7 уровней иерархической пирамиды американского социолога маслоу
Содержание:
Авторство
Важно, что по его мнению, очередность обеспечения необходимых благ может меняться у разных людей, именно поэтому он не рисовал диаграмму и не представлял свою концепцию в виде схемы. Это сделали его ученики и последователи
По одним источникам автором является Ф.Котлер – писатель настольной книги маркетологов «Основы маркетинга», по другим – У.Стопп, который через пять лет после смерти автора опубликовал иерархию желаний в своих статьях.
Женский курс
Консультации
Таблица
В основе пирамиды Маслоу лежат базовые инстинкты человека, которые психология считала исключительно важными потребностями для удовлетворительного уровня жизни. Удивительно, но порывы души не брали в расчет вплоть до середины 20 века, пока о них не заговорил психолог-новатор.
Уровень | Определение | Краткое объяснение |
Физиологический | Объединяет то, что естественным образом связано с жизнедеятельностью человека и его социальностью. |
|
Безопасность | Необходимость чувствовать защищенность и комфорт для себя и своих близких. |
|
Социальный | Включает общение, привязанности, создание семьи, совместную деятельность. |
|
Престиж и репутация | Напоминает о желании быть нужным и важным, уважать себя и получить признание от общества. |
|
Познавательный (творческий) | Выражает стремление к новым знаниям, расширению эрудиции и развитию интеллекта. |
|
Эстетический | Помогает прийти к гармонии и радости через красоту и искусство. |
|
Духовный | Высший уровень потребностей в гармоничном развитии личности. |
|
Вторая ступень: потребность в защите
Когда маленький ребёнок боится монстров под кроватью, ему абсолютно всё равно, что подумают о нём в этот момент сверстники. Единственное, что ему хочется сделать – позвать на помощь родителей. Он это и делает. В этом заключается проявление потребностей второго уровня: человеку необходим комфорт. Если его нет, то он чувствует себя неуютно, не может сосредоточиться на выполнении других дел, становится раздраженным.
Именно поэтому ребёнку так важен постоянный контакт с матерью или отцом. В близких видно безопасность, верного друга, который всегда спасёт и поддержит.
Популярность религии тоже обусловлена потребностью в защите. Чувствуя покровительство высших сил, человек успокаивается, верит в то, что всё хорошо, и что помощь обязательно придёт, если случится что-нибудь плохое.
Практическое применение
Но не смотря на всю критику, пирамида Маслоу широко применяется на практике.
Например, ее используют в системе управления персоналом при выстраивании способов мотивации сотрудников, при долгосрочном планировании для составления прогнозов о будущих потребностях в различных товарах и услугах.
Джон Шелдрейк в своей книге «Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации» в 14 главе «Абрахам Маслоу и иерархия потребностей» говорит, что успех компаний зависит от состояния рынка потребностей населения.
К примеру, когда в стране процветает экономический кризис, потребности людей сводятся к физическим. Спрос на хлеб и медицинские препараты остается таким же, на некоторые продукты даже повышается, а интерес к модным новинкам снижается.
В связи с этим, умный руководитель при составлении стратегического плана развития компании исследует рынок потребностей и находит ту нишу, которая является наиболее актуальной в это время.
Потребность в уважении
На четвертом уровне в иерархии Маслоу есть потребность в оценке и уважении. Когда потребности на трех нижних уровнях удовлетворены, уважение начинает играть более заметную роль в мотивации поведения.
На данном этапе становится все более важным завоевать уважение и признательность других. У людей есть потребность достичь чего-то, а затем получить признание их усилий.
В дополнение к потребности в чувстве выполненного долга и престижа, потребности уважения включают такие вещи, как самооценка и личная ценность. Люди должны чувствовать, что их ценят и другие, и чувствовать, что они вносят вклад в мир. Участие в профессиональной деятельности, академических достижениях, спортивном или командном участии и личных увлечениях может сыграть определенную роль в удовлетворении потребностей уважения.
Люди, которые способны удовлетворить потребности в уважении, добиваясь хорошей самооценки и признания других, как правило, чувствуют уверенность в своих силах. У тех, кому не хватает самоуважения и уважения к другим, может развиться чувство неполноценности.
Вместе, уважение и социальные уровни составляют то, что известно как психологические потребности иерархии.
Что такое потребность?
А яркость вызванной эмоции определяет силу мотивации, побуждающей к действию. Вот, например, едут на работу в одном вагоне метро три человека. Один полностью удовлетворен такими ежедневными поездками — ведь ты сидишь (стоишь?) и едешь, а не торчишь в пробке. Второй «хотел бы» добираться на работу на собственном автомобиле, но его желание такое вялое, а потребность хорошо отгулять конец рабочей недели (дня?) стоит на порядок выше комфорта передвижения. А третий «горит желанием», но главное — стремлением заработать на личный транспорт. У них троих разная «яркость» одной потребности. Понятное дело, кто первым станет обладателем автомобиля. Отсюда и вывод: воспитание потребностей — ключевой аспект в личностном росте. Ведь неправильная расстановка приоритетов будет мешать в формировании и достижении своих целей. Но для этого нужно понимать какие виды потребностей существуют, а также их физиологическую и психологическую приоритетность.
Уровни
Согласно мнения ученого, все потребности делятся на семь ступеней, нижние являются самыми примитивными, а верхние постепенно усложняются. Смысл теории заключается в удовлетворенности первыми ступенями, после чего начинается тяга к более продвинутым удовлетворенностям. В связи с различием человеческих сущностей и характеров, неправильно назвать теорию абсолютно верной и нерушимой аксиомой.
Да и сам ученый не признавал, что необходимость постижения высших сущностей возникнет обязательно. ОН только сформулировал, что начинается утоление нужд с самого простого.
Обратите внимание! Достигнув высшего уровня, предыдущие потребности сохраняются
Первый уровень
Состоит из органических или физиологических потребностей. Это бесспорная основа в психологии. Даже не смотря на критику теории, с первым этапом никто не спорит. Люди живут в физическом мире, проживание в котором невозможно без воздуха, еды и воды, а также оправления природных нужд.
Учение толкует о том, что если у человека случится расстройство желудка, то он забудет о работе над диссертацией, а побежит в поисках туалета.
Второй
Представленный этап состоит из потребностей в собственной защите, безопасности и прочих факторах. Для этого люди должны быть защищены жилищем, то есть тем местом, которое поможет защититься от окружающих опасностей.
Современные потребности
Каждый человек хочет защитить семью и себя, для чего ему необходим источник дохода. В совокупности получается пример, который говорит о том, что люди не хотят испытывать тревожные ощущения. Они стремятся к безопасности местности обитания, окружающих зданий (домов, школ, детских садов).
Третий
Заключается в необходимости внутреннего социального круга. Здесь говорится о необходимости иметь семью, друзей, коллектив, не просто находиться рядом с ними, а дружить и хорошо взаимодействовать. Человеку требуется постоянно общаться и получать от этого выгоду и интерес.
Четвертый
Людям необходимо добиться успеха и общественного признания. Указанная ступень представляет собой более возвышенные задачи, стоящие перед людьми. Дойдя до представленного уровня, индивидуум начинает осознавать и испытывать нужду в росте по карьерной лестнице, созданию собственного дела.
Цитата ученого
Это позволяет ему реализоваться и понять основные истины по идентификации («кто я?») и актуализации («для чего я здесь?). Четвертый этап характеризуется началом развития творческой деятельности и таланта.
Пятый
Расширение возможностей познания. Считается, что достигнув чего-то и реализовав себя, характер не остановит человека и ему захочется большего. Это будет считаться покорением нового этапа. Возникнут желания к изучению новых истин и знаний, получению нового опыта.
Шестой
Ступень заключается в созидании и созерцании красоты
Становится важно окружающее пространство, его красота и эстетическая совершенность. Появляются потребности в просмотре театральных представлений, музейных экспонатов, посещении художественных галерей
Седьмой
Называется этапом самоактуализации. Наивысший уровень проявляется в жажде лидерства, передачи собственного опыта и знаний другим поколениям, подтверждении личной миссии и полном осознании смысла бытия.
7 уровней пирамиды потребностей Маслоу
Согласно Маслоу, потребности, побуждающие людей совершать те или иные действия можно разложить в 7 уровней иерархии и
реализовать только в порядке возрастания – от «низших» – к «высшим».
То есть, необходимое условие для реализации человеческих потребностей более высокого порядка – предварительная реализация
потребностей «нижестоящих».
Схематически иерархию потребностей удобно представить как «уровни потребностей» или «7 уровней пирамиды потребностей
Маслоу».
Пирамида ценностей Маслоу
Иерархическая модель из 7 уровней, описывающая группы потребностей может склонить к ложной мысли, что возникновение
потребности становится возможным только после полного удовлетворения потребностей, расположенных уровнем ниже.
В действительности, пишет Маслоу, почти любой здоровый представитель нашего общества во всех своих базовых потребностях
одновременно удовлетворен и неудовлетворен.
Есть лишь некоторая относительная «мера удовлетворенности», – некое правило: низшие потребности всегда удовлетворяются в
большей мере, чем высшие, то есть, если низшие физиологические потребности удовлетворены на 85% то при этом потребность в
безопасности – на 70%, в любви – на 50%, в признании – на 40% … и в самоактуализации – на 10% …
Потребности очередного, более высокого иерархического уровня пробуждаются не внезапно, а формируются и активизируются
постепенно. Так если потребность А удовлетворена только на 10%, то потребность В может не проявлять себя вовсе.
Но если потребность А удовлетворена на 25%, то потребность В может проявить себя на 5%, etc.
Согласно Маслоу, идеальное общество – это сытое общество, лишенное любого повода для страха и тревог.
Здесь нужно уточнить, что в понятие сытости Маслоу включил не только пищу и воду, но и кислород, сон и секс.
Он признает: мера жесткости уровней потребностей в предложенной модели «… не так стабильна, как кажется на первый
взгляд.
Несмотря на то, что базовые потребности статистического большинства в общем виде можно уложить в описанные рамки, но
встречаются и исключения».
Семь категорий потребностей по Маслоу
В теории психолога не было как таковой пирамиды или другой графической схемы. Ученый разработал базовые категории потребностей человека и обозначил механизм перехода от одной из них к другой. Удовлетворяя (полностью или частично) потребности одного порядка, человек подсознательно стремится освоить новый уровень. Выглядят факторы мотивации в пирамиде Маслоу следующим образом:
Суть теории: любой человек обладает потребностями врожденными (первый и второй уровень) и приобретенными, формирующимися в процессе жизни в обществе. Удовлетворение потребности – это мотивация для дальнейшей деятельности. Примеры, голод – мотиватор для получения пищи, потребность в безопасности – стремление для обустройства жилья, получения социального пакета на рабочем месте. По Маслоу, удовлетворение потребностей низшего звена является катализатором для перехода на новый уровень. Теория в графическом варианте не зря имеет форму пирамиды: не все люди в процессе своей жизни доходят до высших ее уровней. Сам ученый предполагал, что высшая категория мотивирующих факторов (потребность в самоактуализации) доступна не более, чем 2% людей, но это не мешает всем остальным быть счастливыми и самодостаточными.
Иерархия потребностей – система не универсальная. Критики в числе ее недостатков отмечают отсутствие привязанности к возрастной группе – фактору, объективно определяющему потребности человека. У Маслоу пирамида в идеальном случае «заполняется» постепенно и счастливчики потребности низшего уровня удовлетворяют в детстве (или учатся их удовлетворять самостоятельно), а затем имеют возможность развиваться как личность и наполнять свою жизнь новыми мотивационными программами. Те, кто застывают на определенном этапе, не могут освоить новый уровень, стать успешным, самодостаточным. Причина подобного явления чаще всего — недостаточный уровень удовлетворения низших факторов.
Споры по поводу пирамиды Маслоу
Пирамиду потребностей Маслоу сегодня чаще упоминают не в связи с психологией, а с торговлей. Ее используют маркетологи и торговые представители всех рангов. На профильных они утверждают: если «бить» по самым базовым потребностям человека, наверняка удастся замотивировать его приобрести товар или услугу. Но не все тек просто, как кажется.
Споры по поводу пирамиды потребностей по Маслоу не утихают. Первое, что заставляет сомневаться в этой теории – история о том, как сам Маслоу отбирал людей для исследования. Сначала он искал людей идеальных. Но не нашел. После этого жесткие условия отбора постепенно смягчались, и удалось отобрать достаточное количество добровольцев для испытаний. Но все они были близки к понятию «идеального человека». На практике таких людей мало. А практика, как известно – критерий истины.
Второе, что тревожит современных психологов – это «перевернутая пирамида», когда во главу угла ставится самосовершенствование и самоактуализация. Когда человек выставляет перед собой некий идеал, стремится к нему и даже не понимает, зачем ему все это. А еще срабатывает «эффект медицинского справочника»: читаешь справочник и сразу находишь в себе все болезни. Только сегодня читают не справочники, а невероятные истории перевоплощения, достижения, взлета. И кажутся себе неидеальными, недостойными чего-то хорошего. А исправить «неидеальность» поможет только бесконечное самосовершенствование.
Австралийский дипломат и ученый Джон Бертон (1915-2010) развивал и пропагандировал другое видение пирамиды Маслоу. Он рассматривал человека как цельную личность, для которой все потребности важны в одинаковой мере. То есть ни одна из потребностей не считается низшей или высшей, потребности не могут исключаться, игнорироваться, быть предметом сделки или соглашения.
Но любая теория – это только теория. Пирамида так и останется красивой картинкой, если непонятно, как можно применить ее в реальной жизни.
Пирамида Маслоу
В основе теории Маслоу – пирамида потребностей, которая по сути является отображением иерархии необходимых человеку вещей. Другое название – лестница Маслоу, не случайно. По мнению автора, изложенному в первой редакции теории, человек реализует свои желания постепенно – поднимаясь с одной ступеньки на другую. Пока «нижний» ряд потребностей не удовлетворен, перейти на более высокий уровень не получается
Важный момент: сам Абрахам Маслоу не раз обращал внимание на то, что его теория отображает развитие потребностей людей в целом, как общества. Но каждый человек индивидуален, а это значит, что никаких единых жестких схем, которые можно было бы «приложить» ко всем людям без исключения, просто не существует