S7 без матери

Авиакатастрофа с россиянами в Германии: названы имена погибших

Стали известны имена погибших россиян в авикатастрофе в Германии: Андрей Дикун, председатель совета директоров S7 Наталия Филева и ее отец Валерий Карачев.

Источник «» сообщил, что пилот Дикун управлял бизнес-джетом авиакомпании «Глобус», на котором под Франкфуртом разбились россияне.

Полиция Германии сообщила, что расследование крушения самолета будет идти до конца будущей недели.

«Расследование будет идти всю ночь и продлится, скорее всего, до конца недели», – отметил представитель полиции Дармштадта Бернд Хохштедтер.

«В самолете, по предварительным данным, был пилот и два пассажира, предположительно, россияне. Мы не будем подтверждать (их личности) до тех пор, пока не будем знать наверняка», – сказал он, указав на то, что самолет при крушении полностью сгорел.

Авиаинциденты уже несколько лет преследуют семью Филевых. В 2015 году самолет Владислава Филева неудачно приземлился в московском аэропорту «Домодедово». Тогда следователи не нашли повода для уголовного дела.

Собственно, владельцами авиационного бизнеса супруги стали почти случайно. Филевы занимались операциями с ценными бумагами в родном Новосибирске. Благо у Наталии был достаточно успешный опыт работы в финансовой сфере. Она возглавляла сначала Новосибирский филиал инвестиционной компании «Еврофинансы», затем была генеральным директором ИК «Еврофинансы-Новосибирск».

Поначалу в руки Филевых попал один из самолетов «Сибири» — за долги. Дальше — больше. Первые пакеты акций авиакомпании «Сибирь» супруги приобрели по просьбе местных чиновников — те обещали их выкупить после того, как удастся собрать контрольный пакет. Был кризисный 1998 год, финансовое положение «Сибири» было аховым… Но и чиновники не спешили выполнять обещания… Весь этот чисто российский детектив закончился тем, что супруги закрыли свою финансовую компанию и сами занялись «Сибирью», сменив там руководство и команду.

За эти годы региональная новосибирская авиакомпания превратилась в главного и практически единственного на российском рынке значимого конкурента «Аэрофлота». По объему перевозок S7 занимает сейчас второе место.

Кроме «Сибири» и «Глобуса» в группу S7 входит также розничная сеть по продаже авиа- и железнодорожных билетов, туристических путевок, учебный авиацентр, холдинг, занимающийся техническим обслуживанием самолетов.

Плавучий космодром «Морской старт». Фото: s7space.ru

С 2016 года S7 занялась космическим бизнесом — приобрела плавучий космодром «Морской старт». Ведутся работы над созданием под этот проект многоразовой ракеты-носителя. В связи с этим супруга Наталии, совладельца S7 Владислава Филева уже успели прозвать русским Илоном Маском.

Но именно Наталии приписывали роль главного стратега компании. Считается, что это с ее легкой руки был проведен ребрендинг, в результате которого «Сибирь» превратилась в S7 (это международный код, под которым летала «Сибирь»). И у компании появился тот самый хорошо запоминающийся имидж — окрашенные в яркий салатовый цвет самолеты S7 легко узнаются в любом аэропорту мира.

Наталия Филева входила в пятерку богатейших женщин России, по версии Forbes. В рейтинге за 2018 год она разделила 3 и 4 место с Еленой Рыболовлевой — состояние обеих оценивается в $600 миллионов.

Дочь Татьяна пошла по стопам отца.Фото: 

У Наталии и Владислава Филевых трое своих детей и один приемный ребенок. Дочь Татьяна — также в семейном бизнесе. Она занималась маркетингом, рекламой и развитием программ лояльности, а с тех пор, как Владислав решил сосредоточиться на космической программе группы S7, приняла от отца пост гендиректора.

Семейный бизнес

История успеха Наталии Филевой — это история успеха ее семьи. В публикациях она часто упоминается вместе с супругом Владиславом, с которым в 1990-х они начали строить бизнес. Предпринимательница получила лицензию для работы в новосибирском филиале инвесткомпании «Еврофинансы», учредителем которой был друг Владислава. Благодаря этому предприятию в 1997 году в собственности супругов оказались самолеты небольшой авиакомпании, созданной на базе авиаотряда «Сибирь» аэропорта Толмачево. Авиаперевозчик был на грани банкротства, а Филевы погасили часть долгов, получив по бартеру воздушные суда. В 1998 году бизнесмены консолидировали более 50% акций авиакомпании. Для того чтобы получить контроль, по некоторым данным, супругам пришлось занять $20 млн.

Одним из вдохновителей будущих владельцев на приобретение контроля в авиакомпании называют нынешнего председателя «Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта» (АЭВТ) Владимира Тасуна. Дозвониться до главы АЭВТ «Известиям» не удалось.

Справка «Известий»

S7 Airlines («Сибирь») — крупнейший в РФ частный авиаперевозчик. В 2018 году услугами авиакомпании воспользовались 11,6 млн человек, что почти на 17% больше, чем годом ранее. В его парке 96 воздушных судов: Airbus (56 лайнеров), Boeing (23) и Embraer (17). В конце прошлого года была образована «С7 Авиационно-космическая корпорация». В нее помимо авиакомпаний «Сибирь» и «Глобус» также входят порядка 15 разных юрлиц, специализирующихся на предоставлении авиауслуг, продаже авиабилетов и турпутевок. Среди активов Владислава и Наталии Филевых –– космодром Sea Launch («Морской старт»), который супруги купили у РКК «Энергия» за 6,3 млрд рублей. С него планировалось проводить коммерческие запуски.

Впоследствии Владислав Филев стал гендиректором авиакомпании, а Наталия возглавила совет директоров. Авиаперевозчик начал расширять маршрутную сеть, вторым базовым аэропортом стал Домодедово. В 2001 году Филевы выкупили обанкротившиеся «Внуковские авиалинии» –– самолеты пополнили парк «Cибири».

самолет

Airbus A319 авиакомпании S7 в аэропорту Домодедово

Фото: ТАСС/Марина Лысцева

В 2005-м была зарегистрирована «Группа компаний С7», в которую впоследствии вошли все авиационные активы Филевых. А в 2005–2006 годах под руководством Наталии был проведен ребрендинг «Сибири» за $1 млн –– так появилась S7 Airlines. Позднее часть парка вывели в дочернюю авиакомпанию «Глобус».

По словам Александра Фридлянда из ГосНИИ ГА, управленческие функции в S7 были разделены следующим образом: на Наталии были «внешние» контакты, вопросы финансов; Владислав контролировал процессы операционной деятельности.

В 2008–2009 годах компания оказалась в кризисной ситуации, добавил он. В этот период владельцы S7 чуть не потеряли бизнес. Тогда долг перед кредиторами, основным из которых был Сбербанк, превысил 10 млрд рублей. В результате компании пришлось спешно перекредитоваться в Альфа-банке под личное поручительство основателей, заложив значительную часть активов. В этот период, по словам Фридлянда, Филевым пришлось кардинально менять модель бизнеса –– урезать издержки, сокращать флот, маршрутную сеть. В результате у них получилось то, что не удалось «Трансаэро», –– вместо агрессивного расширения сосредоточиться на устойчивости и прибыльности.

До 2013 года государству принадлежало 25,5% акций S7, Владислав Филев выкупил их за 1,13 млрд рублей. В 2015-м он пытался получить контроль над обанкротившейся впоследствии «Трансаэро», но позже отказался от этой идеи.

Наталия Филева — авиакатастрофа

Обстоятельствами гибели супруги владельца авиакомпании S7 31 марта в Германии Наталии Филевой займется международная комиссия. Российские представители вылетят на место крушения самолета сегодня, 1 апреля.

По данным от источника, Наталия Филева и ее отец летели из Франции в Германию на лечение, когда на подлете к Франкфурту самолет рухнул.

В Межгосударственном авиационном комитете (МАК) сообщили, что представитель организации вылетит в Германию в понедельник. Идентификация жертв состоится через несколько дней. Немецкое издание FFH уточняет, что пилот пошел на второй заход перед приземлением в аэропорту Эгельсбах. В ходе полета сообщений о каких-либо неисправностях от него не поступало.

На месте авиакатастрофы

По некоторым данным, супруг погибшей, владелец компании S7 Владислав Филев, срочно вылетел в Германию. На момент крушения он находился в Москве.

Как сообщалось ранее, шестиместный самолет Epic-LT рухнул около четырех часов дня по Москве 31 марта. На земле борт загорелся, обломки разбросало на 20 метров. Гибель Наталии Филевой подтвердили в авиакомпании S7. Факт того, что вместе с ней летел ее отец, официально не подтвержден.

Наталья Филева входит в рейтинг богатейших бизнесменов России по версии Forbes. В 2018 году издание оценило ее состояние в $600 млн, поместив ее на 4 место. Наталия Филева вместе с супругом Владиславом владеет S7 Group, ей принадлежало 17,77% акций группы. Это крупнейший частный авиационный холдинг России, в который входят около 15 компаний, среди них «Сибирь», на базе которой была создана S7, и «Глобус». Авиаперевозчик занимает второе место по размеру пассажиропотока среди российских авиакомпаний после «Аэрофлота».

СМЕРТНИЦА, УКРАИНСКАЯ ПВО

Большой бизнес Филевых не обходился без трагедий. В 2001 году украинские силы ПВО сбили Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск. Через год пассажирский лайнер их перевозчика взорвала смертница.

В 2006 году самолет «Сибири» при посадке в аэропорту Новосибирска выкатился за пределы полосы и врезался в постройки. Во всех этих ЧП в общей сложности погибли 250 человек. А ведь каждая такая трагедия несет около $100 млн убытков для авиакомпании. Это страховые выплаты людям, экипажу, большой отток пассажиров.

Поэтому Филевы в 2006 году решили, что нужен ребрендинг. Так сказать, захотели сменить карму. Авиакомпания получила название S7 и новый фюзеляж салатового оттенка. Начал обновляться и авиапарк: было решено отказаться от эксплуатации советских самолетов, включая Ту-154.

Наталия Филева и возглавила образовавшуюся структуру — S7 Group. В холдинг также вошли офисы по продаже билетов, турагентство, операторы техподдержки самолетов и дочерний перевозчик «Глобус». А вот Владислав Филев остался руководить главной авиакомпанией, которая отныне именовалась S7 Airlines. Позже он занял пост главы S7 Grouр, а его супруга села в кресло председателя совета директоров.

Впоследствии S7 Airlines возглавила рейтинг самых эффективных авиакомпаний России, по версии Forbes. Ну а Наталия Филева вошла в топ-5 богатейших женщин страны с состоянием $600 млн.

Биография Наталии Филевой

​Наталия Валерьевна Филева родилась 27 ноября 1963 года в Новосибирске. Окончила Новосибирский электротехнический институт (ныне — Новосибирский государственный технический университет) по специальности «инженер-радиомеханик» и Новосибирский институт народного хозяйства (ныне — Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ») по специальности «организация управления производством».

Кандидат экономических наук. В 2000 году в Московском государственном техническом университете гражданской авиации​ Наталия Филева защитила диссертацию на тему «Формирование системы оперативного управления экономической деятельностью авиакомпании в условиях реструктуризации рынка».

В 1995 года была директором Новосибирского филиала инвестиционной компании «Еврофинансы». С 1996 по 1998 годы Наталия Филева — генеральный директор инвесткомпании «Еврофинансы-Новосибирск».

В 1997 году супруги Наталия и Владислав Филевы приобрели часть акций авиакомпании «Сибирь». Сразу после кризиса 1998 года они стали владельцами контрольного пакета предприятия и занялись развитием бизнеса. В 2001 году «Сибирь» вышла на московский авиарынок, поглотив «Внуковские авиалинии». Через год авиакомпания заняла второе место по перевозкам пассажиров в России.

Наталия Филева

В 1998-2005 годах Наталия Филева была первым заместителем генерального директора ОАО «Авиакомпания «Сибирь» по финансам, экономике и коммерческой работе.

В мае 2004 года контрольный пакет акций «Сибири» был зарегистрирован на Наталию Филеву. В 2006 году она впервые вошла в рейтинг самых успешных женщин России по версии журнала «Финанс» с оценкой капитала в $155 млн.

В 2005-2009 годах Наталия Филева — генеральный директор ЗАО «Группа компаний S7» (образована на базе авиакомпании «Сибирь»).

С 2009 по 2017 годы занимала пост председателя совета директоров ЗАО «Группа компаний S7», была членом совета директоров ПАО «Авиакомпания «Сибирь» (бренд — «S7 Airlines»).

С 2017 года являлась членом совета директоров ПАО «Авиакомпания «Сибирь», советником генерального директора ЗАО «Группа компаний С7» Антона Еремина.

Наталия Филева

В 2018 году Наталия Филева была четвертой в рейтинге богатейших женщин России по версии журнала Forbes с состоянием $600 млн. По данным «Спарк-Интерфакс», ей принадлежало 17,77% акций «Группы компаний S7» (аналогичная доля была у мужа). Также Наталия Филева была совладельцем фирмы «Инвест Финанс» (Москва, доля – 50%).

Была замужем за председателем совета директоров «Группы компаний S7» Владиславом Филевым. Имела троих детей.

Потеря для отрасли

31 марта в авиакатастрофе в районе немецкого Франкфурта-на-Майне погибла сооснователь S7 Airlines Наталия Филева. Бизнес-джет Epic-LT разбился на подлете к аэропорту Эгельсбах — самолет упал в нескольких километрах от аэродрома и сгорел.

самолет

Турбовинтовой одномоторный самолет Epic Dynasty (Epic LT)

Фото: flickr.com/Clément Alloing

Вместе с мужем Владиславом Филевым 55-летняя предпринимательница контролировала вторую по пассажиропотоку авиакомпанию страны. Как распределялись доли активов в S7 Group — никогда не афишировалось, но личное состояние бизнесвумен в 2018 году Forbes оценивал в $600 млн.

Наталия и Владислав Филевы выстроили надежный бизнес, который продолжит работать — сбоев в деятельности авиакомпании произойти не должно, предположил в беседе c «Известиями» директор научного центра ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд.

–– Подобрана серьезная команда. Помимо этого, супруг Наталии –– сильный менеджер. Поэтому потрясений для компании не предвидится, –– сказал он.

Операционной деятельности S7 ничего не угрожает, подтвердил в разговоре с «Известиями» и партнер московского офиса международной консалтинговой компании Arthur D. Little Александр Ованесов.

самолет

Фотография Наталии Филевой в здании, в котором расположен офис компании S7 Group

Фото: REUTERS/Maxim Shemetov

–– Операционный менеджмент продолжает работать, в этом смысле для S7 ничего не изменилось. Возможно, супругу Наталии Филевой придется активнее включиться в деятельность авиакомпании, –– отметил он.

Эксперт добавил, что для перевозчика это скорее стратегическая потеря: Наталия Филева активно работала по линии GR (связи с госорганами), а также была «очень ярким человеком» для всей авиаотрасли.

Сама предпринимательница на одном из форумов говорила, что уже не руководит компанией — это делает менеджмент. «Это иллюзия, что человек может всем руководить, –– это неправда. Если в своих людей верить, то они будут креативные», –– отмечала Наталия Филева.

— Она являлась носителем идеологии рынка в авиатранспорте, доказывая, что авиация может успешно развиваться без госсобственности и хронических убытков. Пример S7 говорит о том, что в этом бизнесе, даже в очень конкурентных и нередко неравных условиях, можно зарабатывать, –– сказал ведущий научный сотрудник института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов.

По его словам, ключевые вопросы и проблемы отрасли как на площадке РСПП, так и в целом в публичном поле во многом решались благодаря усилиям Наталии Филевой. Людей такой величины, как она, — настоящего капитана бизнеса — в России нет, это была яркая звезда, добавил эксперт.

самолет

Самолеты компании S7 в аэропорту Крыма

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин

— Авторитет Наталии Валерьевны, знания, умение находить поддержку и договариваться с чиновниками позволяли делать много полезного в целом для авиаотрасли, –– сказал «Известиям» Александр Фридлянд, лично знавший Наталию Филеву. –– До ее прихода в РСПП (руководила подкомиссией по авиаперевозкам. –– «Известия») каждая структура в авиаотрасли пыталась лоббировать только свои интересы.

Против «не реальных людей»

Многое потеряет от ухода совладелицы S7 не только компания, но и вся отрасль. «Наталия Валерьевна принимала активное участие в жизни отрасли в целом, она вела большую общественную работу, представляя интересы бизнеса в РСПП. Она никогда не отмалчивалась, когда речь шла об отраслевых проблемах, и не боялась идти на конфликт с властями», — объясняет Олег Пантелеев из «АвиаПорта».

Действительно, Филева не стесняла себя в критике чиновников. На инвестиционном форуме в Сочи в 2018-м она, к примеру, в жестких выражениях призвала не приглашать госслужащих на подобные мероприятия: «Они не делают бизнес, они не реальные люди. Вы говорите про борьбу с коррупцией, а я задаюсь вопросом — откуда у них деньги на костюмы и ботинки. У каждого костюм не меньше $1000 стоит» (цитата по РБК). Федеральный чиновник, знакомый с Филевой, на те слова не обижается — предпринимательницу он называет «эмоциональной, яркой и очень харизматичной». «Очень жаль, что ее теперь нет с нами», — добавляет собеседник Forbes.

Двумя годами ранее не менее смело прозвучали слова Филевой в поддержку Дмитрия Каменщика: хозяина «Домодедово» следователи пытались привлечь к уголовной ответственности по противоречивым обвинениям в необеспечении требований безопасности, из-за чего смертник якобы смог совершить теракт в аэропорту в 2011 году. «Знаете, в Домодедово очень законопослушные люди, на самом деле. Деньги выжимают с клиентов — да, есть такой недостаток. Но в самом аэропорту никакой коррупции, все хорошо организовано: шикарная четкость работы. Я хочу сказать, что он очень эффективный собственник», — постулировала Филева в интервью Forbes. Каменщик в итоге был реабилитирован за отсутствием в его действиях состава преступления.

Уже будучи менеджером федерального масштаба и голосом бизнес-сообщества на крупных форумах, Филева не забывала о родном Новосибирске. Так, в 2017-2018 годах она закупила для города несколько мобильных лабораторий для тестирования на ВИЧ и гепатит C. Каждый такой тест-мобиль обошелся благотворительнице в 5 млн рублей, сообщал портал «НГС.Новости».

Новая жизнь «Сибири»

Рост бизнеса сопровождался не только финансовыми, но и репутационными издержками – в 2000-х самолеты «Сибири» несколько раз попадали в катастрофы. В 2001-м Ту-154, направлявшийся из Тель-Авива в Новосибирск, случайно сбили в ходе учений украинские силы ПВО. В 2002-м такой же самолет взорвала в воздухе террористка-смертница. А в 2006-м A310 выкатился за пределы ВПП при посадке в Новосибирске и загорелся. В крушениях в совокупности погибли почти 250 человек. «Сибири» каждый инцидент также обходился в $100-120 млн непредвиденных расходов в виде страховых выплат и других компенсаций.

Чтобы избавиться от негативного шлейфа прошлого и заново структурировать холдинговый бизнес, в 2006-м компания провела масштабный ребрендинг. Так на российском рынке появился бренд S7 и узнаваемая айдентика фюзеляжей в светло-зеленых тонах.

Филева, на тот момент уже основной акционер «Сибири», возглавила и новую структуру — S7 Group, куда также вошли турагентство, билетные офисы и операторы техподдержки самолетов (позднее — еще и дочерняя авиакомпания «Глобус»). Ее муж остался во главе «корневой» авиакомпании, которая превратилась в S7 Airlines. Позднее в кресло гендиректора S7 Group переместился Владислав, а Наталия перебралась на стратегическую позицию председателя совета директоров.

«В их семье, конечно, Влад был главный, но он очень ценил Наталию и часто старался поступать так, как она хочет, даже когда с ней не согласен. Они вдвоем, в совокупности — настоящее явление в гражданской авиации, они способны произвести добавленный продукт из ничего, что редко бывает», — объясняет распределение обязанностей источник, знакомый с семьей.

Эти похвалы мало чего бы стоили, не пройди Филевы кризис 2008-2009 годов. К его началу у S7 накопился долг в 10,7 млрд рублей перед банками и держателями облигаций, а весной 2009-го компания даже допустила дефолт по бондам на 2,3 млрд рублей. Государство было готово спасти бизнес только в обмен на объединение с «Аэрофлотом», и на выручку Филевым пришел Альфа-банк, предоставивший два пятилетних кредита кредита на 8,9 млрд рублей, писали .

Этот спасательный круг заставил супругов задействовать все резервы для оптимизации бизнес-процессов – S7 научилась эффективнее всех на рынке обслуживать собственный авиапарк (не прибегая к лизингу с обязательством выкупа самолетов), экономить на внутренних нуждах («у Филева весь кабинет, как туалет при кабинете у руководителей конкурирующих компаний», — говорил «Ведомостям» знакомый бизнесмена) и закупать самые энергоэффективные модели на рынке (в расчетах родителям помогала дочь Татьяна – сразу после университета она влилась в семейный бизнес и отвечает за маркетинг и рекламу, в том числе за нашумевший клип чикагских рокеров OK Go). Также дальновидной оказалась ставка на внутренние рейсы: конкуренты, развивавшие в первую очередь внешние направления, в кризис сильно обожглись на сокращении турпотока.

К 2013-му у компании оказался уже нулевой чистый долг и самый низкий скорректированный чистый долг среди российских авиагигантов – по данным «Ведомостей», около 50 млрд рублей. В том же году S7 выкупила у государства оставшиеся 25,5% акций бывшей «Сибири» за 1,13 млрд рублей (в 2017-м 10% за 533 млн рублей были проданы фирме «Еврофинансы-Недвижимость», среди бенефициаров которой, в том числе, стоявший у истоков бизнеса Филевых Алексей Грибков). В последующие годы ключевые показатели финансовой эффективности только улучшались.

«Есть люди, которые достигают определенных высот, останавливаются и пожинают плоды своих трудов. А есть люди, как Наталия Валерьевна , которые на протяжении целых десятилетий могут набирать высоту и не останавливаться», — рассуждает об успехах S7 глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Космос как предчувствие

Филева вместе с мужем действительно не прекратили развиваться как предприниматели — напротив, на последние годы, кажется, пришелся пик их активности: S7 превратилась в участника, а порой даже и регулятора всех ключевых событий в авиаотрасли, а также запустила самый амбициозный проект во всем российском бизнесе – частного оператора космических запусков.

Все началось с попытки супругов спасти «Трансаэро». В 2015 году вслед за «Аэрофлотом» Филевы решили попробовать оздоровить конкурента, который сломался под долговым бременем в 250 млрд рублей и по настоянию регулятора прекратил полеты. От акционера «Трансаэро» Александра Плешакова владельцы S7 просили лишь консолидировать пакет в 51% акций – стороны даже успели подписать соответствующее соглашение. Но партнер подвел. «Мы выходим из сделки. Плешаков не набрал 51%», — лаконично комментировала РИА Новости срыв проекта Филева.

Участвовала компания и в разруливании последствий безответственной политики других авиакомпаний

«Мне очень запомнилось, как Наталия появилась на одном из совещаний, когда была кризисная ситуация с «ВИМ-Авиа», и полностью держала внимание 30-40 человек на протяжении 20 минут. Сразу же предложила решение проблем, готова была вложить свои средства и развезти пассажиров

Она была настолько сильна личностно, что ей никто не мог сказать «нет», а ведь там сидели очень опытные в авиации люди, прожженные. Слушали ее как завороженные и не могли ей противостоять. Она умела управлять аудиторией, была очень уверенная в себе и абсолютно, что называется, в теме», — рассказал Forbes федеральный чиновник, знакомый с Филевой.

По его словам, предпринимательница вместе с мужем «объективно построила лучший авиационный бизнес в стране». Это мнение в 2017 году подтвердил и рейтинг самых эффективных перевозчиков по версии Forbes: согласно нашим расчетам, по соотношению цены и качества среди российских конкурентов S7 не было равных (Филева в том же году вошла в рейтинг богатейших женщин страны).

В 2016 году Филевы не только вышли на международный рынок через покупку доли в кипрской Charlie Airlines (бренд Cyprus Airways), но и объявили о том, что их авиационный бизнес трансформируется в аэрокосмический — S7 Space: семья вложила порядка $150 млн в приобретение плавучего космодрома Sea Launch («Морской старт»). По расчетам супругов, на фоне растущей конкуренции в сегменте коммерческих запусков ракет вернуть расположенной на экваторе площадке экономическую целесообразность реально.

Однако прежде S7 предстоит наладить производство ракет-носителей — из-за конфликта в Украине Филевым оказались недоступны «Зениты» днепропетровского предприятия «Южмаш». «С Наталией мы поддерживали постоянный контакт по вопросам сотрудничества с компанией S7 Space. В наших планах было создание для «Морского старта» «морской» версии ракеты «Союз-5». Она была великим энтузиастом авиации и космонавтики», — прокомментировал гибель Филевой руководитель Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

КАК НАЙТИ $20 В КРИЗИСНОМ 1989-М

Так супруги Филевы и попали в авиацию. Авиаотряд «Сибирь» из аэропорта Толмачево отправил на ремонт в Минводы один из своих самолетов. Местный завод провел работы, но отряд не смог их оплатить.

Филевы погасили долг в 3 млн рублей и вызволили самолет, но авиакомпания и с ними не смогла рассчитаться. Чиновники предложили Филевым собрать контрольный пакет акций, пообещав затем его выкупить.

Филевы быстро собрали недостающие 26%. Деньги занимали у московских знакомых и новосибирских компаний. Собрали $20 млн, это страшная сумма по тому времени. Но в администрации с выкупом не спешили, и тогда в 1998 году Филевы решили сами консолидировать контрольный пакет, закрыли свою финансовую компанию и всей командой перешли работать в «Сибирь», прежнее руководство которой было уволено.

Авиапарк рос. За следующие пару лет Филевы скупили самолеты еще пяти обанкротившихся региональных компаний — «Саяна», «Энкора», авиапредприятий Барнаула, Кемерова и Томска.

Получив «Сибирь», Владислав Филев чуть было не купил еще и «Внуковские авиалинии». Объединенная авиакомпания могла претендовать на 40 основных магистральных маршрутов из 150 существовавших в то время, на 10% российского пассажиропотока.

Филев уже переехал в Москву, стал гендиректором «Внуковских авиалиний», перевез свою команду менеджеров. Но в последний момент условия продажи поменялись. Тогда супруги Филевы отказались от сделки и вернулись в Новосибирск.

После этого «Внуковские авиалинии» пережили банкротство. Вся недвижимость и авиапарк достались фирме «Центролизинг», которая в начале нулевых продала это добро неназванному покупателю. По некоторым данным, все бывшие самолеты авиакомпании перешли именно в пользование «Сибири». «Расплатились за самолеты векселями Сбербанка, которые привезли из Новосибирска в обычном чемоданчике», — вспоминали люди.

Уже тогда «Сибирь» стала второй отечественной авиакомпанией по числу перевезенных пассажиров, уступая лишь «Аэрофлоту». С другой стороны, Филевы получили в наследство долги обанкротившегося перевозчика на сумму почти миллиард рублей. На их выплату у супругов ушло восемь лет.

ПОЛЕТЫ В КОСМОС

Несколько лет назад супруги Филевы вообще устремились в космос. Осенью 2016 года S7 Group подписала контракт на покупку у корпорации «Энергия» плавучего космодрома Sea Launch, всего оборудования к нему, наземной базы в порту Лонг-Бич и одноименного товарного знака. Общая сумма сделки — $167 миллионов.

Через год компании S7 Space выдали лицензию на космическую деятельность в России. Она стала первой коммерческой организацией в стране, которая могла оказывать международные космические услуги. А в прошлом году S7 Sрасе анонсировала создание на базе элементов МКС орбитального космодрома. По задумке, он станет ключевой станцией перспективной космической транспортной системы «ближний космос — дальний космос». Проект намечен на 2022-2024 годы.

«Это не дань моде, я собираюсь заработать денег, — объяснял Владислав Филев. — Мы купили плавучий космодром и ракеты-носители. Ракеты разрабатывались еще в советские времена. Да, Илон Маск создал недавно новую ракету, но наша уже 40 лет работает отлично. В дальнейшем сделаем качественно новый продукт. Мы ждем, что в ближайшие 15 лет произойдет революция в космической авиации. Она станет доступной, и мы сможем слетать на Луну, чтобы посмотреть там балет».

* Владислав и Наталия Филевы с дочерьми

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector