Ступени образования в рф

Обновление ФГОС

Сейчас в России для школьников действуют ФГОС второго поколения. Он разрабатывался с 2009 по 2012 год. Акцент в нём сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделяется проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Звучит неплохо. Но действующие ФГОС до сих пор ругают: за бюрократический язык, расплывчатость формулировок, подмену привычных «знаний» и «умений» какими-то «компетенциями» и многое другое.

Шквал критики обрушился и на новые государственные образовательные стандарты, обсуждение которых началось весной 2018 года. Учителя русского языка и литературы возмущены закрытым перечнем книг, которые должны будут читать дети, а преподаватели ОБЖ недоумевают, как пятиклашкам рассказывать про «репродуктивное здоровье». 

Структура общего образования

Дошкольное образование

Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 7 лет.
В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен — перед ним могут ставиться различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты. Дошкольное образование в России осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики.

Начальное общее образование

Начальное общее образование (1-4 классы) — это первая ступень общего образования у детей в России и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка.

Основное общее образование

Основное общее образование (5-9 классы) — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то и другое прямо декларируется в конституциях.
В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ОГЭ), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное. В XX веке в СССР, в период с 1920-х по 1980-е, имелся статус «неполного среднего образования» (НСО): в 1920-х — 1960-х это было полностью оконченных 7 классов (ФЗС и семилетка) из 10 классов средней школы. В 1960-х — 1980-х — это 8 классов из 10 классов средней школы. При переходе на 11-летнее среднее образование НСО соответствует 9 классам общеобразовательной школы.

Среднее общее образование

Среднее общее образование (10-11 классы) — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона Российской Федерации «Об образовании» среднее общее образование является обязательным до достижения обучающимся восемнадцатилетнего возраста, если данное образование не было получено ранее. Среднее общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11 классы). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных вузов. Среднее общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в вуз. Кроме средних общеобразовательных школ, среднее общее образование существует и в средних специальных учебных заведениях СПО, как и в вечерних средних школах, гимназиях и лицеях.

Непрерывное профессиональное обучение

Несколько последних десятилетий Россия реформирует профессиональное обучение в соответствии с запросами экономики и промышленности.

Совершенствование профобразования сводится:

  • к преодолению отставания содержания программ от требований производств;
  • существенному изменению структуры кадровой подготовки;
  • повышению эффективности использования бюджетных средств.

Значительная роль в этом процессе отводится оптимизации образования в начальных и средних профессиональных учреждениях. Качественные сдвиги ожидаются после реструктуризации и объединения со школьным специализированным образованием.

Что такое образовательная система

Это понятие объединяет все функционирующие на территории страны социальные  институты учебно-воспитательного профиля. Образовательная система призвана обеспечить готовность молодых людей к труду, адекватному восприятию общества и внутренней жизни государства, а потому система должна включать:

  • образовательные организации;
  • государственные стандарты и планы их работы;
  • управленческие органы.

В каждой развитой стране существует собственная система образования, но практически все они строятся на одних и тех же принципах:

  1. Приоритет общечеловеческих ценностей.
  2. Национально-культурный базис.
  3. Научная составляющая.
  4. Ориентация на общемировые достижения образовательного процесса.
  5. Гуманизм.
  6. Эконаправленность.
  7. Преемственность, последовательность и непрерывность.
  8. Духовность в единстве с физвоспитанием.
  9. Поощрение талантов.
  10. Обязательность базового обучения.

Образовательные учреждения являются структурами, в которых учеба и воспитание осуществляются на основании научной разработанной программы. Необходимость приобретения знаний продиктована потребностью общества в специалистах и гражданах, имеющих уровень развитости, которого можно достичь только в системе непрерывного обучения.

В систему образования входят:

  1. Дошкольные учреждения.
  2. Общеобразовательные организации.
  3. Вузы.
  4. Ссузы.
  5. Негосударственные заведения.
  6. Центры дополнительного образования системы школьного и внешкольного обучения.

Все они составляют общую сеть, воздействующую на социально-экономическую составляющую государственного строя.

Финансовая помощь

Образовательная система не смогла бы полноценно функционировать без поддержки государства, направляющего бюджетные отчисления на нужды учебных структур. Львиная доля учреждений образования находится под контролем государства. В общей массе частные школы, существующие за счет родительской платы, просто теряются.

В законе об образовании прописано, что на потребности учебных заведений должно отчисляться не менее 10 % федерального бюджета. То есть финансирование системы образования осуществляется по смете, но ее структура непостоянна, поскольку меняется ежегодно вследствие колебаний размера бюджета. Расходы на реализацию госгарантий на получение гражданами бесплатного и общедоступного образования компенсируются региональными бюджетами за счет предоставления субвенций. Такой вид финансирования проводится на основании нормативных документов.

Стандарты качества среднего образования

В отличие от высшего образования, стандарты которого носят международный характер (Болонский процесс), качество среднего образования, стандарты подготовки школьников и учебных программ разрабатываются на государственном уровне в каждой отдельной стране. Единой международной стандартизации в среднем образовании практически нет: есть только общие требования к продолжительности обучения в школе (не менее 12 лет) и необходимости введения государственных экзаменов для выпускников школ. В одних странах школьники сдают 6 экзаменов (Великобритания, Франция), в других 12 (Швейцария). В большинстве стран цикл обучения в школе составляет 12 лет, но в Германии, Австрии среднее образование предусматривает 13-летнее обучение. В России цикл обучения короче — всего 11 лет и количество государственных экзаменов самое небольшое — всего 3 (русский язык, математика и английский язык). Для получения аттестата о среднем (полном) образовании необходимо сдать только эти предметы. Остальные экзамены выпускник вправе выбрать при необходимости для поступления в ВУЗ.

Образование — стратегически важное направление государственной политики. Поэтому, несмотря на отсутствие международных стандартов в части среднего образования, международные организации (ОЭСР, ЮНЕСКО, ООН и другие) считают крайне важным отслеживать изменения, происходящие в сфере среднего образования как на мировом уровне, так и на национальных, для чего проводят собственные исследования

Самым авторитетным таким исследованием является PISA (Programme for International Student Assessment). Согласно этому международному исследованию качества среднего образования, в среднем по ОЭСР качество подготовки школьников снижается (с 500 баллов в 2000 году до 493 баллов в 2015). Самое лучшее среднее образование, согласно рейтингу PISA, в Сингапуре и Японии. Из европейских стран список возглавляют Эстония и Финляндия. Россия из 73 стран, участвующих в рейтинге качества среднего образования в 2015 году, заняла 32 место.

Лучшие ответы

Штирлиц:

Изначально в 1996 г. обязательным было установлено основное общее (9 кл.) . Федеральным законом от 21.07.2007 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования» установлена обязательность общего образования (11 кл. ) т. е. среднее ( полное) общее

Ирина:

Цитирую выдержку из закона РФ «Об образовании» (с поправками от апреля 2008 года) : Статья 19. Общее образование 1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом. 3. Общее образование является обязательным. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Валентина Мордасова:

обязательным образованием является

мага асан:

в) среднее ( полное) общее;

Умения и навыки

В результате усвоения предметного содержания начального общего образования ученики приобретают новые учебные умения, навыки и осваивают новые способы деятельности.

Познавательная деятельность

Школьник должен уметь наблюдать за объектами окружающего мира: описывать наблюдаемый объект и характеризовать происходящие с ним изменения. Кроме того, он должен уметь сравнивать два объекта, выявлять сходства и различия, а также объединять объекты по общему признаку, отличать часть от целого.

Учащийся должен иметь навыки проведения измерений простейшими измерительными приборами и использовать эти измерения для построения количественных соотношений и решения задач.

Ученик должен уметь решать творческие задачи, импровизировать, составлять план действий и разыгрывать воображаемые ситуации.

Речевая деятельность и работа с информацией

Сюда входит работа с учебными, художественными и научно-популярными текстами: осознанное чтение вслух и про себя, определение темы и главной мысли текста. Школьник должен уметь строить высказывания, выражающие его мысль, как простые, так и сложные.

Учащийся должен овладеть умениями работы с информацией и использования компьютера для этих целей. Он должен уметь строить табличное представление некоторой модели, а также упорядочивать данные по данному критерию.

Организация деятельности

Ученик должен иметь навыки выполнения простейших алгоритмов, самостоятельно определять последовательность действий для решения учебных и прикладных задач. Кроме того, он должен уметь оценивать результаты своей деятельности, выявлять и описывать возникшие трудности и самостоятельно находить пути их устранения. Более того, он должен предвидеть возможные трудности заранее и стараться их избежать.

Школьник должен привыкать к учебному сотрудничеству. Он должен уметь общаться с товарищами, договариваться с ними, при необходимости распределять между ними работу, оценивать свой вклад в общее дело и общий результат деятельности.

Что такое ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации.

ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов.

ФГОС имеют силу закона и должны соблюдаться учреждениями основного общего образования. На организации с лицензией на дополнительное образование ФГОС не распространяются.

В том числе частными. Ведь они тоже руководствуются законом «Об образовании», а там зафиксировано право на получение образования в соответствии с ФГОС. В частных школах должны учить тому же, чему и в государственных, разница лишь в методиках и объёме дополнительных услуг.  

Применяемые УМК

  • Школа России. . Самый распространённый УМК . Учебники по нему выпускаются издательством Просвещение
  • «Начальная школа XXI века», . Систему учебников выпускает издательство Вентана-Граф. Научный руководитель, член-корреспондент РАО Виноградова, Наталья Фёдоровна.
  • «РИТМ». Расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление». Выпускается издательством Дрофа. Предполагается интегрированный подход к изучению предметов и индивидуальность каждого ученика.
  • «Перспектива», выпускается издательством Просвещение . Научный руководитель Петерсон, Людмила Георгиевна
  • «Перспективная начальная школа». Согласно УМК предполагается работа в малых группах. Выпускается издательством Академкнига/Учебник.
  • «Планета знаний». Очень много общих тем в данном УМК. Предполагается большая проектная работа. Выпускает издательство Астрель
  • Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Издается компанией Вита-Пресс
  • «Начальная инновационная школа». В состав рекомендуемых ФГОСом входят учебники по музыке, технологии, физкультуре, изобразительному искусству и иностранному языку. Выпускается издательством Русское слово.

Эти УМК отличаются друг от друга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector