Пырьев, иван александрович

Новая муза Пырьева — Людмила Марченко

Тем временем к уже немолодому мэтру советского кино пришла новая любовь. Ей стала юная актриса Людмила Марченко.

Марина Ладынина старела и уже не могла играть главных героинь в кинолентах своего супруга. Когда Пырьев задумал экранизировать «Идиота» Достоевского, его жена стала проситься на роль Настасьи Филипповны. Но Пырьев резко отказал и снял в этой роли Юлию Борисову. Из-за этой обиды отношения между супругами стали напряженными. Когда до Ладыниной дошли сплетни об увлечении мужа молодой актрисой, семейная жизнь звездной четы превратилась в кошмар.

А меж тем новая муза режиссера, получившая главную роль в его ленте «Белые ночи», не спешила отвечать ему взаимностью. Несмотря на ухаживания и роскошные подарки, девушка напрочь отказалась выходить замуж за всесильного Пырьева, хотя от одного его слова зависела вся ее будущая карьера.

На протяжении нескольких лет Иван Александрович не оставлял строптивую красотку в покое. Узнав, что она выходит замуж, он даже учинил разгром в ее квартире. Но все это оказалось бесполезным, и постепенно Пырьев охладел к Марченко.

Однако отношения с Ладыниной были безнадежно испорчены, и вскоре звездная пара подала на развод. Кто был инициатором этого – никто точно не знает. Однако говорили, что Марина Ладынина в порыве ревности хотела написать донос на мужа, но передумала. Этого супруг ей не простил и развелся, забрав их общего сына к себе. Другие знакомые настаивают, что после отказа Марченко Пырьев хотел помириться с женой, но та не простила его и подала на развод.

После расставания бывшие супруги более никогда не виделись. Ходили слухи, что Иван Александрович запретил снимать в кино Ладынину. Но многие сомневаются в этом, поскольку после разрыва актриса долгое время работала в Театре-студии киноактёра и ездила с концертами по стране. Помимо того, в 1963 г. старший сын режиссера Эрик Пырьев снял ее в своем документальном кинофильме «Мелодии Дунаевского».

Фильмы

Творческая биография в кино началась еще в студенческие годы. Начинающая актриса сыграла подругу главной героини картины «Капитан «Старой черепахи» (1956). Но роль оказалась настолько незначительной, что Лионеллу даже не указали в титрах.

Зато после окончания института будущей звезде экранов сразу досталась главная роль в музыкальной комедии Леонида Трауберга «Вольный ветер», созданной по мотивам одноименной оперетты Исаака Дунаевского. Героиня по имени Стелла живет в портовом городке и собирается замуж за молодого моряка Янко.

Действия разворачиваются после ухода из города фашистов, с которыми сотрудничал начальник порта, желающий тоже заполучить в жены Стеллу. Заметные роли в картине получили также Александр Лазарев и Надежда Румянцева.

Удача благоволила красавице-актрисе, режиссеры начали отводить девушке в своих работах только главные партии. В 1963 году она сыграла жену Евдокимова, аспирантку консерватории, в приключенческом фильме «Выстрел в тумане», а еще через два года составила дуэт с Николаем Алексеевым в мелодраме Ивана Пырьева «Свет далекой звезды».

В детективе «Хозяин тайги» (1968) Пырьева гениально сыграла Нюрку-повариху. Коллегами по съемочной площадке стали Валерий Золотухин, Алла Мещерякова, Михаил Кокшенов. Картину также украсил Владимир Высоцкий.

С этим человеком-легендой женщина играла в фильме Георгия Юнгвальда-Хилькевича«Опасные гастроли» (1969). В обеих лентах Лионелла перевоплощалась в возлюбленных персонажей Высоцкого, поэтому зрители вдруг решили, что у актеров роман и в жизни.

Всесоюзную известность актрисе принес трогательной образ Грушеньки в нашумевшей ленте «Братья Карамазовы» — экранизации романа Федора Достоевского. Лионелла вновь снималась у Пырьева. После премьеры советские мужчины осыпали артистку письмами с признаниями в любви, а встречая на улицах, смотрели с восхищением.

Да что там, даже первый Джеймс Бонд – Шон Коннери – был очарован советской дивой экранов. Будучи в столице России на съемках ленты «Красная палатка», агент «007» посмотрел на досуге «Братьев Карамазовых» и загорелся желанием познакомиться с Грушенькой.

И встреча состоялась. Лионелла Пырьева рассказывала, что Коннери задавал кучу вопросов и даже хотел побывать на съемочной площадке «Опасных гастролей», где на тот момент играла актриса.

Пора активных съемок женщины прекратилась с выходом мелодрамы Петра Тодоровского «Последняя жертва», где она перевоплотилась в графиню Круглую. В экранизации пьесы Александра Островского сотрудничала с Леонидом Куравлевым, Ольгой Науменко, Валерием Филатовым и другими именитыми актерами. После этого она исчезла с экранов на десять лет.

В следующий раз зрители увидели колоритную артистку в 1984 году: Лионелла Пырьева примкнула к составу главных героев военной картины «Господин Великий Новгород». Затем снялась еще в двух фильмах – «Мой любимый клоун» и «Оглашению не подлежит» — и покинула кинематограф.

Белая горячка Люды Марченко

— Но роман с Людмилой Марченко у Пырьева был?

ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ ПИШЕТ ПОРТРЕТ ПЫРЬЕВОЙ В ОБРАЗЕ ГРУШЕНЬКИ: актриса пыталась выкупить полотно, но художник оставил его в своей частной коллекции

Во время съемок в Риге фильма «Звездный билет» пропила не только гонорары, но и одежду: Иван по ее звонку приехал с Аллой Будницкой, с которой Люда дружила, купил ей новый гардероб, вывез в Москву. Когда Марченко бросил муж, Володя Вербенко, Иван Александрович купил ей однокомнатную квартиру, обставил ее и сам переехал к ней. А потом появился геолог Валентин Березин, который просто прописался у Марченко.

СЧАСТЛИВЫЕ СУПРУГИ: на юбилейном вечере в честь 70-летия Олега Александровича

— На этом роман закончился?

— Кстати, Виталий Вульф рассказал об этом факте, но причину не назвал…

Брак Лионеллы с Иваном Пырьевым

В какой-то степени, этот неравный брак тогда стал спасением для обоих, но активно обсуждался и осуждался обществом. Сейчас снова начали лить грязь на Пырьева из-за его романов с молодыми актрисами, которым, по слухам, он испортил жизнь и карьеру. Тем не менее, именно Лионелла стала его последней женой. Конечно, он снимал ее в своих фильмах. И, конечно, у нее совсем другое мнение на отношения своего мужа с этими актрисами.

Не стало Пырьева в 1968 году.

Иван и Лионелла Пырьевы на съемках фильма «Братья Карамазовы» (1968)

Лионелла Пырьева и Владимир Высоцкий

С Высоцким Лионелла познакомилась еще в 50-х годах, но тогда он не произвел на нее большого впечатления. Они несколько раз пересекались и на съемочных площадках. Например, в фильме «Опасные гастроли». А вот про их роман в Сибири на съемках фильма «Хозяин тайги» пишет в своей книге «Страсти по Высоцкому» Борис Кудрявов.

Якобы
они тогда оказывали друг другу недвусмысленные знаки внимания. Кстати,
Высоцкий приходил к ним в московскую квартиру, где Лионелла проживала с
Иваном Пырьевым, еще при жизни режиссера. Захаживал и после, иногда с
друзьями. Часто не был трезв. Лионелла говорила в интервью, что песню
«Ой, где я был вчера» Высоцкий написал про нее. Там есть такие слова:

Конечно, поклонники Высоцкого подвергли это утверждение сомнению, ведь написал он эту песню в 1967 году, еще до смерти Пырьева. Тем не менее, если вслушаться в текст, то выглядит все очень похожим на правду.

Прекратили
общение актеры после одного случая. Лионелла запретила Высоцкому
приходить к ней в дом пьяным, грозилась отправить на лечение в больницу.
Вскоре угрозу выполнила. Его выходили, но больше он к ней домой не
приходил. Как знать, но она тогда могла продлить ему жизнь своим
поступком.

Лионелла Пырьева и Владимир Высоцкий: фильмы «Хозяин тайги» (1968) и «Опасные гастроли» (1969)

И снова Пырьева и Стриженов…

Снова
свела судьба Лионеллу и Олега Стриженова в 1975 году на съемках фильма
«Последняя жертва». Тогда оба были уже свободны. Они поддерживали
приятельские отношения на съемках, но прежние чувства вернулись и Олег
прямо в присутствии съемочной группы сделал ей предложение. Так она
стала Стриженовой.

Живут актеры в браке уже более 40 лет. Детей в нем не появилось.

Лионелла и Олег Стриженовы: в 1975 и в наше время

Лионелла Стриженова сейчас

Лионелле уже за 80. Выглядит она прекрасно, но уже давно не снимается в кино. В конце 80-х качество предлагаемых сценариев ее категорически не устраивало и она приняла решение завершить карьеру.

Сейчас Стриженову иногда можно встретить в телепередачах, идущих по центральным каналам.

Ия Арепина

«В нее влюблена вся Россия» — так говорил о Ие Арепиной премьеры «Капитанской дочки». В середине 60-х, когда об исполнительницы роли Маши Мироновой мечтали тысячи мужчин, один влиятельный режиссер воспылал к ней чувствами. Утверждают, что это был Иван Пырьев.

Во время съемок постановщик предложил артистке отношения, на что Ия ответила уверенным отказом, в гневе покинула съемки, да еще и написала жалобу дирекции. Она сохранила собственное достоинство, но отверженный режиссер Ию не простил.

За сорванные съемки она получила выговор, а заодно и скандальную славу актрисы, с которой никто не хочет работать. И лишь спустя 14 лет после «Капитанской дочки» она снялась в фильме «Калина Красная» Василия Шукшина. Других заметных работ в ее карьере больше не случилось.

Биография

Ивана Александровича Пырьева знают абсолютно все любители старого советского кино. Он писал сценарии и снимал одни из самых прославленных довоенных картин, например, «Свинарка и пастух», «Богатая невеста» и «Трактористы». Также на его счету великолепные экранизации произведений Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», «Белые ночи» и «Идиот». Между прочим, именно он стоял у истоков киностудии «Мосфильм», а также приложил массу усилий для создания Союза кинематографистов. За большой вклад в культурную жизнь страны Ивана Александровича наградили званием Народного артиста СССР.

Биография Ивана Пырьева началась в селе Камень Томской губернии. Сейчас этот населенный пункт называется городом Камень-на-Оби. Родители Ивана были крестьянами. Мальчику было всего три года, когда его отца убили в драке. Поэтому в раннем детстве Пырьев остался на попечении дедушки Осипа Комогорова и уже в восемь лет начал работать пастухом. Маму, которая сразу после смерти мужа уехала на заработки, он увидел в следующий раз, только когда окончил начальные классы.

Когда три первых класса остались позади, мать увезла Ивана с собой в маленький городок Мариинск. Там у нее уже был новый супруг, торговец фруктами по фамилии Амиров. С отчимом Пырьев особого языка не нашел, так как мужчина часто выпивал лишнего, а в таком состоянии становился агрессивным и лез в драку. Такие взаимоотношения в итоге закончились потасовкой: устав от побоев, 14-летний Иван схватился за топор, Амиров испугался и побежал жаловаться в полицию. Будущий режиссер решил, что ему лучше покинуть семью, сел в воинский эшелон и отправился на фронт.

В Первой мировой войне Иван Пырьев отличился большой храбростью, был удостоен Георгиевских крестов 3 и 4 степеней. Во время Гражданской войны юноша перешел на сторону Красной армии. Начинал как рядовой, но потом стал политруком и агитатором. Жизнь Ивана Пырьева забросила в Екатеринбург, где он, не прекращая исполнять прямых обязанностей, стал посещать театральную студию и даже выступал в профессиональной труппе под псевдонимом Алтайский, отдав дань уважения родному краю. Летом 1921 года Пырьев впервые видит выступление театра МХАТ, труппа которого приехала на Урал с гастролями. Уровень мастерства этих актеров так поразил молодого человека, что он тут же отправляется в Москву, чтобы учиться этому искусству.

Иван Александрович оканчивает актерское, а впоследствии и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской В. Э. Мейерхольда и погружается в кинематографическую деятельность. Но помимо фильмов Пырьев прославится и как издатель и главный редактор журнала «Искусство кино», а также как директор киностудии «Мосфильм», руководитель Высших режиссёрских курсов и как основатель Союза кинематографистов СССР.

Жена не стерпела измен

Режиссер Иван Пырьев. Фото: Wikipedia

«Кубанские казаки», «Трактористы», «Свинарка и пастух» - своими работами режиссер Иван Пырьев выбил себе имя в граните советского кинематографа. Потому и получил шесть Сталинских премий, был назначен руководителем «Мосфильма». Власть, признание, безусловный авторитет и красивейшие актрисы рядом - и это в послевоенные 50-е, когда вокруг руины, как тут устоять перед искушением? Искуситель, соблазнитель, каратель, создатель черных списков! 

А начиналось все с Фроси Бурлаковой - прекрасной актрисы Екатерины Савиновой, будущей звезды картины «Приходите завтра». Якобы именно Пырьев заприметил студентку ВГИКа и позвал наивную, но замужнюю 22-летнюю девушку с Алтая на роль в «Кубанских казаках». И все у Савиновой шло идеально: дебют у Пырьева, одновременно приглашение во МХАТ, все дороги открыты. Но вдруг как отрезало. 13 лет без большой роли, крохотные эпизоды без упоминания в титрах.

Актриса Екатерина Савинова. Кадр из фильма «Приходите завтра»

Муж Савиновой, режиссер Евгений Ташков, снявший «Приходите завтра», уверен: это все из-за того, что она отказала Пырьеву. Да еще залепила пощечину на съемках «Кубанских казаков», в которых играла на тот момент жена распутника Марина Ладынина. Именно этот от ворот поворот якобы и стал роковым. Невостребованность погубила Екатерину - в 43 года она покончила с собой.

С белокурой Мариной Ладыниной, которая сыграла в «Кубанских казаках» вместе с Екатериной Савиновой, Пырьев познакомился в 1936 году, когда был женат на другой актрисе, звезде 20 - 30-х Аде Войцик. Роман был скрыт от широкой публики, а когда Ладынина родила режиссеру сына Андрея, он развелся и создал с ней новую семью. Актриса блистала во всех картинах Пырьева - «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки» и еще шести, стала народной артисткой СССР, получила пять Сталинских премий. Но чем ближе Ладынина узнавала мужа, тем больше слухи о любвеобильности режиссера окутывали их дом. В 1953 году во время съемок фильма «Испытание верности» вышел приказ Госкино с запретом снимать собственных жен - главную роль утвержденной Ладыниной Пырьев отбить смог, а вот испытания верности не прошел. Вышло забавно: только в 1955 году Ладынина и Пырьев официально оформили брак, через год отметили 20-летие отношений, а вскоре развелись через суд.

Марина Ладынина. Кадр из фильма «Кубанские казаки»

Нет никаких документальных подтверждений легенды о черном списке Пырьева, но с Ладыниной было ровно так же, как и с предыдущими женщинами главы «Мосфильма»: ее перестали снимать. Хотя сама актриса объясняла, что возраст уже не позволял, а играть старух не было желания. Говорят, она любила его до конца.

Лионелла Скирда

Лионелла Скирда родилась 15 марта 1938 года в Одессе. Она окончила Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского и работала в Театре-студии киноактера. В кино Лионелла Скирда дебютировала в 1961 году небольшой ролью в музыкальном фильме «Вольный ветер».

В 1964 году актриса исполнила главную роль в картине знаменитого режиссера Ивана Пырьева «Свет далекой звезды». Пырьев был на 37 лет старше Лионеллы. К тому же седовласый режиссер был влюблен в молодую, очаровательную актрису Людмилу Марченко. Ради нее он даже развелся со своей второй женой Мариной Ладыниной. Однако Марченко не ответила на чувства Пырьева взаимностью, чем впоследствии и воспользовалась Лионелла. В 1967 году она вышла замуж за Пырьева и взяла его фамилию.

Лионелла так вспоминает их первую встречу с Пырьевым: «Я снималась тогда в картине «Вольный ветер» и опоздала на съемки, потому что проспала. Прихожу, а мне говорят, что меня вызывает Пырьев, тогдашний художественный руководитель творческого объединения. Все перед ним трепетали, и я тоже заволновалась. Захожу в кабинет, а он посмотрел на меня и говорит: «Деточка, опаздывать нельзя».

Лионелла Скирда и Иван Пырьев

Да, он был сентиментальным, нежным, мягким. А любимые женщины у него вообще стояли на пьедестале. За шесть лет, которые мы с ним прожили вместе, я никогда не видела от него жестокости или бестактности, даже повышенного тона не слышала.

Иван Александрович не был богемным человеком, и наш дом тоже таковым не был. Он отмечал свои дни рождения обычно в узком семейном кругу, куда, конечно, приглашались самые близкие друзья: Луков, Бернес, Роман Кармен. Конечно, хотя пирогов и тортов я не пекла, изделия из теста – это не мое.

Да и Иван Александрович не был чревоугодником и предпочитал простую русскую пищу: каши, отварное мясо, борщи. Причем каши и картошку любил с большим количеством масла, а я с ним спорила, потому что для здоровья, для сосудов, это пагубно. Молодая была, возмущалась… Он только улыбался и шутил: «Ты понимаешь, кому делаешь замечания? Перед тобой – народный артист СССР».

Меня не смущала разница в 36 лет. Нет, мне это даже нравилось: я чувствовала себя защищенной, а он был для меня первооткрывателем. И конечно, вызывали уважение его широкая натура, дружелюбие, отзывчивость, с которой он откликался, чтобы кому-то помочь. Сегодня пишут о его каких-то безумных выходках, жестокости (да и вообще много неправды пишут). Я его таким никогда не знала… »

В 1967 году Пырьев приступил к экранизации романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Главную женскую роль он доверил своей новой жене. Однако свою картину Пырьев закончить не успел. В феврале 1968 года он скончался.

Вскоре после смерти мужа Лионелла Пырьева вышла замуж за Олега Стриженова, которого, по ее собственному признанию, она любила с юности. Удивительное совпадение – в свое время она была третьей женой Пырьева, теперь же стала третьей женой Стриженова (до этого он был женат на актрисах Марианне Стриженовой и Любови Земляникиной).

Лионелла Скирда и Иван Пырьев на сьемках фильма «Братья Карамазовы»

Пырьев умер во время съемок своего последнего фильма «Братья Карамазовы». Считают, что он просто «сгорел» на работе, и это вполне закономерно, если оглянуться на всю его жизнь.

«Я никогда не видел его спокойным, – написал в своих мемуарах редактор и сценарист Иосиф Маневич, работавший с Пырьевым на «Мосфильме», – даже в гробу чуть заметная пырьевская улыбка угадывалась, когда я смотрел на него, стоя в почетном карауле»…

Личная жизнь

Личная жизнь Лионеллы Ивановны достойна отдельной книги. 17-летней девчонкой актриса влюбилась в главного персонажа картины «Овод», которого сыграл Олег Стриженов. И однажды встретила кумира в родном городе – проходила мимо съемочной площадки картины «Мексиканец». Молодой человек из всей толпы зевак выхватил пронзительный взгляд Лины и познакомился с ней.

Судьба свела с возлюбленным вновь, уже когда Лионелла снималась в своей второй ленте «Вольный ветер». Стриженов был проездом в Ялте, где проходили съемки. Друзья рассказали, что в фильме задействована прелестная студентка, заинтригованный мужчина отправился посмотреть. После премьеры ленты между Олегом и Лионеллой вспыхнул роман, но отношения были обречены – у Стриженова стоял штамп в паспорте и подрастала маленькая дочь.

Первым мужем стал знаменитый советский режиссер Иван Пырьев. Мужчина был старше избранницы на 37 лет, но огромная разница в возрасте 24-летнюю актрису не смущала. Гениальный постановщик ухаживал красиво и преданно. Супруги прожили шесть лет, семейную жизнь оборвала смерть Ивана Александровича.

Актерские дороги Пырьевой и Стриженова снова пересеклись на съемках мелодрамы «Последняя жертва». Олег Александрович был уже в разводе. На озвучке картины, не стесняясь коллег, предложил Лионелле руку и сердце. Актриса вспоминала, что растерялась, тогда мужчина попросил рядом стоящую Аллу Ларионову уговорить Лину принять предложение. Пара заключила брак в ноябре 1976 года.

Вершитель судеб

В 1954 —1957 годах Пырьев работал директором киностудии «Мосфильм», где его называли не иначе как «Иван Грозный». Затем руководил там же творческим объединением «Луч». С 1957 по 1965 год режиссер стоял во главе Союза кинематографистов СССР. Его уважали, его слушались, но еще больше — боялись идти против него. Марине Ладыниной, пока она была женой «самого Пырьева» другие режиссеры не осмеливались предлагать роли. А после их развода она и вовсе перестала сниматься.

Одни уверяли, что это было решение самой актрисы, которая, будучи уже женщиной немолодой, не хотела играть возрастные роли. Но рассказывали и другое: это Пырьев запретил снимать его бывшую жену: расстались они отнюдь не мирно. Как говорила третья супруга режиссера, Лионелла Пырьева (до замужества Скирда), страдавшая от ревности Ладынина писала доносы на изменщика-мужа в ЦК — что Пырьев развратник, открыто живет с молодой любовницей (тогда имелась в виду Марченко) и так далее.

Лионелла Пырьева в фильме «Свет далекой звезды», 1964 г.

Несмотря на яркий старт, Людмила Марченко тоже не «купалась» во внимании режиссеров — по слухам, причиной этому был все тот же запрет всесильного Пырьева, который не мог простить, что его отвергли. По словам сестры актрисы, режиссер еще долго надеялся на взаимность. А когда узнал, что у Людмилы появился гражданский муж, геолог, не только велел не снимать ее, но и запретил вахтерам пускать девушку на «Мосфильм» и в Дом кино.

Екатерина Савинова в фильме «Приходите завтра»

Без серьезных ролей сидела Екатерина Савинова: роль Любочки в фильме Пырьева «Кубанские казаки» (1949 г.) стала для нее роковой. Ответив пощечиной на приставания режиссера, 22-летняя Савинова оказалась в «черном списке». Больше 10 лет, до 1963 года, до фильма «Приходите завтра» актриса снималась лишь в крошечных эпизодах, да и в Театре киноактера ей давали только проходные роли.

Среди актрис, попавших под «проклятие Пырьева» назывались имена Ольги Бган, подруги Людмилы Марченко Аллы Будницкой, звезды фильма «Капитанская дочка» Ии Арепиной, пытавшейся на него жаловаться и в итоге вообще ставшей персоной нон грата… Многие считали, что из-за режиссера несколько лет не давали ролей и Кларе Румяновой, когда-то оскорбившей Пырьева своим отказом сниматься у него.

Клара Румянова в фильме «12 стульев»

Правда третья жена Ивана Александровича, Лионелла Пырьева (во втором браке Стриженова), с которой он прожил последние шесть лет и на руках которой умер в 1968 году от остановки сердца, уверяла, что все это наветы. И что на самом деле знаменитый режиссер был вовсе не таким человеком, каким его стали представлять после смерти: по словам вдовы Пырьева, более тихого, нежного и деликатного человека она в своей жизни не встречала.

Примечания

  1. ↑ Кино. Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 340—341. — 637 с.
  2. Анна Лис. . Чапаев.
  3. Захаров С. А. Это было недавно… Записки старого свердловчанина. — Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1985. — С. 137. — 190 с.
  4. Рогнеда Яценко. . (5 сентября 2017).
  5. Любовь Аркус. . Сеанс (13 августа 2009).
  6. Аркус Л. Ю. Новейшая история отечественного кино, 1986-2000. — М.: Сеанс, 2004. — С. 66. — 754 с. — ISBN 5-901586-04-2.
  7. Пупшева М., Иванов В., Цукерман В. Гайдай Советского Союза. — М.: Эксмо, 2002. — С. 49, 63, 438. — 444 с. — ISBN 5-699-01555-8.
  8. Наталья Дардыкина. . Московский комсомолец (7 апреля 2016).
  9. . Аргументы и факты (17 апреля 2013).
  10. Татьяна Булкина. Поклон советскому кино. — М.: Издательский дом «Московия», 2011. — С. 290—294. — 384 с. — ISBN 5-7151-0333-9.

Фильмы

Окончив актерский факультет театральной студии, Пырьев дебютировал на экране в главной роли в кинофельетоне «Дневник Глумова». Но в процессе работы Иван понял, что руководить съемками ему интереснее и снова садится за парту, выучившись на режиссера. Сначала был помощником режиссера и писал сценарии для фильмов, например, «Третья молодость» и «Оторванные рукава». 

Через четыре года ему наконец-то удается дебютировать как самостоятельному режиссеру с мелодрамой «Посторонняя женщина», за которой последовала сатирическая комедия «Государственный чиновник». Пырьев начал трудиться над новой картиной «Деревня последняя», но был уволен с киностудии за создание фильмов, «несоответствующих интересам государства». Иван оказался безработным. Он недолго поработал в Ереване, но затем вернулся в столицу и согласился сделать заказную антикапиталистическую драму-гротеск «Конвейер смерти».

Была политически ангажированной и следующая работа, «Партийный билет», о враге советской власти, который проникает в ряды активистов. Тем не менее, режиссер сумел в приключенческо-политическую форму добавить свойственный ему драматизм и даже детективную напряженность. Фильм дарит Пырьеву первый всесоюзный успех, но при этом дирекция «Мосфильма» осталась им недовольна, и Иван Александрович уезжает на Киевскую киностудию. Именно там он находит себя в жанре музыкальной комедии, благодаря которому и становится легендарным режиссером.

Интересно, что и вокруг комедии «Богатая невеста», ставшей первой среди очень популярных картин Пырьева, разгорелся нешуточный скандал. Так как в главных ролях были задействованы московские актеры Марина Ладынина и Фёдор Курихин, а второстепенными оказались в основном украинские артисты, то комитет по цензуре умудрился увидеть в фильме националистический уклон. Комедия легла на полку и, возможно, фильмы Ивана Пырьева больше не увидели бы свет, а его карьера на этом бы окончилась, но в 1938 году «Богатую невесту» просмотрел лично Иосиф Сталин и приказал срочно выпустить ее на экраны.

Успех был сногсшибательным, и Иван Александрович одну за другой выпускает музыкальные романтические картины «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Трактористы», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской». Зрители полюбили эти комедии, хотя очень многие люди в семейном кругу отмечали, что к реальной жизни эти веселые и неутомимые работники не имеют никакого отношения. Любопытно, что у советского зрителя наибольшим успехом пользовались фильмы Пырьева «Кубанские казаки» и «Свинарка и пастух», а среди иностранцев феерический успех имела музыкальная мелодрама «Сказание о земле Сибирской». Ее закупили для показа 86 стран, а японцы и вовсе посчитали эту картину культовой.

После войны Пырьев создает сильную мелодраму «Испытание верности», а также производственную картину «Наш общий друг» и военную драму «Свет далёкой звезды». Но особое значение для режиссера в его последние годы имеет переосмысление творчества Федора Достоевского. Иван Александрович снимает грандиозный фильм «Идиот» и максимально лиричный в своем драматизме кинороман «Белые ночи». Последней работой Пырьева стала экранизация «Братья Карамазовы», которая, что примечательно, является последним произведением и у Достоевского. Режиссер успел отснять две серии, но заключительную часть картины доделывали уже его друзья — Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, которые сами снимались в мини-сериале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector