Феодор стратилат

Феодор Тирон

Существует множество икон, на которых изображено два воина в доспехах. Это Федор Стратилат и его тезка прозванный Тироном. По преданию, оба воина родились в одной и той же римской провинции. Феодор Тирон был ратником мармаритского полка, квартировавшего в городе Амасии. Он отказался подчиниться своему центуриону Вринку и не принял участие в публичном поклонении идолам. За это его жестоко пытали, а затем сожгли на костре. Однако останки великомученика не были повреждены огнем, и их похоронила в своем доме христианка Евсевия.

Житие обоих святых тесно переплетается друг с другом, а их часто изображают вместе. Это связано с тем, что во период существования Византийской империи эти великомученики олицетворяли христианское начало в военной мощи государства. Обоих Феодоров также связывали с Георгием Победоносцем, вероятно, из похожей истории с победой над змеем.

Упоминание о святом

Феодор Стратилат (миниатюра Феодоровского Евангелия, 1327 год)

Существуют предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом.

При захвате Сирии сарацинами
В храме Феодора Стратилата, который был расположен недалеко от Дамаска в местечке Карсата произошли события, о которых упоминали Анастасий Синаит, патриарх Антиохийский и Иоанн Дамаскин, жившие в VII — VIII веках. Когда местность была захвачена, храм был разорён и впоследствии подвергся осквернению, в нём поселились сарацины. В какой-то момент один из них выстрелил из лука в изображение святого Феодора Стратилата, написанное на стене церкви красками. Стрела попала в правое плечо святого и, по преданию, по стене потекла кровь. Те, кто жили в здании, удивились этому факту, но не покинули здания церкви. Через некоторое время все, жившие в церкви, скончались, а это было около двадцати семей. Причины болезни остались невыясненными, при этом жители окружающих домов были живы и здоровы.
В последнем сражении Русско-византийской войны 970—971 годов
по утверждениям «Повести временных лет» святой помог грекам в сражении июля 971 года — при существенном численном перевесе руссов битва закончилась безрезультатно, а Святослав Игоревич был ранен. Лев Диакон сообщает, что «Впоследствии распространилось твердое убеждение, что это был великомученик Феодор, которого государь молил и за себя, и за все войско быть соратником, покровителем и спасителем в битвах».

См. также:

Житие святого князя Феодора Ярославского

Князь Феодор родился между 1240 и 1245 гг. Точная дата неизвестна, и этот год принят исходя из предположения, что Фёдор женился на ярославской княжне Марии Васильевне, когда ему было около 20 лет. Брак, как считается, был заключен около 1260 г. После смерти отца получил в удел маленький и скудный городок Можайск. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил.

Миниатюра из Лицевого свода: «в Ярославле сел на княжение князь Федор Ростиславич, внук Мстиславов, правнук Давыдов»

В 1279 г., после смерти брата Михаила, он стал и князем Смоленским. Впрочем, он всего лишь имел такой титул, а реально делами Смоленска занимался его племянник Александр Глебович. 

В конце 1270-х гг. князь Феодор вместе с другими князьями поехал в Орду для поклонения хану Менгу-Темиру и для оказания последнему помощи в борьбе против Яссов и Камских болгар. Одержав над ними в 1277 г. победу, Феодор еще на три года задержался в Орде, поскольку «…а князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его…». К тому моменту, когда Феодор вернулся в Ярославль, скончалась его супруга Мария, а власть в городе, при поддержке бояр и в виде регентства над малолетним внуком Михаилом, захватила теща, княгиня Ксения. Князя даже не пустили в город, объясняя это тем, что «… у нас не в обычае принимать к себе в князья приходящего из чужой земли; довольно для нас иметь своим князем наследника Феодорова, Михаила…». Феодор принял решение вернуться в Орду, где жена хана «…его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати…». После долгих колебаний и со стороны хана, и со стороны князя, Феодор женился на ханской дочери (в крещении Анна) и родил двух сыновей: Давыда и Константина. Феодор имел при дворе хана большое влияние и использовал это для распространения и укрепления Православия среди татар. Ордынцы усваивали русские обычаи и нравы. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и до самой Монголии.

Жил Феодор в Орде до 1290 г. Именно в этом году до него дошли известия о смерти его первенца Михаила. С богатыми ханскими дарами и большой дружиной он вернулся и сел на княжение в Ярославле, где до самой смерти заботился о благоустроении своего удела, о строительстве и иждивении православных церквей. В 1299 г., тяжело заболев, он принял монашеский постриг и 19 сентября скончался. Перед смертью «… исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него — всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми…». С тех пор день 19 сентября стал датой почитания святого благоверного князя Феодора и его сыновей Давыда (ум. 1321 г.) и Константина (точная дата смерти неизвестна), которые в своем образе жизни подражали отцу.

Библиотека Русской верыЖитие и чудеса святых благоверных князей Ярославских: Феодора, Давыда и Константина. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Феодор Стратилат и великомученица Ирина

Также распространены иконы Феодора Стратилата со святой великомученицей Ириной.
Существует храм Святого Феодора и Мученицы Ирины — это надвратная церковь Ипатьевского монастыря.
Распространение этих икон связано с тем, что эти мученики являлись тезоименитыми святыми царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой, венчание которых состоялось в 1580 году.

В течение последующих двенадцати лет после свадьбы у них не было детей, что являло серьёзную проблему, особенно она обострилась после вступления Феодора на царство в 1584 году.
Так как царствующая пара располагала возможностями, по повелению московских правителей были созданы многочисленные памятники, которые явились дорогими подарками знаменитым монастырям и храмам Русского государства <i>«в моление»</i> о чадородии.
Иконография сопровождалась изображениями небесных ангелов царя и царицы, моливших Бога о даровании наследника.
По всей России были построены многочисленные церкви в честь святых Феодора и Ирины, а также открыты приделы в храмах.
В иконостасы этих храмов обязательно включались патрональные образы царских ктиторов.

Особенно щедро был одарен Троице-Сергиев монастырь, который был местом царского паломничества (так называемый «Троицкий ход»). После того, как в 1585 году был построен Успенский собор, по приказу царя в -1586 годах были развёрнуты активные работы по художественному оформлению храма.
В монастырском храме Успения был учреждён придел святых Феодора и Ирины, и для него были написаны иконы.

В период -1590-х годов по велению царской четы было создано большое количество христианских памятников, связанных с именем Феодора Стратилата

Обращает на себя внимание подборка произведений, вышитых в царицыной «светлице» Ирины Годуновой. В 1592 году был создан шитый иконостас, в котором был выполнен значительный по размерам парный образ святых, который хранится в Государственном Эрмитаже.
Кроме того, в Эрмитаже хранится пелена, на которой изображена великомученица Ирина, датируемая концом XVI века.
Эта пелена предназначалась для устроенной в честь патрональной святой надвратной церкви в Кирилло-Белозерском монастыре, в стенах которого родился отец Фёдора Иван Грозный

Когда в конце мая 1592 года родилась дочь Феодосия, царская чета разослала ещё более щедрые подарки.
Адресатами этих «милостыней» стали не только российские монастыри и церкви, но и православные монастыри Палестины.
Эти воздаяния были разосланы в июне 1592 года в честь «разрешения неплодства царицы».
Иконы, написанные в этот период, включали дополнительно к упоминаемым святым, образ преподобномученицы Феодосии Константинопольской, который обычно писался на полях.

Для икон того времени (годуновского периода) характерны следующие стилистические особенности:

  • Изображаемые фигуры удлинённые, их головы изображаются небольшими, черты лиц мелкие;
  • Образы трактуются достаточно мягко, письмо плотное (напоминающее эмалевое);
  • Все детали очень тщательно проработаны.

Эти особенности усиливаются и достигают своего пика в последние годы XVI века.
Эти особенности распространяются и на светскую живопись — в меньшей степени тип ликов, а особенно техника исполнения порождает большое количество откликов в искусстве этого периода.

Керченское сражение 8 июля 1790 года

В кампании 1790 года турецкое командование планировало силами своего флота провести в Крыму высадку десанта, собранного в портах кавказского побережья. Одновременно 40-тысячная турецкая армия готовилась к наступлению на Кубани.

Флот сапудан-паши Хюсейна 28-29 июня показался у берегов Крыма между Севастополем и Ялтой. Предполагая, что противник направился в сторону Керченского пролива, Ушаков 2 июля вышел в море на его поиски. Черноморский флот насчитывал

  • 10 линейных кораблей (включая один 80-пушечный, четыре 66-пушечгых и пять 50-пушечных причем последние были большими фрегатами)
  • 6 фрегатов
  • 16 малых судов.

На кораблях и фрегатах имелось  836 орудий.

Пройдя вдоль берегов Крыма до Тамани, Ф.Ф.Ушаков утром 8 июля, отправив крейсерские суда в дозор, стал с флотом на якорь у Керченского пролива.
Вскоре после 09 часов 30 минут крейсерское судно, державшееся в стороне Анапы, сигналом донесло о появлении противника. Через полчаса на горизонте показался турецкий флот в составе

  • 10 линейных кораблей ( в том числе четыре флагманских),
  • 8 фрегатов
  • 36 судов других классов.

Всего на линейных кораблях и фрегатах имелось до 1100 орудий.

Ф.Ф.Ушаков решил принять бой под парусами, снялся с флотом с якоря и построил линию баталии из 16 кораблей и фрегатов. На должности командира авангарда состоял старый друг и однокурсник Ушакова по выпуску из Морского корпуса 1766 года капитан бригадирского ранга Г.К. Голенкин, неся свой брейд-вымпел на 66-пушечном корабле «Мария Магдалина».
Сам Ф.Ф.Ушаков поднял свой флаг на 80-пушечном корабле «Рождество Христово».

Пользуясь превосходством в силах и выгодном положении на ветре, Хюсейн с 10-ю кораблями атаковал российский флот, направив главный удар на его авангард. Маневр турецких линейных кораблей прикрывался бомбардирскими судами, стрелявшими из тяжелых мортир с дальней дистанции. Турецкие фрегаты и малые суда  держались за линией баталии.

Около полудня линейные корабли Хюсейна открыли огонь, русские ответили по сигналу Ушакова «Вступить в бой с неприятелем».

Авангард бригадира Г.К. Голенкина, следуя передовому 50-пушечному кораблю «Святой Георгий Победоносец», выдерживал атаку противника, отвечая  ему точным и энергичным огнем. С целью нейтрализации усилий противника, Ф.Ф.Ушаков сигналом вывел из линии 6 сравнительно слабых 40-пушечных фрегата, образовав из них «корпус резерва» для подкрепления авангарда.

Одновременно он приказал сомкнуть линию, то есть противопоставил турецкой линии свои наиболее сильные корабли, и сам с центром, «прибавя парусов», поспешил на помощь своему авангарду.

Около 15 часов русские корабли сблизились на дистанцию картечного выстрела (менее 100 метров), при этом Ф.Ф.Ушаков на своем 80-пушечном корабле  «Рождество Христово»  атаковал флагманский корабли капудан-паши.
В это время фрегаты «корпуса резерва» продвинулись вперед и поддержали авангард своей линией баталии.

В 16 часов, когда головные русские корабли поставили авангард противника в опасное положение, турецкий флот, вслед за кораблем Хюсейна, устремился выйти из боя и в беспорядке повернул на обратный курс, разойдясь контр-галсами с линией баталии Российского флота. При этом ряд турецких кораблей сблизились с русским центром и попали под  жестокий огонь с «Рождество Христово» и «Преображение Господня».

На одном турецком корабле была сбита бизань-мачта, на другом упали сбитые фор-марсель и крюйсель. Вспомогательное судно турок, державшееся при повороте среди  линейных кораблей, было потоплено.
Многие турецкие корабли потеряли   сбитые русскими ядрами флаги. Один из них был подобран шлюпками с корабля «Святой Георгий Победоносец» и взят в качестве трофея.

Ф.Ф.Ушаков, выйдя на ветер, на своем флагманском корабле повернул на правый галс для преследования противника, приказав авангарду повернуть оверштаг, а прочим  кораблям, не соблюдая порядковых номеров в линии баталии, вступить в кильватер кораблю «Рождество Христово».
Таким образом, командующий Черноморским  не только успешно отразил атаку противника    и нанес его кораблям повреждения, но и искусным маневром выиграл ветер, быстро построил линию баталии и начал преследовать турецкий флот.

«Легкость ходу» турецких кораблей и наступившая темнота позволили Хюсейну избежать нового столкновения и спастись бегством от разгрома.  Ночью Ф.Ф.Ушаков продолжал преследование, придерживаясь курса вероятного отступления противника. Но последний утром обнаружен не был, и Черноморский флот 12 июля вернулся в Севастополь.

За победу в Керченском сражении Ф.Ф.Ушаков был награжден орденом Святого Владимира 2 степени.   

Топонимика, общественные организации, личности

Населённые пункты:

  • В Великом Новгороде есть улица под названием Стратилатовская, которая названа по одному из двух в городе храмов в честь Фёдора Стратилата.
  • Также в Великом Новгороде в честь святого именовался Фёдоровский ручей в центре города, сейчас — улица Фёдоровский Ручей. На улице находится старинная церковь Фёдора Стратилата на Ручью (1360 год).
  • В Московской области существовало село Стратилацкое (с 1574 года до середины XVII века, сейчас — Середа).
  • На Кипре есть деревня Айос Феодорос.

Корабли и суда

По указу князя Г. А. Потёмкина была заложена серия из 6 46-пушечных фрегатов. Фрегат Фёдор Стратилат был заложен в конце 1788 года. Строители М. Иванов и А. С. Катасанов. Спущен на воду 09 апреля 1790 года, вошел в состав Черноморского Флота.

Общественные организации:

  • Фонд Святого Феодора Стратилата — это организация, которая вместе с сёстрами Спасо-Богородицкого монастыря (под Вязьмой) работает над «Электронным помянником». Это общенародная информационная база молитвенной памяти воинов, погибших в Великую Отечественную войну, которая по готовности будет доступной через интернет.
  • В Костромской области при Алексеевском храме города Шарья действует военно-патриотический клуб в честь Феодора Стратилата.

Феодор Стратилат считался небесным покровителем не только деятелей науки и искусства, но и целых деревень:

  • Ярослав Всеволодович (1191—1246) — сын Всеволода Большое Гнездо, князь переяславский, великий князь киевский, великий князь владимирский.
  • Фёдор I Иоаннович (1557—1598) — царь всея Руси и великий князь московский, третий сын Ивана IV Грозного.
  • Фёдор Головин (1650—1706) — русский дипломат и государственный деятель времён Петра I.
  • Село Большое Колычёво — имение служилых, военных людей.

Феодор Стратилат несёт Феодоровскую икону в Кострому

Кроме этого, Феодор Стратилат особо почитается в городе Костроме, это связано восстановлением города после нашествия хана Батыя в 1230-х годах.
В 1239 году Ярослав Всеволодович восстанавливает Кострому и ставит в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.
Феодор Стратилат становится покровителем города, и именно в эту церковь помещают чудесно обретенную икону Божьей матери, которая с этого момента именуется Феодоровской иконой.

В 1597 году над Святыми воротами Ипатьевского монастыря был выстроен двухшатровой храм, освященный в честь мученицы Ирины и святого великомученика Феодора Стратилата.
Это было связано с бездетностью царской четы Феодора Иоанновича и Ирины Ирины Годуновой.
В этом же монастыре в 1613 году происходило Призвание на царство Михаила Фёдоровича.
По мнению ряда современных историков, инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери.

Монастырь был особо почитаем как «Колыбель Дома Романовых», а храм Феодора Стратилата до октябрьской революции 1917 года был главным собором Костромы.
Во времена советской власти происходили гонения на церковь.
Храм был разрушен, упоминание святого в светской жизни исключалось.

После распада СССР, в Костроме была увековечена память Феодора Стратилата:

  • В 1994 году на воинском кладбище была возведена часовня по проекту архитектора Л. С. Васильева.
  • В 2002 году был установлен памятник на территории Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора. Он был освящен в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
  • В 2004 году в связи с 260-летием Костромской епархии была учреждена медаль святого великомученика Феодора Стратилата, покровителя богохранимой Костромы.

Тропарь, кондак и канон святым Феодору, Давыду и Константину

Тропарь на преставление святаго, глас 4.

Яко целитель преизряден, и казатель благоприятен, мирскии мятеж оставил еси. Крест свой на рамо взем и божественным житием по́жив. И воздержанием плоти душу украсив еси. И к мощем твоим притекающим, сосуд благодати показася всеблаженне. Тем молим тя воспевающе твою память во псалмех и песнех преподобне Феодоре, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Тропарь на перенесение мощей святаго, глас 8.

Яко звезды многосветлыя от юности восиявше, осветили есте сердца верных пренесением честных мощей ваших. Во плоти яко ангели на земли показастеся, пощением насаждени бысте яко древа, при водах воздержания, напоени струями слез ваших, и скверну омысте. Сего ради явистеся приятелища Божия Духа, Феодоре и Давыде и Константине молите Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 4.

Явися велие солнце Христове церкви, просвещая учение светлостьми́ всечестне. Яко черпалом златым от кладязя  неиско́паннаго чудес почерпл еси от источника неистощимаго, на успение свое испил еси блаженнее Феодоре. Ныне всем даеши грехов прощение, слава преподобным.

Библиотека Русской верыКанон святым благоверным князьям Феодору, Давыду и Константину →

Читать онлайн

История

Впервые крепость и приход Фуна упоминается в патриарших актах 1377—1379, 1384 и 1390 годов как предмет спора между Херсонским, Готским и Сугдейским митрополитами, а также в схожих по датам казначейских списках Каффы. В средневековье мимо укрепления пролегал торговый путь из Горзувита (Гурзуфа) и Алустона (Алушты) в степной Крым. После перехода под контроль Генуэзской республики крымского побережья от Кафы до Чембало и образования Газарии, княжество Феодоро построило ряд крепостей, располагавшихся выше в горах, напротив главных крепостей генуэзцев. Они контролировали и сдерживали продвижение противника вглубь Крымского полуострова, с другой стороны, являлись плацдармами для захвата прибрежных городов. Их возведение было вызвано борьбой между княжеством и генуэзцами за контроль над торговлей в регионе. Крепость Фуна в этой системе выполняла роль восточного пограничного форпоста, центра округа Кинсанус, которая не только противостояла генуэзской крепости Луста, но и контролировала важный караванный путь.

Закладная плита 1459 года (из раскопок 1982 года, реконструированная копия, оригинал фрагментирован на 3 части)

Согласно данным В. П. Кирилко, обобщившим ранние работы и проведшим комплексное архитектурно-археологическое исследование памятника, крепость была возведена не ранее 1422 и не позднее конца 1423 года, вероятней всего, весной-летом 1423 года. В октябре-ноябре 1423 года укрепление подверглось разрушению в результате землетрясения. Предположительно, в 1425 году Фуна была восстановлена, однако после пострадала от пожара, причины и дата которого неизвестны. Предать укрепление огню могли генуэзцы, в ходе войны 1434 года предпринявшие против феодоритов экспедицию во главе с Карло Ломеллини, либо османы, которые в 1447 и 1454 годах грабили побережье. В 1459 году крепостной ансамбль претерпел основательную перестройку и был превращен феодоритами в замок. Сохранилась однозначно датированная и богато украшенная закладная плита. Был возведен 15-метровый трёхъярусный донжон, внутренние размеры которого составляли примерно 6 на 10 метров при толщине стен 2,3 метра. Он был расположен в районе ворот, обеспечивал прикрытие вылазных калиток и прострел прилегающей площади цитадели. Гарнизон замка составлял примерно 30—40 воинов. В оборонительную структуру стен была встроена и двухэтажная одноапсидная церковь.

Вид на развалины крепости Фуна и храм Феодора Стратилата, почтовая карточка, конец XIX века

Это было главное, но не единственное культовое сооружение поселения Фуна. За пределами крепости археологами была обнаружена также маленькая кладбищенская часовня.

В 1475 году в результате захвата Крыма турками-османами крепость Фуна прекратила своё существование как фортификационное сооружение и пришла в упадок. Церковь Феодора Стратилата уцелела. Позднее она неоднократно перестраивалась и служила главным храмом для христиан Алуштинской долины.

В 1778 году после русско-турецкой войны, желая ослабить Крымское ханство, Российская империя инициировала переселение христианского населения Крыма в северное Приазовье. Приход и церковь в Демерджи (бывшей Фуне) опустели, однако даже в первой половине XIX века, после вхождения Крыма в состав Таврической губернии, здание находилось в удовлетворительном состоянии. Храм был описан П. И. Кёппеном. Примерно к этому же времени (1836) относятся письменные опросы старожилов Алушты, греков Мариупольского уезда, о наименовании храма и зафиксировано его посвящение святому Феодору Стратилату.

В 1842 году по указанию М. С. Воронцова в Алуште по проекту Г. И. Торичелли был построен и освящён новый храм Феодора Стратилата, причем он рассматривался как преемник исторического.

В 1889 году храм в Демерджи был обследован, измерен и сфотографирован А. Л. Бертье-Делагардом, который в 1918—1920 годах опубликовал несколько работ, имеющих научное значение до настоящего времени.

В результате обвала южной скальной стены Демерджи 1894 года и последующих обвалов селение переместилось на 1,5 км южнее. Храм тоже пострадал, но не рухнул. Значительный урон зданию нанесли землетрясения 1927 года. Стены строения обрушились, сохранился лишь первый этаж и одиночная боковая стена.

Храмы

В России известны сейчас 3 храма прп. Феодора Студита (включая церкви с посвященными святому приделами в Костромской области – церковь Богоматери Федоровской и в Татарстане – Покровская, в Спасском районе).

Интересный фактНаиболее известный храм находится в Москве у Никитских ворот. Церковь построил в 1626 г. патриарх Филарет, в мире носивший имя Феодора. Федоровская церковь, как считают – место крещения А.В.Суворова. Здание восстановлено в 1990-е гг., в 1993 г. передано Церкви.

Московская церковь Феодора Студита, что у Никитских ворот. 1881 год

В бывшем Константинополе сохранились только развалины Студийской обители – память о подвиге человека, через всю жизнь пронесшего свою несгибаемую веру. Почти исчезло имя Феодора в мусульманском Стамбуле, но жив исповедник в Царстве Небесном и в памяти верующих, назидающихся его жизнью.

Федор Ростиславович Черный

Федор появился на свет где-то в 1231–1239 гг. С самого детства это был смиренный и благочестивый человек. После того как почил его отец, в наследство юноше досталось небольшое местечко Можайск. Спустя некоторое время он сделал из него людный и достаточно небедный город, чем заслужил любовь и уважение у населения.

В 1260 году он женился на княгине Марии Васильевне и стал княжить в Ярославле. В этом браке родился сын Михаил

Князь, совершая ратные походы в 1277 году на осетинские земли, привлек к себе особое внимание и почитание хана Менгу-Тимура. Около трех лет он провел в Орде, но, когда вернулся, жена его уже скоропостижно скончалась, а теща – княгиня Ксения — вместе с боярами воспротивилась его возвращению, и князем был объявлен его малолетний сын Михаил

Федор вынужден был вернуться опять в Орду и там повенчался с дочерью хана, которая перед этим крестилась с именем Анна. Она подарила ему сыновей Давида и Константина. То почитание и уважение, которое он приобрел в Орде, князь использовал во благо Руси и Русской Церкви. За годы, проведенные у хана, он построил несколько православных храмов.

В 1290 году, когда умер его сын Михаил, князь Федор с семьей, наконец-то, вернулся в Ярославль. На родине он стал ревностно и усиленно заботиться о своем княжестве и соотечественниках. Святой Федор построил много церквей и соборов.

18 сентября 1299 года, предчувствуя близкий конец, князь принял схиму. 19 сентября он, искренне испросив прощения у всех жителей, мирно отошел к Богу.

5 марта 1463 году состоялось приобретение нетленных мощей святого Федора и его детей Давида и Константина.

Так прославился святой Федор. Именины по церковному календарю отмечаются 19 сентября (2 октября) – день кончины, 5 (18) марта – обретение мощей, 23 мая (5 июня) – Собор Ростовских святых.

С 1989 по 2011 год святые мощи хранились в Ярославле, в Феодоровском кафедральном соборе, сейчас хранятся в Успенском соборе.

Феодосий

  • Феодосий, прп. Март 8
  • Феодосий, мч. Март 14
  • Феодосий Январь 21
  • Феодосий, мч. Апрель 13
  • Феодосий (Соболев), прмч., архимандрит Январь 26 (Новомуч.) Сентябрь 17
  • Феодосий (Ганицкий), исповедник, епископ, Коломенский Январь 26 (Новомуч.) Апрель 20
  • Феодосий, прп., игумен, Триглийский Январь 1
  • Феодосий (Болдырев), сщмч., иерей Январь 26 (Новомуч.) Декабрь 16
  • Феодосий (Беленький), сщмч., иерей Январь 26 (Новомуч.) Декабрь 29
  • Феодосий (Александров), сщмч., иеродиакон Январь 26 (Новомуч.) Август 28
  • Феодосий, митрополит, Трапезундский Январь 11
  • Феодосий Антиохийский, прп. Январь 11
  • Феодосий Болгарин, Терновский, прп. Февраль 17
  • Феодосий Бразский, сщмч., митрополит Сентябрь 22 (Имя сщмч. Феодосия внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года. Прославление совершено Румынской Православной Церковью.)
  • Феодосий Великий, император Январь 17
  • Феодосий Великий, Киновиарх, прп. Январь 11 (общих житий начальник)
  • Феодосий Глушицкий, прп. Май 13 Октябрь 12
  • Феодосий Едесский, столпник Июль 9
  • Феодосий Кавказский
  • Феодосий Младший, император
  • Феодосий Новый, прп., врач Август 7
  • Феодосий Новый, царь Июль 29
  • Феодосий Печерский Август 28 (Печер.(Д)) Август 14 (Перенесение мощей) Май 3 Сентябрь 2 (общих житий начальник)
  • Феодосий Сийский, прп. Октябрь 29
  • Феодосий Сирмийский, мч. Март 27
  • Феодосий Терновский, прп. Ноябрь 27
  • Феодосий Тотемский, Суморин, игумен Январь 28
  • Феодосий Череповецкий, прп. Сентябрь 25
  • Феодосий Череповецкий, прп. Ноябрь 26
  • Феодосий Черниговский, архиепископ Сентябрь 9 (Обретение и перенесение мощей) Февраль 5

Смена курса

Средиземноморская кампания 1798–1800 годов стала последним масштабным предприятием под руководством Ушакова. Успехи были очевидны: греческие острова в Средиземном море были освобождены от оккупационного режима наполеоновской Франции, причем адмирал всегда прикладывал максимум собственных усилий для того, чтобы избежать человеческих жертв.

Федор Федорович сначала договаривался о поддержке с местным населением, и лишь потом высаживался русский десант, который быстро обезвреживал французские гарнизоны. Наших воинов везде встречали как освободителей, а жители острова Корфу наградили Ушакова именным золотым мечом. Флот Ушакова принимал участие и в морской части военной операции по освобождению Италии от наполеоновских войск. Но после приказа императора Павла в октябре 1800 года эскадра адмирала вернулась в Севастопольскую бухту.

А через полгода император Павел был убит заговорщиками. На престол взошел его сын Александр I. Политика России резко изменились. О военном флоте словно забыли.

Ушакова перевели в Петербург на должность командующего Балтийского гребного флота, позже – начальника флотских команд в Санкт-Петербурге. Но фактически адмирал остался не у дел. Все свои силы он отдавал на заботу о быте моряков, хлопоты о искалеченных и обездоленных сослуживцах.

«Всемилостивый государь! – обращался 62-летний адмирал к Императору. – В высокославной службе Вашего императорского величества находился я сорок четыре года, продолжаю оную беспорочно (…) более сорока кампаний сделал на море, две войны командовал Черноморским линейным флотом против неприятеля, был во многих флотилиях с пользою (…) Ноне же при старости лет моих отягощен душевной и телесной болезнью и опасаюсь при слабости моего здоровья быть в тягость службе и посему всеподданнейше прошу, дабы высочайшим Вашего императорского величества указом поведено было за болезнью моей от службы меня уволить»

В конце Федор Федорович приписал: «Не прошу я награды, знатных имений, высокославными предками Вашими за службу мне обещанных, удостой, Всемилостивейший государь, тем, что от высочайшей щедроты Вашей определено будет на кратковременную жизнь мою к моему пропитанию».

Читая это письмо, Александр сказал:

— Упрямец. Мы на морях воевать не будем. Отпустите его, пусть молится Богу.

Императорский указ гласил: «…Балтийского флота адмирал Ушаков по прошению за болезнью увольняется от службы с ношением мундира и с полным жалованьем».

Великий флотоводец, политик и дипломат, отец многих поколений русских моряков отправлялся в Тамбовскую губернию.

Прижизненный портрет адмирала Ф.Ф. Ушакова. Неизвестный художник. Эрмитаж. 1807 г. 31 июля 1791 г.

Икона святого Феодора Стратилата

Самая древняя икона святого была написана два века назад в мастерской, которая находится рядом с Новгородом. На ней изображен воин, держащий в одной руке копье, в другой — щит. Его лик в православии изображен как героического воина и защитника. Это не случайно. Ведь при жизни он был военачальником. Под его руководством был побежден злобный змей, который напал на город и пожирал все что попадалось на его пути.

Среди всех жителей города только Феодор проявил храбрость и пошел на сражение. В результате змей был побежден, а святого все запомнили как храброго и доброго военачальника. Прошло не много времени как был утвержден орден святого Феодора Стратилата. Его вручали воинам только за особые заслуги во время службы. За проявления храбрости, мужества и отваги.

Сегодня существует достаточно много различных образов святого. Его могут изображать и как на древней иконе со щитом в руке, а могут и с крестом. В случае покупки иконы Феодора Стратилата небольших размеров, ее можно сделать как оберег. Молитва перед святым помогает:

  • укрепить веру;
  • защитить семью от проблем;
  • найти выход из самых тяжелых жизненных ситуаций.

Более того св. Стратилат является покровителем военных. Отправляясь на службу каждый из служащих старается приобрести себе небольшую иконку с ликом, чтобы она оберегала от всего плохого и опасного, прося благословение на хорошую службу.

При наличии в семье тяжелобольных или одержимых бесами и другими дьявольскими силами, священнослужители рекомендуют родственникам обращаться к Феодору прося об исцелении и защите.

Православие. Словарь-справочник

Феодор Стратилат

великомученик
, происходил из города Евхаит (в Малой Азии, ныне Турции) и был воеводой (по-гречески – «стратилатом») в городе Гераклее, близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали веру Христову. Когда слух об этом дошел до императора Ликиния (308-323), соправителя Константина, он прибыл в Гераклею и принуждал Феодора поклониться идолам. Когда же св. Феодор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям. Св. Феодора растянули на земле, били железными прутьями, строгали его тело острым железом, палили огнем и, наконец, распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью Ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело св. Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие. Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить св. Феодора, что и совершилось в 319 г. Страдания св. Феодора были описаны их очевидцем, слугой и писцом Уаром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector