Герой нашего времени

Структура и значимость произведения

Повесть состоит из пяти коротких рассказов-глав, раскрывающих характер Печорина — центрального персонажа. Произведение представляет собой рамочный рассказ, описанный тремя разными рассказчиками в разные моменты. Через свои журналы Григорий рассказывает большую часть истории.

Печорин — главное действующее лицо — одна из самых противоречивых фигур в русской литературе. Его характер воплощает в себе множество противоречий: моральных, философских и психологических. Это вопросительный знак русской литературы, ходячее несоответствие, психика которого медленно раскрывается на протяжении пяти историй романа. Благодаря этому анализу Печорина в различных ситуациях роман взял на себя роль первого произведения, в котором проявляется интерес к психике человека.

Однако Лермонтов приводит контраргумент во введении ко второму изданию «Героя нашего времени», что Печорин — это не просто образ, это социальный портрет. Этот акт использования уникальной личности человека для изображения психологии большой группы или поколения и интерес к психологии персонажей можно увидеть в персонажах будущих русских романов, таких как Базаров в «Отцах и детях» Ивана Тургенева и подпольный человек в «Записках из Мертвого дома» Федора Достоевского.

Печорин – центральный образ романа

Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.

Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать людей, разрушает их жизни, но есть в нем сила притяжения, заставляющая окружающих подчиняться его воле, искренне любить его и сострадать отсутствию в его жизни цели и смысла.

Каждая часть романа – отдельная история из жизни Печорина, в каждой – свои персонажи, и все они с той или иной стороны приоткрывают тайну души «героя времени», делая его живым человеком. Кто же те действующие лица, которые помогают нам увидеть «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии»?

Часть вторая (Окончание журнала Печорина)

2) Княжна Мери

Печорин подробно описывает свои похождения в Пятигорске и Кисловодске. Здесь щеголеватый офицер встречается с давним приятелем, юнкером Грушницким, а также знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью Мери (имя Мария на английский/американский манер). Также Печорин встречается с доктором Вернером, и узнаёт от него много интересного.

Но не только за княжной Мери ухаживает Григорий Печорин: узнав о появлении давней знакомой, Веры, офицер волнуется. Постепенно завязывается очень напряжённая интрига.

Постепенно приятельство Печорина и Грушницкого перерастает во вражду, и оборачивается дуэлью. Грушницкий гибнет. Печорин возвращается домой, В Кисловодск, находит записки. Одна из них от Веры.

И тогда Григорий Александрович седлает коня и мчится в Пятигорск, ибо понимает, что расстаётся с любимой женщиной навеки. Однако в нескольких километрах от казачьей станицы ужасно усталый конь падает на землю и умирает. Печорин в полном отчаянии. После нескольких часов переживаний щеголеватый офицер наконец-то понимает, что гнаться за потерянным счастьем напрасно.

Вернувшись домой ранним утром, Григорий Александрович спит весь день, просыпаясь вечером. А на следующий день Печорин прощается с княжной Мери. Поведение странно – ибо офицер говорит о том, что он заслужил ненависть. Так и случилось.

3) Фаталист

Как-то остановился Григорий Печорин в казацкой станице и познакомился там с фаталистом по фамилии Вулич. Этот азартный поручик однажды решил поспорить о том, есть ли предопределение или нет. В тот вечер Печорин заметил, что Вулич умрёт, и очень скоро. Поручик решил выстрелить себе в лоб, однако случилась осечка.

Рискованное пари было выиграно. После серьёзного спора поручик решительно пошёл к себе домой. Печорин заподозрил неладное. Когда все разошлись по домам, Григорий Александрович наткнулся на что-то мягкое и мёртвое. Оказалось, что посреди улицы лежит свинья, зарубленная саблей. Виновник безобразия – казак, напившийся чихиря (крепкий спиртной напиток).

Вскоре Печорин узнал страшную новость: Вулич убит. Как это случилось? Поручик столкнулся с пьяным казаком и сдуру задал дебоширу вопрос «кого ты ищешь?». И тогда казак ударил Вулича саблей. Рана была смертельной.

Убийца скрывался в пустой хате. Нужно было обезвредить преступника, но как? И Печорин додумался до дерзкого поступка: проник через окно в хату, едва не получив смертельную пулю. Григорий Александрович помешал казаку-убийце схватить саблю, а чуть позже казаки ворвались в хату и связали преступника.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

Данная работа предполагает раскрытие темы в русской литературе на примере двух конкретных персонажей – Григория Печорина и Евгения Онегина, героя одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. Литературоведы часто называют Печорина наследником Онегина, в сочинении стоит отталкиваться от этого мнения и попытаться проследить преемственность, понять, что именно Печорин унаследовал от пушкинского героя. Нужно отразить сходство и различие между персонажами. Анализируя персонажей, можно оттолкнуться от имен героев. Онега и Печора – две реки, первая — спокойная, вторая, наоборот, — буйная. Лермонтов не случайно дал своему герою «речную» фамилию. Таким образом, автор с одной стороны отсылает читателя к Онегину, а, с другой стороны, намекает на различие между героями. Раскрывая тему лишнего человека, необходимо показать «многообразие» подобных образов в русской литературе. Правильным будет упомянуть и других персонажей русской классики, подходящих под этот тип. Таков, например Чацкий из «Горя от ума». Полезным дополнением будет проведение параллелей между создателями двух рассматриваемых образов: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Отталкиваясь от их судеб и творчества, можно задаться вопросом, почему оба автора обратились к теме лишнего человека. Нельзя оставить без внимания и истоки образов в зарубежной литературе. Онегина и Печорина можно представить как два типажа «байроновских героев».

Часть первая

1) Бэла

Рассказчик выехал из Тифлиса в Ставрополь. Приближалась ночь, и надо было въехать на Койшаурскую гору, чтобы добраться до почтовой станции. Пришлось нанять повозку с быками и погонщиков-осетин, и начался неторопливый подъём. Однако чуть позже рассказчика ждал сюрприз: сзади приближалась битком набитая повозка, и четверо быков бодро тащили её. А вот пустую повозку шестёрка быков тащила ужасно медленно.

Попутчиком оказался штабс-капитан Максим Максимыч, начавший службу на Кавказе под началом легендарного Ермолова. Штабс-капитан отлично знал нравы осетин: любители обжуливать проезжающих (скомандовали быкам стоять – вот быки и поспешают медленно), да ещё требовать на водку.

Чуть позже, добравшись до вершины горы, рассказчик вместе с попутчиком остановился в сакле. Завязался разговор. Упомянув о том, что достаточно черкесам во время какого-нибудь сборища напиться, чтобы завязать драку, Максим Максимыч начал вспоминать былое.

И в ходе воспоминаний штабс-капитана был упомянут Григорий Александрович Печорин. Довелось бравому вояке прожить целый год с петербургским гостем. И за этот год случилось много интереснейших событий.

И первое из них случилось, когда Максим Максимыч и Печорин отправились на свадьбу. Штабс-капитан был званым гостем – даром что друг старого князя (или, на чеченском языке, кунак). Скептика Печорина ждал сюрприз – знакомство с младшей дочерью князя, девушкой по имени Бэла.

Между тем штабс-капитан заметил своего давнего знакомого – Казбича. Чуть позже Максим Максимыч стал свидетелем разговора между Казбичем и Азаматом (сын старого князя и брат Бэлы). Темой разговора была… лошадь лихого разбойника. Разговор обернулся ссорой, а затем стрельбой.

Дальше было веселее: Азамат сумел увести лошадь Казбича, и Печорин увёз Бэлу. Вскоре юная черкешенка полюбила петербургского повесу. Какое-то время они были вместе, да только однажды Печорин начал вновь ездить на охоту. Максим Максимыч был удивлён и решил поговорить с молодым скептиком. Оказалось, что Григорий Александрович страдает от пустоты своего сердца и мечтает умереть во время путешествия в одну из азиатских стран.

Прошло время, и нежданно появился Казбич. Он похитил Бэлу. Печорин с Максимом Максимычем погнались за разбойником, и догнали его. Поднялась стрельба, однако Казбич успел тяжело ранить девушку, а затем скрылся.

После трёх дней мучений Бэла умерла. Печорин долго грустил, и не говорил о погибшей возлюбленной.

2) Максим Максимыч

В этой главе случилось важное событие: рассказчик смог увидеть своими глазами Печорина и создать своего рода портрет. Интереснее всего были необычные глаза этого повесы

Смеётся Печорин, а его глаза всё так же холодны. Это говорило о постоянной душевной грусти.

Затем завязался не очень долгий разговор Григория Александровича и Максима Максимыча. Штабс-капитан был в большом волнении – давно не видел приятеля. Да вот беда, Печорин торопится уехать в Персию, и уезжает. А записки повесы остались у штабс-капитана.

Рассказчик спокойно забирает записки. Прощание с Максимом Максимычем было сухим, но это неудивительно – старый вояка был ужасно огорчён поведением Печорина.

Публикация

Первая страница повести «Тамань» в журнале «Отечественные записки», 1840, т. 8, № 2, с. 144

Роман появлялся в печати по частям с 1838 г. Первое полное издание вышло в г.

  • «Бэла» была написана в г. Первая публикация — в «Отечественных записках», март , т. 2, № 3.
  • «Фаталист» был впервые опубликован в «Отечественных записках» в 1839 г., т. 6, № 11.
  • «Тамань» была впервые напечатана в «Отечественных записках» в 1840 г., т. 8, № 2.
  • «Максим Максимыч» впервые появился в печати в 1-м отдельном издании романа в г.
  • «Княжна Мери» впервые появилась в 1-м издании романа.
  • «Предисловие» было написано в Санкт-Петербурге весной г. и впервые появилось во втором издании романа.

Характеристика и образ Печорина с цитатами

***

“. Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение. “

***

“. усы его и брови были черные. “”. немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны. “

***

“. я тогда стоял в крепости за Тереком с ротой – этому скоро пять лет. Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. “

***

***

До поездки на Кавказ Печорин служит в гвардии в Петербурге. Начальство переводит его на Кавказ за дуэль (это “наказание” было обычной практикой для подобных нарушений дисциплины):

***

“Кажется, ваша история там наделала много шума” (речь идет о дуэли в Петербурге)

***

“. Слушаю, ваше благородие. ” (“ваше благородие” – это обращение к военным IX XIV класса Табели о рангах)

***

“. я насилу мог ее уверить, что ты так хорошо воспитан и так хорошо знаешь свет, что не мог иметь намерение ее оскорбить. “

***

***

“. я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия этим не опротивели. “

***

“. влюблялся в светских красавиц и был любим – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто. “

***

“. Онам не кинула взгляд, исполненный любви и благодарности. Я привык к этим взглядам; но некогда они составляли мое блаженство. “

***

“. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями; – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти и мне стало скучнее прежнего. “

***

***

“. Его господин, закурив сигару, зевнул раза два и сел на скамью по другую сторону ворот. “

***

“. Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи. “”. Вы странный человек. “

***

“. За что она меня так любит, право, не знаю! Неужели зло так привлекательно. ” (Печорин о себе)

***

***

“. Григорий Александрович, несмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи, таков уж был человек: что задумает, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован. “

***

“. Что прикажете делать? Есть люди, с которыми непременно должно соглашаться. ” (о Печорине)

***

“. у меня, кроме этого, есть еще убеждение – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться. “

***

“. что хотя я когда угодно готов подвергать себя смерти, но нимало не расположен испортить навсегда свою будущность в здешнем мире. “

***

“. Как быть? у меня есть предчувствие Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет она меня любить или нет. “

***

“. когда Вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня. ” (княжна Мери о язвительности Печорина)

***

***

“. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. “

***

“. у вас самые прозаические вкусы и я вижу, что вы любите музыку в гастрономическом отношении”

***

“. Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами: это начинает ее пугать. “

***

“. Грушницкий мне не кланяется уж несколько времени, а нынче раза два посмотрел на меня довольно дерзко. Все это ему припомнится, когда нам придется расплачиваться. “

***

“. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия. “

***

“. я никогда сам не открываю моих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться. “

***

“. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера. “

***

“. Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. “

***

“. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. “

***

“. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен. “

***

“. я люблю врагов, хотя не по христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. “

***

“. я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин. ” (Грушницкий о Печорине)

***

“. Вот вы, например, другое дело! – вы, победители петербургские: только посмотрите, так женщины тают. “

***

“. Григорий Александрович, я уж, кажется, говорил, страстно любил охоту: бывало, так его в лес и подмывает за кабанами или козами. “

***

“. я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве. “

***

“. Однажды, наскучив бостоном и бросив карты под стол, мы засиделись у майора Сочень долго. “

«Герой нашего времени»: анализ произведения

a http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>ss=»align-left»>Роман оказался эпохальным произведением. Критики увидели в нем продолжение традиций Пушкина, а Белинский окрестил главного героя романа Лермонтова «Онегиным нашего времени».

Вот какие особенности произведения выделяют литературоведы:

Замысел и история создания романа «Герой нашего времени»

Исследователи творчества Лермонтова полагают, что замысел у писателя родился еще в 1836 году при жизни Пушкина.

Лермонтов намеревался представить героя своего поколения, подобного тому, что изобразил Пушкин. Не удивительно, что фамилию персонажу он выбрал по названию бурной реки Печоры. Этим он хотел подчеркнуть и преемственность, и отличие персонажа от пушкинского Онегина. Онега — спокойная равнинная река, которая географически южнее, чем Печора. После смерти Пушкина Лермонтов поехал служить на Кавказ, где определился с образами и локациями, которые описаны в произведении.

К написанию текста писатель приступил в 1838 году, издавая отдельные повести. Первой увидела свет «Бэла» (1839), а за ней — «Фаталист» (1839). Хронологически их содержание — это середина повествования. «Тамань» — первая по хронологии повествования глава романа — была издана в 1840 году.

«Герой нашего времени»: тема и конфликт произведения

Лермонтов продолжил тему лишних людей — особого типа литературных героев, которые сформировались в 40–50-х годах XIX века. Это люди дворянского происхождения, которые не смогли реализовать свои таланты в общественно полезной деятельности и боролись со скукой, проводя время за азартными играми, устраивая дуэли или бросая вызов нормам общественной морали.

Так, Печорин без зазрения совести разрушает семью князя, пригласившего его на свадьбу дочери. В результате его действий сын князя сбежал, а младшую дочь Бэлу обесчестил Печорин, а затем убил Казбич.

В Пятигорске герой возобновляет отношения с Верой, которая к тому времени замужняя женщина, и нарушает устоявшиеся социальные нормы светского общества по отношению к Мери. При этом он не сожалеет о том, как поступил с Мери или Бэлой, но ему жаль, что потревожил «честных контрабандистов».

«Герой нашего времени»: особенности композиции и жанр

Повествование романа построено так, что читатель узнает героя как из рассказов людей, которые с ним знакомы, так и по материалам его записей. Главы романа расположены не в хронологическом порядке. Поэтому читатель вначале узнает о событиях в крепости на Кавказе, где Печорин организовал похищение Бэлы, а затем о том, в результате каких перипетий судьбы он оказался на Кавказе.

Критики называют роман лирико-психологическим. Он сочетает в себе тему лишнего человека, характерную для русской литературы, с элементами западноевропейского романтизма.

Главный герой романа «Герой нашего времени»

После публикации романа критики разошлись во мнениях. Те, кто придерживался славянофильской ориентации, заявляли, что герои нашего времени, подобные Печорину, не характерны для русского общества. Они лишь порождение вредных влияний Запада.

Другие считали, что совершенно иную идею закладывал Лермонтов. «Герой нашего времени», по мнению Белинского, описывает трагедию поколения николаевской эпохи:

  • Молодые люди выросли в эпоху серьезных ограничений.
  • Им было сложно вписаться в жесткие социальные рамки. Поэтому они нарушали общественные нормы и вели себя вызывающе.

Печорин — спорная личность. Ему не нравятся общественные устои и своим вызывающим поведением он всячески показывает это. Он не в состоянии построить нормальные отношения. Холоден с Максимом Максимычем, Мери и Бэлой, которые проявляли к нему теплые чувства. Вызывает ревность Грушницкого, точно зная, что тот влюблен в Мери.

Интересно, что Печорину не нравятся нормы общества, к которому он принадлежит, но он, не задумываясь, участвует в колониальной войне, развязанной этим обществом. Герой также легко нарушает социальные нормы, принятые на Кавказе. Его не волнует судьба мальчика, который ради коня вынужден скрываться, чувства отца, который лишился сына и дочери, и Казбича, который остался без верного друга.

Кадр из фильма «Герой нашего времени»: UGC

«Герой нашего времени» — эпохальное произведение. С ним стоит познакомиться, чтобы узнать больше об особенностях жизни целого поколения людей, которые чувствовали себя лишними в обществе, но не могли изменить ситуацию.

08:05

08:45

06:50

07:05

08:01

07:39

2020-08-31

05:32

2020-08-31

Популярные сочинения

  • Сочинение Дуняшя в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Служанка Дуня является второстепенным персонажем в произведении. Она простая двадцатилетняя девушка из крестьянской семьи, которая хочет и пытается выглядеть как барышня.
  • Образ помещиков в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова Николай Алексеевич Некрасов является автором произведения Кому на Руси жить хорошо. Произведению автор посвятил долгие годы своей жизни. Прежде чем его написать, он проводил тщательный анализ жизней людей
  • Высказывания об отцах и детях Извечная тема родителей и детей будет актуальна всегда, так как жизнь – это круговорот. В одно время мы дети, через года уже родители. Мать является безусловно самым важным человеком для ребенка
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector