Ханука

Угощения на Хануку

Традиционными угощениями на Хануку являются картофельные оладьи (латкес) и сладкие пончики с вареньем или повидлом (суфганийот), которые обжаривают в растительном масле — в память о чистом ритуальном масле, которого хватило на восемь дней горения меноры в очищенном после язычников Иерусалимском храме.

Рецепт фирменных пончиков бывшей ленинградки Мирьям Авиталь Малкин, опубликованный на сайте Большой хоральной синагоги Петербурга.

Ингредиенты: 1 стакан воды, 4 стакана муки, 2 яйца, 1 ст. л. сухих дрожжей, 0,5 стакана сахара, немного соли, 3 ст. л подсолнечного масла, сливки или варенье.

Растворить сухие дрожжи в половине количества молока с разведенной в нем столовой ложкой сахара. Оставить на 15 минут, пока не появится «шапочка». Замешать дрожжи с мукой, сахаром, солью, добавить молоко и яйца, перемешать. Налить потихоньку масло в тесто. Замешивать долго, пока не надоест!

Положить тесто в большую миску, завернуть в одеяла, чтобы оно лучше подошло. Через час-полтора раскатать тесто толщиной не меньше сантиметра. Вырезать стаканом кружочки, оставить подойти еще на полчаса. В это время подогреть масло.

Жарятся пончики очень быстро с двух сторон на маленьком огне. Казан должен быть большой и широкий. Остудить, сделать небольшие разрезы посередине каждого пончика и начинить одной чайной ложкой взбитых сливок или варенья.

Также ханукальный стол украшают молочные продукты, прежде всего — сыр, а в качестве соуса чаще всего используется сметана.

История праздника Ханука

Традиционно Ханука отмечается в течение восьми дней. Начинается она с 25-го дня Кислева, который обычно выпадает на ноябрь или декабрь. Событие, с которого ведёт начало история праздника Ханука, произошло во времена Александра Великого (Македонского), когда территория нынешнего Израиля входила в состав Сирии, бывшей, в свою очередь, провинцией Греческой империи. Долгое время евреи и греки находили общий язык. Законопослушные иудеи подчинялись правилам, установленным завоевателями, а преемники Македонского относились к другим вероисповеданиям довольно терпимо. Однако всё изменилось, когда на сирийском троне оказался Антиох IV Эпифан.

Огнём и мечом он пытался навязать подвластным народам эллинскую религию. Под страхом смерти иудеям запрещалось делать обрезание, изучать Тору, соблюдать законы Шаббата. В Иерусалимском храме по велению царя был устроен жертвенник Зевса – главного из богов эллинистического пантеона.

В результате в Модине – небольшом поселении поблизости Иерусалима – вспыхнуло восстание. Возглавил его один из старейшин поселения, еврей Маттиягу, а после его смерти, случившейся через год, повстанцами продолжил руководить его сын, Иуда Маккавей.

В общей сложности борьба евреев за освобождение от сирийского гнёта продолжалась двадцать пять лет. Однако уже через три года после начала восстания Маккавею удалось освободить Иерусалим. Первым делом победители принялись приводить в порядок осквернённый храм. Идолы были выброшены, восстановлен разбитый жертвенник, а вместо золотой меноры (храмового светильника), которая была украдена, временно поставили обычную железную.

Однако когда пришло время зажигать менору перед алтарём, выяснилось, что всё масло, имевшееся в храме, было осквернено. Чистым оставался лишь единственный крохотный кувшинчик, которого хватило бы только на одни сутки горения. А для приготовления нового масла потребовалось бы восемь дней… И всё-таки менору зажгли. Когда это случилось, произошло чудо: свет непостижимым образом горел именно восемь дней! Храм был освящён заново. И теперь в честь этого события каждый год происходит празднование Хануки.

Ханука в 2013 году: что это за праздник

Ханука — это «праздник свечей», который отмечается ежегодно с 25 числа месяца кислев по 2 число месяца тевет по еврейскому календарю и продолжается восемь дней. В 2013 году эти дни выпали на период с 27 ноября по 5 декабря.

Праздник Ханука посвящен чуду, которое произошло во втором Иерусалимском храме. Храм был захвачен войсками севкидского царя Антиоха в 170 году до нашей эры. Однако в 167 году войска под предводительством еврейского военачальника Иуды Маккавея одержали над ними верх.  Перед восстанием народ был расколот, многие люди в стране поклонялись идолам. Когда победители вошли в Иерусалимский храм, они решили первым делом освятить его.  Но масло, необходимое для зажигания храмового светильника (меноры), согласно преданию, было осквернено врагами.

Евреи отыскали в храме лишь небольшой кувшин с чистым маслом, но его было так мало, что могло хватить всего на день. Маккавеи все же решили зажечь менору и произошло чудо: менора горела восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло. Тогда еврейские мудрецы решили в честь этого события сделать 25 число месяца кислев началом восьмидневного праздника Ханука.

У названия праздника есть несколько толкований. По одному из них оно происходит от выражения «хануккат ха-мизбеах» (освящение жертвенника), которое произошло сразу после освобождения Храма Маккавеями. По другому толкованию Ханука расшифровывается как «отдохнули (от врагов) 25 числа месяца кислев». Второе название праздника Ханука — Хаг Урим («Праздник Огней»).

Законы и обычаи праздника

Ханука входит в число праздников, празднование которых было установлено мудрецами. По этой причине нет запрета работать в дни Хануки. Хануку и Пурим иногда называют «детскими» праздниками (в Израиле, например, эти праздники, как правило, являются рабочими днями, исключение делается лишь для детей в школах, которые в эти дни не учатся).

Мудрецы установили дни Хануки, чтобы благодарить и славить Всевышнего за спасение, которое Он послал Израилю. Для этого была написана вставка «За чудеса», которую читают в благословении Модим («Мы благодарим») в молитве Амида («Восемнадцать благословений»). Эту вставку также принято читать в Биркат ха-мазон («Благословении после трапезы»).

Существует также заповедь читать полный Галель с благословением в каждый из восьми дней Хануки. Ведь согласно Галахе, всякий раз, когда народ Израиля избавляется от серьезной опасности — порабощения или смерти, — он должен читать Галель.

И хотя в Хануку нет обязанности устраивать особую праздничную трапезу, всё же, по мнению многих законоучителей, есть заповедь накрывать в Хануку праздничный стол, чтобы таким образом выразить радость в связи с чудесным спасением, которое Всевышний послал Израилю «в те дни, в это время». А некоторые авторитеты утверждают, что за чудо духовного спасения мудрецы постановили читать Галель и благодарить Всевышнего, а в память об освящении Храма следует устраивать трапезы.

На практике принято устраивать в дни Хануки трапезы более обильные, чем обычно. За праздничным столом произносят речи на темы, связанные с Торой, поют песнопения и читают славословия, благодаря чему, по мнению всех авторитетов, эти трапезы отвечают категории «заповеданная трапеза». Кроме того, слова Торы придают трапезам особую ханукальную атмосферу, основу которой составляет духовная радость, а трапеза является выражением этой радости.

Существует обычай есть в Хануку молочные блюда, в частности, из творога и сыра, в память о чуде, связанном с ними. Речь идет о чудесном спасении, которого удостоился Израиль, когда Йеѓудит, дочь первосвященника Йоханана, накормила врага молочными яствами, а когда он заснул, убила его. И хотя эта история произошла до событий Хануки, память о мужестве Йеѓудит придала Хасмонеям силы, чтобы восстать против греков. Поэтому ее отважный поступок тоже относится к ханукальному чуду. В Хануку принято есть и блюда, жареные в масле, например, пончики (суфганиот) и оладьи (левивот).

В ашкеназской традиции на этот праздник принято давать детям деньги (т. н. ха́нуке-гелт, от идиш ‏חנוכה-געלט‏‎ — ханукальные деньги), готовить картофельные оладьи (идиш ‏לאַטקעס‏‎, ла́ткес или ло́ткес) и играть в специальный ханукальный волчок — дрейдл (идиш ‏דרײדל‏‎, дрейдл; ивр. ‏סביבון‏‎, севивон).

Зажигание свечей Ханукии

Основная статья: Ханукия

На протяжении всех восьми дней праздника принято зажигать свечи в ханукии в память о чуде, произошедшем в дни Хануки. Порядок зажигания следующий: в первый день зажигается одна свеча, во второй — две, и так далее до восьми (зажигать их надо начиная с дальней от двери свечи). Ещё одна свеча, называемая шамаш (שמש, букв. «служка»), предназначена для зажигания остальных свечей и зажигается во все дни праздника перед основными свечами. Общее число свечей, используемых на Хануку, — 44.

Ханука: как праздновать

Ханука. Фото: Sputnik Грузия

На Хануку принято дарить подарки, устраивать обильные застолья, веселиться и гулять.

Ханукальные светильники зажигают после появления первых звезд. Однако если это время было по каким-то причинам пропущено, их можно зажечь на протяжении всей ночи, пока члены семьи не спят. Тот, кто не смог зажечь светильники, пока члены его семьи бодрствовали, зажигает их, когда они спят, но без благословения. Тот, кто не успел зажечь их до рассвета, уже не должен зажигать их в этот день.

За полчаса до зажигания свечей нельзя есть и пить опьяняющие напитки, а после появления первых звезд, то есть когда уже можно зажигать свечи, запрещается даже учить Тору до тех пор, пока не будет исполнена заповедь. Сразу после появления звезд нужно произнести вечернюю молитву Маарив и тотчас после этого зажечь ханукальные огни. В Иерусалиме многие придерживаются обычая Виленского гаона рабби Элиягу и зажигают светильники сразу же после захода солнца, еще до молитвы.

Если масла не хватило на полчаса, его не следут добавлять, ибо заповедь все равно не будет считаться выполненной. Нужно погасить все светильники, заправить их и зажечь заново.

Если масла налито вдоволь, через полчаса светильники можно погасить, чтобы сохранить масло назавтра или воспользоваться им для других нужд. Все это — лишь при условии, что так было намечено поступить заранее. Но если с самого начала не была обусловлена возможность его использования в других целях, остаток масла и фитиля (не использованный при зажигании светильника в последний день праздника) можно только сжечь, устроив из них костер.

Все время, пока ханукальный светильник горит, даже если обязательные полчаса уже прошли, его нельзя использовать для освещения и переносить с места на место. Сначала надо погасить огонь, а потом зажечь его снова, уже для будничных нужд.

В канун субботы зажигают сначала ханукальные светильники, а затем субботние. Это происходит задолго до захода солнца, поэтому необходимо залить в светильники побольше масла, чтобы после появления звезд они горели хотя бы полчаса.

На исходе субботы вначале совершают Гавдалу над вином, и лишь затем зажигают ханукальные огни. Однако существует и противоположный обычай, и каждый должен следовать тому, который принят у него в общине. У сефардских евреев принято в синагоге зажигать ханукальные огни до Гавдалы, а дома — наоборот.

Восстание Маккавеев

Основная статья: Маккавеи

Иерусалимский храм был захвачен в 170 году до н. э. Антиохом IV Эпифаном. В 169 году до н. э. Антиох Эпифан отправил в Сирию священную храмовую утварь, включая знаменитую золотую Менору.

Восстание Маккавеев (Хасмонеев) против селевкидов вспыхнуло в 167 году до н. э.. Перед восстанием народ был расколот на эллинизированных евреев (которые переняли обычаи, а иногда и религию, греков) и евреев-ортодоксов. По всей стране было распространено поклонение языческим богам. Верхушка еврейского руководства также была эллинизирована.

Предание гласит, что Матитьяху Хашмонай, который возглавил восстание, произнёс фразу: «Кто за Бога — за мной!» (ивр. ‏מי להשם אלי‏‎), и те, кто остались верны ценностям Торы, пошли за ним в горы вести долгую партизанскую войну. После смерти Матитьяху восставших возглавил его сын — Иехуда Маккавей.

В 164 году до н. э. восставшие освободили Иерусалим и Храм, в котором на 3 года была прервана храмовая служба. Маккавеи очистили Храм от скверны, обновили всю его утварь и возобновили зажигание Меноры в тот самый день 25 кислева, в который за три года до этого Антиох Епифан осквернил святыню Израиля. По мнению мудрецов Талмуда, первоначально новая утварь была железной, а «когда же они (жители Иерусалима) стали богаче — из золота», хотя Иосиф Флавий утверждает, что новая Менора была золотой.

Восстание Маккавеев после этих событий продолжалось ещё более 20 лет. Тем не менее, празднование победы Маккавеев было назначено на его апогей — освобождение Иерусалима и Храма.

История праздника

Иудея, после захвата ее Александром Македонским, на протяжении нескольких веков входила в состав греко-римской империи. Правила ей тогда династия Селевкидов. Евреев притесняли, но они долгое время это терпели. Положение изменилось, когда к власти пришел Антиох IV. Приближенные назвали его «Любимцем богов» – Епифаном, однако, народ стал называть его по-своему – Епиман, что значит «лишенный ума», «безумный». Во время царствования, Антиох издал несколько указов, которые запрещали евреям молиться своему богу, соблюдать Шаббат, кушать кошерную еду. Были сожжены свитки Торы. В 170 г. до н.э. захвачен и разграблен был иерусалимский храм. Все, что находилось в нем, вывезли в Сирию. Та же участь была уготовлена и золотому подсвечнику меноре, состоящему из семи чаш для масла.

Восстание

Тремя годами позже вспыхнуло восстание. Протестующие выступили против эллинизма и поклонения языческим идолам. Во главе встал Матитьяху Хашмонай, а последовали за ним все, кто сохранил веру в Тору и провозглашаемые в ней ценности. После смерти военачальника восстание возглавил Иехуда, его сын.

Только в 164 г. до н.э. евреи одержали победу, освободили священный Храм, пустовавший все это время. Его очистили от языческих идолов, в нем установили новый жертвенник. Мастера изготовили новый подсвечник. Он был не из золота, но от этого не потерял своей ценности. Освящение началось 25 числа месяца Кислев 3622 года, ровно через три года после того, как Храм был осквернен.

Чудо Меноры

Не обошлось и без чуда. Долго воины Иехуды не могли найти масло, которое подошло бы для ритуала освящения Храма. Наконец, обнаружили кувшинчик небольшого размера. Казалось, в нем было так мало масла, что его будет достаточно, может быть, только для того, чтобы зажечь менору. Но, по традиции, освятить Храм было необходимо, поэтому ее зажгли. На удивление всем, кто приходил в Храм, огонь прогорел восемь дней, т.е. столько, сколько потребовалось для приготовления нового масла.

На протяжении всех этих дней народ делал жертвоприношения за спасение, веселился, украшал священное место венцами, восстанавливал. Иехуда и его соратники тогда постановили, что отныне каждый год евреи будут отмечать Празднество света (Хаг Урим) в течение восьми дней. Так и появилась Ханука.

Деньги в подарок

Ханука в школах Израиля совпадает с каникулами и считается детским и «самым веселым» праздником. В него принято дарить детям деньги. Существует даже такое понятие как ханукальные деньги. А еще в эти дни детям могут подарить ханукальный волчок или дрейдл. Он представляет собой четырехгранник, на сторонах которого написаны буквы «Нун», «Гимел», «Хэй» и «Пэй» — это первые буквы выражения «Чудо великое было здесь» (если вы находитесь в Израиле) либо «Чудо великое было там» (если вы находитесь в любой другой стране). Игра в ханукальный волчок заключается в том, чтобы выполнять определенные действия с «банком», состоящим из мелких монет, в зависимости от того, какая буква вам выпала на дрейдле.

Первое фото черной дыры

После двух лет кропотливого труда, ученым удалось получить первое фото черной дыры, которая называется Sagittarius A*. Она расположена в центре нашей галактики и весит в четыре миллиона раз больше солнца.

Также известно, что Sagittarius A* расположена на расстоянии более 500 миллионов триллионов километров, а это 50 миллионов световых лет от Земли.

Эта черная дыра одна из самых тяжелых черных дыр, которые существуют. Это абсолютный монстр, тяжелоатлет, чемпион черных дыр во Вселенной,
– отметил профессор Хейно Фальке из Университета Радбуда в Нидерландах.

Впервые в истории показали изображение черной дыры: видео на 40:37

Предыстория праздника

Что такое Ханука, малышам рассказывают с самого раннего детства, ведь одной из главных целей праздника является сохранение памяти еврейского народа и его традиций в целостном виде. А потому каждый иудей должен хорошо знать не только религиозную литературу, но и свою историю.

Около двух тысяч лет назад земли Израиля как государства входили в состав греко-сирийской империи. Изначально правители снисходительно относились к представителям еврейского народа, обязав их, как и другие завоеванные народности, платить определенную дань. Однако с течением времени со стороны правящей династии притеснения стали гораздо сильнее. Евреям запретили изучать Тору, открывать свои школы, проводить богослужения и соблюдать иудейские традиции. Тех, кто не хотел принимать новые законы, безжалостно уничтожали в назидание остальным. При этом казнили даже женщин и маленьких детей, которым было сделано обрезание.

В итоге семья Иуды Маккабея подняла восстание, которое длилось на протяжении трех лет. В его результате евреям удалось отстоять Иерусалим и изгнать из него войско захватчиков, но восставшие заплатили за это дорогую цену. Они потеряли множество своих соплеменников, а их главный храм был осквернен. Именно с этого события и начинается история праздника еврейской Хануки.

Ханука: песня

Севивон сов, сов, сов

иврит: Севивон сов, сов, сов

Ханука hу хаг тов

Ханука hу хаг тов

Севивон сов, сов, сов

Хаг симха hу ла-ам

Нес гадоль hайа шам

Нес гадоль hайа шам

Хаг симха hу ла-ам

перевод: Крутись, волчок, крутись,

Ханука — чудесный праздник!

Это праздник радости для нашего народа

Ведь «там было великое чудо»!

Хануке, ой Хануке!

идиш:

1. Am Хануке, ой, Хануке!

E Am  А йом тов а шейнер

Am А люстигер, а фрейлихер,

E Am  Нито нох а зейнер

Am Dm E Am Але нахт ин дрейдл шпилн мир

Am Dm E Am Зудигхейсе латкес эсн мир

Припев:

Am Гешвиндер циндт киндер

Dm Am Ди динике лихтелех он.

Am Dm E Am Dm E Зогт «Ал а-нисим», лобт Гот фар ди нисим,

Am Dm E Am Ун кумт гихер танстсн ин кон!

2.

Йехуда хот фартрибн дем сойне, дем роцейах,

Ун хот ин Бейс-а-микдаш гезунген «Ламнцеах»,

Ди штот Йерушалаим хот видер ойфгелебт,

Ун цу а найем лебн хот йедер гештребт.

Припев:

Дерибер, дем гибер,

Йегуда Макаби лойбт хойх!

Зол йедер базундер, базинген ди вундер,

Ун либн дос фолк золт ир ойх!

перевод:

1.

Ханука, Ханука,

Прекрасный,

Веселый праздник!

Такого больше нет!

Всю ночь мы будем играть в волчок

И есть горячие латкес.

Припев:

Зажжем с детьми

Тоненькие свечки

Поблагодарим Вс-вышнего

За чудесное избавление

И все вместе пойдем танцевать.

2.

Йегуда выгнал ненавистника и убийцу

И спел в Храме «Ламнацеах»*,

Иерусалим возродился вновь,

И люди со своим городом

Стали стремиться к новой жизни!

Припев:

* Прим. Т.е. спел псалом. Каждый день в Храме левиты пели на ступенях псалмы Давида, часть из которых начиналась со слов «ламнацеах», означающих «для того, кто поет в Храме» (по коммент. Мецудат Цийон)

Добавьте Vesti.ua в список ваших источников

Любой донат — это вклад в наше общее будущее.

Помогите Vesti.ua стать лучше, внестите свой вклад в развитие журналистики!

сделать донат

Какие традиции празднования Хануки

Переводится Ханука с еврейского как «торжественное открытие». Длится празднование восемь дней, и все это время евреи жгут свечи в специальном подсвечнике — ханукии, а в синагогах читается молитва «Галель». Количество свечей в подсвечнике равно дню праздника: в первый день горит лишь одна свеча, в восьмой — ханукия заполнена вся. Свечи всегда ставят слева направо и зажигают от специальной свечи — шамаша, она зажигается во все дни праздника. Также можно использовать специальную лампу для оливкового масла — аналог той, что находилась в Храме.

Ханукия ставится на подоконник, таким образом верующие исполняют завет «разглашать всем чудо». Считается, что свет от ханукии рассеивает зло, поэтому исторически сложилась традиция помогать нуждающимся деньгами, чтобы каждый мог себе позволить отметить праздник.

Поститься в эти дни запрещается, поэтому евреи устраивают пышные застолья и веселятся. На столе обязательно должны присутствовать «латкес» — картофельные оладьи и пончики (они готовятся в большом количестве масла и обильно посыпаются сахарной пудрой), а также молочные продукты и блюда из сыра.

Выходные во время Хануки только у детей, именно поэтому праздник иногда называют «детским», тогда как взрослые продолжают трудиться. Но во время горения свечей женщинам нельзя выполнять какую-либо работу, таким образом они выражают признательность Всевышнему за чудо Хануки.

Праздничные мероприятия рассчитаны на детей, им дарят подарки и дают деньги. Но часть подаренных денег ребенок обязательно должен отдать на благотворительность — так его учат распоряжаться достатком. Хотя традиция дарить подарки появилась не сразу, но из-за того, что «Праздник свечей» выпадает на предрождественское время, еврейские дети иногда завидовали своим товарищам из христианских семей, которые получали подарки на Рождество, поэтому со временем укрепилась традиция делать презенты и для еврейских детей на Хануку.

Ценность подарков растет с каждым из восьми дней праздника. Поэтому выбирая подарок для ребенка ориентируйтесь на день, в который будет преподнесен презент: в первый день это должно быть что-то скромное — небольшая игрушка, кукла, конструктор, во второй день подготовьте с детьми подарки для других, тем самым приучая их заботе о нуждающихся, на третий день прекрасным подарком станет что-то познавательное для развития ребенка. Монеты декоративные и настоящие обычно дарят на четвертый день празднования. На пятый день подарок должен быть религиозного характера. На шестой и седьмой дни Хануки презент может быть связан с семьей и семейными ценностями. На восьмой, самый главный день, дарят самый дорогой подарок.

Также во время Хануки играют в «дрейдл» — крутят волчок, на сторонах которого написаны еврейские буквы, из которых составляется сокращенное изречение «Чудо великое свершилось там», именно таким способом во время запретов и гонений изучали язык и Тору.

Хануку отмечают все евреи — это праздник радости и надежд, в который принято веселиться и гулять. И огонь свечей в каждом окне напоминает о том, что Господь всегда защитит от тьмы.

Происхождение ханукии

Македонская ханукия

В древности было принято вывешивать светильники-ханукии с левой стороны от входной двери — напротив мезузы. Тем самым евреи открыто напоминали всему миру о ханукальном чуде, однако впоследствии, когда использование символов подобного рода стало преследоваться, было постановлено зажигать ханукию внутри дома.

Уличный фонарь в форме ханукии рядом с синагогой (на заднем плане) . Иркутск, Россия

Изначально ханукальный светильник отличался своей формой от меноры и представлял собой ряд масляных светильников или подсвечников с задней пластиной, которая позволяла вешать его на стену. Специальные ханукальные подсвечники начали изготовлять лишь начиная с X века. В принципе допускается любая форма ханукии, главное чтобы при этом восемь светильников находились на одном уровне, а их свет не сливался в одно пламя.

Ханукальные светильники делали из самых разных материалов: камня, глины, мрамора, латуни, меди, бронзы, олова, фарфора, железа. Состоятельные люди делали себе ханукийот из серебра и золота. Иногда на ханукийот помещают изображения, символизирующие различные аспекты праздника: лев Иудеи — символ еврейского народа и Иуды Маккавея; Иудит (Юдифь), чья история напоминает ханукальную историю; хамса — для защиты от злых сил; орёл, олень и другие животные; Иерусалимский храм; а также библейские, классические и декоративные мотивы.

Впоследствии, в синагогах появился обычай зажигать на Хануку копии храмовых светильников. Считалось, что это делается в пользу бедных и пришельцев, которые не имели возможность зажигать ханукию. В результате, многие ханукальные светильники в еврейских домах также приобрели форму меноры с двумя дополнительными подсвечниками.

Ханукия является одним из «отличительных символов» евреев. Так, есть рассказ о том, как жили себе люди в одном обычном районе. Кипу не носили, на дверях мезузы не вешали, в общем ничем не отличались от других. Приближался праздник Хануки. И вот в одном из таких домов решили зажечь Ханукию. Но вот незадача: её нужно поставить на видном месте. Начался спор, куда её ставить. Отец утверждал, что он где-то читал, что можно поставить Ханукию и на стул (так чтобы она была и на видном месте, но вместе с тем с улицы её не было видно), мать же упорно не соглашалась, настаивая на том, что она должна непременно висеть с левой стороны от входной двери. После долгих споров было решено повесить её на дверь. Каково же было удивление, когда вдруг в доме напротив они увидели точно такой же
светильник. А затем ещё и ещё, и вот уже вся округа сияет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector