Иван сусанин

Символ единства

Заместитель директора Российского государственного архива древних актов (РГАДА), главный хранитель фонда Юрий Эскин в беседе с RT констатировал, что сведения о Сусанине по-прежнему остаются весьма скупыми. Одна из причин — крестьянское происхождение и отсутствие сына. Род Сусаниных после смерти Ивана продолжился по женской линии.

Также по теме


Исторический выбор Александра Невского: что известно о победе на Чудском озере

775 лет назад, в апреле 1242 года, состоялось знаменитое Ледовое побоище — сражение, в ходе которого войско Александра Невского…

«Никаких особенных сведений о Собининых нет, кроме тех документов, которые были даны дочери Ивана Сусанина… Не можем мы сказать и о том, знал ли Сусанин об избрании Михаила Романова на престол. Сусанин, возможно, знал Михаила ещё ребёнком и потому был готов отдать за него жизнь», — пояснил Эскин.

Кроме того, эксперт призвал не делать однозначных выводов о гибели Сусанина. По его словам, в Костромском уезде в Смутное время орудовали разбойники и «солдаты удачи». Набеги на крестьян нередко совершали банды, состоявшие из украинцев, белорусов и казаков.

«История Сусанина стала популярна за пределами Костромской губернии достаточно поздно. Заговорили об Иване Сусанине уже после визита в Кострому Екатерины II в 1767 году. Историей России до XIX века дворяне почти не интересовались. Также был немаловажный идеологический момент: хорошо ли, что простой мужик спас царя», — заметил собеседник RT.

Ситуация коренным образом изменилась после Отечественной войны 1812 года. История подвига Сусанина стала символом единства царской власти и народа, вписавшись в концепцию «Православие, самодержавие, народность».

  • Памятник Ивану Сусанину в Костроме

Образ героя-крестьянина продолжил жить и в советское время. В 1939 году опера Глинки была переименована в «Ивана Сусанина». В новом либретто упоминание о подвиге ради царя исчезло. Персонаж домнинского старосты символизировал героизм простого русского человека.

Сусанин остался культовой исторической фигурой и после 1991 года. В мае 1993 года патриарх Алексий II отслужил заупокойную литию по герою у часовни в Деревеньках (предполагаемое место рождения Сусанина). А с 2005 года Россия отмечает День народного единства, вспоминая подвиги Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского и Ивана Сусанина.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Факты

  • По сообщениям прессы и заключению подготовленным главным археологом Костромы С. И. Алексеевым, в 2003 году в некрополе села Исупово были обнаружены останки, предположительно принадлежащие Ивану Сусанину. Однако профессиональные историки оспаривают интерпретацию находок. В научной публикации археологических и антропологических исследований какие-либо утверждения о нахождении останков именно Ивана Сусанина не содержатся. В соответствии с заключением Института археологии РАН, сделанным по запросу Министерства культуры РФ в 2006 году, отмечено, что представленные факты не дают оснований для идентификации личности Ивана Сусанина. А. Е. Петровым, Л. А. Беляевым и А. П. Бужиловой досконально разобрано и показано, что предложенная региональными госорганами интерпретация материалов исследований не соответствует реальным результатам и обусловлена конъюнктурными соображениями.
  • По неподтвержденным сообщениям прессы, якобы в том же году в окрестностях села Исупово археологами была исследована поляна, расположенная на месте бывшего болота, пересохшего в прошлом столетии. При этом были сделаны находки в виде 40 нательных католических и одного православного крестика, причём последний был перерублен.
  • Отчество Осипович является вымышленным. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается (официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено). Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его фамилия (прозвание) была бы Осипов, а не Сусанин.
  • С подвигом Ивана Сусанина сравнивался поступок ремесленника Осипа Комиссарова, спасшего в 1866 году от покушения императора Александра II. Родное село Комиссарова, Молвитино (ныне пос. Сусанино), находится всего в 12 верстах от села Домнино — родины Сусанина.
  • В музее подвига И. Сусанина находится экспозиция «Они повторили подвиг Сусанина», рассказывающая о 58 «последователях» И. Сусанина. В советское время вышла книга, описывающая их подвиги. Самый знаменитый из них Матвей Кузьмин, за свой подвиг был удостоен звания Герой Советского Союза.
  • Улица Сталина в Костроме (бывш. Лазаревская) была переименована в улицу Ивана Сусанина в 1952 году, ещё при жизни И. В. Сталина. Это было связано с наличием в центре города проспекта Сталина (бывш. Павловская улица, ныне проспект Мира).
  • Иван Сусанин был не единственным представителем простого народа, оказавшим важные услуги семье Романовых. При Борисе Годунове, когда родители Михаила Фёдоровича были насильно пострижены и сосланы, священник Толвуйского погоста (место ссылки инокини Марфы на берегу Онежского озера) Ермолай Герасимов тайно «проведывал» для инокини Марфы сведения о судьбе Филарета Никитича. Деятельность священника осталась тайной для властей. Хотя Ермолай Герасимов и не пострадал на службе Романовым, священник и его потомки получили в 1614 г. (вскоре после восшествия на престол Михаила Фёдоровича Романова) обширную вотчину, освобождение от налогов и другие щедрые пожалования.

О жизни Сусанина и его подвиге

Константин Маковский. Иван Сусанин. 1914

Николай Дмитриев-Оренбургский. Подвиг Сусанина. Гравюра, конец XIX века

Михаил Нестеров. Иван Сусанин. 1884

О жизни Ивана Сусанина в точности не известно почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавших в селе Домнино, в центре довольно крупной вотчины (примерно в 60 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной Шестовых и живущим в Домнине при боярском дворе. Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте.

Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря)  года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Фёдоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками и литовцами «до смерти». Бытует версия о том, что он стал их проводником, но повёл не к царю, а далеко в чащу леса к болотам.

Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября (10 декабря)  года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:

Последующие жалованные грамоты 1633 и 1644 годов («вдове Сабинина Антониде с детьми») и подтвердительная грамота 1691 года (потомкам Сусанина, жившим в деревне Коробовой, «и их детям и внучатам и правнучатам и в род их во веки неподвижно»), льготные указы 1723 и 1724 годов («Андрею Семенову с братом»), 1731 («Ивану Лукоянову Сабинину»), подтвердительные грамоты 1741 и 1767 года («всем потомкам Сусанина, жившим в дер. Коробовой»), за исключением последней — 1837 года («Коробовским белопашцам»), повторяют слова грамоты 1619 года. В статье о Сусанине словаря Брокгауза и Ефрона утверждалось, что в летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нём существовали и передавались из рода в род. Вместе с тем дореволюционный костромской историк и краевед Н. Н. Виноградов, целенаправленно собиравший сведения среди коробовских белопашцев, потомков Сусанина, указывал, что почти все легенды и предания носят явно книжный характер. Единственное опубликованное предание народного происхождения так же определялось им как «пример легенд новейшего времени».

В мемуарах литовского шляхтича Самуила Маскевича рассказывается про схожий героический поступок неизвестного крестьянина в марте 1612 года в районе Можайска:

Интересные факты

  • По сообщениям прессы и заключению подготовленным главным археологом Костромы С. И. Алексеевым, в 2003 году в некрополе села Исупово были обнаружены останки, предположительно принадлежащие Ивану Сусанину. Однако профессиональные историки оспаривают интерпретацию находок. В научной публикации археологических и антропологических исследований какие-либо утверждения о нахождении останков именно Ивана Сусанина не содержатся. В соответствии с заключением Института археологии РАН, сделанным по запросу Министерства культуры РФ в 2006 году, отмечено, что представленные факты не дают оснований для идентификации личности Ивана Сусанина. А. Е.Петровым, Л. А. Беляевым, А. П. Бужиловой досконально разобрано и показано, что предложенная региональными госорганами интерпретация материалов исследований не соответствует реальным результатам и обусловлена конъюнктурными соображениями.
  • По неподтвержденным сообщениям прессы, якобы в том же году в окрестностях села Исупово археологами была исследована поляна, расположенная на месте бывшего болота, пересохшего в прошлом столетии. При этом были сделаны находки в виде 40 нательных католических и одного православного крестика, причем последний был перерублен.
  • Отчество Осипович является вымышленным. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается (официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено). Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его фамилия (прозвание) была бы Осипов, а не Сусанин.
  • С подвигом Ивана Сусанина сравнивался поступок ремесленника Осипа Комиссарова, спасшего в 1866 году от покушения императора Александра II. Родное село Комиссарова, Молвитино (ныне пос. Сусанино), находится всего в 12 верстах от села Домнино — родины Сусанина.
  • В музее подвига И. Сусанина находится экспозиция «Они повторили подвиг Сусанина», рассказывающая о 58 «последователях» И. Сусанина. В советское время вышла книга, описывающая их подвиги. Самый знаменитый из них Матвей Кузьмин, за свой подвиг был удостоен звания Герой Советского Союза.
  • Улица Сталина в Костроме (бывш. Лазаревская) была переименована в улицу Ивана Сусанина в 1952 году, ещё при жизни И. В. Сталина. Это было связано с наличием в центре города проспекта Сталина (бывш. Павловская улица, ныне проспект Мира).
  • Иван Сусанин был не единственным представителем простого народа, оказавшим важные услуги семье Романовых. При Борисе Годунове, когда родители Михаила Фёдоровича были насильно пострижены и сосланы, священник Толвуйского погоста (место ссылки инокини Марфы на берегу Онежского озера) Ермолай Герасимов тайно «проведывал» для инокини Марфы сведения о судьбе Филарета Никитича. Деятельность священника осталась тайной для властей. Хотя Ермолай Герасимов и не пострадал на службе Романовым, священник и его потомки получили в 1614 г. (вскоре после восшествия на престол Михаила Фёдоровича Романова) обширную вотчину, освобождение от налогов и другие щедрые пожалования.

Доказательства и сомнения

Сам факт подвига старосты села Домнино (вотчина семьи Романовых) Ивана Сусанина сомнению, как правило, не подвергается. В распоряжении историков есть четыре грамоты 1619, 1633, 1644 и 1691 годов, в которых регламентируются привилегии и льготы потомкам героя, отдавшего жизнь за Михаила Фёдоровича.

  • Монахини Богоявленско-Анастасииного женского монастыря у памятного камня, установленного на месте гибели крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина
  • РИА Новости

В жалованной грамоте от 30 ноября 1619 года провозглашалось, что зять героя Богдан Собинин избавляется от всех податей «за тестя его, Ивана Сусанина, к нам службу, и за кровь». Спустя 14 лет была издана грамота, позволявшая дочери погибшего крестьянина Антониде переселиться с детьми («с Данилком да с Костькою») в пустошь Коробово Костромского уезда.

Однако в этих документах не приводится подробное описание подвига Сусанина. Небольшой отрывок из грамоты 1619 года сообщает лишь о том, что «польские и литовские люди» постоянно наведывались в Костромской уезд, разыскивая Михаила Фёдоровича, и замучили крестьянина до смерти.

Также по теме

Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства

3 марта 1613 года в Московском Кремле Земский собор избрал на царство юного Михаила Романова. Сын патриарха Филарета правил более 30…

«…Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти…» — отмечалось в документе.

Легенда о том, что Сусанин согласился показать оккупантам местонахождение монарха и намеренно завёл их в непроходимую чащу, появилась в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» (1836) и затем прочно вошла в учебники истории.

В письменных источниках о гибели поляков ничего не говорится. Версию композитора раскритиковал его современник, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук Иван Костомаров (1817—1885).

Кроме того, Костомаров опровергал подлинность изложенных о Сусанине фактах в жалованной грамоте от 1619 года. Историк полагал, что героическую легенду якобы создал Богдан Собинин в стремлении выпросить у Михаила Фёдоровича привилегии. Как полагал Костомаров, Сусанин погиб, став жертвой разбойников.

Основные события Смутного времени в России

Год Событие
1584 Смерть Ивана Грозного. К власти приходит его сын Фёдор «Блаженный» Иванович.
1584–1598

На престоле слабый и неподготовленный к правлению Фёдор Иванович. Правой рукой царя был его шурин и опричник Борис Годунов.

После смерти Фёдора Ивановича заканчивается династия Рюриковичей, потому что у царя наследников не было. А его младший брат царевич Дмитрий погиб в 1591 году возрасте 8 лет.

По одной из версий, царевич игрался с ножом и упал на него, порезав себе сонную артерию.

По другой, убийство было спланировано Борисом Годуновым, чтобы избавиться от наследника.

1598–1605

Правление Бориса Годунова.

Он был избран Земским собором.

1601–1603 В России начался ужасный голод как следствие неурожая.
1602

В Речи Посполитой появляется человек, который заявил, что он младший брат Фёдора Ивановича.

Так, Россия узнала о появлении Лжедмитрия, хотя ходило множество слухов о его происхождении. Вплоть до таких, что это действительно настоящий царевич Дмитрий, которого отправили за границу, инициировав его смерть.

1604 Лжедмитрий собирает войско и, присягнув на верность польскому королю Сигизмунду III, начинает свой поход в Россию. Целью лжецаревича было захватить престол.
Май 1605 Умирает Борис Годунов. Российское войско переходит на сторону Лжедмитрия I. Сына Бориса Годунова Фёдор Годунов и его мать убивают.
1605–1606 Правление Лжедмитрия I.
Май 1606 Происходит убийство Лжедмитрия I, которое организовал Василий Шуйский (из Суздальской династии Рюриковичей).
1606–1610 Правление Василия Шуйского.
1606 Восстание под предводительством Донского казака Ивана Болотникова.
1607 Поражение войск Болотникова.
1607

Появление Лжедмитрия II («Тушинского вора»). Он утверждал, будто он Лжедмитрий I, которому на самом деле удалось сбежать.

Происходит разделение России на два лагеря: Московский, где правил Василий Шуйский, и Тушинский, где правил Лжедмитрий II.

1609

Василий Шуйский заключает договор со Швецией. Согласно договорённости Швеция должна была помочь царю справиться с восстанием Лжедмитрия II.

В том же 1609 году происходит польско-литовская интервенция. Войска Речи Посполитой вторглись в Смоленск.

1610

Земский собор низвергает Василия Шуйского. В России начинается период Семибоярщины (правление семи бояр).

Семибоярщина договаривается с польским королём Сигизмундом III. На московский престол сажают его сына Владислава. А польско-литовские войска вторгаются в Москву.

1611

В Пскове появляется Лжедмитрий III.

В том же году Дмитрий Трубецкой, Прокопий Ляпунов и Иван Заруцкий создают Первое ополчение. Это отряды тех, кто сражался против польско-литовских войск за освобождение России от интервентов.

Они же создают «Совет всея земли» — орган власти.

В отрядах ополчения были и казаки, и дворяне, и крестьяне. Они не смогли договориться и между ними начинается гражданская война. Первое ополчение распадается.

Осень 1611 Создаётся второе ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
1612

Второе ополчение освобождает Москву от польско-литовских интервентов.

В том же году убивают Лжедмитрия III.

1613 Земский собор избирает на престол Михаила Романова.
1617 Россия и Швеция подписывают Столбовский мир.
1618 Россия и Речь Посполитая заключают Деулинское перемирие.

Критика «народного» (от «национального») имперского мифа о Сусанине

В годы Александра II, когда события николаевской эпохи подвергались переоценке. Первым был профессор Петербургского университета, историк Николай Костомаров. В статье «Иван Сусанин» он писал: «В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится новоизбранный царь Михаил Фёдорович, — остаётся под сомнением…»

Сусанинский подвиг был также критически рассмотрен в исследованиях историка и профессора (а затем ректора) Московского университета Сергея Соловьёва. Он, например, считал, что Сусанина замучили «не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские разбойники». Он после кропотливого изучения архивов доказал, что никаких регулярных войск интервентов в тот период поблизости от Костромы не было.


Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Сусанину. (wikipedia.org)

Культ Сусанина

Прославление подвига Сусанина как верноподданнического началось ещё при Екатерине II. После её визита в Кострому в 1767 году Сусанин упоминается как спаситель Михаила — основателя династии Романовых. Именно в таком ракурсе был описан подвиг Сусанина костромским архиереем Дамаскиным в его приветственной речи императрице.

В 1812 году историк и публицист Сергей Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории. Следует отметить, что беллетризованная статья Глинки не опиралась ни на какие историографические источники, что позже дало возможность другому историку, Николаю Костомарову язвительно назвать всю историю подвига «анекдотом», который «сделался более или менее общепризнанным фактом».

В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь так писал о современном ему мифе, окружившем подвиг Сусанина: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным».

При Николае I прославление подвига простого крестьянина достигает апогея: так идеально он вписывался в идеологию! Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими.

В 1838 году Николаем I был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанинская и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

В шпионы не записали

«Высокая награда» ожидала Ивана Рябова на берегу. Его взяли под стражу и обвинили в пособничестве шведам. Истина стала известна царю, и он приказал архангельскому воеводе князю Алексею Прозоровскому отпустить Рябова из-под стражи, одарить и отправить в Москву. К сожалению, историки не обладают документами о дальнейшей судьбе героя.

В.О. Мейер. Подвиг русских лоцманов Рябова и Борисова

В наши дни память народного героя свято чтут жители Архангельска. Его имя носит контейнеровоз и улица в Архангельске. В 1982 году советское телевидение показало 9-серийный художественный фильм, снятый режиссёром Ильёй Гуриным по роману Юрия Германа «Россия молодая». Художественными средствами создатели фильма показали многие перипетии Северной войны. Целая серия посвящена обороне Архангельска и непосредственно подвигу Ивана Рябова, которого сыграл известный актёр Борис Невзоров.

Подвиг

Сусанин жил в непростую эпоху. XVI век принес России религиозные и классовые распри. С 1601 по 1603 год в государстве был голодомор, страну возглавлял Василий Шуйский. В 1609-м произошла атака поляков. Спустя 2 года против них собралось ополчение. Кострома была разрушена Лжедмитрием II. Неприятели разорили Кинешму, а Ипатьевский монастырь был атакован.

В 1613-м интервентов изгнали из Москвы, но банды захватчиков распространялись по областям государства и занимались мародерством. Земский собор заочно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова, который тогда находился в вотчине в Костромской области.

Подвиг Ивана Сусанина описан в нескольких версиях. Сегодня сложно узнать достоверно, как складывались обстоятельства. Одна вариация гласит, что осенью 1612-го в Домнино пришли поляки, прознавшие, что царь Михаил Романов скрывается в этой местности. Сусанин якобы спрятал правителя в яме для сжигания овина и накрыл досками. Такая теория подвергалась критике историков, но овины жгли осенью, и эта деталь выглядела правдоподобно.

Иван Сусанин и поляки / «Википедия»

По версии, описанной в литературных произведениях и предметах искусства, Сусанин водил поляков по лесам, преодолевая сугробы. Исходя из этих нюансов, дело происходило в конце 1612-го или начале 1613 года. В отсутствие точных данных принято придерживаться второй интерпретации событий.

Из учебников школьники узнают, что местом смерти Ивана стало Исуповское болото. По преданию, на месте гибели крестьянина выросла красная сосна. Дерево якобы было пропитано кровью патриота. Прежде чем добраться до этого места, мужчина долго водил врагов, затягивая интервентов в лес, подальше от села.

Причиной смерти стала хладнокровная расправа от рук поляков, которые догадались о его хитрости. История умалчивает о том, каким образом те выбрались из чащи в отсутствие проводника, который завел их в болота.

Некоторые историки считают, что Иван погиб не в трясине, а в деревне Исупово. В качестве доказательства приводится письмо его правнука императрице Анне Иоанновне с просьбой о подтверждении привилегий. Прошение подтверждает Исупово как последнее пристанище Сусанина. Казнь его якобы наблюдали местные жители. Весть о событии передали в родное село крестьянина. По некоторым предположениям, останки героя нашли приют около Воскресенской церкви, но это не подтверждено документально. Есть версия, гласящая, что тело позднее перезахоронили в Ипатьевском монастыре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector