свою пользу с местного бизнеса и тем самым наполнить собственный бюджет. Недостающие до финансовой обеспеченности на душу населения средства и будут составлять сумму дотации для региона.

Дотационными регионами в России является абсолютное их большинство — 73 из 85.

При этом дотации распределяются очень неравномерно. Пять регионов получает 30% всех федеральных дотаций. Это Дагестан, Саха Якутия, Камчатский и Алтайский края, а также Чеченская Республика.

13 регионов получат ровно половину всех федеральных дотаций. То есть, столько же, сколько еще 60 российских субъектов федерации.

Не входят в число дотационных регионов только крупные промышленные области и республики вроде Татарстана или Свердловской области, нефтедобывающие регионы вроде Ханты-Мансийского АО, а также Москва и Санкт-Петербург, которые собирают огромные налоги с миллионов проживающих и с местного бизнеса.

Фото: pxhere.com

Дотации

 Особое место среди видов межбюджетных трансфертов занимают дотации, так как они наиболее значимы для бюджетов субъектов и местных бюджетов. Это вид трансфертов, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетам нижестоящих уровней без целенного направления (ст. 6 БК РФ).

 Дотации выделяются без установления направления их использования. Они предоставляются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (отражаются в законе о бюджете) и сбалансированности (отражаются в законе о бюджете и последующих Постановлениях Правительства РФ) публично-правовых образований. Следовательно, БК РФ не связывает дотации с осуществлением конкретных затрат получающих их публично-правовых образований, предоставление дотаций не обусловлено заранее оговоренными направлениями использования бюджетных средств

На это обращают внимание арбитражные суды, подчеркивая отсутствие связи получения дотаций и целевых затрат. В то же время в 2000-2008 годах было немало примеров установления целевого характера дотаций, выделяемых из бюджетов субъектов РФ, что квалифицируется судами как правонарушение (например, Определение Верховного суда РФ №60-ГО5-10 от 9 ноября 2005 г.)

Дотации, предназначенные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, выделяются в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ № 670 от 22 ноября 2004 г.

Указанные формулы расчета уровня обеспеченности субъектов, позволяют утверждать, что превалирующими критериями определения обеспеченности бюджетной системы являются индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов. Задача государства при выделении дотаций – достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов. Этот показатель закрепляется законодателем исходя из экономических, политических и социальных показателей.

Несколько иные обстоятельства учитываются при выделении дотаций на бюджетную сбалансированность: темпы роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с полученными доходами за предыдущий период в сопоставимых условиях, а также прогноз расходов бюджета по сравнению с прогнозами налоговых и неналоговых доходов (Постановление Правительства № 890 от 3 ноября 2011 г.).

Отсутствие целевого назначения свидетельствует об отсутствии тщательно контроля за использованием выделенных средств на предмет рациональности, и целесообразности. Однако бюджет, представляя дотации нижестоящему бюджету, безусловно, преследует определенные цели. Распределение межбюджетных трансфертов в виде дотаций обусловлено потребностями извне, связанными со слабой материальной обеспеченностью бюджетов для реализации их задач и функций как полноправных субъектов РФ. Из этого следует, что поддержание финансовой обеспеченности и экономического, социального благосостояния и является целью предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций в том числе. Финансовая обеспеченность публично-правовых образований напрямую влияет на благополучие граждан, которое выражается в соблюдении общественных интересов – социальная цель дотаций. Существует и политическая цель предоставления дотаций – достижение компромисса в финансовой деятельности, снятие политической напряженности.

Субсидии юридическим лицам

Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 – 78. БК РФ. Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям. По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г. Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. – выделение субсидий на подержание инновационной деятельности). Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г. – развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г. – субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. – реализация творческих проектов в сфере культуры.

Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г. – выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам. Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:

— наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

— наличие квалифицированного кадрового потенциала;

— объем дополнительного софинансирования программы;

— наличие утвержденной социально ориентированной программы;

— удачное прохождение конкурсного отбора.

Регионы быстрого реагирования

Пандемия коронавируса и введенные на ее фоне ограничительные меры оказали существенное влияние на экономику российских регионов, отмечается в аналитическом обзоре НРА. В документе указывается, что в нерабочем апреле 2020-го промпроизводство по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сократилось в 54 из 85 субъектов, а в частично нерабочем мае — в 57. Два других проявления экономического кризиса — рост безработицы и снижение объема платных услуг в апреле-мае — были зафиксированы в 83 и 85 субъектах соответственно, отмечают аналитики.

По их оценке, негативное влияние на экономику оказали и ограничения, которые регионы синхронно вводили в конце марта и начале апреля. Тогда же параллельно с антикризисными мерами федерального правительства в субъектах приступили к разработке собственных способов поддержки экономик. И они, в отличие от ограничений, оказались весьма разнообразными, подчеркивается в обзоре.

Наиболее популярным инструментом поддержки пострадавшего в пандемию бизнеса сейчас являются специальные налоговые льготы (в 67 из 85 регионов). Они варьируются от снижения ставок для малого бизнеса в рамках упрощенной системы налогообложения до комплексной системы снижения ставок по различным налогам (налог на прибыль, налог на имущество организаций, транспортный налог) для предприятий из пострадавших отраслей.

Второй по популярности механизм — отсрочка по арендной плате для МСП и компаний из пострадавших отраслей (в 59 регионах). Среди других распространенных инструментов поддержки — субсидии для МСП, а также приостановка проверок бизнеса со стороны регулирующих органов.

Всего по квалификации НРА регионы прибегали к шести основным мерам помощи. Помимо уже упомянутых, субъекты вводили льготы по аренде помещений (вплоть до обнуления платы), а также субсидии из региональных бюджетов для пострадавших (например, туризма) или социально значимых (например, медицинских услуг) видов экономической деятельности.

В итоге к началу июня сформировалась группа регионов – лидеров по количеству утвержденных форм поддержки бизнеса. В число восьми субъектов с максимальным количеством утвержденных форм и видов помощи предпринимателям вошли Москва, Бурятия, Крым, Тульская и Иркутская области, Пермский край, Челябинская область и Чукотский АО.

В каждом из этих регионов в полном объеме внедрены как стандартные меры поддержки в виде льгот по налогам и арендным платежам, так и дополнительные инструменты — например, оплата процентов по кредитам для МСП в Москве и выдача микрозаймов МСП на выплату зарплаты сотрудникам в Тульской области.

Еще семь российских субъектов — Амурская область, Кабардино-Балкария, Адыгея, Тыва, Рязанская область, Удмуртия и Чувашия — приближаются к лидерам за счет разнообразия мер поддержки. Среди перечисленных регионов присутствуют в том числе традиционные аутсайдеры рейтингов инвестиционной привлекательности и экономического развития.

«В условиях открытости данных о мерах поддержки бизнеса субъектов (в том числе отстающим) несложно копировать друг у друга антикризисные региональные нормативно-правовые акты», — уточняется в обзоре НРА.

На каждого россиянина в 2017 году пришлось 105 тыс. рублей налогов

В предыдущем материале «Реального времени», посвященном собираемости налогов в федеральный бюджет и объемам дотаций из него, мы уже писали о преодолении экономического кризиса, во всяком случае, в налоговой сфере. После падения темпов роста налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2016 году (см. наш прошлогодний материал — в том году собрали 6,8 трлн рублей против 6,7 трлн рублей в 2015-м) — в 2017-м регионы пополнили бюджет уже 9 трлн рублей (рост на 32%). Рост собираемости в целом составил, однако, всего 20,7%: по темпам ударили вялое поступление региональных налогов — их собрали в 2017 году лишь на 11,9% больше, чем в 2016-м (1 трлн рублей против 904,5 млрд).

Всего же (федеральные плюс региональные налоги) регионы собрали 15,4 трлн рублей. Таким образом, каждый из 146,8 млн россиян «подарил» казне РФ в среднем 105 тыс. рублей, что почти на 20 тыс. рублей больше, чем в 2016-м (разумеется, в эту сумму входит не только и не столько НДФЛ). Самые «налогоэффективные» люди живут, конечно, в нефтегазоносных регионах РФ: так, каждый житель Ханты-Мансийского АО, где работают такие компании, как «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Лукойл», ОАО НГК «Славнефть», ПАО «Газпром нефть», сгенерировал в прошлом году налогов на 1,3 млн рублей, Ямало-Ненецкого АО — на 2 млн рублей, Ненецкого АО — на 1,4 млн рублей. При том, что Москва входит в тройку регионов по величине собираемых налогов наряду с ХМАО и ЯНАО, каждый москвич в том же 2017 году сгенерировал в среднем лишь 223,6 тыс. рублей налогов.

Каждый житель Ханты-Мансийского АО, где работают такие компании, как «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Лукойл», ОАО НГК «Славнефть», ПАО «Газпром нефть», сгенерировал в прошлом году налогов на 1,3 млн рублей. Фото youtube.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector