Турочакская писаница

Значение петроглифов Калбак-Таш

В урочище можно увидеть сюжеты разных тематик: антропоморфные, зооморфные и геометрические. Очень много стилизованных, фантастических рисунков. Вокруг некоторых сюжетов образовалось несколько разных теорий интерпретации, поэтому нельзя сказать, что можно понять все, о чем рассказывали в рисунках жители древнего мира. При этом еще не все петроглифы удалось понять и прочитать их смысл.

Основные объекты Калбак-Таш:

  • Святилище богини Умай-Эне. Богиня является покровительницей матерей, беременных женщин и младенцев, поэтому эту месту приписывают волшебную силу, дарующую долгожданное зачатие.
  • Руны, относящиеся к IX—X вв. Это самый большой рунический текст в России, состоящий из 30 уникальных надписей. Некоторые исследователи считают еще один знак как отдельную строчку и говорят о 31 надписи. Сегодня переведены еще не все руны.
  • Святилище небесного козерога.
  • Терраса с панно Воина-Мага и древние солнечные часы.
  • Изображения священных быков и сцен охоты.
  • Жертвенник — Алтарь смерти.
  • Карта звездного неба.

Galina Gorshenina

В ходе осмотра можно заметить не только сцены жизни древних людей, но и необычные объекты, напоминающие космические корабли, пришельцев, фантастических зверей. Подобные изображения также были найдены по всей центральной Азии. Некоторые ученые объясняют это схожим мировоззрением и религией древних людей

Исследователи обращают внимание на то, что размер изображенных космических кораблей гораздо больше фигур людей и животных. Некоторые считают, что это не летающие средства, а символические изображения шаманов

Судя по изображениям, Калбак-Таш был особенным местом для людей в разные эпохи. Более того, здесь есть рисунки солнца, схема солнечной системы, карта неба, значит, урочище могло быть обсерваторией. На территории комплекса были также обнаружены огороженные площадки, созданные для обрядов или жертвоприношений.

Галина Еремина

Описание

Координаты пещеры — N 51° 43.736′,  E 85° 39.385′. Пещера находится на северном участке Семинского хребта, имеющим высоты 400-1200 м над у. м. Центральное место расположения — котловина Чистое болото, на северо-востоке которой в стыке двух оврагов находится вход в пещеру.

Сегодня, на основании последних исследований, проведённых в июле 2016 года (рук. Купцов Станислав, Новосибирск) во время большой экспедиции под эмблемой «Глубины Алтая. Пещера Кёк-Таш», глубина пещеры составляет 321 метр, а протяжённость — свыше 3000 метров.

Вход в пещеру щелевидный, незаметный среди глыб, на пересечении двух оврагов. Часть стекающей по склонам воды уходит в пещеру, образуя в ней потоки и водопады. Один из них получил название Чистый. Весною скорость поглощения талых вод достигает 2-3 м³/сек.

Расположение полости каскадами. Пещера Кёк-Таш на сегодняшний день включает более десяти гротов (наибольший —  Мрачный, с площадью более 200 м2 и высотою от 25 до 35 м) и восьми колодцев (18, 18, 9, 25, 25, 7, 30, 56 метров). Самый глубокий колодец назван по альма-матер его исследователей — НЭТИ (Новосибирский электротехнический институт). Гроты и колодцы соединяются продолжительными наклонно-ступенчатыми проходами, с перепадами площадок в 3-4 метра.

Вот некоторые названия гротов, по мере углубления: Тройник, Санаторий, зал Доброты, Мрачный, Такыр, Хаос, Тоска, Гулкий.

В 2016 году открыта новая галерея, система — «Севастопольская». Протяжённость её оценивают около 600 метров, возраст — более 1 млн. лет. В неё отмечены два больших грота — «Кричащий» и «Амфитеатр».

В. Мишин: «Очень красивая новая система. С. Купцов хотел назвать её «Дороги науки». Но ему сказали «Какие на фиг дороги?». А история такова. Из Севастополя парень, биолог, лежал в этом месте и сказал, что на него дует. Начали копать. Раскопали, пошёл горизонтальный ход и вывалились в большую систему. Сейчас там поставили дверь, решётку, чтобы меньше лазили».

Кроме того в пещере отмечены небольшие озёра, ряд сифонов и полусифонов.

Топонимика

Буквальный перевод с алтайского Калбак-Таш (Кал-Бакташ, Колбакташ, Халбак-Таш) — плоский, расширенный, висячий камень, сопка. Также переводят его как плоские камни, ложка-камень, нависающий камень, широкий, ровный камень или скала.

Следует отметить, что название, которое сейчас используется для обозначения наиболее известного туристам святилища Калбак-Таш (Калбак-Таш I), ошибочно приписано ему Окладниковой Еленой Алексеевной в 1981 году. Но ошибку закрепили в археологической и научно-популярной литературе В.М. Наделяев в 1981 г. и Кубарев Владимир Дмитриевич в 1986 г.

Святилище следовало бы называть Ялбак-Таш, именем, под которым оно и было известно в прошлом, что было выяснено позднее В.Д. Кубаревым.

Дело в том, что бом Калбак-Таш находится недалеко от слияния Чуи и Катуни на 10 километров ниже по Чуе от бома Ялбак-Таш. Но, чтобы не создавать путаницы в головах исследователей, ошибку не стали исправлять, а приняли название в официальный обиход. Кроме того, перевод с алтайского и монгольского у них один.

Интересно замечание Е.А. Окладниковой при исследовании святилища: «Округлость верхней части горы, как объяснили наши спутники способствовала происхождению местного названия памятника — Калбак-Таш, буквально — ложка-камень. Интриговало и совпадение в названиях — Йялбак-Тос и Калбак-Таш.

Йялбак-Тос был старинным хакасским онгоном — предметом культа типа иконы и использовался для лечения грудных болезней. Калбак-Таш — это гора.

Известный советский этнограф Е. Г. Кагаров, специально изучавший мотив шаманского дерева в искусстве народов Сибири, пришел к выводу, что изображения деревьев, растущих корнями вверх,— одна из самых архаических иконографии сюжета. Мировое дерево на культовом знаке Йялбак-Тос изображено таким образом».

Калбак-Таш

Культурно-историческая достопримечательностьинформация обновлена: 10.07.2010
Место,
называемое Калбак-Таш, находится на правом берегу Чуи, на 723 км
Чуйского тракта между, селами Иодро и Иня (в 12 км от первого и в 18 —
от второго).

На скалах вдоль дороги практически непрерывно на протяжении 10 км
встречаются древние на­скальные рисунки-петроглифы. В целом здесь
находятся более 3 тыс. разно­временных изображений от эпохи бронзы до
Средневековья и 20 рунических древнетюркских надписей.

Название Калбак-Таш переводится как «плоский расширенный висячий камень, гора».
Здесь, на скальной уплощенной возвышенности, расположенной поперек
долины реки Чуи, нанесено более 500 композиций, насчитывающих более 5
тысяч рисунков. Все они выбиты каменными или металлическими орудиями в
основном точечной техникой. Древнейшие из рисунков датируются 8-м
тысячелетием до Рождества Христова. Самыми распространенными картинками
являются изображения животных. Это — распространенные на Алтае быки,
олени, волки, барсы. Попадаются изображения неведомых хищников — то ли
эти загадочные звери существовали несколько тысячелетий назад, то ли их
создала буйная фантазия художника. Выбиты на камнях и сцены охоты.

Некоторые из них представляют не только историческую, но и эстетическую
ценность. Другой мотив — ритуальные действа. На петроглифах такого рода
можно увидеть хвостатых воинов, шаманов и их таинственного помощника
зверя кер-тютпа. Он помогал шаманам путешествовать по подземному миру.
Интересно, что у шамана внутри груди как бы пустое место.
Предполагается, что там должна быть душа. Некоторые из петроглифов
ученым удалось соотнести с сюжетами алтайских мифов, другие пока не
поддаются интерпретации.

Удивительно, что кроме символических рисунков
животных и людей, на многих рисунках изображены объекты, по форме
напоминающие современные космические корабли с капсулой прикрепленной к
корпусу вверху и большими языками пламени снизу. Рисунки «Космических
кораблей» нарисованы крупнее нежели изображения животных и людей. Они
расположены на горизонтальных плитах и поэтому их очертания более
размыты — в силу большего воздействия природных факторов и постепенного
стирания обувью людей, побывавших здесь за многие века.

Солярные символы, которые можно распознать в иных петроглифах Калбак-Таша дают право предполагать, что это место использовалось и как обсерватория, и как некий храм.
Оно было священным для всех народов, проживающих в округе на протяжении
долгого времени, ведь создание такого количества петроглифов — дело не
одного дня.

Калбакташские росписи создавались в течение нескольких эпох,
а анализ разнообразных сюжетов и даже отдельных изображений позволяет
наметить несколько этапов создания этого святилища:
1. Эпоха неолита (6-4 тыс. до н.э.)
представлена крупными фигурами оленей и козлов, выполненными контурным желобком. Размеры некоторых фигур достигают 2 м. х 3 м.
2. Эпоха энеолита-бронзы (3-1 тыс. до н.э.) к ней
относится самая многочисленная группа петроглифов: стилизованные
изображения женщин (часто рядом со зверем), мужские фаллические фигуры;
колесницы и вьючные быки; погонщики и войны, вооруженные копьями;
фантастические хищники и олени и т.п. К числу редко встречаемых на Алтае
в эту эпоху также следует отнести рисунки медведя, змеи и
знаков-символов.
3. Скифская эпоха (YIII-III в.в. до н.э.)
характеризуется сценами охоты на оленей, а также главными персонажами
скифо-сибирского звериного стиля (козлы, волки, лошади, собаки и др.)
4. Древнетюркская эпоха (YII-X в.в. до н.э.) выделяется небольшим числом сцен охоты на оленей, диких быков, медведей, выполненных техникой граффити.

Расположение — на 723.0 км дороги М-52 «Чуйский тракт»
Новосибирск — Ташанта. Скалы урочища Калбак-Таш находятся прямо у
автодороги М-52 «Чуйчкий тракт», слева от дороги. На небольшом холме
расположен дом, в котором обитают экскурсоводы, и небольшая беседка.

Никто не препятствует самостоятельному изучению древних рисунков, но
экскурсовод многое может рассказать и показать.
На самом деле на Алтае петроглифы встречаются не только здесь, но
Калбак-Таш — самое легко доступное и показательное место. Оно
разрушается с течением времени, но пока еще есть возможность
прикоснуться к древней святыне, запечатлеть таинственные знаки и просто
насладиться видом мест, где люди жили в незапамятные времена.


Сегодня урочище Калбак-Таш входит в состав природно-хозяйственного парка
«Чуй-Оозы» — особо охраняемой природной территории Республики Алтай.

Примерно в 2 км от наскальных рисунков стоит изваяние каменного воина с четко изображенным лицом и рукой, сжимающей меч.

История

За перевалом Южно-Чуйского хребта находится долина р. Джазатор и плоскогорье Укок. Именно здесь, в долине Елангаша, проходил наиболее удобный путь в Монголию и Китай. Этим путем пользовались не только древние кочевники и купцы.

Елангаш. Сарлык. Начало мая. Фото А. Андреева

Первые сведения о петроглифах Елангаша появились в 1881 г. в работе М. А. Брещинского, который, занимаясь изучением дорог в Алтайском крае и, следуя с караваном от Кош-Агача до Берели, видел россыпи камней с рисунками в долине р. Елангаш. «В 1½ верстах от Елангашского озера на левом берегу р. Елангаш находятся скалы с высеченными изображениями разных животных. Кем это сделано, инородцы не знают.

А на правом берегу Елангаша, не доезжая 12 верст до озера, на горе Чулбун-Каерлачан лежит камень Джеланташ, по инородческому поверью упавший будто бы с неба. Далее, пробираясь около Елангашского водопада, переваливают через высокие, крутые горы к р. Ясатеру» .

Елангаш. Фото В. Владимирова

По этим немногочисленным и отрывочным сведениям, которые появились в печати в конце XIX — начале XX в. и носили скорее информативный, чем исследовательский характер, трудно было предположить, что район этот богат памятниками древнего наскального искусства .

Семенов-Тян-Шанский В. П. 1896 году так охарактеризовал этот район: «В системе речки Елангаша, притока Чуи, лежит последний к востоку ледниковый центр в Чуйских белках. Сюда можно попасть от Чуйского тракта, следуя вверх долиной р. Елангаша. В его верховьях над глубокими долинами возвышается пирамидальная снежная гора Ирбисту (Барсовая гора) с раздвоенной вершиной…».

Перевал Ажу. Начало мая. Фото А.Андреева

В третье путешествие по Алтаю в 1898 году В.В. Сапожников отметил: «Елангаш имеет истоки в снежных полях и озерах, и совершенно прозрачен, а небольшая ледниковая речка, приходящая из ледника Ирбис, придает ему лишь слабую мутноватость…

Мы направились по Елангашу… Часа два тропа идет правым берегом Елангаша среди каменных россыпей иногда по болотистым луговинам. Вода речки совершенно прозрачна; вперед в верховьях её выстроились довольно высокие горы со снеговыми полями и несколькими висячими ледниками. По всему пути лес совершенно отсутствует… Перевал Елангаш при высоте в 2 960 м почти лишен снега».

Ни о каких рисунках эти исследователи на Елангаше не упоминают.

Яки цепочкой переходят перевал Ажу. Фото В. Панкратова

Экспедиции в район Елангаша для исследования и описания петроглифов под руководством академика Алексея Павловича Окладникова начались с 1969 года.

Инициатива работ по петроглифам Елангаша принадлежит этнографу-исследователю традиционной культуры алтайского народа Е. М. Тощаковой.

Был создан Алтайский археологический отряд Института истории, филологии и философии СО РАН (Новосибирск).

Были проведены экспедиционные работы в течение 11 полевых сезонов с 1969 по 1979 г. Начальниками отрядов были этнограф Е. М. Тощакова и Е. А. Окладникова (Кубарев 1980; Кубарев, Маточкин 1992).

В первый полевой сезон 1969 года работы велись на левом берегу Елангаш

В 1972 г. в периодической печати появилось небольшое сообщение В. Д. Кубарева о древнейших рисунках Елангаша.

В 1975 году фиксация петроглифов производилась на правом берегу реки, где были охвачены исследованием пять участков, заключенных между исследованными в 1969 и 1972 гг. группами петроглифов.

Всего на левом берегу на протяжении 16 км тогда были изучены 16 участков с петроглифами, а на правом на протяжении 4 км — пять участков, некоторые участки изобиловали рисунками. Порой имелось до 3500 петроглифов на одном участке.

В верховьях Елангаша. Фото А. Андреева

Как доехать

Добраться до петроглифов можно одним из трех способов:

Пешком. Протяженность пути от Бельтира составляет 35 километров. Дорога проходит по невероятно красивым местам через лог Ивирма. На машине с местным проводником. Несколько километров все равно придется пройти по долине. На собственной машине. Лучше для такой поездки подойдет внедорожник
Обратите внимание, дорога непростая

В июне лучше не ехать в долину самостоятельно – глубокие броды порой создают на пути непреодолимые препятствия
При подъезде к горам важно не пропустить поворот налево в сторону долины с огромной ледяной вершиной. Будьте внимательны: рисунки древних художников можно увидеть уже при въезде в долину – петроглифы тут есть даже на маленьких выступах и камнях

Интерес к наскальной живописи Алтая не угасает с годами. Петроглифы Елангаша уже много лет привлекают не только ученых. В долину приезжают краеведы, журналисты, художники, туристы.

Исследователи отмечают, что нужно серьезно заняться вопросом охраны археологического объекта, а также сделать общую карту с указанием всех скоплений рисунков на ней.

Топонимика

Елангаш в переводе с алтайского языка — «голый, нагой».

Чаще топоним объясняется, исходя из общего вида самой местности: «Назвали потому, что там нет ни тальника, ни лиственницы, не выросло ни дерева, ни кустарника, когда ничего не было, ту голую, пустую, голую местность назвали «Jаланыш». «В этом Дьаланаше нет ни одного дерева-камня, голая местность».

Елангаш. Можжевельник. Фото А. Андреева

«В Дьаланаше (Jалаҥаше) только… растет только одна полынь, редко где можжевельник. Ведь нет ни одного дерева, одни черные камни. И дерева-то нет. Поэтому ту местность назвали «куба Jалаҥаш» — «голый Дьаланаш». Нет ни дерева, только трава, полынь…».

Есть вариант, что топоним возник из двух слов: «Jалаҥ+агыш» — «полностью лес». «Jалаҥыш» ведь означает слово «Jалаҥ агыш» — «полностью лес». Говорили, что вся местность состояла из леса».

Объяснения жителей относительно значения топонима Елангаш перекликаются с сюжетом предания о местности Юстыт. «В Дьаланаше во время войны голые люди спаслись, говорят. Поэтому так назвали».

Тепсей-Таш восходит к хакасским наречиям и переводится — «помеченная», «писанная». Буквальный перевод — помеченный, «исписанный камень, гора.

Елангаш. Фото В. Владимирова

Исследования загадочного памятника

Урочище Калбак-Таш довольно легкодоступно, но несмотря на это, серьёзно изучать данную реликвию древних стали только в 80-х годах прошлого века. При этом сам памятник открыли и немного описали ещё в 1912 году. Это сделали художники Гуркин и Кузнецов. Ими были сделаны первые зарисовки, положившие начальную точку изучения древних наскальных алтайских памятников. Почему это было открыто так поздно? Одно из объяснений — это то, что старая тропка Чуйского тракта находилась несколько выше автодороги современности, а скалы же с рисунками — ниже у отвесных скал реки под названием Чуя, тем самым исследователи просто проходило мимо этого таинственного места. Другой причиной является то, что возникла путаница в названии этого места. Таким образом, исторически оно было названо Ялбак-Таш, а Калбак-Таш был расположен в семи километрах оттуда, около Чул-Оозы. В общем Ялбак-Таш просто неверно назвали. С названиями разобрались, но решили оставить всё так под названием Калбак-Таш, ведь по-монгольски и по-алтайски эти два выражения имеют одинаковые значения — «широкая ровная скала». К тому же первые описания этого места было довольно скудны, и поэтому учёными оно не представлялось настолько значимым звеном истории и археологии. Только в 80-90-х годах памятник стали считать одним из главнейших центров петроглифов Древнего Алтая.

Тщательно рассмотрев рисунки на скалах, можно заметить всевозможные жизненные сценки людей древнего мира. На некоторых рисунках даже можно увидеть объекты, похожие на космические корабли, людей в скафандрах, существ со странным строением тела и фантастических животных.

Стоит отметить такой интересный факт, что рисунки странных существ наподобие вышеописанных были обнаружены ещё и во всей Центральной Азии, Монголии и Пакистане. Возможно, это из-за того, что у народностей этих земель были общие верования.

История

Если говорить про бом Калбак-Таш, то первое упоминание о нём в 1865 г. сделал Радлов Василий Васильевич. Но древняя торная тропа пролегала выше скал с петроглифами, что не позволило путешественнику с ними познакомиться.

Краткое сообщение о двух местонахождениях наскальных изображений в устье р. Чуи, известных сегодня под названием Калбак-Таш I и Калбак-Таш II (Чуй-Оозы), можно найти в трудах Потанина Григория Николаевича.

Однако, судя по первой небольшой статье «Писаницы Алтая» П.П. Хороших, опубликованной в 1949 году, памятник Калбак-Таш все-таки был открыт в 1912 году бийчанином Д. И. Кузнецовым. Петроглифы были очень точно зарисованы им и известным алтайским художником Гуркиным Григорием Ивановичем рядом с тропой, проходившей вдоль южной части скального массива Калбак-Таша. Это можно считать началом изучения петроглифов Алтая.

Надо заметить, что П.П. Хороших на Калбак-Таше не бывал, и поместил его выше по течению р. Чуи, между селами Иодро и Чибитом.

Рисунки, сделанные в 1912 году Д.И. Кузнецовым, хорошо сохранились до наших дней. Именно благодаря им В.Д. Кубареву удалось определить их действительное местонахождение.

Весной 1979 г. святилище было вновь «открыто» сотрудниками института истории, филологии и философии СО АН СССР Е.А. Окладниковой и П.П. Лабецким. Местонахождение петроглифов им указал известный алтайский сказитель А.Г. Калкин.

В 1980-1981 годах исследователи скопировали большое количество петроглифов Калбак-Таша. Открытая Е.А. Окладниковой одна древнетюркская надпись оказалась первой из 12 рун, обнаруженных при обследовании Калбак-Таша В.М. Наделяевым. Этот исследователь — лингвист и тюрколог внес значительный вклад в изучение древнетюркской эпиграфики Алтая и, в частности в изучение надписей Калбак-Таша. Его перевод надписей Калбак-Таша далеко не исчерпал всех возможностей этого уникального памятника.

В 1984 году и на протяжении последующих лет В.Д. Кубаревым и его коллегами были начаты планомерные исследования Калбак-Таш I и II, но в публикации они появляются по Франции только в 1996 году, в рамках международного издательского проекта «Корпус петроглифов Центральной Азии».

В 1987 г. при сплошных съемках наскальных рисунков найдено 8 строк древнетюркской письменности.

Отметим, что В. Д. Кубарев был не согласен с выводами Е.А. Окладниковой об уничтожении большой части калбакташских петроглифов при строительстве тракта. При тщательном осмотре каменных блоков, оторванных взрывами, были выявлены всего один целый рисунок и небольшой фрагмент второго.

В 1991 году на 721 км Чуйского тракта открыт могильник пазырыкской культуры Алтая. Он насчитывал три каменных насыпи на второй надпойменной террасе правого берега Чуи. Курганы исследованы Восточно-Алтайским отрядом Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск)

В 1992 году обобщенные данные по результатам многолетних изысканий Калбак-Таша публикуются в совместной монографии В. Д. Кубарева и Е.П. Маточкина.

В 1994, 2001 и в 2003 гг. изучением рунических текстов Калбак-Таша занимался И.Л. Кызласов (2002).

В 2011 году В. Д. Кубаревым на святилище Калбак-Таш-I открыта значительная серия тюркских рунических надписей.

В разные годы на Калбак-Таше работали М.Д. Брилиант и руководитель археологического кружка Ленинградского Дома детского творчества Н.А. Алексеева.

В течение нескольких полевых сезонов проводили исследования профессор Я.А. Шер, французский исследователь доктор А.-П. Франкфор, американский профессор искусствоведения Э.Якобсон, профессиональный фотограф Г. Тепфер, польский ученый А. Розвадовски, японские и корейские археологи Т. Масумото, К. Оцука, Т. Осава, Кан Ин Ук, Им Се Гвон, Сонг Хва Соб, Со Гилсу, Со Джинсу и мн. другие иностранные ученые.

Еще один мотив петроглифов на урочище — ритуальные действа

Здесь можно встретить хвостатых воинов, шаманов и их таинственного помощника зверя кер-тютпа. Он помогал шаманам путешествовать по подземному миру. Интересно, что у шамана внутри груди как бы пустое место. Предполагается, что там должна быть душа. Изображения ряженых человеческих фигур в больших головных уборах со звериными хвостами, вооруженных копьями, палицами и луками вызывают наибольший интерес как у туристов, так и у ученых. Часто они выбиты рядом с колесницами, вьючными быками. Другие рисунки людей изображены со странными наголовниками. В центральной композиции — хвостатые фигуры воинов и шаманов, окружены изображениями различных зверей. Среди них выделяются несколько крупных фигур быков. Бык — символ сверхчеловеческой мощи. Свидетельством архаичности рассматриваемых рисунков является необычный зверь, в центральной части калбак-ташского святилища. Это кер-тютпа — фантастический помощник алтайского шамана. Шаманы видели в нем своего охранителя, незаменимого в путешествиях по подземному миру.

Координаты Калбак Таш как добраться

Многие туристы, отравляясь на Калбак Таш как добраться не знают. А отыскать этот комплекс можно на правобережной стороне речки Чуя, в километре до места ее соединения с Катунью. После въезда на Чуйский тракт, обозначенный на дорожных картах в виде трассы Р-256, через 290 километров находится искомый Горно-Алтайск, слева от которого и разместились древние петроглифы.

Более точно можно сориентироваться по указателям на самом трассе: 723 километр, в промежутке между сел Иодро и Иня, до которых добираться 12 и 18 километров соответственно.

Достопримечательности Калбак-Таш

Уникальное урочище Калбак-Таш собрало на своих просторах почти три тысячи древних изображений, датируются они возрастом в промежутке2,5-8 тысяч лет. Созданы были они в различное время, начиная с культуры неолита до более современной тюркской эпохи.

Древние мастера работали по скалам каменными инструментами, а позже уже металлическими.

В экспозиции Калбак-Таш находятся святилище Умай-Эне, терраса с интересным панно, рунические символы, охотничьи сцены и изображения священных в то время животных — быков, а также ритуальный жертвенник. Посещение свободное, но плата за просмотр и услуги экскурсовода взимается.

Здесь можно увидеть на крутых скальных обрывах многие тысячи хорошо сохранившихся петроглифов, на которых отчетливо видны изображения преимущественно животных. Древние художники изображали:

  • оленей, быков, барсов, волков;
  • неизвестных сегодня хищных зверей;
  • сцены охоты;
  • ритуальные действа с участием шаманов и их потусторонних помощников;
  • изображения людей в бытовом и эротическом плане;
  • мифические сюжеты и картинки с НЛО.

Все найденные рисунки представляют собой несомненную историческую ценность, но кроме того являются и очень эстетически выполненными. По неофициальным данным есть там и такие картинки, где изображены фантастические летальные аппараты, из которых вырывается огненный факел.

Опознанные среди иных рисунков солярные символы указывают на то, что эти места могли использоваться в древности как своего рода обсерватория и были священны для проживающих рядом народов.

Если вы любознательны и интересуетесь все загадочным и непознанным — ваше место в Горном Алтае! Обязательно посетите это удивительное место и убедитесь в сильнейшей связи нынешнего и прошлого через творения древних мастеров!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector