Адаптивное поведение личности: формы и типы

Биологический контекст

Биология очень тесно связана с вопросом, описанным в этой статье. Социальное поведение — это не что-то такое, что свойственно лишь людям. Оно возникло в результате длительного естественного отбора. Несмотря на некоторые разногласия относительно того, как точно определить поведение в биологическом контексте, одна общая интерпретация, основанная на метаанализе научной литературы, гласит, что «поведение — это внутренне скоординированные ответы (действия или бездействия) целых живых организмов (индивидуумов или групп) на внутренние и/или внешние стимулы».

Более широкое определение поведения, применимое к растениям и другим организмам, аналогично понятию фенотипической пластичности. Оно описывает его как ответ на событие или изменение окружающей среды в течение жизни человека, отличающееся от других физиологических или биохимических изменений, которое происходит быстрее. При этом оно исключает изменения, которые являются результатом развития (онтогенез). Поведение может быть врожденным или узнанным из окружающей среды. Принцип поведения — это то, зависит ли оно от окружающей среды или является выученным извне. То есть на него влияет как окружающая среда, так и окружение из других существ и воля самого субъекта.

Что такое поведение? Его можно рассматривать как любое действие организма, которое меняет отношение к окружающей среде. Оно обеспечивает выход за пределы организма в окружающую среду.

Экология

Экология поведения — это изучение эволюционной основы нрава животных из-за экологического давления. Поведенческая экология возникла из этогологии после того, как Нико Тинберген изложил четыре вопроса, которые следует рассмотреть при изучении поведения животных,среди которых ближайшие причины, онтогенез, выживаемость и филогенез.

Если у организма есть черта, которая обеспечивает избирательное преимущество (то есть имеет адаптивное значение) в окружающей среде, то естественный отбор благоприятствует этому. Адаптивное значение относится к выражению признака, который влияет на фертильность, измеряемую репродуктивным успехом человека. Адаптивные признаки — это те, которые производят больше копий генов человека в будущих поколениях. Маладаптивные черты — это те, которые заставляют производить меньше. Например, если птица, которая может петь более громко, привлекает больше партнеров, и громкое пение является адаптивным признаком для этого вида, потому что более громкая птица встречается чаще, чем менее громкие птицы, тем самым отправляя более громкие гены в будущие поколения.

Литература

Научно-популярная

  • Лоренц Конрад. Агрессия (так называемое «зло»).
  • Лоренц Конрад. Человек находит друга.
  • Лоренц Конрад. Кольцо царя Соломона.
  • Фабр Жан Анри. Инстинкт и нравы насекомых. — в двух томах.
  • Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — СПб: Петроглиф, 2007.
  • Жуков Борис. Введение в поведение. История наук о том, что движет животными и как их правильно понимать. — М.: Corpus, 2016.

Учебники

  • Д. Мак-Фарленд. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. — Москва: «Мир», 1988.
  • Ю.К. Рощевский. Особенности группового поведения животных. — учебное пособие. — Куйбышев: обл. типография им. Мяги, 1978. — 1 000 экз экз.

Девиантное поведение что это

Девиантное поведение – это совокупность действий человека, которые составляют основу модели поведения и реагирования и идут в разрез с нормами поведения в социуме. Оно нарушает привычные условия социального взаимодействия. Действующим законодательством предусмотрены санкции за такие проявления.

В социологии под девиантным поступком понимается действительная угроза жизни и здоровью человека в той или иной обстановке.

Медики, трактуя явление девиантного поведения, делают акцент на нарушении человеком стандартов межличностного взаимодействия в результате отклонений в психическом развитии.

В педагогике и психологии девиантное поведение ассоциируется с нарушением социальных нравственных норм, пренебрежением культурными ценностями. Педагоги полагают, что нарушение норм и правил может быть единичным случаем, который не повторится после воспитательной беседы с подростком. Однако при отсутствии наказания за проступки такая модель поведения закрепляется и становится привычным стереотипом реагирования личности на внешние раздражители.

Психологи убеждены, что появление девиаций в поведении неслучайно, чаще всего свойственно подросткам – переходный возраст характеризуется гормональной бурей, неравномерными темпами развития личностных структур, возникновением внутриличностных конфликтов. Это время напряженных отношений с родителями. Желая показать свою взрослость, самостоятельность и независимость, подросток ведет себя вызывающе.

Дополнительная информация. Девиант – это, как правило, подросток. Пик девиантных проявлений приходится на возраст 13-16 лет. Статистические данные психологических исследований свидетельствуют о том, что после 18 лет склонность к девиантному поведению проходит.

Девиантный подросток

Подходы и направления

Корни наук о поведении уходят в античные времена. Вопросами психологии и поведения людей и животных занимались ещё Аристотель, Хрисипп, Сократ и Платон, однако, серьёзно научно изучать поведение стало возможно лишь с появлением идеи эволюционизма. Современные научные дисциплины, занимающиеся изучением поведения, тесно связаны между собой и во многом пересекаются, а различия в предметах и методах способствует более полному раскрытию сущности поведения различных позиций. В настоящее время наблюдается объединение наук о поведении в междисциплинарные направления.

Психология

Основные понятия

Индивид, личность, память, восприятие, мышление

Психология изучает психику человека, а именно закономерности, особенности и развитие психической деятельности человека. Предметом бихевиористического направления психологии является поведение человека, однако психология в целом неоднократно меняла предмет своего исследования на протяжении долгой истории своего развития. Современная психология представляет собой развитую науку, опирающуюся на достижения психоанализа, зоопсихологии, нейрофизиологии, экспериментальной психологии и целого ряда естественных и технических наук.

Зоопсихология

Зоопсихология занимается изучением психической деятельности животных. Объектом зоопсихологии является поведение животных. Предметом зоопсихологии являются особенности и закономерности психической деятельности животных, а также её развитие в онтогенезе и филогенезе

Внимание зоопсихологов направлено на изучение восприятия, памяти, мышления животных.

Поведение растений

Хотя растения и бактерии обладают способностью к перемещению под действием внешних факторов (таксису), а высшие растения также не лишены способности к движению и обучению, тем не менее, поскольку механизмы движения растений носят чисто физиологический характер, нельзя говорить о наличии у них психики. В психологии движения растений часто относят к «допсихическому уровню отражения».

Сравнительная психология

Сравнительная психология занимается сравнительным анализом психических процессов представителей разных таксономических групп. Характерной чертой сравнительной психологии является применение сравнительного анализа в качестве основного метода.

Бихевиоризм и необихевиоризм

Основные понятия

Оперантное научение, чёрный ящик,инструментальный рефлекс, промежуточные переменные, реактивное поведение «стимул-реакция»

Бихевиоризм — направление в американской психологии, зародившееся в начале XX века. Особенностью этого направления был отказ от изучения психики, как непознаваемого явления. При этом полностью исключались из рассмотрения психические процессы, а поведение сводилось к совокупности реакций на стимулы. Основателем бихевиоризма является американский психолог Джон Уотсон, он же и предложил этот термин.
Представители этого направления внесли большой вклад в науки о поведении, в частности, определили предмет психологии, разработали классические методы, практически ценные технологии и способствовали распространению математических методов в психологии.

Этология

Основные понятия

ФКД, импринтинг, специфическая мотивация, ключевой раздражитель, этограмма, поисковое поведение

Этология в современном понимании — наука о биологических основах поведения животных. Предметом этологии являются механизмы, адаптивное значение, особенности развития поведенческих актов в онтогенезе и вопросы эволюции поведения. Этология зародилась в рамках «классической этологии» — научного направления, занимавшегося изучением поведения животных как адаптации к окружающей среде в их естественной среде обитания. Предмет этологии составляют законченные, скоординированные поведенческие акты.
Основателями этологии как научного направления считаются Конрад Лоренц и Николас Тинбергенс.51-52.

Типология правонарушителей в зависимости от степени опасности для окружающих

Все правонарушители классифицируются в зависимости от степени опасности для окружающих:

Расхитители — общительные люди, которые высоко ценят социальные нормы. Предпочитают жить за чужой счет. Легко контролируют поведение, любят заводить новые знакомства. К ним относятся мошенники, коррупционеры, лица подделывающие ценные документы.
Воры — отличаются гибким, менее импульсивным поведением. Они легко налаживают межличностные отношения, не боятся общества. Могут раскаяться за содеянное.
Корыстно-насильственные правонарушители. Часто проявляют импульсивное поведение. Пренебрежительно относятся к законам, социальным нормам, агрессивны к окружающим. Часто потакают своим желаниям, не умеют сдерживать себя.
Насильники — личности, которые во всем стараются доминировать. Преодолевают любые преграды перед намеченной целью. Не умеют воспринимать чужие чувства. Слабо контролируют свои желания. Постоянно стремятся проявить свое «я». Часто проявляют социальную отчужденность.
Убийцы — импульсивные правонарушители, которые часто проявляют тревожность

Осторожно относятся к любым новшествам. Свои интересы, переживания ставят главнее всего остального

Не ценят жизнь других людей. Склонны к конфликтным ситуациям, не умеют контролировать себя в обществе. Часто раздражительны, беспокойны.
Киллеры — преступники, который научились зарабатывать убийствами. Они прерывают чужие жизни по чьему-либо указанию. Другие личности для них просто цели. Руководствуются холодным расчетом. Раньше служили в «горячих точках» где получили военную закалку. Отличаются повышенной осторожностью, бдительностью, внимательностью. Если говорить о характере, можно выделить некрофильские черты, которые проявляются в желании истреблять все живое. Хорошо контролируют желания, умеют правильно вести себя в обществе. Сохраняют самообладание в тех ситуациях, где другие люди бы растерялись. Считаются самыми опасными, неуловимыми.

В отдельную группу выделяют преступников женского пола. Оно совершают правонарушения для демонстрации своих способностей, привлечения всеобщего внимания. После содеянного испытывают чувство вины.

Психотипы по Фрейду

Зигмунд Фрейд основал первую школу, изучающую психологию человека. Твёрдо уверенный, что детский возраст является базой для становления личности, он делал акцент на исследовании малышей, выделяя виды психотипов. Учёный считал, что переживания и стрессы, полученные ребёнком, оставят след в психике и выльются в проблемы со здоровьем и поведением.

Он разделял детство на несколько этапов, определения которым формируются от влияния различных органов и сексуальных зон. По мнению Зигмунда Фрейда, ребёнок рождается с определённым количеством психосексуальной энергии, которая в дальнейшем проходит все стадии. Развитие либидо формируется в 4 психотипа человека. Первые три он называл прегенитальными (оральная, анальная, фаллическая – от 0 до 5 лет), а четвёртую – генитальной (время полового созревания).

1. Оральный тип. Формируется у ребёнка до 18 месяцев или до отлучения от груди. Недостаточная или, наоборот, чрезмерная стимуляция в этом возрасте, по мнению Фрейда, формирует в дальнейшем орально-пассивный тип. Он отличается пассивностью и зависимостью от окружающих. Несмотря на внешнюю весёлость доверчивость и ребячество, бывает жадным и излишне щедрым. Если проблема (чрезмерная или недостаточная ласка) возникла в период появления зубов, дети проявляют характер через покусывание. В результате формируется орально-агрессивный психотип, который характеризуется циничностью, сарказмом, склонностью к величию.

2. Анальный. В 1,5-3 года дети учатся ходить в туалет. От того, как происходит процесс привыкания (в условиях фрустрации или в заботливости и понимании), зависит, какой тип личности проявится в человеке: анально-удерживающий или выталкивающий. Первый типаж выделяется упрямством, сверхаккуратностью и пунктуальностью, второй – импульсивен, склонен к жестокости.

3. Фаллический. Данный тип формируется с 3 до 6 лет, если в этом возрасте у ребёнка случаются проблемы, связанные с первыми исследованиями в области эрогенных зон и гениталий. Характеристики мужчин и женщин схожи. Они решительны, настойчивы, самоуверенны, способны добиваться поставленных задач. Мужчины склонны к похождениям, могут быть дерзкими и хвастливыми. Девушки любят флирт, далеко не моногамны, но хотят казаться невинными и наивными. Некоторые женщины решительны и уверены в себе.

4. Генитальный. От полового созревания до старости. Фрейд считал этот тип идеальным. Люди данной типологии легко находят своё место в социуме, они проявляют активную жизненную позицию, берут ответственность за других, заботятся.

Если до полового созревания у ребёнка возникали проблемы, то ему трудно перейти к генитальному типу. Развитие останавливается на том психологическом уровне, где ситуация, связанная с фрустрацией или чрезмерной заботой, наиболее запечатлелась в сознании. Чем ярче плохие воспоминания, тем тяжелее переход к генитальной (идеальной) личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector