Река томь

Что такое уровень воды в реке/озере/море? Как он измеряется?

Уровень воды — это расстояние от водной поверхности водоема до нулевой отметки, от которой делаются измерения. Измерения делаются на . На стационарных гидропостах нулевая отметка фиксирована и не меняется все время существования гидропоста. Нулевая отметка привязывается к абсолютной системе высот. Чаще всего в России и странах бывшего СССР используется Балтийская система высот. В этой системе нулевая высота соответствует нулю Кронштадского футштока.

Для измерения уровня воды пользуются в самом простом случае линейкой, зафиксированной на мосте или опоре. Существуют автоматические гидропосты, проводящие измерения с помощью датчиков давления или методами волнового зондирования. Самый точный способ  — строительство закрытого колодца, сообщающегося с водоемом и помещение туда датчика давления. В этом случае исключаются ошибки, связанные с волнением на поверхности водоема.

Общая информация о реке

Главная водная артерия Кузбасса – река Томь, являющаяся правым притоком Оби. Помимо Кемеровской области Томь протекает по территории ещё двух субъектов Российской Федерации — Хакасии (где берет свое начало на западных склонах Абаканского хребта) и Томской области (где впадает в Обь в 45 км от города Томск).

Бассейн реки Томь

  • Общая длина реки – 827 км (по некоторым данным 798 км),
  • Перепад высот от истока до устья — 1185 м,
  • Средняя скорость течения считается равной 0,33 м/с (меняется от 0,3 м/с на равнине до 3 м/с в верховьях).

В районе Кемерово Томь – типичная равнинная река с медленным и неторопливым течением. В черте города на обеих берегах реки оборудованы набережные – одна в Центральном районе (Притомская набережная), другая в Кировском. Также на береговой линии Томи расположено несколько пляжей: пляж на лодочной станции, пляж в деревне Журавлево, пляж «Чайка», зона отдыха «Притомская», пляж «Берендей».

Пляж на реке Томь

Животный мир реки Томь

Когда-то в Томи здесь водилось до 30 видов рыб, но в связи с изменением климата и хозяйственной деятельностью человека, русло реки значительно обмелело. Еще одной колоссальной проблемой явилось загрязнение Томи. Все это в совокупности послужило сокращению рыбных запасов реки.

Однако, в последнее время наблюдается значительное улучшение экологической обстановки. Слив отходов практически прекратился, сократилась добыча гравия и было практически приостановлено судоходство. Томь постепенно очищается и в ее воды возвращаются такие виды рыб как хариус, ленок, таймень, осетр, пелядь, стерлядь, некоторые из которых находятся в Красной книге. Однако стоит отметить, что многие из них не восстановили свою былую популяцию, поэтому находятся под охраной.

Но не стоит отчаиваться, так как здесь также водятся окунь, щука, карась, судак, язь, чебак, гольян, налим, вьюн, сиг, елец.

Растительный мир на берегах Томи

Вдоль русла реки Томь можно встретить много неповторимых и невероятной красоты мест: здесь и тайга, и скалистые берега, места слияния с более мелкими реками. В связи с разнообразием рельефа и климата берега реки Томь отличаются пестротой почвенного покрова. В свою очередь это сказалось на разнообразии растительного мира.

На горных вершинах близ Томи произрастают растения характерные для таких природных зон, как тундра и альпийский луг, а низины и среднегорье заполнены пихтово-осиновыми лесами. Предгорья и межгорные котловины представлены растительностью степей и лесостепей.

Все леса, где протекает река Томь, можно разделить на два типа: хвойные и лиственные. Основные лесообразующие породы хвойного леса — сосна, ель, кедр, пихта. Темнохвойные леса принято называть черневой тайгой из-за темной окраски хвои, которой обладают деревья. Что касается лиственных пород деревьев, то здесь преобладают ива, липа, рябина, осина и береза.

Для южной лесостепи характерны травы: полынь, типчак, ковыль, эспарцет, тонконог, полынь. Кроме того, в лесостепях и лесах в близ береговой территории Томи, растет большое количество плодовых и ягодных кустарников и грибов.

Что такое гидропост?

Гидрологический пост (гидропост) — это место, где регулярно производятся измерения уровня воды и других важных гидрологических параметров (расход, температура воды, мутность, ледовая обстановка, толщина льда, концентрация вредных веществ и др.). Не все гидропосты, открытые когда-либо в прошлом, продолжают работу в настоящее время. А даже те, которые активны сейчас, не всегда регулярно передают данные. И не все данные, которые поступают в пункты обработки данных, публикуются в открытом доступе. Иногда данные можно узнать только в публикуемых архивных сборниках, гораздо позже, чем они были измерены.

Стационарные гидропосты работают как правило круглый год. Временные гидропосты устанавливают на период экстренных ситуаций. Гидропосты с «ручным» управлением, как правило, проводят измерения 1-2 раза в сутки. Автоматические гидропосты могут делать измерения раз в несколько минут.

Подробный анализ погоды

Максимальная температура окружающего воздуха по гидрометцентру +16°C достигается во вторник 01 сентября. На следующие 7 дней погода в Каргаске, если смотреть подробно и по часам, прогнозирует минимальные значения +1°C в воскресенье 06 сентября. Видимость в окружающей среде меняется от 1 до 10км, при этом худшая видимость будет 04 сентября — 1км. За указанный период в регионе выпадет 119.2мм осадков, большего всего осадков 33.8мм в понедельник 07 сентября, а самое маленькое количество 0.8мм в субботу 05 сентября. Облачность покрывает небо в среднем на 86%, меньше всего 67% облаков в небе 05 сентября, а больше всего 100% облачность 03 сентября. Характер погоды в Каргаске по гисметео будет меняться 7 дней следующим образом в начале периода временами умеренный дождь, а в конце — облачно.

География

Бассейн Томи

Длина реки — 827 км, ширина поймы до 3 км, перепад высот от истока до устья — 1185 м, площадь водосбора — 62 тыс. км². Среднемноголетний расход воды и годовой сток соответственно: 1100 м³/c и 35,0 км³/год. Средняя скорость течения — 0,33 м/с, на перекатах — 1,75 м/с. Замерзает в конце октября — начале ноября, вскрывается в конце апреля. Средняя продолжительность ледостава — 158—160 дней, в среднем 175 дней в год свободна от льда.

Дождевое питание реки составляет 25—40 %, снеговое — 35—55 % и грунтовое — 25—35 % годового стока.

Исток Томи находится на западных склонах Абаканского хребта, на болотистом склоне между северными отрогами хребта Карлыган и горой «Вершина Томи». Высота истока — 903 м над уровнем моря.[источник не указан 649 дней] Первые километры течёт по заболоченной долине в юго-западном направлении под названием Правая Томь.

На протяжении реки очень много скалистых обрывов.

Судоходство на Томи в прошлом и настоящем.

Прошлое судоходства на Томи

Река Томь когда-то являлась одним из наиболее стратегически важных водных путей и была судоходна начиная от устья и вплоть до города Новокузнецка. Река соединяла важные города и служила транспортной водной артерией меду ними.
В начале 17 века с возникновением города Кузнецка по реке уже ходили речные судна того времени – дощаники и маленькие лодки, которые служили для перевозки людей и их грузов. Со временем Томь превратилась в грузовую артерию между Кузнецком и Томском для перевозки таких товаров, как мед, древесина, уголь, хлеб, строительный камень и кедровый орех. Долгое время река считалась непригодна для пароходства из-за быстрого течения и наличия опасных участков особенно на отрезке, который располагается выше Томска. Однако, в конце девятнадцатого века в связи с началом строительства Сибирской железнодорожной магистрали начались работы по исследованию реки и результаты этих исследований оказались обнадеживающие. Таким образом, 6 июня 1889 года в город Кузнецк из Томска прибыл первый пароход под названием «Томь».
В жизнь реки начал активно вмешиваться человек. Во первой половине 20 века со дна реки начали добывать в огромных масштабах гравий и глину, проводили взрывные работы, чтобы по реке было возможно прохождение груженных судов и барж. Со временем количество судов увеличилось, они начали курсировать чаще. Появились частные конторы, которые осуществляли перевозки между Кузнецком и Томском, останавливаясь в деревнях и селах. Пассажирские суда стали самым быстрым и востребованным видом транспорта. Но уже к 1918 году судоходство практически сошло на нет из-за революции 1917 года и последующей Гражданской войны. Однако, во второй половине 20 века речные перевозки пассажиров и грузов начали возрождаться и вернулись к дореволюционным объемам. Строились новые теплоходы, краны и места для зимовки судов.

Судоходство на Томи в наше время.

Вмешательство человека не прошло бесследно и в настоящий момент река сильно обмельчала, появились островки и отмели, что в свою очередь снижает пропускную способность реки. К тому же использование речного пассажирского транспорта попросту нерентабельно по сравнению с другими видами, поэтому судоходство не имеет былых масштабов. В последние годы навигацией на реке Томь занимается ОАО «Томская судоходная компания», которая осуществляет грузоперевозки для нефтегазового комплекса с общим объемом грузов до 6 млн тонн.

Еще каких-то 5-10 лет назад между Новокузнецком и селом Ячменюха ходил настоящий пассажирский катер. на который можно было купить билет. Путь до Ячменюхи занимал 4 часа, в пути катер останавливался возле других деревень, стоящих на Томи. Но из-за обмельчания Томи данный маршрут был закрыт.

География

Бассейн Томи

Длина реки — 827 км, ширина поймы до 3 км, перепад высот от истока до устья — 1185 м, площадь водосбора — 62 тыс. км². Среднемноголетний расход воды и годовой сток соответственно: 1100 м³/c и 35,0 км³/год. Средняя скорость течения — 0,33 м/с, на перекатах — 1,75 м/с. Замерзает в конце октября — начале ноября, вскрывается в конце апреля. Средняя продолжительность ледостава — 158—160 дней, в среднем 175 дней в год свободна от льда.

Дождевое питание реки составляет 25—40 %, снеговое — 35—55 % и грунтовое — 25—35 % годового стока.

Исток Томи находится на западных склонах Абаканского хребта на высоте более 972 м над уровнем моря, на болотистом склоне между северными отрогами хребта Карлыган и горой «Вершина Томи». Первые километры течёт по заболоченной долине в юго-западном направлении под названием Правая Томь.

На протяжении реки очень много скалистых обрывов.

Притоки

(км от устья)
(указаны длины рек более 50 км)

  • 6 км: Шишкобойка
  • 14 км: Иштанская протока
  • 22 км: Чёрная
  • 24 км: Мостовка
  • 27 км: Камышка
  • 30 км: Самуська (длина 72 км)
  • 45 км: Порос (длина 57 км)
  • 51 км: Кисловка (протока Бурундук)
  • 58 км: Большая Киргизка (длина 85 км)
  • 68 км: Ушайка (длина 78 км)
  • 78 км: Басандайка (длина 57 км)
  • 78 км: Чёрная (длина 51 км)
  • 90 км: Ум (Смакотинка)
  • 102 км: Якунина
  • 106 км: Тугояковка (длина 52 км)
  • 115 км: Кузьминка
  • 119 км: Большая Чёрная (длина 65 км)

Томская область
Кемеровская область

  • 126 км: Шумиха
  • 127 км: Сосновка (длина 94 км)
  • 139 км: Чубур
  • 143 км: Лебяжья (длина 106 км)
  • 149 км: Иткара
  • 175 км: Тальменка
  • 180 км: Искитим (длина 55 км)
  • 186 км: Никольская
  • 196 км: Кучум
  • 201 км: Кунгурка
  • 205 км: Убиенка
  • 218 км: Пача
  • 225 км: Писаная
  • 227 км: Граматуха
  • 234 км: Стрелина (длина 69 км)
  • 240 км: Глубокая
  • 242 км: Большая Подикова
  • 243 км: Малая Подикова
  • 247 км: Балахонка
  • 255 км: Чесноковка
  • 261 км: Большая Мозжуха
  • 262 км: Малая Чесноковка
  • 266 км: Алыкаевка
  • 275 км: Большая Камышная
  • 281 км: Люскус
  • 285 км: Большая Промышленная (длина 84 км)
  • 290 км: Голомыска
  • 298 км: Березовка
  • 307 км: Большая Ляпка
  • 312 км: Шумиха
  • 323 км: Уньга
  • 333 км: Березовка
  • 339 км: Порывайка
  • 343 км: Грязная
  • 347 км: Заломная (длина 52 км)
  • 349 км: Банновка
  • 354 км: Большая Змеинка
  • 355 км: Каменка
  • 366 км: Быструха
  • 367 км: Мунгат (длина 56 км)
  • 375 км: Кедровка
  • 386 км: Большая Осипова
  • 390 км: Тайдон (длина 110 км)
  • 400 км: Пиканиха
  • 408 км: Ильмень
  • 413 км: Лачиновская Курья
  • 435 км: Тыхта
  • 436 км: Турала
  • 441 км: Бунгарап (длина 50 км)
  • 449 км: Апанаиха
  • 452 км: Пегас
  • 457 км: Арзас
  • 462 км: Тукташ
  • 465 км: Лягушья
  • 465 км: Согровая
  • 474 км: Нижняя Терсь (длина 110 км)
  • 476 км: Нижний Камзас
  • 478 км: Верхний Камзас
  • 483 км: Терсюк
  • 485 км: Убик
  • 497 км: Кедровая
  • 504 км: Черновой Нарык (длина 106 км)
  • 514 км: Средняя Терсь (длина 114 км)
  • 519 км: Верхняя Терсь (длина 95 км)
  • 523 км: Кукша
  • 525 км: Большая Курья
  • 535 км: Кушеякова
  • 546 км: Ускат
  • 550 км: Салаир
  • 561 км: Есаулка
  • 564 км: Петрик
  • 580 км: Аба (длина 71 км)
  • 585 км: Кондома (длина 392 км)
  • 600 км: Тальжина
  • 609 км: Абашева (длина 68 км)
  • 609 км: Ербогач
  • 615 км: Каландас
  • 616 км: Черемза
  • 625 км: Подобас
  • 627 км: Баланзас
  • 630 км: Тутуяс (длина 85 км)
  • 631 км: Игаза
  • 635 км: Мрассу (длина 338 км)
  • 642 км: Средний Кийзак
  • 650 км: Кийзак
  • 650 км: Чебалсу
  • 651 км: Уса (длина 179 км)
  • 665 км: Кумзас
  • 669 км: Майзас
  • 675 км: Нагазак
  • 682 км: Бельсу (длина 83 км)
  • 693 км: Верхний Каттас
  • 698 км: Теба
  • 723 км: Амзас

Кемеровская область
Республика Хакасия

  • 732 км: Большой Казыр
  • 736 км: Калтас
  • 747 км: Большой Назас
  • 749 км: Кунзас
  • 757 км: Изас
  • 762 км: Балыксу
  • 768 км: Теренсуг (длина 71 км)
  • 772 км: Шора
  • 788 км: Казымча
  • 795 км: Тузахсуг
  • 805 км: Хараташ
  • 808 км: Куйсуг
  • 818 км: Левая Томь

Притоки

(км от устья)
(указаны длины рек >50 км)

  • 6 км: Шишкобойка
  • 14 км: Иштанская протока
  • 22 км: Чёрная
  • 24 км: Мостовка
  • 27 км: Камышка
  • 30 км: Самуська (длина 72 км)
  • 45 км: Порос (длина 57 км)
  • 51 км: Кисловка (протока Бурундук)
  • 58 км: Большая Киргизка (длина 85 км)
  • 68 км: Ушайка (длина 78 км)
  • 78 км: Басандайка (длина 57 км)
  • 78 км: Чёрная (длина 51 км)
  • 90 км: Ум (Смакотинка)
  • 102 км: Якунина
  • 106 км: Тугояковка (длина 52 км)
  • 115 км: Кузьминка
  • 119 км: Большая Чёрная (длина 65 км)

Томская область
Кемеровская область

  • 126 км: Шумиха
  • 127 км: Сосновка (длина 94 км)
  • 139 км: Чубур
  • 143 км: Лебяжья (длина 106 км)
  • 149 км: Иткара
  • 175 км: Тальменка
  • 180 км: Искитим (длина 55 км)
  • 186 км: Никольская
  • 196 км: Кучум
  • 201 км: Кунгурка
  • 205 км: Убиенка
  • 218 км: Пача
  • 225 км: Писаная
  • 227 км: Граматуха
  • 234 км: Стрелина (длина 69 км)
  • 240 км: Глубокая
  • 242 км: Большая Подикова
  • 243 км: Малая Подикова
  • 247 км: Балахонка
  • 255 км: Чесноковка
  • 261 км: Большая Мозжуха
  • 262 км: Малая Чесноковка
  • 266 км: Алыкаевка
  • 275 км: Большая Камышная
  • 281 км: Люскус
  • 285 км: Большая Промышленная (длина 84 км)
  • 290 км: Голомыска
  • 298 км: Березовка
  • 307 км: Большая Ляпка
  • 312 км: Шумиха
  • 323 км: Уньга
  • 333 км: Березовка
  • 339 км: Порывайка
  • 343 км: Грязная
  • 347 км: Заломная (длина 52 км)
  • 349 км: Банновка
  • 354 км: Большая Змеинка
  • 355 км: Каменка
  • 366 км: Быструха
  • 367 км: Мунгат (длина 56 км)
  • 375 км: Кедровка
  • 386 км: Большая Осипова
  • 390 км: Тайдон (длина 110 км)
  • 400 км: Пиканиха
  • 408 км: Ильмень
  • 413 км: Лачиновская Курья
  • 435 км: Тыхта
  • 436 км: Турала
  • 441 км: Бунгарап (длина 50 км)
  • 449 км: Апанаиха
  • 452 км: Пегас
  • 457 км: Арзас
  • 462 км: Тукташ
  • 465 км: Лягушья
  • 465 км: Согровая
  • 474 км: Нижняя Терсь (длина 110 км)
  • 476 км: Нижний Камзас
  • 478 км: Верхний Камзас
  • 483 км: Терсюк
  • 485 км: Убик
  • 497 км: Кедровая
  • 504 км: Черновой Нарык (длина 106 км)
  • 514 км: Средняя Терсь (длина 114 км)
  • 519 км: Верхняя Терсь (длина 95 км)
  • 523 км: Кукша
  • 525 км: Большая Курья
  • 535 км: Кушеякова
  • 546 км: Ускат
  • 550 км: Салаир
  • 561 км: Есаулка
  • 564 км: Петрик
  • 580 км: Аба (длина 71 км)
  • 585 км: Кондома (длина 392 км)
  • 600 км: Тальжина
  • 609 км: Абашева (длина 68 км)
  • 609 км: Ербогач
  • 615 км: Каландас
  • 616 км: Черемза
  • 625 км: Подобас
  • 627 км: Баланзас
  • 630 км: Тутуяс (длина 85 км)
  • 631 км: Игаза
  • 635 км: Мрассу (длина 338 км)
  • 642 км: Средний Кийзак
  • 650 км: Кийзак
  • 650 км: Чебалсу
  • 651 км: Уса (длина 179 км)
  • 665 км: Кумзас
  • 669 км: Майзас
  • 675 км: Нагазак
  • 682 км: Бельсу (длина 83 км)
  • 693 км: Верхний Каттас
  • 698 км: Теба
  • 723 км: Амзас

Кемеровская область
Республика Хакасия

  • 732 км: Большой Казыр
  • 736 км: Калтас
  • 747 км: Большой Назас
  • 749 км: Кунзас
  • 757 км: Изас
  • 762 км: Балыксу
  • 768 км: Теренсуг (длина 71 км)
  • 772 км: Шора
  • 788 км: Казымча
  • 795 км: Тузахсуг
  • 805 км: Хараташ
  • 808 км: Куйсуг
  • 818 км: Левая Томь

Хозяйственное использование

В конце 1960-х годов существовало предложение соединить Томь и Обь судоходным каналом в 50-60 километрах выше по течению от места впадения Томи. Предполагалось, что этот канал на несколько десятков километров сократит транспортный путь для судов, курсирующих по маршруту Томск—Новосибирск. Кроме того, Томск мог бы получить новый чистый источник водоснабжения — биологический и химический состав воды реки Оби к тому времени стал чище воды реки Томи.

В 1975 году началось строительство Крапивинской гидроэлектростанции на Томи в Кемеровской области у посёлка Зеленогорский. В 1989 году строительство было заморожено. Дальнейшая судьба гидроузла не определена.

В районе Томска из русла добывают песчано-гравийную смесь, что привело к понижению уровней воды почти на 2,5 м, деградации пойменных ландшафтов, обнажению скального порога в русле реки. 6 мая 1982 года ряд томских учёных и специалистов опубликовали в газете «Известия» письмо, в котором выразили озабоченность этой деятельностью. До 1980-х годов река была судоходна от устья до Новокузнецка, ныне — от устья до Томска.

Водозаборы — Драгунский водозабор в районе села Атаманово используется Новокузнецким водоканалом.

Судоходство на Томи на участке Томск — Новокузнецк ныне находится в упадке. Причины — падение уровня воды из-за масштабной добычи гравия и вырубки леса по берегам, а также экономическая ситуация, делающая пассажирские перевозки нерентабельными. Ещё в 1980-е годы из Томска выполнялись регулярные рейсы на СПК «Ракета» в направлении Колпашево, Стрежевого, Каргасока, Новосибирска. В направлении Кемерово и Юрги курсировали скоростные суда на воздушной подушке типа «Заря». Также были организованы пассажирское движение на участке Кемерово — Новокузнецк и пригородное сообщение из портов Томска, Кемерово и Новокузнецка.
В 1964 году началось использование теплоходов «Заря» на перевозках между Кемерово и Новокузнецком. А с 1967 года началось использование теплоходов «Заря» между Кемерово и Томском. Теплоходы «Заря» эксплуатировались в Новокузнецком порту до 2015 года.

В бассейне реки Томи расположены промышленные предприятия, использующие воду для своих нужд.

Экологическая ситуация

Характерными загрязняющими веществами рек бассейна Томи являются: нефтепродукты (1,4-1,7 редко до 10,6 ПДК), фенолы (1-2 реже до 6 ПДК), железо общее (1,1-6,5 ПДК, в единичных случаях до 13,1), в отдельных створах — соединения азота (до 1,5, реже 6,7 ПДК), органические соединения (до 1,1, редко 3,2 ПДК), тяжелые металлы (Mn −1,2-2,5 ПДК, единичные замеры до 39,8, Cu — 1,3-1,4 ПДК, редко до 7 ПДК). В Томи в течение зимы[какой?][уточнить] в створе выше Новокузнецка зарегистрировано 8 случаев теплового загрязнения. Максимальные превышения ПДК загрязняющих веществ наблюдались:
нефтепродукты — Томь в районе Крапивинского (15,6),
фенол — Томь в районе Славина (6) и Ускат и устье Абы (по 5),
азотистые соединения — Томь в районе Славина и Ускате (9,1 и 9,6 соответственно),
органические соединения — Томь в районе Славина (3,2),
железо общее — Томь в районе Крапивинского (8,1), устье Абы (8,8), Кондома (13,1)
марганец — в Абе (до 16-22), в Искитимке (до 39,8), медь — в Ускате (7).

Хозяйственное использование

В конце 1960-х годов существовало предложение соединить Томь и Обь судоходным каналом в 50-60 километрах выше по течению от места впадения Томи. Предполагалось, что этот канал на несколько десятков километров сократит транспортный путь для судов, курсирующих по маршруту Томск—Новосибирск. Кроме того, Томск мог бы получить новый чистый источник водоснабжения — биологический и химический состав воды реки Оби к тому времени стал чище воды реки Томи.

В 1975 году началось строительство Крапивинской гидроэлектростанции на Томи в Кемеровской области у посёлка Зеленогорский. В 1989 году строительство было заморожено. Дальнейшая судьба гидроузла не определена.

В районе Томска из русла добывают песчано-гравийную смесь, что привело к понижению уровней воды почти на 2,5 м, деградации пойменных ландшафтов, обнажению скального порога в русле реки. 6 мая 1982 года ряд томских учёных и специалистов опубликовали в газете «Известия» письмо, в котором выразили озабоченность этой деятельностью. До 1980-х годов река была судоходна от устья до Новокузнецка, ныне — от устья до Томска.

Водозаборы — Драгунский водозабор в районе села Атаманово используется Новокузнецким водоканалом.

В бассейне реки Томи расположены промышленные предприятия, использующие воду для своих нужд.

Переправы

Коммунальный (Старый, Южный) мост через Томь в Томске.

По направлению от устья к истоку:

  1. Северный (Новый) мост через Томь на границе Томска и Томского района, недалеко от Северска. (Металл, Г-20+2×1,5, длина 800,7 метра, 1999 год);
  2. Коммунальный (Южный, Старый) мост — в Кировском районе Томска;
  3. Два железнодорожных моста на Транссибе — близ Юрги;
  4. Понтонный мост в Юрге, длина 720 метров. (Самый длинный понтонный мост в России);
  5. Железнодорожный мост — в Кемерове;
  6. Кузнецкий мост — в Кемерове;
  7. Кузбасский мост — в Кемерове;
  8. Незавершённый мост по Крапивинской ГЭС у посёлка Зеленогорский;
  9. Паром — у Зеленогорского;
  10. Паром — в Салтымакове;
  11. Паром — между Юргой и Поломошным;
  12. Полосухинский мост — на обходе Новокузнецка;
  13. Ильинский мост (1969 год) на Ильинском шоссе — в Заводском районе Новокузнецка;
  14. Запсибовский мост (1963 год) на проспекте Строителей — между Центральным и Заводским районами Новокузнецка;
  15. Кузнецкий мост (1970 год) на проспекте Дружбы — между Центральным и Кузнецким районами Новокузнецка;
  16. Железнодорожный мост — к станции Новокузнецк-Северный;
  17. Байдаевский мост на Притомском шоссе — в Орджоникидзевском районе Новокузнецка;
  18. Томусинский мост — на обходе Новокузнецка;
  19. Чеболсинский мост в Междуреченске;

и ещё ряд мостов выше по течению.

Географическое положение Томи

Исток Томи

Исток реки Томь находится на территории Республики Хакасия. Свое начало река берет на западных склонах хребта Абакан (горный хребет, в составе горной системы Западный Саян) в его северной части, практически на стыке с Кузнецким Алатау.
У реки Томь два истока. Исток Левая Томь образуется на горе Карлыган (максимальная высота – 1747 метров). В небольшой чистый лог на юго-западном склоне Карлыгана стекается множество ручейков, здесь они сливаются в единый поток, называемый Левая Томь.
Исток Правая Томь является главным и самым длинным истоком реки Томь. Образуется он на горе Каскылах (максимальная высота – 1440 метров). На южном склоне Каскылаха, на высоте 1200 метров находится болото. Из этого болота в елово-березовой роще на поверхность выходит ручей, так рождается исток Правая Томь.
Стекая ниже по склонам Абаканского хребта Правая и Левая Томь, примерно на высоте 903 метра сливаются в реку Томь. Также в Томь, в районе ее истоков, вливается множество небольших речек и ручейков, увеличивая ее поток.

Томь в нижнем течении

В районе города Новокузнецка в Томь впадает один из ее левых притоков река Кондома (427 км). Верхним течением Томи является расстояние от истока до устья Кондомы. На этом отрезке длина реки составляет 267 километров.
В верхнем течении Томь, на протяжении 213 километров, проходит по горным районам Республики Хакасия и югу Алатауско-Шорского нагорья Кемеровской области. На этом отрезке течение реки имеет горный характер. Долина реки узкая и глубоковрезанная, высота бортов доходит до 150-200 метров. Скорость течения быстрая – до 2,1 метров в секунду. Русло изобилует порогами и каменистыми перекатами. Глубина реки на перекатах не превышает 35 сантиметров.
При пересечении границы Республики Хакасия и Кемеровской области и далее до устья реки Теба ширина Томи составляет 50-100 метров, глубина – от 1 до 1,7 метров. Долина реки остается узкой с крутыми бортами, достигающими в высоту до 1000 метров, поймы нет. Скорость течения составляет 2,8 метров в секунду.
От устья Тебы до Новокузнецка ширина русла увеличивается до 120-300 метров, ширина долины реки достигает 1,5-2 километра. Скорость течения уменьшается до 1,5-2 метра в секунду.
После слияния Томи с ее двумя крупными притоками, рек Уса (179 км) – район г. Междуреченск и Мрассу (350 км) – район г. Мыски, река становится более широкой и полноводной. Ширина русла составляет 200-400 метров, скорость течения – 1м/с. Правый берег реки остается крутым, левый становится пологим.
От устья реки Мрассу Томь пересекает границу горных массивов с Кузнецкой котловиной и приобретает более равнинный характер течения, в русле реки появляются острова, на плесах скорость течения снижается до – 0,1 — 0,3 м/с. Далее Томь принимает в себя около десятка более мелких притоков, после впадения реки Кондома она окончательно приобретает характер равнинной реки. От устья Кондомы до города Юрга – среднее течение Томи.

Река Томь в среднем течении

От города Новокузнецка до города Томска — Томь, типичная равнинная река с медленным и неторопливым течением. Протекая через Кемеровскую область, река собирает основную массу водосбора региона.

Река Томь в верхнем течении

Начиная от Томска река становится широкопойменной, в некоторых местах ее глубина может достигать 10 метров. После Томска река часто делится на рукава и протоки.

Устье Томи. Куда впадает Томь.

Устье Томи находится в 45 километрах от города Томска. Здесь река Томь впадает в реку Обь, являясь одним из основных ее притоков. 

Бассейн реки Томь

Бассейном реки Томь является часть республики Хакассия, часть Алтайского края и республики Алтай, небольшая часть Новосибирской и Томской областей, а так же большая часть Кемеровской области. Основной водосборный бассейн реки Томь это юг Кемеровской области, а именно горы Горной Шории.

Схема реки Томь. Бассейн реки Томь на карте:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector