Как уйти в женский монастырь в дивеево: жизнь монахинь, советы трудникам и паломникам

Как попасть в мужской монастырь?

Мужчина, который понял, что его судьба неразрывна с Господом, что его предназначение в жизни — служение Богу, обязательно захочет попасть в мужской монастырь.

Первым делом, конечно, нужно спросить благословения своего духовного наставника. Поговорив с вами, священник должен решить, действительно ли решение, которое вы хотите принять, искренне и не является ли оно бегством от светской жизни. Если батюшка решит, что вы готовы к таким переменам в жизни, можно идти дальше.

Сначала нужно стать трудником или послушником. Основные занятия — изучение церковной литературы, молитвы, соблюдение постов, физическая работа. Эти периоды могут продолжаться до 10 лет. Часто происходит так, что человек, отдохнув от суеты, возвращается в привычную для него жизнь. Те же, кто прошел все испытания, принимают постриг.

Кандидатки в монахини

Женщина, которая хочет стать монахиней, после поступление в монастырь считается кандидаткой в послушницы. Она проходит подготовку к постригу, знакомится с уставом и принимает окончательное решение о том, подходит ли ей такая жизнь. Длительность периода подготовки определяется для каждого человека индивидуально настоятельницей и старшими сестрами. Если после испытательного срока желание остаться в обители у женщины остается, она становится послушницей. Настоятельница должна подготовить прошение на имя архиерея. Как только будет получено благословение епархиального начальства, на сестру одевают подрясник и полуаполстольник. После этого она официально считается послушницей монастыря.

Параолимпиец Талай без рук и ног: «чем труднее борьба, тем значительнее победа»

«Ольга» из одноименного сериала: трагическая судьба актрисы Яны Трояновой

Сломанный ноготь — не беда: советы об обработке ногтей в домашних условиях

Этапы монашеской жизни

Подготовительные этапы, к которым в разных источниках причисляют трудничество и послушничество, еще не являются истинно монашеством. Преподобный Макарий Оптинский так определял его степени:

  • рясофор – степень новоначальных;
  • мантия – степень средних;
  • схима – степень совершенных.

Святые отцы учат не стремиться к получению мантии или схимы как внешнего образа из желания одеться в почетные одежды, ведь это все от честолюбия. А для монаха главное – смирение. Принимать ангельский образ нужно в разуме. Само принятие малого ангельского образа – это обручение Небесному Жениху Иисусу Христу. После того как при постриге облачают человека в монашеские одежды, он должен всегда иметь на устах Имя Иисусово.


Этапы монашеской жизни

Преподобный Амвросий Оптинский учил соблюдать внутреннее и не бояться внешнего. Не нужно желать получения рясофора или мантии как духовного роста.

Совет автора

Преподобный Никон учил, что монах должен быть весь в Боге. Нельзя идти в монастырь лишь из желания спрятаться от надоевших проблем. Все свои мысли нужно обязательно открывать духовному отцу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Путь монашества

Часто одинокие люди посвящают свою жизнь служению ближним, создавая детские дома и приюты, проводят активную общественную деятельность. В этом их призвание и смысл жизни. И еще неизвестно, какой монах (-иня) из них получились бы.

Нередко люди, потерявшие своих ближних, потеряли и самих себя. Жизнь для них остановилась в одной точке, кроме нее ничего больше не существует. Такое состояние иногда становится причиной того, что женщина всерьез задумывается о том, как уйти в женский монастырь. Но это является ошибкой. Убежать от себя и своих проблем не получится, даже спрятавшись за монастырскими стенами.

Рано или поздно депрессия, вызванная смертью или потерей любимого человека, проходит, возвращается интерес к жизни, радость от общения с людьми. И тогда монастырские стены становятся тесными, тихая и однообразная жизнь — невыносимо скучной. Если такое случается до принятия иноческого пострига — это большая удача. Человек возвращается в мир, и ведет тот образ жизни, в котором он испытывает внутреннюю потребность.

  1. Горячее желание стать монахом (-иней). При этом необходимо ясно отдавать себе отчет о всех тех трудностях, которые поджидают на этом пути. Иначе, столкнувшись с явлениями, которые не соответствуют вашим понятиям о святости и духовности, можно жестоко разочароваться и тем самым повредить себе.
  2. Глубокое искреннее покаяние в содеянных грехах и желание непременно их исправить, отдав всего себя и свою жизнь на служение Богу.

Только это может послужить толчком для становления на монашеский путь, и заставить задуматься о том, как попасть в монастырь.

Иногда люди, неустроенные в жизни материально или страдающие различными заболеваниями, ищут за монастырской оградой покой своей измученной душе, надеясь, что их жизненные трудности здесь разрешатся. Но в монашеской обители им также будет неуютно, потому что и здесь не сладко. Есть много трудностей, необходимо нести послушание. Без внутреннего стержня и упования на Бога здесь не выстоять.

Готовы ли вы к уходу в монастырь?

Прежде чем решится на такой отчаянный и судьбоносный шаг, необходимо всё взвесить, тщательно обдумать и прийти к единственно правильному выводу. Уйдя в монастырь, вы навсегда лишитесь мирской свободной жизни. Главным для вас станет послушание, смирение, физический труд и молитвы. 

Вам придется много трудиться, усмирять свою плоть и многим жертвовать. Готовы ли вы к этому? Если да, то вам необходимо последовать следующим советам:

  1. Обратиться за советом к священнослужителю. Он поможет вам подготовиться к новой жизни и посоветует в выборе монастыря.
  2. Уладить все мирские дела. Оформить документы, решить финансовые и юридические вопросы.
  3. Поговорить с родственниками и постараться объяснить им свое решение.
  4. Обратиться к настоятельнице монастыря с просьбой принять вас в монастырь.
  5. Подготовить необходимые документы. Это паспорт, свидетельство о браке (если вы замужем), автобиография и прошение на имя настоятельницы.

Если все в порядке, вы являетесь одинокой совершеннолетней женщиной, у которой нет детей или они хорошо устроены, вас примут в женский монастырь на испытательный срок. Всего он составляет 3 года. При условии полного смирения, повиновения, усердных молитв через этот промежуток времени вы можете принять постриг в монахини.

Кто может поступить в монастырь?

Когда люди, в особенности юные, приходят к Богу, у них часто возникает стремление к монашеству. Радость человека, который обрел сокровище веры, столь велика, горение его сердца столь сильно, что он желает совершенно переменить свою жизнь. Конечно, это прекрасно, однако человек должен отдавать себе отчет, на что он решается. Уходить в монастырь, не понимая зачем, — это чревато тяжелыми разочарованиями. Выбор монашеского пути — выбор достойный и высокий, но очень ответственный. Кто может и кто не может поступить в монастырь? Что дает человеку пребывание в монашестве?

Игумения Домника, настоятельница Ново-Тихвинского монастыря: Каким бы путем ни вел Господь, Он приводит человека в монастырь через осознание высоты этого пути, его спасительности, через желание жить ради Бога, служить Ему одному, через внутреннюю потребность сугубого покаяния. Игумения Магдалина (Досманова), руководившая нашей обителью перед ее закрытием в 1918 году, говорила так: «Я принимаю не тех, кто не может жить с людьми, а тех, кто не может жить без Бога».
Если говорить о препятствиях, то, прежде всего, не может поступить в монастырь человек, связанный семейными узами и имеющий маленьких детей. Иногда преградой на пути к монашеской жизни бывает и преклонный возраст, когда телесные немощи и укоренившиеся привычки мешают полностью изменить свою жизнь. Но если этих препятствий нет, если человек имеет твердое намерение отречься от мира, безусловно, ничто не может ему помешать поступить в обитель. Нужно также помнить, что в монастырь не уходят от несчастной любви или жизненных неудач. Монах – это человек, который оставил все ради жизни по Евангелию, ради спасения души в вечности и любви к Богу.
Каждая пришедшая сначала некоторое время проживает в монастыре в качестве паломницы (от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от внутренней готовности к монашеской жизни). После этого она еще около года проводит жизнь в обители — уже не как паломница, а как сестра, полностью включаясь в жизнь сестринства — и лишь потом становится послушницей.

Столь длительный срок испытания необходим для того, чтобы у нее было время присмотреться к укладу жизни в монастыре, проверить свое желание оставить мир. Время испытания может быть увеличено или сокращено по тщательном рассуждении настоятельницы и совете ее с духовником и старшими сестрами монастыря.
Тем, кто чувствует в себе влечение к иноческой жизни, я бы посоветовала почитать духовную литературу о монашестве, например, «Приношение современному монашеству» святителя Игнатия (Брянчанинова).

Схиигумен Авраам: Кому я не советовал бы идти в монастырь? Тому, кто думает, что монастырь – это место, где он спасется от трудностей, спрячется от своих неудач. Монашество – это, конечно, беспечальный образ жизни, в том смысле, что избавляет нас от мирских забот, от суеты. Но в то же самое время это гораздо более трудный крест, чем семейная жизнь. Вообще, нужно сказать, что и монашество, и семейная жизнь – это крестоношение.

Если человек уходит в монастырь только по той причине, что не хочет нести семейный крест, то он разочаруется. Взвалив на себя крест монашеский, он получит не меньшие трудности.

Для всех ли монашество? Монашество – для всех, кто его желает. Но всё же это путь немногих, и нужно тщательно осмотреться и хорошо подумать, готов ли ты к этому. Потому что, сделав выбор, ты должен сохранить его в течение всей своей жизни и, по словам Спасителя, не оглядываться назад, подобно жене Лотовой.

Игумен Петр: Желание стать монахом — это прежде всего отклик человеческого сердца на призыв Христа следовать за Ним без оглядки, ничего не оставлять для себя, вплоть до своей жизни. Отдаваясь в послушание Богу, человек уже не отвечает за завтрашний день. Завтрашний день сам устраивается для него Господом, ясно видящим потребности его сердца. Отсюда и происходит величайшая жизненная гармония в подлинном монашестве, так услаждающая душу инока.

Совсем иное дело — жизнь в миру. Там человек, как правило, движим исключительно собственными интересами. Он полагается только на собственную волю и собственные силы, и, естественно, уже сам и отвечает за последствия своих действий. От этой надежды только на себя жизнь человека становится похожей на игру в рулетку.

Человек часто находится в ожидании чего-то враждебного, к нему то и дело подступают чувства одиночества, тревоги, страха. Этим и объясняется непреодолимая потребность современного человека держаться за малейшие утешения в жизни. Жизнь с Богом и для Бога совершенно устраняет из души это смятение. А в полной мере такая жизнь возможна именно в монашестве.

Выбор монастыря

Здесь может быть два варианта: или ваш духовник или старец вас сразу благословят в конкретный монастырь, и вам лишь останется смиренно принять волю Божию, или вы получите благословение на монашеский путь, но монастырь вам придется выбирать самим.

И здесь стоит еще во время вашей самостоятельной подготовки поездить по паломничать по разным обителям. Кстати, греха в этом нет. Даже у святых сердце прилежало к одним монастырям, а к другим противилось. Тут действительно стоит лишь подивиться, что у каждого человека может быть «свой монастырь». И это справедливо даже для семейных. Иногда люди признаются, что уже пол России объездили, и заграничные великие святыни посетили, а вот есть у них любимый монастырь, в который они каждый год приезжают помолиться всей семьей, и ничего с этим поделать нельзя.

Остается вспомнить бытующую среди православных фразу: «не мы святых выбираем, а они нас».

Так что при выборе монастыря стоит слушать свое сердце. Ну а технически просто берите список мужских или женских монастырей России и ищите то, что ближе к вашей местности. Читайте историю создания обители, узнавайте, какие святыни есть в монастыре, какие святые их основали, и отправляйтесь туда в паломничество, чтобы опытным путем понять, ваше это место, или нет.

Как попасть в женский монастырь?

Как попасть в женский монастырь, жить и трудиться среди монахинь, не принимая монашеский постриг? Поработать во славу Божию в монастыре можно с 18 лет. Допускается трудничество с 12-14 лет, но только вместе с родителями. Перед планированием поездки в обитель нужно посоветоваться с духовным наставником или знакомым священником. Трудничество – это не просто отдых от мирской суеты, но душеполезное занятие для православных христиан любого возраста.

После получения благословения нужно связаться с выбранным монастырем любыми доступными способами. Необходимо уточнить, на какой срок и в какие дни можно приехать пожить и потрудиться. Некоторые монастыри всем необходимым обеспечивают на месте. В других случаях нужно рассчитывать на самообеспечение, поэтому лучше уточнять заранее что брать с собой. Как правило, это рабочая одежда и обычная одежда для посещения богослужений. Из документов — паспорт или документ удостоверяющий личность. Деньги на проезд в оба конца маршрута, удобная обувь по сезону, медикаменты.

Во время пребывания в монастыре нужно строго соблюдать установленный устав и распорядок. По рассказам опытных трудниц, в монастыре упорядоченная, размеренная жизнь. Такой режим помогает прийти в себя, переосмыслить многое, найти ответы на вопросы о духовной жизни. Не нужно думать, что делать дальше, что будет завтра. Все решено и нужно только выполнять свои послушания, работу, которую тебе назначат в монастыре. А в свободное от труда и богослужения время читать духовную литературу и обращаться к Богу в молитвах.

Требования к трудникам

  1. Прием трудников, для проживания в монастыре, желающих потрудится во славу Божию (безвозмездно), в монастырь производится не постоянно, а только при насущной необходимости, и только на определённый монастырским начальством срок, при усливии выполнения трудниками возлагаемых на них послушаний.
  2. В качестве трудников, в монастырь принимаются только православные люди, для которых первостепенной и самой насущной задачей является церковная жизнь, а именно желание человека укрепится в христианском образе жизни, продолжить процесс своего воцерковления посредством участия в Святых Таинствах и всего уклада монастырской жизни; люди, которые в свою очередь, восходя путем смирения, послушания и молитвы, конечной своей целью имеют стяжание с Божией помощью христианских добродетелей и Евангельского совершенсва.
  3. Трудник должен быть воцерковлен или до приезда в монастырь, регулярно посещая церковные службы, исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Тайн, начать процесс своего воцерковления.
  4. Перед тем, как обратится в монастырь за благословением на свое трудничество, человек должен прежде получить устное благословение на эту поездку у своего духовника или священника, у которого он постоянно исповедуется. Однако благословение своего духовника или священника, не является правом сразу приехать в монастырь, поскольку такое право может дать только руководство монастыря.
  5. Необходимо привести письменное благословение своего священника или духовника или положительная характеристика из другой обители, где человек ранее трудничал, если таковая имеется.
  6. Возраст трудника должен быть не менее 18 лет и не превышать 55 лет.
  7. Поскольку в монастыре отсутствует стационарная больница с соответствующим медицинским персоналом, оборудованием и медикаментами, монастырь не может принимать желающих трудничать с тяжелыми хроническими заболеваниями, которым может понадобится стационарная медицинская помощь. Дабы избежать заражения других, люди с инфекционными заболеваниями не принимаются. Поэтому монастырь принимает трудников, у которых отсутствуют физические ограничения, препятствующие исполнению монастырских послушаний.
  8. У трудника должен быть с собой действующий гражданский паспорт, постоянная регистрация по месту жительства, действующий на территории РФ полис обязательного медицинского страхования.

Как живут в монастыре, и что же это такое – монастырь?

Монашество – это особый духовный путь, который человек избирает для себя. Полный отказ от мирской жизни и полное посвящение себя Богу. Ради этого люди в прошлые века уходили в пустыни или подвизались при храмах. Потом зародились первые монастыри. Возникли они потому, что душой многие люди желали спасаться и идти строгим путем, но телесная немощь не каждому позволяла это делать. Люди это поняли и стали селиться вместе для физической, моральной и духовной поддержки друг друга. А чтобы отсекать своеволие, мешающее возрастать духовно, выбирали самого мудрого монаха или старца и старались исполнять его наказы, а он в свою очередь отечески их направлял и давал каждому послушания.

А так как физическое тело не могло обходится без еды, питья и жилья (особенно в северных странах, как наша), монастырям приходилось обустраивать внешнюю жизнь, строить кельи, обзаводится огородами, кухней и другими подсобными хозяйствами, за счет которых они и существовали трудами рук своих и пожертвований доброхотов.

Но эта была несущественная и внешняя жизнь монастыря. Внутренняя же состояла из молитвы, Богослужений, послушаний и ежедневной духовной брани. Где-то эта духовная внутренняя жизнь была столь сильна, что рождала сонмы святых и «выходила» далеко за пределы монастыря, привлекая к себе тысячи паломников.

Духовной стороны монастырской жизни касаться в этой статье не будем, ибо это тема обширная и описанная многими столпами монашества, такими как Св. Игнатий Брянчанинов, св. Макарий Египетский, св. Феофан Затворник и многими другими. Как говорится, берите книги и читайте.

Внешняя же жизнь напоминает совместное общежитие. В корпусах находятся кельи – скромные комнаты, где, как правило, живут по несколько человек монашествующих. Питаются все в строго отведенные часы в общей трапезной, встают здесь рано – в 5 утра, а то и раньше. Помимо церковных служб есть еще и монашеское ежедневное правило.

В идеале монах не должен иметь ничего своего, кроме той одежды что на нем (и то полученной в монастыре). Именно поэтому здесь все общее: кухня, трапезная, огороды, и другие службы, где монахи и послушники трудятся.

В монастыре приветствуется молчание и порицается праздность. Поэтому если монах не занят послушанием, церковной службой или каким другим общим делом, он все равно должен внутренне молиться, читая молитву по четкам.

И даже внешние ограничения монашеской жизни – причем, взятые на себя добровольно – уже показывают, что это путь не для всех, что же говорить о духовных глубинах, к которым в идеале должен стремиться каждый, отрекшийся от мира?

Монастырь и мир: плюсы и минусы

  • Если вы понимаете, что действительно хотите отречься свою жизни и уйти в монастырь, обдумайте следующие непростые моменты монастырской жизни.
  • В монастыре нужно много работать и физически, и духовно.
  • В монастыре ранние подъемы и поздний отбой, жизнь по распорядку, установленному начальством — монастырское правило.
  • Вас могут наказать за невыполнение определенной работы, например, поставить на грязную работу.
  • Вы вряд ли будете сразу работать по своей мирской специальности (если она есть). Скорее всего, сначала вы будете проходить испытание смирением: делать тяжелую физическую работу (на кухне, на скотном дворе, на огороде).
  • В монастыре вы почувствуете себя полным новичком, никем. Вы будете жить, отрекаясь от своей воли и выполняя наставления, без выходных.
  • Вы сможете молиться на монастырских службах, возможно, выполнять послушания в церкви — но не всегда. Бывает, что насельники обители сами не могут посетить монастырские службы из-за послушаний — так называется работа, которую нужно выполнять на благо монастыря. Конечно, никто не будет платить вам денег за послушания.
  • Монастырь — ваша новая семья, членов которой вы не выбираете, а принимаете, как есть. Поэтому вашей начальницей или начальником может стать и монахиня или монах со сложностями характера, которые еще не изжиты аскезой; сотрудниками могут быть духовно неопытные люди из другого социального слоя (нередко в монастыре живут и интеллигентные люди, и «пролетарии»).

Однако многие остаются в монастыре из-за духовных «плюсов», из-за того, что такая жизнь под руководством духовно опытных людей — это жизнь для Бога и людей, вечное самосовершенствование, работа над собой, которую в полном соблазнов современном мире выполнить трудно или невозможно.

  • В большинстве своем насельники монастырей — хорошие и незлобные люди, хотя на начальственных должностях часто стараются вести себя строго. Они будут стараться помочь вам.
  • Господь Своей любовью и благодатью заменит вам жену или мужа. Вы не будете переживать из-за неустроенной личной жизни и боятся довериться кому-то.
  • Ваши усилия будут направлены на самосовершенствование, молитву, помощь людям и труд на благо монастыря. Это очень цельная жизнь.
  • Молитва будет всегда присутствовать в вашей жизни, как и единомышленники в молитве и вере в Бога.
  • Самые большие духовные радости и утешение — в монастыре. Впрочем, здесь же и самые непростые искушения.

Монастырь — это ваше новое рождение, где вы заново обретаете себя.

Основные правила

Самое важное, что стоит знать перед тем, как просить священнослужителей принять вас в монастырь, это то, что просто так человека “с улицы”, который внезапно принял решение стать отречься от мирской жизни, не постригут в монахи сразу. Вам предложат пройти довольно длительный испытательный срок, который может продлиться несколько лет

Это нужно не только для того, чтобы священнослужители убедились в чистоте ваших намерений, испытательный срок нужен, прежде всего, вам самим.

Когда верующий человек посещает богослужения, проводит немного времени в монастыре, ему может казаться, что жизнь монахов — это покой, умиротворение души, уверенность в завтрашнем дне и праведность. Он ощущает душевный подъем, испытывает радость, поэтому желание остаться в монастыре навсегда выглядит вполне естественным. Однако на самом деле все не так просто. Но давайте обо всем по порядку. Для начала рассмотрим, через какие этапы подготовки человеку нужно пройти, чтобы начать новую жизнь в качестве православного монаха:

  • Регулярное посещение служб. Для начала вам нужно регулярно присутствовать на службах, исповедоваться. Если вы вдруг поймете, что встать рано утром, чтобы пойти на утреннюю службу вам тяжело, отвлекают какие-то дела или просто пропадает желание, то стоит еще раз хорошо подумать о том, что, возможно, монашеская жизнь вовсе не для вас. Также нужно обсудить со священнослужителем ваше желание, чтобы он дал вам более точные рекомендации о том, как пройти первый этап приобщения к церковной жизни.
  • Пребывание в монастыре в качестве трудника. Монахи не только молятся, но и занимаются тяжелым физическим трудом. Вы можете договориться с руководством того или иного монастыря и стать трудником на какое-то время (количество дней, недель или даже месяцев можно обсудить в индивидуальном порядке). Благодаря этому вы сможете понять, подходит ли вам такой тяжелый труд, ведь в дальнейшем, если вы не откажетесь от идеи стать монахом, он будет составлять существенную часть вашей жизни. Некоторые, желая на время отрешиться от мирских забот посредством труда на благо верующих, приезжают в монастырь на пару-тройку недель каждый год, а лишь по прошествии нескольких лет принимают окончательное решение стать монахом.
  • Возведение в послушники. После того, как вы провели какое-то время в монастыре в качестве трудника и желание стать монахом вас не покинуло, вы можете написать специальное прошение. Получив разрешение, вы сможете стать послушником при монастыре. При этом вы продолжите носить свое мирское имя, но вам будет разрешено ношение некоторых атрибутов православной веры.
  • Пострижение в монахи. Если вы успешно прошли испытательный срок и уверены в том, что хотите посвятить себя служению Богу, то с разрешения игумена вас постригут в монахи, дадут духовное имя, а ваша дальнейшая жизнь будет проходить в стенах монастыря за молитвами и трудом.

Также стоит учитывать, что в монастырь гораздо охотнее принимают людей старше 30 лет. Это связано с тем, что в этом возрасте человек уже имеет некий жизненный опыт, поэтому его решения более осознанны. К тому же перед тем, как вас постригут в монахи, нужно прожить в монастыре минимум пять лет. За столь продолжительный срок вы сможете точно убедиться в том, действительно ли вы готовы прожить остаток своих дней, подчиняясь строгому распорядку и отрешаясь от всего мирского. Если же в монастырь хочет уйти еще совсем юный парень, то обязательно потребуется разрешение родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector