Рейс 9268. год спустя

Воздушное судно

Катастрофа A321 над Синайским полуостровом стала самой крупной в истории Египта и современной России. Аэробус принадлежал компании «Когалымавиа», которая подверглась тщательной проверке. Было выяснено, что после аварийной ситуации 2001 года ремонт воздушного судна проводился во Франции на заводе-изготовителе, после чего были проведены все необходимые испытания. За 18 лет эксплуатации лайнер налетал менее 50% своего ресурса (57428 часов) и находился в исправном состоянии. Об этом свидетельствуют еженедельные технические проверки, последняя из которых была осуществлена 26.10.2015. Бортовые самописцы не обнаружили сбоя в работе систем. До 23-й минуты полёт проходил вполне штатно.

Что известно о «Когалымавиа» и туроператоре «Бриско»

Туристической компанией «Бриско», клиенты которой летели на разбившемся самолете, и авиакомпанией «Когалымавиа» владеют одни и те же лица. По данным базы «Контур-Фокус», «Когалымавиа» принадлежит ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания», гендиректором которого является Висхан Табулаев. Он же владеет турфирмой «Триомед», которая работает под брендом «Бриско». Все компании зарегистрированы в Москве по одному и тому же адресу на Южнопортовой улице.

После трагического происшествия Ространснадзор, Росавиация, Международный авиационный комитет (МАК) и другие госорганы заявили, что «Когалымавиа» ждут внеплановые проверки. По их результатам будет решаться дальнейшая судьба авиаперевозчика. Между тем Следственный комитет РФ после крушения самолета возбудил два уголовных дела: по статьям «Нарушение правил полетов и подготовки к ним» и «Оказание небезопасных услуг». Об этом заявил официальный представитель ведомства Владимир Маркин. В офисе авиаперевозчика на Южнопортовой улице начались обыски. Также они проходят в Домодедово, как в аэропорту приписки авиакомпании.

Однако, по сообщению самой компании «Бриско», пока туроператор работает в штатном режиме и, более того, не намерен менять авиаперевозчика и отправил новый рейс в Египет на самолете «Когалымавиа».

«Полетная программа продолжает выполняться. Мы вызвали резервный борт, который направился в Санкт-Петербург. Вылет оттуда в Шарм-эль-Шейх сегодня состоится, но с некоторым опозданием. Это будет самолет той же самой авиакомпании. Мы пока не намерены менять авиаперевозчика. По крайней мере, до тех пор, пока полностью не разберемся с ситуацией», — сказала представитель «Бриско» Юлия Полесова.

Тем временем российские туристы, которые приобрели путевки в Египет у оператора «Бриско», начали аннулировать туры после сообщений о падении самолета Airbus 321. Об этом заявила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. «Как нам сообщают турагентства, туристы, купившие путевки в Египет, начали отказываться от туров», — сказала она. По ее словам, «Бриско» будет без штрафов возвращать деньги всем, кто принял решение аннулировать свою поездку.

Известно, однако, что у самолетов компании «Когалымавиа» неоднократно до этого трагического инцидента возникали проблемы с техническим состоянием ее самолетов. Например, 1 января 2011 года рейс Сургут — Москва «Когалымавиа», как сообщало Уралинформбюро, загорелся при выезде на взлетную полосу по рулежной дорожке. Пассажиры и члены экипажа были эвакуированы, но жертв избежать не удалось. Три человека погибли, 45 были госпитализированы с ожогами и отравлением угарным газом.

В сети обратили внимание на большое количество негативных отзывов в адрес «Когалымавиа» и уровня сервиса компании

Версии трагедии: ошибка пилотирования и старый самолет

Сразу после инцидента специалисты начали выдвигать различные версии трагедии. Гипотеза о том, что самолет рухнул из-за ошибки летчиков, была сразу признана несостоятельной. Дело в том, что это воздушное судно управлялось опытными пилотами, причем командир экипажа Валерий Немов налетал свыше 12 тыс. часов.

Между тем позднее СМИ узнали подробности эксплуатации самолета. Выяснилось, что он уже давно выполняет рейсы на дальние расстояния.  Выпущен он был весной 1997 года, а 9 мая совершил свой первый полет. После этого воздушное судно передали американской компании ILFC, которая сдала его в лизинг Ливану на шесть лет. 2 июня 2003 года уже под бортовым номером TC-OAE самолет сдали в лизинг компании Onur Air из Турции, которая, в свою очередь, позднее сдавала лайнер в сублизинг саудовской Saudi Arabian Airlines, а с июня по сентябрь 2010-го сирийской Cham Wings Airlines. Весной 2012-го TC-OAE вернулся к ILFC, и с апреля 2012 года был взял в лизинг «Когалымавиа», которая через месяц работала под торговой маркой Metrojet.

16 ноября 2001 года с самолетом произошел один неприятный инцидент. Воздушное судно совершало рейс ME 306 по маршруту Бейрут — Каир. При заходе на посадку в аэропорту египетской столицы пилоты слишком высоко подняли нос самолета, после чего хвост опустился и сильно ударился о землю. Никто из летевших тогда 88 человек не пострадал. Лайнер отремонтировали, и он продолжил полеты. Накануне вылета 31 октября 2015 года самолет прошел полное техническое обслуживание, вопросов к состоянию судна не возникло.

Так как Египет считается одним из самых популярных направлений у туристов, к расследованию причин трагедии Airbus A321-231 приступили сразу несколько стран мира — Россия, Египет, Франция, Германия, а также власти Ирландии и США. При этом общее руководство осуществляли следователи из Египта, так как инцидент произошел в воздушном пространстве этой страны.

1 ноября 2015-го удалось расшифровать обнаруженные ранее «черные ящики» со злополучного самолета. В этот же день Следственный комитет РФ возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Могла ли экономия привести к трагедии

Разбившемуся Airbus A-321 было 18 лет. Впрочем, вопреки распространенному мнению, возраст самолета не влияет на его летные характеристики. Дело в том, что каждый самолет обязан проходить регулярные плановые проверки и технический осмотр согласно правилам Международной ассоциации воздушного транспорта (ICAO). Без соответствующего сертификата воздушные власти и аэропорт не допускают борт к полету. Стоит отметить, что в отличие от известного в России способа «быстро сделать» ТО на автомобиль такой вариант с самолетом невозможен, так как каждый техник и техническая бригада, проверяющая самолет, несут персональную ответственность за свой участок проверки и ставят свою подпись под ее итогами.

При этом каждый член инженерно-технического состава отвечает только за свой участок (к примеру, двигатель самолета, состояние закрылков, хвоста и т. д). Большинство самолетов, летающих в России, проходят техническое обслуживание за рубежом в специализированных центрах, а некоторые виды технического обслуживания иностранных гражданских самолетов могут проводиться только за границей.

За свою жизнь самолет проходит множество технических проверок, которые фактически сменяют друг друга: Transit check, Daily сheck, Weekly check, A-check, B-check, C-check и D-check.

A-check и B-check — это простая (легкая) проверка, в то время как С- и D-check являются тяжелой формой технического обслуживания. D-check происходит примерно раз в 12 лет (то есть разбившийся борт уже прошел один D-check) и длится 30−40 дней. Во время нее проверяется весь самолет, все его узлы и детали. Узлы, выработавшие ресурс или не прошедшие проверку, подлежат замене. Фактически это означает, что команда ИТС практически полностью разбирает самолет, проверяя каждую его деталь, электронику, проводку и узел на наличие коррозии или ржавчины. В случае обнаружения хотя бы малых признаков коррозии деталь или часть остова заменяется на новую. Как отмечают эксперты, де-факто это означает, что к 25 годам службы из всех комплектующих самолета, который был собран на заводе-изготовителе, остаются единицы оригинальных узлов и деталей.

Мировой опыт показывает, что большинство авиакомпаний стараются избавляться от старых бортов, постоянно обновляя парк самолетов. Впрочем, дело здесь не в безопасности полетов, а в элементарной экономической выгоде. Чем выше и сложнее уровень технической проверки самолетов, тем дольше она длится и дороже обходится авиакомпании. Таким образом, сдав самолет на 30−40-дневный D-check, компания будет нести серьезные убытки, так как борт на время проверки не может эксплуатироваться, а значит, приносить доход.

Впрочем, несмотря на высокую безопасность полетов, любая авиакатастрофа привлекает повышенное внимание международных авиационных властей, а также производителей разбившегося самолета. В результате расследования причин авиакатастрофы или инцидентов международные авиационные власти могут внести новые требования по безопасности авиаперевозок

Так, к примеру, после нескольких инцидентов с отказом навигации в самолете пассажирам было запрещено включать мобильные телефоны, а авиапроизводителям было предписано подумать над улучшением изоляции электронных бортовых систем авиаборта. В результате в новых моделях самолетов эта неисправность была устранена и некоторые авиационные власти, к примеру Европейское агентство авиационной безопасности (EASA), официально отменили устаревшее предписание. Аналогичным образом были введены и предписания держать шторки иллюминаторов открытыми при взлете и посадке: во-первых, через окна пассажиры могут заметить ЧП за бортом самолета и сообщить об этом экипажу, а во-вторых, в случае жесткой посадки шторка иллюминатора может разбиться и возникает риск того, что острые осколки пластика поранят пассажиров.

Причину сегодняшней трагедии еще предстоит выяснить, однако можно смело сказать, что корреляции между возрастом самолета и его безопасностью нет.

Память

30 октября, накануне дня памяти, на Румболовской горе в Ленинградской области был установлен закладной камень на месте будущего памятника жертвам катастрофы над Синаем. В этом месте будет разбит «Сад памяти», в котором будет посажено 224 дерева, по числу погибших, рассказал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

Также памятный знак установлен и в Петербурге, родственники погибших и просто неравнодушные граждане в воскресенье возложили к нему цветы. В Северной столице утром 31 октября прошла панихида по погибшим, а колокол Исаакиевского собора ровно в 10 утра ударил 224 раза — каждый удар в память погибшего в катастрофе.

Кроме того на пересечении Матисова и Дудергофского канала утром в состоялось освящение поклонного креста на месте будущего храма в память о взорванном рейсе.

31 октября в Петербурге пройдет концерт-реквием, посвященный этой трагедии. Памятное мероприятие состоится в 16 часов в БКЗ «Октябрьский», в исполнении симфонического оркестра «Таврический» прозвучат произведения Чайковского, Рахманинова, Бетховена, Сибелиуса.

Память жертв трагедии почтили и в Египте. В Шарм-аль-Шейхе, откуда вылетел злополучный рейс, состоялось траурное шествие со свечами с участием как египетских, так и российских политиков. В церемонии принял участие министр гражданской авиации Египта Шериф Фатхи, который от имени правительства выразил соболезнования родственникам погибших, а также губернатор провинции Южный Синай Халед Фуда, депутаты египетского парламента, представители духовенства, как мусульманского, так и христианского.

Присутствовавший на церемонии посол РФ в Египте Сергей Кирпиченко также выразил соболезнования родственникам погибших и затронул тему совместной борьбы России и Египта с терроризмом в свете возможного скоро возобновления авиасообщения между нашими странами.

1 Организация запрещена на территории РФ.

Египет не хочет «узнавать» тех, кто был на борту?

Первоначально иски россиян отклонил суд Северного Каира. Все они касались двух ключевых вопросов.

Во-первых, тридцать семей погибших требовали через суд компенсации по 3 млн долларов за каждую жертву от перевозчика «Когалымавиа» и страховой компании «Ингосстрах».

Ранее родственники уже подавали гражданские иски в Замоскворецкий райсуд Москвы с требованием компенсаций на общую сумму 54 млрд рублей, но в итоге их ограничили весьма скромными выплатами. По международным правилам истцы рассчитывали отсудить больше.

Фото: Reuters

Вторая серия исков была подана к занимавшему на момент крушения пост премьера Египта Шерифу Исмаилу и трем его подчиненным — главам МВД, министерств финансов и авиации, которые, по мнению истцов, в результате «халатности или оплошности» допустили пронос бoмбы на готовившийся к вылету лайнер. Заявители требовали с чиновников выплатить по 3 млн долларов каждой семье.

Суд признал «незаконное вмешательство» в полет лайнера неких «третьих лиц», но никак не связал случившееся с работой правительства.

Тогда же подтвердили египетскую юрисдикцию по рассмотрению исков о компенсациях. Но рассматривать их суд не стал, сославшись на то, что не доказан сам факт нахождения погибших на борту самолета, а также их родственные и наследственные отношения с истцами.

Виноватых так и не нашли?

Вскоре после катастрофы ответственность за нее взяла на себя группировка, подконтрольная ИГИЛ (Исламское государство, запрещенная в РФ экстремистская организация). Тем не менее Следственный комитет РФ изначально возбудил дело по статье о нарушении правил полетов и выполнении работ, не отвечающих требованиям безопасности.

В первые дни после крушения А321 власти России и Египта отрицали возможность взрыва на борту самолета. Между тем в прессе появлялось множество утечек в пользу этой версии. Со ссылкой на переговоры террористов, перехваченные британскими спецслужбами, сообщалось, что бомбу могли заложить в багажное отделение лайнера до его вылета из аэропорта.

На этом фоне власти европейских стран стали отменять полеты над Синайским полуостровом. 6 ноября президент России Владимир Путин принял решение приостановить авиационное сообщение с Египтом (в апреле 2018 года восстановлено регулярное сообщение, чартерных рейсов по-прежнему нет).

Фото: Reuters

Лишь спустя более двух недель после катастрофы, 16 ноября 2015 года, глава ФСБ Александр Бортников подтвердил во время совещания с Путиным, что на борту А321 произошел взрыв самодельного взрывного устройства мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте.

Через год после крушения стало известно, что эксперты в Египте окончательно установили место закладки бомбы в самолете. СВУ находилось в отсеке негабаритного багажа в хвостовой части лайнера. Чтобы заложить бомбу, террористы использовали сотрудника сервисной службы аэропорта Шарм-Эш-Шейха. Пакет занесли в самолет и замаскировали багажом.

Фото: Reuters

При этом официально до сих пор нет установленных подозреваемых и их пособников из числа сотрудников аэропорта, пишет «Прайм». Хотя еще в феврале 2016 года президент Египта признал случившееся терактом, местные власти так и не возбудили уголовное дело по статье «терроризм». Расследование проходит как по обычной авиакатастрофе, что позволяет не выплачивать компенсации семьям жертв.

В 2018 году суд Каира отклонил первый иск родственников россиян, потерявших близких в катастрофе. Ответчиками по нему были власти Египта. Суд пришел к выводу, что в случае с обеспечением безопасности А321 в аэропорту Шарм-эш-Шейха документально не подтверждено «совершение непосредственных личных ошибок» чиновников, которые стали бы причиной катастрофы. После взлета лайнер был технически исправен, но потерпел крушение из-за «незаконных действий» третьих лиц.

Трагическое происшествие

Туристическая группа фирмы «Бриско» возвращалась чартерным рейсом из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Несмотря на раннее утро (вылет в 5.50 местного времени), пассажиры пребывали в отличном настроении. Они выкладывали снимки удавшегося отдыха в социальные сети. Была суббота, а в понедельник многим предстояло окунуться в трудовые будни: кого-то ждала работа, кого-то – учёба.

Авиалайнер Airbus A321–231 EI-ETJ, прибывший из Самары, принял на борт 217 пассажиров. Им и семерым членам экипажа к 12 часам дня предстояло оказаться в Северной столице, где многих ожидали в аэропорту родные и близкие. Набрав за 23 минуты заданную высоту в 9400 метров, на скорости 520 км/час воздушное судно внезапно пропало с радаров. В 6.15 (7.15 Москвы) самолёт рухнул в районе Синайского полуострова близ аэропорта Эль-Ариш — самой горячей точки Египта, где правительственным войскам противостояли исламисты Аль-Каиды.

Экипаж

Сорокавосьмилетний командир экипажа Валерий Немов – выпускник СВААУЛШ (ставропольского военного училища). Он один из немногих, кто в сложные 90-е годы переучился на пилота гражданской авиации. На «Аэробусах» летал с 2008 года, имея 12 тысяч часов налёта, что свидетельствует о его колоссальном опыте. Второй пилот также пришёл из военной авиации, будучи ветераном Чеченской кампании. После ухода на пенсию, Сергей Трухачёв переучился на А321, пройдя подготовку в Чехии. Летал на них более 2 лет. Общий налёт составил 6 тысяч часов. Оба пилота были на хорошем счету в своей авиакомпании. Немова даже преждевременно вызвали из отпуска, чтобы отправить в печально известный рейс 9268.

ФСБ: На борту Airbus взорвалась бомба

16 ноября глава ФСБ РФ Александр Бортников рассказал, что трагедия случилась в результате террористического акта. По его словам, на борту лайнера сработало самодельное взрывное устройство, чья мощностью составила до 1 кг в тротиловом эквиваленте. На обломках самолета и вещах пассажиров специалисты нашли следы взрывчатого вещества. 17 ноября российские власти попросили помощи у международного сообщества в установлении лиц, причастных к теракту. За ценную информацию об было обещано вознаграждение 50 млн.

Что касается следователей из Египта, то они достаточно долго не хотели признавать, что причиной авиакатастрофы был теракт. Это произошло только в начале 2016 года.

Хронология событий

Предшествующие обстоятельства

30.10.2015 года аэробус A321-231 совершил 2 нормальных рейса по запланированным маршрутам: Шарм-аль-Шейх—Самара—Шарм-аль-Шейх. Конечная высадка пассажиров в аэропорту была завершена в 15:30, и у представителей выполнившего ее экипажа претензий к состоянию оборудования не было. Судно прошло плановое техобслуживание, и утром 31.10.2015 года заступил новый экипаж (В. Немов и С. Трухачев), и началась подготовка к последующим рейсам — Шарм-аль-Шейх—С.-Петербург—Шарм-аль-Шейх.

Компания «Когалымавиа» была членом международного объединенного холдинга, специализирующегося на туризме – «TH&C», в него входила и компания «Бриско», заказавшая рейс из Египта в Северную столицу.

Катастрофа

В 5:50 по местному времени Египта (6:50 по Москве) самолет вылетел из аэропорта Шарм-аль-Шейха, взял курс на север вдоль берега залива и постепенно поднялся до 6,4 км. Через 12 минут полета лайнер повернул налево, чтобы миновать Синайский полуостров и достичь Средиземноморья, пилоты намеревались набрать высоту 9,75 км.

На 23-ей минуте полета авиалайнер набрал скорость 755 км/ч и поднялся 9,4 км, когда ситуация вышла из нормального режима. Судно стало падать со скоростью 1,8 км / мин. В 04:13 по ГЕС запись бортового самописца прервалась, на фоне постороннего шума. После 24 минут полета самолет разбился на территории Синая и мгновенно был разрушен.

Поисковые службы нашли остатки катастрофы среди горных массивов полуострова в 50 км от города Нехель. Обломки самолета и фрагменты тел погибших были разбросаны в радиусе 13км, на территории общей площадью 30 км.

Какие вопросы к расследованию остались у родственников и почему они выступают против авиасообщения с Египтом

— В городском правительстве осталась часть людей, с которыми мы взаимодействовали раньше — например, в комитете по социальной политике. С некоторыми другими структурами коммуникация ухудшилась, но мы всё равно стучимся.

Для нас важно достучаться до федеральных чиновников. Прошло четыре года, людей убили, а никакого продвижения в расследовании нет, мы не получаем никаких новостей от следствия

Нас это очень беспокоит (в ходе расследования еще в 2016 году были установлены факт взрыва и место, в котором оно произошло, однако какие-либо данные о подозреваемых, а также о том, как взрывчатка попала на борт, не публиковались; в феврале в СК рассказали, что следственные действия продолжаются, но подробностей не раскрыли — прим. «Бумаги»).

Кто это сделал? Когда они понесут наказание? Всё это по-прежнему не установлено. Никто не понес наказание, ни одно должностное лицо, ответственное за безопасность перелетов. Видимо, у кого-то нет желания расследовать это дело.

Безопасность в аэропортах Египта по-прежнему не на должном уровне. У наших стран отличные отношения, но ведь именно на территории Египта погибли наши родственники. Пока нет ответов на ключевые вопросы к расследованию, нельзя восстанавливать авиасообщение с Египтом. Если что-то подобное повторится, все, конечно, вспомнят, что мы предупреждали, но будет уже поздно.

Реакция

Президент РФ В.В. Путин выразил слова соболезнования близким и родственникам жертв трагедии. На главу Правительства Д.А. Медведева была возложена обязанность создать комиссию по расследованию причин авиакатастрофы. В. Путин призвал найти и ликвидировать виновных в трагедии террористов.

Соболезнования близким и родственникам погибших, а также всем россиянам, высказали:

  • президенты и премьер-министры боле 50 стран мира,
  • Папа Римский,
  • генеральные секретари,
  • главы религиозных сообществ РФ.

Для родственников погибших пассажиров были открыты «горячие линии»: по телефону можно было узнать всю информацию о пострадавших близких.

Скандальный французский журнал «Шарли Хебдо» выпустил на своих страницах 3 карикатуры, иллюстрирующих авиакатастрофу, вызвавшую резкую негативную критику со стороны российского руководства и общественности. Иллюстрации были названы «кощунственными», «жестокими» и «издевательскими по отношению к жертвам трагедии».

20.11.2015 Совбез ООН выпустил заявление, в котором осудил теракты, в том числе катастрофу над Синаем.

Траур

1.11.2015 года стал днем траура для россиян. В Северной столице состоялся трехдневный траур, в Ленинградской области – четырехдневный.

Память о жертвах и «главный пассажир»

Накануне память жертв катастрофы А321 почтили фанаты питерского «Зенита» во время матча с «Томью» в рамках ⅛ финала Кубка России. Болельщики вывесили баннер с надписью: «Рейс 9268 – помним…»

Фото: twitter / zenit_spb

Утром 31 октября прошли заупокойные службы в церквях 28 городов трех стран — помимо россиян, на борту А321 были граждане Украины и Белоруссии. Главное богослужение прошло в Троице-Измайловском соборе в Санкт-Петербурге.

На Серафимовском кладбище возложили цветы к мемориалу «Сложенные крылья».

Волна соболезнований прокатилась и по соцсетям. Многие выкладывали фото Дарины Громовой — десятимесячной девочки, которой не стало в катастрофе вместе с ее родителями. Снимок, на котором ребенок стоит возле окна в Пулково и наблюдает за самолетами, стал символом страшной трагедии.

Дарина Громова. Соцсети

Мама девочки Татьяна Громова сделала фотографию перед вылетом семьи в отпуск. Женщина выложила фото в ВК и подписала: «Главный пассажир». Тогда никто не думал, что фотография станет последней.

Узнав о трагедии, она не сразу смогла осознать случившееся. «Мы оказались на пепелище. Какая-то сюрреальность, как будто не с нами это все происходило. Это был просто шок. А сейчас шок прошел, осталась только боль. Мы прошли весь ужас того ада, который пришлось испытать нашим детям. Мы ездили на опознание. Мы видели их в морге», — вспоминает Громова.

Фото предоставлено КП из личного архива Громовых

Вдовец, потерявший семью в катастрофе А321 над Синаем, женится снова

«По-хамски себя ведет египетская сторона»

В Госдуме посчитали хамством отказ Египта признать крушение самолета над Синаем терактом. В нижней палате призвали МИД РФ оказать содействие в решении проблемного вопроса.

«По-хамски себя ведет египетская сторона. Наши туристы уникальны. Они в Турцию едут отдыхать, которая сбивает наши самолеты и продолжает себя по-хамски вести к нашей стране и к нашим военнослужащим, и с Египтом то же самое происходит. Мне эта ситуация крайне непонятна и неприятна», — сказал в интервью радиостанции «Говорит Москва» первый зампред комитета Госдумы по обороне Александр Шерин.

Парламентарий призвал россиян не ездить в Турцию и Египет, а выбирать вместо этого курорты Краснодарского края и Крыма.

Самолет резко пошел вниз

Как известно на данный момент, воздушное судно рухнуло неподалеку от города Эль-Ариш. Незадолго до аварии командир воздушного судна запросил у наземных служб разрешение на экстренную посадку в Каире в связи с техническими неполадками.

По данным интернет-портала Flightradar, лайнер резко снизил высоту перед исчезновением с радаров: самолет рухнул после того, как снизился на 1,5 км.

Иллюстрация с сайта jacdec.de

На борту рухнувшего Airbus 321 находились 224 человека, из них семеро — члены экипажа. Поначалу египетские спасатели, прибывшие на место, сообщили, что слышали стоны людей под обломками, и заявляли, что надеются найти кого-то, кто смог выжить, однако вскоре стало известно, что не выжил никто. Большая часть пассажиров самолета были туристами, которые возвращались в Россию после отдыха в Египте.

Среди погибших оказались заместитель главы Пскова Александр Копылов, который возвращался из отпуска со своей гражданской женой, а также участница телешоу «Топ-модель по-русски» Елена Домашняя из Петербурга. Также погибли 24 ребенка.

Подавляющее большинство из тех, кто был на борту лайнера, — россияне, однако есть четверо граждан Украины и один гражданин Беларуси.

На борту Airbus A321, разбившемся в в центральной части Синайского полуострова Египта, был и белорус Роман Серединский

Тела жертв катастрофы на момент вечера субботы были доставлены в морги Каира. В Петербурге у близких погибших были изъяты образцы ДНК для проведения опознания.

Следователи уже нашли два бортовых самописца Airbus 321. «Черный ящик» содержит все данные коммуникаций между самолетом и контрольной башней диспетчеров, а также переговоры командира самолета и его помощников», — отмечается в материале египетской газеты Al Ahram. Расшифровывать его будут российские следователи и авиаэксперты, которые вскоре после трагедии вылетели в Египет.

Крушение Airbus 321 стало крупнейшим в истории России — в нем погибли 224 человека.

До этого наиболее крупной по количеству жертв была катастрофа Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот», летевшего из Ташкента в Ленинград 10 июля 1985 года. Из-за ошибки экипажа самолет вошел в штопор и разбился возле узбекского города Учкудук. Тогда погибли 200 человек.

Следственные выводы

Авиакатастрофа над Синаем встревожила всю мировую общественность, поэтому в расследовании причин крушения приняли участие представители многих стран:

  • Российской Федерации;
  • Египта;
  • Франции;
  • США;
  • Ирландии;
  • Германии.

Согласно правилам расследования, одобренными в Международной ассоциации гражданской авиации, руководителем в этом вопросе должна была выступать египетская сторона. Версия о причастности террористов к крушению была признана действующим президентом Египта только в начале 2016 года. Полный доклад о проведенном расследовании был опубликован представителями Министерства через 2 месяца после выступления президента Египта.

В сообщении было отмечено, что в ходе расследования удалось даже отметить место закладки взрывного устройства. Для выяснения этого вопроса экспертной комиссии пришлось проанализировать все собранные фрагменты разрушенного аэробуса. Анализ фрагментов производился в специальном запасном ангаре на территории каирского авиакомплекса.

По окончании изучения, специалисты смогли подтвердить, что бомба была заложена боевиками в хвосте аэробуса, точнее, в отсеке, используемом для транспортировки негабаритного груза. Как только террористы активировали взрывное устройство, мощнейший взрыв оторвал хвостовую часть самолета, что и стало причиной возникновения неуправляемого пикирования.

Согласно данным, опубликованным в источнике Reuters, были задержаны несколько лиц, которых подозревали в причастности к трагедии. В частности, речь идет о 2-х сотрудниках полиции, механике и грузчике багажного отсека. В агентстве также дополнили, что брат подозреваемого в теракте механика примерно за 12 месяцев до трагедии прибыл на территорию Сирии, чтобы присоединиться к террористической группировке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector