Михайлов день

Задобрить дворового

К Михайлову дню скот загоняли в хлев, ставили на зимние корма. Поэтому и вспоминали в тот день крестьяне дворового — помощника и младшего брата домового. Если домовой — хозяин дома, то дворовой наводит порядок во дворе. Считалось, что это существо имеет сварливый характер. Иногда говорили, что по внешнему виду дворовой часто похож на настоящего хозяина дома, главу семьи, только ниже ростом и лохматый. По настроению дворовой чаще сердитый, нежели добрый. Но если войти к нему в расположение, понравиться ему, то он постарается, чтобы все было в порядке как во дворе, так и в хлеву. Вот и старались задобрить деревенские жители дворового на Михайлов день. Для этого старшая женщина в семье поутру выходила во двор с пивным суслом, приговаривая специальные слова. Затем хозяин садился на коня и дёгтем рисовал на стенах и заборах вокруг двора полосу. Верили, что дворовой не выйдет за эту полосу, останется в семье. Хоть и сердитым был хозяин двора, да лучше, чтобы он находился рядом. Уйдёт — появится на его месте «лихой», и житья не будет. Такое было поверье. За дегтярную полосу дворовой не выйдет, и «лихой» к ней на версту не приблизится. На Михайлов день, желая задобрить, дворового угощали: ставили при входе в хлев кашу, молоко. Почитал русский народ архангела Михаила. В его честь возведено множество церквей, монастырей. Традиция отмечать Михайлов день сохраняется и во многих современных семьях. Весёлый гостевой праздник в честь архангела Михаила — последний перед наступающим 28 ноября Рождественским постом.

Метки: Тайны 20 века, обычай, день, примета, нечисть, праздник, ноябрь, осень, архангел, дворовой

Чудо архангела Михаила в Хонех

Доброе время суток Всем! Будем рады видеть Вас на нашем видеоканале в ютубе Видеоканал . Подписывайтесь на канал, смотрите видео.

Архангел Михаил — главная фигура не только в православной вере, но мусульманской и иудейской. С именем архистратига связано много чудес. Одно событие запечатлено на иконе «Чудо Архангела Михаила в Хонех». Основанием сюжета послужила история спасения Архиппа Херотопского.

Воспоминание о чуде Архистратига Михаила бывшего в Хонех

В городе Иераполе жил один мужчина со своей немой и единственной дочерью. Он очень горевал, что девушка не может говорить. Но однажды ему приснился сон, в котором архангел Михаил сказал, что дочь излечится, выпив воды из целебного родника. Девушка действительно получила исцеление, и отец в знак благодарности воздвиг небольшой храм Чуда архистратига Михаила. У родника стали искать исцеления православные и язычники.

Чудо случилось в четвертом веке. В те времена в храм попал в десятилетнем возрасте отрок Архипп Херотопский и больше шестидесяти лет он служил пономарем при храме. Он вел подвижную жизнь, питался скудно, отдыхал на камнях, носил ветхое одеяние, но обращал в веру Христа многих язычников.

За это власти города его ненавидели и неоднократно пытались убить. Но попытки были их напрасными. Тогда язычники решили повернуть движение двух рек в направление к источнику и храму. Десять дней они трудились, копали широкий ров к храму, который находился в низменности. Святой Архипп, видя это, стал усердно молиться и просить помощи у Архангела Михаила. Неудержимый поток двух рек с гор направился к источнику, а Архипп не переставая молиться, услышал голос, который велел выйти из храма.

Когда святой вышел, то увидел архангела Михаила с копьем в руке. Архистратиг поднял правую руку и пикой ударил о большой камень. Образовалось ущелье, в которое стала уходить вода.

Прошло 1700 лет, а источник на прежнем месте. Хонех это то место, где это произошло чудо, поэтому икона так называется «Чудо Архангела Михаила в Хонех».

На иконе изображен слева верховный ангел Михаил с копьем в руке, ударяющий в камень, справа Архипп в молитвенной позе. В центре иконы река, впадающая в расщелину.

Архистратига всегда изображают с копьем или мечом. Это победитель Люцифера дракона, змея, духа злобы и защитник царства мира и любви. Он возглавляет верных Богу ангелов. Православие олицетворяет Архистратига Михаила как борца против произвола и беззакония на земле. Имя Михаил означает «Единый бог»

Чудо архистратига Михаила и что нельзя делать

День Святого Михаила 19 сентября и 21 ноября. Традиции христиан в эти дни:

19 сентября считается семейным праздничным днем и необходимо искать примирения с родственниками. Наши предки собирались большой семьей и готовили много угощения.
В этот день следует ставить свечку в память Михайловского чуда, обращаться с просьбами о защите и благополучии, просить счастья и здоровья.
Нельзя 19 сентября работать. Если кто нарушает это правило, то ждет сразу наказание.
Исключается тяжелая физическая работа. Можно делать только необходимую работу, например, приготовить пищу

Нельзя ругаться и нецензурно выражаться, стараться не конфликтовать.
Запрещается выбрасывать остатки пищи, лучше покормить бездомных животных.
В Михайлов день люди обращали внимание на приметы. Если день теплый, то осень будет продолжительная

Если осиновый лист падает лицом, то зима будет холодная, если изнанкой, то теплая.
Нельзя мыть голову, в народе говорят «смоется ум».
Работать на Михайлов день считается грехом.

21 ноября в 24:00 часов молятся Архангелу Михаилу за усопших родственников, называя по имени.

11 дней чудес от архангела Михаила

Все беды человечества возникают от чувства отстраненности друг от друга и источника Создателя. Любой видит только свое тело и не обозревает высокочастотную тонкую материю.

Ангелы и архангелы помогают и направляют любого в этой жизни. Практика «11 дней чудес от Архангела Михаила» дает возможность облегчить жизненный путь, обращаясь к ангелам. Для того чтобы получить 11 дней чудес надо высказать намерение ангелам получить чудеса и принять с благодарностью. Необходимо в календаре отсчитать 14 дней и обратиться с просьбой. Это тот срок, который дается ангелам для подготовки. Пятнадцатый день считается началом чудес.

Эта техника поможет решить насущные вопросы с позитивным отношением и убедиться в поддержке небесных ангелов.

Смотрите так же видео о празднике Чуда Михаила в Хонех:

Обычаи

У народов, исповедующих православие, с этим днём не связано никаких особых обычаев, хотя к нему приурочены общественные и семейные праздники, связанные с культом предков и рода. В Полесье отмечали Михайлов день «от грома»: не рубили топором, не резали ножом, не ткали, чтобы Михаил не обиделся. В Белоруссии архангела почитали как управителя природных стихий: грома и ветров. Соблюдали запреты на работу, поскольку считали Михаила злым (он «крыши рвёт»), а в Слуцком районе в этот день ожидали шквального ветра, который срывает стрехи. Основную направленность этого праздника у южных славян определило поверье, согласно которому св. Михаил был одним из шести братьев-юнаков, разделивших между собой небо, землю и весь мир. Михаилу выпало управлять мёртвыми душами. Поэтому день его памяти праздновали «для лёгкой смерти» (болг. заради умирачката). В Сербии перед его иконой оставляли дары, чтобы избежать болезней и тяжёлой смерти. Считалось, что если св. Михаил встанет у изголовья умирающего, то тот выздоровеет, если у ног — умрёт (серб., болг.). Однако если святой стоит у изголовья, но в правой руке у него меч, а в левой — яблоко, смерть неизбежна (серб.).

В этот день, по народному обычаю, ублажают дворового. Он считается младшим братом домового, но его стараются задобрить, чтобы он остался жить во дворе и не прислал вместо себя лихого. Для этого после произнесения специального заговора во дворе проводится дёгтем полоса, за которую дворового просят не выходить. Ставят ему ужин в хлеву. Кроме того, по обычаю, между Кузьминками и Михайловым днём справляли «куриные именины». Для того чтобы ублажить лихого, домового и дворового сразу, выбирали самого старого и худого петуха и ржавым тупым топором отсекали ему голову, принося в жертву «мелким бесам».

В иных местах просили домового за скотиной присматривать и оставляли ему ужин в хлеву.

В Полесье с этим днём связан один из календарных поминальных праздников — Михайловские деды (четверг, пятница, суббота перед Михайловым днём), для которых готовили кутью, канун, борщ, кисель и другие кушанья.

В Свислочском районе Гродненской области Белоруссии считали, что на «Михайла Архайла» медведи идут в спячку.

Кое-где с этого дня начиналась куделица — время, когда женщины, девушки, девочки готовили кудель — очищенное от костры волокно льна или конопли, приготовленное для прядения.

Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Праздник 19 сентября – это одна из двух религиозных дат, посвященных Михаилу архангелу христианской Церковью. Она призывает верующих вспомнить о конкретном чуде, совершенном Архистратигом Михаилом в Хонех. Последнее имело место быть в IV-м веке. Предание гласит, что в местности под названием «Херотопа», располагающейся близ города Иераполя, стоял храм Божий, построенный в честь главного Архангела. Около этой церкви протекал источник. Вода в нем обладала целебными свойствами. Возвел тот храм один из местных жителей, будучи безмерно благодарным святому Архистратигу Михаилу за дарование исцеления его дочери: девушка в свое время страдала немотой. Однажды вождь Сил Небесных явился к отцу больной во сне и молвил, что дочь его тогда исцелится от недуга, когда выпьет воды из источника. Надо сказать, узревший пророческое видение мужчина не был на тот момент христианином, но архангелу поверил.

Все случилось, как говорил во сне Архистратиг Михаил: больная девушка испила воды из целебного источника, и тотчас к ней вернулся дар речи. Обрадованный отец вчерашней страждущей принял после произошедшего святое Крещение со всем своим семейством. В дальнейшем, как уже выше упоминалось, возле святого источника вырос стараниями родителя выздоровевшей девушки храм, посвященный Михаилу Архангелу. К нему за исцелением стали стекаться паломники, причем как христианской веры, так и языческой. Многие из поклонявшихся идолам после обретения от источника выздоровления отрекались от прежней «религии» и принимали Крещение.


В храме Архангела Михаила регулярно совершались богослужения. Пономарем там был один благочестивый человек по имени Архипп. Он более 60-ти лет исполнял свои обязанности в этой церкви, много усилий приложил для обращения язычников в истинную веру в единого Бога, совершая проповеди. Архипп всегда находился при храме. И вот однажды озлобленные на христианство вообще и благочестивого пономаря в частности идолопоклонники решили погубить ни в чем не повинного служителя церкви.

Преследуя свою коварную цель, язычники соединили в одно общее русло две горные реки и направили весь этот мощный поток воды в церковь святого Архистратига Михаила. Архипп же не бросил храма, а стал воздавать пылкие молитвы вождю ангельских сил, дабы тот не допустил трагедии. Пламенные просьбы пономаря были услышаны архангелом. Он сам явился к церкви, где находился Архипп, жезлом своим ударил в гору, открыв расселину, после чего повелел устремиться в последнюю водному потоку.

Бедствие миновало: река никак не задела храм Божий. Язычники ужаснулись увиденному и в страхе пустились в бегство – подальше от церкви. Христиане же, напротив, собрались вокруг храма, и спасенный Михаилом Архангелом пономарь Архипп был с ними. Все присутствующие возблагодарили великого князя сил Ангельских за оказанную им так вовремя помощь. Место, где произошло чудо, получило название «Хоны». В переводе это слово означает буквально «расселина», «отверстие».

Ангельские чины

Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.

Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

Архангелы

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества ; Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов; Уриил – огонь или свет Божий, просветитель; Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве; Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу.

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – держит в руке весы.

Традиции этого дня

На Михаила предки обычно устраивали застолье. После сбора урожая закрома были полны припасами. На стол подавали пироги с разными начинками, блюда из мяса. Часто ходили в баню, чтобы отогнать болезни.

Народные приметы предписывают воздержаться от тяжелой физической работы. Нельзя было ругаться или отказывать в помощи, иначе Михаил может наказать. Нуждающихся приглашали на обед, делали им подарки, ходили в гости к родным и принимали гостей. И, конечно, с утра ходили в церковь.

К языческим отголоскам можно отнести традицию задабривать дворового в Михайлов день. Так называли младшего брата домового. Ему оставляли угощения во дворе, где проводили черту дегтем, за которую он не должен был выходить.

Особо внимательно на Михаила, следили за погодой, считалось, что с этого дня начинается зима и можно делать прогноз на предстоящие холодные месяцы.Если утром иней — зима будет снежной, если день солнечный — зима будет морозной, обилие желудей предвещало теплую зиму. А мокрый снег указывал на дождливую весну.

Этимология и интерпретация имени

«Архангел Михаил» XIII век, Монастырь Святой Екатерины

Основная статья: Михаил

Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод др.-евр. מלאך «малах», означает «посланник», а с добавлением «арх» — «старший посланник».

«Ми ка эл» (др.-евр. ‏מיכאל) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».

Однако допустим и вариант «который, как эл». «Эл», или «Эль» (см. Элохим), в русских переводах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово вовсе не однозначно, и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение «Архангел Михаил» может означать: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля». В контексте Ветхого Завета Михаил — старший посланник Всевышнего и защитник народа Израиля[источник не указан 394 дня].

Архангел Михаил: молитва о помощи

Архангел Михаил. Икона

О святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божиих (имена), от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

***

О Господи Боже Великий, Царю Безначальный, пошли, Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабу твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых! О Господень Архангел Михаиле, излей миро влагостыни на раба своего (имя). О Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагам, Борющимся со мною, сотвори их яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О Господень великий Михаиле Архангеле, шестикрылатый первый княже и воеводе невесных сил, Херувим и Серафим! О Господень угодный Михаиле Архангеле! Буди ми помощь во всем: в обидах, в скорбях, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави, Михаиле Архангеле, от всякия прелести диавольския, егда услышиши мя, грешнаго раба своего (имя), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, ускори на помощь мою, и услыши молитву мою, о Великий Архангеле Михаиле! Поведи вся противящиеся мне силою честнаго животворящего креста Господня, молитвами Пресвятые Богородицы и Святых Апостол, и Святаго Николая Чудотворца, Святаго Андрея Юродивого и Святаго Пророка Божия Илии, и Святых великомученик Никиты и Евстафия, Преподобных Отец всех святителей и мученик и всех святых небесных сил. Аминь.

***

О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Архистратиг Михаил

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян.

Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (). По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8). Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения ().

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителям в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян… внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей мы возбрани поити на Великии Новгород»».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. ХIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Архангел Михаил: чудеса

Чудеса Архангела Михаила известны еще со времен Ветхого Завета, когда он указывал дорогу израильтянам в виде огненного столпа, когда они шли из Египта. Архангел спас афонского юношу, которого хотели убить грабители, чтобы заполучить сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом событии был построен храм на Афоне, в честь Архистратига Михаила, а все деньги, найденные юношей, пошли на убранство храма.

Известно много дивного покровительства и заступничества Архистратига Михаила во время военных сражений.

Широко известно чудо Архистратига Михаила в Хонех в IV веке. У храма, названного в честь Архистратига Михаила, протекал источник, у которого исцелилась немая девушка. К этому источнику на протяжении многих лет шли не только христиане, но и язычники, которые впоследствии обратились к вере Христовой. Но однажды язычники задумали уничтожить храм, убив пономаря Архиппа, который пономарил в этом храме уже 60 лет. Для осуществления своей идеи они соединили две горные реки в одно русло и направили течение на храм. Усердную молитву пономаря услышал Архистратиг Михаил, явился ему и, открыв жезлом в горе расселину, увел туда бурный поток. Место, где совершилось чудо, получило название Хоны – что значит “отверстие”, “расселина”.

Архангел явился Спасителю во время Гефсиманской молитвы, укрепляя Его. Ангелы приносили пищу Божьей Матери в Иерусалимский храм.

“Они помогали Гедеону во время войны. И помогают сегодня нам в наших духовных войнах. Они являются скорыми помощниками. Они возвещают историю человеческую, как мы читаем об этом в апокалипсисе. Что сем час и семь архангелов держат чаши в руке. Архангел ветра и других стихий, которые за это отвечают. Поэтому, дорогие братья и сестры, Господь так устроил нашу жизнь, чтобы мы всегда были окружены Его любовью и Его воинами”, – подчеркнул в завершение митрополит Павел.

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных было установлено в начале IV века, на Поместном Лаодикийском Соборе.

Как появился день Святого Михаила

По древним преданиям, когда-то Сатана был самым самым ясным из небесных духов, за что он и был назван Люцифером. Но со временем у него появились самолюбие, надменность и злоба, и он увлек этим многих других духов. Архангел Михаил собрал войско благочестивых ангелов и выступил на войну против Сатаны и его ангелов. Коварный Сатана не удержался и был свергнут вместе со своим войском на землю. А Архангел Михаил с тех пор не перестает и дальше бороться за славу Творца, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее.

Архистратига Михаила издавна называют ангелом-хранителем всех христиан, а украинцы считают его покровителем столицы – Киева. Недаром на современном гербе Киева, как и на древнем, изображен образ архистратига с мечом.

В народном воображении архангел Михаил изображается мужественным рыцарем, который побеждает все темные силы на земле. Именно поэтому, когда гремит гром, наши предки говорили: это архистратиг Михаил ведет войну с чертями. А еще говорят: где бы ни спрятался нечестивый – стрела архангела найдет его везде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector